Дипломное исследование на тему: Роль советского государства в образовании современного государства Израиль



Скачать 410,48 Kb.
страница1/5
Дата16.06.2018
Размер410,48 Kb.
  1   2   3   4   5
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»»



ДИПЛОМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

на тему:


Роль советского государства
в образовании современного государства
Израиль

Выполнил:


Бузукашвили Габриэль Ревазиевич, ученик 10 класса «А»

Руководитель:

Кандидат философских наук, Гутлин Михаил Наумович

Рецензент:


Бурикова Ирина Валерьевна

Москва
2017




Оглавление


Москва 2017 1

Введение 3

Глава I Формирование советско-израильских отношений до образования государства 6

§1 Отношение Сталина к еврейскому вопросу до 1946 года 6

§2 Причины сближения Советского руководства с сионистами 11

Глава II Дискуссии о роли СССР в создании еврейского государства, его признании и помощь во время «Войны за независимость» 18

§1 Сближение сионистов и Сталинского руководства против США и Англии 18

§3 Декларация независимости. Война за независимость. Помощь СССР в поставках вооружений. 24

Глава III Ухудшение отношений 34

Заключение 38




Введение


Актуальность темы

Данная тема актуальна с точки зрения современных российско-израильских отношений и особого сближения этих двух государств. На протяжении 24 лет между Израилем и Советским Союзом не было дипломатических отношений. На сегодняшний день отношения Российского и Израильского государства и их руководства являются высокопродуктивны. Россия сейчас относится более лояльно к Израилю в ближневосточном конфликте, также развивается экономическое, политическое и культурное сотрудничество. Конечно же, это связано не только с общими интересами обои государств и неудачного итога поддержки СССР противников еврейского государства, но и имеет тесную духовную и историческую традицию. Прежде всего, потому, что Советский Союз сыграл особую роль в создании государства Израиль.



Цель данной работы состоит в выяснении отношения СССР к поддержке сионистского режима и созданию еврейского государства, и вособенно в определении личного вклада Советского руководства во главе со Сталиныи И.В. в эти процессы.

Задачами работы являются:

-Выяснить, как формировались советско-израильских отношений до образования современного Израиля.

-Выяснения вопроса о роли СССР в роли СССР в создании еврейского государства, его признании и помощь во время «Войны за независимость»

-Выяснения ухудшения советско-израильских отношений в 19949-1953 годах.

Гипотеза исследования:

В своем исследовании мы постарались выяснить и изложить, почему Советский Союз во главе со Сталиным приложил максимальные усилия для создания Израиля. В исторической науке долгие годы существовало сугубо негативное мнение о советско-израильских отношениях с момента образования Израильского государства, однако мы попытаемся показать, что роль СССР и особенно его руководителя И.В. Сталина в процессе образования Израиля и его выживания является колоссальной, что само еврейское государство не могло бы появиться без активного участия Советского Союза.

Структура работы

Данное исследование состоит из трех глав, в которых прослеживается формирование советско-израильских отношений, дискуссии о роли СССР в признании, создании и помощи Израилю во время Войны за независимость, а также причины ухудшения Советско-Израильских отношений.



Характеристика использованных источников и литературы

В данном исследовании использовались следующие источники и литература:



  1. «Зачем Сталин создал Израиль?», Л.М. Млечин.
    Леонид Михайлович Млечин- советский и российский журналист, международный обозреватель, телеведущий. Член Союза писателей СССР (с 1986 года) и Союза писателей Москвы. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2004).
    В этой книге рассматриваются причины поддержки Сталиным сионистского режима. Данная работа является одной из первых, затронувших проблему оценки советско-израильских отношений. По книге снят документальный фильм.

  2. Штереншис М. "История государства Израиль"
    История Государства Израиль — это первая оригинальная общая история Израиля на русском языке. Цель книги — подробно описать историю создания и развития современного Израиля. Книга охватывает временной период более ста лет, однако больший акцент сделан на истории Израиля с момента его образования и провозглашения Декларации Независимости. Книга является учебником.
    Д-р Михаил Штереншис-писатель и историк с многолетним интересом к истории Израиля. Он изучал историю в University of Pennsylvania в Филадельфии, США и позже проходил докторантуру в Еврейском Университете в Иерусалиме, Израиль. Сейчас он преподает в Американском институте израильского образования в Ход ха- Шароне, Израиль.

  3. «Тайная политика Cталина. Власть и антисемитизм.» Г.Кострыченко
    Генна́дий Васи́льевич Костырче́нко (род. 2 сентября 1954) — российский историк, доктор исторических наук, исследователь советской политики и национальных отношений.
    За книгу «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм» Федерация еврейских общин России наградила Костырченко премией и званием «Человек года — 5762» («За лучшее исследование в области новейшей еврейской истории») Эта книга поможет разузнать, действительно ли Сталин являлся антисемитом, как он относился к евреям, Израилю

Глава I
Формирование советско-израильских
отношений до образования государства

§1
Отношение Сталина к еврейскому вопросу до 1946 года


В конце 1930 года Еврейское телеграфное агентство США отправило Иосифу Сталину вопрос об отношении Советского руководства к антисемитизму, на что получила быстрый и четкий ответ лично от Иосифа Виссарионовича: «Отвечаю на Ваш запрос.

Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.

Антисемитизм выгоден эксплуататорам как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты как последовательные интернационалисты не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма.

В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм как явление глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью.»1

30 ноября 1936 году это было опубликовано в газете “Правда” № 329

Многие историки и политические деятели считают Сталина одним из самых ярых и жестоких антисемитов XX столетия. К примеру, еще в 1952 году С.М. Шварц опубликовал книгу «Антисемитизм в Советском Союзе», в котором ввел понятие «новый антисемитизм» и рассказал о антиеврейской политике советских властей, которые действительно имели место в 30-е и 40-е года.2 Американский историк Р.Такер считал, что Сталин стал антисемитом задолго до Октябрьской революции.3 Часть аргументов данных и многих других исследователей частично и не вполне обоснованы, но отсутствие доступа к архивам и ограниченность полученной ими информации привели к преувеличению действительных вещей. До сих пор мы не можем с достаточной уверенностью утверждать насколько Сталин был антисемитом до своего прихода к власти и после, и по какой причине вел похожую на антиеврейскую внутреннюю политику в некоторые годы своего правления. Стоит помнить, что он был жесток ко всем проявлениям, противоречащими режиму, и в частности любым проявлениям национализма. Под каток репрессий попадали самые разные политическое деятели и различные слои населения. Сталин считал, что путь жестокого террора - это важнейший путь сохранить единство государства и укрепить его, и что потребуется большое количество большое количество убитых и отправленных в лагерях будет оправдано построением могущественной, обороноспособной и дисциплинированную коммунистической державы.

Нельзя сказать, что Сталин испытывал ненависть к какому-то определенному народу, хотя бы потому что он был интернационалистом по убеждениям. Он ненавидел любое проявление национальной вражды, расизма или шовинизма. Его задачей было ослабить национальное самосознание каждого народа в СССР, в том числе евреев, у части которых оно это выражалось наиболее ярко. Под вал репрессий наравне с евреями попадали представители всех народов без исключения. Например, во время репрессий «по национальным линиям» состав осужденных по «польской линии» достиг 130 тысяч, 111 тысяч из которых были приговорены к расстрелу.4 Также, несмотря на то, что, будучи грузином будучи грузином, Сталин не пощадил представителей своей национальности, среди грузин оказались тысячи жертв репрессий. Среди них были даже члены семьи Сталина (например, родственники его первой жены из рода Сванидзе). В начале XXI века был создан проект «Сталинские списки из Грузии», где есть биографии около 4 тысяч грузин, попавших под колесо репрессии5 во время Сталинского правления. Для него как евреи, так и представители других национальностей были лишь человеческим материалом, он вряд ли мог испытывать любовь или ненависть к отдельным народам, будучи интернационалистом. Но проявление особой жестокости в отношении населения страны очевидны.

Также историки, считающие, что Сталин относился к евреям особенно враждебно, приводят в доказательство его юдофобии тот факт, что среди конкурентов в борьбе за власть как до революции, так и после были и евреи. Но причина соперничества была не в их национальности, а в их идеях. В то же время Сталин строил социалистический режим вместе с представителями еврейской национальности, например, с Лазарем Моисеевичем Кагановичем, Львом Захаровичем Мехлис и многими другими, которые на протяжении всей жизни были помощником, другом и поклонником Сталина.

В 20-х годах антисемитизм в обществе во многом спровоцировала социальная структура евреев. В государственных и общественных учреждениях 30% руководителей были евреи. Весь существующий частный сектор в 20-е годы принадлежал почти исключительно евреям. 75% всех аптек в торговом бизнесе Москвы принадлежало евреям. 6Частнопредпринимательская деятельность начала преследоваться в СССР в конце 20-х годов как пережиток капитализма. Руководство страны начало вытеснять ее из экономики, отчего этим евреям пришлось очень сильно пострадать. Борьба с «представителями частного хозяйств» в СССР была зачастую «борьбой против евреев». Но это не может являться доказательством антисемитизма советского руководства.

При Сталине, велась активная борьба с религией, закрывались церкви, мечети и синагоги.

«Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих предрассудков, потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этим классам» 7
Но, запрет учить Тору и исполнять заповеди для евреев оказывается почти тем же самым, что геноцид. Были сосланы и расстреляны многие авторитетные литовские и хасидские раввины. К 1933 году было закрыто 257 синагог. В 1937 году был расстрелян М.Бен-Азик, глава московской общины любавических хасидов, но в то же время было репрессировано 70 тысяч православных священников монахов и мирян. 8

Нельзя дать четкий ответ по поводу антисемитизма Сталина и его внутренней политики. Если сравнить его правление с правлением Адольфа Гитлером, то конечно же ситуация с евреями в Советском Союзе была намного менее плачевной. Несмотря на борьбу против религии, в стране официально существовали синагоги и даже вне ведома властей изучалась Тора, чего невозможно представить в фашисткой германии. В Москве действовала Хоральная синагога, которую в 30-е годы посещала Голда Меир и хасидская синагога на Марьиной роще. Преследование религии в СССР при Сталине не было первостепенной задачей, а также оно относилось к любой религии, не выделяя в частности иудаизм. Для еврейского сознания это катастрофа, но своим упорством и верностью, и любовью к Торе многие, жившие в Сталинские годы евреи сумели сохранить еврейскую традицию, несмотря на риск и опасности. В Третьем Рейхе, где политика государства была антисемитской на самом высоком уровне, это было невозможно.


Отношение же правительства к евреям до конца сороковых годов, как к этнической группе было таким же, как отношение к любой другой.

В 30-е годы практически все страны мира закрыли свои границы для еврейских беженцев от нацизма, и только Советская страна эти границы открыла, так в частности в 1939 году после Пакта Молотова Ребентропа и вступления Красной армии на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины были спасены около миллиона евреев в Польше нашли спасения от нацистов на территориях, занятых советской армии, куда их пускали совершенно беспрепятственно. Например, среди них оказался один из вождей сионистского движения, ученик З.Жаботинского и будущий премьер-министр Израиля Менахем Бегин, который до конца своих дней сохранил огромное уважение к Советскому Союзу и благодарность Сталину. 9

С другой стороны, Сталин не испытывал совершенно никакой симпатии к евреям, судьба народа его совершенно не волновала и он, понимая, насколько высоко национальное самосознание боролся против этого самыми жестокими методами.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница