Диверсификация национальной экономики как важный фактор интеграции страны в глобальную систему мэо



страница1/9
Дата23.09.2017
Размер1,52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ЦЕНТР МАГИСТРАТУРЫ



На правах рукописи

АЗИМОВ ЭЛЬШАД АДИЛ оглы

МАГИСТРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
на тему: «Диверсификация национальной экономики как важный фактор интеграции страны в глобальную систему МЭО»

Название и шифр направления 060401 Мировая Экономика



Название и шифр специальности Международные Экономические

Отношения


Научный руководитель:

доц. С.М. Мамедова

Зав. Кафедрой:




Руководитель магистерской программы:

доц. М.Р. Джамилов

д.э.н., проф. Ш. Г. Гаджиев


БАКУ - 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВАI. ЭВОЛЮЦИЯ, И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВВ МИРЕ

1.1. Теоретические концепции, правовые основы и этапы развития МЭИ……..6

1.2. Общая характеристика интеграционных блоков – механизмы управления, формы и направления развития…………………………………………………...14

1.3. Роль и классификация базовых концепций диверсификации национальной экономики…………………………………………………………………………...21

ГЛАВА II. МЕСТО, РОЛЬ И АНАЛИЗ УЧАСТИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

2.1. Социально-экономическая модель развития Азербайджана………………..27

2.2. Место Азербайджана в МРТ и пути повышения его конкурентоспособности на мировом рынке……………………………………………………………………...37

2.3. Роль внешней торговли на пути решения социально-экономических задач и усиления интеграции Азербайджана в мировую экономику…………………….43

ГЛАВА III. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ГОСУДАРТСВЕННАЯ ЗАДАЧА

3.1. Основная структура и направления диверсификации экономики Азербайджана………………………………………………………………………..50

3.2. Проблемы диверсификации национальной экономики в современных условиях развития мирового хозяйства…………………………………………....59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….79

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...81

XÜLASƏ

SUMMARY
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследуемой темы. Ускоренный процесс интеграции экономики Азербайджана, расширение торгово-экономических отношений со многими странами мира являются наиболее важными задачами, стоящими перед правительством в ближайшие годы.

В диссертационной работе были рассмотрены концептуальные основы социально-экономического развития, конкурентоспособность Азербайджана на мировом рынке, а также стратегический взгляд и механизмы, направленные на преодоление негативных последствий спада мировых цен на нефть, и диверсификация экономики на базе дальнейшего развития ненефтяного сектора экономики. В настоящее время привлечение иностранных инвестиций, построение структуры производства в регионах, использование человеческого капитала, эффективное использование валютных резервов страны для регулирования финансовых процессов и капиталовложений являются приоритетными задачами, стоящими перед Азербайджаном.

Поэтому актуальность данной темы исследования подтверждает важность рассмотрения данных процессов и выявление возможных проблем, с которыми может столкнуться страна.

Целью исследовательской работы является изучить теоретические и практические стороны стратегии Азербайджана на пути интеграции как в региональные, так и в международные интеграционные объединения. Изучить стратегические взгляды и направления, сформированные правительством страны, по снижению зависимости экономики страны от экспорта нефти и газа, и их роль в социально-экономической жизни Азербайджана.

Для достижения и реализации определенных целей были рассмотрены нижеследующие задачи:

- Изучить формирование интеграционных объединений, их эволюцию и тенденции развития, дать понятие диверсификации и правовых основ для усовершенствования интеграционных процессов;

- Проанализировать текущее состояние экономики Азербайджана, усовершенствование азербайджанской социально-экономической модели, участие Азербайджана в мировой экономике и роль внешней торговли, как механизм развития и роста экономики страны;

- Обобщить результаты показателей динамики развития, определить перспективы и проблемы по достижению цели по диверсификации экономики, путем предложения путей реализации и рассмотрения вопросов по преодолению зависимости экономики от экспорта сырья.

Предметом исследования является анализ основной структуры национальной экономики, ее зависимость от экспорта углеводородов, девальвация национальной валюты, рост показателей социально-экономической жизни и их зависимость от нефтяного сектора.

Объектом исследования является экономика Азербайджана в контексте её диверсификации и последующей интеграции в глобальную систему МЭО.
Научная новизна работы. В работе были рассмотрены основы экономической политики Азербайджана в ближайшие 5 лет, а также изучена зависимость экономики страны от экспорта энергоресурсов на основе регрессионно-корреляционного анализа.

Информационной базой диссертационной работы послужили материалы Государственного Комитета Статистики Азербайджанской Республики, мониторинговые исследования, публикуемые Международным экономическим форумом, материалы и показатели Центрального Банка Азербайджанской Республики, материалы Всемирного Банка и Всемирной Торговой Организации.

Структура работы. Структура диссертации следующая.

В первой главе рассматриваются теоретические основы международной экономической интеграции, ее роль в развитии экономик регионов и отдельных стран, а также правовые основы, гарантирующие правильное функционирование данных объединений.

Во второй главе рассматривается экономическая ситуация Азербайджана, роль и участие Азербайджана в интеграционных объединениях, а также внешнеторговые операции и попытки Азербайджана по созданию условий для развития торговых связей со многими странами мира.

Наконец, третья глава, состоит из статистического анализа структуры, анализа динамики и графиков путей Азербайджана, направленные по диверсификации экономики, а также рассмотрения проблем диверсификации для их дальнейшего решения.



ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕНДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МИРЕ.

    1. Теоретические концепции, правовые основы и этапы развития МЭИ.

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс, с помощью которого страны сливаются в крупные структуры в целях повышения благосостояния нации или групп. Целью теории международной экономической интеграции является выявление экономических обоснований и детерминантов процесса, а также объяснение и попытка формирования пути развития, предоставления соответствующих инструментов для измерения ее влияния на благосостояние. Тем не менее, теоретическое рассмотрение экономической интеграции является сложным, потому что интеграция и поощряет, и ограничивает торговлю и мобильность факторов в одно и то же время. В то же время, либерализация торговли (и мобильность факторов в определенных типах интеграции), по крайней мере частично, ограничена и искажена между участвующими странами, а также между интегрированными группами и остальным миром. Следовательно, международная экономическая интеграция может рассматриваться в определенных обстоятельствах как своего рода интроспективный характер экономической стратегии для стран-участниц (по крайней мере, только на начальных этапах интеграции).

В целом цель экономической интеграции является ясной – это средство для повышения благосостояния страны. Несмотря на то, что это определение является расплывчатым, оно предполагает, что нет никакого общего согласия в отношении способов для достижения цели повышения благосостояния. Известный венгерский экономист Бела Баласса в 1962 году определить экономическую интеграцию как процесс, так и положением согласованных дел. Интеграция представляет собой процесс, включающий в себя снятие торговой дискриминации между различными состояниями, в то время как, вышеуказанное состояние дел характеризуется отсутствием различных форм дискриминации. П. Робсон относится к экономической интеграции как к процессу эффективного использования ресурсов, с особым акцентом на пространственных аспектах. Необходимые условия для достижения вышеуказанного включают свободу движения товаров, факторов производства и отсутствие дискриминации среди участников. Кроме того, когда ресурсы распределяются согласно ценовому механизму, необходимо учитывать меры, гарантирующие, что рынок своевременно обеспечит правильными сигналами, а учреждения ответят соответствующим эффектом интеграционной роли рынка.

В. Молл рассматривает экономическую интеграцию, как процесс постепенной ликвидации экономических границ между странами. На первой стадии, торговля между партнерами рынка характеризуется расширением свободы экономических действий, а также движением факторов производства. Следующей характерной чертой является координация национальной политики в отношении экономических секторов. Из вышеуказанных теоретических определений следует отметить, что экономическая интеграция представляет собой сотрудничество хозяйственной деятельности между двумя или более странами с целью ускорения их экономического развития, в частности благосостояния. По сотрудничеству хозяйственной деятельности, которые могут быть предприняты странами-членами, могут включатся все возможные другие совместные экономические действия, т.е. мы имеем дело, не только с торговым обменом стран-членов, но также и с другими видами экономической деятельности, таких как: прямые иностранные инвестиции, предоставление кредита, заимствования, гармонизация торговой политики, налогов, различных форм собственности, законодательной политики, международного права и т.д.

Экономическая интеграция была определена как субъект в экономических работах Джейкоба Вайнера, который предложил новаторское различие между созданием процессов торговли и диверсификации торговли в целом как необходимого условия для анализа экономических последствий дискриминационных сокращений и снятий тарифов.

В то время, как неоклассические теории торговли рассматривали таможенный союз, как второй лучший способ, по сравнению с односторонним подходом ликвидации тарифов, его исследования среди других прочих, показали, что интеграция (в смысле взаимной либерализации торговли) имеет и другие положительные эффекты для членов. Согласно определениям Вайнера, определяются основные причины полезности существования международной интеграции в лице международной торговли:


  • возможность странам специализироваться в соответствии с их сравнительными преимуществами,

  • способность использовать экономию от масштаба,

  • а также стимулирующие эффекты усиления конкуренции.

До детального анализа Вайнера в 1950 году, как свободные участники рынка, так и протекционисты не высказывались в пользу торговых блоков. Первые видели только преимущества свободной торговли внутри торгового блока, а вторые подчеркивали преимущества защиты от товаров, не являющихся членами. Введение Вайнером ключевых концепций создания торговли и диверсификации торговли, показали, что так называемые «торговые блоки» не предназначены только для повышения благосостояния стран участников этого блока, так и других смежных регионов. Исследования Вайнера были одним из первых этапов развития международно-правовых основ, в которых он определил конкретные критерии для указания различия между возможными преимуществами и недостатками экономической интеграции. Так называемый «статистический анализ» Вайнера разделил возможные последствия экономической интеграции созданием торговли и диверсификации торговых эффектов.

Идеи неокейнсианства, в 70-х гг, представителем которого являлся экономист Р. Купер, определял недостатки международной экономической интеграции тем, что следует предпринимать попытки уберечь страны участников от убытков и сохранить максимальную для каждой страны участницы экономическую выгоду участия. Они предполагали и рассматривали два варианта развития процесса международной интеграции, первым рассматривался процесс последующей утраты свободы страны-участницы, следующим являлся попытка сохранения национальной свободы в решениях торговых процессов.

Среди российских экономистов, рассмотревших теорию международной экономической интеграции следует выделить Н. Шмелева, который рассматривал необходимость международной экономической интеграции потребностью международного разделения труда, международной специализацией, научно-техническим прогрессом Основным критерием считалось межгосударственное регулирование, с общими органами управления и правовыми основами.

Исходя из этого, в середине XX века стала укрепляться правовая основа для развития интеграционного объединения стран в лице единого торгового блока. В качестве примера было бы целесообразно рассмотреть правовые основы и стадии развития одних из главных интеграционных блоков в лице Европейского Союза. Развитие этого интеграционного объединения не прошло за короткие сроки. Существует ряд причин, которые стали движущими органами этого процесса, среди которых следовало бы отметить попытки получения доступа к внешним рынкам, в основном к зарубежным рынкам сбыта. Страны в послевоенные периоды при низком экономическом росте старались получить доступ к производственным ресурсам, которые являлись как более доступными, так и более дешевыми. Используя дешевые производственные ресурсы данные страны желали улучшить условия торговли, путем преимущества и сокращения издержек на масштабе производства. Страны находясь в сложных условиях желали добиться устойчивого экономического роста, привлекая прямые зарубежные инвестиции. Данные причины и желания отдельных стран в 50-е годы XX века стали создавать все необходимые правовые основы для свободного регулирования всей интеграционной формы как единого механизма. Страны-участники вышеуказанного объединения активно стали укреплять правовые основы западноевропейской экономической интеграции путем соглашений и нормативных актов.



В качестве важных межгосударственных соглашений о функционировании экономической интеграции в Европе и ее расширении стал Римский договор 1957 года о создании Общего рынка, а также ЕЭС, подписанный следующими странами: Францией, Италией, ФРГ и странами Бенилюкса в 1958 году. Существует ряд других соглашений, которые используются для толкования и функционирования правовых аспектов ЕС, которые попадают под юрисдикцию Суда ЕС. Остальными немаловажными механизмами экономических интеграционных объединений являются различные решения, директивы, регламенты, мнения и рекомендации. Следует отметить особую роль регламентов, которые являются важным по статусу аспектом над законами стран-участников экономической интеграции, в частности ЕС, приобретающая силу закона на соответствующих территориях этих стран. Директивы ЕС являются одной из форм законодательства, направленная на страны-члены соответствующего интеграционного объединения. В ней обычно изложены цели и политика, которые нужно достичь. Государства-участники должны передавать соответствующие законодательства в действие в сроки, установленные в директивы. Директивы используются чтобы помочь обеспечить соблюдение свободной торговли, свободного перемещения товаров и услуг, а также правил конкуренции в рамках экономической интеграции. Также эти правовые свойства директива могут повлиять на социальную политику, путем влияния на занятость, трудового законодательства, здоровья, безопасности. Исходя из вышеуказанного становится ясно, что директивы, регламенты, рекомендации и мнения существенно влияют на свободные торговые связи между странами, создавая условия для их безопасного функционирования, выполнения поставленных задач в сроки, повышая благосостояние каждой страны-участницы международной экономической интеграции. Свободное участие государств, фирм на микро и макроуровни, межфирменные связи, направленные на регулирование и обеспечения условий для свободного движения товаров и услуг, рабочей силы и капитала между странами стали создавать все необходимые условия путем создания и преобразования необходимых форм экономической интеграции. Данные формы прошли ряд этапов развития, которые экономисты делят на ряд стадий:

  1. Преференциальная зона является торговым блоком, который дает преимущественное право доступа к определенным продуктам от стран-участниц. Это делается путем снижения тарифов, но не путем их полной отмены.

  2. Зона свободной торговли – представляет собой область, состоящая из стран, подписавшие соглашение о свободной торговле. Такие соглашения предусматривают сотрудничество, по меньшей мере, между двумя странами, чтобы уменьшить торговые барьеры и увеличить торговлю товарами и услугами друг с другом.

  3. Таможенный союз является одним из видов торгового блока, который состоит из зоны свободной торговли с общим внешним тарифом. Страны-участницы создают общую внешнюю торговую политику, но в некоторых случаях они используют различные квоты на импорт.

  4. Общий рынок, как правило, называют первой стадией на пути к созданию единого рынка. Он, как правило, строится на создании зоны свободной торговли с относительно свободным движением капитала и услуг.

  5. Экономический союз является одним из видов торгового блока, который состоит из общего рынка Таможенного союза. Страны-участницы имеют как общую политику по регулированию продукции, свободу передвижения товаров, услуг и факторов производства (труда и капитала) и общую внешнюю торговую политики. Когда экономический союз включает в себя единую валюту, то он характеризуются также как единый валютный союз.

  6. Полная экономическая интеграция является завершающим этапом экономической интеграции. После полной экономической интеграции, интегрированные блоки не имеют или имеют незначительный контроль, включающий в себя полный валютный союз и полное согласование бюджетной политики. Полная экономическая интеграция является наиболее распространенной в странах, а не в наднациональных институтах. Примером этого являются тринадцать колоний Соединенных Штатов Америки, которые можно рассматривать как ряд высоко интегрированных квазиавтономных национальных государств. В данном примере является очевидным, что полная экономическая интеграция осуществляется путем политического объединения и функционирования как единой экономической системы.

Вышеуказанные этапы или стадии в той или иной степени можно заметить в западноевропейской экономической интеграции, в которых можно выделить ряд отличающихся друг от друга этапов, переходя от более низших форм интеграции к более высшим. Данные переходы сопровождались расширением, т.е. увеличивалось число государств-участников данной экономической интеграции. Одним из первых этапов следует отметить подписание Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 году в Париже. В результате подписания вышеуказанного договора, среди стран-участниц отменялись субвенции, экспортные, импортные пошлины, различные количественные ограничения, меры по дискриминации в торговле стали, углем. Странам, которые не входили в Общий рынок, были введены единые пошлины на импорт товаров. Общее регулирование производства, перестройки процессов осуществлял Высший руководящий орган, тем самым создавались соответствующие правовые основы для различных институциональных инноваций, которые, в свою очередь, в рамках данного сотрудничества позволили экономически объединить Европу для дальнейшей международной интеграции. Подписание в 1957 году Римского договора позволило создать комплексный подход к хозяйственному взаимодействию стран-членов, путем регулирования, создания условий для свободного движения товаров, услуг, лиц и капиталов.

Факторы, определяющие интеграционные процессы:

1. Возросшая интернационализация хозяйственной жизни.

2. Углубление международного разделения труда.

3. Общемировая по своему характеру научно-техническая революция.

4. Повышение степени открытости национальных экономик.

Интернационализация представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей стран (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводственного процесса за рамки национального хозяйства. Росту интернационализации особенно активно способствуют транснациональные корпорации (ТНК).

Другим фактором развития интеграционных процессов являются глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда, происходящие прежде всего под влиянием НТР. Сам термин «международное разделение труда», с одной стороны, традиционно выражает процесс стихийного распределения производственных обязанностей между нациями, специализацию отдельных стран на определенных видах продукции. 

Учитывая все выше указанные этапы развития, создания единой правовой регулирующей основы для экономических субъектов на макро и микроуровне, страны с развивающейся экономикой, в лице Азербайджана, стремятся создать условия путем изменения структуры экономического функционирования для более интенсивной интеграции.

Используя вышеуказанный теоретический, правовой опыт Азербайджан стремится активно использовать свой экономический потенциал для укрепления в процессах региональной, международной интеграции.




    1. Общая характеристика интеграционных блоков – механизмы управления, формы и направления развития.

Исходя из вышеуказанных определений интеграционных группировок, правовых основ и стадий развития, следует, что объективный характер интеграционных блоков не происходит спонтанно, без управления государственных и межгосударственных органов. Базисом формирования как региональных, так и более широких форм интеграционных объединений является договорно-правовая основа данных группировок. Страны-участники, объединяясь в региональные межгосударственные комплексы на основе взаимовыгодных соглашений проводят единую политику как в социальной, так и в экономической жизни. Как было замечено ранее, данные интеграционные объединения и процессы охватывают в основном страны одного региона. Т.е. для успешного формирования международных региональных интеграционных объединений необходимо сходство не только географическое, но и культурное, религиозное, а также схожесть социально-экономической жизни данного региона. Среди общих главных предпосылок можно рассмотреть следующие:

Уровень экономического развития. Данная предпосылка для регионального интеграционного объединения функционирует при одинаковом уровне развития, гомогенности правовой, социально-экономической, однородности хозяйственных механизмов. Не должно быть широкого разрыва между макроэкономическими показателями – уровня инфляции, ВВП на душу населения, роста ВВП, процентных ставок, уровня заработной ставки. Основной причиной является то, что широкий разрыв в макроэкономических показателях не позволяет совмещать, формировать единые проекты. Второй предпосылкой является проявление разнообразия в экспортных структурах стран-участниц интеграции. Проблемой данной предпосылки является торговля данных стран при производстве одинаковой продукции, потому что создаются трудности на микроуровне данной интеграции.

Создание единой правовой системы позволяет укреплять процесс взаимодействия между предприятиями, их фондированием, трансфертом средств, экономии расходов и защиты прав, а также их страхование. Региональные интеграционные соглашения (РИС) стали основными условиями для развития международных отношений, а также одним из оснований для формирования региональных интеграционных блоков среди развивающихся стран, увеличения инвестиций и международной торговли. В последние годы региональная интеграция является одним из основных разработок в международных отношениях и основополагающим значением для многогранного процесса глобализации. Помимо промышленно развитых стран, по меньшей мере одна из развивающихся стран является участников данных соглашений. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) количество подписанных соглашений, согласованных в рамках правил ГАТТ и ВТО, резко увеличилось с 1990 года. Было ратифицировано 194 соглашения в 1999 году и 94 соглашения, сформированных с начала 90х годов XX века. За последние несколько лет в соглашениях произошли как качественные, так и количественные изменения в программе региональной интеграции. Среди них можно выделить следующие три изменения: признание процесса глубокой интеграции; закрытия регионализма в открытой модели и появление торговых блоков. Признание процесса глубокой интеграции анализирует аспект, что эффективная интеграция является гораздо более широкой, чем идея снижения тарифов, квот и барьеров. Она признает концепцию, что дополнительные барьеры склонны к сегментации рынков. Это в свою очередь препятствует свободному потоку товаров и услуг, а также процессу инвестиций. Переход от системы закрытого регионализма к более открытой модели возникла из-за того, что часть торговых блоков, которые были созданы из числа развивающихся стран в течение 1960-х и 1970-х годов были основаны на определенных конкретных моделях, таких как замещение импорта, а также региональные соглашения в сочетании с внешними торговыми барьерами. Появление новой системы торговых блоков было направлено на формирование единой системы взаимодействия стран с высоким уровнем дохода и развивающихся стран. Важным примеров вышеуказанного является присоединение к свободной торговле Канады и США, также и Мексики. Региональная интеграция в Европе была консолидирована в договоре о Европейском Союзе (Маастрихтский договор), который вступил в силу в ноябре 1993 года, заложив более крепкие основы для Европейского Союза. Европейская ассоциация свободной торговли является блоком свободной торговли четырех стран (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария), которая функционирует параллельно с Европейским Союзом. В январе 1994 года Мексика присоединилась к соглашению свободной торговли в Северной Америке между США и Канадой. В 1993 году в Тихоокеанском регионе была создана интеграционная группа из ряда азиатских стран, стран АСЕАН. В последнее десятилетие процесс региональной интеграции ускорился и углубился во всем мире, в Латинской Америке, Северной Америке, Европе, Африке и Азии посредством образования новых союзов, и торговых блоков. Тем не менее, критики данных форм интеграции указывали, что форма региональной интеграции носили неолиберальный характер, в соответствии с мотивами и ценностями Всемирной Торговой Организации, Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка, создавая условия для ослабления финансового регулирования, устранения барьеров для капитала и глобальных корпораций, их владельцев и инвесторов; фокусируясь на индустриализации, повышая глобальные объемы торговли и увеличения ВВП. Все вышесказанные аспекты резко усилили глобальное неравенство, растущие экологические проблемы в результате промышленного развития, смещение ранее сельских общин, когда-либо расширяющиеся городские трущобы, рост безработицы и демонтаж социальной и экологической защиты. Ослабление глобального финансового регулирования также внесли свой вклад в увеличение частоты и тяжести экономического кризиса, в то же время правительства все больше стали терять свой суверенитет при принятии мер для защиты и укрепления ослабленных экономик, так как все больше стали следовать правилам свободной торговли, осуществляемых ВТО и МВФ. Сторонники альтернативной региональной интеграции утверждают, что решение глобального кризиса (финансового, эконмического, экологического, климата, энергетики, здравоохранения и т.д.) должны включать решения региональных интеграционных групп, так как данные проблемы выходят за рамки национальных границ и территорий, требуют сотрудничество разных народов и стран. Тем не менее, они предлагают альтернативные доминирующие формы неолиберальной интеграции, которая в первую очередь осуществляется для нужд транснациональных корпораций и инвесторов. В настоящее время в мире насчитывается около 20 интеграционных объединений. Крупнейшими международными интеграционными объединениями прошедшие несколько этапов и форм развития являются: Европейский Союз (ЕС), Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК).

Рассмотрим общие характеристики и различия интеграционных тенденций как в развитых, так и в развивающихся странах. Европейский союз представляет собой экономическое и политическое объединение 28 стран, юридически закрепленного Маастрихтским договором в 1992 году согласно принципам Европейских сообществ. Согласно статистической службе Европейского Союза (Eurostat), с пятьюстами миллионами жителей доля Европейского Союза в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) в 2012 году составила около 23% (более 16 трлн долларов США), и около 19% по паритету покупательной способности. Общий рынок интеграционного объединения Западной Европы, как было отмечено ранее, был создан благодаря стандартизированной системе законов, которые в свою очередь гарантировали свободное движение капитала, людей, товаров и услуг. Отмена паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны позволило ускорить процесс движения ресурсов. Союз, принимая законы активно решает проблемы в сфере правосудия, внутренних дел, вырабатывая общую политику в области торговли, регионального развития, а также сельского хозяйства. Данный союз являясь субъектом международного публичного права, имеет полномочия на заключение международных договоров, участие в вопросах международных отношений. Согласно Римскому договору основой Европейского Союза является таможенный союз, который запрещает любые сборы, импортные и экспортные пошлины в отношении стран-участниц. Все вышеперечисленное создает два аспекта данного союза:

  1. Первый аспект – представляет собой создание зоны свободной торговли внутри сообщества, сохраняя свободы экономических действий к третьим странам;

  2. Второй аспект - формирование единой внешнеторговой политики на базе замены национальных тарифов единым таможенным тарифом.

Логическим завершением строительства внутреннего рынка ЕС является валютный союз, который в свою очередь позволит перейти на новый уровень интеграции.

В противовес ЕС в Северной Америке 17 декабря 1992 году между Канадой, США и Мексикой, заменивший соглашение о свободной торговли между Канадой и США в 1988 году, было подписано соглашение о создание Североамериканского соглашения о свободной торговли (НАФТА). В отличии от ЕС, в которой интеграционные процессы шли от правительств к государственным органам, в Северной Америке интеграционный процесс начался от микроуровня, т.е. от сотрудничества канадскими и американскими корпорациями для создания условий развития на макроуровне. Однако процесс перехода к свободной торговле в НАФТА оказался сложным. Достаточно отметить, что ликвидация пошлин в торговле заняла более 10 лет. Несмотря на то, что в аграрной сфере часть пошлин еще сохраняется, в 2008 году между Мексикой и Канадой, а также Мексикой и США были отменены пошлины в торговле. Несмотря на то, что ЕС основывается на концепции распределения власти органами союза (Европейский Совет, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия), то страны-участницы НАФТА стремятся устранить барьер в сфере торговли и инвестиций, создавая условия для интеграции путем формирования конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Правовой в сфере торгового оборота основой вышеуказанных формирования связей являются директивные органы в рамках, установленных НАФТА. Страны-участницы НАФТА стремятся ликвидировать таможенные и паспортные барьеры, создать условия для стимулирования товаров и услуг между Канадой, США и Мексикой, поддержать условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли, привлечения инвестиций путем создания единого континентального рынка, формирование базы для будущих корпораций на микроуровне, обеспечив эффективную защиту прав интеллектуальной собственности. Общими характеристиками ЕС и НАФТА является то, что они нацелены на снижение барьеров, которые возникают между ними, с целью содействия развития торговли. Данные объединения достигают своих целей путем снижения тарифов на товары. Далее данные страны будут стараться нарастить свою мощь путем сотрудничества для получения дешевого сырья из третьих стран мира.

В отличии от развитых странах, в которых экономическая интеграция (ЕС, НАФТА) наблюдалась с либерализацией взаимной торговли переходя в сферу производства, то в развивающихся странах интеграционный процесс (АСЕАН, МЕРКОСУР) начался с распространением на сферы производства с дальнейшим переходом на сферу взаимной торговли. К общим характеристикам интеграционных объединением развивающих стран можно отнести следующие проблемы, с которыми сталкивались международные интеграционные группировки в 80-90х гг. XX века. :

  1. Разделение труда в странах-участницах было достаточно низкого уровня;

  2. Торговля в большей степени происходила с развитыми странами. Попытки ликвидации пошлин или их снижение не привело к повышению внутригруппового товарооборота;

  3. Освоение природных ресурсов происходили на основе финансирования ТНК или инвестиций развитых стран, что приводило к финансовой зависимости данных интеграционных групп;

  4. Взаимодействие между развивающимися странами внутри объединения были намного ниже, чем этих стран со странами участницами ЕС или НАФТА.

Исходя из вышеперечисленного стоит отметить, что взаимодействие между странами как в экономическом, так и политическом не отвечало условиям вышеупомянутых форм развития, они представляли собой форму доинтеграционного уровня. Из этого следует, что это взаимодействие носило характер регионального сотрудничества, а не интеграционного объединения.

С начала 90-х гг. как в развитых, так и в большей мере в развивающих странах наблюдается тенденция создания новых интеграционных объединений. Однако многие из них находятся на доинтеграционном уровне. В связи с кризисом в 2014-2015 гг. цен на энергоресурсы, многие развивающиеся страны, в большей мере страны экспортеры нефти СНГ будут стремиться взаимодополнить товарооборот и экономические связи для выхода на новый уровень интеграционного объединения в ближайшие 10 лет. Интеграционный процесс в развивающихся стран, в том числе и интеграционных объединений, куда входит Азербайджан, не будет носить региональный характер, по причине конкуренции вышеупомянутого сотрудничества объединений развитых стран. Успешным примером развития и выхода на новый уровень и этап развития международной интеграции являются объединения в Азиатско-Тихоокеанском региона, на основе использования внешних (зарубежных инвестиций) и внутренних (дешевой рабочей силы) факторов.


    1. Роль и классификация базовых концепций диверсификации национальной экономики.

Сильная, растущая, устойчивая экономика является целью каждой страны и народа. Устойчивая экономика повышает уровень жизни нации путем создания благосостояния и рабочих мест, стимулируя развитие новых технологий, параллельно обеспечив стабильный политический климат. Прежде чем рассмотреть роль диверсификации в повышении благосостояния и стимулирования экономического роста, создания благоприятного экономического климата, следует рассмотреть понятие диверсификации в экономическом смысле.

Согласно определению, в «Современном экономическом словаре» Райзберга Б. А. и Лозвоского Л. Ш. диверсификация – (от от лат. diversus — разный и facere — делать) представляет собой расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства. Экономическое понятие диверсификации представляет собой процесс распределения вкладываемых в экономику денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход. Т.е. диверсификация представляет собой процесс расширения диапазона различной экономической деятельности, процесс глубокого проникновения в другие сферы экономики. Стоит отметить и специализацию, она вместе с диверсификацией экономики представляют собой закономерный процесс перетекающих друг в друга. Однако из-за влияния различных экономических факторов может наблюдаться процесс расширения диапазона экономической деятельности, либо тенденция к специализации – сужение данной тенденции экономической деятельности и диапазона производства.

В условиях современного кризиса для стран, специализирующихся на добыче и продаже энергоресурсов, в частности нефти, пришел процесс адаптации к условиям жизни «низких цен», что в свою очередь ускоряет процесс поиска и подготовки «новых» источников дохода.

Азербайджан, как и ряд некоторых государств, добывающих нефть, начали подготовку к этому процессу несколько лет назад. Причиной разработки процесса расширения производства и снижения зависимости экономики Азербайджана от экспорта сырья стал ряд факторов, происходящих в мировой экономике. Столкновение с нижеперечисленными факторами повышают роль создания стратегии и будущих направлений диверсификации национальной экономики, в частности Азербайджана.



Процесс глобализации является важным фактором стимулирующий развитие и создание новых процессов в производственной сфере развивающихся стран. Данные инновационные новшества в операционной деятельности стран и в их производстве повышает конкурентное производство как на региональном, так и в межконтинентальном уровне. Азербайджан, как страна с развивающейся экономикой, сделав прогноз на укрепление конкуренции, будет стремительно использовать принципы и преимущества глобализации, путем своевременного анализа рынка и повышения роли диверсификации экономики. В последние годы фундаментальной основой экономики Азербайджана составлял процесс продажи углеводородных ресурсов, что вынуждало Азербайджан добиться повышения роли ненефтяного сектора, обеспечить прогресс экономики на основе научно-технического прогресса, повысить конкурентоспособность страны. Для поддержания и достижения цели повышения конкурентоспособности страны возникает необходимость в укреплении роли интеллектуального собственности, которая в свою очередь позволяет использовать и оперативно решать проблемы, возникшие в основных направлениях диверсификации экономики Азербайджана. Рассматривая роль диверсификации следует указать ее преимущества и недостатки для национальной экономики Азербайджана. К преимуществам диверсификации следует отнести следующие аспекты:

  • Является одним из лучших способов выхода из производства в той отрасли, которая находится на спаде. Рассматривая экономику Азербайджана, данной отраслью, как было отмечено ранее является добыча углеводородов и их экспорт как сырья.

  • Снижение зависимости от одного рынка или продукта;

  • Возможность распределения риска и их будущее предотвращения, путем своевременного создания необходимых резервов и инвестиций;

  • Повышения дополнительных инвестиций экономики и кредитоспособность внутренних компаний Азербайджана;

К недостаткам следует отнести следующие факторы:

  • Диверсификация экономики в условиях «низких цен» требует использование значительных резервов денежных средств, что приводит снижению обеспечения в условиях риска.

  • Новое расширение в сфере производства и услуг может потребовать навыки вышеупомянутой интеллектуальной собственности, которая может быть не готова к быстрому изменению деятельности предприятий в экономике;

  • Может возникнуть процесс нежелательного развития новых кластеров экономики с переноса средств с имеющихся предприятий на новые.

Как отметил Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, во время государственного визита в Китайской Народной Республике, в декабре 2015 года, целью Азербайджана является становление развитой страной и успешная диверсификации в условиях снижения цен на нефть и углеводородные ресурсы. Исходя из этого, согласно документу «Азербайджан – 2020: взгляд в будущее» базовыми концепциями диверсификации национальной экономики Азербайджана является повышение конкурентоспособности экономики, ее защита и макроэкономическая стабильность, усиление и укрепление монетарной и фискальной политики, повышения роли малого и среднего бизнеса в экономике Азербайджана, усовершенствование внешнеторговой, инвестиционной политики. Базовой концепцией диверсификации национальной экономики взята экономическая модель экспортной направленности, которая в свою очередь позволит инвестировать в ненефтяной сектор капитал и использовать человеческий фактор для формирования экономики, основанной на интеллектуальной собственности.

Основными видами диверсификации национальной экономики можно рассмотреть следующие, которые способствуют адекватно стимулировать рост и бороться с внешним натиском экономически сильных импортеров и стран.



  1. Концентрическая диверсификация рассматривается как процесс налаживания производства новых продуктов и услуг путем использования потенциала имеющихся ресурсов. Азербайджан, основываясь на данную концепцию, инвестирует в предприятия по перепроизводству углеводородного сырья, повышения продукции в нефтехимической сфере.

  2. Конгломератная диверсификация представляет собой направление расширения производства, которые не связаны с применяемыми технологиями, ни с существующими на рынке товаров.

  3. Горизонтальная диверсификация рассматривается как процесс повышения дохода и благосостояния предприятий, активных в экономической деятельности Азербайджана, путем производства новой продукции, используя новые технологии. Т.е. это направление на расширение ассортимента экспортируемых товаров. Государство увеличивает число отраслей для повышения своей активности, тем самым сократив отраслевой риск банкротства вместе с этой отраслью.

Данные базовые концепции и направления, их своевременное эффективное выполнение может столкнуться с различными стоп-факторами, а также интересами различных экономик стран, заинтересованных во внутреннем рынке Азербайджана. Поэтому диверсификация по укреплению производства в ненефтяном секторе станет стабильной основой стабильности к постоянно меняющимся экономическим ситуациям. Грамотно построенная стратегия и стремление Азербайджана достичь целей за короткие сроки, трансформация экономики в целом, позволит получать прибыль даже во времена высокой волатильности цен на важный экономический двигатель страны.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница