Дневник сопровождения как инструмент уточнения особенностей одаренных детей



Скачать 27,05 Kb.
Дата26.06.2017
Размер27,05 Kb.
Дневник сопровождения как инструмент уточнения особенностей одаренных детей

Булатова Марина Владимировна

МДОУ «Рябинка» г. Переславль

Сейчас чаще всего представление об одаренных детях включает, прежде всего, образ «вундеркинда», многознайки, резко опережающего своих сверстников. Но это всего лишь один из типов одаренности. Дети значительно отличаются по уровню одаренности. Несколько упрощая, можно выделить два основных типа - это исключительная одаренность, т.е. это те дети для выявления одаренности которых, как правило, не нужны ни специальные наблюдения, ни тесты. Эта одаренность видна невооруженным глазом. Эти дети, как правило, относятся к группе риска т.к. у них отмечаются проблемы общения, часто повышенная нервная возбудимость. Таких детей – единицы, в нашей практике единичный случай. И вторая группа, она достаточно многочисленная – высокая норма. Это благополучные, как правило, гармонично развивающиеся дети. В основном, это те дети, с которыми мы работаем по дополнительным программам и/ или осуществляем дифференцированный подход.

Очень часто одаренность носит только временный характер, когда в определенном возрастном периоде объединяются возможности сразу нескольких возрастов. Многие наши «вундеркинды» - это именно дети с ускоренным возрастным развитием. Такое ускорение часто носит временный характер, и с возрастом эти дети заметно «усредняются», тускнеют.

Существуют одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии нет резкого возрастного опережения. Их одаренность видна только квалифицированным психологам и педагогам много и серьезно работающих с ребенком. Такие дети выявляются в процессе деятельности т.е нужно обратить внимание не столько на результат, сколько на способы осуществления деятельности.

И еще один тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не сопровождается «забеганием» вперед, а наоборот, наблюдается замедленное развитие. Таких детей определить как одаренных в условиях детского сада практически невозможно.

Кроме этого одаренные дети отличаются по содержанию одаренности – интеллектуальный тип, академический, художественный, лидерская или социальная, психомоторная или спортивная. Эти типы, наверное, легче всего выявить.

Первый и самый необходимы шаг на пути конкретной работы с ребенком – это понимание типологии одаренности, от этого зависит какая помощь необходима ребенку в развитии и реализации его возможностей.

На наш взгляд, помочь в этом может Дневник индивидуального сопровождения ребенка. Во-первых, он позволяет увидеть и отследить возрастную динамику развития. Во-вторых, определить и зафиксировать тот вид деятельности, в котором ребенок наиболее успешен, и конечно, выявить необходимость использования углубленной диагностики.



Анализ полученных данных позволяет построить маршрут сопровождения ребенка. Программа и результативность индивидуальных занятий также фиксируется в дневнике всеми участниками индивидуального сопровождения, что дает возможность оценить эффективность работы или необходимость внесения коррективов, привлечения других специалистов для работы с ребенком.

Как правило, выявление одаренного ребенка начинается с наблюдения за ним в процессе повседневной деятельности, общения. Зафиксировать результаты наблюдения можно в первой части дневника. Тем самым, можно выявить интересы ребенка или личностные проблемы. Вторая часть дневника содержит как результат учебной и самостоятельной деятельности ребенка, так и результат диагностики усвоения программы. Сравнивая эти два результата можно сделать вывод о том, насколько успешен ребенок, в каком виде деятельности и то, как он использует свой потенциал. Сравнивая результаты за несколько лет, можно сделать вывод о стабильности развития и о синхронности развития различных компонентов. Листы индивидуальных занятий педагогов группы и специалистов, работающих с ребенком, позволяют отслеживать и корректировать программы сопровождения ребенка. Листы для родителей позволяют осуществлять обратную связь и сделать их полноправными участниками обучения и развития одаренного ребенка.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница