«Добрый след на Земле»



Скачать 116,05 Kb.
Дата30.09.2017
Размер116,05 Kb.
ТипКонспект
МБОУ «СОШ №1с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Буинска РТ
Международная Педагогическая Олимпиада

(www.pedolimp.ru)

«Начальная школа» ─ «Наши добрые дела»

Конспект классного часа


Тема: «Добрый след на Земле»

Учитель начальных классов:

Громова Галина Николаевна

2015 г.
Цели :


  1. Сконцентрировать внимание учащихся на идеях истории

благотворительности и меценатства, показать необходимость

совершения добрых дел.




  1. Способствовать развитию милосердия, сострадания.




  1. Воспитывать интерес к истории России и своего родного края.



Оборудование:
копилка добрых дел, эмблема года благотворительности РТ,

репродукции картин Третьяковской галереи, портреты

С.И. Мамонтова и П.М. Третьякова.

Ребята, тема сегодняшнего нашего классного часа: «Добрый след на Земле». Что значит это выражение?

(Ответы детей).

- Правильно, ребята. Люди живут на Земле, и каждый из них оставляет после себя добрые дела. Кто-то построил нам школу, кто-то вырастил прекрасный сад, кто-то построил Ледовый дворец и т. д.

-А обязательно, чтобы человек оставил то, что можно потрогать руками? А может добрый след быть добрым делом? Неравнодушием к чужой беде?

(Ответы детей).

- Правильно, ребята. Оставить добрый след на Земле - это значит, стараться жить не только для себя, а делать добро другим. Не прожечь и бездарно провести полученную жизнь, а приумножить данный от рождения талант во много раз, стать нужным людям

- Вы уже не раз, наверное, слышали такое выражение «Жизнь дана на добрые дела».

- А какие еще высказывания, пословицы и поговорки о доброте вы знаете?
Пословицы:

-Худо тому, кто добра не делает никому.

-Добро не умрет, а зло пропадет.

-Добро творить – себя веселить.

-Доброе слово – половина благополучия.
Высказывания:
Л.Н.Толстой: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».

Л.Татьяничева: «Делать людям хорошее, хорошеть самому».
- Как вы понимаете это выражение?

-Когда сделаешь доброе дело, то на душе становиться легко, на лице появляется светлая улыбка, и ты становишься красивым не только внутренне, но и внешне.

-Ребята, посмотрите на эту шкатулку. Что на ней изображено?

(Ответы детей).

-Правильно, это эмблема благотворительности в Татарстане.

-Как вы понимаете замысел художника, который нарисовал эту эмблему? Что вы здесь видите?



Ответы детей:

-Видим раскрытую ладонь, которая держит сердце.

-Видим голубя, несущего сердце.

- Правильно, ребята. Скорее всего, таким и был замысел художника – позволить разглядеть каждому своё, но чтобы каждый из вас пришел к великой истине, которая учит отдавать ближнему своё сердце.

- Ребята, а шкатулка эта необычная, потому что – это копилка добрых дел.

Всему классу было дано задание: найти и открыть доброе дело, которое когда- то, кто – то совершил и положить в эту шкатулку. Это мог быть материал из художественной литературы, исторический материал, краеведческий материал, материал из нашей жизни. Совет класса на этот классный час выбрал те добрые дела, о которых вы сегодня услышите. А другие, мы рассмотрим на следующих классных часах.

- Итак, мы начинаем открытие добрых дел.
Ученица.

Сын сибирского купца Савва Иванович Мамонтов провел железную дорогу на север, в Архангельск и Мурманск, для выхода к океану, и на юг – к Донецким угольным копям. И в этом его огромная заслуга перед Россией. Огромная – но не главная.

Мамонтов вошел в историю русской культуры как меценат – покровитель художников и артистов. Он и сам был талантлив – участвовал в любительских (самодеятельных) спектаклях, брал уроки пения, пробовал себя в скульптуре. Но через всю свою жизнь Савва Иванович пронес любовь к русской живописи и русскому оперному искусству.

В 1870 году он купил имение (дом с земельным участком) в Абрамцеве, под Москвой. Здесь была устроена художественная мастерская, куда с удовольствием приезжали поработать друзья Мамонтова – Антокольский и Поленов, Репин и Серов, Коровин и Врубель. Постепенно образовалось содружество художников, которое современники называли абрамцевским, или мамонтовским кружком. Савва Иванович стал центром кружка, его душой. Он радовался таланту своих друзей, а они признавали, что без Мамонтова не сложился бы их счастливый союз.

Виктор Васнецов писал в Абрамцеве своих знаменитых «Богатырей», Репин начинал здесь своих «Запорожцев». Здесь рождались поэтичные пейзажи В.Серова, а его замечательная «Девочка с персиками» - это портрет всеобщей любимицы Верочки Мамонтовой, дочери Саввы Ивановича.

В Абрамцеве стали собирать изделия народного творчества, возродили старые русские ремесла, открыли столярно – резчицкую и гончарную мастерские.

Могучий деятель просвещения, созидатель русской культуры – так (совершенно справедливо!) назвали современники Савву Ивановича Мамонтова.

Следующее доброе дело:

Ученик.

Тих и тесен Лаврушинский переулок, но знаменит, как самые большие площади и улицы Москвы. Знаменит он одним домом, который не спутаешь ни с каким другим. На фасаде – изображение Георгия Победоносца, поражающего копьём змея. Это древний герб города Москвы. По обе стороны герба старинными буквами написано: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых.

Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар г. Москве в 1892 году совместно с собранием С.М.Третьякова.

В прошлом веке жил в Москве Павел Михайлович Третьяков. Был он человеком состоятельным, образованным, любил изобразительное искусство. И не просто любил: оказывал помощь и поддержку художникам. Таких людей называют меценатами (по имени богатого римлянина Мецената, помогавшего поэтам). В словаре Ожегова слово «меценат» означает - богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.

В 1856 году П.М.Третьяков, ему было тогда 24 года начал собирать произведения русского изобразительного искусства.

В1892 году свою коллекцию и собрания своего брата Сергея Третьякова, Павел Михайлович подарил городу Москве.

Сейчас Государственная Третьяковская галерея - один из крупнейших художественных музеев мира.

В уютных тихих залах Третьяковки, как порой любовно называют галерею, мы начинаем по - иному относится к себе и окружающим. Мы заново оцениваем свои поступки, свои достоинства и недостатки.

Картины зовут нас разделить горе и радость другого человека.
- Ребята, а недавно мы с вами тоже были в нашем краеведческом музее,

видели там много экспонатов и многие из этих экспонатов были подарены музею нашими горожанами, возможно даже вашими родителями или родственниками.

- Как вы думаете, оставили эти люди добрый след на Земле?

Ответы детей.

- Мы сейчас говорили о материальных пожертвованиях. А как вы думаете, можете ли вы стать богатыми и состоятельными людьми? А что для этого нужно?



Ответы детей.

- Хорошо учиться. Может кто-то из вас получит Нобелевскую премию, у кого-то из вас будет своё предпринимательское дело, а может, вы будете просто достойными гражданами нашей страны. Но я хочу, чтобы вы помнили о том, что должны помогать тем, кто беднее вас.

Каюм Насыри сказал: «Деньги нужны для того, чтобы спокойно прожить жизнь, а не для того чтобы копить их».
Послушайте японскую сказку «Бедные богатые».
Жили в одной деревне бедняк и богач. Много было денег у богача.

Позвал как-то богач бедняка к себе. Думает: «Никак, он решил сделать мне подарок. Для того и зовёт».

Пришёл и говорит:

- Какое это счастье иметь так много денег!

- Да что ты, - отвечает богач, - какое ж это счастье! Я вот подумал, что самый богатый человек в нашей деревне ты! У тебя целых два богатства: первое – здоровье, второе - дети. А у меня одни только деньги. Какой же я богач?

Послушал, послушал бедняк, да и думает: « И то, правда, не так уж я и беден». И домой пошел – старухе обо всем рассказать. Старуха только руками всплеснула:

- А разве ты, старый не знал, что самое большое счастье – дети да здоровье?

- Счастливо жизнь свою мы прожили, - решили старики.

На следующее утро отправился старик в море и много - много рыбы поймал. Обрадовались старики, и решили своей радостью с соседями поделиться – часть улова им раздали. А потом пошли на берег моря, где недавно ветер бушевал да деревья поломал. Набрали древесины, наделали игрушек – то-то радость деревенским ребятишкам!

Вот мы с тобой какие богачи, всех детишек подарками одарили!

Радовались старик со старухой.

С тех пор прозвали их в деревне бедными богатыми.
- Вот и мы с вами на уроках труда сделали мягкие игрушки для детей из многодетных семей.

Давайте запишем, такое выражение на доске:



Помогать тем, кто беднее тебя.
Следующее доброе дело.

Ученик.

А сейчас послушайте рассказ, который называется:


Шар в окошке.

Коля заболел. Он лежал в постели и смотрел в окно. Вдруг Коля увидел красный шарик. На шарике рожица нарисована. Коля догадался, что это ребята придумали. Стало Коле хорошо.

(По А. Митту).

- Что случилось с Колей, ребята?

-Что Коля увидел в окне?

- О чем догадался мальчик?

- Как стал себя чувствовать Коля?

Вы, наверное, и сами болели и знаете, как грустно бывает в болезни. И как бывает приятно, когда тебе посочувствуют, отвлекут от грустных мыслей, принесут что – то. Давайте запишем ещё одно правило духовного милосердия:



Посещать больных.
- А о следующем добром деле хочет вам рассказать ваш одноклассник

В жизни бывает всякое. Вот и в нашей семье случилась беда. Когда мы с Кириллом уехали на выходные к бабушке – полностью сгорел наш дом. Я учился тогда в первом классе, а Кирилл во втором. Я помню как все мои одноклассники, вся школа, да и весь город помогли нам в ту тяжелую пору жизни. Помогли нам не только вещами, но и нашли для нас теплые слова поддержки.

Давайте запишем следующее выражение:



Утешать печальных.

Случилось несчастье. Человек отчаивается. Надо постараться найти добрые сердечные слова для утешения, слова сочувствия, ведь порой душевные пожертвования значат ничуть не меньше материальных.

А кроме материальной и духовной помощи, ребята, существует еще помощь - своим трудом.
Послушайте рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост».
По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

- Хорошо бы, - говорит один, - на пожаре ребенка спасти!

- Даже самую большую щуку поймать – и то хорошо, - мечтает второй. – Сразу про тебя узнают.

-Лучше всего на Луну полететь, - говорит третий мальчик.- Тогда уже во всех странах будут знать.

А Сема Пичугин ни о чем таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через нее было очень трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились, повымокли. И тоже крику всякого было много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдешь, когда короткая есть! Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший, дедушкой точенный. И стал он им рубить ветлу.

Нелегким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоем не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами, и мешала ходить. Но когда обрубил их Сема, ходить стало еще труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадешь. Особенно если снег.

Решил Сема приладить перильца из жердей.

Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой.

Чуть кто в обход пойдет, ему обязательно скажут:

- Да куда ты идешь за семь верст киселя хлебать! Иди прямиком,через Пичугин мост.

Так и стали называть его Семиной фамилией – Пичугин мост. Когда же ветла прогнила, и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших бревен. А название мосту осталось прежнее – Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое – нибудь еще. А его все по – старому называют – Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как – то, по - другому.

Вот оно как в жизни случается.
- Почему люди дали мосту название «Пичугин мост»?

- Как вы думаете, оставил ли свой след на Земле Сема Пичугин?

- Так о каких добрых делах сегодня мы с вами поговорили?

- Все эти добрые дела как можно назвать другими словами?



Благотворительность. Милосердие.
- Ребята, как вы понимаете слово милосердие?

Милосердие: готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Ребята, помните о том, что все добрые дела, сделанные вами люди будут помнить очень долго. Вот как об этом пишет Юлия Друнина:



Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем – то, согрели меня

Согрели своей плащ - палаткой

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идет доброта по земле.

И я про нее не забуду

Как я забываю о зле.
- Ребята, надо спешить делать добрые дела, чтобы у каждого из вас была своя копилка добрых дел. Где бы вы не были, кем бы не стали надо сажать свои семена доброты, они обязательно прорастут, и вы оставите свой добрый след.

Я надеюсь, что сегодняшний классный час открыл ваши сердца навстречу добру, милосердию, благотворительности.


Я за все расплачусь – посажу семена

И ростки доброты воспрянут.

И проявится жизни моей цена –

В том, как люди меня помянут!
Песня «Если добрый ты»

Литература



  1. Журнал «Педагогическое творчество» №5, 2000 год.




  1. Казыханов В.С. «Учение о нравственности»/ Набережные Челны, 2000 год.

  2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой? / Издательство «Педагогика» Москва 1990г.

  3. Энциклопедия «Я познаю мир(культура)» автор –составитель Чудакова Н.В./М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998,-480с.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал