Доклад на IV всероссийской Конференции > 25 февраля 1998г., 15. 45 Проблемы проектирования пользовательских интерфейсов scada-систем



Скачать 155,57 Kb.
Дата13.06.2018
Размер155,57 Kb.
    Навигация по данной странице:
  • Рис. 1.
Доклад на IV Всероссийской Конференции <<Разработка АСУТП в системе "Трейс Моуд": задачи и перспективы>>
25 февраля 1998г., 15.45
Проблемы проектирования пользовательских интерфейсов SCADA-систем

Елизаров Павел Михайлович, заместитель директора по НИР,

Перевалов Ярослав Михайлович, ведущий инженер

Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок (Эpгоцентp)

170021, Тверь, ул. Хрустальная, д.2, корп.4.

Е-mail(Relcom):.su yaroslav@ergocentre.tmts.tver

Факс : (0822) 33-05-28 /пометить "В ЭРГОЦЕНТР"/

Тел. : (0822) 31-72-55, 31-12-62


Современные технологии автоматизации проектирования АСУТП

предоставляют мощные инструменты для реализации проектов автома-

тизации производства. Однако могут возникать ситуации, когда тех-

нически идеально спроектированная система не оправдывает ожиданий

и очень часто это происходит из-за недостаточного учёта челове-

ческого фактора в процессе проектирования.

Неотъемлемой частью любого программного продукта, который

предназначен для использования в интерактивном режиме, является

человеко-компьютерный интерфейс (ЧКИ). Он объединяет в себе все

элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влия-

ние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением. К

этим элементам относятся: средства отображения информации, отоб-

ражаемая информация, форматы и коды; командные режимы, язык поль-

зователь-интерфейс; устройства и технологии ввода данных; диало-

ги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьюте-

ром; обратная связь с пользователем; поддержка принятия решений в

конкретной предметной области; порядок использования программы и

документация на нее.

Проектирование ЧКИ превратилось в самостоятельную проблему,

зачастую превосходящую по сложности проблему разработки кодов

программы, и требует, как и процесс проектирования любой сложной

системы, соответствующих методов , средств, и, естественно, уси-

лий квалифицированных специалистов. Само применение термина "че-

ловеко-компьютерный интерфейс" представляет собой попытку разра-

ботчиков программного обеспечения отделить, по крайней мере кон-

цептуально, функциональное назначение программных продуктов от

проблем, связанных с организацией взаимодействия пользователя с

этими продуктами. Такое разделение является необходимым условием

создания "дружественных" интерфейсов по отношению к пользователям

программных продуктов. Заметим попутно, что само понятие дружест-

венности - это не одномерная величина, а вектор, содержащий сог-

ласно международной классификации семь компонент:

* соответствие задачам, решаемым пользователем

* легкость применения

* управляемость

* соответствие ожиданиям пользователя

* устойчивость к ошибкам

* адаптируемость/индивидуализируемость

* легкость изучения

Согласно американской классификации таких компонент девять.
Современные подходы к проектированию ЧКИ базируются на оп-

ределенной методологической основе, которая выделяет три ключевые

проблемы организации процесса проектирования ЧКИ: идентификация

информации, необходимой для проектирования, определение и струк-

турирование собственно процесса проектирования и, наконец, цели и

порядок проведения эргономической экспертизы. Для иллюстрации

сложности этого процесса приведем без комментариев две схемы, ха-

рактеризующих процесс проектирования ЧКИ: обобщенная структура

информации, необходимой для проектирования и последовательность

этапов проектирования (рис.1, 2).


Среди задач, которые необходимо решать при проектировании

интерфейса, можно выделить:

* проектирование деятельности оператора по выполнению конк-

ретных работ с помощью создаваемой системы;

* проектирование архитектуры и функций интерфейса;

* концептуализацию и реализацию форм диалога;

* разработку техники общения оператора с интерфейсом, фор-

матов отображения информации и т.д.

Все перечисленные здесь задачи являются взаимосвязанными и

поэтому в процессе проектирования интерфейсов решаются в опреде-

ленной последовательности.

В настоящее время известно значительное число подходов к

проектированию интерфейсов и подавляющее большинство из них бази-

руется на следующих основных принципах:

* ориентация на потенциального пользователя (оператора) на

всех этапах создания системы;

* интерактивность и итеративность процесса проектирования;

* опытно-экспериментальная проверка проекта интерфейса на

каждом этапе его разработки.



СОЦИО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ОПЕРАТОР

- Организация

- Идентификация - Стратегия информационной

- Приоритетность системы

- Сферы интересов - Рабочий процесс

- Ожидания - Идентификация задачи

- Возраст, пол - Атрибуты задачи; проце-

- Антропометрия, от- дуры, методы

клонения - Требования информации

- Культура - Ответственность

- Язык (включая - Процесс решения

зависящий от задачи) - Уровень автоматизации

- Идентификация групп - Распорядок работы

- Факторы стресса - Рабочая нагрузка

- Ассоциативные и ро- - Гарантии

левые модели - Жалование, стимулы, выгоды

- Образование - Поощрения

- Компьютерная гра- - Набор и обучение

мотность - Активность профобъединений



ФИЗИЧЕСКАЯ СРЕДА

- Основная рабочая среда (макросреда)

- Рабочее место (микросреда)

- Оборудование, инструментальные средства и т.п.

- Поддержка и эксплуатация

- Освещенность

- Климат

- Шум

- Вибрация



- Излучения

- Токсичные вещества



Рис. 1. Обобщенная структура информации, необходимой для проектирования
Этап 1 Этап 2 Этап 3
Предварительное Итеративное Создание програм-

проектирование формирование много обеспечения

интерфейса и комплексная

оценка характе-

ристик интерфейса


Спецификация

целей


проектирования

Анализ решаемых Быстрое Создание функцио-

задач и функций прототипирование нального програм-

интерфейса ного обеспечения

интерфейса

Анализ требований Опытно-эксперимен-

и предпочтений тальная оценка

оператора прототипа интер- Проверка функций

фейса интерфейса на

стандартных тестах

Отбор правил

проектирования

интерфейса Анализ результатов

тестирования и

формирование реко- Комплексная экс-

мендаций по дора- периментальная

Разработка сквоз- ботке интерфейса оценка интерфейса

ной структурной

схемы


Рис. 2. Последовательность этапов проектирования

Большинство методов проектирования, реализующих ту или иную

методологию, сегодня тяготеет к технологическим решениям и инс-

трументальным средствам и большей частью ориентировано на реали-

зацию технических решений. При этом почти не уделяется внимания

рассмотрению таких важных задач, связанных с проектированием как

сбор и анализ информации, синтез и оценка проектных решений на

ранних этапах проектирования. А между тем, инструментальные прог-

раммные средства являются лишь инструментом и сами по себе не га-

рантируют правильных проектных решений. В полной мере это отно-

сится и к таким системам автоматизации, как SCADA-системы.

Как правило, любая SCADA-система имеет функциональный блок,

предоставляющий средства для визуального проектирования интерфей-

са человек (оператор) - компьютер. Интерфейс "собирается" из го-

товых элементов - "кубиков". Однако из одних и тех же кубиков

можно "построить" интерфейсы различного качества и с различными

эргономическими свойствами. Здесь многое зависит от проектировщи-

ков, их знаний , опыта и квалификации в области организации чело-

веко-компьютерного взаимодействия.

Очень часто подобным "конструированием" приходится зани-

маться программистам, реже прикладным специалистам, например,

технологам. На самом же деле решение этих проблем относится к

сфере компетенции специалистов по человеко-компьютерным интерфей-

сам, или, как говорят за рубежом , специалистам в области челове-

ческого фактора. Сейчас уже в большинстве руководств по использо-

ванию систем автоматизации, включающих компоненты визуального

программирования интерфейсов указывается, что для сложных прог-

раммных продуктов разработкой ЧКИ должны заниматься специально

подготовленные сотрудники и категорически не рекомендуется прив-

лекать для этой цели программистов.

За рубежом существует целая индустрия проектирования ЧКИ, в

любой фирме, занимающейся разработкой программного обеспечения

существуют специализированные эргономические службы или подразде-

ления, имеется огромное количество методических пособий и, что

особенно важно, большое число нормативно-технической документа-

ции, в том числе на уровне международных стандартов. В России же

ситуация совершенно иная: ничтожно мало квалифицированных специа-

листов, практически нет справочной литературы, не приветствуются

профессиональные стандарты.

При этом можно отметить одну любопытную особенность. Боль-

шинство специалистов, особенно программистов, достаточно долго

просидевших за экранами мониторов, считают себя искушенными цени-

телями и знатоками человеко-компьютерных интерфейсов. Переубедить

их в обратном бывает крайне трудно, хотя по существу они являются

пользователями, правда очень квалифицированными. Ситуация ослож-

няется еще и тем, что интерфейсы большинства инструментальных

систем, с которыми приходится иметь дело разработчикам программ-

ного обеспечения, относятся к классу так называемых офисных ин-

терфейсов, которые берут свое начало от офисных систем. Интерфей-

сы же программ АСУТП относятся к классу информационно-управляю-

щих, эргономика которых кардинально отличается от офисных и, как

правило, совершенно незнакома российским разработчикам.

Все сказанное выше в полной мере относится и к интерфейсам

АСУТП, разработанным в системе TRACE MODE. Широкие возможности

инструментальных средств проектирования интерфейсов этой системы

не спасают разработчиков от промахов и ошибок. Даже беглый анализ

интерфейсов АСУТП, разработанных на основе рассматриваемой систе-

мы, проведенный авторами доклада, показал, что они изобилуют эр-

гономическими недостатками разной степени "тяжести". В некоторых

случаях потенциально высокие возможности системы были использова-

ны, что называется, "во вред".
Для того, чтобы доклад был конструктивен, следует указать,

какие же существуют методы решения описанных выше проблем. Первый

очевиден - привлечение консультантов со стороны. Их немного, но

они есть. Подход наиболее целесообразен, когда работа разовая.

Если же фирма реализует множество проектов или в рамках одного

проекта предполагается длительная эволюция системы, то желательно

иметь (готовить) своих специалистов.

В тех случаях, когда фирма реализует множество проектов це-

лесообразно подготовить также одно или несколько внутрифирменных

руководств по проектированию ЧКИ. Этот поход достаточно эффекти-

вен и не сопряжен со значительными затратами, поэтому имеет смысл

остановиться на нем подробнее.

Стандартизация является одним из наиболее доступных инстру-

ментов качественных интерфейсов. Современная концепция стандарти-

зации человеко-компьютерных интерфейсов базируется на иерархии

концепции "графический пользовательский интерфейс" - "прикладной

программный интерфейс" - "стилевой подход". Первый уровень иерар-

хии определяет основные положения концепции графического интер-

фейса, второй - особенности его программной реализации, в част-

ности, особенности реализации и совместимости для различных

компьютерных платформ, а третий - особенности реализации для раз-

личных классов систем.

В целом разработка и соблюдение человеко-компьютерных стан-

дартов позволяют обеспечить:

высокую продуктивность работы пользователей - пользователи

получат и будут использовать легкопонимаемые средства решения их

профессиональных задач с минимальным риском встретить затруднения

или препятствия;

малое время обучения - пользователю будет достаточно изу-

чить одну систему и полученные знания и навыки станут базовыми

при использовании других систем;

сокращение времени разработки - не будет необходимости про-

ектировать каждую компоненту в отдельности, поскольку появятся

предварительно разработанные в соответствии с нормативами универ-

сальные программные компоненты. Использование этих компонент в

сочетании с руководствами по человеко-компьютерным интерфейсам,

детализирующим формы применения этих компонент на уровне конкрет-

ных типов приложений, позволит минимизировать различия интерфей-

сов и будет способствовать сокращению времени разработки.

Стандарты могут иметь различную форму: от ГОСТов до внутри-

фирменных проектных руководств. Проектные руководства, например,

могут одновременно служить трем целям:

во-первых, руководства есть источники проектных решений для

проектировщиков в части разработки форматов отображаемой информа-

ции и интерактивных процедур;

во-вторых, руководства обеспечивают общий подход к система-

тизированному проектированию - на основе фундаментальных принци-

пов эргономического проектирования;

в-третьих, руководства способствуют расширению рамок крите-

риев персонального выбора и уменьшению требований к подготовке и

качествам операторов всех систем.

Для достижения этих целей в процессе разработки руководств

ставятся следующие задачи:

во-первых, идентифицировать и установить все функции и зада-

чи, решаемые системой и операционной средой. Это способствует по-

ниманию всеобщей динамики систем;

во-вторых, выполнить анализ возможностей и ограничений поль-

зователей системы. Это позволит лучше распределить функции между

человеком и машиной и гарантировать выполнение предписанных функ-

ций со стороны человека;

в-третьих, применить систематизированные правила к проекти-

рованию интерфейса. Проектирование человеко-компьютерного интер-

фейса включает (но не ограничивается):

учет требований пользователя, и, прежде всего, функциональ-

ный подход к их реализации;

систематический учет эргономических требований;

организацию быстрого доступа ко всем функциям интерфейса;

обеспечение гибкости приложения и т.д.


Заметим, что внутрифирменные руководства по проектированию

ЧКИ имеют все без исключения известные фирмы, занимающиеся прог-

раммированием. Руководства некоторых фирм стали основой соответс-

твующего эргономического стиля интерфейса. Примерами наиболее

часто используемых коммерческих стилей являются: OSF/Motif,

SUN/OpenLook, Microsoft Windows, IBM и Apple Macintosh.

Российские разработчики по ряду причин лучше всего знакомы

со стилем Microsoft Windows. Этот стиль лучше всего приспособлен

к оффисным приложениям и менее всего - к деятельности типа опера-

тивно-тактического управления. Наиболее предпочтительным для пос-

леднего вида принято считать OSF/Motif. Между всеми стилями су-

ществуют различия, которые могут быть сгруппированы в следующие

три достаточно широкие категории.

А. Терминология. Это различия в именах, присвоенных и описы-

вающих функции и элементы. Основное отличие заключается в исполь-

зовании различных названий и формулировок для описания эквива-

лентных или подобных функций или элементов. Но иногда одно и то

же название используется для совершенно различных элементов. При-

мер различных названий для подобных элементов: Motif использует

термин "радиокнопка", а OpenLook - "исключающая установка".

В. Облик. Это различия в графическом представлении.

С. Восприятие. Это различия в действиях, которые должен

предпринять пользователь, взаимодействуя с приложением. Различия

связаны с применением и использованием кнопок мыши, функциональ-



ных клавиш, мнемоники и ускорителей, некоторых подходов к управ-

лению.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница