Доклад о работе девятнадцатой сессии Комитета по лесному хозяйству



Скачать 334,41 Kb.
Дата17.10.2016
Размер334,41 Kb.


R
CL 136/3

(C 2009/17)

Апрель 2009 года





Совет

Сто тридцать шестая сессия

Рим, 15 - 19 июня 2009 года

Доклад о работе девятнадцатой сессии Комитета по лесному хозяйству
(16-20 марта 2009 года)









Содержание






Страницы

Вопросы, требующие внимания Совета

4

Вопросы, требующие внимания Конференции

4

Открытие сессии

5

Утверждение повестки дня

5

Выборы должностных лиц и назначение членов Редакционного комитета

5

Состояние лесов мира в 2009 году

6

Устойчивое управление лесами и изменение климата

6

Адаптация лесной политики и учреждений к изменениям

7

Решения и рекомендации органов ФАО, представляющие интерес для Комитета

8

Формирование программы действий ФАО в области лесного хозяйства

8

XIII Всемирный конгресс по лесному хозяйству

9

Сроки и место проведения следующей сессии

9

Принятие доклада

9

Закрытие сессии

9

Добавление A. Повестка дня

10






Добавление B. Страны и организации, представленные на сессии


11


Добавление C. Перечень документов

15

Приложение А. Стратегия ФАО в области лесов и лесного хозяйства

16

.
ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ СОВЕТА


Девятнадцатая сессия Комитета ФАО по лесному хозяйству:


  • одобрила стратегию ФАО в области лесов и лесного хозяйства, которая по просьбе 18-й сессии КЛХ была разработана на основе консультативного процесса;




  • поддержала рекомендацию авторов Независимой внешней оценки ФАО (НВО) повысить долю общего бюджета ФАО, выделяемую для работы, связанной с лесным хозяйством;




  • призвала всех членов активно популяризировать XIII Всемирный конгресс по лесному хозяйству, который будет проводиться в Буэнос-Айресе (Аргентина) в октябре 2009 года, и принимать активное участие в его работе; и




  • предложила провести следующую сессию Комитета в октябре 2010 года при условии одобрения Советом и Конференцией ФАО.



ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
Девятнадцатая сессия Комитета ФАО по лесному хозяйству:


  • постановила, что устойчивое управление лесами является ключевым элементом реагирования лесного сектора на изменение климата, и подчеркнула необходимость достаточного финансирования;




  • рекомендовала ФАО укреплять в сотрудничестве с другими организациями возможности государств разрабатывать эффективные меры реагирования на изменение климата;




  • рекомендовала ФАО укреплять свои возможности оказывать странам-членам содействие в проведении лесной политики и реорганизации лесохозяйственных учреждений; и




  • поддержала рекомендацию Комиссии по генетическим ресурсам для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства о том, чтобы ФАО подготовила доклад о состоянии лесных генетических ресурсов в мире.



ОТКРЫТИЕ СЕССИИ


  1. Девятнадцатая сессия Комитета по лесному хозяйству (КЛХ) проводилась в штаб-квартире ФАО в Риме (Италия) с 16 по 20 марта 2009 года. Начало сессии ознаменовалась важным нововведением – открытием первой Всемирной недели лесов.

2. В работе сессии принимали участие делегаты из 124 стран-членов Комитета, одна организация-член, наблюдатели от 5 стран-членов ФАО и Ватикана, представители 12 учреждений и программ Организации Объединенных Наций и наблюдатели от 36 межправительственных организаций и международных неправительственных организаций. Со списком участников можно ознакомиться на веб-сайте 19-й сессии КЛХ по адресу: http://www.fao.org/forestry/53578/en/


3. Г-жа Мин Тхоа Фам (Вьетнам) от имени Председателя, покидающего свой пост в связи с истечением срока полномочий, открыла сессию, отметив своевременность тем, подлежащих обсуждению. Она указала, что успех первой Азиатско-тихоокеанской недели лесов, проводившейся в Ханое в апреле 2008 года, побудил Комиссию по лесоводству для Азии и стран Тихого океана рекомендовать, чтобы ФАО расширила участие организаций-партнеров в работе Комитета по лесному хозяйству, давая им возможность отмечать Всемирную неделю лесов. Она сообщила, что Руководящий комитет КЛХ согласился с этой рекомендацией, и она рада видеть присутствие большого числа делегатов и участников из многих организаций.
4. Помощник Генерального директора г-н Ян Хейно из Департамента лесного хозяйства приветствовал делегатов сессии. Он подчеркнул важность инвестирования средств в устойчивое управление лесами как части мер, принимаемых государствами в ответ на глобальный экономический кризис. Он также выразил надежду, что делегаты найдут время для посещения Лесного парка ФАО, разбитого перед главным зданием ФАО.

УТВЕРЖДЕНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ
5. Комитет высоко оценил особые усилия, которые были приложены с целью привлечения председателей региональных комиссий по лесоводству к разработке повестки дня сессии КЛХ путем созыва сессии Руководящего комитета КЛХ для этой цели в 2008 году. Комитет предложил продолжать эту практику для должного урегулирования вопросов, вызывающих беспокойство регионов. Повестка дня (добавление A) была утверждена. Документы, рассмотренные Комитетом, приводятся в добавлении В.

ВЫБОРЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ РЕДАКЦИОННОГО КОМИТЕТА


  1. Комитет избрал г-жу Абигейл Кимбелл (Соединенные Штаты Америки), представляющую Североамериканскую комиссию по лесоводству, в качестве Председателя и г-на Дарлингтона Дуву (Зимбабве), представляющего Африканскую комиссию по лесоводству и охране дикой природы, в качестве заместителя Председателя. Продолжая традицию, начатую на 18-й сессии, Комитет постановил, что Руководящий комитет КЛХ должен состоять из председателей региональных комиссий по лесоводству или их представителей. Члены Руководящего комитета будут выполнять функции должностных лиц 19-й сессии. Комитет избрал следующих заместителей Председателя:




  • г-жу Мин Тхоа Фам (Вьетнам), представляющую Комиссию по лесоводству для Азии и стран Тихого океана

  • г-жу Марию Консейсау Ферейра (Португалия), представляющую Европейскую комиссию по лесоводству

  • г-на Кубилая Озиальчина (Турция), представляющего Комиссию по лесоводству стран Ближнего Востока  

  • г-на Камило Гонзалеса (Эквадор), представляющего Комиссию по лесоводству стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

7. Следующие члены были выдвинуты в состав Редакционного комитета: Австралия, Афганистан, Бразилия, Венесуэла, Зимбабве, Индонезия, Канада, Камерун, Китай, Колумбия, Лесото, Марокко, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Турция, Чешская Республика, Япония. Г-н Ндивар Диенг (Сенегал) был избран в качестве Председателя и г-н Кристоф Дюрр (Швейцария) в качестве заместителя Председателя.



ОТЧЕТ О СОСТОЯНИИ ЛЕСОВ МИРА В 2009 ГОДУ
8. На каждой сессии КЛХ, начиная с 1995 года, публикуется новый отчет О состоянии лесов мира. Темой отчета 2009 года является Общество, леса и лесное хозяйство: адаптация к будущему. В этом выпуске внимание обращается к будущему и рассматривается ряд своевременных вопросов, таких, например, как: в чем состоят основные глобальные и региональные тенденции, которые будут влиять на леса, и каковы будут их последствия? Как глобальная экономическая ситуация воздействует на леса?
9. Комитет приветствовал эту своевременную и исчерпывающую публикацию. Многие делегаты говорили о важной роли лесов в глобальной экономике, подчеркивая, что мир сталкивается с беспрецедентными трудностями и проблемами.

УСТОЙЧИВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ И ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА
10. Комитет высоко оценил основной доклад, представленный г-жой Гро Харлем Брундтланд, Специальным посланником Генерального секретаря Организации Объединенных Наций по проблеме изменения климата, которая подчеркнула стратегическую важность лесов в деятельности по смягчению последствий изменения климата. Перед членами Комитета выступили также административные представители организаций-членов Совместного партнерства по лесам (СПЛ).
11. Комитет приветствовал доклады, сделанные руководителями Совместного партнерства по лесам в качестве введения к «Стратегическим рамкам для области лесов и изменения климата». В этих стратегических рамках подчеркивается, что странам и международным организациям необходимо осуществлять сотрудничество для внедрения устойчивого управления лесами (УУЛ). Комитет отметил основные положения стратегических рамок, которые сводятся к следующему:


  1. УУЛ обеспечивает эффективную структуру использования лесов для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним;

  2. меры по использованию лесов для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним следует осуществлять одновременно;

  3. межсекторальное сотрудничество, экономическое стимулирование и обеспечение альтернативных источников средств к существованию имеют чрезвычайно важное значение для сокращения масштабов обезлесения и деградации лесов;

  4. срочно необходимо обеспечить создание потенциала и проведение реформ управления;

  5. тщательный мониторинг и оценка лесов содействуют принятию обоснованных решений, но требуют более широкой координации на всех уровнях; и

  6. члены СПЛ обязуются применять совместный и комплексный подход к использованию лесов для реализации мер по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним.

12. Комитет настоятельно призвал страны-члены активно включиться в обсуждение национальных и международных мер реагирования лесного сектора на изменение климата и принимать надлежащие лесохозяйственные меры на политическом и страновом уровнях по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий. В этой связи была подчеркнута взаимосвязь, существующая между устойчивым управлением лесами (УУЛ) и Совместной программой ООН по сокращению выбросов в результате обезлесения и деградации. Была также отмечена необходимость обеспечения адекватных внутренних и внешних финансовых ресурсов для адаптации УУЛ к изменению климата и смягчения последствий изменения климата путем УУЛ.


13. Комитет рекомендовал ФАО и региональным процессам укреплять в сотрудничестве с другими организациями возможности стран-членов внедрять УУЛ в соответствии с их конкретными национальными условиями. Для этого может потребоваться, кроме всего прочего, оказание странам содействия по их просьбам в разработке эффективных мер по борьбе с изменением климата, таких как: проведение оценок запасов лесного углерода, учет тематики изменения климата в их национальных лесных программах, повышение осведомленности о воздействии изменения климата на леса и осуществление эффективных адаптационных и смягчающих мер.

АДАПТАЦИЯ ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ И УЧРЕЖДЕНИЙ К ИЗМЕНЕНИЯМ
14. Комитет отметил экономические, политические, социальные, экологические и технологические изменения, происходящие на национальном, региональном и глобальном уровнях, и соответствующую необходимость адаптации лесной политики и учреждений. Он привлек внимание к необходимости проведения своевременных изменений, чтобы лесные учреждения государственного сектора могли лучше реагировать на изменяющиеся потребности обществ и повышать эффективность оказания экономических и экологических услуг.
15. Комитет рекомендовал ФАО укрепить свой потенциал и расширить усилия в сотрудничестве с другими международными организациями, чтобы оказывать своевременную поддержку странам-членам в их начинаниях по внедрению политики и преобразованию своих лесных учреждений. Он соответственно рекомендовал ФАО укреплять свои усилия по оказанию содействия обмену опытом среди стран, особенно путем проведения региональных и субрегиональных обзоров и анализов. Комитет с признательностью отметил, что в ходе сессии ФАО организовала по этой теме Диалог руководителей ведомств, отвечающих за лесной сектор.


РЕШЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНОВ ФАО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕРЕС ДЛЯ КОМИТЕТА
16. Комитет с удовлетворением принял к сведению вопросы, на которые обратили его внимание региональные комиссии по лесоводству и другие уставные органы ФАО. Он отметил, что все шесть комиссий предложили КЛХ изучить вопрос «лесов и изменения климата» и что это предложение было эффективно рассмотрено на 19-й сессии Комитета.



  1. Признавая важное значение лесных генетических ресурсов и эффективного управления ими, Комитет поддержал рекомендацию Комиссии по генетическим ресурсам для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства и Группы экспертов ФАО по лесным генетическим ресурсам, чтобы ФАО подготовила доклад о Состоянии лесных генетических ресурсов в мире, окончательно оформив его к 2013 году, в качестве ориентира для действий на национальном, региональном и глобальном уровнях. Комитет призвал страны-члены к сотрудничеству с ФАО и с организациями-партнерами в процессе подготовки этого доклада.


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ФАО В ОБЛАСТИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

i) стратегия ФАО в области лесов и лесного хозяйства
18. Комитет одобрил новую Стратегию ФАО в области лесов и лесного хозяйства (приложение А), в которую необходимо еще внести пояснение о том, что ссылки на руководство следует рассматривать как руководство «на всех уровнях», и внести дополнение, конкретно упомянув лесные генетические ресурсы в шестом организационном результате, и дополнительную ссылку в пятый организационный результат на проводимую работу в поддержку нововведений. Он признал увязку стратегии с подготовкой новых Стратегических рамок и среднесрочного плана ФАО и с похвалой отозвался об открытом процессе, который применялся для подготовки проекта стратегии, в особенности проведение ее обзора всеми шестью региональными комиссиями по лесоводству.

ii) Стратегические рамки и среднесрочный план ФАО
19. Комитет высоко оценил усилия, прилагаемые секретариатом ФАО для внедрения в ФАО управления по результатам.
20. Комитету было сообщено, что процесс установления приоритетов в ФАО носит постоянный характер. Подчеркивая важность подготовки соответствующих документов, позволяющих обсуждать вопросы определения приоритетов, Комитет выразил свое намерение предложить, чтобы данные приоритеты для лесного сектора были установлены в Программе работы и бюджете ФАО на 2012-2013 годы в соответствии с процессом реформы, проводимым в ФАО.
21. Комитет поддержал рекомендацию авторов независимой внешней оценки ФАО повысить долю общего бюджета ФАО, выделяемую для работы, связанной с лесным хозяйством. Он подчеркнул необходимость существования в ФАО сильного Департамента лесного хозяйства, и в том числе укрепления работы децентрализованных подразделений в лесной области.

XIII ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ПО ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
22. Комитет приветствовал информацию, представленную правительством Аргентины о подготовительной работе к XIII Всемирному конгрессу по лесному хозяйству, который будет проводиться в Буэнос-Айресе 18 - 23 октября 2009 года. Тема Конгресса - Леса в развитии: жизненно важный баланс. Комитет призвал всех членов активно популяризировать Конгресс и принимать активное участие в его работе. Этот форум, организуемый каждые шесть лет, открывает уникальную возможность для проведения встречи членов глобального лесного сообщества с целью обсуждения вопросов, вызывающих озабоченность всех стран и регионов.

СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДУЮЩЕЙ СЕССИИ
23. Отмечая важность помощи, которую Комитет оказывает формированию приоритетов и программ ФАО в области лесного хозяйства, и учитывая, что начиная с 2011 года, сроки проведения сессий Конференции ФАО будут перенесены с ноября на июнь, Комитет предложил провести свою следующую сессию в Риме в октябре 2010 года. Решение об окончательных сроках будет принято секретариатом ФАО при консультациях с Руководящим комитетом КЛХ после того, как Совет и Конференция проведут обзор календарного графика сессий управляющих органов ФАО на следующий двухлетний период.
ПРИНЯТИЕ ДОКЛАДА
24. Комитет консенсусом принял свой доклад.
ЗАКРЫТИЕ СЕССИИ
25. Председатель закрыл сессию во второй половине дня 20 марта 2009 года.

ДОБАВЛЕНИЕ А. ПОВЕСТКА ДНЯ

1. Открытие сессии

2. Утверждение повестки дня

3. Выборы должностных лиц и назначение членов Редакционного комитета

4. Отчет о состоянии лесов мира в 2009 году

5. Устойчивое управление лесами и изменение климата

6. Адаптация лесной политики и учреждений к изменениям

7. Решения и рекомендации органов ФАО, представляющие интерес для Комитета

8. Формирование программы действий ФАО в области лесного хозяйства


  • стратегия ФАО в области лесов и лесного хозяйства

  • Стратегические рамки и среднесрочный план ФАО

9. XIII Всемирный конгресс по лесному хозяйству

10. Сроки и место проведения следующей сессии

11. Принятие доклада

12. Закрытие сессии




ДОБАВЛЕНИЕ В. СТРАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА СЕССИИ
ЧЛЕНЫ КОМИТЕТА


Австралия

Египет

Малави

Соединенное Королевство

Австрия

Замбия

Малайзия

Соединенные Штаты Америки

Азербайджан

Зимбабве

Мали

Сомали

Алжир

Израиль

Марокко

Судан

Ангола

Индия

Мексика

Суринам

Аргентина

Индонезия

Мозамбик

Таиланд

Армения

Иордания

Монголия

Тимор-Лешти

Афганистан

Ирак

Мьянма

Того

Бангладеш

Ирландия

Намибия

Тонга

Беларусь

Исламская Республика Иран

Нигер

Тунис

Белиз

Исландия

Нигерия

Турция

Бельгия

Испания

Нидерланды

Уганда

Бенин

Италия

Никарагуа

Узбекистан

Болгария

Йемен

Новая Зеландия

Украина

Боливарианская Республика Венесуэла

Кабо-Верде

Норвегия

Уругвай

Боливия

Казахстан

Объединенная Республика Танзания

Филиппины

Ботсвана

Камерун

Объединённые Арабские Эмираты

Финляндия

Бразилия

Канада

Пакистан

Франция

Буркина-Фасо

Кения

Панама

Хорватия

Бурунди

Кипр

Папуа-Новая Гвинея

Центральноафриканская Республика

Бутан

Китай

Парагвай

Черногория

Венгрия

Колумбия

Перу

Чешская Республика

Вьетнам

Конго

Польша

Чили

Габон

Корейская Народно-Демократическая Республика


Португалия

Швейцария

Гаити

Коста-Рика

Республика Корея

Швеция

Гамбия

Кот д’Ивуар

Российская Федерация

Шри-Ланка

Гана

Куба

Румыния

Эквадор

Гватемала

Кувейт

Сальвадор

Эритрея

Гвинея

Латвия

Сан-Марино

Эстония

Германия

Лесото

Саудовская Аравия

Эфиопия

Гондурас

Либерия

Сейшельские Острова

Южная Африка

Греция

Ливан

Сенегал

Япония

Дания

Литва

Сент-Винсент и Гренадины




Демократическая Республика Конго

Люксембург

Сербия




Доминиканская Республика

Маврикий

Словакия




Европейское сообщество – организация-член

Мавритания

Мадагаскар



Словения
















НАБЛЮДАТЕЛИ ОТ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ФАО


Гайана

Ливийская Арабская Джамахирия

Непал

Оман


Таджикистан
ПОСТОЯННЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ ПРИ ФАО
Ватикан
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Глобальный экологический фонд

Международный фонд сельскохозяйственного развития

Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии

Секретариат Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием

Секретариат Форума Организации Объединенных Наций по лесам

Секретариат Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата

Организация Объединенных Наций

Программа развития Организации Объединенных Наций

Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде

Международная стратегия Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности стихийных бедствий

Группа Всемирного банка


НАБЛЮДАТЕЛИ ОТ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Африканский союз

Центральноафриканская комиссия по лесоводству

Экономическое сообщество западноафриканских государств

Межправительственная группа по изменению климата

Международная организация по тропической древесине

Лига арабских государств

Министерская конференция по защите лесов в Европе

Сообщество развития Юга Африки

Союз Арабского Магриба
НАБЛЮДАТЕЛИ ОТ МЕЖДУНАРОДНЫХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Африканская сеть действий в защиту лесов

Африканский форум по лесам

Азиатская сеть лесов

Азиатско-тихоокеанская сеть за устойчивое управление лесами и восстановление лесов

Баиоверсити Интернэшнл

Центр международных научных исследований по лесоводству

Ассоциация Содружества по лесоводству

Конфедерация ассоциаций и союзов лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности

Конфедерация европейских лесовладельцев

Конфедерация европейской бумажной промышленности

Европейский институт леса

Европейская ассоциация государственных лесов

Организация Друзья Земли

Друзья сибирских лесов

Глобальная лесная коалиция

Гринпис Интернэшнл

Международная ассоциация по лесам Средиземноморья

Международная ассоциация экономистов сельского хозяйства

Международный совет за сохранение охотничьих и диких животных

Международные ассоциации студентов факультетов лесоводства

Международный институт окружающей среды и развития

Международный союз охраны природы и природных ресурсов

- Всемирный союз охраны природы

Международный союз организаций по исследованию леса

Программа утверждения систем сертификации лесов

Союз лесоводов юга Европы

Всемирный центр по агролесоводству

Всемирный фонд дикой природы

Международный институт устойчивого развития

ДОБАВЛЕНИЕ C. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ


Условное обозначение документа


Название


COFO 2009/2

Предварительная повестка дня


COFO 2009/5

Устойчивое управление лесами и изменение климата


COFO 2009/6

Адаптация лесной политики и учреждений к изменениям


COFO 2009/7.1

Вопросы, на которые следует обратить внимание 19-й сессии Комитета по лесному хозяйству


COFO 2009/7.2

Вопросы, представляющие интерес для Комитета

по лесному хозяйству, которые были рассмотрены управляющими органами ФАО на сессиях, проводившихся в 2007-2008 годах




COFO 2009/8.1

Стратегия ФАО в области лесов и лесного хозяйства


COFO 2009/8.2


Стратегические рамки и среднесрочный план ФАО

COFO 2009/8.3


Обзор программ ФАО по лесному хозяйству: выполнение рекомендаций восемнадцатой сессии Комитета по лесному хозяйству


COFO 2009/8.4


    Состояние генетических ресурсов лесов мира





Информационные документы







COFO 2009/Inf.2

Перечень документов к 19-й сессии КЛХ


COFO 2007/Inf.3

Список участников 19-й сессии КЛХ


COFO 2007/Inf.4

XIII Всемирный конгресс по лесному хозяйству


COFO 2007/Inf.5

Заявление о компетентности и праве голоса, представленное Европейским сообществом и его государствами-членами




ПРИЛОЖЕНИЕ А. СТРАТЕГИЯ ФАО В ОБЛАСТИ ЛЕСОВ И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Предстоящие задачи

Стремительные темпы глобальных изменений оказывают постоянное воздействие на лесной сектор. Глобализация, проявляющаяся в быстром расширении торговли, увеличении объема транснациональных инвестиций и внедрении усовершенствованных информационных и коммуникационных технологий во всемирном масштабе, открывает новые возможности и ставит новые вызовы. Лесное хозяйство стало более ориентировано на интересы людей, и само общественное восприятие лесов претерпевает значительные изменения, характеризуемые ростом внимания к экологической, социальной и культурной ценности лесов.


Постоянно ширится понимание того факта, что взаимодействие между лесным сектором и другими секторами является одновременно источником проблем и возможностей для лесного хозяйства. Кроме того, растет признание критически важной роли лесов и деревьев вне лесов в адаптации к изменению климата и в смягчении его последствий, а также как источника биоэнергии, и поэтому требуется тщательное изучение этой роли в процессе принятия решений на национальном и международном уровнях.
Растет приверженность расширению вклада, который устойчивое управление лесами вносит в устойчивое развитие. Сегодня больше, чем когда-либо, оценен значительный вклад лесов и деревьев в обеспечение устойчивой жизнедеятельности и в искоренение голода и нищеты. Все более широкое признание находят взаимосвязи лесного хозяйства с сельским хозяйством, энергетикой и водными ресурсами. Следует, однако, отметить, что результаты на пути достижения устойчивого лесопользования носят неоднородный характер, а потенциальные возможности применения подходов с учетом межсекторальных аспектов, комплексного управления и ландшафтов зачастую остаются недоиспользованными.
Постоянная утрата и деградация лесов во многих развивающихся странах,

особенно в тропических регионах, порождает серьезнейшие проблемы. Жизнедеятельность сельского населения зачастую зависит от продуктивных лесов, обеспечивающих трудовую занятость и доходы и содействующих таким образом сокращению нищеты. Растущий спрос на продукты питания, древесное волокно и топливо может вызывать значительные незапланированные изменения в землепользовании, включая масштабную вырубку леса.


Во многих экономически развитых странах основной заботой общества является сохранение экологических и рекреационных благ и услуг, обеспечиваемых лесами. Во всех странах всех регионов растет спрос на экосистемные услуги лесов.
Необходимо разработать стратегический подход, обеспечивающий здоровое состояние и продуктивность лесов, что, в свою очередь, позволит оптимизировать их возможности содействовать смягчению последствий изменения климата, сохранению биоразнообразия, охране мест обитания дикой природы и защите земель и водоразделов.
Сегодня лишь очень немногие страны управляют своими лесами устойчивым образом; перед ФАО стоит непростая задача по оказанию помощи большому числу стран в повышении эффективности управления их лесами, чтобы сегодняшнее меньшинство стало большинством в последующее десятилетие. В связи со стремительным ростом объемов информации о лесах и лесном хозяйстве и быстрым расширением доступа к ней все более насущной становится потребность в более эффективном обмене знаниями и управлении ими.
ФАО признает, что ожидания ее членов меняются. Страны требуют от ФАО повышения эффективности работы, чтобы она могла реагировать на быстрое изменение своей среды, выходить за рамки традиционного лесного сектора, устанавливать партнерские отношения с новыми субъектами деятельности и выполнять роль глобального лидера.
В последующих разделах настоящей Стратегии излагается будущая роль ФАО в процессе решения этих задач, и в частности в разделе, в котором обсуждаются «основные функции ФАО в сфере лесного хозяйства», и в разделе «организационные результаты», которых ФАО должна достичь в среднесрочной перспективе. ФАО готова внести значительный вклад в укрепление потенциала стран по преодолению препятствий, мешающих устойчивому управлению лесами, посредством предоставления достоверной информации, консультирования по вопросам политики и оказания технической помощи.
Широкое понимание лесного хозяйства

В настоящей Стратегии лесное хозяйство рассматривается как широкая, мультисциплинарная концепция, охватывающая социальные, экономические и

экологические аспекты. Лесное хозяйство служит людям. Лесное хозяйство подразумевает под собой социальные аспекты; политику и учреждения; производство товаров и услуг и связанные с ними рабочие места; средства к существованию и рыночные соображения касательно лесов и деревьев вне лесов. Лесное хозяйство ориентировано на лес, но оно охватывает также сферы, лежащие за пределами лесных границ; горожане занимаются лесохозяйственной деятельностью на территории городов, а фермеры занимаются агролесоводством. Лесное хозяйство носит междисциплинарный характер; оно учитывает всю сложность многочисленных и разнообразных лесных экосистем мира, а также социальные и экологические сложности более широких ландшафтов, в которых произрастают леса и деревья.

Глобальные цели в отношении лесов и лесного хозяйства

Претворение более широкой концепции ФАО в контекст лесов и лесного хозяйства связано с достижением трех следующих целей для общества в целом:



  1. Принятие решений в масштабе секторов носит обоснованный, лучше скоординированный, прозрачный и коллективный характер, позволяя принимать эффективные меры как внутри, так и за пределами лесного сектора. Решения, связанные с лесами, основаны на своевременной и точной информации, междисциплинарных подходах и участии субъектов деятельности на всех уровнях.

  2. Выгоды, приносимые деревьями, лесами и лесным хозяйством, растут, широко признаны и оценены по достоинству. Возрастает также вклад деревьев, лесов и лесного хозяйства в жизнь общества, включая роль лесов в жизнедеятельности, борьбе с нищетой, достижении продовольственной обеспеченности и в обеспечении устойчивых поставок сырьевых материалов и энергии. Растут инвестиции в лесное хозяйство, и ему отдается все более высокий приоритет в расширенных стратегиях развития.

  3. В большинстве стран возрастают объемы лесных ресурсов и все шире признаются и ценятся экосистемные услуги. Показатели жизнеспособности и площади лесов обнаруживают стабильную или повышательную тенденцию почти во всех странах и экосистемах, что означает увеличение вклада лесов и деревьев в смягчение последствий изменения климата, борьбу с опустыниванием, сохранение биоразнообразия и обеспечение качества воды. Внедряются рациональные методы управления, включая применение комплексных подходов к землепользованию.

Основные функции ФАО в сфере лесного хозяйства

Предстоящие задачи в сфере лесов и лесного хозяйства носят многогранный характер. Проблемами лесов занимаются не только многие национальные и международные организации, но также субъекты частного сектора и неправительственные организации. ФАО располагает более чем шестидесятилетним опытом в сфере лесного хозяйства, и ее роль в этой области постоянно развивается.


На Конференции ФАО страны-члены ФАО «согласовали в принципе» набор основных функций, обеспечивающих средства действий для оказания поддержки работе ФАО на глобальном, региональном и национальном уровнях. Основные функции в отношении лесного хозяйства включают:


  • Обеспечение долгосрочных перспектив и руководства в процессе мониторинга и оценки тенденций, связанных с лесными ресурсами и услугами и с производством и потреблением лесопродуктов и торговлей ими.

  • Выработка, распространение и применение информации и знаний, включая статистические данные.

  • Выполнение ведущей роли в разработке добровольных руководящих принципов, оказание поддержки разработке национальных правовых документов и стимулирование их внедрения.

  • Формулирование вариантов политики и стратегии и политических и стратегических рекомендаций по улучшению социальных, экономических и экологических аспектов развития и сохранения лесов.

  • Оказание технического содействия популяризации передачи технологии, ускорению изменений и созданию эффективного и устойчивого организационного потенциала в целях обеспечения устойчивого управления лесами.

  • Проведение информационно-просветительской и коммуникационной работы для мобилизации политической воли и стимулирования глобального признания необходимых мер для достижения устойчивого управления лесами.

  • Внедрение комплексных междисциплинарных и новаторских подходов, поддерживающих работу лесного сектора и других ключевых секторов, оказывающих воздействие на леса.

  • Использование в работе прочных партнерств и союзов в случаях, когда требуются совместные действия.

  • Оказание содействия налаживанию связей между национальным, региональным и глобальным уровнями.

Допущения и риски

Успех достижения целей будет зависеть от наличия относительно постоянного экономического прогресса; внедрение улучшений в работу лесного хозяйства требует инвестиций. ФАО может в значительной мере содействовать укреплению потенциала стран для оказания им помощи в преодолении препятствий на пути к устойчивому управлению лесами за счет консультирования по вопросам политики, создания потенциала и оказания технического содействия. Однако продолжающийся рост населения, политическая нестабильность и/или экономическое давление могут и дальше приводить к сведению лесов под нужды сельскохозяйственного, городского и иных видов землепользования. Существует большая опасность, что устойчивое управление лесами может по-прежнему оставаться неэффективным в некоторых ключевых странах, если им не удастся объединить политическую волю, эффективное руководство на всех уровнях и достижение экономического прогресса.



Стратегическая цель для лесного хозяйства

В процессе подготовки пересмотренных Стратегических рамок ФАО Конференцией ФАО было намечено и «одобрено в принципе» 11 стратегических целей, включая одну цель, конкретно относящуюся к лесному хозяйству:



Устойчивое управление лесами и деревьями

Организационные результаты

Для процесса осуществления широкой концепции, задач и стратегической цели для общества в целом намечено шесть итогов, или «организационных результатов». ФАО не может самостоятельно обеспечить достижение этих результатов, но она может внести значительный вклад в их достижение. По каждому результату определено несколько приоритетов ФАО, которые будут направлять деятельность ФАО в первые четыре года реализации настоящей Стратегии с 2010 по 2013 годы. В среднесрочный план ФАО, разработанный на этот период, включены индикаторы для каждого из этих итогов. Будет проводиться постоянный мониторинг этих индикаторов вместе с представлением докладов руководящим органам ФАО, включая КЛХ, о достигнутых успехах или неудачах.




  1. Политика и практика, оказывающие воздействие на леса и лесное хозяйство:




  1. осуществляются с учетом своевременной и достоверной информации

Приоритеты ФАО:

  • служить авторитетным глобальным источником информации о лесах;

  • готовить и распространять результаты периодически проводимых глобальных оценок лесных ресурсов и отчеты о состоянии лесов мира;

  • оказывать поддержку проведению национального и регионального мониторинга и оценки лесов, и в том числе взаимодействию с другими секторами, в рамках проводимых комплексных оценок землепользования;

  • эффективно обмениваться знаниями и информацией посредством своевременного, высококачественного использования Интернета, сетей, публикаций и других носителей информации.



  1. и усилены за счет международного сотрудничества и дискуссий

Приоритеты ФАО:

  • обеспечивать динамичный форум, позволяющий правительствам и другим субъектам деятельности решать вопросы политики и другие возникающие вопросы, включая совещания на уровне министров, Комитет по лесному хозяйству, Всемирный конгресс по лесному хозяйству, региональные комиссии по лесоводству, группы технических экспертов и технические комиссии, консультативные совещания экспертов и глобальные и региональные сети;

  • укреплять связи между национальными, региональными и глобальными процессами, в том числе за счет расширения роли региональных комиссий по лесоводству;

  • осуществлять руководство Совместным партнёрством по лесам, включая разработку совместных программ или действий, а также через посредство других партнерств, включая размещение у себя Горного партнерства, и путем налаживания активных партнерских связей с частным сектором и с неправительственными организациями.



  1. Укреплены учреждения, управляющие лесами, и усовершенствован процесс принятия решений, включая привлечение субъектов лесной деятельности к разработке лесной политики и законодательства, что обеспечивает формирование стимулирующей среды, благоприятствующей инвестициям в лесное хозяйство и в лесную промышленность.

Приоритеты ФАО:

  • оказывать поддержку привлечению общественности к разработке лесной политики и законодательства, к проведению организационной реформы и к усилиям по совершенствованию руководящей деятельности на всех уровнях;

  • проводить секторальные исследования и сравнительный анализ лесохозяйственных учреждений.



  1. Лесное хозяйство лучше интегрировано в национальные планы и процессы развития с учетом взаимосвязей между лесами и другими видами землепользования.

Приоритеты ФАО:

  • оказывать поддержку эффективным национальным лесным программам, включая создание потенциала и обмен знаниями;

  • разместить у себя и поддерживать Механизм национальных программ по лесам.



  1. Все шире внедряется устойчивое управление лесами, приводя к сокращению масштабов обезлесения и деградации лесов и к увеличению вклада лесов и деревьев в улучшение условий жизни и смягчение последствий изменения климата.

Приоритеты ФАО:

  • разрабатывать и использовать руководящие указания по применению надлежащей практики лесоводства за счет реализации эффективных консультативных процессов с участием субъектов деятельности;

  • оказывать поддержку более эффективной борьбе с лесными пожарами, в том числе за счет использования общинных подходов;

  • оказывать поддержку разработке и внедрению национальных и международных механизмов финансирования в помощь устойчивому управлению лесами;

  • шире использовать механизмы финансирования для оказания содействия обмену информацией, развитию баз данных и созданию потенциала для совершенствования управления лесными ресурсами и сокращения масштабов обезлесения и деградации лесов (например, сокращение выбросов в результате обезлесения и деградации).



  1. Увеличены социально-экономические ценности лесов и деревьев и их польза для жизнедеятельности, а рынки лесоматериалов и лесных услуг содействуют превращению лесного хозяйства в более экономически жизнеспособный вариант землепользования.

Приоритеты ФАО:

  • проводить анализ социально-экономических факторов, содействующих росту числа нововведений и инвестиций, и накапливать знания о них;

  • проводить анализ производства лесоматериалов, их потребления и торговли ими;

  • оказывать техническую помощь и разрабатывать руководящие указания для общинного ведения лесного хозяйства и для предприятий, связанных с лесом, которые улучшают условия жизни и сокращают нищету.



  1. Лучше понимается экологическая ценность лесов и лесного хозяйства; эффективно внедрены стратегии сохранения биоразнообразия и генетических ресурсов лесов, адаптации к изменению климата, восстановления деградированных земель и управления водными ресурсами и ресурсами живой природы.

Приоритеты ФАО:

  • оказывать техническую и политическую помощь в поддержку применения ландшафтного и экосистемного подходов, обращая особое внимание на горные экосистемы, аридные зоны и пастбищные угодья, прибрежные леса и другие хрупкие экосистемы;

  • оказывать странам поддержку в решении вопросов здоровья лесов, обращая особое внимание на аспекты адаптации к изменению климата;

  • оказывать поддержку национальным и региональным инициативам по сохранению лесов и их биологического разнообразия, повышению эффективности управления водоразделами, ресурсами живой природы и охраняемыми территориями и инициативам по восстановлению деградированных лесных земель и борьбе с опустыниванием.



Контекст для Стратегии ФАО в области лесов и лесного хозяйства

В 1999 году Комитет ФАО по лесному хозяйству (КЛХ) утвердил первый Стратегический план ФАО по лесному хозяйству. В 2007 году КЛХ попросил пересмотреть и обновить план при консультациях со странами-членами и другими субъектами деятельности. Настоящая версия проекта является результатом проведенных раундов консультаций с членами ФАО, другими субъектами деятельности и сотрудниками ФАО. Методическую помощь в подготовке этой версии проекта оказали региональные комиссии по лесоводству. Предлагаемая Стратегия будет представлена для рассмотрения КЛХ в марте 2009 года.



Стратегия ФАО в области лесов и лесного хозяйства была подготовлена в контексте более широкой реформы Организации Объединенных Наций и ФАО. В частности авторы независимой внешней оценки ФАО рекомендовали, чтобы ФАО провела стратегический обзор своей работы в сфере лесного хозяйства, применяя принципы логической структуры и обращая целенаправленное внимание на желаемые результаты, которые должны быть достигнуты в итоге работы, проводимой ФАО в сфере лесного хозяйства. Этот документ разработан в соответствии с результатами более широкого обзора стратегических целей и организационных результатов ФАО и с подготовкой новых Стратегических рамок и режимом программирования ФАО.

Стратегия ФАО в области лесов и лесного хозяйства поддерживает достижение Целей развития на тысячелетие, целей ФАО, намеченных для ее членов, и Глобальных целей в отношении лесов, согласованных Форумом Организации Объединенных Наций по лесам. Она также вносит вклад в реализацию международных соглашений, и в частности Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием и документа по всем видам лесов, не имеющего обязательной юридической силы, принятого Форумом Организации Объединенных Наций по лесам и утвержденного впоследствии Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Осуществляя работу в сфере лесного хозяйства, ФАО будет руководствоваться своими основными организационными ценностями, включая: приверженность сотрудничеству между странами; независимость, в рамках которой члены стремятся к расширению консенсуса; налаживание партнерских связей в системе Организации Объединенных Наций; компетентность; равенство, и в особенности обеспечение всемерного участия женщин в процессе развития; разнообразие; и единство действий при выполнении решений, принимаемых членами.

Данная Стратегия рассчитана на 10 лет. Однако она будет носить динамичный характер, чтобы ее можно было регулярно обновлять для отражения новых приоритетов и меняющихся ожиданий общества. Стратегия ФАО в области лесов и лесного хозяйства напрямую связана с процессом финансирования программы ФАО. Организационные результаты сформулированы на четырехлетний период, и в среднесрочном плане ФАО будут определены индикаторы, рассчитанные на четырехлетней основе.
Приложение
Стратегия ФАО в области лесного хозяйства разработана на более широкой основе, включающей:

Глобальные цели в отношении лесов Форума Организации Объединенных Наций по лесам


  1. Обратить вспять тенденцию к утрате лесного покрова во всем мире посредством обеспечения неистощительного ведения лесного хозяйства, включая меры защиты, восстановления, облесения, лесовозобновления, и активизировать усилия по предупреждению деградации лесов.

  2. Усилить экономические, социальные и экологические полезные свойства лесов, в том числе путем улучшения условий зависящего от лесов населения.

  3. Значительно расширить площадь охраняемых лесов во всем мире и в целом территорию, на которой обеспечивается неистощительное ведение лесного хозяйства, а также увеличить долю лесной продукции, получаемой за счет такого ведения лесного хозяйства.

  4. Обратить вспять тенденцию к сокращению объема официальной помощи в целях развития на деятельность в сфере неистощительного ведения лесного хозяйства и мобилизовать в существенно большем объеме новые и дополнительные финансовые ресурсы из всех источников в интересах обеспечения такого ведения лесного хозяйства.

Цели развития на тысячелетие

  1. Искоренение крайней нищеты и голода

  2. Обеспечение всеобщего начального образования

  3. Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин

  4. Сокращение детской смертности

  5. Улучшение охраны материнства

  6. Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями

  7. Обеспечение экологической устойчивости

  8. Формирование глобального партнерства в целях развития



Концепцию и глобальные цели ФАО

Концепция ФАО состоит в видении мира, свободного от голода и недоедания, где продовольствие и сельское хозяйство1 способствуют улучшению условий жизни всех, особенно самых бедных, экономически, социально и экологически устойчивым способом. Для содействия реализации этой концепции и Целей развития на тысячелетие ФАО будет способствовать тому, чтобы продовольствие и устойчивое ведение сельского хозяйства вносили постоянный вклад в достижение трех глобальных целей:




  1. сокращение абсолютного числа людей, страдающих от голода, постепенно обеспечивая такое положение в мире, когда все люди во все времена имеют достаточно безопасного и питательного продовольствия, которое удовлетворяет их пищевые потребности и пищевые предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни;

  2. ликвидация бедности и содействие развитию экономического и социального прогресса для всех при увеличении производства продовольствия, ускорении развития сельских районов и обеспечении устойчивых средств к существованию;

3. устойчивое регулирование и использование природных ресурсов, включая землю, воду, воздух, климат и генетические ресурсы, на благо нынешнего и будущих поколений.


1 Сельское хозяйство охватывает все аспекты сельскохозяйственных культур, животноводства, лесного хозяйства и рыбного хозяйства.

В целях сведения к минимуму воздействия процессов ФАО на окружающую среду и достижения климатической нейтральности настоящий документ напечатан в ограниченном количестве экземпляров. Просьба к делегатам и наблюдателям приносить свои копии документа на заседания и не запрашивать дополнительных копий. Большинство документов к совещаниям в рамках ФАО размещено в Интернете по адресу: www.fao.org

W/K4937/r





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница