Древнерусское искусство. Дохристианские древности на территории Руси (VI–X вв.)



страница1/12
Дата11.02.2018
Размер2,19 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Древнерусское искусство.

1.Дохристианские древности на территории Руси (VIX вв.).

Периодизация:



  • Отдельные славянские племена, до 9в;

  • Сложение древнерусского государства 9-10в;

  • Домонгольский период до 1237/40 внутри него:

  • Время Владимира и Ярослава Мудрого;

  • 2п 11в;

  • Сер 12в усугубление центробежных тенденций, новые варианты комниновского стиля;

  • Втор пол 12в стилизация художественной формы, достижение специфических эффектов, которые стали антитезой классического искусства;

  • 1/3 13в;

  • 2п 12-14в время татарского ига: политическая зависимость, разделение единого государства на самостоятельные зоны, формирование расцвет палеологовского стиля.

  • 2п 13в нормализация жизни,

  • 2п 14в возвращение Руси в византийский мир,

  • 2п 14-н15в культурный расцвет, активность;

  • 2п 15-17в Московское царство, поствизантийский период.

  • 2п 15в переходный период, новации в архитектуре (Кремль),

  • Зрелый 16в, Иван Грозный, полноценная имперская культура,

  • К16-н17в годуновское время (это более обширный период, чем само правление БГ), попытки расширение культурного кругозора, но и сохранение имперских традиций;

  • Смутное время: замедление темпов развития культуры, лишилось общество уверенности в собственных силах;

  • Время Романовых: стабилизация, склеивание того что было разбито;

  • 3/3 17в: активизация культурных заимствований.

Первые века нашей эры – на территории Средней и Восточной Европы появляются племена, по особенностям жизни и материальной культуры которых их можно отождествлять с ранними славянами. Это археологические культуры 1-5в – Зарубенецкая, Пражская, Киевская, Пеньковская и др (по материалам погребений, орудиям, украшениям). Археологические данные дополняют византийские источники начиная с 6в. Экстенсивное хозяйство способствовало расселению славян. В процессе миграций много контактов, заимствовались и отдельные формы и орнаментальные мотивы, и иконографические изводы и технологические приемы.

Культура по содержанию средневековая. Географически близка Средиземноморью, но все же пространство отличается, другой уровень удаленности от античной цивилизации. Территория Руси тесно соприкасается с центральной и северной Европой - территорией варваров. Варвары частично поучаствовали в создании древне русского гос-ва, при этом варварский мир разноэтничный, разно язычный. Близкие принципы мышления. Географическое положение Руси между двух миров - античным и миром, с отлично от античной культурой. Античное наследие Русь получала через Византию, но при этом не всегда могла его осмыслить. Все эти византийские памятники сразу получали иной облик, иное содержание, так как была другая духовная среда.

Черты раннеславянской культурной общности: преобладание анимистических верований; множество безличных добрых и злых духов, способных являться в различных видах; широта и интенсивность культурных контактов; синкретизм. Космогонические (об устройстве вселенной) представления развиты слабо. Почитались наиболее приметные особенности ландшафта. Антропоморфные изваяния были, но мало чем отличались от каменных глыб (Збручский идол, 10в, камень, Краков – квадрат в сечении, 3 яруса: подземные боги держат мир, люди в среднем регистре, небесные боги – больше половины пространства). Формы некоторой керамики говорят о том, что местные мастера подражали импортной посуде – черное лощение придавало блеск как у металлической посуды, например.

7-3в до н.э. на территории скифы, а 3в до н.э. – 1в н.э. – сарматы. Далее уже ранние славяне, 1-5в – поля погребений. Одно из наиболее характерных украшений – височные кольца (вплетались в волосы или привязывались к повязке), самые ранние относятся к пражско-корчакской культуре, 5-7в (диаметр 2-6см, бронзовая посеребренная проволока S-образный конец). Пеньковская культура, 5-7в – пальчатые фибулы с маскообразным основанием. Рязанский край, роменская культура, 9-10в, 5-7 лучевые «звездчатые» серебряные кольца с ложной зернью. Новгородские словене – кольца с ромбовидными щитками. В 8-10в из массы изделий художественного ремесла выделяются произведения высочайшего качества – для родоплеменной знати, значит начался процесс расслоения общества. Уже появляются скань и зернь (раньше их имитировали с помощью литейной формы). Могильник Черная Могила в Чернигове, 2п 10в, два ритуальных рога (рог, позолоченное серебро, чеканка, гравировка). Видно, что расширяется набор техник, обогащается орнаментальный репертуар, появляются фигуративные изображения и сцены. Характер украшения указывает на прямую связь с искусством Хазарского каганата (под его протекторатом Русь была до 10в). Антропоморфная фигурка (Тор?), возможно бронза, сидит в позе лотоса, ноги маленькие, одной рукой придерживает свою бороду, другая тоже около груди.

Также была крайне распространена резьба по дереву, ткачество, вышивка, шитье, кожевенное дело, но все это практически не сохранилось. Есть жезлы с антропоморфными и зооморфными навершиями из Новгорода.

В 6в изображения Великой богини переходят с ткани на металл, славяне восприняли «боспорский пальчатый» тип фибул (Винницкая область и Среднее Поднепровье, 6-7в). Уже в 6в наряду с соколиными головами появляются человеческая голова и две конские по сторонам. В 7в у полян на фибулах этот сюжет становится господствующим. Некоторые фибулы дают схематичные человеческие фигуры, руки которых непосредственно переходят в лошадиные или птичьи головы.



Жилища: два типа – северные просторные рубленые избы и южные постройки из кривого леса или прутьев с глиняной обмазкой. Был еще кольцевой тип – из трипольской культуры, все по кругу, двери выходят на центральную площадь. Потом этот тип разросся до уровня города, внутри вокруг крепостной стены шли жилые постройки.

Памятники: Мартыновский клад, среднее Поднепровье, 7в, Киев, музей исторических древностей Украины (странного вида львы и человечек, похожий на того, который был на Бронзе в ГИМе, сочетание серебра и, скорее всего, золота). Харьевский клад, 6-7в, византийские серьги. Кольца, нижняя часть заполнена выступающей в верх двойной арочкой (как на крыльцах), дополнительно внизу круг, окружен 8ю лучами (4 больших, 4 меньше). Курганный некрополь в Гнездово, 10в (крест-привеска, украшение в виде маски и др). Олегова могила близ Ладоги, 10в. Златники и серебряники князя Владимира Святославича, появляются христианские сюжеты.

2. Архитектура Киевской Руси конца X – середины XI в.

10-1п 11в – в основных чертах завершается формирование территории государства; происходит укрепление власти князя и принятие в 988г христианства. Также строительство сети укрепленных городов-административных центров, устройство системы управления, формирование законодательства, размывание межплеменных границ. Вместе с христианство приходит письменность, переписываются и переводятся книги. На первом этапе – условно от Владимира до Ярослава (1036г, когда умирает его брат-соперник Мстислав Черниговский и Тмутараканский и Ярослав становится единоличным правителем): христианство – религия княжеско-дружинных кругов и небольшого слоя горожан. Искусство, как и религия, выбирается и насаждается, это не процесс эволюции. Все создается либо пришлыми мастерами, либо привозится в качестве трофеев.



Десятинная церковь (Богоматери), Киев, 991-996г. Отдавал 1/10 доходов княжеской казны, возвели греки. Базиликально вытянутая, первоначально 3 нефа (в 11в обстроена открытыми галереями, стало 5 нефов), 3 апсиды, 6 столпов, крестово-купольная, обходные галереи с 3х сторон. С запада две лестничные башни, нартекс и еще пристройка (скорее всего, там были готовящиеся принять крещение). 25 глав (?), но их точно было много, так как надо было освещать обширные хоры (заходили в боковые апсиды). Первая и вторая от запада пара крестчатых столбов, между ними поперек по 2 (всего 4) круглых мраморных колонны, образовывали два яруса малых тройных аркад, поддерживали хоры. Кладка из плинфы с утопленным рядом на цемяночном растворе. Мраморная инкрустация пола, фрески, мозаики, мраморные панели. Со всех сторон одновременный комплекс дворцовых построек. В храме хранились мощи папы Климента, была княжеской усыпальницей, послужила прообразом черниговских и тмутараканских храмов Мстислава. Фундамент покоился на деревянном настиле из бревен (закреплены колышками и раствором).

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, 1030е. Достроен уже после смерти Мстислава, мастера прошли константинопольскую школу. Здесь 3 нефа, 5 глав (боковые граненые), закрытый нартекс, к которому с одной стороны примыкает круглая лестничная башня, с другой – круглая крещальня (с севера). Сочетание 4х столпной крестово-купольной системы и базиликального плана. Между столбами продольно по 2 колонны с ионическими капителями, нефы разделяют 2х ярусный сквозные аркады на колоннах (то есть они отгораживают рукава креста от подкупольного квадрата) – есть что-то от византийских купольных базилик 6в, а через них от Рима (торжественный ритм, масштаб). В люнетах центральных прясел композиции из 3х окон (тоже напоминание о ранних византийских церквях). Обширные П-образные хоры, смыкаются с боковыми апсидами, но не заходят в них – выделяется зальное пространство наоса и алтарь. В декорации много ниш, как с окнами, так и слепых, лопаток, прясел, меандра. Завершение не позакомарное: идет кровля (4х скатная ?), потом где прясло просто поднимается полукружием. Были фрагменты росписи. На западном фасаде и лестничной башне узорная кладка, та же техника с утопленным рядом. Сложная профилировка, полукруглые ниши центрального барабана и апсид создают эффект концентрированной плотной неразделимой материи. Есть и отличительные особенности: хоры открываются арочными проемами, грандиозный масштаб, высота, явная пирамидальность (этого не было в Византии). Есть и черты недоступного дворцового сооружения (отделенность от окружающего пространства стенами, другие свойства пространства – возвышается и даже противостоит ему). Боковые крылья хор утверждены на деревянном настиле, а не на каменных сводах. То есть активно вводилось дерево (оно красилось красным, под шифер), также в кладку введен желтоватый песчаник. Разбивали фундамент на месте шнуром и колышками, поэтому есть много отклонений от прямых углов.

Софийский собор, 1037г. Строили греки с участием русских. Сразу задумывался как митрополия, строительство связано с началом единоличного правления Ярослава всем государством. Намеренно вынесен за пределы княжеской цитадели, на поле, где была одержана победа над печенегами. Вместе с храмом возводится и новый город, в том же контексте строятся церкви Ирины, Георгия (планово близки Софии, по остаткам башен можно говорить, что были и хоры) и надвратная Благовещения. Это уже не замкнутая объемно-пространственная структура, сложный многочастный, органически единый ансамбль. Пирамидальный объем, 13 глав (главная, по 4 с запада и по 2 с востока), двойное кольцо открытых арочных галерей, с запада 2 лестничные башни (завершаются позолоченными шатрами, в Византии известен 1 случай), 5 нефов, хоры заходят в алтарные части боковых нефов, подкупольное пространство - модуль. Плиты ограждения хор современны собору, там резьба по шиферу (сложная, орнаментальная, есть орлы). Нет аналогов в Византии (хотя для каждой отдельной ячейки они есть). Росписи и мозаики, основная тема – заключение завета между Богом и избранным им народом и таинство искупительной жертвы Христа. Хоры открываются тройными арками, под ними тоже тройные арки, опирающиеся на 8гранные столбы. Между каждой парой столбов, (кроме 4х подкупольных) рукавов креста, как и в Черниговском соборе, помещены по 2 колонны (несут 3ные арки), только здесь они выделяют центральную 3 нефную структуру. Мраморный саркофаг Ярослава: характерная форма античной родословной, и христианская символика.

Золотые ворота, 1037г. Развалины, но остаткам – монументальная арка (оборонительные задачи сочетаются с художественным назначением торжественной триумфальной арки). Завершала надвратная церковь Благовещения. После входа открывается перспектива: церкви монастырей Ирины и Георгия, за ними София (новый центр). Бабин торжок - старый центр, там статуи, Десятинная церковь и дворцы.

София Новгородская, 1045-1052г. В сер11в артели киевских мастеров вели строительство в Новгороде и Полоцке, переносятся киевские формы, но учитываются местные традиции. Сменил сгоревший деревянный (было 13 глав), заложен Владимиром Ярославичем, строился до 1050г, освящен спустя 2г (тогда же умер Владимир, и его похоронили в основании храма). Неторопливость и мерность киевского храма здесь выступает в концентрированном виде. Суровая замкнутость, нет пространственной пирамидальности. 5 нефов, 3-ап, 1 2эт галереи, 5 глав, 1 башня, нет декоративных ниш – аскетический вкус. Каменная кладка перемежается плинфой. Сильные выносы лопаток-контрфорсов, барабаны на одном уровне, у них нет постаментов, доминирует вертикаль. Рукава отделяются уже 2х арочными структурами (от нартексов). Больше функциональности – значительные площади галерей заняты самостоятельными бесстолпными храмами. Раньше были открытые аркады, но вскоре их заложили и они стали папертями. Уступает Киеву по площади, но превосходит по высоте. По площади меньше, по высоте хор выше – вертикализм интерьера. Здесь впервые в русской архитектуре появились закомары – 2скатные, полуциркульные и четвертные. После бурной стройки времени Ярослава, некоторое затишье, преемники обживаются на землях.

София Полоцкая, 1050е. По плановой и объемной структуре был больше похож на новгородский храм, по технике кладки – на киевский. Сейчас вильнюсское барокко. 7 глав, первоначально не было галерей, с севера лестничная башня, восточная часть удлинена.

Соборы Дмитровского (1060г), Печерского (1073-1078г), Выдубицкого (1070-1088г), сохранился только с запада, восточная часть обрушилась в Днепр) монастырей. Проще, в основе 3 нефные храмы, интерьеры строже.



3. Архитектура Киева и Южной Руси конца ХI – первой четверти XII в.

Это особый этап истории. Князья из «дома Ярослава» богатеют и становятся более могущественными, каждый в наследство получает крупный удел; одновременно усиливается междоусобная рознь, также постоянные столкновения с половцами; распространение грамотности, новые города, храмы, развиваются ремесла и внешние связи. Новая интонация – спокойный созерцательный взгляд на мир. Искусство при Ярославе – монолитное, могучее, мало дифференцированное; после него – утонченные, рафинированные формы, изобразительный язык подвижнее, ослабевает пафос утверждения достоинств новой государственности и религии. Теперь волнуют повседневные нравственные проблемы.



Собор архангела Михаила в Переяславле, 1089г. Заказчик – митрополит, пригласил артель. Храм пытается имитировать черты Софии Киевской (даже в это время). Нефа три, а не пять, но есть галереи. Массивные и широко расставленные подкупольные опоры, хотя непонятно, что они несут. Очерчивается четверик, потом уже галерея, получается, три входа (у каждого по две колонки). Ещё непонятно, что с боковыми апсидами – толи отсутствую, толи прямоугольной формы. Судя по всему, структура здания была очень сложной. Храм с большим, широким куполом, который возможно опирался на 8 опор.

Собор Киевского Дмитриевского монастыря, 1060-1080е. Одно из первых сооружений, в котором видны признаки нового типа. Он знаком нам по очень упрощённому чертежу с ранних раскопок. Но облик ясен — 3 нефа, 4 столпа, с нартексом, к нему у западных углов примыкали, скорее всего, лестничные башни или еще что-то, что говорит о том, что хоры были хорошо развиты. Каждое прясло завершалось закомарами (чего раньше не было), таким образом, создавался ритм линейных форм вокруг единой главы.

Собор Архангела Михаила Выдубицкого монастыря в Киеве, 1070-1088г. Сохранилась только западная часть. Сложная строительная история, строился в два этапа 18 лет. 1) центральная часть с дополнительным членением в алтарной удлиненной части. С запада были запланированы хоры, с расчетом, что потом появится нартекс 2) Нартекс с лестничной башней и центральной частей хор. Храм монументальный и разнообразный по своим формам. Мы видим перебивку ритма на фасаде. Варьируется размер окон и ниш. Тут было позакомарное покрытие! Другие системы перекрытия отсутствуют, только это, ни с чем не смешивается. Больше внимания обращается на силуэт на Руси, а не на слитность интерьера, как на Западе. Обилие криволинейных форм, обрамляющих фасад компенсирует отсутствие большого количества глав, как в ранних храмах и вращение малых объёмов вокруг центра. Нужен был сложный выразительный силуэт. П-образные хоры, которые должны не быть отделены, должны входить пр-во храма. Стало ясно, что хоры должны во всех частях соотносится с высотами храма. Закомары объединяли все композиционные перепады.

Успенский, Киево-Печерского монастыря, 1073-1077г. Не княжеский, хотя князь и покровительствовал (задумывался как эталон), масштабно превосходит княжеские, типологически соответствует. В 1941г взорван (перед этим вывезли ценности), 13, 15, 18в – перестраивался. Строили греки из Киева, простой 4х столпный (крстообразные с лопатками), широкий нартекс (рядом маленькая 4ст церковь Иоанна Предтечи), 5гл (1), подкупольное пространство (8,6м, а в Софии 7,7м – самый большой из известных), купол сдвинут к востоку, но выдвинутая апсида его компенсирует (композиция уравновешена). Интерьер делится карнизами на горизонтальные зоны, нет галерей –нет дифференциации по степени освещенности, П-образные хоры, снаружи лопатки переходят в закомары с профилированными архивольтами. Выразилась претензия монастыря на роль особого духовного центра. Много вариантов реконструкции: кто-то – все компартименты понижены, кто-то – только западные (в любом случае, сложившееся позакомараное завершение объединяло все здание). Черты, характерные для сер11в: многоярусность членений, выделение расширенных центральных прясел (там 3х частные оконные композиции), но нет ступенчатости, граненые апсиды. Ощущение не массы камня, а преграда, пронизанная нишами и проёмами, изымающими лишнюю массу. Кирпичный орнамент — мотивы меандра (выделяет уровень хор). Трехчастная схема подчёркивает вертикаль храма, которая уравновешена с горизонталью. Эта фасадная схема даёт с одной стороны простор для вариаций, с другой – устойчивую схему. Вселенная, привлекательная не сложностью, а познаваемость.

Михайловский Златоверхий, 11008-1113г. Снесен в 20в, восстановлен в формах 18в (много обстроек). Храм княжеского монастыря Святослава (Михаила) Изяславича. Похож на предыдущий: 4ст, возможно, была лестничная башня, уже в 12в вызолоченный купол – большая редкость. Структура ясна и внутри, и снаружи. О нем известно больше. Закомары одноуровневые, завершают все прясла, подчеркнуто нет дифференциации, поверхность везде «тронута» – окно, ниша, меандр, смешанная кладка. Видим, что есть возможности модификации и варьирования. Хоры П-образные, занимают западные ячейки и верх нартекса. Центральная часть хор (западная) выделена двойной аркадой (напоминание о тройной в Софии) – преемственность к более ранним постройкам. Храм меньше, хоры высоко –> появляется вертикальная ориентированность. Пространственность, но одновременно конечность интерьера. Чёткое деление пространственной ячейки, жёсткость конструкции, логика несущих и несомых элементов (было и в Софии, но здесь легче читается, еще римская преемственность).

Спасо-Преображенская на Берестове, Киев, 1113-1125г. Монастырь ещё с 11в, но храм н12в, так как это годы правления Владимира Мономаха. Здесь же был похоронен его сын — Юрий Долгорукий. Сохранилась только западная часть. План древнего сооружения легко читается. Несколько необычных черт — развитый нартекс, выступающий, шире стен; притворы с трех сторон (впервые 3х лопастное завершение). Храм был ориентирован вертикально, имел развитую башнеобразную ступенчатую композицию. Необычным (ступенчатым) — было и завершение престолов. Добившись слитности всех объёмов здания, зодчие Киева задумываются о каких-то новых приёмах (их очень заботит силуэт). Кладка с декоративными крестами, с утопленными рядом. Потом будет процесс романизации. Законченность приобрело не только внутренне пр-во, но и внешний вид. С одной стороны, некоторая канонизация типа, но она не абсолютная, индивидуальность сохраняется. Часто можно говорить не о традиции города, а о традиции даже отдельной мастерской, местная специфика ощущается все более отчётливо. Кроме того, в 12в русская архитектура приобретает большую самостоятельность, отходит от византийской традиции. В это время складывается новый, торжественный, стиль. Странное завершение: восток и запад единое 3лоп завершение, а на севере и западе – просто выделяются закомары, сложная стыковка (по реконструкции Штендера).

Успенский собор Елецкого монастыря, Чернигов, н12в. Новое явление, хотя хронологически соответствует Златоверхому. Изначально: 1гл (купол неправильной формы, возможно, из-за переформатирования остальных объемов), 4ст, нартекс, позакомарное покрытие, восстановлены оконные проемы, лопатки-массивные полуколонны, уступчатые порталы, закомары отделяются а/к поясом. На фасадах нет ниш, только окна. Техника равнослойной кладки, нет полосатости утопленного ряда, сымитирована белокаменная кладка. В интерьере изменения сводятся к тому, что в северной стене узкая крутая лестница, компактный объем, тк нет дополнительных пристроек, хоры Г-образные, выгорожен отдельный придел с апсидой (отдельный объем). Есть нормандский акцент – увеличение роли массы, компактность – интерьер защищеннее (нет равновесия между внутри и снаружи, теперь идея защиты). Окна сосредоточены в верхней зоне, выделение подкупольного пространства. Потом этот тип распространится. Есть стремление к синтезу традиций с преобладанием византийской.

Борисоглебский в Чернигове, н12в. Особенность – от лопаток сохранились капители, это 1 из первых примеров включения в декорацию древнерусского храма белокаменных резных деталей. Показательны мотивы изображения и принципы их организации – вариации западной орнаментики, не византийские мотивы (возможно, скандинавское влияние). Закомары тоже отделены а/к.

4. Архитектура Южной и Западной Руси XII – первой трети XIII в.

1097г, Любеческий съезд, официально закреплен процесс дробления. Хотя споры и войны, все освоение новых земель и развитие ремесел. До 13в Киев остается главным сосредоточением всей духовной жизни и связующим звеном между Русью и Византией. Строительство, в основном, осуществляется княжескими артелями. Храмы часто кубовидные массивные, с простой декорацией стен арочными нишами и аркатурными поясами. В к12-н13в рождается и дает о себе знать феномен городской архитектуры (раньше княжеско-дружинная или церковно-монастырская). Разнообразная камерная духовная жизнь, требуются такие же храмы. Городская культура – синкретизм, многослойность. Наряду с каноническими темами и мотивами, встречаются образцы апокрифических источников и традиции, идущие из древности. Две линии: прогрессивная и консервативная (север). Прогрессивная – Киев, Чернигов, Смоленск – распространяются башнеобразные храмы, новые конструктивные решения. В 12в в архитектуре складывается новый, торжественный тип. Законченность не только внутреннего, но и внешнего вида. С одной стороны некоторая канонизация, но с другой, индивидуальность все-таки сохраняется. Есть единое культурное пространство с общими закономерностями и интересами. Все больше ощущается местная специфика (иногда можно даже говорить не о традиции города, а о традиции мастерской).



Успенский Елецкого в Чернигове, н12в. Представляет новое явление, на фасадах полуколонны, равнослойная кладка (еще и белокаменная сымитирована), в северной стене узкая крутая лестница (нет дополнительных объемов), компактный объем, Г-образные хоры. Это первый конкретный романский «звоночек». Нормандский акцент – увеличение роли массы, главная – идея защиты. Синтез традиций с преобладанием византийской. При киевской типологии, строили его не киевские мастера. Более подробно в билете № 3.

Борисоглебский в Чернигове, н12в. Считается, что как и предыдущий, построен по заказу князя Давида-Глеба. Резные капители на лопатках (полуколоннах). Один из первых примеров включения в декорацию белокаменных резных деталей. Вариации западной орнаментики. Тоже билет №3.

Кирилловская церковь в Киеве, сер-3/4 12в. Пока в Чернигове новый тип, в Киеве старый, но к 30м тоже приходит мода на равнослойность (черниговский тип, продолжает линию таких построек). Заложена Всеволодом Ольговичем. Роскошный крупный княжеский храм. Есть внутреннее выделение зон: над хорами на южной части придел, в нартексе придел, лестница в стене. Много ниш-аркосолиев в нартексе (погребальные ниши). Интерьер сохраняет импозантность, логичность устройства. Парадная зона хор выделена аркадой (они открыты), южная их часть изолирована, барабан опять же неправильный, ступенчатая система сводов (перестройки), были нормальные пониженные рукава креста. Тип такого храма часто использовался и был очень популярен на рубеже веков.

Церковь Георгия (Успения) в Каневе, 1144г. Заказ Всеволода Ольговича. Сейчас очень много наслоений классицизма.

Успенский собор во Владимире-Волынсокм (Мстиславов храм), 1156-1160г. Мстислав Изяславич (внук Мономаха), сильно перестроен в эпоху поляков (в 19в Котов сделал его более аутентичным). Один из крупнейших своего времени. В этот храм на хоры попадали снаружи, там была лестница из княжеских хором. В целом, тип все тот же.

Церковь Богородицы Пирогощи (Успения на Подоле) в Киеве, 1131-1135г. Нижняя торгово-ремесленная часть города. Только в начале20в вроде кто-то понял, что это домонгольский храм, как раз незадолго до того, как храм снесли. В 1998г ее восстановили. Описанный тип черниговского храма получил большое распространение и являлся наиболее употребимым. Но иногда строились и другие типологии, например, бесстолпные купольные церкви.

Ильинская церковь в Чернигове, н12в. Это очень маленькая церковь, она собой отмечает вход в пещеры (разнообразие церковной духовной жизни, вместе с этим разнообразие типологий). Монастырская, бесстолпная, небольшой нартекс, 1куп, купол тут господствует. Здесь тоже равнослойная кладка.

Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры, 1106-1108г. 4ст церковь, такие тоже распространяются. Внутренний южный фасад сохранился без барокко, крестообразные столбы, вынесенные лопатки.

Церковь Петра и Павла в Смоленске, сер12в. Сохранился масштаб и общий принцип построение композиции (хотя «отрезали» нартекс). Выглядит он очень внушительно, причем внушительно по-романски. Есть прием организации ниш с уступами, своды очень высоко вздымаются. Внутреннее пространство меньше, но есть хоры, они не П-образные, так как нартекса нет (на юге тоже замкнутая капелла), но открываются огромной аркой (масштаб сохраняется, но задачи уже). Можно увидеть технические окна (иду по диагонали и освещаются помещенную внутри лестницу). Иногда довольно быстро структура таких сооружений усложнялась, появляющимися рядом пристройками, но главная суть не менялась. По реконструкции были еще галереи с приделами. Церковь Иоанна Богослова в Смоленске, 1160е-1170е. Все того же основного типа. Преображенский назвал его архаизирующим направлением.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница