«дуальная система обучения»



Скачать 87.47 Kb.
Дата28.10.2016
Размер87.47 Kb.
«ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ»

Салькина Гулсим Жукеновна


В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» одним из ключевых приоритетов развития страны названо образование. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, - отметил Глава государства, - мы должны стать высокообразованной нацией».

Новая индустриальная революция выдвигает совершенно иные требования к квалификационным требованиям работников, «которые должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве».

Требования современного производства выступают основой кардинального изменения содержания подготовки в существующей системе технического и профессионального образования Республики Казахстан. Произошло коренное изменение сознания в вопросах подготовки профессионально-технических кадров.

Рассматривая роль и место внедряемых в систему профессионального и технического образования инноваций, особо отмечена кооперативная (дуальная) система обучения, которая уже прошла проверку временем в целом ряде развитых стран.

Интерес к дуальной системе обучения Германии, Сингапура, Дании, Швейцарии все больше возрастает в Республике Казахстан. В европейских странах в структуре занятого населения специалисты, окончившие лицеи и колледжи, составляют до 60%. Выпускники колледжей целенаправленно становятся специалистами среднего звена реального сектора экономики. Активно, с самого первого курса обучения, привлекаются в организацию процесса профессионального обучения работодатели и другие социальные партнеры. Работодатели оказывают существенную помощь в разработке профессиональных стандартов, учебных образовательных программ, правовых и нормативных документов.

При реализации образовательных стандартов профессионального обучения на практике они разрабатывают механизмы их внедрения и осуществляют своевременное оснащение учебных заведений новым оборудованием и техникой.

Дуальная система обучения продиктована жизнью, требованиями современного производства, необходимостью успешной реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Сущность дуальной системы обучения предусматривает раннюю адаптацию обучаемых к рабочему месту, большую гибкость, дифференциацию.

Основные преимущества системы дуального образования

  дает возможность максимально приблизить обучение к конкретным

запросам производства;

  достигается высокая мотивация в получении знаний. Студенты,

сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных

работников, учатся совершенно по-другому;

  обеспечивает высокий уровень востребованности выпускников и их

трудоустройства, так как они полностью отвечают требованиям работодателя;

 оценка качества подготовки специалистов проводится самими

работодателя

5. Дуальные образовательные программы


  1. открывают дополнительные возможности повышения эффективности подготовки рабочих и технических кадров высшей квалификации;

  2. обеспечивают диверсификацию профессионального образования, т.е. позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ;

  3. способствуют более разностороннему профессиональному развитию учащихся;

  4. обеспечивают взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство и т.п.), что приводит к качественным изменениям в профессиональном образовании.

  5. Работодателям, в конечном счете, экономически целесообразно инвестировать в образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия (организации).

  6. Для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни».

  7. Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает.

В настоящее время в республике наблюдается существенная нехватка профессионально-технических и квалифицированных рабочих кадров. По данным Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, общая потребность экономики в кадрах составляет 287 тысяч человек. Кардинальное обновление технического и технологического парка промышленности РК в соответствии с инновационным курсом развития экономики Республики требует совершенствования системы подготовки технических и профессиональных кадров. В этом отношении важное место в настоящее время уделяется системе дуального образования. Благодаря увеличению роли практической подготовки будущие специалисты осваивают производственные навыки уже на стадии обучения. Достигается это путем увеличения практической составляющей учебного процесса и проведения занятий непосредственно на рабочем месте. Система успешно функционирует во многих европейских и азиатских странах (Германия, Франция, Китай и др.).

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) обучающийся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка). Такая форма подготовки и переподготовки работников технического и профессионального профиля позволяет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специалистов непосредственно на рабочих местах и обеспечить присвоение обучаемым более высоких квалификаций (разрядов), возможность расширения функциональных обязанностей. Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение .

Дуальное обучение в Казахстане будет внедряться в более чем в 100 колледжах. Об этом на совещании посвященном итогам 2014 года и задачам по  реализации Стратегии-2050, сообщил Премьер-Министр страны. Глава Правительства напомнил, что в рамках модернизации технического и профессионального образования получает развитие дуальное образование системы обучения.

Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна является одним из лидеров по уровню квалификации кадров). Система дуального образования Германии проверена жизнью и является образцом для всего Европейского Союза.В Германии многие школьники, даже после 12-13-летнего обучения в гимназии и сдачи выпускных экзаменов, которые дают право на поступление в высшие учебные заведения, выбирают дуальное обучение. В частности это касается тех регионов, где сосредоточены крупные предприятия, такие, как, например, Volkswagen , BMW и Siemens или Bosch и Merzedes-Benz.

Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, остальные время — на предприятии. Программа обычно рассчитана на 3 года и завершается экзаменом, который принимает представители предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности.

Таким образом предприятие заключает договора с рядом специализированных учебных заведений для целевой подготовки персонала..Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за 3 года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.

Как правило, предприятия имеют более современное оборудование, на котором проводится обучение практикантов, чем мастерские учебных заведений. Это объясняется тем, что у государства нет достаточных финансовых ресурсов, чтобы в полной мере оснастить учебные заведения всеми новейшими приборами и станками. Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда. При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение. Для мелких предприятий, желающих проводить обучение, но не имеющих возможности оборудовать собственные мастерские, торгово-промышленные палаты создают межпроизводственные учебные центры.

Дуальная система внедряется во многих учебных заведениях технического и профессионального образования страны, в том числе и в Костанайской области



В 2015 году еще в 5 колледжах Костанайской области внедрят дуальную систему образования. Сейчас с предприятиями региона ведутся переговоры по подписанию трехсторонних договоров, а базу учебных заведений модернизируют. В 2014 в Костанайской области дуальную систему внедрили в 8 колледжах и по 9 специальностям. С этого года 13 колледжей готовят специалистов нового формата по 14 специальностям.

В Костанайском политехническом колледже разработаны новые программы обучения по четырем специальностям. Сейчас модули постепенно внедряют в образовательный процесс. Но полностью работать по-новому колледж начнет в следующем учебном году. Тогда же будет внедрена и дуальная система образования. «Такие специальности как «Элеваторное мукомольное крупяное комбикормовое производство». Наш социальный партнер именно по этой специальности – это «Иволга». То есть, у нас очень много партнеров, связанных именно с этой специальностью.

Заключены трехсторонние договоры. Так же специальность «Хлебопекарное, макаронное, кондитерское производство». Основной главный партнер политехнического колледжа – это «Баян-Сулу». Так же с нового учебного года планируют набирать студентов по специальности «Машиностроение» и так же хотят его сразу перевести на дуальную систему обучения»

Преподаватели колледжа говорят, что на разработку новых модулей пришлось затратить немало времени, сил и средств. Деньги учебное заведение получило, выиграв грант по республиканскому плану инстуционального развития. Заявки на грант подали 14 колледжей Костанайской области, 6 - получили финансирование. Так же были выделены деньги на учебу и повышение квалификации педагогов региона.

«Страны, которые были выбраны именно для проведения курсовой подготовки и стажировки - это Франция, Германия, Беларусь и Россия. Только в стенах данного политехнического колледжа прошли стажировку и переподготовку 20 педагогов. Кроме этого, 34 педагога из других учебных заведений, в том числе и мастера производственного обучения, прошли стажировку и переподготовку».

Все это, делается для того, чтобы улучшить качество образования, повысить престиж рабочих профессий и увеличить количество выпускников сузов. При этом, для того, чтобы их профессионализм соответствовал требованиям работодателей, в республике и внедряется дуальная система образования. То есть, учащие 70% своего времени проводят на производстве и лишь 30 - посвящают изучению теории. В 2014 в Костанайской области дуальную систему внедрили в 8 колледжах и по 9 специальностям. С этого года 13 колледжей готовят специалистов нового формата по 14 специальностям.

По данным Управления образования Костанайской области уже удалось заключить трехсторонние договоры о сотрудничестве с 32 предприятиями Костанайской области. По дуальной системе обучаются 415 студентов. С нового учебного года дуальное образование будет внедрено еще в 5 колледжах региона.

Литература:

1.    Шерстнева Н.В. «Дуальное обучение – перспективная система обучения в ТиПО».

2. Глайсснер О.Ю. «Система высшего образования в Германии: великое множество путей»// Журнал «Alma mater», №10, 2008 г., стр.59-60. 2 Аникеев А.А., Артуров Е.А. «Современная структура образования в Германии»//Журнал «Alma mater», №3, 2012г., стр.67-68.

3. Мисиков Б. «Современный вуз: дуализм целей»//Журнал «Высшее образование в России», №11, 2006 г., стр.167-168.

4. Камербаев А.Ю, Кашук Л.И. «Для подготовки кадров новой формации»// Журнал «Современное образование», №2 (86) 2012 г., стр.55-57.



5. Полянин В.А. «Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога»// Журнал «Образовательные технологии», № 2, 2010г., стр.68-96. 6. Пресс-служба Министерства образования и науки РК для сайта Pm.kz. 
Каталог: sites -> default -> files -> publications
publications -> Глобальный фонд: пособие для новичков
publications -> Международный совет спид-сервисных организаций (icaso) и Эйдспэн Июнь 2005 г. Руководство по организации акций в поддержку финансирования Глобального фонда
publications -> Энергетический перфоманс-контракт – новый вид инвестиционного договора
publications -> Удк саурова А. М. ст преподаватель, магистр
publications -> Вопросы перехода к новой мировой валюте
publications -> Мировой финансовой системе брошен вызов
publications -> Программы развития экспорта продукции сельского хозяйства аргентины и канады
publications -> Великий шелковый путь: новые тренды
publications -> Особенности организации и управлении венчурного бизнеса


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал