Духовно – нравственное воспитание, как основное направление развития современной молодежи в условиях общеобразовательной школы



Скачать 169,11 Kb.
Дата31.10.2016
Размер169,11 Kb.
Духовно – нравственное воспитание, как основное направление развития современной молодежи в условиях общеобразовательной школы

Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно

больше добра.

Л.Н. Толстой [6, с.109]
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Современное образовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.

Воспитание в системе образования сегодня направлено на формирование ответственности ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой. Среди первоочередных задач современного воспитания – дальнейшее формирование нравственного сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось бы, чтобы будущее России строилось на прочном фундаменте уважения россиян к истории своей страны, к ее традициям, к абсолютным духовным и культурным ценностям человечества. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающих поколений.

Духовно - нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России [4, с. 10].

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в общеобразовательной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь современного школьника.

Современный национальный педагогический идеал и система базовых ценностей определяют рамочный характер культурно-воспитательного пространства российских школьников. Национальный воспитательный идеал - воспитание гражданина России - является главной педагогической задачей, задает смыслы и характер воспитательного процесса. Базовые ценности, группируемые по источникам человечности, определяют содержание, качество и количество воспитательных мероприятий и программ в общеобразовательной школе [5, с. 50].

Воспитание в общеобразовательной школе должно начинаться с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе и вне его. Эти категории необходимо ставить во главу современной гуманитарной, образовательной политики. Российский народ вправе гордиться своим именем, а государство призвано всячески поддерживать и развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность россиян, в том числе, средствами образования.

Первоочередная задача воспитания в общеобразовательной школе - развитие личности гражданина России – не локализована исключительно в учебно-воспитательном процессе. Для ее осуществления необходима гражданская позиция педагогического коллектива школы.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».[9, с.1]

Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, сложившимся в нашей школе. Духовно-нравственное развитие в общеобразовательной школе обеспечивается программой воспитания и социализации обучающихся, важнейшей целью и одной из приоритетных задач которой является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Программа воспитания и социализации имеет комплексный характер, она интегрирована со всеми компонентами образовательного и социально-воспитательного пространства. Программа разделяется на ряд подпрограмм согласно соответствующей системе ценностей. Подпрограмма получает свое название от той базовой ценности, принятие которой школьником она должна обеспечить.

Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, поиск решения которой направляет учебно-воспитательную деятельность.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в ключевую воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

-общеобразовательных дисциплин;

-произведений искусства и кино;

-периодической литературы, средств массовой информации, отражающих современную жизнь;

-традиционных российских религий;

-фольклора народов России;

-истории и жизненного опыта своей семьи;

-общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

-других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы осуществляется по четырем направлениям:

Учебная деятельность;

Внеурочная деятельность;

Внешкольная деятельность;

Семейное воспитание

Учебная деятельность. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности.

В нашей школе реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла: русский язык и литература, история, история православной культуры земли Смоленской, мировая художественная культура, музыка.

Интегрированные уроки рассматривают, как важную предпосылку успешной ориентации в современном мире, сложность, многомерность, парадоксальность, которые требуют соответствующего отражения в организации различных звеньев образовательного процесса. Воспитание духовности, нравственного отношения к жизни, развитие художественного вкуса, комплексное приобщение обучающегося к миру искусства являются важнейшими задачами художественной педагогики.

На уроках русского языка и литературы духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова.

На уроках истории и мировой художественной культуры происходит знакомство с деятельностью интересных и великих людей, культурными и историческими памятниками. Особое внимание нравственным и духовным ориентирам педагоги уделяют на учебном предмете регионального компонента «История православной культуры Земли Смоленской». Обучающиеся должны знать, что для Смоленской области православие является культурообразующей основой. Они должны знать о красоте этой культуры, о ее достоинствах, о том что она дает человеку, чем она была для наших предков. Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Для качества образования, духовно-нравственного становления личности, религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры обучающихся через участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах.

Результатом работы педагогов нашей школы является участие школьников в предметных олимпиадах и творческих конкурсах на муниципальном, областном, всероссийском, уровнях, где обучающиеся достойно представляют наше образовательное учреждение, занимая призовые места.

Так в 2012/2013 учебном году обучающиеся принимали участие в:

международной игровой олимпиаде по МХК «Золотое Руно» - 99 участников, 11 первых мест по школе, 2 первых места по России; городской олимпиаде по МХК– 1 призер; общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры – 6 участников, 1 победитель; в муниципальном этапе олимпиады по ИПКЗС; в муниципальном этапе олимпиады по истории – 2 призера; муниципальном этапе олимпиады по обществознанию – 1 победитель, 2 призера; муниципальном этапе олимпиады по технологии – 1 победитель, 1 призер.

Внеурочная деятельность. Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеурочная деятельность. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения обучающихся в систему нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеурочной деятельности.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят при подготовке и проведении КТД, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных докладов на уроках, литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки, экскурсии, посещение музеев и выставочных залов города, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

Организуя внеурочную воспитательную работу по духовно – нравственному развитию обучающихся, мы используем такие формы работы, как тематические беседы, классные часы Уроки толерантности, Уроки мира, Уроки Гагарина, устные журналы «Колокольчики добра», общешкольные мероприятия (театрализованное представление «Обычаи и традиции народов России», «Надежды Земного дома», виртуальные тематические экскурсии - «Путешествуем по родному городу», «Ты стал школьником в городе-герое Смоленск»), экскурсии в «Свято-Успенский кафедральный собор», музей «В мире сказки», музей «Смоленск - щит России» (Башня Громовая), Исторический музей, музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг», музей «Городская кузница XVII в.», музей природы и экологии, музей-квартира «А.Т. Твардовский в Смоленске», историко-архитектурный комплекс «Теремок».

С особым интересом обучающиеся нашей школы участвуют в конкурсах творческих работ, составлении проектов(«Мы в ответе за тех, кого приручили», «Мой город», «Подарок моему городу», «Знаменитые женщины Смоленщины»), викторинах («Все мы родом из детства», «Моя Смоленщина – Моя Родина», викторина, посвященная «Дню птиц»)

Традиционно в школе проводятся внеклассные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для старшеклассников: День матери, «Опаленные сердца», «Мы все такие разные, но мы вместе», «Русь, Россия, Родина моя…», День народного единства, внеклассное мероприятие с родителями на тему: «Праздничные посиделки», «Рождественские чтения», «Святая Пасха», и д.р.

Обучающиеся принимают участие в городских и областных воспитательных творческих мероприятиях и конкурсах духовно - нравственной направленности: творческая мастерская «Наследие земли Смоленской»; городской конкурс «Музейный марафон»; детский творческий конкурс «Наши Защитники»; городская акция «Уроки толерантности»; городской конкурс патриотической песни «Славься, Отечество»; областной экологический конкурс «Я-гражданин России»; областной краеведческий конкурс на лучшую видео презентацию, посвященную 1150-летию первого датированного упоминания Смоленска и 70-летию освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков; областной фестиваль-конкурс исполнителей русского романса; областной конкурс «Взгляд к небу»; городской конкурс «Большой России малый уголок», посвященный 1150 Смоленска; городской конкурс «Лучший птичий домик»; городской праздник «Благовещение. Встреча весны и прилета птиц»; городской театральный конкурс «Маленькие шедевры»; областной фестиваль православной культуры «Отечество мое православное», городской экологический конкурс «Экология. Творчество. Дети»; городской фестиваль-конкурс чтецов и исполнителей патриотической молодежной песни «Это наша с тобой биография».

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, является составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Базовые ценности отражены и в деятельности школьных кружков, спортивных секций, и других форм дополнительного образования. С интересом обучающиеся посещают кружок духовно – нравственной направленности: «Основы краеведения и русской православной культуры»



Внешкольная деятельность. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика - педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и обучающихся социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности.

Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности старшеклассника является привлечение к ней родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая старшеклассника в круг определённых нравственных ценностей и идеалов, постижения смысла жизни. Привлечение к работе со старшеклассниками различных людей в совместной деятельности способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром: трудовые бригады, акции милосердия (традиционная благотворительная акция «Кто, если не Мы?!», «Белый цветок»), разновозрастные группы детей во время проектной деятельности. Именно тогда проявляется у обучающихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства, старшеклассники учатся правильному отношению к другим людям: милосердию, любви, великодушию, мужеству, трудолюбию, терпимости, простоте, стремятся познать истину.

Образовательное учреждение для организации работы по данному направлению привлекает социальных партнеров: кинотеатр «Современник», музеи города, музейные комплексы, встречи с интересными людьми.

Совместные мероприятия по духовно - нравственному воспитанию обучающихся проводятся и с библиотеками города: библиотечные уроки, классные часы, викторины.

Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание.



Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение в образовании обучающихся. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития школьника. На ступенях общего образования на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.[2, с.42]

Общеобразовательное учреждение по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально - педагогической системой, стремиться к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогический коллектив нашей школы пытается определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы предложить обучающемуся качественный образец действия и поведения, создать условия для его собственных действий.[3, с.11]

Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, обучающихся.

Формирование сотруднических отношений между обучающимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения. Взаимодействие учителя и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания.

Важным условием педагогического управления является получение объективной информации о реализации программ воспитания и социализации обучающихся. Результаты освоения таких программ диагностируются в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований и в таком качестве являются основанием для принятия управленческих решений. Такие исследования позволяют получать информацию и обобщенные данные о моральной атмосфере в школьных коллективах. Оценка личностных достижений школьников в процессе духовно-нравственного развития может осуществляться с помощью портфолио.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. В портфолио осуществляется последовательное накопление результатов выполнения обучающимся воспитательных задач в рамках соответствующей воспитательной программы.[7, с.42] Портфолио - нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении культурных и социальных практик. Оно представляет собой педагогически спроектированную и методически организованную индивидуальную подборку материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в освоении определенных духовных ценностей в рамках воспитательной программы. Технология портфолио делает процесс духовно-нравственного развития школьника открытым, объективным и корректируемым со стороны педагогов и родителей. В сочетании с личным «заявлением о ценностях» портфолио предоставляет обучающимся широкие возможности для нравственной рефлексии.

В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие учителей, родителей, всей образовательной среды общеобразовательного учреждения при голографическом единстве духовно-нравственного воспитания.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.[1, с.42]

«Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний,

а в правильном применении их во благо»


Государыня императрица Александра Федоровна Романова[8, с.4]


Список литературы
Статьи журналов и сборников

1.Ахмедьянова А.Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

2. Володина Л.О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.

3. Губанова Е.В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.

4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно - нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг. - 2003. - № 3. - С. 9 - 12.

5. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.

6. Пашков С.В. Эволюция духовно-нравственных ценностей молодежи в контексте модернизации российского образования // От качества образования – к реалиям социальной действительности : Матер. Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 т. – Т. 2. – Старый Оскол: ТНТ, 2009. – С.104–111. ­– 0,5п.л.

  7. Тельканова, Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 41 - 43.



 

 Интернет-документы



8. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – Режим доступа: http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=1525

  9. Потаповская, О. М. Семейное духовно-нравственное воспитание: возможность и необходимость педагогического сопровождения [Электронный ресурс] / О.М. Потаповская. – Режим доступа: http://classnyj-chas.ucoz.ru/publ/2-1-0-5
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Муниципальный этап областного конкурса научно-исследовательских работ и творческих работ обучающихся: Номинация
DswMedia -> Мои земляки – ветераны Великой Отечественной войны
DswMedia -> Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области
DswMedia -> «Интернет, за или против»
DswMedia -> Пояснительная записка Развитие современных социально-экономических отношений в России требует нового качества образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников нести личную ответственность, как за собственное
DswMedia -> Архангельская область
DswMedia -> Программа курса «Экономическая и социальная география мира»
DswMedia -> Рабочая программа Факультативного курса «Компьютерное черчение в системе автоматизированного проектирования компас 3d lt»
DswMedia -> Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины
DswMedia -> Рабочая программа По предмету «Основы православной культуры»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал