Духовно-нравственное воспитание глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в образовательном процессе



Скачать 187.11 Kb.
Дата24.08.2017
Размер187.11 Kb.
Духовно-нравственное воспитание глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в образовательном процессе.

Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания всех категорий детей становятся все более актуальными, т.к. сейчас вокруг много жестокости, насилия, обмана, зла. Становится страшно, когда у подрастающего поколения не сформированы элементарные духовно-нравственные устои: добро, уважение, терпение, трудолюбие, совесть, взаимопомощь, культура поведения, патриотизм, гражданственность.

Целью реализации адаптированной основной общеобразовательной программы с данной категорией детей является формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности, овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания глухих учащихся с интеллектуальной недостаточностью является приобщение их к общечеловеческим ценностям и формирование у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Я работаю учителем в классах глухих детей с интеллектуальной недостаточностью в течение 16 лет. В этом учебном году я обучаю учащихся 5-го и 10-го классов, которые помимо нейросенсорной тугоухости и умственной отсталости имеют диагнозы: ДЦП, цефалгия сосудов головного мозга, невроподобный синдром, нарушения осанки, нарушения психики и др.

Обучение детей в этих классах не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Главная моя задача формировать у учащихся доступные им навыки коммуникации, социальной адаптации, которые подготовят их к жизни. Обязательной для меня является организация специального обучения и воспитания для реализации особых образовательных потребностей. Среда обучения и воспитания упрощается, максимально приспосабливается к дефекту ребенка и его жизненному опыту. Смыслом работы с данной категорией детей является расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.Социальная адаптация предполагает общение с людьми, умение правильно вести себя в обществе, вступать в беседу. В работе с детьми со сложной структурой дефекта духовно-нравственное воспитание проходит через все виды деятельности, поэтому задача духовно-нравственного воспитания и развития моих воспитанников является для меня приоритетной. Важно, чтобы дети овладели такими категориями как ответственность, честность, трудолюбие, добро, были терпимы друг к другу и окружающим.

Для более полного понимания вопроса духовно-нравственного воспитания я изучила образовательные технологии духовно-нравственного воспитания, обобщила свой опыт и поделилась им на заседаниях методического объединения и педагогических советах.

В работе по духовно-нравственному воспитанию я определила для себя темы



  • Моя малая родина.

  • Культура поведения.

  • Здоровый образ жизни.

  • Великая Отечественная война.

  • Православная культура.

  • Наша Родина

  • Нравственные качества человека

Школьники с ограниченными возможностями слуха и интеллекта запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. Зрительное восприятие замедленно, сужено, а восприятие на слух отсутствует. Затруднены процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии. Хотя учащиеся при определенной работе способны освоить понятный для них материал. Поэтому я стараюсь обеспечить развитие зрительного восприятия в единстве с формированием словесной речи и мышлением. Опираясь на сохранный зрительный анализатор и учитывая его особенности, разрабатываю презентации к урокам и внеклассным мероприятиям с большим количеством иллюстративного материала.

Именно поэтому в своей работе я часто использую такую форму работы, как экскурсия. Мой девиз: «То, что мои ученики не слышат, должны увидеть!» Перед экскурсией проводится большая предварительная работа: просмотр презентаций, изучение печатных материалов с адаптированными текстами, словарная работа, заучивание новых слов. Экскурсия позволяет познакомиться с окружающей жизнью в действительности, увидеть предметы, побывать в реальной обстановке, посмотреть условия жизни людей в разные исторические отрезки времени, условия и жизнь людей разных профессий и разного социально уровня, отрабатывать навыки культуры поведения. В процессе экскурсии ребята сталкиваются с необходимостью актуализировать имеющиеся знания и навыки, побуждается необходимость овладения новыми знаниями и умениями, желание вступить в диалог, потребность в реализации навыков культуры.



Поездки и экскурсии.

Поездка в п. Нижне-Ивкино (2012 г.)

Кировская область



Посещение церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В храме работает Отец Стефан. Он подарил ребятам крестики и иконки. Дети зажгли свечки и поставили их к иконе Николая Чудотворца. Отец Стефан рассказывал о Боге, о храме и научил ребят креститься.

Поездка в г. Котельнич (2013 г.)

Кировская область



Посетили Динопарк юрского периода, краеведческий музей, провели пешеходную экскурсию по улицам старинного города. Побывали умемориал в честь погибших блокадников, эвакуированных в период Великой Отечественной войны

Поездка вс. Рябово

(2013 г.) Кировская область



Знакомство с историей Кировской области, ее знаменитыми потомками. В 1749 г. был открыт приход при деревне Чугаевской. Первоначально в селе был построен деревянный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи, который к 1757 г. срубили, украсили всем «благолепием» и освятили. Через несколько лет в Рябово построили каменный храм. Церковь простояла более ста лет. К сожалению, этот памятник был стерт с лица земли. Фундамент церкви сохраняется по сей день. В селе Рябово 4 января 1850 г. поселился священник Михаил Васильевич Васнецов, служивший ранее в с. ЛопьялПилинской волости Уржумского уезда Вятской губернии. Приехал он вместе с женой Аполлинарией Ивановной и двумя сыновьями – Николаем (1845) и Виктором (1848). Позднее у Васнецовых родилось еще четверо мальчиков: Петр (1852), Аполлинарий (1856), Аркадий (1858) и Александр (1860). Более 10 лет прожила семья Васнецовых в с. Рябово. Центром заповедника является историческая часть села Рябово, на которой находятся мемориальный дом с усадьбой, «васнецовская» липа, захоронения родителей, дом причта (1881 г.), фундамент разрушенной каменной церкви, где служил отец художников М.В. Васнецов, деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1998 г.)

Поездка в с.Великорецкое (2014 г.) Кировская область

Там находится Спасо-Преображенский Николо-Великорецкий мужской монастырь, Никольский собор, Ильинская колокольня. 21 сентября был праздник – рождение Божьей Матери. Батюшка рассказал нам о чудотворной иконе Святителя Николая, которую нашли в лесу, на берегу реки Великой. Батюшка Тихон подарил всем ребятам маленькие иконки. В храме ребята пообщались с монахом Димитрием. Ему более 90 лет. Он участвовал в двух войнах, был ранен в ухо, но выжил. 16 лет Димитрий жил под окрытым небом (на улице). У него не было дома. В храме есть ящик для пожертвований, куда прихожане кладут деньги на восстановление храма. Мы тоже сделали пожертвование. Нам разрешили подняться на колокольню. Мы звонили в большие и малые колокола. На берегу реки Великой расположены деревянные памятники: купель, часовня над святым источником, церковная лавка и храм под открытым небом. Ребята окунулись в купели и поднялись к памятному месту, где нашли икону Св. Николая.

Поездка в г. Пермь (2014 г.)

Посетили историко-природный комплекс Кунгурскую ледяную пещеру, побывали в музее военной техники под открытым небом «Мотовилихинские заводы», посетили музей пермских древностей и Пермский зоопарк. Провели обзорную экскурсию по городу с остановками у Спасо-Преображенский собора, памятника Св. Николаю Чудотворуцу. Посетили Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь, в котором проходят службы для неслышащих прихожан.


Поездка в г. Слободской (2014 г.)

Кировская область



Ребята посетили Христорождественский женский монастырь, а котором батюшка окрапил всех святой водой. В соборе св. Екатерины нам дали просфорки. На территории Крестовоздвиженского мужского монастыря мы зашли в храм иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Отец Сергий Пентин подарил ребятам Библию для детей, рассказал о чудотворных иконах и разрешил спуститься в склеп, в котором находятся могилы высокопреосвященнейшего архиепископа Аполлоса и его матери схимонахини Марии (Беляевой).Еще ребята побывали в Благовещенском соборе, в котором находится музей, увидели колокольню, посетили часовню Михаила Архангела– памятник архитектуры начала 17 века.

Поездка в Советский район (2015 г.)

Кировская область



Знакомство с памятниками природы Кировской области. Там находятся Государственный природный заказник "Пижемский", на территории которого мы посетили скальный массив "Камень", Чимбулатский и Береснятский ботанико-геологические комплексы с Береснятским водопадом, Буржатским утесом, слазили в Зараменскую пещеру.

Поездка в г.Нижний Новгород (2015 г.)


Во время поездки ребята побывали на Площади Народного единства, провели беседу около памятника Минина и Пожарского, посетили Нижегородский кремль, прошли по стенам кремля, Провели Минуту молчания и посмотрели смену караула у Вечного огня, посетили Михайло-Архангельский собор и памятник основателя Нижнего Новгорода

князя Георгия Всеволодовича, и святителя Симона Суздальского, побывали на выставке боевой техники Второй мировой войны, посетили Храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского, ежедневно из окон хостела любовались Собором св. Александра Невского, провели экскурсию в музей «Домик Каширина».



Поезда в г. Кирово-Чепецк (2016 г.)

Кировская область



Посетили Мемориальный комплекс в память о погибших в Великой Отечественной войне и провели Минуту молчания у Вечного огня; посетили мемориал землякам, погибшим в горячих точках (Афганистане, Чечне и других); побывали в Всехсвятской церкви на Вятской Набережной и в воскресной школе.

Поездка в г. Санкт-Петербург (2016)

За время поездки ребята побывали в Царском село, Царскосельском лицее, Екатерининском дворец, Ораниенбауме, Петергофе, Русском музее, Эрмитаже, Петропавловской крепости, музее обороны Ленинграда и других исторических местах. Для ребят были организованы экскурсии в храмы. В Казанском соборе ребята были у памятника и могилы Кутузова, поклонились и приложились к иконе Казанской Божьей Матери. В Исаакиевском соборе ребята узнали историю храма, поклонились Тихвинской иконе Божьей Матери, поднялись на Колоннаду. У храма Спаса на Крови ребята побывали на службе в честь дня рождения царя-мученика Николая II, на месте смертельного ранения императора Александра II. В Петропавловском соборе ребята побывали у царских могил, поклонились Петру I, посмотрели Екатерининский придел, место захоронения царской семьи Романовых.

Экскурсии в храмы г. Кирова



Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь

Ежегодно ребята бывают в Успенском соборе, омываются и набирают воду в св. источнике. Несколько лет подряд ребята окунаются в купели в праздник Крещения. Батюшка окропил ребят святой водой и благословил.

Серафимовская церковь

Неоднократно посещали церковь, поднимались на колокольню и вместе со звонарем звонили в колокола в праздник Пасхи. В церковной лавке покупали иконы.

Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Ребята узнали, что церковные служители этого храма взаимодействуют с вооруженными силами. В храме проводят крещение призывников и благословляют проводы военнослужащих на ратную службу. Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии является конечным пунктом паломников Великорецкого крестного хода. Имеется в этой церкви еще одна особенность: службы проводят два разных священнослужителя. Один читает молитвы, а второй показывает их для глухих верующих на языке жестов. 

Спасский собор


Ребята часто посещают собор, знакомы с Настоятелем - иереем Владимиром Попывановым, который проводит с ребятами беседы, а в 2015 г. провел молебен и обряд освящения школы. В 2013 году о. Владимир подарил нам в класс икону Серафима Саровского.

Вятский Спасо-Преображенский Новодевичий монастырь

Ребята узнали, что монастырь был основан в 1624 году по велению царя Алексея Михайловича, познакомились со святынями монастыря, пообщались

Церковь иконы Божией Матери «Знамение»


Настоятель церкви иерей Игорь Шиляев рассказал о видах колокольного звона, поднялся вместе с ребятами на колокольню и исполнил пасхальный колокольный звон.

В церкви проходит богослужение для глухих и слабослышащих.



Экскурсия вАлександровский сад по улицам К. Маркса, Спасская.

Посещение памятника Петру и Февронье.

Посещение памятника преподобному Трифону Вятскому. 



Экскурсия в парк Победы.

На территории парка находятся обелиск-стела "Комсомольская слава", Вечный Огонь, памятный камень с указанием информации о воевавших жителях деревни Пахомьево, Аллея Славы. В мемориале увековечены маршалы Советского Союза — Иван Конев, Константин Вершинин, Леонид Говоров и Сергей Соколов, стоит памятник Григорию Петровичу Булатову, уроженцу Слободского, рядовому-разведчику Красной Армии, который 30 апреля 1945 года первым водрузил Красное Знамя на здание Рейхстага

Экскурсия в парк им. Гагарина.

В 1839-1864 годах в парке стоял Александро-Невский собор. Проект собора составил архитектор Александр Витберг. В 1937 году Александро-Невский собор был уничтожен. В 1968 году была построена Вятская филармония. В парке заложен мемориал воинам-землякам, павшим в военных конфликтах. На стеле высечено 287 имен бойцов, не возвратившихся на родную Вятскую землю. Из них 80 человек погибли в Афганистане, а остальные в Чечне и других "горячих" точках. В 2014 году открыли Музей воинской славы.

Экскурсия в Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Посещение выставок.

Мемориальный комплекс

в память о кировчанах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны



Ежегодно в канун Дня Победы посещаем мемориал и проводим Минуту молчания в память о погибших на войне.

После экскурсий вместе со мной ребята описывают мероприятие, делаем фотоотчеты и презентации и рассказываем родителям о своей деятельности и учащимся школы.

Перед экскурсиями и поездками с ребятами проводится инструктаж по правилам поведения и технике безопасности, а после мы проводим собрания, на которых выявляем правильное и неправильное поведение, разбираем ошибки и ставим оценки.

Такая работа дает возможность осваивать и накапливать не только учебный материал, но и знать нормы, и правила поведения, воспитывает, расширяет кругозор и приносит массу положительных эмоций.

Мои ученики показывают стабильные результаты воспитанности и обученности. У ребят формируются общеучебные и трудовые навыки. В работе они отличаются усидчивостью, упорством, настойчивостью, аккуратностью, определенным уровнем ответственности. Они доводят начатое дело до конца. Ученики имеют элементарное представление о жизни общества.

Чтобы работа была успешной, я работаю в тесном контакте с воспитателем класса и родителями. Я стараюсь подготовить и включить ребят в доступные им интеллектуальные, творческие и спортивные мероприятия, проводимые в нашей школе.

Традиционно у нас в школе проводятся тематические праздники книги. Я готовлю с детьми сценки, мини-спектакли по произведениям, которые имеют большое воспитательное значение.



  • 2008 г. мини спектакль по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» 5в класс

  • 2010 г. мини спектакль по рассказу В. Осеевой «Печенье» 3в класс

  • 2011 г. мини спектакль по рассказу Н.Носова «Огурцы» 4в класс

  • 2013 г. –спектакль «Приключения Красной Шапочки» 7 классы

  • 2015 г. – мини-спектакль по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха» 4в класс

  • 2016 г. - Спектакль «Сказка о мертвой царевне о семи богатырях» 9‑е классы

Разрабатываю и провожу конкурсы, викторины, встречи, готовлю различные презентации и материалы для стенда:

  • «Биография и творчество А.С. Пушкина»

  • «Сказки А.С. Пушкина»

  • «Биография и творчество Л.Н. Толстого»

  • «Дом-музей Толстого в Ясной Поляне»

  • «Наш земляк В.А. Ситников»

  • «Кировская область»

  • «Город Киров»

  • «Масленица»

  • «Олимпийские игры в Сочи»

  • «Летние олимпийские игры в Рио-де-Жанейро»

  • «Национальный чемпионат «Абилимпикс»

  • «Александр Невский»

  • «Дмитрий Донской»

  • «Сергий Радонежский»

  • «История Москвы»

  • «Московский Кремль»

  • «Красная площадь»

  • «Усадьба Коломенское»

  • Презентации о Санкт-Петербурге: Царское село, Царскосельский лицей, Екатерининский дворец, Ораниенбаум, Петергоф, Исаакиевский собор, храм Спаса на Крови, Русский музей, Эрмитаж, Петропавловская крепость, Достопримечательности.

  • «Выборы в Государственную Думу Российской Федерации 2016» и др.

Данная работа прививает интерес к чтению, интерес к истории и интересным личностям, повышает мотивацию к учебе. Ребята понимают что такое «хорошо» и что такое «плохо», у них развивается доброжелательность и эмоциональная отзывчивость, развивается чувство сопереживания.Учащиеся овладевают элементарными нормами и правилами поведения. У них формируется чувство патриотизма и чувство причастности к коллективным делам, развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формируются представления о семейных ценностях, чувствах взаимопонимания и уважения в семье.

Для знакомства с родным краем, его историей, географическими и краеведческими особенностями, для привития любви к родному краю с ребятами среднего и старшего звена мы ездим на экскурсии в г. Слободской в краеведческий музей, г. Кирово-Чепецк, в с. Рябово «Дом-музей Васнецовых», в с. Великорецкое, г. Советск. «Памятники природы». Вместе мы посещаем музеи, выставки, предприятия. Во время поездок мы планируем посещение храмов, а по возможности и встречи со священнослужителями.

Для воспитания у детей нравственных качеств регулярно провожу классные часы и различные мероприятия - беседы,встречи, изготовление открыток, сувениров и стенгазет, поздравления к праздникамДню учителя, Дню матери, Дню пожилого человека, 23 февраля и 8 Марта, разучиваю жестовые песни для выступления на праздничных концертах.

Классные часы (примерная тематика)

Добро и зло.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Правила дружбы.

Ребята, давайте жить дружно!

Как делать добрые дела.

Поступки человека.

Достоинства и недостатки.

Что значит легкомыслие.

Как научиться быть честным?

Тайное всегда становится явным.

Человек, гражданин, школьник.

Кто такой «культурный человек»?

Упорство и упрямство.

Стыд и совесть.

Кто здоровается первым.

Правила поведения в обществе, школе, интернате.

Драка и ее последствия.

Ответственность за нарушение закона

Обман

Жестокость, раздражительность, неуживчивость



Как уберечься от соблазнов

Визит – соболезнование.

Визит благодарности.

Сила воли, мужество, патриотизм.

О красоте физической и душевной.

О положительных качествах человека

Забота о других – подлинная взрослость.

О пороках, слабостях и недостатках.



ЗОЖ – норма нашей жизни.

Нужна ли человеку семья.

Семейные традиции и праздники

Поздравление маме. С Днем матери!

Поздравление мам с 8 Марта.

В жизни всегда есть место подвигу!

Дети против наркотиков.

Алкоголизм и наркомания.

Как уберечь себя от вредных привычек.

Библия. Заповеди Бога.

Великорецкое – святое место.

Образ Св. Николая на реке Великой.

Русские национальные праздники. Крещение.

Русские православные праздники. Масленица. Прощенное воскресение. Великий пост.

О пользе прощения.

Преодоление. Ник Вучич.

Русский богатырь Иван Поддубный. Сила воли, мужество, патриотизм.

История Великой Отечественной войны.

Основные битвы.

Герои Великой Отечественной войны.

Киров – город трудовой славы.

Великая Отечественная война и дети

Аллея Славы. Герои – кировчане.

К 70-летию Победы. Герои войны.


Особое внимание уделяю теме Великой Отечественной войны. Мы смотрим документальные и художественные фильмы о войне, об исторических личностях, о взаимоотношениях, читаем рассказы, посещаем памятные места города Кирова, описываем парады на Красной площади. С этой целью мною разработаны и адаптированы наглядные материалы: «История Великой Отечественной войны», «Великие битвы», «Города-герои», «Маршалы и полководцы ВОВ». По просмотренным фильмам мною разработаны краткие содержания адаптированных текстов с кадрами фильмов, для более полного понимания сюжетов.Нами просмотрены фильмы и сделаны краткие содержания фильмов «Четвертая высота»,«Девочка из города», «А зори здесь тихие», «Офицеры», «9 рота», «Матерь человеческая», «Судьба человека», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Гагарин первый в космосе», «Александр Невский», «Тарас Бульба», «Поддубный», «Белый Бим черное ухо»,«Ночь перед Рождеством», «Чучело», «Барышня-крестьянка», «Дубровский» и т.д.

Для расширения кругозора учащихся и воспитания любви к своей Родине я разработала папки «Россия», «Москва», «Санкт-Петербург», «Нижний Новгород» «Киров», «Страны Европы и Азии» и др. Разрабатываю наглядный материал политической жизни страны, чтобы дети имели представление о системе власти в стране и городе. Регулярно обновляю наглядную информацию о кандидатах на выборах президент РФ и Госдуму РФ, т.к. некоторые учащиеся в старших классах идут на выборы.

В целях привития у детей здорового образа жизни провожу встречи с врачом наркологом, педагогом-сексологом, с психологом центра планирования, оформляю стенды, показываю презентации о вредных привычках, разрабатываю классные часы по разным направлениям, прививаю интерес и любовь к спорту, знакомлю с различными спортивными соревнованиями, кубками, турнирами, Олимпийскими играми. Готовлю печатный материал о соревнованиях для оформления стенда. Вместе с учениками просматриваю телевизионные трансляции спортивных соревнований, описываю их в «Дневниках интересных дел». Такая работа способствует не только формированию здорового образа жизни, но и гордость за успехи российских спортсменов, воспитывает любовь к Родине и чувство патриотизма.

В целях правового воспитания школьников я провожу встречи с инспектором ПДН и ГИБДД, экскурсии в УВД, в центр временного содержания детей подростков, показываю презентации с целью профилактики правонарушений, знакомлю детей с Конвенцией о правах ребенка, ответственностью за правонарушения.

В целях профориентации я вожу детей на производственные экскурсии, на которых учащиеся знакомятся с производством, рабочими специальностями, с некоторыми технологиями производства. Благодаря этим экскурсиям у ребят расширяется кругозор, формируются четкие, правильные представления об окружающем, обогащается словарь необходимый им для жизни, для получения какой-либо профессии и их трудоустройства.

Совместно с воспитанниками я завожу «Дневник интересных дел», в которых мы описываем события из личной, школьной и общественной жизни, экскурсии, встречи, походы, праздники. По мере возможности я фотографирую ребят. Это облегчает процесс описания событий и делает его более интересным.

Мои ученики принимают участие во всех школьных мероприятиях, мероприятиях города, области и России, например:



  • Конкурс рисунков «Я говорю наркотикам: «Нет!»

  • Участие в празднике «70-летие Великой Победы»

  • Встреча с Константиновой Светланой Гервасьевной (дети войны)

  • Общешкольный урок литературы «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

  • Викторина «Сказки А.С. Пушкина»

  • Тест «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

  • Спектакль «Сказка о мертвой царевне о семи богатырях» (школа, ВОГ)

  • Встреча с писателем В.А. Ситниковым

  • Презентация «Жизнь и творчество вятского писателя В.А. Ситникова»

  • Участие в мероприятии, посвященному Году литературы.

  • Встреча с отцом Владимиром священником Спасского собора, обряд освящения.

  • Участие в региональном отборочном этапе проф. мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» 2016 г. (Демакова Е., Отдатчикова А.)

  • «Человек, который не был равнодушный - Шаварш Карапетян»

  • Участие в передаче А. Малахова «Пусть говорят»

  • Статьи в школьную газету

Я хочу, чтобы мои ученики стали полноправными членами общества. Сегодня я горжусь своими воспитанниками. Все выпускники 2009 года получили профессию столяр-плотник и все трудоустроены, четверо из них получили водительское удостоверения категории В. Выпускники 2012 года трудоустроены частично, в силу серьезных физических ограничений. Руководители предприятий ценят ребят, за ответственность и качество труда. Родителя благодарят за то, что никто из ребят не курит и не употребляет алкоголь, внимательны и заботливы к родным и близким, помогают по хозяйству, опрятны и аккуратны. А я радуюсь успехам своих выпускников.

Систематическая целенаправленная работа способствует стабильному уровню воспитанности и обученности моих учащихся с проблемами в развитии и их социализации и подготовке к жизни в обществе, что является основной задачей воспитания обучения детей с ограниченными возможностями слуха и интеллекта.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал