Экономическая дипломатия зарубежных государств в западной африке



Скачать 417,48 Kb.
страница1/3
Дата19.12.2017
Размер417,48 Kb.
  1   2   3
На правах рукописи

ДЕГТЕРЕВ ДЕНИС АНДРЕЕВИЧ




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ
ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ

Специальность 08.00.14 - Мировая экономика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре мировой экономики Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России


Научный руководитель:


доктор экономических наук,
профессор Захаров Александр Николаевич


Официальные оппоненты:

доктор экономических наук,
профессор Щетинин Валентин Дмитриевич
доктор экономических наук, профессор
Данильцев Александр Владимирович






Ведущая организация:


Всероссийская академия внешней торговли

Защита состоится «30» октября 2008 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 209.002.06 при Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России по адресу: 119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.

Автореферат разослан «____»____________________ 2008 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета к.э.н., проф. М.И. Соколова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современных условиях хозяйствования устойчивое экономическое развитие страны обеспечивается ее эффективной интеграцией в мировую экономическую систему, в том числе посредством участия в процессе формирования архитектуры международных экономических отношений в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда, Всемирного банка, региональных экономических объединений. Это обусловливает высокую важность экономической дипломатии как инструмента, позволяющего максимизировать выгоды от участия страны в процессах глобализации. Экономическая дипломатия становится приоритетом внешней политики и пользуется все возрастающим вниманием со стороны зарубежных государств.

Ведущие страны мира осуществляют мероприятия экономической дипломатии как в развитых, так и в развивающихся странах, в т.ч. и наименее развитых странах, к которым относится большинство государств Западной Африки. Сотрудничество с данным субрегионом содержит не раскрытый в полной мере потенциал увеличения их торгово-экономического и политического присутствия в мире. Выстраивание партнерских отношений со странами Западной Африки приобретает особую важность потому, что возрастает их влияние (в рамках группы развивающихся стран) на международные политические процессы (прежде всего в рамках ООН), а в последнее время – и на экономические (в рамках ВТО).

Вышесказанное в полной мере относится и к России. Россия заинтересована в дальнейшей интеграции своей экономики в мировое хозяйство, в том числе в присоединении к ВТО, в выстраивании взаимовыгодных партнерских отношений с зарубежными странами. К сожалению, не оправдала себя внешнеполитическая установка начала 90-х гг., в соответствии с которой безусловным приоритетом России являлось ускоренное развитие отношений исключительно с развитыми странами Запада. Чем больше растет роль России в мире, чем активнее отечественные компании продвигаются на внешние рынки, тем жестче становится позиция США и ЕС, рассматривающих нашу страну как серьезного экономического и политического конкурента, тем больше возникает ограничений, в т.ч. необоснованных, на поставку за рубеж отечественных товаров и услуг. В сложившихся условиях особую важность приобретает возвращение России на традиционные рынки развивающихся стран, в т.ч. наименее развитых стран африканского континента.

Необходимость совершенствования российской системы государственной поддержки внешнеэкономической деятельности на рынках стран Западной Африки обусловливает углубленный анализ современного зарубежного опыта в данной сфере, тем более что в условиях меняющейся конъюнктуры мирового рынка и экономической ситуации в самой России ее роль на мировой арене усиливается, что требует новых подходов, в частности, в отношениях с наименее развитыми странами.



Объектом исследования являются тенденции и процессы экономической дипломатии на современном этапе глобализации, характерные особенности экономической дипломатии различных стран мира.

Предметом исследования являются институциональные структуры и инструментарий экономической дипломатии зарубежных государств (на примере Франции, США и КНР) и России, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности национальных компаний на западноафриканских рынках.

Цель исследования заключается в анализе институциональных структур и инструментария экономической дипломатии зарубежных государств в Западной Африке для выработки основных направлений совершенствования российской системы экономической дипломатии в субрегионе.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие основные задачи исследования:



  1. уточнение современного содержания понятия «экономической дипломатии» и выявление основных участников и факторов, влияющих на процесс принятия решений в экономической дипломатии;

  2. анализ взаимосвязи между понятиями «экономическая дипломатия», «национальные экономические интересы» и «национальная экономическая безопасность»;

  3. выявление особенностей реализации экономической дипломатии на микро- и макроэкономическом уровне;

  4. систематизация приоритетных направлений деятельности, институциональных структур и инструментария экономической дипломатии зарубежных государств;

  5. исследование взаимосвязи между оказанием помощи развитию и продвижением национальных торгово-экономических и политических интересов;

  6. оценка экономического потенциала и торгово-экономических связей стран Западной Африки;

  7. обобщение опыта экономической дипломатии западных стран (Франции и США), а также КНР на примере их практической работы в Западной Африке;

  8. выработка предложений по повышению эффективности российской системы экономической дипломатии в Западной Африке.

Методологической основой исследования послужили современные положения экономической науки. В процессе диссертационного исследования использовались методы экономического анализа, теоретические методы обобщения, индукции, дедукции, синтеза, методы статистического анализа (корреляционный и регрессионный). Теоретические выводы и обобщения сделаны преимущественно на основе обработки статистических данных. При написании работы учитывался личный опыт работы автора на экономическом направлении в Посольстве Российской Федерации в Республике Бенин в 2002-2005 гг., непосредственный анализ методов работы иностранных посольств и представительств в данном регионе, документы Международного валютного фонда, Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, а также материалы, содержащиеся на официальных интернет-порталах внешнеполитических и экономических ведомств Франции, США, Китая и ряда других стран, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства иностранных дел и Министерства экономического развития Российской Федерации.

Краткий обзор источников и литературы. По вопросам экономической дипломатии выделяются труды отечественных авторов А.В. Ветрова, И.Д. Иванова, А.Е. Лихачева, В.Д. Щетинина, а также работы Каррона де ла Каррьера (Франция), Н. Бейна и С. Вулкока (Великобритания). В советский период по вопросам экономической дипломатии были изданы монографии Э.Е. Обминского, И.А. Орнатского, Э.П. Плетнева, Л.В. Сабельникова и коллективная работа под редакцией В.К. Ломакина. Среди зарубежных исследований выделяется ряд статей, опубликованных в изданиях Ассоциации международных исследований, в том числе работы Р. Кулсаета, Д. Ли, К. Раны, Р. Занера, Л. Юйи и др.

Вопросы содействия экспорту и поддержке инвестиционных проектов за рубежом (практические аспекты экономической дипломатии) раскрыты в работах А.В. Атаева, А.С. Булатова, В.С. Викторовой, Д.С. Воробьева, А.И. Денисова, А.Н. Захарова, О.И. Иванова, А.Л. Кондакова, Н.Ю. Родыгиной, А.Н. Спартака, Н.Н. Шеколинского. Внешнеэкономической (в том числе внешнеторговой) политике – одному из основных инструментов экономической дипломатии – посвящены работы Э.П. Бабина и Т.М. Исаченко, В.Н. Бурмистровой, А.В. Данильцева, Н.Н. Ливенцева, В.П. Оболенского, А.В. Холопова и др.

К рассматриваемой в работе проблематике относятся также материалы, раскрывающие экономическое положение субрегиона Западной Африки, его торгово-экономические связи с Францией, США, КНР и Россией. Среди отечественных авторов данные темы освещали М. Вишневский, В.В. Лопатов, Б.М. Колкер, А. Кикнадзе, А.В. Николаев, А.И. Неклесса, А.М. Павлов, Ю. Осипов, П.И. Польшиков, О. Трофимова и В.Н. Шитов. Особый интерес представляют справочные материалы американского Корпоративного совета по Африке и Французского совета инвесторов в Африку, а также труды зарубежных исследователей Г. Олсена, Дж. Веделя, Б. Шатель, И. Тейлора.

Вместе с тем в отечественной литературе недостаточно освещены вопросы, связанные с комплексным использованием инструментов экономической дипломатии на современном этапе развития мировой экономики; использованием помощи развитию в арсенале средств экономической дипломатии; сравнительной эффективностью экономической дипломатии разных стран на основе оценки их деятельности в отдельно взятом регионе; особенностями экономической дипломатии ведущих зарубежных государств и России на рынках наименее развитых стран.



Научная новизна. В рамках диссертационной работы проведено системное исследование процессов принятия решений в экономической дипломатии на современном этапе глобализации, особенностей экономической дипломатии зарубежных стран на микро- и макроэкономическом уровне. При этом автором впервые в российской экономической литературе проведен комплексный анализ систем экономической дипломатии Франции, США, КНР и России в Западной Африке на рубеже XX-XXI столетий, по итогам которого сформулированы практические предложения по повышению эффективности российской системы экономической дипломатии в современных условиях рыночной экономики в Западной Африке с использованием зарубежного опыта и отечественных положительных практик, зарекомендовавших себя в советский период.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту

  1. Экономическая дипломатия являет собой совместную деятельность государства, общественных и деловых кругов по содействию национальным компаниям во внешнеэкономической сфере; продвижению национальных экономических интересов на международной арене посредством участия в международных экономических переговорах.

  2. Основная задача экономической дипломатии связана с обеспечением на международной арене национальных экономических интересов, агрегирующих интересы всех национальных участников экономической дипломатии, в т.ч. включающих соображения национальной экономической безопасности.

  3. Экономическая дипломатия реализуется на двух различных уровнях – микроуровень, включающий всестороннюю поддержку национальных компаний за рубежом, и макроуровень, подразумевающий деятельность, направленную на оптимизацию условий взаимодействия национальной экономической системы с зарубежными с учетом национальных экономических интересов.

  4. В институциональном плане экономическую дипломатию можно представить в виде разветвленной системы институтов. На микроуровне выделяются три основных звена: сеть загранпредставительств, специализированные внешнеторговые агентства и финансово-кредитные учреждения. На макроуровне можно выделить административные, консультативные и координационные органы.

  5. Реализации целей экономической дипломатии способствуют и национальные механизмы содействия международному развитию. Посредством связанной помощи развитию, а в последнее время – за счет особенностей географического распределения официальной помощи развитию - происходит продвижение национальных торгово-экономических и политических интересов на рынки наименее развитых стран.

  6. В странах Западной Африки, значительная часть которых принадлежит к группе наименее развитых стран, особую роль в экономическом развитии играет помощь развитию, имеющая определяющее значение для налаживания активных торгово-экономических связей с данной группой стран, создания в средне- и долгосрочной перспективе необходимой инфраструктуры для формирования общей благоприятной атмосферы сотрудничества.

  7. Ведущие западные страны и КНР имеют в Западной Африке развитые системы экономической дипломатии, включающие как структуры, непосредственно нацеленные на продвижение торгово-экономических интересов, так и механизмы оказания помощи беднейшим странам.

  8. С переходом к рынку кардинально изменились цели и задачи экономической дипломатии, стоящие перед Россией в странах Западной Африки. Советская система сопровождения внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в субрегионе, позволявшая эффективно решать задачи политико-идеологического характера, безусловно, требует кардинального реформирования и глубоких институциональных преобразований, лишь часть из которых реализована в настоящее время.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по созданию механизмов содействия внешнеэкономической деятельности отечественных компаний в субрегионе Западной Африки. Заключения о практическом применении результатов научного исследования (акты о внедрении) получены от Посольства Российской Федерации в Республике Бенин и Тоголезской Республике, Исполкома Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ (по компаниям «СоюзморНИИпроект, ОАО «ДНИИМФ», «Гипроречтранс», ЗАО «ГТ Морстрой») и ОАО «Северсталь-авто».

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в 15 статьях автора, опубликованных в ведущих периодических изданиях России. Из них 8 опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК России. Общий объем публикаций автора – свыше 9 п.л. Отдельные результаты исследований были представлены автором в виде докладов в ходе научно-практических конференций, в т.ч.:

  • Студенческо-преподавательской научной конференции «За глобализацию с человеческим лицом» (МГИМО /У/), 2 декабря 2005 г.);

  • VI международной научно-практической конференции «Менеджмент, маркетинг, реклама: отраслевой аспект» (МГИМО /У/, 12-13 апреля 2006 г.);

  • Научной студенческо-преподавательской конференции «Глобальное информационное общество: экономические и социально- политические аспекты» (МГИМО /У/, 4 декабря 2007 г.);

  • Международной научно-практической конференции «Формирование образовательной среды уровневой подготовки экономистов» в рамках заседания УМС УМО по специальности «мировая экономика» (Финансовая академия, 2 апреля 2008 г.);

  • Региональной межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики государственного регулирования ВЭД» (Санкт-Петербургский им. В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии, 16 апреля 2008 г.).

  • Научно-практической конференции «Инновационный подход к системе образования в условиях присоединения России к ВТО» (МГИМО /У/, 23-24 апреля 2008 г.)

Материалы диссертационного исследования используются кафедрой мировой экономики МГИМО (У) при преподавании учебных дисциплин «Экономическая дипломатия» и «Мировая экономика».

Структура диссертации. Логика и структура работы определены целью и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, которые изложены следующим образом.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставится цель и задачи, определяется практическая значимость и методологическая база.

В первой главе уточняется содержание понятия экономической дипломатии, рассматриваются основные участники экономической дипломатии и уровни ее реализации.

Во второй главе описаны институциональные структуры и инструментарий микро- и макроэкономической дипломатии ведущих стран мира.

В третьей главе исследуются системы экономической дипломатии Франции, США, КНР в Западной Африке. Анализируется эволюция российской (советской) системы экономической дипломатии в субрегионе и приводятся практические рекомендации по ее совершенствованию.

В заключении приводятся сформулированные автором основные выводы проведенного исследования.

Методологическая схема исследования представлена на рис. 1.




Цель исследования - анализ приоритетных направлений деятельности, институциональных структур и инструментария экономической дипломатии зарубежных государств в Западной Африке для выработки основных направлений совершенствования российской системы экономической дипломатии в субрегионе.

Задачи исследования

Глава 1. Экономическая дипломатия и национальные экономические интересы

Глава 2. Анализ институциональных структур экономической дипломатии зарубежных государств

Глава 3. Использование зарубежного опыта экономической дипломатии в Западной Африке для совершенствования российской системы экономической дипломатии в субрегионе




  • уточнение современного содержания понятия экономической дипломатии и выявление основных участников и факторов, влияющих на процесс принятия решений в экономической дипломатии;

  • анализ взаимосвязи между понятиями «экономическая дипломатия», «национальные экономические интересы и «национальная экономическая безопасность»;

  • выявление особенностей реализации экономической дипломатии на микро- и макроэкономическом уровне

  • систематизация приоритетных направлений деятельности, институциональных структур и инструментария экономической дипломатии зарубежных государств;

  • исследование взаимосвязи между оказанием помощи развитию и продвижением национальных торгово-экономических и политических интересов

  • оценка экономического потенциала и торгово-экономических связей стран Западной Африки;

  • обобщение опыта экономической дипломатии западных стран (Франции и США), а также КНР на примере их практической работы в Западной Африке;

  • выработка предложений по повышению эффективности российской системы экономической дипломатии в субрегионе

Результаты исследования

  • уточнено современное содержание и генезис понятия экономической дипломатии, выявлены основные участники и факторы, влияющие на процесс принятия решений в экономической дипломатии;

  • проведен анализ взаимосвязи между понятиями «экономическая дипломатия», «национальные экономические интересы» и «национальная экономическая безопасность»;

  • выявлены особенности реализации экономической дипломатии на микро- и макроэкономическом уровне

  • рассмотрены приоритетные направления деятельности, институциональные структуры и инструментарий экономической дипломатии зарубежных государств;

  • исследована взаимосвязь между оказанием помощи развитию и продвижением национальных торгово-экономических и политических интересов

  • проанализирован экономический потенциал и торгово-экономические связи стран Западной Африки;

  • рассмотрены системы экономической дипломатии западных стран (Франции и США), а также КНР в Западной Африке;

  • проанализирована эволюция российской (советской) системы экономической дипломатии в субрегионе

Научная новизна

  • приведено авторское определение понятия экономической дипломатии, а также классификация основных участников экономической дипломатии

  • показано, что основная задача экономической дипломатии связана с обеспечением национальных экономических интересов, агрегирующих интересы всех национальных участников экономической дипломатии, в т.ч. включающих соображения национальной экономической безопасности

  • показана взаимосвязь между понятиями микро- и макроэкономической дипломатии, с одной стороны, и их англоязычными терминами commercial и economic diplomacy, с другой стороны

  • приведена авторская классификация институциональных структур микро- и макроэкономической дипломатии зарубежных государств

  • выявлен переход от связанной помощи к критериям географического распределения помощи развитию в качестве основного инструмента продвижения национальных торгово-экономических и политических интересов

  • выявлены особенности экономического положения стран Западной Африки на современном этапе, приведена оценка состояния торгово-экономических отношений ведущих стран мира с данной группой стран;

  • обобщен опыт экономической дипломатии западных стран (Франции и США), а также КНР на примере их практической работы в Западной Африке, показана функциональная роль различных институциональных структур, проанализированы неэкономические методы продвижения их торгово-экономических интересов;

  • сформулированы основные направления повышения эффективности российской системы экономической дипломатии в современных условиях рыночной экономики в Западной Африке с использованием зарубежного опыта и отечественных положительных практик

Результат исследования

По итогам исследования систем экономической дипломатии Франции, США и КНР в странах Западной Африки предложены основные направления совершенствования российской системы экономической дипломатии в данном субрегионе на уровне микро- и макроэкономической дипломатии, в рамках создания национального механизма содействия международному развитию и повышения эффективности взаимодействия с отечественными деловыми и экспертными кругами.

Рис 1. Методологическая схема исследования

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, проанализировано состояние разработанности данной проблемы, определены цель и задачи работы, указаны ее теоретико-методологические основы, раскрыта научная новизна и практическая значимость диссертации.

В первой главе приводится краткий генезис и современное содержание понятия экономической дипломатии, сформулировано авторское определение данного термина.

Возникшая несколько веков назад в форме торговой дипломатии, в современную эпоху глобализации экономическая дипломатия являет собой совместную деятельность государства, общественных и деловых кругов по содействию национальным компаниям во внешнеэкономической сфере (микроэкономическая дипломатия); продвижению национальных экономических интересов на международной арене посредством участия в международных экономических переговорах (макроэкономическая дипломатия) с опорой на инструменты и институциональные структуры современной дипломатии и внешнеэкономического комплекса.

Совокупность институциональных структур, участвующих в реализации задач экономической дипломатии, составляет систему экономической дипломатии. К институциональным структурам экономической дипломатии относятся государственные министерства и ведомства, сеть их заграничных учреждений, занимающихся вопросами экономической составляющей внешней политики; тесно взаимодействующие с ними представительства деловых кругов, специализированные полугосударственные и негосударственые учреждения, поддерживающие внешнеэкономическую деятельность, участвующие в организации и проведении международных экономических переговоров; а также национальные механизмы содействия международному развитию, способствующие продвижению национальных торгово-экономических и политических интересов на рынках развивающихся стран. Инструментарий экономической дипломатии включает как механизмы традиционной дипломатии, так и элементы, присущие коммерческой практике.

Основная задача экономической дипломатии связана с обеспечением на международной арене национальных экономических интересов, агрегирующих интересы всех национальных участников экономической дипломатии, важнейшими из которых являются органы государственной власти и бизнес-сообщества. Не исключен конфликт государственных интересов и интересов бизнеса в т.ч. по причине того, что бизнес чаще оперирует кратко- или среднесрочным горизонтом планирования, в то время как государство ориентировано на поддержание долгосрочного устойчивого роста, обеспечение которого тесно связано с понятием национальной экономической безопасности.

В последние годы понятие национальной экономической безопасности все чаще понимается как способность к обеспечению конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене. Она достигается преимущественно не протекционистским средствами, а комплексом мер активной, наступательной внешнеэкономической и международной политики. В настоящее время данный тезис получает распространение и в России: ряд экспертов полагает, что в современную эпоху глобализации одним из наиболее эффективных способов обеспечения национальной экономической безопасности является усиление зависимости экономических систем зарубежных государств от деятельности российских компаний посредством внешнеэкономической экспансии российских экономических операторов.

Выделяется макроэкономическая дипломатия, связанная с взаимодействием экономических систем, и дипломатия микроэкономическая, имеющая дело с отдельными экономическими операторами. Некоторые западные эксперты используют несколько иную терминологию, употребляя вместо понятия макроэкономической дипломатии понятие экономической дипломатии (economic diplomacy), а вместо микроэкономической - коммерческой дипломатии (commercial diplomacy). Экономическая дипломатия реализуется на четырех основных уровнях: двустороннем, региональном, многостороннем неуниверсальном (плюрилатеральном) и многостороннем универсальном.

Активными участниками экономической дипломатии являются национальные государственные органы (исполнительная, законодательная, региональные и местные власти, а также регулирующие агентства), негосударственные органы (бизнес-группы и неправительственные организации) и транснациональные органы (международный бизнес, международные организации и международные неправительственные организации).

Несмотря на то, что в процессе глобализации национальные участники все чаще выходят на международную арену, а транснациональные участники оказывают влияние на внутриэкономическую политику государств, определяющую роль в иерархии участников экономической дипломатии по-прежнему играют национальные государственные участники. При этом значительная часть транснациональных участников находится, как правило, под одним доминирующим национальным контролем.

Идеальной модели формирования национальных внешнеэкономических интересов не существует. Механизм агрегирования интересов имеет свои страновые особенности в зависимости от характеристик национальной социально-экономической модели. Для некоторых стран характерен дирижизм (Франция, в определенной степени – Япония), когда государство играет ведущую роль в процессе формирования национального экономического интереса; наиболее активное участие бизнеса в данном процессе характерно для США и Великобритании; в Австрии, ФРГ, Швеции преобладает корпоративизм.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница