Элективный курс для учащихся старших классов. Основное требование к предварительному уровню подготовки освоение «Базового курса» по информатике



Скачать 193,27 Kb.
Дата17.10.2016
Размер193,27 Kb.
ТипЭлективный курс
Пояснительная записка
Курс «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» – элективный курс для учащихся старших классов. Основное требование к предварительному уровню подготовки – освоение «Базового курса» по информатике.

Данный курс составлен для МКОУ СОШ №6 г. Бирюсинска, для учащихся 10 класса, на основе программы курса «Учебные проекты с использованием Microsoft Office», который входит в серию элективных учебных курсов для старшеклассников, разработанных по заказу корпорации Microsoft в рамках международной инициативы «Партнерство в образовании» (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010).

Данный элективный курс входит в предметную область «Информатика и ИКТ»

Срок реализации программы – 1 год

Курс посвящен методам и способам развития творческого мышления школьников и помогает им адаптироваться к будущей взрослой жизни. Информационные технологии рассматриваются в этом курсе не просто как самостоятельный учебный предмет, а как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных проблем современного человека.

Курс включает в себя творческое освоение и использование настольных приложений Microsoft Office; предлагаемый подход позволяет увидеть программы Microsoft Office «в действии», т.е. не как отвлеченный предмет из школьной программы, а как практически-ориентированную и полезную систему.

Изучение информатики и информационных технологий на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Предполагаемые результаты

Навыки, которые будут приобретены учащимися по окончании каждого из проектов:



Проект 1. «Информационный бюллетень»

      1. Поиск и сохранение информации (текст, изображения) с использованием сети Интернет.

      2. Составление и форматирование документа или статьи для информационного бюллетеня.

      3. Создание заголовка информационного бюллетеня.

      4. Создание и добавление колонок и графики.

      5. Создание элементов WordArt и других изображений.

      6. Рецензирование и редактирование текста.

      7. Использование шаблонов.

      8. Редактирование изображений.

Проект 2. «Маркетинговый план»

      1. Использование инструментов рисования Word или другой графической программы для создания логотипа компании.

      2. Разработка рекламного флаера и буклета.

      3. Разработка ценовой таблицы.

      4. Составление пресс-релиза в электронной форме.

      5. Разработка презентации в виде слайдов.

Проект 3. «Портфолио для успешной карьеры»

      1. Занесение, сортировка, представление информации в базе данных.

      2. Использование специального формата (т.е. таблиц) для создания резюме в Word.

      3. Составление электронного карьерного портфолио в виде презентации.

      4. Вставка гиперссылок на документы в презентацию (слайд-шоу).

Проет 4. «Грамотный покупатель»

      1. Ввод, составление и поиск информации в таблице Excel.

      2. Составление презентации на основе результатов исследований.

      3. Добавление к презентации гипертекстовых документов.


Критерии оценки результатов

Каждый проект оценивается как среднее арифметическое оценок по определенным заранее критериям в соответствии со шкалой. Кроме этого учитель может оценивать работу отдельных учащихся в процессе работы над проектом. По результатам работы на занятиях и оценок за каждый проект выставляется зачет по курсу.


Шкала оценок:

незачет – не отвечает критерию; частично отвечает критерию;



зачет – в основном отвечает критерию; полностью отвечает критерию или превосходит его.
Критерии:

Проект 1. Информационный бюллетень.

  1. Информационный бюллетень содержит идентифицирующие сведения об издании, каждая статья имеет заголовок и строку с указанием имени автора.

  2. Информационный бюллетень имеет хорошо организованную структуру колонок. Он сделан аккуратно, профессионально, удобен для чтения (без лишних пустых мест) и отличается внешней привлекательностью.

  3. Содержимое информационного бюллетеня отличается точностью и полнотой. Команда выдержала необходимый журналистский стиль письма. Все ссылки и цитаты правильно оформлены, изучены и записаны.

  4. Отсутствуют орфографические и грамматические ошибки.

  5. Графика (в том числе картинки и изображения) правильно подобрана и размещена, а также соответствует содержанию. Пространство, цвета и оформление использованы грамотно.

  6. Информационный бюллетень соответствует всем требованиям и необходимым элементам проекта: шесть статей (четыре новостных статьи и две основных статьи).

  7. Каждый член группы участвовал в коллективной работе и внес вклад в работу команды наравне с другими.


Проект 2. Маркетинговый план

  1. Группа придумала эффективное, особенное, характерное, отличительное название компании и ее товарный знак.

  2. Группа подготовила анкету по исследованию спроса, в которую включила как минимум 10 понятных и однозначных вопросов, своевременно распределила анкеты среди целевой аудитории и затем проанализировала результаты опроса в соответствии с приведенными критериями.

  3. Продукт, представленный группой, был описан хорошо.

  4. Группа провела анализ затрат на производство/разработку единицы продукта и составила таблицу ценообразования на продукт.

  5. Рекламная часть маркетингового плана: один лист цветного распечатанного рекламного объявления, содержащего все необходимые заданные элементы.

  6. Рекламная часть маркетингового плана: рекламный буклет, содержащий все необходимые заданные элементы.

  7. Рекламная часть маркетингового плана: пресс-релиз о продукте, содержащий все необходимые заданные элементы.

  8. Группа подготовила презентацию маркетингового плана, для большей убедительности использовала программу показа слайдов и провела оценку.

  9. Каждый участник команды проявил себя в коллективной работе и внес вклад в усилия команды по составлению проекта маркетингового плана.


Проект 3. Портфолио для успешной карьеры

Резюме

  1. Резюме содержит четкие цели поиска работы.

  2. Резюме отражает профессиональные умения и биографические данные, необходимые работодателю.

  3. В резюме отражена основная деятельность учащегося за последние несколько лет.

  4. В резюме указана основная трудовая деятельность или опыт, который приобрел учащийся и который может быть полезен работодателю.

  5. В резюме включена информация о курсах повышения квалификации, названия учебных заведений, времени обучения и полученной степени (специальности).

  6. В резюме указаны достижения (если таковые имеются) и/или интересы, увлечения и хобби.

  7. Резюме содержит актуальную контактную информацию соискателя.

  8. Резюме должным образом отформатировано для лучшего восприятия читателем (в том числе продуман тип и размер шрифта, использование таблиц и представления текста в виде колонок).

  9. Резюме не содержит орфографических и грамматических ошибок.

Презентация

  1. Определена будущая профессия.

  2. Представлена оценка интереса к профессии в соответствии с методом Биркмена.

  3. Представлена оценка интереса к профессии в соответствии с кодом RIASEC.

  4. Глубокое изучение правильности выбора профессии содержит все необходимые элементы (3–4 слайда).

  5. Оценена необходимость обучения в образовательных учреждениях для получения выбранной профессии.

  6. От 2 до 4 слайдов показывают разделы профессионального резюме.

  7. Присутствуют гиперссылки на реальные резюме.

  8. Полное слайд-шоу имеет соответствующий фон, цвет, различные размеры шрифтов, анимацию, отсутствуют орфографические и грамматические ошибки.

  9. Презентация демонстрирует осведомленность автора во всех областях проекта.

  10. Учащийся говорит громко, четко объясняет содержание слайда, поддерживает зрительный контакт с аудиторией.


Проект 4. Грамотный покупатель

  1. Все члены команды посетили магазины и подготовили данные о каждом из пяти наименований меню.

  2. После посещения магазинов члены команды заполнили таблицу в Excel и предоставили точные и непротиворечивые данные.

  3. Таблица в Excel содержит точный расчет цен единиц продуктов.

  4. Команда подготовила тщательный и полный анализ собранных данных в виде письменного отчета в формате Word, используя аргументирующие факты и анализ, а также рекомендации относительно выгодных покупок.

  5. Презентация, содержащая сводные данные класса, представляет собой тщательный и подробный анализ.

  6. Команда представила рекомендации относительно наиболее выгодного магазина, используя аргументирующие факты и анализ на основе обобщенных данных и исследований всего класса.

  7. Команда подобрала подходящие фоновые изображения, цвета, размеры шрифтов, анимацию для своей презентации; в ней отсутствуют орфографические и грамматические ошибки.

  8. Презентация демонстрирует знания команды во всех областях проекта.

Члены команды говорят громко, четко поясняют содержимое презентации и используют зрительный контакт с аудиторией.
Общая характеристика элективного курса
Курс содержит ряд тем программы по информатике и ИКТ. Он помогает создавать и проводить интересные учебные программы и спецкурсы, основанные на проектах и подразумевающих активное взаимодействие и исследовательскую работу обучающихся. Все проекты основаны на стратегии обучения навыкам информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательный процесс. Помогает формированию у обучающихся межпредметных умений, способствующих реализации способностей и в других предметных областях. Данный элективный курс дает возможность обучающимся самим создавать мультимедийные проекты, которые можно применять на уроках. Знание информационных технологий становится одним из факторов, способствующих востребованности человека в жизни.

Этот курс учит обучающихся создавать проекты и подразумевает активное взаимодействие с учителями - предметниками, библиотекарем, психологом школы, исследовательскую работу обучающихся. Информационные технологии рассматриваются в этом курсе не просто как самостоятельный учебный предмет, а как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных проблем современного человека.

При изучении данного курса обучающимся предоставляются широкие возможности для межпредметных связей, что позволяет им расширять словарный запас, совершенствовать знание родного языка, усваивать научные понятия.

Исследования показывают, что проектно-ориентированное обучение это самый лучший способ преподавания не только технологических навыков, но и понимания использования этих навыков в различных предметных областях. Это технология, позволяющая индивидуально развивать творческую личность, навыки самостоятельного движения в информационном пространстве, формировать у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи в профессиональной деятельности, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Основу курса составляют четыре проекта, каждый из которых достаточно полноценно разработан и готов к реализации в рамках учебного процесса или в дополнительном образовании. Все проекты основаны на стратегии интеграции предметов обучения и внедрении информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательный процесс.

Метод проектов возник в течение короткого времени и превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Этот метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США, разработанный философом и педагогом Джоном Дьюи и используется в настоящее время во многих образовательных учреждениях мира. Проектно-ориентированное обучение переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации. Результатом с позиций педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

В проектах разобраны жизненно важные примеры, в которых рассмотрены этические вопросы, примеры критического мышления, рассматриваются многочисленные упражнения.

Интегрированные проекты позволяют развить компьютерные навыки благодаря использованию ИКТ технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации, которая необходима для решения поставленных задач.

Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления.

Выполнение проектов предполагает создание продукта, представляющего собой различные формы, например, документирования: аннотация, рецензия, анкета, таблица, описание, фото-, аудио- или видеоотчет, коллаж, комикс, сценарий, дневник, календарь, журнал, справочник, резюме, каталог, брошюра, альбом, словарь, статья, стенгазета или целая выставка.

Использование ролевых игр в ходе проектной деятельности или в представлении её результатов очень помогает обучающимся в профессиональном самоопределении и в осознании личной ответственности за будущую жизнь.

Основу курса составляют четыре проекта. Предполагается, что проведение каждого из четырех представленных проектов займет полностью одну четверть. Темы и разделы каждого проекта учитывают программы других образовательных областей и расширяют предметные знания учащихся. В проектах разобраны жизненно важные примеры, в которых рассмотрены этические вопросы, вопросы для критического мышления; приведены многочисленные упражнения. Каждое упражнение предполагает совместную работу учащихся в команде, как правило состоящей из четырех человек. Учащиеся могут воспользоваться несложными пошаговыми руководствами, которые содержат практические советы и инструкции, а также алгоритмические описания выполнения некоторых задач с использованием приложений Microsoft Office.

Интегрированные проекты позволяют развить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации, которая необходима для выполнения различных задач. Учащиеся самостоятельно выбирают технологии, подходящие для выполнения конкретных задач, синтезируют знания, решают поставленные задачи, оценивают результаты работы. Учащиеся создают цифровую информацию для эффективного общения; передают результаты своей работы в электронном виде с помощью различных средств; используют технические средства для работы с аудиторией.

Цель: овладение информационными технологиями на основе коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся, связанной с решением вопросов обществоведения, естественно-научных дисциплин, филологии и искусства.

Задачи:


  1. Освоение технологии создания информационных бюллетеней (в виде простых документов или документов на уровне настольных издательских систем) в программе Microsoft Word;

  2. Освоение технологии сбора, анализа и управления данными для разработки отчетов и анализа результатов в программе Microsoft Excel;

  3. Освоение технологии поиска, сбора, анализа и систематизации данных, полученных благодаря работе в сети Интернет и с другими источниками информации;

  4. Освоение технологии создания и определения структуры презентаций, в которых используется графика, анимация и звуки, с помощью программы Microsoft PowerPoint;

  5. Освоение технологии использования приложения Microsoft Access для создания баз данных для хранения важной информации;

  6. Овладение навыками делового общения при совместном решении вопросов.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, которые рассчитаны, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

В качестве методов обучения применяются:



  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),

  • наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),

  • практические методы (упражнения, практические работы).


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Для изучения элективного курса в 10 классе отводится 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю, реализуется курс за счет компоненты образовательного учреждения.
Содержание тем учебного курса
Проект 1. Информационный бюллетень (18ч)

Что следует публиковать в СМИ. Цензура. Право на свободу слова. Закон о средствах массовой информации. Содержание и форматирование различных печатных и электронных информационных бюллетеней, газет и журналов. Основные проблемы СМИ.

Работа журналистов и редакторов. Журналистская этика. Плагиат. Функции редакторов. Виды статей. Основы написания статьи. Интервьюирование. Написание и редактирование статьи.

Макет информационного бюллетеня. Интеллектуальная собственность и авторское право. Макет и дизайн бюллетеня. Элементы макета. Оценка информационного бюллетеня.

Практические работы:



    1. Создание нового документа

    2. Просмотр, исправления, замечания

    3. Создание заготовки макета информационного бюллетеня

    4. Создание макета информационного бюллетеня

Проект 2. Маркетинговый план (17ч)

Рыночная конкуренция. Факторы, влияющие на спрос. Название и логотип компании. Целевой рынок.

Эффективный маркетинговый план. 5P: Product (Продукт), Package (Упаковка), Place (Место на рынке), Price (Цена), Promotion (Продвижение).

Убедительная презентация плана сбыта. Макет и создание презентации.

Практические работы:

2.1 Создание таблицы для расчета себестоимости и цены товара

2.2 Создание флаера

2.3 Создание рекламного буклета

2.4 Как создать и послать пресс-релиз

2.5 Создание убедительной презентации

Проект 3. Портфолио для успешной карьеры (17ч)

Оценка профессиональной предрасположенности. Самооценка профессиональных характеристик. Метод Биркмена. Теория Холланда.

Группы профессий и подготовка к профессии. Группы профессий. Исследование профессий. Исследование возможностей получения образования для приобретения профессиональных навыков. Создание базы данных профессий.

Подготовка карьерного портфолио. Что такое резюме. Составление резюме. Собеседование. Создание презентации портфолио профессии.

Практические работы:

3.1 Ввод данных и сортировка

3.2 Создание резюме с использованием шаблона

3.3 Создание портфолио для карьеры

Проект 4. Грамотный покупатель (18ч)

Права и обязанности покупателя. Закон о защите прав потребителей. Определение обязанностей покупателя.

Анализ покупок. Составление меню из пяти блюд. Типы продуктовых магазинов. Исследование местных магазинов. Определение категорий продуктов и их количества. Исследование цен.

Анализ результатов исследований. Сравнение цен за единицу разных марок продукта. Составление и анализ базы данных по продуктам. Создание презентации «Грамотный покупатель».

Практические работы:

4.1 Расчет цены единицы продукта

4.2 Ввод данных

4.3 Данные класса

4.4 Создание презентации «Грамотный покупатель»


Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения элективного курса
Проект 1. Информационный бюллетень – учащиеся создают школьную или местную газету (бюллетень) с помощью программы Microsoft Word (Publisher).

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • Этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат и цензуру;

  • Рекомендации по написанию статей и журнальные стили;

Уметь:

  • Создать структуру и оформление информационного бюллетеня.

  • Собирать необходимую информацию для написания статьи;

  • Форматировать и составлять макеты итоговой продукции


Проект 2. Маркетинговый план – учащиеся создают план маркетинга для нового товара или услуги, используя программы Microsoft Word, Excel, PowerPoint.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • План маркетинга

  • План ценообразования

Уметь:

  • Анализировать молодежный рынок

  • Создать опросный лист

  • Выбирать товар для рекламы

  • Составлять план ценообразования

  • Изучить вопрос правдивости в рекламе

  • Создавать различные рекламные материалы (рекламный буклет, флаер, пресс-релиз)

  • Создавать презентацию, убеждающую «совет директоров компании» в необходимости выбора данного товара для продвижения на рынок

Проект 3. Портфолио для успешной карьеры – учащиеся создают базу профессий, изучают различные должности и развивают навыки поиска работы, используя программы Microsoft Word, Access, PowerPoint.

Уметь:

  • Формулировать цели карьеры и определить интересующие профессии;

  • Изучать интересные профессии;

  • Собирать, классифицировать и рассортировать данные в базе профессий;

  • Составлять резюме для приема на работу;

  • Развивать навыки проведения интервью с помощью ролевых игр;

  • Составлять и подготавливать портфолио собственной карьеры в электронном виде, т.е. подготовиться к началу профессиональной деятельности.


Проект 4. Грамотный покупатель – учащиеся проводят анализ цен на рынках продовольственных товаров, используя программы Microsoft Word, Excel, PowerPoint.

Уметь:

  • Использовать принципы, лежащие в основе прав и обязанностей покупателей;

  • Проводить анализ цен на продовольственные товары;

  • Подводить итоги результатов исследований команды и класса и создать итоговую презентацию.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
Программные средства
Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Звуковой редактор.

Простая система управления базами данных.

Программа-переводчик.

Система оптического распознавания текста.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).



Программа интерактивного общения

Простой редактор Web-страниц


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал