Электронный портфолио в высшем образовании. Ваше видение



Дата25.10.2016
Размер53,1 Kb.
Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


Эссе
«Электронный портфолио в высшем образовании. Ваше видение»

Выполнила: Ратова М.Р.

специальность «Менеджмент образования»
Проверила:

Лукьянова Ольга Александровна

Красноярск

2010


Введение

В настоящее время в системе образования происходят глубочайшие изменения. Прежде всего, меняется философия образования, формируется новый подход к обучению, создается новая культура, которая предполагает смещение акцентов на знания и умения, интеграцию количественных и качественных оценок деятельности, упор на самооценку достигнутого. Это позволяет судить о прогрессе в обучении по результатам, приложенным усилиям. Материализованным продуктом такой культуры учения выступает папка индивидуальных достижений, или портфолио.

Идея портфолио – существенный элемент модернизации образования во всем мире. В последнее время она становится все более популярной в учебных заведениях нашей страны. С одной стороны, портфолио можно рассматривать, как совокупный документ, подтверждающий достижения субъектов образовательного пространства, измененную форму оценивания обучения. С другой стороны, это поэтапный процесс самореализации личности. Таким образом «папка достижений» претендует на то, чтобы быть инструментом повышения качества процессов обучения (Блинова С.В., 2008).

Различные аспекты развития электронного портфолио в процессе профессиональной подготовки широко исследованы в работах Dorothy M. Campbell, Beverly J. Melenyzer, Pamela Bondi Cignetti, где вопросы создания электронного портфолио рассматриваются с позиции образовательных стандартов и в контексте его непрерывного развития и наполнения. Исследуя необходимость профессионального подхода к развитию электронного портфолио как альтернативного режима оценки в педагогическом образовании на Мальте, Grace Grima and Deborah Chetcuti рассматривают процесс внедрения данной технологи как педагогическую инновацию и изучают процесс сопротивления изменениям, возникающим в ходе реализации этого проекта в сфере педагогического менеджмента. Ruth S. Johnson, Adelaide Doyle-Nichols, J. Sabrina Mims-Cox определяют процесс разработки электронного портфолио как поэтапный, давая пошаговое описание в режиме спецификации.

В эссе предполагается изложить основные аспекты применения и формирования электронного портфолио в системе образования, указать функции портфолио, основные элементы структуры портфолио.

Основная часть

В системе высшего образования использование электронного портфолио применимо как к преподавателям, так и к студентам и к аспирантам.

В процедуре аттестации педагогических работников до настоящего времени не разработаны единые вариативные формы, ничего не говорится и об инструментах и показателях, которыми можно пользоваться при аттестационной экспертизе для определения соответствия той или иной квалификационной категории. Очень сложно использовать в практической деятельности, при проведении экспертизы требования (показатели) к квалификации, профессионализму, продуктивности, которые изложены очень обще. Каждая комиссия проводит аттестацию в соответствии с разработанными в образовательном учреждении формами и процедурами аттестации (Лаптева В.Н., 2007).

Портфолио же дает возможность педагогическим работникам продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами: «насколько я сегодняшний лучше себя вчерашнего». Портфолио поддерживает высокую мотивацию в преподавании, стремление к высокому уровню знаний в области преподаваемых дисциплин, повышение способности к креативному мышлению, способствует здоровой состязательности педагогов, позволяет преподавателю реально представить результаты своего труда, увидеть резервы, иметь стимул к непрерывному росту. Администрация же может осуществлять непрерывную диагностику результатов деятельности преподавателей (Фризен О.И., 2007).

Для студентов портфолио оказывает помощь в выборе и выстраивании собственного мира ценностей, помогает в сознательном и постоянном анализе и корректировании своей деятельности. Портфолио является одним из современных средств развития рефлексивных умений студентов и позволяет решать важные педагогические задачи:


  • поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность (Бояринцева Е., Титова И., Харевский А., 2008).

Для аспиранта портфолио можно рассматривать как механизм организации исследовательской деятельности, как форму учета и предъявления его педагогических и научных достижений в одной или нескольких областях, характеризующих его квалификацию (компетентность) (Бакушина А.Н., 2008).

Говоря о функциях, которые выполняет портфолио, можно выделить следующие:



  • диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний за определенный период времени);

  • целеполагания (поддерживает учебные цели студента, аспиранта);

  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ);

  • развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);

  • мотивационная (поощряет результаты деятельности);

  • рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения) (Э.Д. Алисултанова, Н.А.Моисеенко, 2010).

Проанализировав литературные источники и Интернет - источники, наблюдается ситуация отсутствия единства в формировании электронного портфолио, однако же есть много сходных структурных элементов. Попытаемся их выделить:

  • Информационный аспект (общая информация о владельце портфолио).

  • Научно исследовательский аспект (научно-исследовательская, работа научные публикации).

  • Документальный аспект (сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения - грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, вкладыш в аттестат и т. д.).

Заключение

В целом портофлио оказывает положительный эффект в сфере высшего образования как для преподавателей, так и для обучающихся. Портфолио позволяет повысить организационную культуру студентов, аспирантов, их образовательный уровень. Для педагога же благодаря подобной системе обеспечивается профессиональный рост, появляется возможность определять степень участия каждого в эффективности функционирования учебного заведения и, как результат, позволит определить степень материального вознаграждения.



Литература


  1. Campbell D. M., Cignetti P. B., Melenyzer B. J., Nettles D. H., Richard M. W. How to Develop a Professional Portfolio: A Manual for Teachers. New York: Allyn & Bacon, 2006. 116 p.

  2. Grima G., Chetcuti D. The Professional Development Portfolio: An Alternative Mode of Assessment in Teacher Education in Malta (Faculty of Education, University of Malta). URL: http://www.spbea.org.fj/aceab/Grima1.pdf .

  3. Johnson R. S., Doyle-Nichols A., Mims-Cox J. S. Developing Portfolios in Education: A Guide to Refl ection, Inquiry, and Assessment. 2nd Edition. London: Sage Publications, 2009. 264 p.

  4. Алисултанова Э.Д., Моисеенко Н.А.. О педагогических аспектах формирования электронного портфолио будущего инженера. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 2. С. 169-175.

  5. Бакушина А.Н. Формирование портфолио аспиранта как механизм оценки его исследовательской компетентности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 82-2. С. 7-12.

  6. Блинова С.В. Портфолио как свидетельство достижений. Аккредитация в образовании. 2008. № 27. С. 89-89.

  7. Бояринцева Е., Титова И., Харевский А. Учебное рефлексивное портфолио. Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 170-171.

  8. Лаптева В.Н. Портфолио для педагога. Аккредитация в образовании. 2007. № 12. С. 72-73.

  9. Фризен О.И. Портфолио как форма аттестации преподавателей. Аккредитация в образовании. 2007. № 15. С. 79-79.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница