«Энергоэффективное проектирование и строительство жилых зданий» Международная практика зеленого строительства



страница1/14
Дата04.07.2017
Размер2,79 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Программа развития Организации Объединенных Наций

Глобальный Экологический Фонд

Проект Правительства Республики Казахстан

Программы развития ООН и Глобального Экологического Фонда

«Энергоэффективное проектирование и строительство жилых зданий»

Международная практика

зеленого строительства

ОТЧЕТ

Выполнила: Агапова К.,

директор направления экологических услуг NAI Becar, г.Москва



Москва, 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ

1.2. Описание целей и методологии


  1. ОБЗОР МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗЕЛЕНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

2.1. Государственная политика в области экологического строительства и энергосбережения

2.2. Нормативно-правовая база строительства

2.3. Финансовое стимулирование

2.4. Рыночные факторы

2.5. Сводная таблица и выводы


  1. ЭКОНОМИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

3.1. История добровольных экологических стандартов

3.2. Краткий обзор некоторых национальных стандартов

3.3. Рыночное признание

3.4. Модернизация строительного сектора

3.5. Выводы


  1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ LEED И BREEAM

4.1. Структура и организационная форма управления стандартом

4.2. Процедура оценки

4.3. Адаптация к национальным условиям

4.4. Сводная таблица и выводы
5. ТЕХНИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ СТАНДАРТОВ

5.1. Сравнение технических характеристик

5.2. Сравнение показателей экологической эффективности

5.3. Пилотные проекты как метод технического совершенствования стандартов экологического строительства

6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

6.1. Стимулирование экологической сертификации в жилом секторе

6.2. Барьеры для внедрения экологических технологий в жилом секторе

6.3. Основные особенности жилой экологической сертификации

6.4. Описание основных экологических стандартов для жилого сектора

7. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

7.1. Экологические стандарты строительства в контексте Казахстана

7.2. Пошаговая программа разработки и внедрения стандарта
8. ИСТОЧНИКИ



1. ВВЕДЕНИЕ

Данный отчет выполнялся в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Энергоэффективное проектирование и строительство жилых зданий», долгосрочной целью которого является сокращение эмиссий парниковых газов в жилищном секторе Казахстана посредством повышения энергоэффективности новых жилых зданий.

В рамках реализуемого проекта предусмотрена разработка новых добровольных стандартов для повышения энергоэффективности и строительства «зеленых зданий», что предполагает достижение стандартов энергетических показателей выше существующих минимальных нормативов. Такие стандарты могут применяться частными застройщиками для продвижения на рынке, областными органами управления для достижения экологических и экономических выгод от жилищного строительства и национальными проектами, включая совершенно новые города спутники, строительство которых находится на предварительном рассмотрении Агентства по делам строительства и жилищно-коммунальному хозяйству. 

Добровольные экологические стандарты строительства применяются вот уже более 20 лет в различных странах мира и позволяют стимулировать применение экологических и энергоэффективных технологий  благодаря рыночным механизмам. Так, например, Дэвид Готтфрид, основатель Совета по экологическому строительству США, утверждает, что Совет и рейтинговая система LEED смогли поменять мышление одной из самых «потребительских» держав в мире и поэтому он верит, что подобные методы смогут сделать нашу жизнь более устойчивой для будущих поколений (1).

Разработка и применение подобного стандарта в Казахстане будет способствовать повышению осведомленности о преимуществах экологического строительства в рядах профессионалов строительной отрасли, станет рыночным стимулом модернизации нормативной базы строительства, будет поощрять и развивать рынок энергоэффективных материалов, а так же позволит получить признание усилий по модернизации строительного рынка Казахстана на международном уровне. Таким образом, разработка и внедрение национального стандарта экологического строительства будет позитивно влиять на достижение целей по всем основным компонентам проекта ПРООН.

Согласно Годовому Рабочему плану на 2011 г. в рамках Компонента 1 было запланировано мероприятие – обзор международной практики и сбор материалов для разработки новых интегрированных (рекомендательного характера) стандартов по энергоэффективности для «Зеленых» зданий и требований европейских стандартов по энергоэффективности в зданиях.

В рамках данного отчета был выделен ряд задач с целью формирования обоснования для разработки рекомендаций, а именно:


  • обзор существующих методов стимулирования и энергоэффективного строительства,

  • анализ добровольных экологических стандартов как механизма рыночного стимулирования внедрения инновационных и энергоэффективных технологий,

  • сравнение наиболее популярных стандартов LEED и BREEAM,

  • описание особенностей экологических стандартов жилищного строительства.

Информация, подготовленная в ходе выполнения задания, станет основой для дальнейшей работы по разработке национального стандарта экологического строительства в республике Казахстан.

1.2. Описание целей и методологии

Основной целью отчета стал обзор международного опыта внедрения национальных стандартов, а так же подготовка рекомендаций по внедрению стандарта в контексте Казахстана.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:


  • обзор и оценка мирового опыта стимулирования экологического строительства и определение роли добровольных экологических стандартов;

  • рассмотрение экологической стандартизации в историческом контексте;

  • определение основных составляющих экономики экологической стандартизации с целью формирования механизмов реализации добровольных стандартов - рыночное признание, уменьшение рисков, модернизация строительного сектора, роль пилотных проектов;

  • сравнение наиболее популярных стандартов экологического строительства LEED и BREEAM по организационным, экономическим, техническим и экологическим показателям;

  • определение особенностей экологической сертификации для жилого сектора на примере национальных стандартов США и Великобритании;

  • предварительная оценка рисков внедрения экологических стандартов в Казахстане и формирование пошаговой программы внедрения.

Для целей подготовки отчета проводился сбор информации из наиболее авторитетных международных источников – таких как Всемирный Совет по экологическому строительству, Совет по экологическому строительству США, исследования профессиональных ассоциаций и консалтинговых агентств, данные маркетинговых исследований и статистических опросов. Кроме того, в отчет вошли эксклюзивные данные опроса российских девелоперов, проводившегося экспертом в России в 2011 году, а так же собственные методические наработки эксперта в процессе международной экологической сертификации.

По итогам обзора источников по экологическому строительству была произведена оценка возможных рисков при разработке и внедрении системы экологической сертификации, а так же была подготовлена пошаговая программа разработки и внедрения стандарта.



2. ОБЗОР МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗЕЛЕНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
Передовые страны имеют значительный и успешный опыт внедрения и осуществления мер по стимулированию экологического строительства. Этот опыт, с поправкой на национальное законодательство и практику, может быть с успехом использован и в Казахстане. Международная практика показывает, что наиболее эффективно экологическое строительство развивается при условии внедрения комплекса мер на различных уровнях регулирования строительного процесса – определение государственных целей в области достижения энергоэффективности, модернизация нормативно-правовой базы строительства, финансирование и внедрение и продвижение добровольных экологических стандартов (2).

2.1. Государственная политика в области экологического строительства и энергосбережения
Безусловным лидером в области государственного стимулирования энергоэффективности на сегодняшний день является США. Правительство страны прилагает усилия для активного продвижения зеленого строительства на всех уровнях – федеральном, региональном и локальном. Так до 12 федеральных агентств, 34 штата и более 200 представителей местных властей активно способствуют применению или выдвигают в качестве обязательных требования экологических стандартов строительства (3). Политики штатов направлены, в основном, на ужесточение минимальных стандартов и норм строительства в области энергоэффективности. Правительства штатов поощряют выдающиеся достижения в направлении экологического строительства налоговыми кредитами, снижением налога на имущество, гарантиями по кредитам и прочими методами оптимизации налогообложения.

Акт об энергетической независимости и безопасности 2007 года установил цели по сокращению эмиссий на 15% до 2020 года и 80% до 2050 (базовым уровнем принят уровень 2009 года). Частью инициативы стало обязательство по сокращению до нуля всех выбросов парниковых газов, связанных с эксплуатацией коммерческой недвижимости к 2030 году. Американский Акт по восстановлению экономики и реинвестированию 2009 года предполагает бюджет в размере 80 миллиардов долларов прямых инвестиций в энергоэффективность, включая инвестиции в размере 4,5 миллиардов в «озеленение» муниципальных зданий (3).

Правительство США показывает пример ответственного подхода к сокращению загрязнения окружающей среды и в 2009 году приняло на себя обязательства по снижению эмиссий парниковых газов, связанных с эксплуатацией муниципальной недвижимости до нуля к 2030 году.

Международные соглашения, такие как Киотский протокол, являются основными движущими силами, которые определяют целевые показатели снижения эмиссий парниковых газов в Евросоюзе и Великобритании, а также формируют местное законодательство (4). Недавно вступившая в силу директива Евросоюза об изменении климата содержит конкретные меры по снижению выбросов на 20% к 2020 году по сравнению с 1990 годом.

По причине региональных различий и серьезности последствий изменения климата, большинство адаптационных мер будут приниматься на уровне стран, регионов или на местном уровне. Чтобы выйти на новый уровень в сфере энергоэффективности, 8 марта 2011 года Еврокомиссия предложила новый План энергоэффективности, в котором описаны меры по достижению дополнительной экономии в энергоснабжении и энергопотреблении. Основная цель плана состоит в том, чтобы внести существенный вклад в достижение целевых показателей энергоэффективности ЕС в 2020 году. Для этого план должен быть оперативно принят и внедрен в странах-членах ЕС. Однако план не ограничивается целевым показателем 20% и стремится создать общую инфраструктуру для достижения энергоэффективности в ЕС и после 2020 года. Данный проект имеет стратегический приоритет в Рабочей программе Комиссии на 2011 год (5).

В 2008 году Великобритания приняла Закон об изменении климата, согласно которому к 2050 году выбросы должны снизиться на 80% по сравнению с уровнем 1990 года (6). В законе также указана промежуточная цель в виде сокращения выбросов на 34% к 2020 году (с возможным сокращением на 42% при наличии международного соглашения) и описана концепция углеродного бюджета. Действующие стратегии в сфере энергоэффективности Великобритании, такие как Целевое сокращение выбросов углекислого газа, являются довольно бессистемными.

Федеральное правительство Германии приняло на себя обязательства по сокращению эмиссий парниковых газов на 40% в период 2008-2012 по сравнению с базовым уровнем 1990 года при условии соглашения о сокращении выбросов Европейскими штатами на 30% в те же сроки (7). Германия всегда был и остается крупным экспортером, поэтому вследствие множества индустриальных процессов, а так же высокой плотности населения ее экологические проблемы носят масштабный характер. Технологии энергоэффективного строительства развиты на высоком уровне, поэтому страна является источником экспорта ноу-хау в области экологического строительства.

На политической арене России энергоэффективность стала одной из наиболее актуальных тем за последние 3 года. В 2008 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев своим указом поставил перед правительством задачу повышения энергоэффективности в экономике России на 40%, а уже 23 ноября 2009 г. он подписал Федеральный закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (8). В феврале 2010 г. Премьер-министр В. В. Путин на заседании президиума правительства заявил, что переход к активной политике энергосбережения назрел. "Тем, кто занимается энергосбережением, необходимо помогать на государственном уровне" - сказал Путин.



2.2. Нормативно-правовая база строительства
Описание энергоэффективности зданий находится на разном уровне строгости и детализации в разных странах, и это сказывается на эффективности и строгости добровольных стандартов экологического строительства. Лидером в развитии нормативно-правовой базы экологического строительства выступает Германия. Первые нормы по теплозащите зданий были выпущены здесь еще в 1977 году, на протяжении последних 33 лет эти нормы регулярно ужесточались (6).
Требования Европейской директивы об энергетической эффективности зданий были усилены законом об энергоэффективности в 2007 году. Среди всего прочего в рамках этого закона была представлена единая обобщающая система расчета энергоэффективности, были модернизированы Сертификаты Энергетической Эффективности (Energy Performance certificates), а так же введена регулярная инспекция кондиционеров.
Последняя поправка в Закон об энергоэффективности была внесена в 2009 году, она ужесточила требования на 30% (6). Кроме того, стало обязательным для объектов нового строительства применение возобновляемых источников энергии с целью отопления помещений (часть энергии, расходуемой на отопление, должно быть обеспечено возобновляемыми источниками энергии). Новое ужесточение закона об энергоэффективности ожидается в 2012 году.
Работа по внедрению стандартов домов с нулевым энергопотреблением ведется на национальном уровне. Требования по энергоэффективности зданий и сооружений, впервые представленные в 1977 году, включали в себя требования к теплоизоляции зданий, а так же требования энергоэффективности основных инженерных систем – горячего водоснабжения, вентиляции, кондиционирования. Кроме того, нормировались расходы на коммунальные услуги.

Все строительные нормы США находятся в ведении штатов или местных властей, и, следовательно, существенно различаются в разных регионах США в связи с различными потребностями и климатическими условиями этих регионов. Штаты, в которых строительными нормами занимаются местные власти, требуют, чтобы местные нормы были строже минимально допустимых норм штата.

В Калифорнии, например, потребление энергии в зданиях на душу населения оставалось на удивление стабильным в течение последних 30 лет, после принятия в 1970-х годах строительных норм и стандартов оборудования на уровне штата. Большинство штатов приняли нормы на основе стандартов, указанных в Международном кодексе энергосбережения и разработанных Американским обществом инженеров по отоплению, холодильной технике и кондиционированию воздуха. Строгость принимаемых норм зависит от климата штата и правовой среды, а также сильных сторон и интересов заинтересованных лиц на местном уровне.

Федеральное правительство США не имеет прямых полномочий по контролю за строительными нормами, хотя с 1977 года правительство принимало участие в разработке стандартных норм и требует, чтобы штаты рассматривали возможность их принятия. Федеральное правительство также предоставляет штатам техническую поддержку в принятии, внедрении и мониторинге строительных норм. Закон о восстановлении и реинвестировании американской экономики 2009 года предлагает финансовые стимулы штатам, которые внедряют самые современные строительные нормы.

Строительные нормы и стандарты Великобритании меняются как в сфере энергоэффективности, так и в области изменения климата. Положение № 1 Политики Планирования: Реализация принципов устойчивого развития 25 (PPS1) требует адаптации к изменению климата, включая Ключевой принцип (параграф 13), согласно которому «региональные и местные органы планирования должны обеспечить соответствие градостроительных планов глобальным принципам устойчивого развития, устраняя причины и возможные последствия климатических изменений посредством политики которая... учитывает последствия изменения климата в месте и проекте данной застройки». Управление заместителя премьер-министра страны выпустило руководство по планированию с учетом изменения климата, которое содержит рекомендации для Региональных и местных органов планирования по адаптации к климатическим изменениям.

За последние 20 лет инвестиции в научно-исследовательский сектор строительства в России были минимальны, нормативно-правовая база строительства не обновлялась или обновлялась фрагментарно (9). 1 июля 2010 года в России вступил в силу Федеральный закон «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». Регламент содержит указание, что соблюдение его положений обеспечивается через выполнение требований основополагающей группы нормативных документов, включённых в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Регламент определил также сроки обновления таких нормативных документов до 1 июля 2012 года. Министерством регионального развития Российской Федерации была подготовлена Программа разработки строительных норм и правил в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений на 2010-2012 годы, которая предусматривает актуализацию (пересмотр) и утверждение первоочередных строительных норм и правил – СНиП и национальных стандартов - ГОСТ Р.

Данная программа предусматривает так же внедрение Еврокодов (европейских стандартов строительства), которые смогут обеспечить нормативно-правовую базу для эффективного внедрения стандартов экологического строительства. Так, например, основной частью методологии добровольных экологических стандартов является единая модель подсчета повышения энергоэффективности по отношению к первичной потребляемой энергии и использование конверсионных коэффициентов. В России пока не существует подобной методологии, а под энергоэффективностью в текущих проектах подразумевают теплозащиту ограждающих конструкций, нормируемую по СНиП 23-02-2003.
Тем не менее, малое число классов по СНиП 23-02-2003 и их очень широкие интервалы для предельных значений удельного расхода тепловой энергии на отопление делают неразличимыми большинство решений по энергоэффективности. Здесь из условий формирования числового вектора энергоиндексации необходимо также совершенствование технических норм с включением предельных затрат энергоресурсов не только на отопление (вентиляцию), но и на горячее водоснабжение и др. Можно считать, что в России в 2010 году заканчивается первый этап формирования подходов к энергосбережению в зданиях (10).



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница