Этапы становления художественного образования в россии в XIX веке



Скачать 210,75 Kb.
Дата30.11.2017
Размер210,75 Kb.
Шабанов Николай Константинович,

профессор,

Степанов Михаил Савельевич,

профессор

Кафедра художественного образования

и истории искусства

Курского государственного

Университета.

г. Курск


ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художественных объединений и организаций, пропаганда искусств через выставочную и издательскую деятельность.

В 1804г. школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии. Примерно в то же время открывается Арзамаская художественная школа. Инициатором создания данной школы выступил А. Ступин. Данная школа представляла своеобразный вариант академической системы, переработанный с учетом потребностей и возможностей художественной жизни в провинциальном городе России.

Преобразование Строгановского училища в 1860 г. его выпускникам, получившим диплом ученого рисовальщика, представлялось право, занимать места преподавателей рисования в различных гимназиях, в уездных и других равным им училищах.

В 1925 году в Москве графом Строгановым была открыта школа рисования в отношении к ремеслам и искусству. В отпечатанном объявлении об открытии школы говорилось: «Цель сего заведения состоит в том, что молодым людям от 10 до 16 лет, посвящающим себя разного рода ремеслам и мастерствам, доставляет случай приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии добавить изделиям своим возможное совершенство.

Дабы, обучающиеся в своей школе рисованию были, как можно менее отвлекаемы от прочих своих занятий, то они только два раза в неделю в назначенные часы будут приходить в оную. Наилучшие не только обучаемы будут рисованию безденежно, но получать все нужные к тому припасы без платы, достаточные же вносят за все тридцать рублей в год».[1. Григорович А. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учреждена в 1825 г. С.Г. Строгановым [75-летие Строгановского училища]-М.,1901,-ч.I.-С.122.]


Следующим учебным заведением, внесшим огромный вклад в художественную культуру России в XIX в., была школа А.Г. Венецианова.

Школа А.Г. Венецианова была организована в 1820-х гг. Ученики его школы не знали оригиналов. Первыми заданиями по рисунку служили гипсовые отливки и простейшие бытовые предметы, учившие их, по венецианскому выражению, «осязанию форм». Венецианов не выискивал специальных моделей, а наоборот, предпочитал вещи, хорошо знакомые по повседневному обиходу, вроде стульев, коробочек, корзинок и т.п. На этих занятиях будущий художник сразу же сталкивался с необходимостью строить на листе бумаги в воображаемом пространстве объемную форму и вместе с тем объемно видеть форму в натуре.

27 июня 1828 года К.А. Макаров ученик А. В. Ступина основал в городе Саранске художественную школу. Естественно, что во вновь открытой школе при обучении учащихся художественному мастерству использовалась ступинская система.

Основатель другой художественной школы, которая была открыта в Козлове в 1831г. А.Д.Надежин, также являлся учеником А.Ступина. Школу Надежина характеризовала, прежде всего, серьезная и всесторонне методически обоснованная постановка дела.

Выпускник Академии художеств Ф.Ф Чуриков открывает художественную школу в Воронеже. Общая постановка занятий у Чурикова характеризуется тем, что стержнем всего обучения становится работа с натуры.

В деле организации художественного образования в России большую роль сыграло общество поощрения художников, основанное в 1920 году и переименованное в 1882 в Императорское общество поощрения художеств.

Так, в 1839 году обществом была организована рисовальная школа для вольноприходящих. Школа предназначалась преимущественно для ремесленников и фабричных рабочих, которым по роду своей деятельности было необходимо знание рисунка. Эта школа, по мысли устроителей, должна была стоять во главе всех других таких же школ, которые предполагалось завести в главных мануфактурных центрах России. При школе было воскресное отделение. Кроме того, общество открыло воскресную школу при технологическом институте, а в последующие годы ряд других отделений.

В 1857 г. Министерство финансов решило закрыть эти школы вместе с рисовальными классами при московских фабриках, т.к. не нашло более возможным содержать их из-за финансовых затруднений.

Но то, что считало возможным сделать правительство, было невозможным с точки зрения промышленников и других представителей передовой части русского общества. На помощь данным учебным заведениям пришло Общество поощрения художников. Оно, получив небольшую субсидию от правительства, приняло на свое попечение рисовальную школу и сделало ее подготовительным учебным заведением для поступающих в Императорскую Академию художеств. Но только подготовительным учебным заведением школа оставалась недолго; постепенным прибавлением различных специальных классов (гравирования на дереве, лепки из воска и глины, резьбы из дерева, живописи на фарфоре, фаянсе, и эмали, декоративной живописи, истории стилей и орнаментов, сочинением рисунков для всевозможных отраслей прикладного искусства и пр.). Общество придало школе тот характер художественно-промышленного учебного заведения, в каком давно нуждалась Россия.

Большую роль в развитии художественных школ сыграл писатель Д.В. Григорович, который в качестве секретаря Общества приложил немало сил и старания, чтобы школа оставалась верной своей задаче-служению прикладному искусству.

К заслуге этого общества следует отнести и то, что при школе был устроен художественно-промышленный музей. В нем особенно богатыми были русский и восточный отделы, важные для изучения отечественной промышленности, была открыта специальная библиотека истории изящных и

прикладных искусств. Общество начало издание "Сборника художественно-промышленных рисунков", содержащего точные хромолитографические копии с акварелей, исполненных учениками школы с наиболее характерных музейных предметов древнерусского и восточного производства и с лучших ученических работ, выполненных в тех же стилях. Сборник предназначался для фабрикантов и ремесленников, пользовавшихся в то время образцами различных иностранных изделий. В целях сохранения и пропаганды лучших образцов художественных работ древнего периода были предприняты командировки пенсионеров общества в различные уголки России с целью зарисовок уцелевших памятников древнерусского искусства - в церквях, монастырях, дворцах, в общественных и частных собраниях.

В результате большой кропотливой работы, проделанной по инициативе общества поощрения художников, был составлен аль­бом, включавший несколько сотен точных акварельных снимков с разными деталями и обстоятельным описанием оригиналов.

Заметный вклад в развитие художественной культуры внесло Императорское русское техническое общество и его отделения, возникшие в крупных промышленных городах России.

Общество было создано в 1866 г., а через два года при нем была организована Постоянная комиссия по техническому образованию, которая занималась организацией технических и общеобразовательных школ и училищ, содержала передвижной музей учебных пособий, издавала специальный журнал "Техническое и коммерческое образование", была инициатором и организатором наиболее представительных съездов по техническому и профессиональному образованию, разрабатывала программы и т. п.

Конкретный вклад императорского Русского технического об­щества в дело художественно-промышленного и художественно-педагогического образования состо­ял в организации воскресных и вечерних классов рисования и черчения для взрослых и детей, в выработке программ по рисо­ванию и черчению и другим предметам для данных классов.

В конце XIX и начала XX века Постоянной комиссией Русско­го технического общества в С.-Петербурге были созданы и ра­ботали Васильеостровские, Лиговские, Мало-Охтенские классы черчения и рисования для рабочих на 400 мест.

Почти одновременно с Русским технический обществом было создано и Московское общество по распространению технических знаний (1869), при котором с 1871 г. стал функционировать учебный отдел. Это общество также занималось организацией воскресных классов технического рисования, ориентированных на вовлечение рабочих, занятых в промышленном производстве, где характер профессии требовал знаний по черчению и рисованию.

Внесли свою лепту в дело создания различных художествен­но-промышленных учебных заведений и Московское общество ин­женеров и педагогов, Политехническое общество (1877), Москов­ское художественное общество, имевшее с 1893 г. на своем содержании училище живописи, ваяния и зодчества, и др.

По-своему, распространению художественно-прикладного ис­кусства служили также и комитет попечительства о русской иконописи, монастыри, церкви и общество Возрождения художест­венной Руси, занимавшееся художественными учреждениями Ведомства православного вероисповедания. При монастырях различных епархий открывались школы, классы, мастерские, где готовились специалисты по золотошвейному делу, живописцы, резчики, чеканщики, позолотчики.

Подготовка мастеров при монастырях велась с целью удов­летворения нужд церквей, и лишь изредка выполнялись заказы посторонних лиц.

Сеть таких школ, мастерских, классов была довольно раз­ветвленной. Так, например, в 1915 году Саратовская епархия имела при Саратовском Крестовоздвиженском женском монастыре мастерские по золотошвейному, гладешвейному, белошвейномуному де­лу, живописную мастерскую по шитью риз и стеганых одеял.

При Балашевском Покровском женском монастыре той же епар­хии была живописная, чеканная, позолотная и др. мастерские. По­добные картины наблюдаются и в других епархиях.

Чтобы изменить систему преподавания изобразительного искусства в школах, Академия художеств начиная с 1872 года начала организовывать конкурсы рисунков учащихся общеобразовательных учебных заведений. Сначала конкурсы проводились один раз в три года, но затем стали ежегодными, просуществовав до 1913 года включительно (всего было проведено 32 конкурса).

Отношение к организации и проведению конкурсов со стороны преподавателей было не однозначным. Многие учителя рисования выражали явное недовольство формой организации конкурсов. Состоявший ся съезд учителей рисования вынес постановление о желательной замене конкурсов выставками рисунков учащихся.

В 1871 году Академией художеств была создана Комиссия, которой было поручено разработать программы по рисованию для общеобразовательных средних учебных заведений.

Такая программа была издана в 1872 году. Она состояла из четырех отделений:

Отделение I. Рисовальное черчение проволочных моделей.

Отделение II. Упражнение в рисовании геометрических тел.

Отделение III. Рисование гипсовых орнаментов, частей масок и лиц, а

также камней, травы с фотографий.
Отделение IV. Рисование масок, сложных орнаментов (с гипса).
В 1873 г. утверждается положение о рисовальных школах и классах, которые предполагалось открыть в Московской и при­легающих губерниях, и которые так и не были открыты в тот пе­риод.

Некоторые шаги в деле подготовки преподавательских кадров предпринимает и высший центр художественной жизни России. С 1.07.1879г. при Императорской академии художеств учреждаются 2-х годичные курсы для подготовки учителей рисования.

В 1884 году при Министерстве народного про­свещения учреждается отделение ученого комитета по техничес­кому и профессиональному образованию, на которое была возло­жена задача составления общего нормального плана промышлен­ного образования в России. План был составлен, и после обсуждения, поправок и дополнений утвержден 17 марта 1888 года под названием "Основные положения о промышленных училищах". Затем учреждается особая комиссия при том же министерстве которая призвана была разработать штаты, уставы, наметить наи­более целесообразные места размещения училищ. Планом определя­лось, что профессионально-технические учебные заведения будут открываться трех типов: средние, низшие технические и ре­месленные, определялось каждому типу учебного заведения чис­ло специальностей: для среднего - 5, для низших - 3. Все эти мероприятия, хотя они и проводились медленно, не могли не сказаться на росте числа профессионально-технических учебных заведений, на улучшении качества преподавания, накоплении и систематизации опыта подготовки специалистов всех отраслей, в том числе и художественно-промышленной.

В 1895г. Министерство народного просвещения разослало циркулярное письмо попечителям учебных округов с предложе­нием открывать всюду, где возможно технические и общеобра­зовательные курсы, в том числе курсы рисования и черчения.

7 апреля 1896 г. на заседании вышеупомянутой комиссии русского технического общества поднимался вопрос об увели­чении количества начальных школ и изменении программ в них, «чтобы было введено рисование и ручной труд и самый дух пре­подавания был направлен к тому, чтобы окончившие в них курс стремились к профессиональному труду, а не шли бы как теперь, в писаря и мелкие чиновники..»[2. Русское техническое общество. Постоянная комиссия по техническому образованию. Журналы заседаний специальной комиссии по выработке типа школ, для детей, окончивших курс в начальных училищах.-СПб.,1898.-С 54]
Здесь мы видим стремление расширить художественное и профессиональное образование, или, во всяком случае, с началь­ной школы дать какую-то основу для него, пробудить интерес.

К концу 90-х годов XIX века собранный теоретический и практический опыт позволил приступить к разработке основопо­лагающих документов, касающихся устройства художественно-промышленных учебных заведений и улучшения организации в них учебно-воспитательной работы. В это время начинают разрабаты­ваться первые наиболее крупные официальные документы, касающиеся устройства низших художественно-промышленных учебных заведений России. Эти документы обобщали уже имеющийся опыт подготовки исполнителей художественных работ, как в России, так и в некоторых зарубежных странах.

18 марта 1902 года оно было утверждено. По данному положению в России должны были открываться 4 типа художественно-промыш­ленных учебных заведений:

а) художественно-промышленные училища для подготовки худож­ников-рисовальщиков, художников-мастеров при художественных промышленных училищах могли учреждаться педагогические курсы для подготовки преподавателей художественных предметов;

б) художественно-промышленные школы для подготовки рисо­вальщиков-руководителей и мастеров-руководителей;

в) художественно-ремесленные мастерские, на которые возлагалась обязанность подготовки квалифицированных рабочих для различных отраслей художественного производства;

г) рисовальные классы - для повышения художественной под­готовки ремесленников и кустарей.

Это положение было уже некоторой основой системы художест­венно-промышленного образования в России. И хотя оно и не был полностью и последовательно претворено в жизнь, однако, ока­зало заметное влияние на упорядочение сети художественно - промышленных учебных заведений и постановки в них учебно-воспитательной работы.

В 1910 г. в Министерство торговли и промышленности посту­пило ходатайство Забайкальского общества изучения Сибири и улучшения ее быта о разрешении открыть в Чите художественно-ремесленную школу с покрытием 1/3 расходов за счет местных средств. Школа была открыта в 1913 г. и являлась единствен­ным пропагандистом художественных знаний в Сибири. Первоначально планировался 3-х летний срок обучения, но затем он был увели­чен до 5 лет.

Несмотря на то, что школа имела художественно-промышленный профиль по столярной и ткацким специальностям, с первых же лет её существования поступало много просьб из различных учебных заведений Восточной Сибири рекомендовать им преподавателей графических искусств для общеобразовательных учебных заведений. В связи с этим руководство школы обращается в учебный отдел Министерства торговли и промышленности с ходатайством и получает разрешение на введение в учебный план методики пре­подавания рисования, что должно было подготовить выпускников к педагогической деятельности.

Некоторую роль в распространении художественного вкуса, знаний, навыков и умений среди рабочих, ремесленников и дру­гих слоев трудового населения сыграли различные воскресные, вечерние и сезонные школы, классы и курсы черчения и рисова­ния. Большая часть их находилась в ведении Русского техничес­кого общества; содержались они на средства этого общества, субсидии Министерства народного просвещения, пожертвования частных лиц и обществ. Воскресные и вечерние школы и классы черчения и рисования предназначались в большинстве своем для взрослых, занятых на работе, и основная их цель заключалась в подготовке к различной профессиональной и ремесленной деятельности, в повышении художественной подготовки рисовальщи­ков, печатников, резчиков, ювелиров, десятников по строитель­ному делу, учителей рисования, чертежников т.д.

Воскресные и вечернии классы рисования и черчения открывались с учетом нужд и возможностей обслуживаемого района. Это определяло в значительной степени объем и содержание образования в них. Были такие, где преподавалось только черчение и рисование, били и многопрофильные.

В вечерних и воскресных классах рисования и черчения занятия проводились в воскресенье днем, а в рабочие дни – по вечерам 2-3 раза в неделю.

При обучении преобладали методы: рассказ, беседа, экскурсия, лекция. Поскольку учащиеся имели дело с составами красок, деталями машин, различными изделиями, картинами и т.п., широко применялись демонстрации учебно-наглядных пособий.

Как правило, в силу различной по уровню и недостаточной общеобразовательной подготовки учащихся, лекционный период не прививался даже в средних учебных заведениях. В большей степени, по сравнению с другими предметами, он применялся на занятиях по истории искусств, однако и здесь он не был преобладающим. Эвристический метод явно превалировал на занятиях., он помогал преподавателю пробуждать у учащихся самостоятельность, приучал их к анализу.

Последовательность обучения, особенно широко распространявшаяся в общеобразовательных учебных заведениях, была следующая сначала рисовали геометрические фигуры и плоские орнаменты со стенных таблиц или классной доски, потом переходили к рисованию геометрических фигур и тел с моделей и, наконец, выпуклых орнаментов с гипса. Учебно-наглядные пособия: схемы, модели, коллекции и другие приспособления – изготавливались в мастерских, в классах учащихся, преподавателями, закупались за границей. Так, например, в классах графических искусств им. Дмитреева широко применялись коллекции по рисованию с орнаментов и натуры Ганноверского общества учителей рисования.

Для рисования с натуры применялся штатив, разработанный Покровским и широко распространенный в русских учебных заведениях.

Следует отметить, что передовые деятели художественно-педагогического образования постоянно стремились совершенствовать методы и приема обучения.

Первая рисовальная воскресная школа была отрыта в 1832 г. при С.-Петербуржском технологическом институте, где по воскресным и праздничным и праздничным дням с 12 до 14 часов преподаватели института обучали рисованию и черчению резчиков, ювелиров, столяров, серебряных и медных дел мастеров, переплетчиков. Естественно, что учебный процесс строился по той же системе, какая существовала в самом институте. Сначала школа существовала полуофициально. Лишь в 1835г. последовало ее официальное утверждение.

Вслед за утверждением первых классов рисования и черчения при Технологическом институте 15 ноября 1837г. министр финансов Е.Ф. Канкрин обратился к попечителю Московского учебного округа с просьбой открыть при Мещанском отделении Дворцового архитектурного училища рисовальную школу по типу воскресных рисовальных классов, существовавших при С.-Петербуржском технологическом институте. И в 1838г. такой воскресный рисовальный класс был открыт. Затем 29.09.39г. были утверждены положение и штат рисовальной школы для вольно приходящих на Васильевском острове.

Школы имели довольно обширный учебный план, включавший лепку из глины и воска, черчение и рисование ситуационных планов, рисование узоров, орнаментов, объяснения по древней и новейшей архитектуре.

Успех этого мероприятия побудил его сторонников в 1842г. открыть при рисовальной школе вольно приходящих особое отделение для учениц, на которое первоначально записалось 2 ученицы, но уже через два месяца их было 75.

Обучение производилось два раза в неделю по вторникам и четвергам с 12 до 15:30 часов. Школы получали субсидии из государственной казны.

Неопределенность финансового положения, отсутствие собственных помещений ставило данные школы в зависимость от случайных обстоятельств и порой приводило к длительным перерывам в занятиях или вовсе к закрытию некоторых классов.

Воскресные и вечерние школы и классы черчения и рисования, возникая в различных местах без каких-либо общих установок, обращались в Министерство народного просвещения, в Министер­ство финансов и другие организации и ведомстве за разъяснения­ми и консультациями. Это обстоятельство привело к созданию при Московском обществе распространения технических знаний (учреждено в 1869 г.) особой комиссии по техническому рисованию, черчению, которая и занялась вопросами организации воскресных классов рисования и черчения.

Комиссией было разработано положение от 9 июля 1873 г., на основе которого в Московской и ближайших к ней губерниях от­крывались рисовальные школы и классы, находящиеся в ведении Министерства финансов. Право основания их представлялось городским, купеческим, мещанским, ремесленным обществам любите­лей прикладного искусства.

Уже в 1870 году ещё до разработки положения при обществе был открыт первый класс – Пресненский.

К 1880 году число классов черчения и рисования достигла 32 с 647 учениками, из них:

в Москве - 25 классов - 502 ученика;

в Коломне - 1 класс - 25 учеников;

В Московском уезде, при земских школах - 6 классов - 120 учеников

Затем их количество несколько сократилось и к началу 90-х годов остался 21 класс.

В 1872 году при Лодзинском высшем ремесленном училище был открыт на пожертвования некоторых фабрикантов бесплатный вос­кресный рисовальный класс для рабочих подмастерьев, ремеслен­ников и др. лиц, желающих приобрести некоторые навыки и уме­ния по рисованию и черчению. Фабриканты выделили средства, т.к. на их предприятиях ощущалась нехватка рабочих, которые бы обладали художественным вкусом и умениями.

Однако главную роль в деле создания рисовальных классов сыграли все те же Строгановское (в Москве) и Центральное училище технического рисования барона Штиглица в С.-Петербурге

Данные училища, как уже было сказано выше, открывали, как правило, классы черчения и рисования в тех местах, где сущест­вовали столярно-мебельные кустарные промыслы, фарфорофаянсовые предприятия и т.д.

В 1896 году особой комиссией о ремесленном ученичестве им­ператорского Русского технического общества было выработано с учетом накопленного практического опыта. "Положение о клас­сах черчения и рисования для ремесленных мастерских", на осно­ве которого в последующие годы открылся ряд классов для содей­ствия наиболее успешному ходу обучения учеников и учениц ремеслу в мастерских, а также рабочих и ремесленников, занятых не производстве и в кустарном промысле.

По Положению в классы принимались мальчики и девочки всех сословий, не моложе 12 лет, выдержавшие экзамен за курс начального народного училища Министерства народного просвещения. Курс обучения определялся в 3 года. Но могли учреждаться под­готовительные классы для обучения грамоте, в таких случаях срок обучения увеличивался еще на год. Занятия проходили по вечерам с 7 до 9 часов два раза в неделю или в праздничный день.

Преподавались рисование (начальное и специальное, т.е. со­ответствующее ремеслу, изучаемому детьми в мастерских), чер­чение (начальное и специальное) и геометрия.

В системе, методах преподавания и оценке знаний и умений в художественно- промышленных учебных заведениях было, особенно в период 20-80-х г.г. XIX. Много кустарного, несовершенного, каждый преподаватель приносил с собой методику, свои приемы, успех был большим или меньшим в зависимости от художественного дарования учеников и педагогического такта и таланта учителей.

Последовательность обучения, методы, содержание работ при обучении художественным предметам в ранний период были традиционными, применяемыми в Академии художеств:

В начале будущих художников заставляли копировать с оригиналов признанных мастеров, затем они рисовали со слепков с античной скульптуры, с гипсов и, наконец, завершающей была работа с живой модели.

В оценке знаний учащихся также было много несовершенного, неустоявшегося. Сами правила приема способствовали тому, что в художественные учебные заведения поступали лица с различным уровнем подготовки, как по специальным предметам, так и по общеобразовательным.

Для поступления в большинстве случаев достаточно было уметь читать, писать и знать четыре правила арифметики. Разнохарактерность, а иногда и полное отсутствие общеобразовательной подготовки крайне затрудняло организацию учебного процесса.

Допускалось введение в учебный план и других специальных предметов, согласно Уставу и программе училищ общества.

Наиболее крупным из открытых классов черчения и рисования в начале XX в. были Лиговские классы графических искусств им. Ф.М. Дмитриева и др., каждые с некоторыми особенностями в устройстве.

Уже в 1897 году на основе вышеупомянутого положения были открыты императорским Русским техническим обществом при содействии Малоохтенского благотворительного обществе классы черчения и рисования для взрослых рабочих на Малой Охте в С.-Петербурге.

Классы сразу же завоевали популярность, т.к. были более до­ступны рабочим. С 1898-99 уч. годы вместо одного класса началь­ного рисования пришлось открыть еще 2-й класс специального рисования и черчения с уклоном для столяров и резчиков, в 1903 г. - открыли третий класс, в 1904 г. - четвертый.

В это же время открываются Звенигородские (затем Весильеостровские) классы черчения и рисования, имеющие своей целью подготовку учеников ремесленных мастерских, а также рабочих фабрик и заводов, умеющих грамотно и осознание чертить и рисовать предметы промышленного характера и из практике приме­нять приобретенные знания при выполнении своих работ. Согласно утвержденному положению, в классы принимались исключительно ученики ремесленных мастерских, подмастерья и рабочие с общим образованием не ниже курса начальной школы и не моложе 12 лет. Полный курс графического образования проходился и 2-4 года, срок зависел от успехов учащихся. Так, по рисованию для успе­вающих учащихся курс был 3-х летний, для малоуспевающих - 4-х летний, по черчению - для успевающих - 2 года, для малоуспеваю­щих - 3 года.

В конце устраивались экзамены и просмотр работ специальной комиссией, и выдавалось свидетельство. Обучение было бесплат­ное, занятия начинались 1сентября и заканчивались в конце мая при 3,5 часах в неделю.

Классы содержались на средства, отпускаемые ежегодно из государственного казначейства. Источник этот при неблагоприятных экономических и политических обстоятельствах прекращал вы­деление средств, и классы неожиданно оставались без копейки. Так, в 1905 г., в период русско-японской войны и первой рус­ской революции, классы остались без средств. Чтобы как-то уменьшить расходы, их перевели в Андреевское городское учи­лище не Васильевском острове. Это привело в свою очередь к тому, что большинство учащихся прекратило посещение классов из-за дальности расстояния. Интересна история Ярославских городских классов рисования, имевших несколько иные цели и контингент учащихся, чем Василъеостровские, Лиговские и др.

Вначале занятия проходили на квартире учителя рисования Яро­славского кадетского корпуса П.А. Романовского, где собирались ученики различных учебных заведений. Уроки были бесплатные.

В 1896 г. от местных жителей поступило прошение в город­скую думу об открытии школы рисования.

Городская дума отвела бесплатное помещение, преподавали также бесплатно ак. А.А. Никифоров и П.А. Романовский. Идея открытия школы рисования нашла еще больше сторонников. Поступили пожертвования. 27.10-1896 г. состоялось открытие клас­сов на следующих основаниях: занятия должны были производить­ся 3 раза в неделю с 5 до 8 часов вечера, преподавались элементарное рисование и черчение, Посещающий классы должен был вносить за обучение 3 руб. в год.

Рисовальные классы, несмотря на энтузиазм преподавателей, по­жертвования и взносы платы за обучение, испытывали те же трудности, что и другие классы: не было наглядных пособий, про­грамм, непостоянный источник финансирования не позволял си­стематически укреплять и расширять материальную базу классов. Классы обратились за помощью в Академию художеств, но получи­ли отказ на том основании, что развитие технического, приклад него искусства в задачи Императорской Академии художеств не входило.

На помощь пришло С.-Петербургское училище Штиглица, кото­рое ассигновало классам на 5 лет по 500 руб. и снабдило ценными пособиями, но и оно с 1905 г. отказало в материальной под­держке. На помощь пришло Ярославское уездное земство: оно за невысокую плату уступило новое здание. Число учащихся продол­жало расти.

Ярославские классы рисования сыграли большую роль в про­паганде художественных знаний и подготовке учителей рисования для общеобразовательных школ. За первое десяти­летие существования классов поступили в Им­ператорскую Академию художеств - 2, Московское училище живо­писи, ваяния и зодчества - 13, Строгановское училище - 12, С.-Петербургское барона Штиглица - 5, Механико-техническое училище - 15, Училище общества поощрения художеств - 1, ху­дожественное училища в Пензе - 13, Виленское художественное училище - 2.

За двадцатилетний период существования в классах обучалось более 2000 человек, различных сословий и профессий.

В начале 1900-х годов воскресные классы черчения и рисова­ния имелись почти во всех центрах развитой промышленности. Открывались они, как правило, при существующих учебных заведениях и представляли наиболее дешевый способ распространения графических знаний среди рабочих промышленных предприятий и ремесленников и, в какой-то степени, решали проблему подготовки учителей рисования для данного региона.

Все стороны деятельности классов определялись уставами и положениями о них, составители которых, как правило, ориенти­ровались на положение 1896 г. При открытии новых классов Учебный отдел Министерства торговли и промышленности обычно реко­мендовал в качестве образца устав уже существующих классов. Сословный и профессиональный состав вечерних и воскресных классов черчения и рисования везде примерно был одинаков..

На рубеже XIX и XX веков наряду с ростом воскресных и ве­черних школ, классов рисования и черчения зарождается еще одна краткосрочная форма распространения графических знаний - временные курсы графических искусств для учителей общеобразо­вательных школ. Такие курсы предназначались для повышения ква­лификации учителей, занятия проводились в летнее время в те­чение 5-6 недель при 2-5 часовой ежедневной нагрузке, программы по рисованию, черчению и чистописанию обычно были рассчитаны на 2-х летний курс. Курсы пользовались успехом у учителей, т.к. большинство из них имело недостаточную художественную подготовку, а с ростом школ и введением в учебные планы чер­чения и рисования потребность в учителях данных предметов все время возрастала.

Своеобразным и необходимым значением в этой связи было создание в 1901году в Петербурге Общества учителей рисования. Взгляды общества выражал начавший издаваться в этом же году журнал «Вестник учителей рисования».

Подводя итог вышеуказанному, необходимо отметить – художественное образование в России в XIX в.подготовило фундамент для становления и открытия в XX в. специальных учебных заведений по подготовке учителей изобразительного искусства.




  1. Григорович А. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учреждена в 1825 г. С.Г. Строгановым [75-летие Строгановского училища]-М.,1901,-ч.I

  2. Русское техническое общество. Постоянная комиссия по техническому образованию. Журналы заседаний специальной комиссии по выработке типа школ, для детей, окончивших курс в начальных училищах.-СПб.,1898






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница