Евреибелорусси и



страница1/4
Дата05.08.2017
Размер0,76 Mb.
  1   2   3   4
Е В Р Е И Б Е Л О Р У С С И И

Эта краткая информация поможет вам справиться с заданиями нашей викторины. Желаем удачи!

Для начала – короткая справка.

Евреи на территории современной Белоруссии проживали примерно с конца 14 - середины 15 века. Они занимались сбором налогов в Новогрудке, Минске и ряде других городов. Местными властями евреи были изгнаны из Белоруссии и Литвы, в состав которой тогда входила Белорусь, в 1495 году. Но вскоре, уже в 1503 году, вернулись. В Бресте, Пинске, Новогрудке, Клецке, Минске, Полоцке, Витебске, Могилёве и Орше в начале 16 века появляются и укрепляются еврейские общины. С 1551 года белорусские евреи получили право избирать раввинов. Христиане, естественно, встретили это явление без особой радости. На языке ИДИШ евреи называли Белоруссию – Райсн.

В Белоруссии активно развивались самые разные аспекты еврейской жизни: религиозный, социальный, коммерческий, педагогический, бытовой.

На протяжении столетий Белоруссия была крупным центром еврейской учёности.

Именно в Белоруссии находятся многие из самых известных ИЕШИВ – центров еврейского традиционного образования.
Одну из них – ВОЛОЖИНСКУЮ, основал в 1803 году

Раввин Хаим Бен Ицхак ВОЛОЖИНЕР (1749 – 1821).

Воложинер был учеником Виленского Гаона Элиягу бен Шломо Залмана. Рав Хаим Бен Ицхак был одним из виднейших НЕХАСИДСКИХ религиозных лидеров еврейской мысли. Он признавал исповедуемое хасидами учение о значении религиозного чувства для служения Всевышнему, но утверждал, что еврейская религиозная жизнь проявляется в неукоснительном исполнении всех предписаний, законов и обрядов иудаизма. Раввин Хаим не резко выступал против хасидов, хотя в тот период противостояние между последователями Виленского Гаона и хасидами находилось на пике, и проявлялось в резких взаимных нападках и обвинениях. После его смерти иешиву Воложина в его честь стали называть ЭЦ ХАИМ.

Сын раввина Хаима – Ицхак бен Хаим при отце преподавал, а после смерти раввина Хаима возглавил Воложинскую Иешиву. В 1824 году власти закрыли учебное заведение. Но раввин Ицхак потихонечку продолжал преподавать в ней. В 1843 году на созванной Российским правительством конференции по вопросам образования раввин Ицхак бен Хаим из Воложина отстаивал позицию еврейских ортодоксальных кругов. Он доказывал, что государственные школы Российской империи представляют опасность для еврейского воспитания и окажутся бесполезными без предоставления евреям политических прав.

Раввин МЕИР Бар ИЛАН БЕРЛИН родился в Воложине в 1880 году. Сын выдающегося Нафтали Цви Иегуды Берлина, известного под акронимом НЕЦИВ, возглавлявшего Воложинскую Иешиву в 1854 году и до момента её закрытия властями в 1892 году.

Отец Меира Бар-Илана примкнул к движению Ховевей Цион (Любящие Сион) фактически с момента его возникновения и призывал всех верующих евреев поддержать еврейские поселения в Палестине.

Старший брат Меира – Хаим Берлин, в 1865 году был Московским раввином, в 1889 году вернулся в родной Воложин. Был раввином общины Елисаветграда. В 1906 году поселился в Иерусалиме. А в 1909 году был избран главным раввином ашкеназской общины Иерусалима.

Сам Меир Берлин был одним из ярких лидеров религиозного сионизма. В Иерусалиме он представлял всемирное движение МИЗРАХИ. Меир Бар-Илан издавал газету «Ха – Цофе»

Именно он создал национально-религиозный фронт – группу религиозных партий с единой платформой при первых выборах в Кнессет. Меир Бар-Илан основал учёный комитет по изучению юридических вопросов с точки зрения еврейского права.

В 1947 году Меир Бар-Илан начал издавать «Талмудическую энциклопедию».

Университет Бар-Илан носит имя Меира Берлина. Это религиозное учебное заведение, в котором изучают еврейские религиозные и общие дисциплины. Основан в 1955 году движением МИЗРАХИ в пригороде Телль-Авива - Рамат-Гане. В нём учатся студенты – израильтяне, среди которых немало новых репатриантов из стран бывшего СССР.

МИЗРАХИ – анаграмма термина « Мерказ рухани » - духовный центр. Учредительное собрание этого сионистского религиозного движения состоялось 4-5 марта 1902 года в Вильно. Движение стало фракцией во Всемирной Сионистской организации. Девизом МИЗРАХИ стал лозунг: « Земля Израиля для народа Израиля согласно Торе Израиля ».

Тора должна служить духовной основой возрождения еврейского народа на его исторической родине. Так считал духовный вождь в движении Хиббад Цион
ШМУЭЛЬ МОГИЛЁВЕР

Он родился в 1824 году в местечке Глубокое Витебской губернии. В 1843 году в Воложинской Иешиве, где он учился, получил звание раввина.

Рав Шмуэль считался одним из крупнейших талмудических авторитетов своего времени.

Он интересовался также математикой, техникой. Владел русским, польским и немецким языками, знал литературу, написанную на этих языках. В 1854-60 годах был раввином в Шаках, а в 1860 – 68 годах – в Сувалках, с 1883 году – в Белостоке.

Во время польского восстания в 1863 году раввин Шмуэль Могилёвер призывал евреев сохранять нейтралитет, что было, несомненно, мудрым решением.

В статьях, которые раввин писал для журнала «Ха-Леванон», он призывал сочетать религиозную учёность с со знанием наук в соответствии с духом времени.

После погрома в 1881 году раввин Могилёвер прибыл в местечко Броды и город Львов на Украине, чтобы оказать духовную поддержку беженцам и убедить их переселится в Эрец – Исраэль. Вместе с раввинами И.Х.Майзелем и И.Б.Соловейчиком призвал раввинов Российской империи создать организацию содействия алие и заселению Эрец-Исраэль.

Могилёвер был среди тех, кто повлиял на решение барона Эдмона де Ротшильда предоставить помощь первым поселенцам в Эрец-Исраэль. В 1890 году раввин Могилёвер посетил Палестину. Он был одним из инициаторов создания поселения Реховот. А в 1894 году в честь 70-летия Шмуэля Могилёвера, цитрусовые плантации подле Хадеры были названы Ган Шмуэль - Сады Шмуэля. По состоянию здоровья 73-х летний раввин не смог присутствовать на 1-м Всемирном Сионистском Конгрессе, созванном Теодором Герцлем. Но на нём было зачитано его послание. Шмуэль Могилёвер был избран одним из четырёх руководителей, ответственных за деятельность Сионистской организации в России. Он умер в Белостоке в 1889 году. Многие научные труды раввина Шмуэля Могилёвера: респонсы, проповеди, талмудические исследования, сгорели во время погрома в Белостоке в 1906 году…


Исраэль Меир Ха-Коэн имел настоящую фамилию Пупко. Родился он в местечке Дятлово в 1838 году и прожил долгую жизнь – почти целый век, до 1933 года.

Самым его известным произведением из 21 его трудов, является труд «Хафец Хаим».

Большую часть жизни этот выдающийся галахический авторитет прожил в городе Радунь.

Там ИМхК основал иешиву «Хафец Хаим». Он не занимал должности раввина. Доход семье давала небольшая бакалейная лавочка, которой занималась его жена.

В 1873 году анонимно издан «Хафец Хаим», буквально, «Жизнелюб» - первый из 21 трудов Исраэля Меира ха-Коэна. В нём детально обсуждается греховность злоязычия.

Для солдат – евреев царской армии ИМхК написал «Махане Исраэль» («Стан Изриля»), - руководство по соблюдению предписаний Галахи. Его этические произведения написаны ясным и простым языком. Он занимался разработкой предписаний относящихся к Храму и жертвоприношениям. Вера в пришествие Машиаха и скорое восстановление Иерусалимского Храма стала главным стимулом духовной жизни Раввина ха-Коэна. Он был одним из основателей Агуддат Исраэль. Некоторое время жил в Минске, мечтал о переезде в Эрец Исраэль. В честь Исраэля Меира ха-Коэна назван кибуц Хафец Хаим, основанный членами движения Поалей Агуддат Исраэль. Его именем названы учебные заведения и иешивы во многих странах мира.




ВЕЙЦМАН ХАИМ

Родился в 1874 году в местечке Мотол, Пинской губернии.

У его отца Озера и матери Рахел-Леи было 15 детей. Хаим был третьим. Он получил традиционное образование в хедере, продолжил обучение в Пинском реальном училище.

В 1892 году Хаим Вейцман поехал учиться в Германию. В Берлине молодой человек проникся идеями Ахад –ха-Ама. Вейцман становится делегатом Второго Сионистского конгресса. Вейцман завершает докторат в Швейцарии, работает в Женевском университете. Всю дальнейшую жизнь Хаим Вейцман сочетал общественную деятельность, связанную с воплощением в жизнь идей сионизма с напряжённой научно-исследовательской практикой. Вейцман и его единомышленники возглавили Демократическую фракцию на 5-м Сионистском конгрессе в 1901 году.

В отношении плана «Уганда» Вейцман выступил решительно против переселения евреев, пусть и временного, в Африку. Лорд Бальфур поинтересовался: в чём причина столь решительного протеста, Вейцман спросил: «Разве Вы бы покинули Лондон, если бы Вам предложили Париж?». – «Но ведь Лондон – столица моей страны!», - ответил Бальфур.

«Иерусалим, - заявил Вейцман, - был столицей нашего государства, когда Лондон был ещё болотом». В 1906 году Вейцман переехал в Лондон. И тогда же женился на студентке Манчестерского университета, медицинского факультета Вере Хацман, родом из Ростова- на-Дону. А в 1907 году после 8-го Сионистского конгресса Вейцман впервые посетил Палестину. Как учёный, он понимал трудности преобразования языка иврит в язык современной науки. Но активно настаивал на его внедрении в Хайфском политехническом институте – Технионе. Сам Вейцман всегда был человеком науки. 100 патентов в области применения химических процессов принадлежат ему – учёному-химику Хаиму Вейцману.

В годы Первой мировой войны Хаим Вейцман изобрёл новый способ получения ацетона, необходимого для получения боеприпасов. Это помогло Вейцману наладить контакты с правительственными кругами. Государство не может быть создано путём деклараций – говорил Вейцман. В 1918 году он возглавил сионистскую комиссию, которую английское правительство направило в Палестину для исследования перспектив будущего заселения и развития страны. В Акабе сын шарифа Хусейна из Мекки – эмир Фейсал обещал Вейцману признать цели сионистов в Палестине, в обмен на признание арабских целей в Сирии и Ираке. В том же году был заложен Еврейский университет в Иерусалиме.

А в 1919 году Вейцман возглавил сионистскую делегацию на Версальскую мирную конференцию. В 1920 году Британия получила мандат на управление Палестиной. В том же году Хаим Вейцман был избран президентом Всемирной Сионистской организации.

Для того, чтобы заручиться поддержкой в создании национального очага, Вейцман создал Еврейское Агентство – СОХНУТ.

В 1930 году в знак протеста против «Белой книги» Пасфилда, обуславливавшей репатриацию «экономической ёмкостью страны», Вейцман сложил с себя полномочия президента Сионистской организации. В 1931 году после бурных дебатов в Базеле на 17 Сионистском конгрессе Вейцман не был переизбран на главный пост в движении, и лишь через 4 года вновь занял его. Вейцман занимался научной работой. Основал в Реховоте институт имени Даниэля Зифа. Сейчас это научно-исследовательский институт имени Вейцмана. В 1937 году Вейцман поселился в Реховоте. Позиция английских властей в конце 1930-х годов были явно не в пользу евреев. И Вейцман с его проанглийской ориентацией не имел поддержки в еврейском движении. Благодаря деятельности Вейцмана в британской армии была создана Еврейская бригада, участвовавшая в боевых действиях. После войны Вейцман представил в ООН свою точку зрения на решение Палестинской проблемы. В ответ на личное послание Вейцмана, президент США Гарри Трумэн подтвердил признание еврейского государства Соединёнными Штатами, и дал обещание выделить заём в 100 миллионов долларов, чтобы финансировать развитие начало экономического развития нового государства. В феврале 1949 года Хаим Вейцман был избран Кнессетом – парламентом государства Израиль на пост президента страны. Премьер-министром был Давид Бен-Гурион.

Но полномочия президента были столь малы, что Вейцман повторял: - Мой носовой платок – единственное место, куда я могу сунуть свой нос. Пример Хаима Вейцмана – история еврейского мальчика из маленького Белорусского местечка, достигшего выдающихся успехов в науке и политике и дождавшегося воплощения в жизнь мечты своей и своего народа. В нём сочетались аристократизм и склонность к народному юмору, великая учёность и широта взглядов на мир.

Умер Хаим Вейцман 9 ноября 1952 года. Похоронен в саду близ своего дома в Реховоте.



Его автобиография называется «Испытания и ошибки».

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница