Федеральное государственное автономное образовательное



страница1/11
Дата31.10.2016
Размер0,63 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"»
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»

Факультет экономики
Кафедра финансовых рынков и финансового менеджмента


БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
На тему: «Оценка интеллектуального капитала в компаниях транспортной отрасли»

Направление: 080100.62 «Экономика»

Программа: Бакалавр

Студент группы № 144 К.В. Гальдикайте

Научный руководитель

старший преподаватель, к.э.н. В.С. Липатников


Санкт-Петербург

2014

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА 5

1.1.Основные подходы к определению интеллектуального капитала 5

1.2.Структура интеллектуального капитала 7

1.3.Ключевые особенности интеллектуального капитала 10

1.4.Интеллектуальный капитал компании как фактор добавленной стоимости 12

1.5.Методы оценки интеллектуального капитала 13

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ 19

2.1. Эмпирическое исследование интеллектуального капитала компании 19

2.2. Методика определения влияния интеллектуального капитала на результаты деятельности компаний 21

2.3. Метод расчета VAIC для определения влияния интеллектуального капитала на результаты деятельности компаний 21

Глава 3. ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА И АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ 25

3.1.Анализ рынка грузоперевозок в России 25

3.2.Исследование влияния интеллектуального капитала на результаты деятельности компаний транспортной отрасли 29

3.3.Оценка интеллектуального капитала в транспортных компаниях 36

3.4.Общая характеристика предприятия ООО «ТК Лидер» 37

3.5.Оценка интеллектуального капитала на ООО «ТК Лидер» 39

3.6.Анализ качественного состава персонала на ООО «ТК Лидер» 40

3.7.Совершенствование механизмов управления интеллектуальным капиталом на ООО «ТК Лидер» 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 51

Приложение 1 51

Приложение 2 53

Приложение 3 55



ВВЕДЕНИЕ


На данном этапе развития общества все важнее оказывается тот капитал, который воплощается в знаниях, опыте, навыках, умениях. Таким образом, речь пойдет об интеллектуальном капитале. Данный вид капитала является одним из важнейших факторов конкурентоспособности экономических систем, так как способствует улучшению финансовых результатов той или иной компании.

В России все ценнее становятся люди, которые обладают большим объемом знаний и информации. Это связано, прежде всего, с тем, что материальное производство начинает уступать свои позиции сфере услуг. Так, в развитых странах наличие высококвалифицированных научных работников позволяет получать высокий доход от их деятельности.

Исследование интеллектуального капитала представляет собой очень новое направление в экономике фирмы. В связи с этим, оценка интеллектуального капитала и управление им является актуальной проблемой современной экономики. Это связано в первую очередь с тем, что отсутствует единая методология оценки и измерения интеллектуального капитала. А действующая отчетность не позволяет реально оценить интеллектуальные активы. «Информация и знания – термоядерное оружие в конкурентной борьбе нашего времени…» [22, c. 15] писал один из первых исследователей интеллектуального капитала Т. Стюарт.

Таким образом, целью данной работы является исследование и оценка интеллектуального капитала в компаниях транспортной отрасли, а также разработка рекомендации по управлению интеллектуальным капиталом на конкретном предприятии ООО «ТК Лидер».

Объектом исследования является интеллектуальный капитал транспортных компаний России.

Предмет исследования – методы оценки интеллектуального капитала.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:



  • рассмотреть основные подходы к определению понятия интеллектуального капитала;

  • определить структуру интеллектуального капитала;

  • изучить существующие методы оценки интеллектуального капитала;

  • определить влияние интеллектуального капитала на результаты деятельности компаний транспортной отрасли;

  • оценить и исследовать интеллектуальный капитал компаний транспортной отрасли;

  • разработать рекомендации по совершенствованию механизмов управления интеллектуальным капиталом.

В первой главе данной работы будут рассмотрены теоретические аспекты интеллектуального капитала. Во второй главе будет более подробно описан метод интеллектуального коэффициента добавленной стоимости, на основании которого в третьей главе будет произведена оценка интеллектуального капитала для ряда российских транспортных компаний. Также в третьей главе будут разработаны меры по усовершенствованию процесса управления интеллектуальным капиталом для конкретной транспортной компании ООО «ТК Лидер».

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА




    1. Основные подходы к определению интеллектуального капитала


В современном обществе интеллектуальный капитал стал основой богатства. Так как именно интеллектуальный капитал позволяет определить конкурентоспособность предприятий, выступая главным ресурсом в их развитии. Для наиболее полного понимания сущности такого понятия, как «интеллектуальный капитал» хотелось бы рассмотреть основные подходы к определению данного термина.

Интеллектуальный капитал является одной из наиболее подвижных и противоречивых экономических категорий. Поэтому определению «интеллектуальный капитал», а также его составу и измерению оказывали большое внимание такие ученые, как: Э. Брукинг, П. Санчез, Т. Бьюзен, Г. Минс и др. К основоположникам данной категории можно отнести ряд российских ученых, таких как: Л.С. Шаховская, Б.Б. Леонтьев, В.Л. Иноземцев и др.

Несмотря на признание важности интеллектуального капитала в литературе, согласованное определение отсутствует. Кроме того, данные определения порой неоднозначны.

Впервые термин «интеллектуальный капитал» был введен Томасом А. Стюартом около двух десятилетий назад в своих работах, которые были опубликованы в 1990-х годах. Он дал следующее определение интеллектуального капитала: «интеллектуальный капитал – это, своего рода, накопленные полезные знания», «интеллектуальный материал, который сформирован, закреплен за компанией и используется для производства более ценного имущества. Разум становится имуществом, когда под влиянием свободно действующей силы мозга создается нечто полезное, имеющее определенную форму: перечень сведений, база данных, описание процесса и т.д.» [22, с. 10].

Таким образом, Стюарт говорил о том, что интеллектуальный капитал - это особый вид материала, который включает в себя не только знания и опыт, но также информацию и интеллектуальную собственность. Данный материал также участвует в создании ценностей.

Аналогичного подхода к определению интеллектуального капитала придерживается и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). То есть интеллектуальный капитал, по сути, может состоять из интеллектуальных активов, которые возникают в результате знаний, опыта, навыков и компетенции персонала. Таким образом, интеллектуальный капитал рассматривают как более широкое понятие неосязаемых активов.

Русский экономист Вячеслав Леонидович Иноземцев определил интеллектуальный капитал как «информацию и знания, специфические по своей природе и формам участия в производственном процессе факторы, которые в рамках фирм принимают облик интеллектуального капитала». Таким образом, интеллектуальный капитал можно представить как вид «коллективного мозга, который аккумулирует научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы» [4, с. 23].

Другой российский ученый, Б.Б. Леонтьев описывал интеллектуальный капитал как стоимость всех имеющихся активов у предприятия. К этим интеллектуальным активам Леонтьев относил: интеллектуальную собственность, определенные интеллектуальные навыки, знания, способности, накопленные базы знаний. Леонтьев считал, что на современном этапе развития, интеллектуальный капитал является важнейшим из видов капитала, и что именно он определяет основу любого предприятия. Ведь по интеллектуальному капиталу можно судить о качестве системы управления. Интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые в дальнейшем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. Интеллектуальный капитал, согласно Леонтьеву Б.Б., «это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке» [7, c. 17].

Так как установившееся определение интеллектуального капитала отсутствует, то для понимания сути этого понятия лучше рассматривать совокупность определений. Ведь каждое из них подчеркивает какую-либо характеристику интеллектуального капитала и вследствие чего определения дополняют друг друга.

С чем все-таки связано отсутствие единого определения. Причиной отсутствия общепринятого определения, согласно авторам статьи «Intellectual capital at the crossroads: managing, measuring, and reporting of IC», опубликованной в журнале «Journal of Intellectual Capital», Marr B., Chatzkel J., служит междисциплинарный характер области интеллектуального капитала [20, c. 224-229]. Это говорит о том, что люди, имеющие разные профессии, разный жизненный опыт рассматривают интеллектуальный капитал с различных точек зрения.

Так, например, бухгалтера определяют термин «интеллектуальный капитал» как «нефинансовые основные средства, которые не имеют физической субстанции, но могут быть идентифицированы и контролируются через юридические права». Строгость данного определения исключает ряд составляющих интеллектуального капитала, такие как: удовлетворенность клиентов, знания и навыки сотрудников, потому как они не могут отражаться фирмой в бухгалтерском учете. 

С точки зрения менеджера по персоналу, «интеллектуальный капитал» определяется как навыки, знания и отношение сотрудников. Маркетологи же считают, что «интеллектуальный капитал» - это, прежде всего, узнаваемость бренда, в то же время ИТ-менеджер видит основу «интеллектуального капитала» как наличие хорошего программного обеспечения и определенные сетевые возможности.

Такой междисциплинарный характер области создает и ряд других проблем. Во-первых, исследования ученых часто узконаправленны, то есть ученые, чаще всего, читают или публикуются только в своей дисциплинарной области. В связи с этим, появляются две проблемы области ИК:

1. привлечение широкой аудитории за пределами одной области;

2. рассмотрение определения «интеллектуальный капитал» с точки зрения различных областей.

То есть необходим междисциплинарный и межфункциональный обмен знаниями.

Для выявления у компании интеллектуального капитала существует ряд признаков [26]:



  1. Компания производит интеллектуальный продукт (результат мыслительной, духовной, интеллектуальной деятельности).

  2. Расхождение между величиной рыночной стоимости компании и бухгалтерской стоимостью основных фондов, материальных и финансовых средств. Такое расхождение как раз и формируется за счет интеллектуального капитала (новизна предлагаемых продуктов, отношение с клиентами, бренд, и т.д.).

  3. Превышение объема инвестиций, направляемых на исследования и разработки над объемом инвестиций в основные фонды.

Таким образом, в данной работе, под интеллектуальным капиталом будем понимать накопленные знания, которые закреплены за компанией и используются для производства конкретных товаров, услуг.


    1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница