Финансово-экономическая интеграция россии, белоруссии и казахстана



страница1/18
Дата01.07.2017
Размер3,39 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Экономический факультет

Кафедра мировой экономики

На правах рукописи

ЮРГЕНС АЛЬБЕРТ АРВИДОВИЧ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА
Специальность: 08.00.14 Мировая экономика
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Научный руководитель – доктор экономических наук, профессор М.В. Кулаков

Москва, 2015

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Развитие интеграционных процессов в условиях глобализации. 8

1.1. Основные факторы развития региональной интеграции. 8

1.2. Современные подходы к оценке интеграционных процессов 21

Глава 2. Эволюция интеграционных процессов между Россией, Белоруссией и Казахстаном. 30

2.1. Основы интеграционного взаимодействия России, Белоруссии и Казахстана. 30

2.2. Формирование Таможенного союза. 42

URL:http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20110712_003 (из выступления Э.С. Набиуллиной 12.07.2011 на совместной конференции Российского союза промышленников и предпринимателей, Конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей) Республики Беларусь и Национальной палаты Казахстана «Союз «Атамекен» на тему «Таможенный союз и Единое экономическое пространство: новые возможности для бизнеса») 48

2.3. Особенности перехода трех стран от Таможенного союза к Единому экономическому пространству (ЕЭП). 57

Глава 3. Развитие финансово-экономических отношений России, Белоруссии и Казахстана в условиях Таможенного союза и ЕЭП. 71

3.1. Роль Таможенного союза и ЕЭП в углублении торгово-экономических отношений. 71

3.2. Таможенный союз и ЕЭП как основа расширения инвестиционного сотрудничества. 93

3.3. Новые условия взаимодействия в финансовой сфере. 111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126

ПРИЛОЖЕНИЕ 131

Библиографический список 151





ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. За прошедшие двадцать лет на территории бывшего Советского Союза в части экономического сотрудничества между государствами произошли важные изменения. Они сопровождались образованием ряда интеграционных группировок, таких как Союзное государство России и Белоруссии, ГУАМ, ЦАЭС, ЕврАзЭС. Однако межгосударственное сотрудничество носило формальный характер, а реально новые независимые государства были нацелены на взаимодействие с более развитыми западными странами.

Вместе с тем, поиск путей диверсификации экономик России, Белоруссии и Казахстана, развития отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, а также путей активизации торгово-экономического сотрудничества привел к образованию в 2010 году Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В 2012 году начало функционировать Единое экономическое пространство трех стран (ЕЭП).

В ходе такой активной интеграционной политики происходят изменения в нормативном регулировании внешнеэкономической деятельности трех государств, требующие рассмотрения и анализа. В частности, в рамках Таможенного союза принят общий таможенный кодекс, установлен единый таможенный тариф; в рамках ЕЭП проводится единая экономическая политика, миграционная политика, вводятся единые технические регламенты, нормы отраслевого сотрудничества. Многие документы еще только находятся в стадии разработки.

Новые, более выгодные условия взаимодействия трех стран в рамках Таможенного союза, нацеленность на производство продукции с высокой добавленной стоимостью на внутренний рынок Таможенного союза приводят к более диверсифицированной структуре и значительной активизации торговли между тремя странами. В этих условиях важным аспектом является оценка торгово-экономического сотрудничества трех стран, оценка взаимодействия в финансовой и инвестиционной сферах.

Особый интерес интеграция России, Белоруссии и Казахстана представляет и по той причине, что в мировой практике нет случаев, когда ныне независимые государства, ранее являвшиеся составными частями единой страны, пытались бы интегрировать собственные экономики уже на новых, рыночных принципах, спустя достаточно короткий срок после обретения независимости. Кроме того, такие высокие темпы, с которыми происходит формирование и эволюция интеграционного объединения трех стран, не находят аналогов в мировой истории.

Вместе с тем, принимая во внимание, что формирование интеграционного объединения России, Белоруссии и Казахстана находится на начальном этапе развития, в работе рассматриваются только первые шаги на пути финансово-экономической интеграции трех стран.



Целью исследования является выявление основных направлений финансово-экономического сотрудничества России, Белоруссии и Казахстана в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и определение наиболее эффективных форм этого сотрудничества.

Согласно обозначенной цели в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:

- показать современные взгляды на интеграционные процессы в условиях глобализирующегося мирового хозяйства и подходы к оценке данных процессов;

- определить этапы интеграционного сотрудничества между Россией, Белоруссией и Казахстаном;

- выявить изменения во внешнеэкономической деятельности трех стран после образования Таможенного союза и Единого экономического пространства;

- оценить состояние и перспективы интеграционного сотрудничества России, Белоруссии и Казахстана во внешнеторговой, инвестиционной и финансовой сферах и выявить факторы, способствующие и препятствующие этому сотрудничеству.



Объектом исследования является интеграционное объединение России, Белоруссии и Казахстана и сформированные Таможенный союз и Единое экономическое пространство.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе интеграционного сотрудничества России, Белоруссии и Казахстана.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории мировой экономики и международных экономических отношений, исследования по вопросам финансово-экономической интеграции. В этом контексте следует отметить работы С.Н. Бабурина, Ю.А. Борко, Л.Б. Вардомского, Е.Ю. Винокурова, Л.И. Глухарева, М.Ю. Головина, Р.С. Гринберга, С.М. Добрышевского, Е.А. Касаткиной, В.П. Колесова, М.В. Кулакова, Р.Н. Лазарева, В.Б. Мантусова, М.А. Мунтяна, М.Н. Осьмовой, В.С. Панькова, А.И. Уткина, В.Г. Шемятенкова, Ю.В. Шишкова и других авторов, а также работы зарубежных специалистов – Дж. Инграма, П. Кинена, Р Маккинонна, Р Манделла, Дж. Пиндера, М. Шиффа, М. Уинтерса, Дж. Флеминга, Р. Фолка.

При исследовании также использовались материалы, касающиеся торгово-экономических, инвестиционных и финансовых отношений, подготовленные сотрудниками Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института Европы РАН, Института Экономики РАН, Международного валютного фонда и других организаций.

В ходе проведения диссертационного исследования в зависимости от характера поставленных задач использовались диалектический и системный подходы, методы статистического анализа, метод экспертных оценок, а также сравнительный и ситуационный анализ.

Информационная база исследования. Источником статистических данных послужили официальные публикации Федеральной службы государственной статистики РФ, Межгосударственного статистического комитета стран СНГ, ряда национальных статистических ведомств стран ЕврАзЭС, Министерства экономического развития РФ, Межгосударственного банка. При проведении исследования также были использованы материалы, опубликованные в отечественных журналах, таких как «Мировая экономика и международные отношения», «Современная Европа», «Россия и новые государства Евразии», «Евразийская экономическая интеграция». Также, в исследовании были активно использованы законодательные акты, принятые в рамках СНГ и ЕврАзЭС, материалы конференций и круглых столов, посвященные обозначенной тематике, отраслевые обзоры и информационные дайджесты Евразийского банка развития, а также официальные пресс-релизы отечественных и зарубежных компаний.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. На основе анализа ключевых индикаторов, таких как совокупная доля внутренней региональной торговли и индекс интенсивности региональной торговли, используемых ведущими мировыми организациями (Всемирный банк, ОЭСР, ЮНКТАД и др.), и авторских расчетов дана сравнительная оценка уровня интегрированности Европейского союза, НАФТА, МЕРКОСУР и Таможенного союза, показывающая, что из рассмотренного перечня Европейский союз является наиболее развитым, а Таможенный союз – наименее развитым объединением по уровню интеграционного взаимодействия;

2. Выделено четыре этапа интеграционного сотрудничества России, Белоруссии и Казахстана. Первый этап, проходивший в период с 1991 по 1994 годы, характеризуется заявлением о формировании экономического союза между государствами – членами СНГ, несмотря на сокращение реального уровня экономического сотрудничества, а также большим количеством международных документов, призванных осуществить «цивилизованный развод» государств – членов СНГ, входивших ранее в единое государство. Второй этап, проходивший в период с 1995 по 1998 годы, характеризуется тем, что в дальнейшей реализации интеграционных мероприятий, предусмотренных первым этапом, принимает участие ограниченное количество государств - Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. При этом уровень экономического сотрудничества продолжает сокращаться. Третий этап, проходивший в период с 1999 по 2005 годы, характеризуется присоединением к интеграционным процессам Таджикистана, а также формированием международной организации «Евразийское экономическое сообщество» (ЕврАзЭС), в рамках которой будут проходить интеграционные процессы уже без указания конкретных сроков их реализации. Четвертый этап, начавшийся в 2006 году и продолжающийся в настоящее время, является периодом перехода от формального к реальному сотрудничеству между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

3. Выявлены ключевые преимущества функционирования Таможенного союза такие, как положительная, несмотря на кризисную ситуацию в мировой экономике, динамика торгового сотрудничества трех стран и положительное влияние на развитие диверсификации торговли между тремя странами: если по итогам 2012 года в общем объеме внешней торговли Таможенного союза 72,6% - это минеральные продукты, то во взаимной торговле их доля составляет 37,0%. Обосновано преимущество взаиморасчетов в рамках Таможенного союза в национальных валютах

4. Показана роль России как ведущего партнера в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и в связи с этим определены возможные негативные последствия интеграционного сотрудничества для России. К основным из них следует отнести возможность регистрации российскими компаниями своего бизнеса в Казахстане; уклонение от уплаты экспортных пошлин в бюджет России; приток нежелательного импорта в Россию в результате отмены внутренних таможенных границ; уход с рынка части хозяйствующих субъектов, в основном в силу развития конкуренции, а также по причине невозможности дальнейшего субсидирования своей деятельности со стороны государства.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов работы хозяйствующими субъектами, занимающимися внешнеэкономической деятельностью на территории Единого экономического пространства. Отдельные выводы диссертации могут быть использованы органами ЕЭП в целях разработки оптимального интеграционного взаимодействия и изменения уже принятых законодательных норм.

Материалы диссертационной работы также могут представлять практический интерес в рамках учебного процесса как при самостоятельной подготовке студентов и аспирантов, так и при составлении учебных курсов по направлению международной экономики.



Апробация работы. Диссертационное исследование прошло апробацию на кафедре мировой экономики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

По теме диссертации автор опубликовал 5 статей общим объемом 3,5 п.л., в том числе три статьи в журнале из перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, определенного ВАК.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница