Волгоградский государственный университет
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине
«Качественные и количественные методы психологических исследований»
Направление подготовки
37.06.01 Психологические науки
19.00.05 – Социальная психология
Составитель ФОС по дисциплине
д.психол.н., профессор кафедры психологии Чернов А.Ю.
Волгоград 2016 г.
1. Перечень компетенций с указанием этапов (уровней) их формирования
ОПК-1: способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
|
Знать:
|
Уровень 1
|
основы работы психолога с качественными методами и методами математической статистики
|
Уметь:
|
Уровень 1
|
делать правильные психологические выводы на основе результатов статистического и качественного анализа
|
Владеть:
|
Уровень 1
|
самостоятельного проведения первоначальной статистической обработкой данных психологических исследований, проведению качественного анализа
|
ПК-3- способностью разрабатывать исследовательскую и прикладную методологию, создавать методы психологического исследования и практической работы
|
Знать:
|
Уровень 1
|
основные понятия и категории качественного и количественного подходов в психологическом исследовании
|
Уметь:
|
Уровень 1
|
соотносить корректность применения методов и методик с учетом требований теорий, а также специфики предмета психологического исследования;
|
Владеть:
|
Уровень 1
|
навыком использования качественных и количественных методов в практике психологического исследования;
|
2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Уровень освоения компетенции
|
Планируемые результаты обучения (в соотв. с уровнем освоения компетенции)
|
Критерии оценивания результатов обучения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
ПК-3
|
Знать:
|
отсутствие знаний по основным категориям и понятиям качественного и количественного подходов в психологическом исследовании
|
фрагментарные знания основных категорий и понятий качественного и количественного подходов в психологическом исследовании
|
неполные представления по основным категориям и понятиям качественного и количественного подходов в психологическом исследовании
|
определенные пробелы в знании основных категорий и понятий качественного и количественного подходов в психологическом исследовании
|
сформированные систематические представления об основных категорий и понятий качественного и количественного подходов в психологическом исследовании
|
Уметь:
|
отсутствие умений соотносить корректность применения методов и методик с учетом требований теорий, а также специфики предмета психологического исследования
|
фрагментарные умения соотносить корректность применения методов и методик с учетом требований теорий, а также специфики предмета психологического исследования
|
несистематическое использование умения соотносить корректность применения методов и методик с учетом требований теорий, а также специфики предмета психологического исследования
|
в целом успешное, но содержащее определенные пробелы в умении соотносить корректность применения методов и методик с учетом требований теорий, а также специфики предмета психологического исследования
|
сформированное умение соотносить корректность применения методов и методик с учетом требований теорий, а также специфики предмета психологического исследования
|
Владеть:
|
отсутствие навыков использования качественных и количественных методов в практике психологического исследования;
|
Фрагментарные навыки использования качественных и количественных методов в практике психологического исследования;
|
несистематическое использование навыка использования качественных и количественных методов в практике психологического исследования;
|
в целом успешное, но содержащее определенные пробелы в использовании качественных и количественных методов в практике психологического исследования;
|
Сформированный навык использования качественных и количественных методов в практике психологического исследования;
|
ОПК-1
|
Знать:
|
отсутствие знаний по основным понятиям и категориям качественных и количественных методов в психологии
|
фрагментарные знания об основных понятиях и категориях качественных и количественных методов в психологии
|
неполные представления об основных понятиях и категориях качественных и количественных методов в психологии. Знания основных видов первичных описательных статистик, общее понятие о многомерных методах. Знания основных методов качественного исследования
|
определенные пробелы в знании основных понятия и категориях качественных и количественных методов в психологии, Знания общих понятий статистических и качественных методов анализа данных
|
сформированные систематические представления об основных понятиях и категориях качественных и количественных методов в психологии, Понимание основных направлений использования математики в психологии, методов сбора и интерпретации качественных данных
|
Уметь:
|
отсутствие умений, использовать качественные и количественные методы в психологии в практической и исследовательской деятельности
|
фрагментарные умения в использовании качественных и количественных методов в психологии в практической и исследовательской деятельности
|
несистематическое использование качественных и количественных методов в психологии в практической и исследовательской деятельности: уметь выделять независимую, зависимую и внешняя переменные, определять тип шкалы, в которой задана переменная, использовать SPSS для первичной обработки данных
|
в целом успешное, но содержащее определенные пробелы в умении использовать качественные и количественные методы в психологии в практической и исследовательской деятельности. Измерять и обобщать результаты измерений, Применять нормальный закон распределения к процедурам статистической обработки
|
сформированное умение использовать качественные и количественные методы в психологии в практической и исследовательской деятельности;
умение обеспечивать объективность получаемых знаний , алгоритмы вычисления корреляции количественных и ранговых переменных
содержательного анализа результатов многомерного анализа
|
Владеть:
|
отсутствие навыков использования качественных и количественных методов в психологии в практической и исследовательской деятельности
|
владеть логикой, необходимой использования качественных и количественных методов в психологии в практической и исследовательской деятельности
|
в целом успешное, но не систематическое применение качественных и количественных методов в психологии в практической и исследовательской деятельности; овладение навыками расчета выборки, построения таблиц и графиков распределения частот, таблиц сопряженности применения SPSS при анализе
|
в целом успешное, но содержащее определенные пробелы применения качественных и количественных методов в психологии в практической и исследовательской деятельности: алгоритмы факторного анализа, вычисления и анализа корреляции метрических переменных. параметрических критериев сравнения выборок, описательной статистики, методов качественного сбора и анализа данных
|
успешное и систематическое применение навыков в постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской деятельности: использования основных методов параметрической и непараметрической статистики, методов качественного анализа данных в исследовательских проектах, создавать качественный отчет
|
3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
3.1. Задания для оценивания результатов обучения в виде знаний
Вопросы для изучения
|
Отрабатываемые компетенции
|
Тип контроля
|
Тема 1. Качественная исследовательская методология.
1. Основные характеристики качественного исследовательского подхода в социальных науках.
2. Взаимосвязь качественного и гуманитарного исследовательских подходов.
3. История качественных исследований.
Тема 2. Основные методы качественного исследования
1. Общее представление о специфике качественных методов в психологическом исследовании
2. Биографический метод
3. Феноменологический метод
4. Метод обоснованной теории
5. Этнографический метод
6. Метод изучения отдельного случая
7. Метод дискурс-анализа.
Тема 3. Методы сбора данных в качественном исследовании.
1. Интервью как метод сбора данных в качественном исследовании
2. Наблюдение как метод сбора данных в качественном исследовании
3. Фокус группа как метод сбора данных в качественном исследовании
Тема 4. Методы анализа качественных данных
1. Категоризация значений
2. Конденсация смысла
3. Структурирование смысла посредством нарратива
4. Интерпретация смысла
5. Ситуативные методы порождения смысла.
Тема 5. Интеграция психологического и математического знания
1. Зачем необходима интеграция психологического и математического знания?
2. Что понимается под терминами «генеральная совокупность» и «выборка»
3. В чем различия нулевой и альтернативной гипотез?
4. Для чего применяется уровень значимости
5. Экспериментальное и неэкспериментальное исследование. В чем разница?
6. Какие основные виды статистической обработки количественных данных вы знаете?
Тема 6. Измерения и шкалы
Понятие «переменная» и использование переменных в экспериментальном и не экспериментальном исследовании
Что такое шкала и какие виды шкал Вы знаете?
Какие основные виды первичной обработки количественных данных Вы знаете?
С данными в какой шкале мы можем осуществлять описательную статистику? В чем заключается ее основное назначение?
Тема 7. Количественные методы анализа данных
Каковы особенности корреляции метрических переменных ?
Сравните применение корреляционного анализа для независимых выборок и для зависимых выборок?
В чем состоит назначение факторного анализа?
Какие виды анализа являются параметрическими аналогами факторного анализа? В чем преимущество каждого из них?
Какие существуют вычислительные сложности, связанные с проведением факторного анализа?
|
ОПК-1, 1.З, 1.У
ПК – 3, 1.З, 1.У
|
Устный опрос
(Таблица 1)
|
Задание_1. Основные методы количественного подхода
Самостоятельно выберете для анализа какое-либо исследование в области социальной психологии. Источником могут служить, например, публикации в журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» и др.
Проанализируйте выбранное исследование, с точки зрения его организации применения количественных методов, соответствия требованиям валидности.
Задание_2. Биографический метод
Какие принципы периодизации индивидуального развития используются в социологии, общей и возрастной психологии? Приведите примеры:
Перечислите и объясните структурные свойства жизненных событий
В чем различия герменевтического и психоаналитического подходов к изучению биографии человека?
Как в отечественной психологии формулируются психологические проблемы жизненного пути человека?
В чем состоит проблематика сбора и интерпретации данных при использовании биографического метода? Перечислите этапы применения биографического метода (по Н. Дензин)
Задание_3. Феноменологический метод
Упражнение «Феноменологическое описание феномена»
В феноменологическом описании феномена можно выделить три этапа:
1. Интуитивное постижение феномена. Здесь необходимо переживание или припоминание феномена, «задержка» его в сознании, вовлеченность в него, проживание его.
2. Анализ феномена. Анализу подлежат различные аспекты феномена. Попробуйте рассмотреть:
Как расположен феномен или его части в пространстве
Как он проявляется во времени
Какими качествами обладает феномен.
В какой среде или окружении проявляет себя феномен.
Каковы предпосылки и последствия проявления феномена.
С какой точки зрения можно рассматривать феномен.
Что можно считать центром и периферией феномена.
Как феномен появляется и исчезает.
Четкость феномена.
Помните, что таким образом можно рассматривать как ноэматические (внешние) формы феномена – объекты, действия, других людей, так и его ноэтические (внутренние) формы – мысли, образы, переживания.
3. Описание. Запишите результаты своего анализа. Старайтесь писать так, как будто читатель никогда не имел опыта взаимодействия с этим феноменом. Нарисуйте полную картину вашего интуитивного постижения и анализа феномена.
Проблема с описанием состоит в том, что мы привыкли писать «для кого-то». Возможно, наша цель развлечь других людей. Тогда мы начиаем искать специфические литературные приемы, придаем изложению драматический, поэтический характер, используем клише. Или, в другом случае, то, что мы пишем, предназначается преподавателю, коллегам. Для того, чтобы избежать возможной критики, мы становимся академичны, используем профессиональный жаргон, большое количество специальных терминов.
В феноменологическом описании феномена предпочтителен простой язык. Соотносите свой опыт с тем, что уже известно, используйте метафоры, аналогии, описания, содержащие отрицания (например, «Это не похоже на …»). Важно помнить, что интуитивное постижение феномена всегда предшествует всему остальному, даже если приходится возвращаться к этому этапу неоднократно. «Феноменология начинается с молчания.
Задание_4. Нарративный метод
Нарративы - данные для рефлексивной и аналитической исследовательской работы.
На их основе изучают:
Структурирование познания и восприятия
Структурирование отношений и связей с собой, другими
Достижение социального и культурного единства
Креативности
Репрезентативных стратегий внтури- и межперсональной коммуникации
Нарративы, которые мы называем данными являются лингвистическими иллюстрациями воспринимаемого опыта. Их смысл зависит от контекста, времени, места, обратной связи от аудитории, от точки зрения рассказчика и т.д.
Принцип нарративного исследования заключается в поиске последовательности и согласованности в ходе аналитической практике. Анализ, построенный на внутренней согласованности нарратива.
Нарративы относятся к таким сторонам жизни как «приключение», «кризис», «противостояние», где результаты действий не могут быть заранее предсказаны.
Необходимо выбрать текст для анализа, соответствующего нарративному описанию.
Осуществить описательное или объяснительное нарративное исследование.
Задание_ 5.
В каких из приведенных ниже исследовательских проектах предпочтительнее количественное или качественное исследование? Какой метод сбора данных предпочтительней?
А) Сравнение эффективности применения лекарств при головной боли
Б) Исследование роли менеджера среднего звена в налаживании деловых контактов между работниками подразделения.
В) Описательное изучение приемов, которыми пользуется школьный психолог при консультировании детей и их родителей.
Г) Опрос избирателей по поводу их предпочтений того или иного кандидата на выборную должность.
Задание_ 6.
Использование математической статистики в количественном подходе.
Осуществить исследование с использованием математической статистики
|
ОПК-1, 1.З,1.У
ПК-3, 1.З,1.У
ОПК-1, 1.З,1.У
ПК-3, 1.З,1.У
ОПК-1, 1.З,1.У, 1В
ПК-3, 1.З,1.У, 1В
ОПК-1, 1.З,1.У, 1В
ПК-3, 1.З,1.У, 1В
ОПК-1, 1.З,1.У,
ПК-3, 1.З,1.У,
ОПК-1, 1.З,1.У, 1В
ПК-3, 1.З,1.У, 1В
|
Домашнее задание
(Таблица 2)
|
Самостоятельно провести исследование с применением качественных и количественных методов
|
ОПК-1, 1 В.,
ПК-3, 1.В
|
Исследовательский проект (таблица 3.)
|
Оценка компетенций по выполняемым заданиям
Таблица 1
Характеристика баллов для оценки компетенций
(вопрос – ответ)
Баллы, их характеристика для данного типа контроля
|
0 баллов – студент допускает грубые ошибки в ответе на поставленные
вопросы
|
0,3 балл – студент имеет знания основного материала по поставленным вопросам, но не усвоил его деталей, допускает отдельные неточности.
|
0,5 балла - студент твердо знает программный материал, грамотно его излагает, не допускает существенных неточностей в ответ на вопросы
|
1 балла - студент показал глубокие знания программного материала по поставленным вопросам, грамотно, логично его излагает
|
Таблица 2
Характеристика баллов для оценки компетенций
(домашнее задание)
Критерий оценки
|
Характеристика критерия
|
Балл (max) за критерий
|
Знание и понимание теоретического материала
|
определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
используемые понятия строго соответствуют теме;
самостоятельность выполнения работы
|
1
|
Анализ и оценка информации
|
грамотно применяет категории анализа;
умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
дает личную оценку проблеме
|
3
|
Построение суждений
|
ясность и четкость изложения;
логика структурирования доказательств
выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи
|
3
|
Оформление работы
|
работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
соответствие формальным требованиям
|
2
|
итого
|
9
|
3.2. Задания для оценивания результатов обучения в виде умений и владений
Таблица 3
Практические контрольные задания – интерактивные методы обучения:
Исследовательский проект
|
ОПК-1, 1.З,1.У, 1В
ПК-3, 1.З,1.У, 1В
|
Баллы, их характеристика для оценивания результатов обучения в виде умений и владений
|
0 баллов - слушатель не может самостоятельно сформулировать тему и осуществить исследование
|
10 балла - слушатель самостоятельно осуществляет сбор данных, но не может самостоятельно сформулировать тему исследования, осуществить обработку полученных данных
|
20 балл - слушатель самостоятельно формулирует тему исследования, грамотно осуществляет сбор данных, но испытывает трудности в процессе обработки, анализа и интерпретации полученных данных
|
30 балла - слушатель самостоятельно, грамотно формулирует тему качественного исследования, осуществляет сбор данных, проводит качественную обработку, анализ и интерпретацию полученных данных, методологически грамотно формулирует заключение
|
.
4. Процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
4.1. Методика формирования результирующей оценки по дисциплине
Единица измерения
|
Кол-во единиц в семестре
|
Кол-во баллов за 1 единицу
|
Максимально возможное кол-во баллов
|
Участие в семинаре
|
16
|
1
|
16
|
Домашние задания
|
6
|
9
|
54
|
Исследовательский проект
|
1
|
30
|
30
|
ИТОГО:
|
100
|
4.2. Типовые модульные работы и критерии их оценивания
4.3. Типовые экзаменационные материалы (в случае наличия экзамена)
Вопросы к зачету
1. Дайте определение качественным методам исследования.
2. Сформулируйте основные отличительные особенности качественных методов.
3. Почему использование качественных исследовательских методов соотносится с гуманитарной парадигмой в социальных науках?
4. Дайте характеристику этапам развития качественных методов.
5. Раскройте сущность биографического метода как качественного метода в психологическом исследовании.
6. Раскройте сущность феноменологического метода как качественного метода в психологическом исследовании
7. Раскройте сущность метода обоснованной теории как качественного метода в психологическом исследовании
8. Раскройте сущность этнографического метода как качественного метода в психологическом исследовании.
9. Раскройте сущность метода изучения отдельного случая как качественного метода в психологическом исследовании.
10. Раскройте сущность метода дискурс – анализа как качественного метода в психологическом исследовании.
11. Расскажите об интервью как методе сбора данных в качественном исследовании
12. Расскажите о наблюдение как методе сбора данных в качественном исследовании
13. Расскажите о фокус группе как методе сбора данных в качественном исследовании
14. История становления фокус-групп
15. Типы исследовательских задач, адекватных методу фокус-групп
16. Особенности метода фокус-групп на этапе сбора данных
17. Особенности анализа данных фокус-групп
18. Соотношение фокус-групп и других качественных исследовательских методов.
19. Дайте характеристику интервью как метода сбора данных в качественном исследовании
20. Дайте характеристику наблюдению как методу сбора данных в качественном исследовании
21. Охарактеризуйте этапы анализа качественных данных.
22. Раскройте понятие «конденсация смысла» в анализе данных в качественном исследовании.
23. Раскройте понятие «категоризация значений» в анализе данных в качественном исследовании
24. Раскройте понятие «Структурирование смысла» в анализе данных в качественном исследовании посредством нарратива
25. Раскройте понятие «интерпретация смысла в анализе данных в качественном исследовании
26. Раскройте понятие «ситуативные методы порождения смысла» в анализе данных в качественном исследовании.
Возможность и необходимость применения математических методов в психологии.
Основные направления использования математики в психологии (обеспечение объективности получаемых знаний, измерение и обобщение результатов измерений, статистическая проверка гипотез).
Методы математической статистики в теоретической и практической психологической работе.
Понятие генеральной совокупности и выборки. Способы отбора репрезентативной выборки (рандомизированный и стратифицированный отбор).
Объем выборки и статистическая достоверность. Зависимые и независимые выборки.
Общее понятие о процедуре измерения в психологическом исследовании.
Измерительные шкалы (номинативная, ранговая, интервальная, отношений)
Понятие переменной. Зависимая и независимая переменные. Основные виды статистических процедур
Первичная обработка данных. Критерий χ-квадрат. Таблицы и графики распределения частот
Частотный анализ и описательные статистики в SPSS
Критерий t-Стьюдента Содержательный анализ корреляционных матриц. Математическая идея и основные допущения ANOVA
Общие понятие многомерных методов анализа статистических данных Факторный анализ.
Поделитесь с Вашими друзьями: |