Формирование ключевых компетенций младших школьников в процессе обучения



Скачать 40,85 Kb.
Дата13.06.2018
Размер40,85 Kb.
Формирование ключевых компетенций младших школьников в процессе обучения

________________________________________________________________

Выступление на педагогическом совете 31.10.2014 г.

Подготовила Бабкина Н.В., учитель начальных классов.

(слайд 1)
Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить,

а не ставим передними проблемы,

которые надо решить”.

Роджер Левин



(слайд 2)

Ребёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это происходит потому, что ученик не знает, зачем ему нужны эти знания и где они могут пригодиться, т.е. отсутствует мотив. Следовательно, не возникает желания изучать новый материал. Задача учителя помочь ребенку определить, для чего нужно изучать материал данного урока и где можно в жизни применить полученные знания.

Компетентность - совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности.

Другими словами приоритетом обучения в начальных классах становится формирование ключевых компетенций: (слайд 3)

-учебно-познавательной

-коммуникативной

-информационной

-ценностно-смысловой

-социальной

-личностного самосовершенствования

Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения: (слайд 4)


  • Думать

  • Искать

  • Сотрудничать

  • Приниматься за дело

  • Адаптироваться

Этому школа должна учить с первых шагов, как только ребёнок переступил порог школы.

Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: (слайд 5)

- технология проблемного и исследовательского обучения;

- технология проектного обучения;

- развития критического мышления;

- проблемно-диалогового обучения;

- развивающего обучения.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования ключевых компетенций на основе системно – деятельностного подхода.


Для формирования компетенций использую в работе следующие приёмы: (слайд 6)


Компетенции

Приёмы

Ценностно-смысловые

«Наш день подошёл к концу и я хочу сказать …», «Сегодня на уроке я…», «Своей работой на уроке я…», «Я выбрал эти задания, потому что…», «Мудрые советы»

Учебно-познавательные

«Верные – неверные утверждения», «Неоконченные предложения», «Да или нет», «Мозговой штурм», «Волшебная корзинка идей», игра «Волшебная палочка», «Синквейн»

Коммуникативные

«Огонёк общения», «Словесный мяч», «Сочини сказку по ключевым словам», «Если бы я был»

Информационные

«Вопросы для любознательных», «Интересные факты», «Вопросы для умников и умниц», «Это интересно», «Кластер»

Социальные

«Копилка хороших поступков», «Я умею, а мой …», «Что было, если бы… »

Компетенции личностного самосовершенствования

«Состояние моей души», «Что полезно, а что вредно», «Хорошо или плохо»

Реализуя компетентностный подход, стараюсь вовлечь в учебную деятельность каждого ученика. Я не сообщаю им в готовом виде то, что они могут «добыть» сами путём своих собственных усилий. Ответы на вопросы и выполнение заданий: «Что заметили?», «Найдите лишнее», «Сравните», «Сформулируйте», «Придумайте» и другие заставляют ребят думать, через деятельность приобретать знания.


В учебном процессе использую элементы технологии критического мышления: кластер и синквейн. Так, на уроке литературного чтения при изучении произведения К.Д. Ушинского «Наше Отечество» (слайд 7) по ходу урока составляли кластер, который помог сформулировать цели урока и определить тему, а также расширить понятие слова «родина». На этапе рефлексии я предложила ученикам составить синквейн по теме урока. Получились такие пятистишия:

Родина


могучая, непобедимая;

кормит, учит, защищает;

Одна у человека мать, одна у него и Родина;

Отечество.

Или,

Родина;


просторная, богатая;

поддерживает, помогает, обучает;

Родина – мать, умей за неё постоять;

Отчизна.
В практику внедряю проектную деятельность, которая способствует формированию всех ключевых компетенций младших школьников. Ученики выполняют творческие проекты и защищают их, работают в парах и группах, значит общаются, добывают информацию, самосовершенствуются.

На уроке окружающего мира провели защиту проектов «Мой город Курск». Работы детей были разнообразны и интересны: это и презентации, и стенгазеты, и журналы. Компаниец Соня провела виртуальную экскурсию по городу, Павлова Алина рассказала о театрах города, Гришилов Даниил оформил стенгазету о храмах города, Ветрова Варвара поделилась любимыми местами Курска. (слайд 8)

Одно из занятий внеурочной деятельности было посвящено защите проектов «Мы выбираем здоровый образ жизни». Дети были разделены на группы, каждая из которых защищала своё направление здорового образа жизни и итогом послужил вывод важности сохранения здоровья, а также памятка, которую мы подарили по классам начальной школы. (слайд 9)

Интересными для детей оказались проекты «Весёлая азбука», «Город букв», «Что означает моё имя».

Это лишь малая часть примеров из практики моей работы.



В заключении хочу сказать, что ребёнок с урока должен выйти с ощущением того, что он совершил открытие.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница