Формирование метапредметных умений на уроках географии



Скачать 43.17 Kb.
Дата13.06.2018
Размер43.17 Kb.
Формирование метапредметных умений на уроках географии

Штерн Валентина Витальевна,

директор ГБОУ гимназии № 406

Пушкинского района Санктз-Петербурга

В ФГОС нового поколения особое внимание уделено метапредметным умениям, поскольку именно они обеспечивают качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. Под метапредметными умениями понимаются обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Достижение метапредметных умений обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Основным объектом оценки метапредметных умений служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управлению ею.

К ним относятся:

• способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников);

• умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

• умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;

• способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;

• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

• готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;

• умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

На уроках географии достижение метапредметных умений возможно при использовании компетентностного подхода, который основывается на следующих принципах:


    1. Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

    2. Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

    3. Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

    4. Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности.

Оценка метапредметных умений проводится в ходе различных процедур: с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий; при анализе выполнения проверочных заданий по предмету, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений. Данные умения проявляются и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

При изучении «Начального курса географии» следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике, химии и биологии, чтобы обеспечить естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о природных процессах и основах материального производства.

При изучении темы "Атмосфера" очень тесной является связь программы географии с математикой и физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в начальном курсе географии эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть и учителю физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания на уроках географии.

В курсе математики вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И это очень кстати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха, а для вычисления расстояния между двумя точками координатной оси – нахождения амплитуды температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Таким образом, учащиеся убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, ученые составляют прогнозы. Результатом совместной работы с учителем математики может являться интегрированный урок (математика + география), где учащиеся применяют знания в конкретной ситуации и решают практические задачи. Так, на уроке математики изучается тема "Масштаб", а более подробно эта тема изучается в курсе географии в теме "План и карта". Учащиеся с помощью математических умений измеряют расстояния на карте, переводят численный масштаб в именованный и наоборот. Поэтому возможно проведение интегрированного урока по математике и географии по теме "Масштаб и его применение в географии".



Перечень педагогических технологий, которые способствуют достижению метапредметных умений разнообразен: технология личностно – ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности; технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьника; личностно – ориентированная технология позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся; технология проектной деятельности состоит в организации исследовательской деятельности и другие.

Достижение метапредметных умений определяют сегодня как «ключевые компетентности». Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможность решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных.
Каталог: sites -> default -> files -> images
images -> Сборник документов
images -> Профессиональный стандарт «Инженер-технолог по изготовлению космических аппаратов и систем»
images -> Книга первая нижний новгород волго-вятское книжное издательство 1993 ббк 63. 3(2Р*4НН) 3-12
images -> Елочки с иголочки
images -> Viii общественно-педагогическая акция «Открытая школа» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа»
images -> «научная медицинская библиотека»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал