«Фундаментальная и прикладная лингвистика»



страница1/4
Дата18.10.2016
Размер0,62 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г.Чернышевского»

Утверждаю:

Проректор Саратовского государственного

университета им. Н.Г. Чернышевского

по учебно-методической работе

проф. Е.Г. Елина

____________________________

«30» сентября 2013 г.


Номер внутривузовской регистрации _______________________________


Основная образовательная программа

высшего профессионального образования
по направлению подготовки
035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Квалификация (степень)
Бакалавр
Очная форма обучения

Саратов, 2011



Структура основной образовательной программы

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа (определение)

1.2. Нормативные документы для разработки ООП

1.3. Общая характеристика ООП

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной программы
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

4.1. Календарный учебный график

4.2. Учебный план

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов,

дисциплин (модулей)

4.4. Программы практик


5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП
6. Характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников
7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП
8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата реализуется ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» в Институте филологии и журналистики по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика».


1.2. Для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» были использованы следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N71;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. № 34;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Примерная основная образовательная программа (ПООП ВПО) по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», утвержденная приказом Минобрнауки России от 15 декабря 2010 г. № 1869 (носит рекомендательный характер);

  • Устав Саратовского государственного университета.


1.3. Общая характеристика ООП
Освоение основной образовательной программы (ООП) бакалавриата по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» предполагает получение фундаментального и прикладного знания в области языкознания. Данная программа ориентирована на тех, кого интересует углубленное изучение фундаментальных основ языкознания, кто планирует заниматься научно-исследовательской и педагогической работой в области лингвистики как сферы знаний об устройстве, развитии и функционировании языков. Специфика предлагаемой программы состоит в широком охвате современных направлений теоретического языкознания, таких как компьютерная (в том числе, корпусная) лингвистика; функциональная типология языков, социолингвистика, психолингвистика, семиотика, теория дискурса, сравнительно-историческое языкознание. Значительное место в программе отводится углубленному изучению иностранных языков, теории межкультурной коммуникации, теории и практике перевода.
1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» заключается в формировании у студентов знаний, соответствующих параметрам современной научной лингвистической парадигмы, овладении системой методологических принципов и методических приемов лингвистического анализа, навыками самостоятельного исследования устной и письменной коммуникации в синхроническом и диахроническом аспектах в теоретических и прикладных целях на базе новых информационных технологий, а также развитии личностных качеств студентов, формировании способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, способности к самостоятельному обучению новым методам научного исследования.
1.3.2. Нормативный срок освоения ООП бакалавриата по очной форме обучения (включая последипломный отпуск) 4 года.
1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата – 240 зачётных единиц.
1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.


2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика».
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» осуществляется в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, в учреждениях сферы образования, культуры и управления.

Выпускники Института филологии и журналистики по данному направлению подготовки востребованы всюду, где необходимо совершенное владение словом: в издательствах, издательских домах и редакциях, в пресс-службах и PR-отделах, в государственных учреждениях и частных фирмах, в информационных центрах и научных учреждениях, в высших и средних учебных заведениях. Они имеют многообразные возможности применить полученные в ходе освоения ООП знания, умения и навыки в различных сферах: промышленное производство и малый бизнес, дизайн и сфера услуг, издательское дело и индустрия туризма, рекламный бизнес и PR, административные учреждения и представительные органы власти, образование и наука.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» являются:

– языки (русский и иностранные) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом и социокультурном аспектах;

– различные типы текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов);

– устная и письменная коммуникация, в том числе Интернет-коммуникация.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:



  • научно-исследовательская деятельность в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях;

  • прикладная деятельность (редакторская, переводческая, информационная, рекламная и проч.) в учреждениях образования, культуры, управления, СМИ; в области языковой и социокультурной коммуникации, социально-гуманитарной деятельности;

  • проектная деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, масс-медийной и коммуникативной областях;

  • организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах.


2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Бакалавр по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:



    в научно-исследовательской деятельности:

самостоятельное пополнение, критический анализ и применение теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований;

самостоятельное исследование системы языка и основных закономерностей его функционирования в синхроническом и диахроническом аспектах; изучение устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов;

квалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;

участие в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовка и редактирование научных публикаций;



    в педагогической деятельности:

квалифицированная интерпретация различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с соответствующей коммуникативной ситуацией, анализ языкового материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний;

подготовка учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам;



    подготовка методических пособий и организация профориентационной работы;

    в прикладной деятельности:

создание, редактирование, реферирование и систематизирование всех типов деловой документации, инициативная квалифицированная работа в качестве референтов и пресс-секретарей в органах государственного управления, учреждениях образования и культуры, в представительных органах субъектов федерации;

квалифицированная трансформация различных типов текстов (например, изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста), в том числе создание на базе трансформируемого текста новых текстов; создание, редактирование и реферирование публицистических текстов, аналитических обзоров и эссе;

продуцирование самостоятельных, обладающих смысловой, эстетической и практической ценностью словесных конструктов – всех типов текстов (в том числе деловой документации, рекламных, пропагандистских, публицистических), сценариев информационных кампаний; планирование и осуществление публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства;

профессиональная обработка текстов на основе информационных технологий, подготовка и ведение филологических баз данных, подготовка материалов для электронных словарей, справочников, энциклопедий и под.;

осуществление лингвистических экспертиз различных типов (заключения специалиста, судебная лингвистическая экспертиза и под.);


    в проектной деятельности:

    проектирование, конструирование, моделирование структуры и содержания образовательного процесса в области филологии: разработка образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов (дисциплин) и их методического обеспечения, включая учебные пособия инновационного типа и дидактический инструментарий;

    разработка проектов, связанных с профильным гуманитарным образованием в средней и высшей школе;

    разработка проектов в области пропаганды филологических знаний: создание проектов по мониторингу уровня речевой культуры в регионе, работу по повышению уровня речевой культуры, проектирование филологических лекториев, праздников, фестивалей, торжественных мероприятий, посвященных знаменательным датам, обладающим высокой культурной значимостью;

    разработка проектов в сфере межкультурной коммуникации, межнационального речевого общения, речевого этикета в поликультурной среде;

    разработка книгоиздательских проектов;

    разработка проектов в области перевода с родного языка на иностранный и с иностранного языка на родной;

    разработка филологических проектов в рамках грантовой деятельности;

    разработка лингвистических корпусов и баз данных;

    организационно-управленческая деятельность:


организация и проведение семинаров, научных дискуссий и конференций, планирование деятельности и творческое управление секретариатами и производственными коллективами, созданными для решения конкретных задач в гуманитарной сфере; редакционными отделами, рабочими группами по изучению и каталогизации архивных материалов;

организация переводческого обеспечения различных форм совещаний консультаций, деловых переговоров;

организация процесса редактирования, комментирования, распространения различных типов текстов.
3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

(ОК-1);

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);



готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность

(ОК-4);

умением использовать нормативные правовые документы в своей



деятельности (ОК-5);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и

мастерства (ОК-6);

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки,

наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения

недостатков (ОК-7);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии,

обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной

деятельности (ОК-8);

использованием основных положений и методов социальных,

гуманитарных и экономических наук при решении социальных и

профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые

проблемы и процессы (ОК-9);

способностью применять методы математического анализа и

моделирования в профессиональной деятельности (ОК-10);

осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11);

владением навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

владением одним из иностранных языков на уровне не ниже

разговорного (ОК-14);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

владением средствами самостоятельного, методически правильного

использования методов физического воспитания и укрепления здоровья,

готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности

для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

(ОК-16).


5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными

компетенциями (ПК):

общепрофессиональными: знанием основных понятий и категорий современной лингвистики (ПК-1);

знанием основ математических дисциплин, которые используются при формализации лингвистических знаний и процедур анализа и синтеза

лингвистических структур: теории множеств, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики, теории информации и

кодирования, математической логики, математической теории грамматик

(ПК-2);

знанием основ грамматики латинского языка и умением читать со



словарем латинские тексты (ПК-3);

владением кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем (ПК-4);

умением создавать и редактировать тексты профессионального

назначения (ПК-5);

умением свободно говорить и понимать речь на первом изучаемом

иностранном языке в его литературной форме, включая профессиональное

письменное и устное общение, владеть вторым иностранным языком в объеме, достаточном для профессионального общения и чтения научной

литературы (ПК-6);

в области научно-исследовательской деятельности:

владением основными методами фонологического, морфологического, синтаксического, дискурсивного и семантического анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов (ПК-7);

владением основными методами инструментального анализа звучащей речи (ПК-8);

владением методами сбора и документации лингвистических данных (ПК-9);

умением спланировать и провести лингвистический эксперимент,

описать его результаты и сформулировать выводы (ПК-10);

владением основными способами описания и формальной репрезентации денотативной, концептуальной, коммуникативной и прагматической информации, содержащейся в тексте на естественном языке (ПК-11);

умением определять макроструктуру и микроструктуру дискурса с

учетом специфики его жанров и функционально-стилевых разновидностей

(ПК-12);


знанием о параметрах разнообразия естественных языков и их

ареальной, типологической и генетической классификации (ПК-13);

владением навыками оформления и представления результатов

научного исследования (ПК-14);

в области производственно-практической деятельности и проектной

деятельности:

владением принципами создания представительных текстовых

массивов, корпусов текстов, корпусов звучащей речи, мультимодальных

корпусов, электронных словарей разных типов, лингвистических баз данных и умением пользоваться этими ресурсами (ПК-15);

умением пользоваться лингвистически ориентированными программными продуктами (ПК-16);

умением использовать лингвистические технологии для проектирования систем анализа и синтеза естественного языка, в том числе лингвистических компонентов интеллектуальных и информационных электронных систем (ПК-17);

умением провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта (ПК-18);

в области экспертно-аналитической деятельности:

владением методами проведения лингвистических экспертиз (ПК-19);

способностью оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка (ПК-20);

владением методами фоносемантического и ассоциативного анализа лингвистических объектов (ПК-21);

в области организационно-управленческой деятельности:

умением организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации труда малых коллективов (ПК-22);

умением подготовить текстовые документы, необходимые для

управленческой деятельности (ПК-23);

умением определять финансовые результаты деятельности предприятия или коллектива, составлять бизнес-план проектов профессиональной деятельности (ПК-24).
В приложении 1 представлена матрица соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП бакалавриата по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика».
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра; рабочими программами учебных курсов; материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.


4.1. Годовой календарный учебный график (приложение 2).
4.2. Учебный план подготовки бакалавра (приложение 2).
4.3. Рабочие программы учебных курсов (приложение 3).
4.4. Программы учебной и производственной практик (приложение 3).
4.4.1. Программы учебных практик (приложение 3).

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» учебные практики являются обязательными и представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов «Общая фонетика», «Общая семантика и лексикология», «Общая морфология» и «Современный русский язык» (Б3 Профессиональный цикл), вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций студентов.

При реализации данной ООП предусматриваются следующие виды учебных практик:


  • Автоматическая обработка звучащий речи (кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики);

  • Экспертная (кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики).

4.4.2. Программа производственной практики (приложение 3).

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» производственная практика является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации данной ООП предусматривается «Переводческая практика», ориентированная на закрепление знаний и умений, приобретаемых обучающимися в результате освоения теоретико-практических курсов «Первый иностранный язык» (Б3 Профессиональный цикл), «Практический курс первого иностранного языка» (Б3 Профессиональный цикл, Вариативная часть), «Теория и практика перевода» (Б3 Профессиональный цикл, дисциплины по выбору), выработку практических навыки и комплексное формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций студентов. Прикладная практика проводится под руководством преподавателей кафедры английской филологии на базе университетских структурных подразделений (Дирекция Международных Программ, Центр турецкого языка и культуры, центр «Диалог» и др.), а также организаций и предприятий соответствующего профиля, с которыми университет в соответствии со статьей 11, п.9 ФЗ «О высшем и послевузовском nрофессиональном образовании» заключает договоры –лингвистический центр «СПИКЕР» (Саратов, Б.Садовая, 239, оф. 340), пресс-служба администрации муниципального образования «Город Саратов» и др.
5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика».

Фактическое ресурсное обеспечение ООП формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата, определяемых ФГОС ВПО по данному направлению подготовки с учетом рекомендаций Примерной ООП.


Краткая характеристика

привлекаемых к обучению педагогических кадров
На четырех кафедрах Института филологии и журналистики, участвующих в реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», работают 65 штатных преподавателей, из них докторов и кандидатов наук – 64 человека (94,9 %).

Выпускающей кафедрой по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» является кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики.

Учебный процесс осуществляется профессорско-преподавательским коллективом: 65 штатных преподавателей, из них докторов и кандидатов наук – 64 человека (94,9 %), 11 профессоров. Преподаватели других факультетов и институтов СГУ задействованы в преподавании дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, а также общепрофессионального цикла. Дисциплины профессионального цикла, а также некоторые дисциплины профильной части общепрофессионального цикла реализуются в сотрудничестве с потенциальными работодателями (работниками пресс-служб, центров по связям с общественностью, бюро переводов и проч.), которые работают в университете на основе заключения государственных контрактов.

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава происходит через ИДПО СГУ и стажировки, которые благодаря статусу научно-исследовательского университета может ежегодно проходить каждый штатный преподаватель в ведущих научных центрах России и дальнего Зарубежья. При избрании на должность каждый преподаватель Института отчитывается о прохождении одной из форм повышения квалификации за пять лет.

Базовое образование и научная специальность всех преподавателей полностью соответствует профилю преподаваемых дисциплин. Большинство преподавателей, осуществляющих подготовку по направлению 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», имеет опыт работы в вузе более трех лет. Однако в Институте работают и молодые преподаватели, имеющие опыт работы в вузе менее трех лет.

Возрастная структура ППС выглядит следующим образом:



профессоров: до 40 лет - 0, до 50 лет - 3, до 60 лет - 5, старше 60 лет- 10;

доцентов: до 40 лет - 28, до 50 лет - 8, до 60 лет – 8, старше 60 лет – 10;

ассистентов: до 40 лет - 11, до 50 лет - 0, до 60 лет - 0, старше 60 лет – 0;

старших преподавателей: до 40 лет - 12, до 50 лет - 1, до 60 лет - 4, старше 60 лет – 3.

В целом преподаватели до 40 лет, участвующие в подготовке будущих бакалавров по направлению 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», составляют 51%, до 50 лет –12%, до 60 лет – 17%, старше 60 лет – 20%.

Преподаватели активно участвуют в многочисленных семинарах, совещаниях и конференциях.

Планирование работы ППС происходит на кафедрах, утверждается в дирекции и передается в учебное управление университета. Учебные карточки преподавателей находятся на кафедрах. Средняя учебная нагрузка по институту составляет 850 часов.

Все профилирующие кафедры института возглавляются профессорами.

По заявленной образовательной программе в институте имеется нормативная и организационно-распорядительная документация для ведения образовательной деятельности в соответствии с «Номенклатурой дел института»; кафедрами представлена документация в соответствии с «Номенклатурой дел кафедр».

На кафедрах имеются: положение о кафедре, штатный состав и должностные обязанности всех категорий сотрудников кафедры, годовые планы и отчеты работы кафедры, протоколы заседаний кафедры, индивидуальные карточки учебных поручений преподавателей по бюджетной и внебюджетной нагрузке, расчет часов по кафедре, сводные ведомости выполнения учебных поручений профессорско-преподавательским составом по семестрам, копии распоряжений по институту и университету в целом. Сроки хранения указанной документации соблюдены в соответствии с Распоряжением № 35 от 10.11.2005 г. ректора СГУ имени Н.Г.Чернышевского о внедрении в университете единых требований к документообороту.

Планы работы кафедр структурированы, в них отражены основные задачи кафедр по повышению качества подготовки специалистов, штатное расписание кафедр, учебно-методическая и организационно-методическая работа, работа по воспитанию студентов, профориентационная работа, работа в системе народного образования города и района, планы заседаний кафедр, работа кабинетов и лабораторий, совершенствование материально-технической базы.

В планах работы кафедр в разделе учебно-методической работы предусматриваются такие виды работ, как: разработка новых учебных программ, планов лекционных и практических занятий по учебным дисциплинам кафедр; разработка документации для лицензирования магистерских программ; обновление банка контрольных работ и индивидуальных заданий для дневного и заочного отделений; обновление банка тестовых заданий, заданий для самостоятельной работы студентов; составление тестов для самообследования при подготовке к аттестации; обсуждение открытых лекционных и практических занятий; издание учебно-методической литературы для студентов института и иных направлений; пополнение библиотечного фонда новой литературой и новыми изданиями имеющихся учебников. Планы работы кафедр утверждены на заседаниях кафедр.

Все документы соответствуют действующему законодательству и нормативным положениям в системе образования. В протоколах заседаний кафедр, которые ведутся регулярно, анализируются результаты контроля занятий руководством кафедр и выполнение принятых на заседаниях решений. Открытые лекции, практические и лабораторные занятия обсуждаются на заседаниях кафедр с точки зрения содержательной и методической составляющих. На кафедрах ведется учет открытых занятий, индивидуальные планы работы преподавателей, утвержденные заведующими кафедрами и директором, заполняются регулярно.

Уровень взаимодействия структурных подразделений института достаточно высокий, является вполне эффективным для реализации программы подготовки бакалавров.

В соответствии с Уставом Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского общее руководство институтом осуществляет Ученый совет института. Учёный совет состоит из 27 человек, председатель Совета – директор института, кандидат филологических наук, доцент Л.С. Борисова, ученый секретарь Совета – кандидат филологических наук М.А. Горбатов. Руководство образовательной, научной и воспитательной деятельностью Института осуществляют научный руководитель Института - заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор В.В. Прозоров и директор Института кандидат филологических наук, доцент Л.С. Борисова. Учёный совет Института ежегодно обсуждает и утверждает рабочие планы подготовки по всем направлениям. Постоянно анализируются итоги экзаменационных сессий, учебных и педагогических практик, результаты работы ГАК, обсуждается организация учебного процесса в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки.

В Институте создана и работает учебно-методическая комиссия, в состав которой входят заместитель директора по учебной работе, заведующие кафедрами и ведущие преподаватели института.

Основные учебно-методические функции Дирекции связаны с планированием, организацией учебного процесса в Институте, координацией работы кафедр по обеспечению учебного процесса, учетом и контролем выполнения учебной, учебно-методической нагрузки, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Дирекция Института в своей работе постоянно взаимодействует с Учебным управлением и Научно-методическим советом вуза.


Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» реализуется в соответствии с ФГОС ВПО и рекомендованной примерной ООП.

Рабочий учебный план по данному направлению подготовки составлен в полном соответствии с ФГОС в «шахтинской программе». Общая продолжительность очной формы обучения - 4 года. Общая трудоёмкость освоения ООП – 240 кредитных единиц. Продолжительность теоретического обучения, практик, экзаменационных сессий, ИГА, каникул полностью соответствует требованиям ФГОС по направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Все предусмотренные стандартом дисциплины («История», «Философия», «Иностранный язык») содержатся в базовой части цикла Б1 учебного плана. Профильная часть включает в себя дисциплины, рекомендованные примерной ООП, а также дисциплины, отражающие научно-исследовательскую работу преподавателей кафедр. В учебном плане отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций. Здесь указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.

Срок освоения ООП бакалавриата по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» при очной форме обучения составляет 208 недель, что соответствует требованиям ФГОС. Максимальный объем учебной нагрузки студента не превышает 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и самостоятельной учебной работы. Объем аудиторных занятий студентов при очной форме обучения не превышает 28 часов в неделю.

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся и в связи со стремлением к реализации компетентностного подхода в учебном процессе предусмотрено широкое использование интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов, дискуссий, разбора кейсов и т.п.). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляют более 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа составляют менее 40% аудиторных занятий.

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» содержит дисциплины по выбору студентов в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем трем учебным циклам ООП. Для каждой дисциплины, модуля, практики указаны виды учебной работы и формы промежуточной аттестации. Дисциплины по выбору сформированы в соответствии с научными интересами преподавателей и студентов, а также с учётом пожеланий потенциальных работодателей.

По каждой дисциплине учебного плана предусмотрена форма текущей аттестации (зачет или экзамен). За год суммарное число экзаменов не превышает – 10, зачетов – 12. На основе учебного плана разработаны рабочие учебные программы дисциплин гуманитарного, социального и экономического циклов, общепрофессионального и профессионального цикла. Содержание рабочих учебных программ включает освоение необходимого минимума компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО. Программы рассматривались на заседаниях кафедр, в них есть отметки с номером протокола и датой рассмотрения. Учебные программы утверждены заведующими кафедрами и директором Института. Тематические планы и планы семинарских (практических) занятий периодически перерабатываются, в них вносятся изменения и дополнения. В рекомендательных списках отражена современная основная и дополнительная научная литература.

Учебный процесс подготовки будущих бакалавров по направлению 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» организован в соответствии с рабочим учебным планом и графиком учебного процесса. Расписание занятий студентов, зачетно-экзаменационных сессий и формы аттестационных испытаний соответствуют утвержденному учебному плану.

В Институте практикуются как традиционные формы организации учебного процесса, так и новые модели. В преподавании ряда дисциплин внедряются современные методики: деловые игры, компьютерное тестирование, технологии дистанционного обучения. Кроме того, например, кафедра английской филологии на базе американского центра знакомит студентов с видеофильмами культурологического и страноведческого характера. Все студенты с первого семестра второго курса приобщаются к научно-исследовательской работе, а уже со второго семестра второго курса работают в спецсеминарах кафедры. Для студентов, обучающихся по направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика», работает 4 спецсеминара. В Институте принята модель спецсеминаров, при которой студенты 2, 3 и 4 курсов объединяются вокруг профессора или доцента, ведущего научную работу, для исследования того или иного научно-практического направления. В семинарах работают также молодые преподаватели и аспиранты кафедры.

Большинство лекционных занятий в Институте проходит в интерактивном режиме, с использованием современного мультимедийного оборудования. Много внимания уделяется формам самостоятельной работы студентов. В частности, студентам предлагаются электронные материалы для подготовки к занятиям, к текущей и промежуточной аттестации. Все преподаватели Института согласно расписанию, утвержденному на заседаниях кафедры, имеют консультационные часы для индивидуальной работы со студентами. При этом есть резервы для увеличения объема самостоятельной работы студентов и оптимизации контроля за ней.

Реализация практической подготовки будущих бакалавров осуществляется как во время учебных и производственных практик, так и в период теоретического обучения. Все формы и виды занятий направлены на профессионально-практическую подготовку студентов. Это находит отражение в рабочих программах дисциплин. Много внимания уделяется новому набору. Проводятся дни открытых дверей для абитуриентов, на постоянной безвозмездной основе функционирует Клуб абитуриентов ИФиЖа, кафедрой теории, истории языка и прикладной лингвистики проводится ежегодный конкурс для абитуриентов «Языки мира».

Ведутся консультации, проводятся встречи преподавателей Института с потенциальными абитуриентами непосредственно в школах, гимназиях и лицеях. Активно работает интернет-сайт Института филологии и журналистики.

Учебные занятия по большинству дисциплин проводятся в учебных группах; по дисциплинам «Информатика», «Иностранный язык», «Межкультурная коммуникация», «Спецсеминар» занятия проводятся в подгруппах численностью не более 15 человек. Лекции по дисциплинам цикла Б1, Б2 и Б3 читаются для двух учебных групп одновременно. Лекции читают преподаватели, имеющие ученые степени и звания, а также старшие преподаватели, имеющие большой опыт педагогической работы в высшей школе.
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» в целом обеспечена необходимой учебно-методической литературой: учебниками, учебно-методическими пособиями, разработками и рекомендациями. По большинству дисциплин рабочего учебного плана в Научной библиотеке СГУ им. В.А. Артисевич имеются основные учебники и учебные пособия. Студенты имеют свободный доступ к справочной, периодической и научной литературе по направлению образовательной программы. Библиотека имеет межобластной депозитарий и электронный каталог. Фонды библиотеки формируются в соответствии с профилями кафедр, они постоянно обновляются – приобретается современная учебная и научная литература. Институтом и университетом обеспечена возможность пользования учебно-методической литературой по всем дисциплинам в количестве не менее 0,25 экземпляра на одного обучающегося.

Студенты института имеют доступ к периодическим изданиям, в том числе, зарубежным, через НБ СГУ и сеть Интернет. В институте есть два компьютерных класса с общим количеством рабочих станций 18. На одного студента приходится 100 ч. дисплейного времени в год. Компьютерные классы оснащены достаточным программным обеспечением (Microsoft Word, Excel, Internet explorer и др.)

Кроме того, на кафедре теории, истории языка и прикладной лингвистики создана научная и учебно-методическая библиотека в бумажном и электронном виде, которой пользуются преподаватели, аспиранты и студенты. В учебном процессе используются диалектологические материалы (Центр изучения народно-речевой культуры имени Л.И. Баранниковой), компьютерные базы данных. В учебном процессе активно используются учебники, учебные пособия, аудио-, видеосредства, полученные в рамках международных обменных программ, привезенные сотрудниками из США, Великобритании после стажировок. Так, на кафедре английской филологии создана учебно-методическая библиотека, насчитывающая более 1,8 тыс. книг.

Учебные компьютерные классы университета, Института филологии и журналистики, возможности Поволжского регионального центра новых информационных технологий позволяют использовать в учебном процессе современные образовательные и информационные технологии.

Институт включен в локальную сеть СГУ. Все кафедры института, компьютерный класс и лаборатории имеют выход в Интернет. В компьютерном классе института используются средства обеспечения учебного процесса (тестовая система SunRav, электронное пособие «Старославянский язык», созданное в МГУ, и др.), а также созданные на кафедре теории, истории языка и прикладной лингвистики система анализа звуковой семантики текстов FONVAL, электронная база данных Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области ASSDICT1, Корпус текстов русской диалектной речи, электронное пособие по курсу «История русского языка». Учебно-методическое и информационное обеспечение для ведения образовательной деятельности по направлению 035800 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» представляется достаточным. Однако первоочередной задачей, стоящей перед каждой кафедрой Института в целом и профессорско-преподавательским составом ИФиЖ в частности, является активная подготовка и издание учебных и учебно-методических пособий, ориентированных на уровневую подготовку обучающихся.
Материально-техническое обеспечение

Материально-техническая база Института соответствует требованиям основных образовательных программ и условиям ведения образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ВПО.

Общая площадь аудиторного и лабораторного фонда составляет 1268,8 кв.м. Имеется лингафонный кабинет и кабинет для синхронного перевода, мультимедийный комплекс для применения новейших учебных методик на занятиях со студентами.

Институт активно сотрудничает с учреждениями, предоставляющими базу для учебных и производственных практик студентов. Обновление лабораторного оборудования, компьютерной техники, технических средств обучения проводится в соответствии с планами развития и совершенствования материально-технической базы Института и вуза.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница