Г. Нижний Тагил 2015 г. Содержание



Скачать 413,77 Kb.
страница1/3
Дата23.10.2016
Размер413,77 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3


Управление образования Администрации города Нижний Тагил

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33

Храмы Нижнего Тагила

Исполнитель: Сидоренко Алена,

учащаяся 7 б класса

МБОУ СОШ № 33

Руководитель:

Крашенинникова И.Г., учитель

изобразительного искусства

г. Нижний Тагил
2015 г.

Содержание.

  1. Вступление…………………………………………….3

  2. История церквей Нижнего Тагила……………….....5

2.1. Входо-Иерусалимский собор……………………….5

2.2. Выйско – Никольская церковь……………………..12

2.3. Церковь Александра Невского…………………….14

2.4. Из истории Свято -Троицкой церкви……………...17

2.5. Мужской монастырь во имя иконы

Казанской Божьей Матери…………………………23



    1. Введенская церковь………………………………...25

    2. Скорбященский монастырь………………………..27

    3. Храм во имя святого благоверного

Великого князя Дмитрия Донского……………….30

    1. Храм во имя святого Сергия Радонежского……..31

    2. Церкви,часовни и молитвенные

дома в старом Тагиле………………………………32

3. Заключение………………………………………….33

4. Примечания…………………………………………34


  1. Литература………………………………………….35



  1. Введение.

Русская православная церковь пережила тяжёлые времена. Сегодня, когда церковь переживает новое рождение, мы все становимся соучастниками этого события. Возрождением русской духовной культуры окажет благоприятное воздействие на каждого человека. Тысячу лет Русская Православная церковь была надёжной опорой для многих поколений наших соотечественников, драгоценным кладезем, из которого они черпали живую воду истинной веры и подлинной духовности, и в нынешнее сложное время она не остается в стороне от жизни народа.

Невозможно себе представить старый город без нарядного убранства церковной архитектуры. Церкви были маяками духа и веры, центрами утешения, помощи и знания. На Руси издревле существовала трепетное отношение к церковным святыням. И, конечно, они предавали особое очарование архитектурному облику города. Глядя на панораму Тагила до событий 1917 года, можно видеть удивительное разнообразие стилей церковной архитектуры.

Тагильскими церквями восхищались путешественники, писатели, учёные. О них писали в своих путевых заметках и дневниках, мемуарах, путеводителях.

В Нижнем Тагиле до революции было восемь православных храмов. Соборы: Входо-Иерусалимский, Кресто-Воздвиженский и Казанской Божьей Матери; церкви: Александра Невского, Свято-Троицкая, Введенская, Всех Скорбящих Радосте, Никольская. Ко второй половине XX века от некоторых остались лишь развалины, небольшая часть поддается реставрации. К сожалению, большинство лучших образцов дореволюционного церковного зодчества безвозвратно утеряно. Возращение к жизни исторических объектов - процесс непростой и нелёгкий. Предстоит нам всем ещё большая работа.

Говорят, душа человека до тех пор посещает места, где она творила добрые дела, пока хоть один человек помнит о них. Может и Господь не оставит нас Своей милостью, если мы хотя бы в памяти своей сохраним всё то, что было создано руками и силой вдохновения наших предков, наших дедов и отцов на украшение и воспевание жизни духовной.


Два чувства давно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека

И всё величие его. А.С. Пушкин.


Наше исследование написано на тему «Храмы Нижнего Тагила».

Цель данной работы:

Знакомство с памятниками русской православной культуры города Нижнего Тагила.

Задачи:

1. Изучить историю храмов города.



2. Выявить особенности храмового строительства.

3. Определить роль храма в духовно-нравственной жизни тагильчан.

Предмет исследования:

Становление и развитие православной культуры на примере храмов Нижнего Тагила.

Объект исследования:

Храмы Нижнего Тагила.

Гипотеза:

Если мы изучим историю храмов нашего города, то это будет способствовать лучшему восприятию Русской Православной культуры и истории России.




  1. История церквей Нижнего Тагил

2.1. Входо-Иерусалимский собор.222

Вас не касаются запахи тленные,

Этот октябрьский отчаянный пир.

Белые Церкви-Твердыни Вселенныя

Не устоите - развалится мир.
Входо-Иерусалимский собор построен в 1764—1777 годах. Собор был крестово-купольный, трехнефный... Приход его - почти ровесник самому заводу. Первоначальный храм этого прихода был деревянный, построенный в 1750 году и освященный в честь Введения во храм Богородицы.

«Строился Входо-Иерусалимский храм на средства Никиты Акинфиевича Демидова, который, как известно, родился на берегу Чусовой, - крест на месте его рождения сохранился до сих пор, привлекая внимание проплывающих туристов. В 1764 году во исполнение воли покойного А. Н. Демидова, его сын Никита Акинфиевич повелел возвести каменную церковь, которая получила название Входо-Иерусалимской. Известно, что Входо-Иерусалимский собор был «прочно и порядочно» возведён опытными в храмовом строительстве ярославскими мастерами. Архитектура церкви характерна для XVIII века - на гладких крашеных стенах красиво

выделялся белый декор: пилястры, сандрики, тяги, наличники. Собор крестово-купольный, трехнефный. Над среднокрестием возвышался главным купол на высоком барабане. Он был оформлен четырьмя люкарнами овальной формы и завершался небольшой главкой с крестом. Вытянутый конец центрального нефа заканчивался четырехгранной колокольней высотой в 51 метр, имевшей три яруса. Два нижних яруса были прорезаны арочными окнами и завершались чугунным решеткой-парапетом. Третий ярус, меньший по объему, имел восьмигранную форму. Колокольня венчалась шпилем с крестом. Под шпилем колокольни были устроены часы с боем четвертей в четыре колокола. Основной объем собора имел гладкие стены, оформленные белыми пилястрами и окнами с белыми наличниками. Окружала храм ограда из кирпичных столбиков и декоративной решетки, в орнамент которой был включен повторяющийся вензель "НД". Никита Акинфиевич строго контролировал ход строительства, вникал вовсе детали, был строг, ноне мелочен. Расчетлив, но не скуп. Сохранилось предание, что когда в 1771 году ему был представлен отчет о средствах, израсходованных на устройство и украшение храма, он, "взяв оный в правую руку и не просмотрев, немедленно бросил оный в топившуюся печь, сказав при этом изумленным подателям отчета достопамятные слова: "Что отдано Богу, то все Его, христиане же должны благотворить так, чтобы не знала об этом и левая их рука". Построенный в 1764-77 годах каменный храм был освящен в честь Входа Господня в Иерусалим, а прежний деревянный был перенесен на кладбище, расположенное на территории, прилегающей к нынешнему зданию горного техникума. Впоследствии, в 1835 году, здесь была построена каменная Введенская церковь.»1

Она была главной церковью Нижнего Тагила, стояла в центре заводского поселка и была его украшением. Самое святое место в храме - это престол. И самое святое место занимает железная руда, возвеличивая Демидовых. Именно над ней возвышалась церковь! Демидовы жертвовали на собор много и щедро, заботясь о великолепии храмов в своих владениях. В этом же главном храме Тагила были святые богослужебные принадлежности из чистого золота высокой пробы и художественной заграничной работы с чеканными надписями: «из первонайденного золота». «Речь идет о нашем, тагильском, золоте, добывать которое начали в 1822 году при Николае Никитиче Демидове - правнуке основателя династии. Наследники Никиты Акинфиевича также не обходили вниманием собор. Потир, дискос, звезда, напрестольный крест и ложечка для причастия "из первонайденного в Сибири чистого золота высокой пробы и художественной заграничной работы, украшенные драгоценными камнями" были подарены в 1826 году Николаем Никитичем.

Общий вес этих вещей составлял 7 фунтов (около 3 кг), а стоили они тогда 45 тыс. рублей. Принадлежал храму и "Огромного размера серебряный крест с финифтевыми изображениями Спасителя, Божьей Матери и Иоанна Богослова и надписью: "Сей крест похищен был врагами должно предполагать в Москве во время нашествия в 1812 году и куплен в Париже
1 Тагильский краевед. Альманах. - Нижний Тагил, 1992. стр. 8-9

тайным советником Николаем Демидовым в марте месяце 1815 года". Икона святого Андрея Критского, в сребропозлащенной ризе, была пожертвована в 1858 году Анатолием Демидовым в память о заводоуправителе Андрее Николаевиче Карамзине (сыне историка), погибшем в 1854 году на русско-турецкой войне. Доброхотов упоминает также об иконе Иверской Божьей Матери стоимостью в 3 тыс. рублей, о привезенной из Италии картине "Кающаяся Магдалина", о копиях с работ знаменитого художника Корреджо.»

Входа - Иерусалимская церковь была построена в византийском стиле, в виде креста. Главный храм был освящён в 1776 году, а его приделы несколько раньше - в 2733 -ми 1771- м соответственно. В журнале « Пермские епархиальные ведомости» за 1871 год опубликована статья о праздновании столетия Никитинского придела и речь настоятеля: « До освящения храма сего, богослужения совершались в существовавшей в здешнем Нижнетагильском заводе немного пониже настоящего храма к реке Тагил небольшой деревянной церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая по большому населению завода сделалась тесной и непоместительной, и вот по мысли заводовладельца Н.А. Демидова избирается другая местность повыше, выравнивается и на ней закладывается новая каменная, трёхпрестольная церковь».

А вот как описывает в 1770 году путешествующий по России учёный профессор Паллас местоположение и устройство нижнетагильской церкви: «На бугре, коего каменная верхушка выровнена, сооружена нововоздвигнутая каменная церковь с пребогатым куполом и высокою колокольнею, в коей не только надлежащее количество колоколов, но и колокольную игру заводят. Покрыта железом, украшена великолепно и снабжена богатой утварью. Замечательны престолы, в обоих алтарях находящихся, сделанные из ужасных кубических магнитов, один пяти четвертей вышины, три с половиной длины и несколько меньше ширины, а другой семи вышины, пяти толщины во все стороны и густо покрыты ярью. Церковь сия начата ещё в1764 году. И покудова ея надлежаще не украсили, отправляется богослужение в маленькой деревянной церкви ". Доброхотов дает следующую характеристику собору: "Расположена (церковь)-в самом центре завода, на Александровской улице, почти напротив главной заводской конторы. Храм сооружен в византийском стиле в виде креста, с тремя маковицами и с крестами наверху. В церкви богатая утварь. Из церковных предметов наиболее значительны: сосуды из чистого золота 96 пробы, украшенные бриллиантами и другими драгоценными камнями- дар Никиты Акинфиевича; престолы из магнитного железняка; дарохранительница из чистейшего малахита; евангелие 1759 года - дар Никиты Акинфиевича. Крышки переплета обложены серебром, весом белее двух пудов; икона


2.Тагильский краевед. Альманах. - Нижний Тагил, 1992. стр. 15-16
Иверской Божьей Матери ценой в три тысячи рублей Картина "Кающаяся Магдалена" вывезена из Италии, есть копии с работ знаменитого художника Корреджо".

В мае 1912 года Входа - Иерусалимская церковь получает статус собора.


После же Октябрьской революции, словно в насмешку над верующими, в нём находился ... музей атеизма, а в 1936 году, в сталинскую эпоху, храм был разрушен. Сейчас на его месте стоит здание торгово-экономического колледжа (техникума), построенного в 1969 году. И сегодня о красивейшем некогда храме Тагила напоминает лишь деревянный крест, установленный в
память о нём.... После революции собор, как и другие церкви Тагила, испытывал постоянные притеснения со стороны органов власти, издевательства подстрекаемой властью молодежи - наших доморощенных хунвейбинов. А 15 февраля 1930 года президиум горсовета решил: «Учитывая массовые требования трудящихся города, закрытия Входо-Иерусалимского собора,., обоснованные на необходимости использования этих зданий под учебные мастерские по поднятию и выковыванию квалифицированной рабочей силы, занятой на строительстве как города, так и фабрик и заводов, в каковых в связи с постройкой ряда новых заводов и социалистического города будет весьма огромный недостаток,., требования трудящихся о закрытии Входо-Иерусалимского собора удовлетворить". Прений протокол не зафиксировал. Однако превращения храма в мастерскую - кузницу кадров не произошло. Да об этом вряд ли кто думал всерьез.

«В марте 1930 года собор покинул протоиерей, оставив записку: «В виду моего отъезда я хочу сказать, где и какие имеются вещи и ключи. В Алтаре направо железный шкаф, в нем на второй полке есть большой ключ от несгораемого ящика, где хранится золотой на малахите крест и крест большого размера с камнями и другие серебряные сосуды, а также в алтаре осталась моя камилавка, которую прошу отдать сторожу Филиппу...». Уникальные вещи так не передаются. Значит, их уже не было. А полгода спустя, 30 августа 1930 года газета "Тагильский рабочий" писала: «КУЛЬТУРА ПОБЕЖДАЕТ». В газете "Тагильский рабочий" от 30 августа 1930 года читаем: «Осуществились наказы, которые давались трудящимися Тагила горсовету; Входо-Иерусалимский собор, 160 лет служивший орудием религиозного дурмана, превратился в культурное учреждение. В день празднования освобождения Урала от Колчака в нем открыт художественный отдел музея и выставка работ художников и фотографов Тагильского округа. Осуществились наказы, которые давались трудящимися Тагила горсовету: Входо-Иерусалимский собор, 160 лет служивший орудием религиозного дурмана, превратился в культурное учреждение. В день празднования освобождения Урала от Колчака в нем открыт художественный отдел музея и выставка работ художников и фотографов «Тагильского округа»3. Сумрачные стены собора ожили. "Святые" и "ангелы" не глядят больше со стен отрешенным взором. Оставлены лишь те из них, которые используются как антирелигиозный материал. Так красуется в своем киоте мужеубийца, известная своей распутностью Екатерина II, которую неизвестный художник XVIII века изобразил в виде святой. И много старушек, вероятно, разбивали себе лбы в усердных поклонах перед "святой великомученицей Екатериной". Оставшаяся часть убранства собора, которая впоследствии используется для антирелигиозного музея, отделена лишь плетением разноцветных лент..." В советское время, 15 марта 1930 года, президиум городского Совета принял решение: "...требование трудящихся Тагила о закрытии Входо-Иерусалимского собора удовлетворить". Церковь закрыли, передав ее помещение "в распоряжение музея по антирелигиозной пропаганде". Летом того же года здесь устроена выставка работ художников и фотографов Тагильского округа. Спустя несколько месяцев собор был взорван.»4

Однако сохранившиеся фотоснимки 1929 года позволят нам побывать внутри собора, которого нет. Убранство Входо-Иерусалимского собора отличалось особой пышностью, свойственными стилю барокко аффектацией, динамичностью и стремлением к величию, текучестью сложных криволинейных форм. Высота центрального иконостаса алтаря более десяти метров. В центре - решетчатые царские врата высотой около четырех метров, в верхней части которых в золотистом сиянии лучей икона "Троица" (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух святой в виде голубя). В средней части - икона "Благовещение". Иконы эти разделялись пополам при раскрытии врат (они открывались внутрь алтаря), а при закрывании вновь соединялись в одно целое и приближались к стоящему перед алтарем посетителю, что производило особый зрительный эффект. Икону "Благовещение Богородицы" окружают четыре иконы евангелистов в резных рамах одинакового рисунка. Весь иконостас украшен великолепной резьбой. Словно волны валами накатывают на молящихся; и в застывшей пене они видят прекрасные картины знакомых евангельских сюжетов. Слева от врат -изображение Богоматери, справа - Христе. Перед ними свисают многочашные лампады. На боковых вратах алтаря - изображения архидьяконов-великомучеников, тех, которые одними из первых пострадали за приверженность учению Христа. Над царскими вратами - традиционная "Тайная вечеря". Драма последней встречи Христа с учениками перед казнью вдохновляла творчество многих художников. Над "Тайной вечерей" - икона "Господь Вседержитель (в центре Христос, восседающий на троне. Слева от него - Богоматерь, справа - Иоанн Креститель).

3 Статья «Из истории церквей Тагильского уезда» г. «8 лотос», 1993, 23 июля, № ЗО.стр. 2
4 Статья «Изъятия» газета «Тагильский рабочий», 1993,16 декабря

Самая верхняя над вратами икона - "Свет Предвечный", или "Венчание Богородицы". На ней изображены парящие в облака" фигуры Марии - в центре и коронующих ее Иисуса Христа и Бога Саваофа. Православная традиция требует определенных деталей, присущих каждому портрету. Апостолов можно распознать по надписям или физиогномическим признакам (наличие или отсутствие бороды, ее форма, высокий лоб Павла и Иоанна и т. п.), по тем предметам, которые они держат в руках (райские ключи у Петра, свитки посланий у Иуды, Иакова и Иоанна, кодекс у Матфея и т. д.). Наконец, апостолы могут иметь в качестве атрибутов орудия своих мученических "страстей" (пыток): Петр, Филипп, Симон, Фаддей - кресты; Андрей - крест особой формы в виде буквы "X"; Павел, Иаков Зеведеев, Матфей - мечи; Варфоломей - нож мясника; Иаков Алфеев - палицу; Фома – копье, Иоанн - чашу, из которой выползает змейка, символизирующая яд.

Апостол Андрей назван церковью Первозванным, потому что прежде всех других апостолов стал последователем и учеником Христа. По преданию, он проповедовал христианство в странах около Черного моря и Дуная, вверх по Днепру отправился к горам, на которых расположен ныне Киев и на одной из них водрузил крест. В 1744 году императрица Елизавета на этом холме заложила храм (архитектор Растрелли). Главная его святыня - часть мощей Андрея Первозванного, привезенная из Греции в 1859 году русским паломником Андреем Муравьевым. От гор киевских Андрей Первозванный прошел по России, достиг мест, где ныне Новгород, затем вернулся в Грецию. Там был схвачен правителем города Патр и распят после пыток на кресте. Его не прибивали к Х-образному кресту, а привязали веревками, чтобы продлить муки. Андрей Первозванный был, пожалуй, самым почитаемым в России апостолом. В 1699 году Петр Первый учредил орден Андрея Первозванного - высшую государственную и военную награду России. В том же году он учредил Андреевский флаг - кормовой флаг русского Военно-Морского Флота (с диагональным крестом - так называемым крестом Андрея Первозванного).

Не меньшей пышностью отличались боковые алтари Входо-Иерусалимского собора. Каждая вещица изготовлена тщательно, с любовью, и потому имеет свой определенный характер и далека от современных, механических, бездушных изделий. Глядя на устремляющиеся вверх, к свету, великолепно украшенные стены собора, поневоле приходишь к мысли -пожалуй, много километров надо проехать от Тагила, чтобы увидеть подобную красоту. Снова и снова думаешь, как же получилось, что вся она уничтожена. И не фашистскими бомбами, как дворцы и храмы Ленинграда, Киева, Новгорода, десятков других городов, а разрушена нашими собственными руками. В самом старом тагильском храме, где предки наши пролили немало слез и в дни радости, и в дни печали, на самом почитаемом месте - у алтаря - задом к нему стоит взрослый человек, которому и в голову

не приходит обнажить голову.

А ведь здесь стояла купель, в которой при крещении получили имя и он сам, и его отец, и дед, и прадед. Здесь венчали его мать. Здесь ее отпевали перед тем, как увезти на кладбище... "Великий перелом"... Церкви были осмеяны, изгажены и разрушены. И стало жить лучше, легче, веселее.

«Иван Трофимович Коверда выполнил фоторепродукцию Входо-Иерусалимского собора, который был построен во второй половине XVIII века. Церковь находилась на главной магистрали старого Тагила — улице Александровской, на том месте, где сейчас техникум советской торговли". Посетив Тагил в 1770 году, П.С. Паллас писал об этом храме: "Церковь с пребогатым куполом и высокою башнею, которая покрыта железом, украшена великолепно и снабжена богатою утварью".. В конце 20-х годов (нашего века) церковь была закрыта. В ней был устроен филиал краеведческого музея»



2.2. Выйско-Никольская церковь.
Стало ложью и злой химерою То, былое ещё вчера

Предков наших святою верою

В неизбывность любви,

Добра...


В. Чугунов

До революции в Нижнем Тагиле было восемь православных храмов оригинальной архитектуры и неповторимой красоты. Почти все они строились на средства первых основателей отечественной горнорудной промышленности заводчиков Демидовых. Три из них - Выйско-Никольская церковь, являвшаяся их родовой усыпальницей, Введенская (во имя введения Пресвятой Богородицы во храм), которая была расположена напротив нынешнего училища искусств, и Входо-Иерусалимская (на месте нынешнего торгово-экономического колледжа) - сегодня безвозвратно утрачены.Не существует на тагильской земле даже могилы потомков Демидовых, так как при разрушении семейного склепа мраморные гробницы были уничтожены. Одним из самых замечательных храмов в районе старой Выи была церковь во имя святых Николая, Павла и Анатолия (Выйско-Никольская), заложенная в 1835 году и освященная десять лет спустя. Замысел строительства в этом районе большого храма -усыпальницы принадлежит братьям Павлу и Анатолию Демидовым, для увековечения памяти их отца Николая Никитича. Сначала разработку проекта поручили ученику К.А. Тона, молодому талантливому архитектору А.Х. Криху. Но после его безвременной кончины К.А. Тон, который был создателем нового русско-византийского стиля в искусстве, значительно доработал проект. «Церковь отличалась значительной прочностью. Стены её в нижних частях были обложены огромными чугунными плитами. Крыша была местами покрыта кованой красной медью. Церковь была стройна, имела красивые пропорции. Центральный купол завершался маленькой главкой и покоился на высоком барабане с арочными окнами, отделанными пилястрами. По четырем углам церкви - башенки с небольшими куполами и главками, арочными проемами. Фасад церкви делился пилястрами на пять частей, каждая из которых завершалась лучковым фронтоном. На центральном фронтоне – декоративная скульптурная композиция, в виде расходящихся лучей. Церковь была окружена металлической ажурной оградой.»5


5 В Нижнем Тагиле восстановят храм - усыпальницу известных уральских промышленников Демидовых (Дана история Выйско - Никольской церкви), Православная газета, 2003, № 14, апрель, стр. 2

0_85610_dd25f4b5_xl

Внутри церкви - обилие света, прекрасный резонанс, пол чугунный, колонны раскрашены под мрамор, на стенах живопись, в куполе - Бог Саваоф, копия картины Крамского из храма Христа Спасителя в Москве. Из церковной утвари интересна замечательная дарохранительница, высеченная из цельного куска малахита весом до семи пудов. В подвальной части церкви была усыпальница Демидовых. В склепе под роскошными надгробьями, часть из которых была выполнена ведущими скульпторами Италии и Франции, а часть копировала царские надгробья Петропавловской крепости, покоились пять представителей рода Демидовых.

Самый красивый и оригинальный памятник был сооружен на могиле Павла Демидова. Это большое мраморное распятье французского скульптора Прадье, единственная скульптура этого мастера в России. После закрытия храма во времена советской власти мраморный крест перенесен в краеведческий музей, где находится и по сей день.

Окончательно церковь разрушена в 1963 году, когда было принято решение о строительстве на этом месте дворца культуры «Юбилейный».

Однако, даже через много лет после разрушения, память об этом выдающемся творении зодчества не удалось окончательно истребить. В 1997 году, когда отмечалось 275-летие города на бывшей церковной площади

перед ДК «Юбилейный» был установлен памятный крест.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал