Галина Лопушняк



Скачать 259,14 Kb.
Дата30.11.2017
Размер259,14 Kb.
Галина Лопушняк

д.э.н., профессор, профессор кафедры управления персоналом ГВУЗ «Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана»



Кристина Рибчанская

аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита Львовского национального аграрного университета


Проблемы развития высшего образования в Украине
Осуществлен анализ функционирования высшего образования в Украине. Проведен расчет затрат на обучение одного студента в разрезе источников финансирования и выявлены значительные различия в размере указанных расходов. Осуществлен обзор основных законодательных нововведений для сферы высшего образования и обосновано их влияние на развитие высших учебных заведений. Определены основные проблемы функционирования данной отрасли. Акцентировано внимание на проблемных аспектах формирования заработной платы научно-педагогических работников. Предложен ряд первоочередных мер, которые помогут решить существующие проблемы, а также будут способствовать развитию высшего образования Украины и повышении ее имиджа на международной арене.

Ключевые слова: высшее образование, высшие учебные заведения, образовательные услуги, развитие, финансирование, качество образовательных услуг.
Galyna Lopushnyak

Doctor оf science in Economics, professor,

Professor of the Department Human Resources Management and Labour of the Kyiv National Economic University named after Vadym Hetman



Christina Rybchanska

Post-graduate the Department of Accounting and Auditing the Lviv National Agrarian University


Problems of development of higher education are in Ukraine
The analysis of functioning of higher education is carried out in Ukraine. The calculation of charges is conducted on the studies of one student in the cut of sourcings and considerable divergences are educed in size of the marked charges. There view of basic legislative innovations is carried out for the sphere of higher education and their influence is reasonable on development of higher educational establishments. The basic problems of functioning of the marked industry are certain. Attention is accented on the problem aspects of forming of salary of scientifically-pedagogical workers. The row of primary measures that will help to work out existent problems offers, and also  will assist development of higher education of Ukraine and increase of her image in the international arena.

Keywords: higher education, higher educational establishments, educational services, development,financing, quality of educational services.
Выполняя важный социальный заказ общества - формирование личности, высшее образование является одним из важнейших факторов экономического и социального развития государства. Поэтому оно должно базироваться на мировом опыте и быть способно обеспечить стране воспроизводство и развитие ее интеллектуального потенциала. Это возможно лишь при условии признания его как минимум равноправной, а лучше приоритетной сферой.

За годы независимости в Украине определены новые приоритеты развития высшего образования, создана соответствующая правовая база, начато практическое реформирование отрасли, которое не всегда дает ожидаемые результаты и часто не учитывает многих рисков, в конечном итоге может привести к социально-психологическому напряжению в обществе и проявлению гражданского неповиновения. Именно поэтому любые реформы в сфере высшего образования должны быть взвешенными и обоснованными не только с экономической точки зрения, но и с моральной и основываться на принципе верховенства права. Всё это и актуализирует проблематику исследования.

Следует отметить что проблемами функционирования образования в Украине занимаются ученые научных учреждений Национальной академии наук Украины, Академии педагогических наук, отраслевых институтов и высших учебных заведений, среди которых В. Андрущенко, Т. Боголиб, А. Величко, Г. Дмитриченко, Г. Евтушенко, А. Колот, Т. Костышина, В. Куценко, В Луговой, В. Новиков, В. Яблонский и другие.

Несмотря на значительное внимание ученых к отдельным аспектам деятельности высших учебных заведений, следует заметить, что недостаточно исследованы остаются вопросы государственного регулирования высшего образования, проблемы сочетания системы образования с потребностями экономики страны, а также оплаты труда преподавателей и научных сотрудников, их социальной защиты.

Стоит отметить, что государство в своем арсенале имеет ряд инструментов, которые используются для регулирования той или иной сферы. Основными из них являются нормативно-правовые акты. Именно через законодательную базу государство регулирует деятельность и в сфере высшего образования.

По состоянию на 1 января 2015 года в Украине насчитывалось 6641 высших учебных заведений, из которых 520 – в государственной или коммунальной собственности. Тоесть функционирование большинства высших учебных заведений Украины зависит от бюджетного финансирования.

Общие расходы на высшее образование в Украине в 2007 году составили 23,2 млрд., В 2008 году - 30,4 млрд., В 2009г. - 33,7 млрд., В 2010г. - 39,2 млрд., В 2011г. - 41,3 млрд., В 2012г. - 43,8 млрд., В 2013 г. - 45,1 млрд. (табл.1.)

Таблица 1



Финансирование расходов высшего образования Украины

в 2007 - 2013 годах

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Высшее образование, всего, млн. грн.

23166,6

30355,8

33672,5

39152,3

41335,6

43840,8

45108,4

В % ко всем расходам на образование

43,39

43,13

43,50

42,99

42,35

39,43

38,9

В % до ВВП

3,2

3,2

3,7

3,6

3,2

3,1

3,1

Расходы сводного бюджета, млн. грн.

13395,9

19287,7

21696,8

25880,7

27569,5

30469,7

31153,2

В % ко всем расходов высшего образования

57,8

63,5

64,4

66,1

66,7

69,5

69,1

  • Составлено автором на основании источников [2-6]

По сравнению с показателями национальной экономики в 2007 и 2008 годах Украина потратила по 3,2% валового внутреннего продукта (ВВП) на образование, в 2009г. - 3,7%, в 2010г. - 3,6%, в 2011 - 3,2%, в 2012 и 2013 годах этот показатель составлял по 3,1% (государственные и частные расходы вместе с учетом официальных и неофициальных прямых платежей населения). Общие расходы на образование в 2013 составляли 7,6% ВВП, а доля расходов государственного сектора - 6,4% ВВП, что соответствует уровню развитых стран. В частности, расходы на образование в процентах к ВВП в 2011 - 2013 гг. в среднем составляли: в Дании - 8,0%, Норвегии - 6,37%, США - 7,34%, Чехии - 4,61%, Словакии - 3,79%. Однако объем ВВП на душу населения составляет: в Дании 42300 евро, Норвегии - 63800, Чехии - 13100, Словакии - 12100, а в Украине - только 3207 евро. А учитывая резкое падение курса гривны в 2014 г. этот показатель еще ниже – 2759 евро. Итак скорректирована сума расходов на финансирование образования в Украине в расчете на одного жителя будет составлять приблизительно 210 евро в год, что существенно отличается от аналогичного показателя в развитых странах (3384 евро в Дании, 5140 – в Норвегии, 653 – в Словакии).

Стоит обратить внимание и на ежегодное уменьшение доли негосударственного финансирования высшего образования, за исключением 2013 (с 42,2% в 2007 году. До 30,5% в 2012г.). В то же время, динамика удельного веса студентов, обучающихся за счет средств физических и юридических лиц имеет обратную тенденцию (рис.1). Таким образом можно предположить, что расходы на одного студента, который учится по государственному заказу выше, чем на студента, который учится за счет юридических или физических лиц.

Исходя из официальной информации, размещенной на сайтах высших учебных заведений Украины, стоимость обучения на условиях договора в украинских высших учебных заведениях для студентов, принятых на дневную форму обучения в 2015 году колебалась в диапазоне 6500 - 30000 грн., А на заочную форму обучения от 3600 грн. до 19000 грн.



Рис. 1. Динамика удельного веса студентов по источникам финансирования,%

• Построено автором на основе [3-6]

Определить фактическую стоимость подготовки одного специалиста по государственному заказу в разрезе форм обучения, к сожалению, невозможно, ввиду отсутствия детализированного учета расходов. Поэтому нами было осуществлено расчеты средней стоимости обучения одного студента в разрезе источников финансирования: средства Сводного бюджету Украины и средства юридических и физических лиц (табл.2).

Таблица 2

Средние расходы на обучение одного студента в высших учебных заведениях Украины в 2008 - 2013 годах, грн



Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Средние расходы на одного студента, который обучался за счёт бюджета

18035,55

20640,44

24746,04

27464,39

30791,19

32954,91

Средние расходы на обучение одного студента за счёт физических и юридических лиц

6531,98

7208,76

9181,73

10526,66

11325,85

13321,70

Средние расходы на обучение одного студента (общий показатель)

10846

12779

15491

17609

19877

21624

  • Составлено и рассчитано авторами на основе [2-6]

Стоит отметить, что средние расходы на одного студента, который учился за средства физических и юридических лиц за шесть лет выросли более чем в два раза (с 6531,98 грн в 2008 г. до 13321,70 грн. в 2013 г.). В то же время, средние затраты на обучение одного студента по государственному заказу за аналогичный период выросли всего на 82,7% (с 18035,55 грн. до 32954,91 грн.).

Таким образом, можем сделать вывод, что несмотря на превышение темпов прироста платы за обучение на условиях контракта над темпами прироста расходов на подготовку специалиста по государственному заказу, стоимость обучения за средства сводного бюджета существенно выше, чем за средства физических или юридических лиц. Частично это можно объяснить тем, что около 30% из числа государственных расходов на подготовку специалистов составляют расходы на выплату стипендий студентам. Однако, при исключении этого элемента затрат средняя стоимость подготовки специалиста по государственному заказу все равно остается намного выше, чем за средства физических и юридических лиц (в 1,7 раза). Указанное свидетельствует о несовершенстве порядка определения стоимости платных образовательных услуг государственными и коммунальными вузами. Концептуальные подходы по усовершенствованию государственного регулирования ценовой политики в сфере высшего образования предложены в статье [1].

Несмотря на указанное, система образования Украины уже сегодня может достаточно гибко реагировать на изменения потребностей общества в тех или иных специалистах. Вопрос в том, что именно эти цели не имеют четких параметров, поскольку в условиях политико-экономического кризиса нет четкости относительно перспектив социально-экономического развития страны. Поэтому и представление о потребностях экономики в квалификационных кадрах различных специальностей приблизительное. На сегодняшний день, они формализуются в контрольных цифрах приема в государственные высшие учебные заведения, на основе которых формируется основная часть деятельности последних. Поэтому если говорить о смене профессиональной структуры подготовки кадров, то в первую очередь, это должно найти отражение в вышеупомянутых цифрах.

Ряд проблем социального характера в сфере высшего образования Украины возникает вследствие сокращения высших учебных заведений. Мы разделяем мнение министра образования о том, что существующее количество вузов (по состоянию на 01.01.2015 г. - 664 высших учебных заведения, из них 277 - III - IV уровней аккредитации [6]) является неоправданной, поскольку не их количество говорит о качестве образования , а желание студентов учиться, умение профессорско-преподавательского состава заинтересовать студентов в обучении, оснащенность этих заведений современными техническими средствами. Кроме того следует отметить, что именно увеличение возможности доступа к услугам высшего образования спровоцировало снижение конкурса в вузах, снизило престижность высшего образования, и, соответственно, качество предоставляемых услуг. Однако, сокращение количества высших учебных заведений, непременно приведет к увеличению безработицы среди преподавателей и к снижению доступности услуг высшего образования для многих выпускников школ. При таких условиях государство должно обеспечить и преподавателям и выпускникам школ соответствующую альтернативу. Для первых - это предложение другой работы или возможность переквалификации для дальнейшего трудоустройства. Для тех, кто не смог или не захотел стать студентом - обучение в профессионально-технических учебных заведениях для получения соответствующего квалификационного уровня, необходимого для продуктивной профессиональной деятельности или возможность трудоустройства без квалификации.

Однако, по нашему глубокому убеждению, все реформы, направленные на повышение качества образования не будут иметь успеха, если не изменятся подходы к формированию оплаты труда профессорско-преподавательского состава, порядка зачисления, перевода и увольнения их с работы, организации учебного процесса.

Анализируя формирования заработной платы научно-педагогических работников (профессора; доцента; старший преподаватель, преподавателя, ассистента и других), в первую очередь, хотим обратить внимание на составляющие заработной платы указанных категорий. Основными являются: должностной оклад, доплата за научную степень, доплата за ученое звание и надбавка за выслугу лет. Неправомерным, на наш взгляд, является установление доплаты за ученое звание или научную степень, поскольку это противоречит сущности самого понятия «доплата». По функциональному назначению доплаты являются самостоятельными элементами заработной платы, предназначенные для компенсации или вознаграждения за существенные отклонения от нормальных условий труда, которые не учтены в тарифных ставках и должностных окладах. Хочется задать вопрос: «Неужели научная степень или ученое звание является отклонением от нормальных условий труда?».

Считаем, что именно размер должностного оклада должен учитывать наличие ученой степени или ученого звания. К сожалению, новая редакция Закона Украины «О высшем образовании» оставила в силе норму, которая предусматривает установление доплат за ученую степень доктора философии и доктора наук в размерах соответственно 15 и 20 процентов должностного оклада, а также за ученое звание доцента и старшего исследователя - 25 процентов должностного оклада, профессора - 33 процента должностного оклада [9]. Заметим, что согласно действующему закону Украины «Об упорядочении условий оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций отрасли физической культуры и спорта» доплата за научную степень доктора наук предполагается в предельном размере 25 процентов должностного оклада, то есть на 5 процентов больше, чем в Законе «О высшем образовании», хотя в последнем указано, что вуз может установить размер доплат побольше, но за счет собственных поступлений. Стоит обратить внимание и на то, что для указанной доплаты установлен предельный размер [8], что означает (и на практике очень часто встречается) возможна установка доплаты за научную степень доктора наук в пределах от 0,1% до 25%. Итак имеем две действующих нормы Законов Украины, которые являются несколько противоречивыми. Решить эту дилемму «помогли» заключительные положения Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год», где указано, что «нормы и положения .... Закона Украины" О высшем образовании "... применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования »[10]. Так что в отдельных высших учебных заведениях будет в дальнейшем продолжена практика установления доплаты за ученое звание или научную степень в размерах, значительно ниже чем предусмотрено профильным законом.

По нашему мнению, для вышеупомянутой категории работников в учебных заведениях государственной формы собственности должна быть установлена шкала должностных окладов, которая учитывала наличие ученой степени и ученого звания, в зависимости от занимаемой должности. При этом для каждой должности следует установить минимальный и максимальный размер, в рамках которого и будет колебаться должностной оклад. Надбавку за выслугу лет целесообразно оставить.

Также целесообразно было бы четко определить критерии, по которым научно-педагогическому работнику продолжался бы контракт или по которым он мог бы быть расторгнут. Безусловно все это можно предусмотреть в контракте. Однако мы считаем, что основные критерии должны быть общими для всех.

Поскольку преподаватели высших учебных заведений являются научно-педагогическими работниками, то кроме учебной работы они должны выполнять и научную. Именно для учета выполнения этой работы предлагаем начислять баллы за участие в конференциях, круглых столах, за научные публикации (статьи, монографии и т.п.). Однако для этого необходимо сначала определить рейтинг научных журналов, в соответствии с которым и будут начисляться баллы. Например, за публикацию в журнале, который входит в первую десятку рейтинга предлагаем начислять 20 баллов. За статьи в журналах, которые в рейтинге находятся на 11 - 20 месте - 10 баллов, на 21 - 30 месте - 5 баллов, на 31 - 50 месте - 2 балла, во всех остальных по 1 баллу. Этот рейтинг должен быть обнародован на сайте Министерства образования и науки Украины. За написание монографии (единоличной) предлагаем начислять 40 баллов. Если в сосавторстве - в зависимости от вклада автора. При этом, если работник работает в двух учебных заведениях, публикации стоит разграничивать. Баллы для преподавателя в соответствующем учебном заведении начисляются только при условии, что статья представлена ​​им как работником именно этого университета, академии, института, колледжа. Это позволит избежать дублирования при зачислении к научным достижениям высших учебных заведений научных публикаций тех работников, которые имеют не одно место работы. В то же время это повлияет на объективность оценки научной деятельности всех высших учебных заведений. Норматив количества баллов, необходимых для продолжения контракта на той или иной должности устанавливается каждым высшим учебным заведением индивидуально. За его перевыполнение работник получает дополнительное вознаграждение в виде премии.

Все это требует соответствующего финансирования и поэтому актуализирует проблему нехватки средств и эффективного их использования. Сейчас средства в учреждениях образования поступают преимущественно из Государственного бюджета, частично из местных бюджетов, от предприятий, негосударственных организаций (спонсоров), а также от населения. К сожалению, практически отсутствует такой источник финансирования как кредиты, целевые пособия и др.

Что касается кредитования высшего образования в Украине, то единственным доступным кредитным вариантом сегодня является система государственных льготных кредитов (3% годовых), предоставляемых для получения высшего образования по дневной, вечерней и заочной форме обучения в высших учебных заведениях независимо от формы собственности. Сумма данного кредита возвращается в течение 15 лет, начиная с 12-го месяца после окончания обучения в высшем учебном заведении в Государственный бюджет Украины, бюджета Автономной Республики Крым и других местных бюджетов с выплатой ежегодно одной пятнадцатой части общей суммы полученного кредита и процентов за пользование ним [7]. Однако в последние годы государство практически не финансирует программу льготного кредитования на получение высшего образования. Так, в 2011 г из запланированых 2,9 млн. грн, а в 2013 г. 5 млн. грн. не было выделено ни копейки. В 2012 г., в 2014 – 2015 гг. на выше указанную программу деньги даже не планировались. В то же время, опыт зарубежных стран убеждает, что принцип кредитования населения с целью получения высшего образования успешно реализуется, а в некоторых из них, например во Франции, эта система получила заметное развитие. В Великобритании и Швеции кредиты на образование имеют спрос у населения. Поэтому изучение такой практики может быть полезным.

В условиях ограниченного бюджетного финансирования и увеличения стоимости коммунальных и других услуг, предоставляемых высшим учебным заведениям важным моментом является законодательное нововведение, согласно которому у них2 появляется возможность зачисления собственных поступлений на текущие и / или вкладные (депозитные) счета учреждений государственных банков. Указанные изменения внесены и в Бюджетный кодекс Украины, что действительно дает право вузам более свободно распоряжаться собственным поступлениям при условии утверждения соответствующего порядка Кабинетом Министров Украины. К сожалению, указанный порядок пока не утвержден. Итак, собственные поступления высших учебных заведений и в дальнейшем будут оставаться на казначейских счетах, а финансовая автономия - на бумаге.

Возвращаясь к качеству образовательных услуг, хотим обратить внимание на международный рейтинг Украины по количественным и качественным показателям высшего образования (табл. 3).

Таблица 3

Динамика международного рейтинга Украины по количественным и качественным показателям высшего образования (как составляющих Глобального индекса конкурентоспособности)



Показатели

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Состояние высшего и профессионального образования в целом

46

51

47

43

40

Качество образования по менеджменту бизнеса

108

116

117

115

88

Качество высшего математи-ческого и естественнонауч-ного образования

42

36

34

28

30

Охват высшим образованием

8

7

10

10

13

Количество стран, охваченных исследованием

139

142

144

148

144

• Составлено и рассчитано авторами на основе [11]
Как видно из таблицы 3 по количественному показателю охвата высшим образованием Украина находится в числе первых 15 стран мира, однако по качеству показатели существенно хуже. Но по результатам исследования 2014 - 2015 гг. количественный показатель ухудшился, а качественные – улучшились. В частности, по показателю состояния высшего и профессионального образования в целом Украина за последний год поднялась на 3 позиции, а по показателю качества образования по менеджменту - на 27 позиций, что свидетельствует об эффективности внедряемых реформ.

Важной проблемой практически во всех высших учебных заведениях Украины является отсутствие возможности свободного передвижения для людей с ограниченными возможностями (отсутствие пандусов, поручней, технического и информационного оснащения, специализированной библиотеки).

Для оперативного выявления проблем и повышения качества образовательных услуг высшие учебные заведения обязаны проводить внутренний мониторинг. Кроме них контролировать качество предоставления образовательных услуг будет Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. Среди его основных функций: формирование требований к системе обеспечения качества высшего образования, разработка положения об аккредитации образовательных программ; анализ качества образовательной деятельности высших учебных заведений; проведение лицензионных экспертиз, подготовка экспертного заключения о возможности выдачи лицензии на осуществление образовательной деятельности; формирование критериев оценки качества образовательной деятельности, в том числе научных достижений, высших учебных заведений Украины, по которым могут определяться рейтинги высших учебных заведений Украины и другие.

Считаем, что для повышения качества научных исследований и подготовки научно-педагогических кадров, в структуре вышеупомянутого агентства должен быть создан отдел по проверке научных и учебно-методических изданий на предмет наличия или отсутствия в них плагиата. Сегодня ответственность за обнаружения плагиата в диссертационных работах кроме автора, несут: его научный руководитель или консультант, официальные оппоненты, председатель диссертационного совета и эксперты, которые готовили экспертный вывод, что по нашему мнению, является не всегда правильным. У них нет доступа к полной базе научных и других изданий, чтобы проверить представленную к защите работу на плагиат.

Осуществление проверки на плагиат можно проводить на платной основе за счет как самого соискателя так и учебного заведения, в специализированном совете которого будет происходить защита диссертации. Эта продедура должна быть добровольной, то есть если специализированный совет по защите диссертаций выносит решение о принятии диссертации к защите без справки Национального агентства по качеству об отсутствии плагиата, то ответственность за эту работу будут нести председатель совета и эксперты. В противном случае - ответственность за выявление плагиата должна лежать на ответственных работниках вышеупомянутого агентва. Автор работы безусловно несет ответственность за кражу интеллектуальной собственности в любом случае. Такой подход поможет существенно уменьшить коррупцию при защите диссертационных работ.

Исходя из выше сказанного, считаем необходимым разработать комплекс первоочередных мер, которые не только помогут решить возникшие проблемы, но и будут способствовать развитию высшего образования и повышению ее уровня на международной арене. К ним, по нашему мнению, следует отнести:



  1. разработку новой методики расчета потребности подготовки специалистов соответствующего профиля по государственному заказу на основе создания публичной базы данных по спросу и оплаты труда по разным квалификациям и прогноза высвобождения или создание новых рабочих мест в учреждениях и оргизациях государственного сектора экономики или на предприятиях, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Украины;

  2. упорядочение процедуры трудоустройства выпускников вузов, обучавшихся по государственному заказу через осуществление мониторинга вакантных должностей в государственном секторе экономики и на предприятиях, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Украины и выдачу направлений сначала на прохождение преддипломной практики студентов, а после окончания вуза - на работу. Применить социологические методы отслеживания трудоустройства выпускников для налаживания сотрудничества между вузами и выпусниками;

  3. упорядочение системы формирования заработной платы профессорско-преподавательского состава, учитывая наличие ученой степени или ученого звания в размере должностного оклада;

  4. отменение положения, предусматривающего разработку Кабинетом Министров Украины порядке размещения собственных поступлений вузов на текущих и / или вкладных (депозитных) счетах учреждений государственных банков, что позволит действительно расширить финансовую автономию государственных и коммунальных высших учебных заведений;

  5. приведение зданий, сооружений и помещений высших учебных заведений в соответствие с требованиями доступности для лиц с особыми потребностями, а в случае невозможности – разработать программы индивидуального обучения для таких лиц;

  6. усовершенствование порядка определения стоимости предоставления платных образовательных услуг государственными учебными заведениями через упрощение самого расчета и предоставления возможности применения корректирующего коэффициента на престижные или неспрестижни специальности в пределах уменьшение или увеличение доли расходов развития вуза;

  7. разработка порядка учета научной нагрузки для профессорско-преподавательского состава, используя рейтингования научной периодики и бальный метод оценки публикаций;

  8. усиление общественного контроля за использованием ресурсов и качеством предоставления услуг через обязательное обнародования информации об использовании средств вузов, в том числе и собственных поступлений в разрезе полной экономической классификации расходов и выполнения паспорта бюджетной программы на своих сайтах. Ввести персональную ответственность руководителей высших учебных заведений за невыполнение этого требования в виде административного взыскания (для первого раза) и освобождения от занимаемой должности в случае нарушения этого требования во второй раз;

  9. разработка действенные программы льготного кредитования населения для получения высшего образования и осуществлять систематический мониторинг их выполнения.

Считаем, что реализация предложенного комплекса первоочередных мероприятий будет способствовать развитию высшего образования и повышению ее имиджа на международной арене.
Литература

  1. Лопушняк Г. Державне регулювання цін на освітні послуги у сфері вищої освіти / Г. Лопушняк, Х. Рибчанська // Науковий вісник Полтавського університету економіки і торгівлі. – Полтава : ПУЕТ, 2014. – № 3 (65). – С. 201 – 208

  2. Національні рахунки освіти України у 2013 році: Статистичний бюлетень. – К.: Державна служба статистики України, 2015. – 81 с.

  3. Основні показники діяльності вищих навчальних закладів України на початок 2010/11 навчального року: Статистичний бюлетень. – К.: Державна служба статистики України, 2011. – 207 с.

  4. Основні показники діяльності вищих навчальних закладів України на початок 2011/12 навчального року: Статистичний бюлетень. – К.: Державна служба статистики України, 2012. – 219 с.

  5. Основні показники діяльності вищих навчальних закладів України на початок 2012/13 навчального року: Статистичний бюлетень. – К.: Державна служба статистики України, 2013. – 188 с.

  6. Основні показники діяльності вищих навчальних закладів України на початок 2014/15 навчального року: Статистичний бюлетень. – К.: Державна служба статистики України, 2015. – 169 с.

  7. Про затвердження Порядку надання цільових пільгових державних кредитів на здобуття вищої освіти: постанова Кабінету Міністрів України від 16.06.2003 р. № 916 [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://zakon.rada.gov.ua

  8. Про впорядкування умов оплати праці працівників бюджетних установ та організацій галузі фізичної культури та спорту: наказ Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України від 23.09.2005 р. № 2097 [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z1236-05

  9. Про вищу освіту: Закон України від 01.07.2014 р. № 1556-VII [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1556-18/page2

  10. Про Державний бюджет України на 2015 рік: Закон України від 28.12.2014 р. № 80-VIII [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/80-19

  11. The Global Competitiveness Report 2014 - 2015 [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2014-2015.




1 Без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым, Севастополя и части зоны проведения антитеррористической операции

2 Нововведение касается государственных и коммунальных высших учебных заведений



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал