Генеральная Ассамблея



Скачать 489,27 Kb.
страница1/3
Дата18.10.2016
Размер489,27 Kb.
  1   2   3

Организация Объединенных Наций

A/HRC/31/62/Add.2



Генеральная Ассамблея
Distr.: General

2 February 2016

Russian

Original: English







Совет по правам человека

Тридцать первая сессия

Пункт 3 повестки дня



Поощрение и защита всех прав человека,
гражданских, политических, экономических,
социальных и культурных прав,


включая право на развитие


Доклад Специального докладчика по вопросу о правах инвалидов о ее миссии в Республику Молдова

Записка Секретариата

В настоящем докладе Специальный докладчик по вопросу о правах инвалидов рассматривает вопросы, касающиеся прав инвалидов в Республике Молдова в свете международных правозащитных норм и стандартов, в частности Конвенции о правах инвалидов. На основе информации, собранной до и в ходе ее визита, Специальный докладчик подчеркивает обнадеживающие шаги, предпринятые в целях защиты прав инвалидов и приведения национальных правовых и политических рамок в соответствие с Конвенцией, а также нерешенные вопросы. Наконец, Специальный докладчик делает рекомендации в целях активизации усилий по преодолению остающихся пробелов в практической сфере для обеспечения защиты, соблюдения и осуществления прав инвалидов и их полного и равного участия в жизни общества.



Доклад Специального докладчика по вопросу о правах инвалидов о ее миссии в Молдову*

Содержание










Стр.

  1. Введение

3

  1. Справочная информация

4

    1. Общий контекст

4

    1. Распространенность инвалидности

4

  1. Правовые и институциональные рамки

5

    1. Правовые рамки

5

    1. Институциональные рамки

6

  1. Основные проблемы

7

    1. Стигматизация и изоляция инвалидов

7

    1. Экономические проблемы

8

    1. Неэффективная и несправедливая система подтверждения инвалидности

9

    1. Отсутствие доступа

10

  1. Права человека инвалидов

11

    1. Инклюзивное образование

11

    1. Участие

12

    1. Множественные и перекрестные формы дискриминации

13

    1. Правоспособность

14

    1. Право на социальную защиту, на самостоятельный образ жизни
      и вовлеченность в местное сообщество

14

    1. Лишение свободы по признаку инвалидности и принудительное лечение
      инвалидов

16

    1. Доступ к правосудию

17

  1. Приднестровский регион Республики Молдова

18

  1. Выводы и рекомендации

19

    1. Выводы

19

    1. Рекомендации

19


I. Введение

1. Во исполнение резолюции 26/20 Совета по правам человека и по приглашению правительства Специальный докладчик по вопросу о правах инвалидов Каталина Девандас-Агилар посетила Республику Молдова 10–17 сентября 2015 года. В ходе этого визита, ставшего первым в течение ее мандата, Специальный докладчик собрала информацию из первых рук о положении инвалидов в этой стране. Ее встречи с представителями национальных заинтересованных сторон позволили выявить проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды в осуществлении своих прав человека наравне с другими людьми, а также сделать рекомендации правительству о способах улучшения существующего положения.

2. В ходе своего визита Специальный докладчик встретилась с различными представителями правительства, включая заместителя министра иностранных дел и европейской интеграции; заместителя министра труда, социальной защиты и семьи; министра образования; заместителя министра юстиции; председателя Верховного суда; государственного канцлера; заместителя премьер-министра; вице-спикера парламента; главу департамента архитектуры, строительства и жилья министерства регионального развития и строительства; главу департамента здравоохранения и социальной защиты министерства финансов; начальника отдела стационарной и больничной медицинской помощи министерства здравоохранения; а также представителей Национального бюро статистики. Она встретилась также с заместителями председателей комиссий парламента по правам человека и межэтническим отношениям и по социальной защите, здравоохранению и семье. Она провела встречи с представителями властей де-факто Приднестровского автономного территориального образования, имеющего особый правовой статус, а именно с де-факто заместителем министра иностранных дел и здравоохранения.

3. Специальный докладчик встретилась также с Народным адвокатом (национальное правозащитное учреждение), институциональным омбудсменом по психиатрическим больницам, представителями Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства, руководителем Республиканского центра психопедагогической помощи, представителями Конгресса местных властей Молдовы, Центральной избирательной комиссией и с партнерами по сотрудничеству в области развития. Специальный докладчик провела также встречи с организациями инвалидов и другими организациями гражданского общества.

4. Кроме того, Специальный докладчик посетила ряд учреждений на местах.
В муниципалитете Бельцы она посетила департамент социальной помощи и резиденцию для инвалидов. Кроме того, она посетила Кишиневскую психиатрическую больницу Костюжены, Орхейский психоневрологический дом-интернат для мальчиков и Бельцкий психоневрологический интернат. В Приднестровье Специальный докладчик посетила республиканскую психиатрическую больницу в селе Выхватинцы, интернат в Тирасполе и реабилитационный центр для детей-инвалидов.

5. Специальный докладчик выражает признательность правительству Республики Молдова за оказанное во время ее визита содействие. Она высоко оценила дух открытости и сотрудничества, что позволило ей провести конструктивный диалог с властями. Кроме того, она выражает признательность властям де-факто в Приднестровье за их содействие. Кроме того, Специальный докладчик выражает благодарность Управлению координатора-резидента Организации Объединенных Наций за его поддержку и содействие, в особенности Национальному координатору по вопросам прав человека, уполномоченному Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ). Она далее отмечает участие страновой группы Организации Объединенных Наций в Республике Молдова, в том числе в результате ее сотрудничества с Партнерством Организации Объединенных Наций по поощрению прав инвалидов. Она выражает свою искреннюю благодарность всем, кто встречался с ней, в особенности инвалидам, членам их семей и представляющим их организациям, которые поделились своим опытом и проблемами, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни.



II. Справочная информация

A. Общий контекст

6. Республика Молдова – одна из европейских стран с уровнем дохода ниже среднего, провозгласившая независимость в 1991 году. Несмотря на то, что она не является членом Европейского союза, она является участником ряда договоров и механизмов сотрудничества с этим региональным органом, в том числе соглашения об ассоциации, ратифицированного в 2014 году. Эта страна прилагает усилия по развитию демократии, верховенства права и соблюдения прав человека и ратифицировала большинство основных договоров в области прав человека. Тем не менее она не подписала и не ратифицировала Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и еще не ратифицировала Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Кроме того, она не ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов, Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений, Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и не присоединилась к этим протоколам.

7. Несмотря на периоды экономического роста, Республика Молдова остается одной из беднейших стран в Европе. Помимо этого, Республика Молдова переживает значительную политическую нестабильность, тесно связанную с экономическими проблемами в этой стране. С сентября 2009 года эта страна почти непрерывно готовилась к новым выборам и ее правительство менялось пять раз. Вскоре после завершения этого визита бывший премьер-министр был арестован по обвинению в коррупции. В этой связи следует отметить, что политическая ситуация остается крайне нестабильной.

B. Распространенность инвалидности

8. Как было признано Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам (E/C.12/MDA/CO/2, пункт 6) и Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW/C/MDA/CO/4-5, пункт 37), в Республике Молдова отсутствуют дезагрегированные данные, касающиеся инвалидов. Единственные имеющиеся сведения, относящиеся к половозрастным категориям, основаны на данных административного учета, который ведет Национальная касса страхования. Из-за отсутствия данных неясно общее количество инвалидов в стране, а также затруднено понимание их социально-экономического положения, занятости, конкретных условий жизни, семейного положения и места жительства, а также барьеров, с которыми они сталкиваются в обществе.

9. По данным ежегодного социального отчета за 2014 год, подготовленного Министерством труда, социальной защиты и семьи, в 2014 году число инвалидов, получивших справку об инвалидности, составляло 5,2% их общей численности (183 953 человек), в то время как число детей-инвалидов, получивших такую справку, составило 1,8% всех детей (13 446 человек). При этом процент инвалидов в Республике Молдова, вероятно, гораздо выше, поскольку справка об инвалидности выдается только лицам, прошедшим медицинское обследование (см. пункты 24–27 ниже). В ходе своего визита Специальный докладчик отметила, что в перепись населения 2014 года был впервые включен краткий перечень вопросов, разработанных Вашингтонской группой по статистике инвалидности; однако результаты еще не получены в связи с дефицитом кадров в Национальном бюро статистики, ответственных за обработку данных.

III. Правовые и институциональные рамки

A. Правовые рамки

10. Республика Молдова ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов в 2010 году, но на момент визита Специального докладчика Факультативный протокол к этой Конвенции еще не был ратифицирован. Специальный докладчик отмечает, что после ее визита правительство страны, совместно с Программой развития Организации Объединенных Наций, приступило к подготовке исследования по вопросу о целесообразности ратификации Факультативного протокола. Она надеется, что этот процесс, в соответствии с намеченными планами, завершится в 2016 году ратификацией. После ратификации Конвенции конкретные наработки в области законодательства, касающегося вопросов инвалидности, во многом претерпели изменения в соответствии с ее положениями. В 2012 году парламент принял Закон № 60 о социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями и Закон № 121 об обеспечении равенства. Эти меры значительно укрепили правовые рамки защиты прав инвалидов посредством, в частности, признания того, что необеспечение разумного приспособления является одной из форм дискриминации.

11. Несмотря на укрепление правовых рамок, этой стране еще предстоит провести всеобъемлющий пересмотр национальной правовой базы, с тем чтобы привести ее в полное соответствие с положениями Конвенции. Как предложил сам Народный адвокат (омбудсмен по правам человека), в качестве отправной точки следует внести поправки в Конституцию Республики Молдова, с тем чтобы привести ее в полное соответствие с международными обязательствами этого государства в области прав человека, в том числе с теми из них, которые закреплены в Конвенции. Статья 51 Конституции, посвященная защите инвалидов, отражает устаревший подход к инвалидности и прямо противоречит положениям Конвенции, так как в ней предусмотрены исключения в отношении запрета на принудительное лечение инвалидов. Кроме того, в настоящее время инвалидность не включена в Конституцию как основание для дискриминации, несмотря на то, что такое основание в явном виде предусмотрено в Законе об обеспечении равенства.

12. Касательно правовых рамок Специальный докладчик отмечает также, что 7 мая 2015 года парламент Республики Молдова провел голосование по Закону № 87, в котором признается право лиц, находящихся под опекой, осуществлять свое право голоса и оспаривать в судебном порядке решения относительно лишения их правоспособности. Но на более поздних этапах законодательного процесса президент, сославшись на некорректный перевод статьи 12 Конвенции на румынский язык, воздержался от одобрения этого закона и возвратил его в парламент для его пересмотра. Специальный докладчик выражает обеспокоенность в связи со значительными задержками законодательного процесса, связанного с этим законом, а также в связи с ошибочным переводом и толкованием статьи 12 Конвенции на румынском языке, что противоречит духу и целям этого договора.



B. Институциональные рамки

13. Институциональные рамки Республики Молдова характеризует устаревшая система социальной защиты, откуда позаимствован традиционный подход, предусматривающий выплату пенсии по инвалидности, который берет свое начало в медицинской модели инвалидности. Соответственно, такая система категорически не поощряет практику институционализации и характеризуется ограниченным надзором за работой соответствующих учреждений и недостаточностью общественных услуг на местах. Был предпринят ряд позитивных шагов в целях деинституционализации и инвестирования в развитие услуг на базе местного сообщества, включая разработку систем инклюзивного образования и некоторых программ строительства защищенного жилья и оказания персональной помощи. Министерство труда, социальной защиты и семьи играет видную роль в преобразовании нынешней системы специализированных учреждений и социальных льгот для инвалидов в целях содействия их независимости, участию в жизни общества и самостоятельности. При этом для системного решения этих задач необходимо целенаправленное межправительственное сотрудничество, включая активное участие министерства здравоохранения и министерства финансов.

14. Специальный докладчик отметила также, что Закон о местных публичных финансах 2003 года и последующие поправки к нему, Закон о региональном развитии, Национальная стратегия регионального развития и Национальная стратегия децентрализации 2012 года позволили Республике Молдова приступить к процессу децентрализации полномочий по созданию и финансированию общественных услуг для инвалидов с переводом их на местный уровень. Тем не менее, Специальный докладчик была проинформирована о том, что финансовые механизмы, которые потребуются для оказания социальных услуг с 2016 года, когда соответствующие полномочия будут полностью делегированы местным властям, пока еще не определены. По состоянию на настоящий момент местные органы власти предоставляют услуги инвалидам, в то время как центральное правительство оказывает финансовую поддержку в случае дефицита средств. Пока неизвестно, будет ли такая поддержка оказываться местным органам власти в будущем.

15. Еще одним позитивным изменением институциональных рамок является недавно созданный Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства. Этот Совет в соответствии с Законом об обеспечении равенства уделяет приоритетное внимание борьбе с дискриминацией по признаку инвалидности. Работу этого Совета следует развивать и поддерживать путем укрепления правовых рамок, в частности потому, что он не имеет полномочий по применению санкций; кроме того, многие его решения были оспорены и отменены в судебном порядке, включая ряд решений, связанных с дискриминацией по признаку инвалидности. Санкции, применяемые судами или другими органами, как правило, представляют собой небольшие денежные штрафы, которые недостаточны для того, чтобы побороть дискриминацию.

16. Специальный докладчик с удовлетворением отмечает создание Совета по правам инвалидов в качестве консультативного органа, возглавляемого заместителем премьер-министра по вопросам социальной защиты. Вместе с тем она с обеспокоенностью отмечает слабую поддержку его мандата, а также отсутствие прямого участия представительных организаций инвалидов. Специальный докладчик была проинформирована также о том, что в последнее время Совет не проводил большого количества заседаний, в его составе нет действующего секретариата и что ряд предыдущих заседаний проводились спонтанно. Республике Молдова следует в соответствии со статьей 33 Конвенции укрепить работу Совета, в том числе путем содействия созданию координационных центров во всех правительственных подразделениях и постоянному участию инвалидов и представляющих их организаций, а также обеспечить независимый механизм мониторинга осуществления Конвенции в соответствии с принципами, касающимися статуса национальных учреждений по поощрению и защите прав человека (Парижские принципы).

17. В соответствии с постановлением № 384 Министерства здравоохранения от 2012 года в 2014 году начала свою работу Независимая служба по защите прав пациентов психиатрических учреждений. Учреждение должности омбудсмена является очередным позитивным шагом, хотя Специальный докладчик обеспокоена по поводу ее устойчивости. Специальный докладчик обеспокоена также сообщениями о постоянных трудностях в осуществлении работы независимого национального превентивного механизма в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток. В связи с этим она настоятельно призывает правительство уделять первоочередное внимание его осуществлению и эффективному действию.



IV. Основные проблемы

A. Стигматизация и изоляция инвалидов

18. Негативные стереотипы в отношении инвалидов и их потенциального гражданского вклада пронизывают каждый аспект жизни молдавского общества и представляют собой комплексную проблему с точки зрения поощрения и защиты прав инвалидов. Географически и культурно специфическое толкование медицинской модели инвалидности, иногда называемой «дефектологическим подходом», способствовало широко распространенному восприятию инвалидов как «анормальных» людей в противоположность «здоровым» людям. В связи с сохраняющимся воздействием этого подхода, а также в целом низкой осведомленностью о вопросах инвалидности инвалиды могут остро чувствовать отторжение общества и подвергаться дискриминации в своей повседневной жизни.

19. Всестороннее влияние этих стереотипов и предвзятое отношение к инвалидам сказались даже на механизмах законотворчества и разработки политики, в результате чего государственная политика зачастую оказывается в парадигме устаревшей медицинской модели. Несмотря на то, что Специальный докладчик получила сообщения о незначительных изменениях принятого в обществе отношения и определенном политическом сдвиге в сторону ухода от принятой медицинской модели инвалидности, инвалиды по-прежнему воспринимаются главным образом как лица, лишенные свободы воли и неспособные вносить позитивный вклад в жизнь общества, которым следует находиться в учреждениях социальной помощи в изоляции от остального общества. Сохранение этого устаревшего подхода при разработке политики и в мерах социальной защиты ограничило самостоятельность инвалидов, в том числе свободу выбора и участия в общественных процессах принятия решений наравне с другими членами общества.

20. Стигматизация и изоляция инвалидов не обошла стороной и детей-инвалидов, негативно сказываясь на их способности осуществлять свои права человека. Дети-инвалиды зачастую рассматриваются как анормальные или больные, и есть сообщения о том, что они порой воспринимаются как бремя для своей семьи. Такой клеймящий подход взаимосвязан с отсутствием общественных услуг для обеспечения потребностей инвалидов на местах, в результате чего образуется порочный круг. Отсутствие таких услуг ограничивает возможности детей-инвалидов по участию в жизни общества и тем самым мешает преодолевать стереотипы и предрассудки. Кроме того, социальная стигматизация и отсутствие вспомогательных служб для инвалидов зачастую, по имеющимся сообщениям, вынуждают родителей отдать своего ребенка в интернат, так как им недоступны какие-либо альтернативы.

21. Глубоко укоренившиеся негативные представления об инвалидах не изменятся до тех пор, пока органы государственной власти не предпримут конкретные и целенаправленные действия. Правительству следует проводить решительные общественные кампании на основе правозащитного подхода к инвалидности. Меры подобного рода должны включать в себя работу с представителями средств массовой информации по вопросу инвалидности, в том числе руководящие указания в отношении того, каким образом должны изображаться инвалиды исходя из правозащитного подхода. Правительству следует также осуществлять мониторинг средств массовой информации и предусматривать применение строгих мер воздействия в том случае, если какое-либо из средств массовой информации будет способствовать распространению дискриминационного отношения к инвалидам.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница