Генеральная Ассамблея



страница1/4
Дата17.10.2016
Размер0,53 Mb.
  1   2   3   4

Организация Объединенных Наций

A/HRC/30/53





Генеральная Ассамблея
Distr.: General

19 August 2015

Russian

Original: English








Совет по правам человека

Тридцатая сессия

Пункт 5 повестки дня



Правозащитные органы и механизмы


Поощрение и защита прав коренных народов в отношении их культурного наследия

Исследование, подготовленное Экспертным механизмом по правам коренных народов


Резюме

В своей резолюции 27/13 Совет по правам человека просил Экспертный механизм по правам коренных народов подготовить исследование о поощрении и защите прав коренных народов в отношении их культурного наследия, в том числе на основе их участия в политической и общественной жизни, и представить его Совету по правам человека не его тридцатой сессии.

В настоящем исследовании приводится всеобъемлющий аналитический обзор международно-правовой основы и судебной практики применительно к правам коренных народов, касающимся их культурного наследия, и рассматривается ряд конкретных аспектов, связанных с культурным наследием коренных народов.

В заключительной части исследования содержится рекомендация № 8 Экспертного механизма в отношении культурного наследия коренных народов.




Содержание







Пункты

Стр.

  1. Введение

3

    1. Понятие культурного наследия

3

    1. Коренные народы и культурное наследие

4

  1. Обзор международно-правовой основы прав коренных народов в отношении их культурного наследия

5

    1. Договоры о правах человека

5

    1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования,
      науки и культуры и культурное наследие коренных народов

7

    1. Конвенция о биологическом разнообразии и Нагойский протокол

7

    1. Всемирная организация интеллектуальной собственности

8

  1. Обзор судебной практики в сфере прав, связанных с культурным наследием

9

    1. Договорные органы по правам человека

9

    1. Специальные процедуры Совета по правам человека

10

    1. Региональные учреждения по правам человека

10

  1. Участие коренных народов в проведении политики в области
    культурного наследия

11

    1. Участие на международном уровне

12

    1. Участие на национальном уровне

14

  1. Конкретные аспекты, связанные с правами коренных народов в отношении их культурного наследия

15

    1. Земли, территории и культурное наследие

15

    1. Традиционные знания, интеллектуальная собственность
      и культурное наследие

17

    1. Туризм и культурное наследие

17

    1. Спорт и традиционные игры

18

  1. Присвоение, реституция и репатриация предметов культурного наследия

18

    1. Неправомерное присвоение и интерпретация культурных ценностей

18

    1. Реституция и репатриация

19

    1. Право на восстановление культурных традиций

21

Приложение




Рекомендация Экспертного механизма № 8 (2015 год): Поощрение и защита прав коренных народов в отношении их культурного наследия

22


I. Введение

1. В своей резолюции 27/13 Совет по правам человека просил Экспертный механизм по правам коренных народов подготовить исследование о поощрении и защите прав коренных народов в отношении их культурного наследия, в том числе на основе их участия в политической и общественной жизни, и представить его Совету по правам человека не его тридцатой сессии.

2. Для проведения исследования Экспертный механизм обратился к государствам, коренным народам, негосударственным субъектам, национальным правозащитным учреждениям и другим заинтересованным сторонам с просьбой предоставить материалы по этой теме. В случаях, когда это допускалось, данные материалы размещались на веб-сайте Экспертного механизма1. Кроме того, при подготовке исследования активно использовались материалы докладов, представленных на Семинаре экспертов по правам коренных народов в отношении их культурного наследия (Рованиеми, Финляндия, 26−27 февраля 2015 года), который был организован Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека и Лапландским университетом. Экспертный механизм высоко оценивает представленные материалы и их учитывает.

3. Хотя Экспертный механизм не занимался непосредственным рассмотрением вопроса о культурном наследии, он уделил большое внимание культурам коренных народов (A/HRC/21/53). В настоящем исследовании приводится всеобъемлющий обзор международно-правовой основы и судебной практики применительно к правам коренных народов, касающимся их культурного наследия, и рассматривается ряд конкретных аспектов этих прав.



A. Понятие культурного наследия

4. За последние десятилетия термин "культурное наследие" прошел большой эволюционный путь. Если прежде понятие "культурное наследие" охватывало лишь сохранившиеся монументальные памятники культур, то теперь оно постепенно начинает включать в себя новые категории с уделением особого внимания нематериальному культурному наследию. Согласно определению, предусмотренному в Конвенции об охране нематериального культурного наследия 2003 года, нематериальное культурное наследие представляет собой "обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, − а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, − признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия" (статья 2). Кроме того, все шире признается наличие взаимосвязи между общинами и культурным наследием. В соответствии с Рамочной конвенцией Совета Европы о значении культурного наследия для общества культурное наследие является "совокупностью ресурсов, унаследованных от прошлого, которую люди считают, независимо от своей принадлежности, отражением и выражением своих постоянно меняющихся ценностей, верований, знаний и традиций. Оно включает все аспекты окружающей среды, которые возникли в результате взаимодействия между людьми и пространством в ходе исторического развития" (статья 2).

5. Как указала Специальный докладчик в области культурных прав, хотя единого определения не существует, различные международные договоры, а также ряд справочных материалов, касающихся традиционных знаний и форм культурного самовыражения, представляют собой полезные ориентиры для определения того, что обычно принято понимать под культурным наследием. Отмечая, что ни один из перечней нельзя назвать исчерпывающим, Специальный докладчик охарактеризовала культурное наследие как "материальное наследие (например, места, здания и руины, имеющие археологическую, историческую, религиозную, культурную или эстетическую ценность), нематериальное наследие (например, традиции, обычаи и практика, эстетические и духовные убеждения; местные и другие языки; художественное творчество, фольклор) и природное наследие (например, охраняемые природные заповедники; другие охраняемые зоны с биологическим разнообразием; исторические парки и сады и культурные ландшафты)" (A/HRC/17/38 и Corr.1, пункт 4). Далее она указывает, что культурное наследие нужно понимать как ресурсы, способствующие процессам культурного самоопределения и развития отдельных лиц и общин, которые они прямо или косвенно хотели бы передать будущим поколениям (там же, пункт 6). Культурное наследие также включает традиционные знания и формы культурного самовыражения.

B. Коренные народы и культурное наследие

6. Культурное наследие коренных народов включает в себя материальные и нематериальные проявления их уклада жизни, представления о мире, достижения и творческие проявления; его также следует рассматривать как проявление их самоопределения, их духовной и физической взаимосвязи с их землями, территориями и ресурсами. Хотя понятие наследия охватывает традиционные виды практики в широком смысле, в том числе язык, искусство, музыку, танцы, песни, истории, спорт и традиционные игры, священные места и останки предков, для коренных народов сохранение наследия глубоко проникнуто и связано с защитой исконных территорий. Культурное наследие коренных народов – это всеобъемлющее и межпоколенческое понятие, основанное на общих материальных и духовных ценностях, находящихся под влиянием окружающей среды2. Кроме того, оно включает в себя биокультурное наследие и традиционные системы производства продовольствия, такие, как севооборот, выгон скота, кустарное рыболовство и другие формы доступа к природным ресурсам3.

7. Учитывая различия в толкованиях культуры и культурного наследия, Экспертный механизм предложил следующую формулировку:

Культуры коренных народов включают материальные и нематериальные проявления их укладов жизни, достижений и творчества, являются выражением их самоопределения и их духовной и физической связи со своими землями, территориями и ресурсами. Культура коренных народов является целостной концепцией, основанной на общих материальных и духовных ценностях, и включает особые проявления в языке, духовности, принадлежности к коллективу, искусстве, литературе, традиционных знаниях, обычаях, ритуалах, церемониях, методах производства, праздниках, музыке, спорте и традиционных играх, поведении, привычках, инструментах, жилище, одежде, видах экономической деятельности, нравственных устоях, системах ценностей, мировоззрении, законах и таких видах деятельности, как охота, рыболовство, звероловство и собирательство. Культуры коренных народов определяются воздействием окружающей среды, которая формирует у того или иного народа общее представление о мире и подчеркивает его связь с природой. Культуры коренных народов определяют их взгляды на мир и на жизнь (A/HRC/21/53, пункт 52).

8. Важно признать, что традиционное разделение наследия на "материальное", "нематериальное" и "природное" указывает на ограниченный характер такого подхода: материальное наследие связано с понятиями, а нематериальное наследие зачастую воплощено в конкретных предметах. Такое разделение тем более нецелесообразно в отношении коренных народов. Важно применять целостный подход к культурному наследию и признать, что применение "жесткого" правового режима защиты культурного наследия применительно к коренным народам может быть проблематичным.

II. Обзор международно-правовой основы прав коренных народов в отношении их культурного наследия

9. Стандарты, касающиеся культурного наследия коренных народов, рассредоточены по различным международным режимам и изложены, в частности, в договорах о правах человека, в документах Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), в международных договорах об интеллектуальной собственности и в режиме международного экологического права и политики.



A. Договоры о правах человека

10. Культура является одной из основных сфер, охваченных Декларацией Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Тесная взаимосвязь между культурными правами коренных народов и их правом на самоопределение отражена в статье 3 Декларации, которая гласит, что в соответствии со своим правом на самоопределение коренные народы могут свободно осуществлять свое культурное развитие. В Декларации упоминаются материальное наследие, традиции и обычаи коренных народов (статья 11); духовные и религиозные традиции и обычаи культуры коренных народов (статья 12); их нематериальное наследие (статья 13); и их право на достоинство и многообразие их культуры и языков, которые должны отражаться в сфере образования и общественной информации (статьи 14 и 15). В более конкретном плане в отношении культурного наследия Декларация гласит:

Коренные народы имеют право на сохранение, контроль, охрану и развитие своего культурного наследия, традиционных знаний и традиционных форм культурного самовыражения, а также проявлений их научных знаний, технологий и культуры, включая людские и генетические ресурсы, семена, лекарства, знания свойств фауны и флоры, традиции устного творчества, литературные произведения, рисунки, спорт и традиционные игры и изобразительное и исполнительское искусство. Они имеют также право на сохранение, контроль, защиту и развитие своей интеллектуальной собственности на такое культурное наследие, традиционные знания и традиционные формы выражения культуры (статья 31).

11. В Декларации закреплены право коренных народов на развитие их собственной культуры и обычаев; право пользоваться и распоряжаться своими обрядовыми предметами; право не подвергаться уничтожению их культуры или дискриминации по культурным признакам; и право на механизмы правовой защиты от действий, направленных на лишение этих народов их культурных ценностей.

12. Конвенция Международной организации труда о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (№ 169), содержит ряд положений, касающихся культурного наследия коренных народов. Обращая внимание на тот факт, что коренные народы вносят различный вклад в культурное разнообразие человечества (преамбула), Конвенция требует от правительств поощрения и охраны культуры коренных народов путем принятия специальных мер (статьи 2 и 4), а также признания и охраны их культурных ценностей и практики (статья 5). Правительства должны уважать и охранять культурные и традиционные ценности коренных народов (статья 13), их право пользования и управления землями и природными ресурсами (статьи 14 и 15) и обеспечивать развитие традиционных видов деятельности коренных народов и содействие им (статья 23). Правительства обязаны проводить консультации с коренными народами и обеспечивать их эффективное участие в принятии на всех уровнях решений в политических, законодательных и административных органах и процедурах, которые могут непосредственно их касаться, включая их культурное развитие, и обеспечивать проведение исследований для оценки влияния на коренные народы планируемой деятельности с целью развития, в частности в ее культурном аспекте (статьи 6 и 7).

13. Право на доступ к культурному наследию и пользование им является составной частью международного права прав человека (A/HRC/17/38, пункт 78). Правовая основа для права на доступ к культурному наследию и пользование им заложена в ряде международных договоров о правах человека, включая Всеобщую декларацию прав человека (статья 27), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 15) и Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 27). Обязательство уважать право на участие в культурной жизни "включает в себя принятие конкретных мер, направленных на обеспечение уважения права каждого человека на индивидуальной основе или совместно с другими или в рамах общины или группы… иметь доступ к своему собственному культурному и языковому наследию и наследию других"4.

14. В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрено право членов меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком (статья 27), а Конвенция о правах ребенка непосредственно предоставляет такое право лицам коренного происхождения (статья 30) и требует, чтобы образование ребенка было направлено на "воспитание уважения к… его культурной самобытности, языку и ценностям" (статья 29).

15. На региональном уровне Африканская хартия прав человека и народов гарантирует право каждого человека свободно принимать участие в культурной жизни своего общества (статья 17) и закрепляет право всех народов на собственное культурное развитие при равноправном доступе к общему наследию человечества (статья 22). Американская декларация прав и обязанностей человека провозглашает право каждого человека участвовать в культурной жизни общества (статья 13).

16. В целом же международные и региональные договоры о правах человека гарантируют право принимать участие в культурной жизни, право пользоваться своей собственной культурой и право поддерживать, контролировать, сохранять и развивать свое культурное наследие.

B. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и культурное наследие коренных народов

17. Культурное наследие является одним из главных аспектов мандата ЮНЕСКО. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года (Конвенция о всемирном наследии) охватывает как объекты культурного наследия (например, священные места, памятники или здания), так и объекты природного наследия (такие, как природные биологические образования или геологические образования).

18. В более поздних документах культурное наследие коренных народов признается еще шире. Всеобщая декларация о культурном разнообразии (2001 года) обеспечивает защиту обменов культурным наследием, предусматривая конкретно необходимость уважения человеческого достоинства и приверженности правам человека меньшинств и коренных народов как одного из ключевых элементов культурного наследия (статья 4). В Конвенции об охране нематериального культурного наследия 2003 года признается, что "сообщества, в частности коренные сообщества, группы и в некоторых случаях отдельные лица играют важную роль в создании, охране, сохранении и воссоздании нематериального культурного наследия" (преамбула). В Оперативном руководстве по выполнению Конвенции подчеркивается, что деятельность государства может осуществляться только при условии активного участия соответствующих общин, групп и отдельных лиц. В частности, их свободное, предварительное и осознанное согласие необходимо для включения элементов нематериального культурного наследия в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране, или в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, а также для включения соответствующих программ, проектов или мероприятий в реестр наилучшей практики (пункты 1, 2, 7 и 101).

19. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 года) предусматривает обязанность государств уделять "должное внимание" созданию такой среды, которая помогает коренным народам создавать, производить, распространять свои собственные формы культурного самовыражения и иметь к ним доступ (статьи 7 а)).



C. Конвенция о биологическом разнообразии и Нагойский протокол

20. Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года укрепляет защиту природного и культурного наследия коренных народов путем сохранения биологического разнообразия и справедливого и равного распределения выгод, связанных с использованием генетических ресурсов (статьи 1 и 19). Согласно этой Конвенции, каждое государство-участник обеспечивает "уважение, сохранение и поддержание знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, отражающих традиционный образ жизни, которые имеют значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия .., а также поощряет совместное пользование на справедливой основе выгодами, вытекающими из применения таких знаний, нововведений и практики" (статья 8 j)). Особенно актуальным является Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения (2010 года), поскольку он требует от государств учитывать установленные права и обычно-правовые нормы коренных народов и обеспечивать их участие в осуществлении Протокола (статьи 5 и 12). Протокол защищает доступ к культурному наследию коренных народов, требуя от государств принятия мер для получения предварительного обоснованного согласия и обеспечения их участия при доступе к соответствующим генетическим ресурсам (статья 6) и традиционным знаниям (статья 7).

21. Признавая огромный вклад коренных общин в производство продовольствия во всем мире, Международный договор о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций предусматривает, что Договаривающиеся Стороны должны принимать меры по охране традиционных знаний, касающихся растительных генетических ресурсов для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (статья 9), и по сохранению диких форм культурных растений и диких растений путем поддержки усилий коренных общин (статья 5).



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница