Генеральныйпла н городского округа Жуковский Московской области Положения о территориальном планировании



страница1/12
Дата25.10.2016
Размер2,79 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Отдел экспериментального Муниципальный контракт

градостроительного проектирования (ОЭПГ) № 294-ДЮ

Г Е Н Е Р А Л Ь Н Ы Й П Л А Н

городского округа Жуковский Московской области

Положения о территориальном планировании

Заказчик: Администрация городского округа Жуковский Московской области
Генеральный директор С.Г. Елизаров

Зам. генерального директора по науке П.И Лапшев

Главный инженер Н.А. Рябиков

Нач. ОЭГП, главный архитектор проекта О.В. Васина


2010



Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области

Государственное унитарное предприятие Московской области



«Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства»

(ГУП МО «НИиПИ градостроительства»)



­­­­­­­­­­­_________________________________________________________________________________________________________________

129110, Москва, ул. Гиляровского, д.47, стр.3, тел: (495) 681-88-18, факс: (095) 681-20-56, e-mail: nipi@moar.ru


129110, Москва, ул. Гиляровского, д.47, стр.3, тел: (495) 681-88-18, факс: (095) 681-20-56, e-mail: nipi@moar.ru




Администрация городского округа Жуковский Московской области

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

городского округа Жуковский Московской области

Положения

о территориальном планировании


2010




Г Е Н Е Р А Л Ь Н Ы Й П Л А Н

городского округа Жуковский Московской области
основные Положения

УТВЕРЖДЁН

Решением Совета депутатов

городского округа Жуковский

от__________№___________
генеральный план

Городского округа жуковский Московской области.

Положения о территориальном планировании
Генеральный план городского округа Жуковский Московской области подготовлен на основании постановления Главы города Жуковского Московской области от 20.10.2008 № 1306 «О разработке проекта Генерального плана городского округа Жуковский». Генеральный план городского округа Жуковский Московской области подготовлен в соответствии с муниципальным контрактом от 20.10.2008 № 294-ДЮ.

Генеральный план городского округа Жуковский Московской области подготовлен в соответствии с градостроительным заданием на подготовку проекта Генерального плана городского округа, утверждённым Распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 12.08.2009 № 36.

Генеральный план городского округа Жуковский подготовлен Государственным унитарным предприятием Московской области «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства».

Генеральный план городского округа Жуковский является муниципальным стратегическим градостроительным документом, задающим цели и задачи территориального планирования развития муниципального образования, содержит соответствующие им мероприятия по территориальному планированию, является основанием для градостроительного зонирования территории и документации по планировке территории городского округа. Генеральный план городского округа Жуковский согласован с политикой пространственного развития Московской области, определенной законом Московской области «О Генеральном плане развития Московской области» и с нормативными правовыми актами Российской Федерации о создании Национального центра авиастроения

Существующие и планируемые территории, объекты капитального строительства федерального и регионального значения приводятся в Положениях о территориальном планировании и отображаются на картах (схемах) для обеспечения информационной целостности документа и не являются предметом утверждения в Генеральном плане.

Актуальность подготовки Генерального плана городского округа Жуковский обусловлена:

необходимостью подготовки документа территориального планирования муниципального образования, соответствующего требованиям современного законодательства;

изменениями в административно-территориальном устройстве муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Московской области от 15.12.2004 № 171/2004-ОЗ «О статусе и границе городского округа Жуковский»;

необходимостью формирования и инновационного развития Национального центра авиастроения, имеющего стратегическое общероссийское значение и важнейшее значение для роста экономики города и Московской области.

Генеральный план городского округа Жуковский Московской области состоит из Положений о территориальном планировании и соответствующих карт (схем). Положения о территориальном планировании включают:

1. Цели и задачи территориального планирования развития городского округа Жуковский.

2. Мероприятия по территориальному планированию развития городского округа Жуковский.

Карты (схемы) Генерального плана городского округа Жуковский:



1. Генеральный (проектный) план – является сводным графическим отображением мероприятий по территориальному планированию городского округа, содержащихся в Положениях о территориальном планировании и на картах (схемах) Генерального плана городского округа.

М 1: 10000


2. Карта (схема) планируемого развития инженерных коммуникаций и сооружений местного значения в границах городского округа.

М 1: 10000


3. Карта (схема) планируемого развития транспортной инфраструктуры местного значения в границах городского округа.

М 1: 10000


4. Карта (схема) планируемого размещения иных объектов, необходимых для осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа.

М 1: 10 000


5. Карта (схема) функционального зонирования территории городского округа

М 1: 10000

6. Карта (схема) зон с особыми условиями использования территории городского округа.

М 1: 10000

7. Карта (схема) границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий (в томе «Основные факторы риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий» (секретно).

М 1: 10000



Материалы по обоснованию проекта Генерального плана городского округа Жуковский содержатся в следующих томах:

Том «Анализ состояния территории, проблем и направлений её комплексного развития».

Том «Историко-культурное наследие городского округа Жуковский. Проект зон охраны объектов культурного наследия».

Том «Анализ комплексного развития территории, обоснование вариантов решения задач территориального планирования городского округа».

Том «Основные факторы риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий» (секретно).


Перечень карт (схем) в составе материалов по обоснованию проекта Генерального плана городского округа Жуковский:


1. Карта (схема) местоположения городского округа Жуковский в Московской области.

б\м

2. Карта (схема) современного использования территории (опорный план).

М 1: 10000

3. Карта (схема) границ земель населённых пунктов и границ земель иных категорий в границе городского округа.

М 1: 10000

4. Карта (схема) существующего состояния инженерных коммуникаций и сооружений местного значения в границе городского округа:

М 1: 10000

4а.) Водоснабжение и водоотведение.

М 1: 10000

4б.) Тепло- и газоснабжение.

М 1: 10000

4в.) Электроснабжение и связь.

М 1: 10000

5. Карта (схема) транспортной инфраструктуры местного значения в границе городского округа.


М 1: 10000



6. Карта (схема) существующего функционального зонирования территории городского округа.

М 1: 10000

7. Карта (схема) существующего зонирования территории городского округа по характеристикам жилой застройки.

М 1: 10000

8. Карта (схема) существующего размещения объектов капитального строительства и земельных участков федеральной, региональной и муниципальной собственности на территории городского округа.

М 1: 10000

9. Карта (схема) существующего размещения объектов, необходимых для осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа.

М 1: 10000

10. Карта (схема) существующих экологических планировочных ограничений на территории городского округа. Карта (схема) озеленённых и занятых естественной лесной растительностью территорий городского округа.

М 1: 10000

11. Карта (схема) размещения и пешеходной доступности существующих объектов социального обслуживания.

М 1: 10000

12. Карта (схема) инженерно-геологических условий территории городского округа.

М 1: 10000

13. Карта (схема) дифференциации жилых территорий города по уровню обслуживания объектами социальной инфраструктуры.

М 1: 10000

14. Карта (схема) дифференциации жилых территорий города по уровню развития транспортной инфраструктуры.

М 1: 10000

15. Карта (схема) дифференциации жилых территорий города по уровню развития инженерной инфраструктуры.

М 1: 10000

16. Карта (схема) дифференциации жилых территорий города по природным и экологическим показателям.

М 1: 10000

17. Карта (схема) комплексной оценки производственных территорий города

М 1: 10000

18. Карта (схема) с отображением результатов анализа комплексного развития территории городского округа.

М 1: 10000

19. Карта (схема) с отображением вариантов решения задач территориального планирования города (Вариант 1).

М 1: 10000

20. Карта (схема) с отображением вариантов решения задач территориального планирования города (Вариант 2).

М 1: 10000

21. Схема функционально-пространственного макрозонирования территории городского округа.

М 1: 10000

  1. Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного, регионального (Московской области), федерального значения и земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного, регионального (Московской области), федерального значения, либо на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в муниципальной или государственной собственности.

М 1: 10000

  1. Схема планируемых территорий, документация по планировке которых подлежит разработке в первоочередном порядке.

М 1: 10000

  1. Схема существующих и планируемых планировочных районов городского округа.

М 1: 10000

Перечень карт (схем) в составе в составе раздела «Историко-культурное наследие городского округа Жуковский. Проект зон охраны объектов культурного наследия»:



1. Историко-культурный опорный план.

М 1: 10000

2. Фрагменты 1, 2, 3 историко-культурного опорного плана.

М 1: 2000

3. Схема эволюции функционально-планировочной структуры.

б\м

4. Схема ландшафтно-визуального анализа территории.

М 1: 10000

5. Проектный план. Зоны охраны объектов культурного наследия.

М 1: 10000

6. Фрагменты 1, 2, 3 проектного плана.

М 1: 2000

Подготовка Генерального плана городского округа Жуковский осуществлялась в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и Московской области в области градостроительной деятельности:

Градостроительного кодекса Российской Федерации;

Водного кодекса Российской Федерации;

Лесного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. № 217 «О национальном центре авиастроения»;

Закона Московской области от 21.01.2005 № 26/2005-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;

Закона Московской области от 07.03.2007 № 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области»;

Закона Московской области от 03.11.2007 № 192/2007-ОЗ «О комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2010 год»;

Закона Московской области от 15.12.2004 № 171/2004-ОЗ «О статусе и границе городского округа Жуковский»;

Постановления Правительства Московской области от 30.12.2003 № 743/48 «Об утверждении Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Постановления Правительства Московской области от 11.02.2009 № 106/5 «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области»;

Постановления Правительства Московской области от 11.07.2007 № 517/23 «Об утверждении Схемы территориального планирования Московской области – основных положений градостроительного развития»;

Постановления Правительства Московской области от 30.06.2005 № 410/24 «Об утверждении программы Правительства Московской области по созданию промышленных округов на территории Московской области на период до 2010 года»;

Постановления Правительства Московской области от 22.12.2009 № 1141/54 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области в сфере строительства и реконструкции Центральной кольцевой автомобильной дороги».


При подготовке Генерального плана городского округа Жуковский использованы результаты ранее выполненной научно-проектной документации:

Технико-экономическое обоснование генерального плана г. Жуковского, подготовленное Институтом генпланов, инженерного оборудования и экспериментального проектирования (ИНСТИТУТ ГЕНПЛАНОВ) в 1977 году (сведения об утверждении документации отсутствуют);

Корректура генерального плана г. Жуковского, подготовленная Институтом генпланов, инженерного оборудования и экспериментального проектирования (ИНСТИТУТ ГЕНПЛАНОВ) в 1980 году (сведения об утверждении документа отсутствуют);

Генеральный план г. Жуковского, подготовленный Институтом генпланов, инженерного оборудования и экспериментального проектирования (ИНСТИТУТ ГЕНПЛАНОВ) в 1981 году (утверждён решением Мособлисполкома от 27.02.81 № 196/8);

Единый генеральный план г. Жуковского и г. Раменское, подготовленный Институтом генпланов, инженерного оборудования и экспериментального проектирования (ИНСТИТУТ ГЕНПЛАНОВ) в 1987 году (сведения об утверждении документа отсутствуют);

Предложения по установлению границ резервных территорий г. Жуковского, подготовленные ГК МО «НИиПИ градостроительства» в 1993 году (сведения об утверждении документации отсутствуют);

Корректура предложений по установлению границ резервных территорий г. Жуковского, подготовленная ГК МО «НИиПИ градостроительства» в 1997 году (утверждена Коллегией Минмособлстроя, протокол от 22.12.97 № 16);

Схема зон охраны памятников истории и культуры города, подготовленная ГУП МО «НИиПИ градостроительства» в 2002 году (сведения об утверждении документации отсутствуют);

Генеральный план г. Жуковского, подготовленный ГУП МО «НИиПИ градостроительства» в 2004 году (сведения об утверждении документа отсутствуют);

Проект черты муниципального образования городской округ Жуковский Московской области, подготовленный ГУП МО «НИиПИ градостроительства» в 2007 году (сведения об утверждении документации отсутствуют).


Исходной информацией для разработки Генерального плана городского округа Жуковский явились:

топографическая съёмка, выполненная ООО «Социнвест» в 2009 году (М 1:500 в местной системе координат);

перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории городского округа Жуковский Московской области, значащихся по состоянию на 28.06.2010 в территориальной государственной базе данных федерального имущества по Московской области, предоставленный Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ Росимущства в Московской области);

сведения об объектах недвижимого имущества, в том числе о земельных участках, находящихся в собственности Московской области, расположенных на территории городского округа Жуковский Московской области и значащихся в реестре собственности Московской области по состоянию на 24.05.2010 год, предоставленные Министерством имущественных отношений Московской области;

сведения о земельных участках, расположенных на территории городского округа Жуковский, предоставленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Жуковский отдел;

перечень городских и районных учреждений, организаций и предприятий, фирм и акционерных обществ и др., размещаемых в городе, предоставленный Администрацией городского округа Жуковский (ф. № 4) с отображением вида собственности учреждений, организаций и предприятий, фирм и акционерных обществ и др.;

информация по муниципальным объектам недвижимости, принятым в собственность городского округа Жуковский, предоставленная Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Жуковский;

Концепция создания Национального центра авиастроения в г. Жуковском, утверждённая учредителями НП «Национальный центр авиастроения» (ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация, Государственная корпорация «Ростехнология», Правительство Московской области) в 21.04.2009 году;

план мероприятий по подготовке документов для создания Портовой особой экономической зоны в городском округе Жуковский Московской области, утверждённый Губернатором Московской области Б.В.Громовым 12.04.2010;

материалы по обоснованию создания Портовой особой экономической зоны на территории городского округа Жуковский «Заявка на создание ПОЭЗ «Национальный центр авиастроения» в 3 томах, подготовленные по заказу Государственной корпорации «Ростехнология»;

сведения ФУАД «Центральная Россия» и ППО ФГУ ДЭП № 14 о сети внешних автомобильных дорог города Жуковский с отображением автомобильных дорог федерального значения;

сведения Государственного учреждения Московской области «Управление автомобильных дорог Московской области «Мосавтодор» о классификации дорог по содержанию с отображением автомобильных дорог регионального значения (ф. №1, 2);

сведения об объектах капитального строительства местного значения, предоставленные Администрацией города на основании анкет, подготовленных ГУП МО «НИиПИ градостроительства»;

материалы государственных программ социально-экономического развития Московской области и города Жуковский;

проект особо охраняемых природных территорий местного значения на территории городского округа Жуковский, подготовленный по заказу Администрации городского округа Жуковский.
При подготовке Генерального плана городского округа Жуковский использовались фондовые материалы инженерных изысканий, включающие в себя инженерно-геологические изыскания, инженерно-экологические изыскания, изыскания строительных материалов, изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод:

Физико-географические изыскания:

Ландшафтная карта Московской области, М 1:500000 (под редакцией И.И. Мамай, М., Лаборатория ландшафтоведения географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 1988 г.);

Карта растительности Московской области, М 1:200000 (под редакцией Г.Н. Огуреевой, М., кафедра биогеографии географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996 г.).

Инженерно-геологические изыскания:

Отчёт «Изучение инженерно-геологических и гидрогеологических процессов Московской области с целью прогноза изменений геологической среды и ее охраны» (Министерство геологии РСФСР, ПГО «Центргеология», 1986 г.). Картографические приложения к отчету содержат следующие карты:

Инженерно-геологическая карта Московской области, М 1:200000;

Карта инженерно-геологического (типологического) районирования Московской области, М 1:200 000;

Инженерно-геодинамическая карта Московской области, М 1:200000;

Карта изменений геологической среды Московской области, М 1:200000;

Схематическая карта прогноза распространения карстово-суффозионных процессов в Московской области, М 1:200 000.

Геологическая карта четвертичных отложений Московской области, М 1:500000 (Министерство природных ресурсов РФ, Центральный региональный геологический центр, 1998 г.);

Геологическая карта дочетвертичных отложений Московской области, М 1:500000 (Министерство природных ресурсов РФ, Центральный региональный геологический центр, 1998 г.).

Инженерно-геологическая характеристика территории г. Жуковского Московской области, РОСГЛАВНИСТРОЙПРОЕКТ, «ЦТИСИЗ», 1978 г.



Инженерно-гидрометеорологические изыскания:

СНиП 23-01-99 «Строительная климатология»;

Справка ГУ «Московский ЦГМС-Р» о краткой климатической характеристике района по данным метеорологической станции «Павловский Посад» за период с 1991 по
2000 гг.;

Краткая гидрологическая записка по р. Москве (ГУ «Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями», Москва. 2003 г.).



Инженерно-экологические изыскания:

Эколого-геохимическая карта Московского полигона, М 1:200000 (Министерство природных ресурсов РФ, ИМГРЭ, 1998 г.);

Отчёт «Выполнение экологической оценки грунтовых вод и вод артезианских комплексов на территории Московской области» (ООО «Пелоид», 1997 г.);

Эколого-гидрогеологическая карта вод эксплуатационных комплексов, М 1:350000 (МНПЦ «Геоцентр-Москва»);

Эколого-гидрогеологическая карта грунтовых вод, М 1:350000 (МНПЦ «Геоцентр-Москва»);

Отчёт «Результаты обследования р. Быковки и разработка рекомендаций по природоохранным мероприятиям» (ТОО Предприятие «Георезерв», Москва, 1993 г.);

Рабочий проект «Восстановление водности и экологическое оздоровление малой реки Быковки Московской области» (ЗАО «ВодЗемЭкология», Сыктывкар, 2007 г.).

Изыскания грунтовых строительных материалов:

Карта полезных ископаемых Московской области, М 1:500000 (Министерство природных ресурсов РФ, Центральный региональный геологический центр, 1998 г.);

Отчёт «Комплексная схема использования нерудного сырья в Московской области на базе автоматизированной информационной поисковой системы» (ГК «НИиПИ градостроительства», 1994 г.).

Изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод:

Гидрогеологическая карта Московской области, М 1:500000 (Министерство природных ресурсов РФ, Центральный региональный геологический центр, 1998 г.).



Инженерно-технологические изыскания:

«Зоны шумового воздействия от воздушных судов, выполняющих полёты с аэродрома Раменское на территории городского округа Жуковский и оценка возможности застройки территорий городского округа Жуковский», ООО «Прогресстех», 2010 г.

Введение. Изменения в пространственной организации

городского округа Жуковский1


Территорию современного города Жуковского когда-то занимали глухие леса, которые заканчивались недалеко от болотистой поймы Москвы-реки. Древние племена кривичей и вятичей охотно селились по северному берегу реки, занимаясь рыбной ловлей, собирательством и охотой; высокий противоположный берег был естественной преградой на пути для южных воинственных соседей. Поля вдоль Москвы-реки на территории уже в древности называвшейся Раменьем из-за заболоченности не давали богатый урожай, но были отличным пастбищем для скота. По берегу реки появились древние поселения, которые платили дань великим московским князьям за защиту и покровительство.

Во все времена одним из важнейших стратегических направлений на Руси было направление на Коломну. Самый короткий путь, учитывая холмистую и весьма лесистую местность, проходил по левому берегу Москвы-реки через Раменскую волость, через земли, на которых ныне находится город Жуковский.

Коренным образом жизнь Раменья изменилась в конце XIX века, когда была проложена Казанская железная дорога. Вдоль дороги были построены железнодорожные станции: Удельная, Быково, Ильинская, Прозоровская, Раменское. Земельные участки вдоль железной дороги застраивались дачами, которые сдавались в аренду на лето богатым москвичам.

Земли, на которых сегодня расположен город, долгое время проходили во всех казённых документах как «значительные пустоши». Лишь в 1908 году на них появилось первое крестьянское поселение – деревня Колонец. Сегодня это территория является районом города с тем же названием.

Строительство города Жуковского началось с решения правительства, принятого в январе 1934 года, о создании близ Москвы новой базы ЦАГИ. Планировалось построить первый в стране наукоград – город отечественной авиации и науки.

Место возле станции Отдых отвечало всем необходимым требованиям: здесь можно было разместить аэродром, гидроаэродром (предполагалось образовать в пойме Москвы-реки водохранилище), имелись необходимые промышленные сооружения и отличная транспортная связь со столицей. 13 августа 1933 года правительство утвердило строительную площадку для нового ЦАГИ, а 6 ноября 1935 года состоялась закладка корпуса малых аэродинамических труб.

Вокруг стройки сначала возник посёлок для строителей, а затем и для сотрудников нового ЦАГИ. В 1934 году было организовано Управление строительства Нового ЦАГИ, главным архитектором которого был назначен профессор В.А. Веснин.

В 1939 году посёлок получил своё первое название – Стаханово. Мощная государственная поддержка, наличие генерального плана, энтузиазм строителей – всё это способствовало быстрому росту рабочего посёлка. К 1939 году было построено 50 тыс. кв. м жилья, население составляло 10,8 тыс. человек.

В марте 1941 года на базе ЦАГИ был создан Лётно-Исследовательский Институт (ЛИИ). Место для нового института было выбрано рядом с ЦАГИ, в одном из ангаров которого и разместилась тогда аэродинамическая лаборатория. Территория институту была отведена между Москвой-рекой, дачным посёлком Кратово и селом Новорождествено.

Испытательный аэродром, построенный на землях села Новорождествено, в период с 1947 по 1953 годы увеличился до таких размеров, что село пришлось перенести на новое место.

В годы войны на базе аэродрома ЛИИ базировались тяжёлые самолёты дальнего действия. На территории санаториев разместились военные госпитали.

23 апреля 1947 года в честь 100-летнего юбилея основоположника отечественной авиационной науки и создателя ЦАГИ Н.Е. Жуковского указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Стаханово получил статус города и имя Жуковский. В это время в нём проживало 16,6 тысяч человек. На территории посёлка имелось два 4-этажных кирпичных дома, чуть более 200 малоэтажных построек, около 100 бараков, школа, детсад, котельная, электроподстанция и гараж. На каждого жителя приходилось всего 5 кв. м жилой площади.

В 1952 году Жуковский стал городом областного подчинения.

За исторически небольшой период времени в истории развития города Жуковского было принято и реализовано несколько Генеральных планов – 1933 года, предвоенный план (предположительно 1939 года, законченный в 1945 году), 1952, 1967, 1980, 1987, 2004 годов.2

Однако началом в истории генерального планирования города по праву нужно считать 1912 год. Именно тогда известному русскому архитектору В.Н. Семёнову был заказан проект города для железнодорожных рабочих и служащих, который планировался на северо-востоке современного Жуковского и прилегающего к нему пос. Кратово. Этот проект по праву считается первым в России проектом «города-сада».3

Проектируемый город призван был обеспечить функционирование нового вокзала, задуманного заказчиком проекта – председателем правления Московско-Рязанской железной дороги фон Мекком в районе платформы Прозоровской (современное Кратово). Вокзал должен был разгрузить перегруженный уже в то время Казанский вокзал, расположенный в Москве. Рядом с планируемым вокзалом предполагалось сооружение гостиницы, а на Москве-реке – пристани для доставки части пассажиров в столицу.

Для строительства города-«сада» была отведена большая территория – 680 га, на которой предполагалось создать удобную для жизни и работы гармоничную среду обитания.

В плане город имел лучевую структуру: три главных улицы-луча сходились к платформе, возле которой замысливалась центральная городская площадь, имевшая круглое начертание, с административным зданием, театром и зданием общественного собрания, церковью, библиотекой и банком.

Уличная сеть была строго дифференцирована: главная улица – бульвар, боковые лучи и полукольцевая улица – транспортные, связывающие вокзал, городской центр, парк на берегу речки Хрипанки, больничный и школьный комплексы, зимние плавательные бассейны.

Центральный луч – главная улица-бульвар – являлась чётко выраженной композиционной осью плана, связывающей въезд в город с центральной площадью. Планировка улиц в остальной части города имела живописное радиально-кольцевое начертание и образовывала систему соподчинённых друг другу радиусов, главной оси плана и полуколец. Трассировка жилых улиц была тщательно проработана и согласовывалась с рельефом местности.

Проект «города-сада» полностью оправдывал своё название. Из 680 га общей территории города 170 га отводилось под «внешние» парки, окружавшие город, и 53 га – под зелёные насаждения внутри города. Жилые кварталы занимали территорию в 335 га. Большой участок площадью до 85 га был отведён под учебный комплекс, для производственных нужд был выделен участок площадью 13 га.

Были разработаны строительные правила, регламентирующие права владельцев усадеб – дома должны были строиться с определённым отступом от оси улицы (не менее 10,6 м и не более 32 м). На каждый дом отводился участок от 14 до 23 соток. При этом не разрешалось застраивать более 10% участка и вырубать более половины растущих на нём деревьев.

В проекте предусматривалось строительство образцовых каменных и деревянных жилых домов, которые не должны были превышать двух этажей, в каждом из них могло проживать от одной до восьми семей.

В качестве общественного транспорта в городе предполагалось использование трамвая.

В 1914 году южнее платформы Прозоровской начались работы по воплощению проекта. Реализации проекта помешала Первая мировая война и Октябрьская революция.4 Однако до начала войны успели выполнить планировку территории, зарегулировать речку Хрипанку и создать Кратовский пруд, построить водопровод и даже несколько домов, которые сохранились до наших дней. Некоторые современные улицы города – Туполева, Гарнаева, Амет-хан-Султана – пролегли по просекам, прорубленным в лесу для улиц «города-сада».

В проектировании общественных зданий и их строительстве участвовали крупные зодчие – А.И. Таманян, А.В. Щусев, А.П. Иваницкий и др. В рамках большого проекта «города-сада» архитектором А.И. Таманяном был выполнен проект санаторного комплекса для больных туберкулёзом, строительство которого было закончено к 1923 году.

В 1929 году на Казанской железной дороге была открыта платформа Отдых, (между платформой Ильинская и станцией Кратово – бывшая Прозоровская) для обслуживания многочисленных санаториев и дачных участков, которые продолжали активно появляться в тенистых и целебных лесах Раменья. В 20-х годах был организован дом отдыха, со временем преобразованный в санаторий «Кратово».

В санаториях и дачах стали селиться партийные руководители, деятели науки и искусства. В одной из таких дач поселился видный советский авиаконструктор, один из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) – Андрей Николаевич Туполев. Существует мнение, что именно он предложил Совету Труда и Обороны выбрать для строительства нового ЦАГИ место вблизи от станции Отдых, которое отвечало всем необходимым требованиям и имело отличную транспортную связь со столицей.

13 августа 1933 года правительство утвердило строительную площадку для нового ЦАГИ. В январе 1934 года было принято решении Совета труда и обороны о строительстве комплекса НИИ (нового ЦАГИ, ЛИИ, лётно-испытательных и доводочных баз опытно-конструкторских бюро, расположенных в Москве) и поселения при нём.

Принятое решение о строительстве ЦАГИ явилось основанием для разработки Генерального плана «соцгорода» – посёлка Стаханово5. Фактически, в проекте Генерального плана, выполненном в 1933 году, было запланировано строительство первого в стране наукограда отечественной авиации.

Проектированию нового «соцгорода» большое внимание уделял А.Н. Туполев – первые годы он активно курировал проектные и строительные работы. Для работы над генеральным планом была создана специальная проектная организация под руководством академика архитектуры В.А. Веснина.

Планируемый город характеризовался чётким функциональным зонированием и состоял из жилой зоны «соцгорода» и дистанцированной от неё локализованной производственной зоны. Природные условия местности диктовали размещение аэродрома на обширной пойменной территории за массивом леса, который должен был стать экранирующим элементом по отношению к жилой застройке. В пойме Москвы-реки предполагалось образовать водохранилище и гидродром.

Проект, несмотря на некоторый схематизм, вместе с тем, развивал идеи проекта «города-сада» архитектора В.Н. Семёнова: сохранял сложившееся трёхлучие, идущее от ст. Прозоровской; формировал систему бульваров в кварталах жилой застройки, ведущих к рекреационной зоне города; развивал прибрежные и рекреационные территории в пойме реки Быковки. В проекте доминирующими являлись природные факторы. Планируемые кварталы города, веерообразно располагаясь на возвышенной части, были обращены к реке Быковке и Москве-реке.

В проекте была заложена система регулярной уличной сети города, в соответствии с которой сформировались кварталы центральной части города вдоль современных улиц Маяковского, Чкалова, Фрунзе, Жуковского, Пушкина. В проекте было определено место для общегородского центра, который размещался возле производственного участка ЦАГИ.

Производственные и жилые территории посёлка Стаханово застраивались в соответствии с проектом. 6 ноября 1935 года состоялась закладка корпуса малых аэродинамических труб Т-101 и Т-104. Строительство труб было объявлено всероссийской народной стройкой; и их возведение произошло в рекордно короткие сроки. Фактически, лучшие строительные организации со всей страны участвовали в строительстве комплекса корпусов нового ЦАГИ.

Рос и посёлок, в котором сначала проживали строители, а затем и сотрудники нового ЦАГИ. В марте 1941 года на базе ЦАГИ был создан Лётно-Исследовательский Институт (ЛИИ) с крупнейшей испытательной взлётно-посадочной полосой при ЛИИ. Место для нового института было выбрано рядом с ЦАГИ, в одном из ангаров которого и разместилась тогда аэродинамическая лаборатория. Территория институту была отведена между Москвой-рекой, дачным посёлком Кратово и селом Ново-Рождествено.

За период 1937-1941 годов были выполнены значительные работы по строительству первых объектов для авиационных институтов, котельных, начато строительство ТЭЦ.

Разработанный Генеральный план 1933 года стал основанием для проектов детальной планировки центральной части города. Особый интерес представляет проект, авторство которого приписывается В.А. Веснину.6 В этом проектном решении будущий Жуковский предстаёт как «неоклассический» город с «триумфальным» пространством центральных улиц и площадей, эспланадой главной площади, крупными выразительными формами застройки, соответствующими мощи и величию молодого советского города.

В соответствии с проектом в городе началось строительство 4-этажных кирпичных многоквартирных домов. Очень скоро между Ильинкой и деревней Колонец, с одной стороны, и посёлком Стаханово, с другой, возвышались известные сегодня в городе «первый» и «пятый» дома, построенные в 1937 году. Жилые дома проектировались и строились для сотрудников Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и Лётно-исследовательского института (ЛИИ): учёных, лётчиков-испытателей, конструкторов, инженеров-авиаторов. В память о них на фасадах домов сегодня установлены памятные доски.

Кирпичные жилые здания строились и на восточных территориях рядом с посёлком Стаханово, примыкающих к лесному массиву. Здесь же была построена первая в городе школа. Одновременно осваивались северо-западные территории будущего города, где строились кварталы 2-3-этажных жилых домов и небольшие объекты обслуживания.

В ряду проектов, совмещающих генеральное планирование и детальную планировку территорий, находится Генеральный план г. Жуковского, начатый в предвоенные годы и законченный в 1945 г.

В проекте была детально проработана планировочная структура центральной части города с регулярной сеткой улиц и геометрически правильными кварталами, ограниченными по периметру жилыми зданиями.

Развитие планировочной структуры города Жуковского со времени своего основания подчинялось, прежде всего, наличию в нём научно-производственного авиационного комплекса. В связи с этим, пространственная композиция застройки центральных территорий города строилась на сочетании продольных и поперечных осей, связывающих ЦАГИ и ЛИИ им. Громова. Так появилась пешеходная эспланада главной площади города с расположенным на ней сквером, обращённым к ЦАГИ. В поперечном к площади направлении формировалась анфилада застройки, ведущая к спортивному комплексу, расположенному перед большим массивом городского леса, за которым размещалась площадка ЛИИ.

Развитие центральных территорий подчинялось идее иерархического построения городского пространства: общественных – публичных пространств центральной площади, межквартальной анфилады, жилых – внутриквартальных пространств.

В проекте сохранялось планировочное направление улицы-«луча», реализованное в соответствии с решениями проекта города-«сада» и связывавшее железнодорожную станцию с проходной ЛИИ.

Массиву городского леса в проекте отводилась роль буферных экологических территорий, отделяющих жилые кварталы от территорий аэродрома ЛИИ. На участке леса, примыкающем к жилой застройке, планировался общественно-спортивный комплекс.

Закрепляется основная идея по созданию облика общегородского центра – подчинённость ЦАГИ, как главному системообразующему предприятию города. Зданиями, формирующими облик города, обращенными на центральную площадь и являющимися его архитектурно-пространственными доминантами, являются не только общественные и жилые постройки, но и административные корпуса предприятия, включая здание аэродинамической трубы.

Идеи планировочного развития, заложенные в проекте Генерального плана, определили ценность пространственной среды кварталов центральных территорий «Старого города»7 в застройке современного Жуковского. «Старый город», любимейшее место жуковчан, является «олицетворением» образа Жуковского – города науки и передовых технологий. Горожане гордятся и своими земляками – известными во всём мире выдающимися личностями, которые жили именно здесь, в первом и самом красивом жилом районе города, и его улицами и домами.

В период с 1947 по 1953 годы он вырос до таких размеров, что село пришлось перенести на новое место.

В 1949 году институтом «ГИПРОАВИАПРОМ» был разработан «Детальный проект застройки квартала № 30 г. Жуковский». К этому времени были построены жилые дома по улице Пушкина, велось строительство по улицам Чкалова и Ломоносова.

Основанием для разработки в 1952 году следующего Генерального плана стал факт получения в 1947 году посёлком Стаханово статуса города с именем Жуковский.

Территория города увеличивалась за счёт развития испытательного аэродрома, построенного на землях села Ново-Рождествено.

В районе «Колонец» был построен асфальтобетонный завод и проложены к нему подъездные железнодорожные пути. Были проведены работы по реконструкции и улучшению автогаражного, конно-гужевого и складского хозяйства. В первые послевоенные годы были укреплены и созданы новые объекты производственной базы: бетонно-растворное хозяйство, заводы для выпуска сборных железобетонных изделий и стеновых шлакоблоков, арматурная мастерская и деревообрабатывающие предприятия.

Генеральный план города 1952 года продолжал идеи классиков русского градостроительства, заложенные в предыдущих проектах. В Генеральном плане закреплялась существующая регулярная сеть основных городских улиц, общественных пространств, озеленённых территорий: скверов и бульваров, дворовых насаждений, формировалась система социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания.

К 1957 году были построены школы и детские сады, объекты социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания, инженерной инфраструктуры.

К юго-западу от кварталов многоквартирных зданий в 1949-1958 гг. появились два небольших по площади квартала 2-этажной кирпичной коттеджной застройки, ограниченные улицами Ломоносова, Пушкина, Чаплыгина и Садовым проездом.8

Построенные коттеджи предназначались для элиты советского авиастроения – главных конструкторов, лётчиков-испытателей, руководства и администрации объектов будущего наукограда – ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского и Лии им. Громова.

Коттеджи проектировались в основном на 2 семьи, каждой семье выделялся отдельный приусадебный участок. По тем временам «Дворянское гнездо» был весьма комфортабельным районом – для каждой квартиры был построен гараж для личного автомобиля с удобным благоустроенным подъездом.

Размещение общественных объектов общегородского значения подчинялось идее создания целостных ансамблевых композиций с формированием «глубинных» коридоров в системе общественных (публичных) пространств города.

В ряду этих объектов первостепенное значение имели здания, построенные на центральной площади города: Дом культуры им. В.И. Ленина и кинотеатр «Родина», расположенные по пространственной оси бульвара вдоль ул. Маяковского.

Столь же важным был спортивный комплекс «Метеор» у кромки городского леса, входной торжественный портал которого фланкировал пространство улиц Пушкина и Чаплыгина. Эти здания до сих пор являются не только архитектурным украшением современного города, но и главными акцентами пространственной композиции городского центра. Планировка парка культуры и отдыха, расположенного за стадионом, строилась на аллеях-лучах, продолжающих традицию проекта города-«сада».

В период с 1950 по 1961 годы формировались производственные зоны города: были построены хлебозавод, хладокомбинат, фабрика БУМИЗ, увеличена мощность завода товарного бетона и раствора, построены заводы для выпуска сборных железобетонных конструкций и изделий для изготовления крупных шлакоблоков для жилищного строительства, производственных объектов, существующих и вновь создаваемых институтов. Производственные зоны г. Жуковского складывались на севере и юго-западе города.

В это же время стала осуществляться трансформация подсобного аэропорта при Быковских мастерских в гражданский аэропорт союзного значения.

Генеральный план 1967 года закрепил как приоритетное западное направление развития города. Именно в этом документе впервые зафиксированы территориальные претензии города к аэропорту «Быково» – территориальное развитие Жуковского увязывалось с закрытием аэропорта.

В 70-е годы развитие города, в соответствии с Генеральным планом, связывалось с освоением его западных территорий, строительством здесь многоэтажной жилой застройки и новых объектов обслуживания. К 1977 году на месте деревни Колонец, расположенной на западе города, практически полностью был построен крупнейший городской жилой массив с одноимённым названием. Началась застройка многоэтажными домами северного района «Ильинка».

К началу 80-х годов планировочная структура города сложилась в её современном состоянии: основным каркасным элементом являлась главная транспортная артерия города - ул. Гагарина. По ней осуществлялся въезд в город со стороны Москвы, она обеспечивала связь основных научно-производственных объектов города - ЦАГИ и ЛИИ с жилыми районами города; вдоль главной улицы формировалась многоэтажная жилая застройка и строились объекты повседневного и эпизодического обслуживания. Функциональное многообразие получала застройка общегородского центра, сформировавшегося на пересечении ул. Гагарина с улицами Фрунзе и Жуковского. Интенсифицировалось развитие уличного пространства вдоль ул. Маяковского в «Старом городе». Локальная зона общегородского обслуживания, важнейшим элементом которой являлся спортивный комплекс «Метеор», складывалась вдоль ул. Пушкина.

В развитии города начали приобретать значение природные факторы: на его территории сохранялись крупные массивы леса, граница города определялась притоком Москвы-реки – рекой Быковкой.

Решения Генерального плана 1980 года распространялись на территории в современных границах города и закрепляли основные планировочные идеи в его развитии. Одновременно, в проекте предлагался интенсивный выход на территории Раменского района, главным образом, за счет нового жилищного строительства.

В результате реализации решений Генерального плана города 1980 года разрешались жилищные проблемы, но одновременно возникли проблемы экологического характера, связанные с воздействием аэропорта на прилегающие жилые территории. Экологическую обстановку усугубляло размещение в городе крупных испытательных и производственных комплексов, прохождение транзитной автомобильной магистрали по территории города.

Увеличение объёмов строительства в городе потребовало развития материальной базы завода железобетонных конструкций, ставшего мощным домостроительным комбинатом. Со временем хозяйство города приобрело многопрофильный характер. Здесь появились деревообрабатывающий завод, холодильное предприятие, машиностроительный завод. В результате, на северных территориях города вдоль железной дороги завершилось формирование обширной по площади производственной зоны. Южная производственная зона складывалась в районе «Наркомвод».

Планировочная структура сегодняшнего г. Жуковского отражает градостроительные идеи, которые были заложены при основании города и закреплялись в проектах Генеральных планов на последующих этапах его развития.

Основой планировочной структуры современного города является общественно-коммуникационный каркас, который строится на сочетании взаимоувязанных и взаимоподчинённых планировочных направлений. Главное планировочное направление в городе формируется проходящей с запада на юго-восток «дугообразной» главной улицей города – ул. Гагарина с «переключением» на ул. Чкалова и далее – ул. Амет-хан-Султана. Это планировочное направление обеспечивает связь западных районов, которые встречают въезжающих в город со стороны Москвы, с центром г. Жуковского и основными научно-производственными предприятиями – ЦАГИ и ЛИИ им. Громова.

Интенсивное строительство объектов различного функционального назначения вдоль ул. Гагарина привело к образованию фактически «сплошной» общественно-деловой зоны, сформировавшейся вдоль главной транспортной артерии города. У западной границы г. Жуковского на ул. Гагарина сложился крупный торгово-рыночный центр. Здесь же находится Духовный центр «Благовест» – православный центр города с расположенными на его территории объектами религиозного назначения. На всём протяжении ул. Гагарина локально размещаются комплексы общегородского и местного обслуживания, высшие учебные заведения, деловые и административные учреждения.

Продольное направление общественно-коммуникационного каркаса города «подхватывается» улицей Чкалова и продолжающей её улицей Амет-хан-Султана. Вдоль этих улиц расположены крупные объекты общегородского значения: городской рынок, торговые центры, развлекательные комплексы и пр. Объектом, фланкирующим продольное планировочное направление, является комплекс бывшей туберкулёзной больницы, в котором сегодня расположены театр «Стрела» и учебное заведение.

Центральным элементом общественно-коммуникационного каркаса г. Жуковского является главная площадь города – пл. Ленина, расположенная на пересечении основных транспортных связей города: ул. Гагарина, ул. Фрунзе, ул. Жуковского и Маяковского.

Подчинённая планировочной взаимосвязи главных научно-производственных предприятий города – ЦАГИ и ЛИИ, «Т»-образная форма центральных элементов коммуникационного каркаса города со временем получила развитие и в современном виде приобрела сложное крестообразное начертание, закрепленное направлением, которое связывает центр города с железнодорожной станцией Отдых. Это направление формируется ул. Фрунзе, вдоль которой расположены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, и завершается торговым центром на Московской площади у железнодорожной станции.

В развитии коммуникационного каркаса города важными являются и другие поперечные направления, которые сложились вдоль улиц: Мясищева – Спасателей, Дугина – Мичурина, Королёва, Лацкова, Горького – Дзержинского, Гарнаева, Нижегородской. Пространственно-композиционным завершением этих поперечных планировочных направлений являются центры обслуживания местного (районного) значения. Ул. Гарнаева  среди поперечных направлений является сохранившимся фрагментом плана «города-сада».

В настоящее время в развитии города, наряду с доминирующим значением научно-производственного авиационного комплекса, возрастает роль природных факторов. Городские леса, долинный комплекс р. Быковки становятся важными структурными элементами города.

В организации озеленённых территорий сохраняются композиционные традиции, заложенные при основании города – пространственные лучи, сходящиеся к узловым элементам планировочной структуры.

В процессе эволюции г. Жуковского, остовом которой являлась устойчивость планировочных идей «города-сада» и «неоклассического» города, сформировалась его особая пространственная среда, которая сегодня является градостроительным и культурным наследием города и должна быть сохранена для будущих поколений горожан.

Архитектурно-планировочное и объёмно-пространственное решения «Старого города» являются одним из последних образцов традиционного русского зодчества в советский период градостроительства. Здесь была создана жилая среда и неразрывно связанное с ней публичное пространство, классическое решение для центральной части города.

Жилые кварталы образованы прямоугольной сеткой улиц. Главная композиционно-планировочная ось «Старого города» – ул. Маяковского – начинается на севере от площади Ленина и заканчивается на юге центральным входом в городской парк. Начало и конец оси фиксируют архитектурно-градостроительные акценты: на севере – Дворец культуры, на юге – бывший кинотеатр «Звёздный».

Классическая периметральная застройка улиц воспринимается как постоянно меняющаяся: при заданном едином ритме и рисунке застройки в каждом квартале жилые дома отличаются размерами, пластикой, декоративным убранством и оттенками цветовых гамм фасадов, формами крыш. На отдельных перекрёстках улиц и проездов фасады угловых секций жилых домов эффектно оформлены башнями, фронтонами и другими декоративными элементами. По периметру всех улиц курдонёры не повторяют друг друга ни своими пространствами, ни благоустройством.

Оформление входов (въездов) во внутриквартальные пространства ассоциируются с идеей множественности триумфальных арок. Анфилада «пронизывающих» жилые дома арок в северных кварталах находит своё продолжение в южных – в виде оформленных оградами с воротами и калитками проходов между плотно стоящими друг к другу домами.

По периметру улиц, представляющие собой художественную ценность, отдельные соседние здания также связаны между собой оградами с оформленными входами, создающими впечатление замкнутости и камерности внутренних пространств жилых дворов-кварталов. Арки-проходы из кварталов в широтном направлении – на улицы Маяковского и Чкалова, а также торжественный въезд в один из дворов свидетельствуют о стремлении авторов проекта к неординарности, высоким эстетическим качествам и комфортности жилой среды, её благоустройству и внешнему оформлению.

Отличительной особенностью «Старого города» является высокий уровень озеленения. Основная идея первого генерального плана будущего города Жуковского – а именно планировки нового соцгорода для ЦАГИ – создание нового города-сада, идея, которую не удалось полностью реализовать по проекту известного архитектора В.Н. Семёнова на станции Прозоровская. Это предположение убедительно подтверждается организацией дворовых пространств в жилой застройке. Кажущиеся на первый взгляд неоправданно большими пространства жилых дворов объясняются стремлением авторов генерального плана имплантировать в них «внутриквартальные» скверы со своей системой бульваров, общественных зон, прогулочных дорожек, площадок отдыха и спортивных площадок, обеспечивающих удобные пешеходные и визуальные связи с каждым жилым домом. В оформлении дворовых пространств использовались скульптуры, часть из которых сохранилась и по сей день.

Главной улице подчинены второстепенные улицы, которые также обязательно ориентированы на архитектурные акценты. Застройка по периметру улиц плотная, дворовые пространства максимально изолированы от уличных. При этом всё пространство кварталов является прозрачным, прежде всего за счёт множественных арочных проходов и проездов в зданиях и ориентированной на них структуры дворовых аллей и пешеходных дорожек.

Улица Маяковского, организованная как бульвар, на пересечении с ул. Горького расширяется и переходит в сквер, образуя при этом композиционный узел, подчёркнутый выразительным архитектурно-художественным образом жилых домов. Непрерывное озеленённое пространство бульвара, а затем сквера, прерываясь на протяжении небольшого участка, занимаемого школой № 1, переходит в городской парк, сливающийся с городскими лесами.

Прилегающий к кварталам «Старого города» район «Дворянского гнезда» сформирован коттеджными домами; типологические и масштабные характеристики застройки здесь очень разнообразны. При периметральной строчной застройке кварталов каждая улица индивидуальна и обладает своим выразительным пространством.

Архитектурные акценты и планировочные узлы «Старого города» и «Дворянского гнезда» пространственно связаны образуют единое целое.

В соответствии со списком объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), предоставленным Министерством культуры Московской области, на территории городского округа Жуковский расположены объекты культурного наследия федерального и регионального значения, среди которых памятники и ансамбли, выявленный объект археологического наследия.

К памятникам федерального значения относится произведение монументального искусства «Монумент основоположнику аэродинамики Н.Е. Жуковскому». Памятник установлен в 1970 году в центре города на ул. Маяковского. Скульптор памятника – Тоидзе Г.М., архитектор – Тхор Б.И.

К объектам культурного наследия регионального значения относятся ансамбли: «Комплекс бывшего санатория для больных туберкулёзом», построенный по проекту академика архитектуры А.И. Таманяна в 1913-1923 годах, «Комплекс Быковской земской лечебницы им. С.А. Карзинкиной и Д.Е. Телешова», построенный в 1910 году.

На территории городского округа Жуковский расположен выявленный объект археологического наследия – многослойное поселение Кулаково-3, эпоха бронзы (II-I тыс. до н.э.), эпоха раннего железного века (I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.), XI-XIII, XIV-XVII вв. н.э.

Муниципальное образование «городской округ Жуковский» было образовано в соответствии с законом Московской области от 15.12.2004 № 171/2004-ОЗ «О статусе и границе городского округа Жуковский».

В соответствии с Законом Московской области от 22.05.2009 № 54/2009-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О статусе и границе городского округа Жуковский» и Закон Московской области «О статусе и границах Раменского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» территория городского округа Жуковский увеличена за счёт присоединения земель сельскохозяйственного назначения Раменского муниципального района и составляет 4722,9 га. В границе городского округа расположен единственный населённый пункт – город Жуковский.

Городской округ Жуковский граничит с территориями городских и сельских поселений Раменского муниципального района Московской области:

на севере – с городским поселением Ильинское и сельским поселением Верейское;

на востоке – с городскими поселениями Кратово, Раменское и сельским поселением Заболотьевское;

на юге – с сельскими поселениями Софьинское и Чулковское;

на западе – с сельскими поселениями Верейское, Островецкое и Чулковское.

Население города на 1 января 2010 составило 104,8 тыс. человек.

Сегодня городской округ Жуковский – общероссийский центр научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-экспериментальных работ в авиационной промышленности и связанных с ней отраслях радиоэлектроники и приборостроения.

В связи с высоким научным потенциалом, соответствием научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров научно-производственного комплекса приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, в 2007 году городу Жуковский был присвоен статус наукограда.9

Начиная с 1993 года в городе Жуковском регулярно проводится Международный авиационно-космический салон (МАКС), имеющий высокий рейтинг в мире.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.2008 № 217 «О национальном центре авиастроения», в целях развития отечественной науки и системы образования в области авиации, а также авиационной промышленности и в интересах военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на территории городского округа Жуковский формируется Национальный центр авиастроения. Создание Национального центра авиастроения планируется на основе использования потенциала города как наукограда, развития расположенных на его территории научных учреждений, учебных заведений, предприятий промышленности и других организаций, а также на основе модернизации имеющихся и создания новых объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница