Гласные звуки и их классификации



Скачать 368,15 Kb.
Дата12.09.2017
Размер368,15 Kb.
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ (разработчик – доц. Т. Е. Рутт)
Теоретический материал

Тема: Гласные звуки и их классификации

Гласные – это музыкальные тоны, образующиеся в результате прохождения слабой воздушной струи без препятствия при общей разлитой напряжённости речевого аппарата.

Классификации гласных

Основанием классификации гласных звуков служит

1) положение языка (т.е. место и степень подъёма языка);

2) участие или неучастие губ;

3) участие или неучастие нёбной занавески;

4) длительность звучания, или долгота;

4) сложность артикуляции;

5) полнота артикуляции и нек. др.

При образовании гласных наиболее активным органом речи является язык, который совершает движения в двух направлениях – горизонтальном, перемещаясь вперёд или назад, и вертикальном, поднимаясь или опускаясь.

Эти направления в движения языка взаимосвязаны: продвигаясь вперёд или отодвигаясь назад, язык одновременно в большей или меньшей степени поднимается к твёрдому нёбу. Однако для более чёткой характеристики гласных целесообразно учитывать каждое направление движения языка в отдельности.

1) По положению языка:

А) по месту подъёма языка (по ряду) выделяют гласные

а) переднего,

б) среднего и

в) заднего ряда.

При образовании гласных переднего ряда всё тело языка продвигается вперёд, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть спинки языка в той или иной степени поднимается к твёрдому нёбу. К таким гласным относятся русские [и] [э], немецкие [ü] [über]; [ö][öffnen].

При образовании гласных среднего ряда тело языка несколько отодвинуто назад, а вся его спинка высоко поднята к нёбу. При этом несколько приподнимается и кончик языка. Так образуются русские гласные ] и [а]:в слове [сад].

При произнесении гласных заднего ряда всё тело языка отодвигается назад, задняя часть спинки приподнимается к мягкому нёбу, а кончик языка опускается и несколько отходит от нижних зубов. Гласными заднего ряда являются русские [у] и [о], немецкое [а:] в слове [kа:m] «пришёл».

Произнесите последовательно звуки [и], [ы] [у] и вы ощутите разницу между гласными переднего, среднего и заднего ряда.

Б) по степени подъёма языка, или по степени раскрытия рта (по подъёму) различают

а) гласные верхнего подъёма, или закрытые, узкие гласные: [и], [ы], [у];

б) гласные среднего подъёма - [э], [о];

в) гласные нижнего подъёма, или открытые, широкие гласные - ].

Произнесите последовательно звуки [и], [э], [а]. Обратите внимание на то, как рот постепенно раскрывается всё шире и шире, а нижняя челюсть опускается. Если мы произнесём звуки в обратной последовательности, то рот постепенно будет закрываться, а нижняя челюсть приблизится к верхней губе. Ощутите при этом, как язык в разной степени приподнимается той или иной своей частью к нёбу.



Таблица 1. Классификация русских гласных

Ряд

Подъём

Передний

Средний

Задний

Верхний

и

ы

у

Средний

э




о

Нижний




а





Примечание: Общие таблицы гласных по Свифту и по МФА (Международной фонетической ассоциации) см. на стр. 185 и 188-189 учебника по введению в языкознание А.А. Реформатского (М., 2002).

3) По положению губ все гласные делятся на две группы:

а) лабиализованные, или огублённые. При образовании их губы вытягиваются вперёд и округляются: [о], [у], немецкие: [ü], [ö];

б) нелабиализованные, или неогублённые. При образовании их губы не вытягиваются вперёд и не округляются: [и], [э], [а].

4) По положению мягкого нёба, или нёбной занавески:

а) назализованные, или носовые, при образовании которых нёбная занавеска опущена, т.е. находится в нейтральном положении, и проход в носовую полость открыт. Носовые гласные встречаются в некоторых современных романских (например, во французском, португальском), и славянских (польском) языках; в древности все славянские языки имели носовые гласные. В современном русском языке носовые гласные возможны только при деформации носоглотки.

б) чистые (ротовые, неназализованные, или неносовые). При образовании чистых гласных нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке зева, проход в полость носа закрыт, и она не служит дополнительным резонатором. Большинство гласных в языках мира – чистые.

5) По длительности, или долготе гласные бывают:

а) долгие и

б) краткие.

В русском языке обычно ударные гласные более долгие. В немецком, английском, чешском долгота и краткость – очень важный дифференциальный признак гласных: англ.: it [it], eat [i:t]; нем.: im [im], ihm [i:m].

6) по сложности артикуляции (или по составу) гласные делятся на

а) монофтонги и

б) полифтонгидифтонги [ai], [a]: [nait] night; [dan] down

трифтонги fire [faiь]

Монофтонгам свойственна артикуляционная и акустическая однородность; при артикуляции гласного органы речи не меняют своего положения.

Дифтонг – это сложный звук, результат слияния двух, а иногда и трёх гласных в одном слоге. Дифтонг – это звук, произносимый единым артикуляторным движением; дифтонги обладают большей длительностью, чем монофтонги. Дифтонги имеются в английском, немецком, французском языках.

Трифтонг – слияние в пределах одного слога трёх гласных.

Дифтонги могут быть нисходящие и восходящие. У нисходящих дифтонгов слогообразующим является первый элемент; напряжённость произнесения сначала сильная, потом ослабевает; у восходящих дифтонгов слогообразующим является второй гласный; напряжённость произнесения сначала слабая, потом увеличивается.

Дифтонги бывают истинные и ложные. У истинных дифтонгов - оба составных элемента равноправные, оба чётко произносятся, но не распадаются на два слога. У ложных дифтонгов только один элемент является слогообразующим: май


Тема: Согласные и их классификации.

Согласныеэто шумы (иногда в сочетании с музыкальным тоном), образующиеся в результате прохождения сильной воздушной струи через какое-либо препятствие в любом месте речевого аппарата при отсутствии его разлитой напряжённости.
Классификации согласных

Согласные звуки более разнообразны по своей артикуляции, чем гласные. Поэтому и классификация согласных оказывается более сложной. Главным признаком согласных звуков является шум, производимый струёй выдыхаемого воздуха, когда она проходит через преграду, которую образует тот или иной орган речи.



Артикуляции

основные:

дополнительные:

  1. по месту образования преграды:

а) по активному органу;

б) по пассивному органу;


2) по характеру преграды и способу её преодоления;
3) по соотношению тона и шума.

1) по дополнительному подъёму средней части спинки языка к твёрдому нёбу - палатализация;
2) по дополнительному подъёму задней части спинки языка к мягкому нёбу - веляризация;
3) по участию губ - лабиализация; Перед гласными [о] и [у] согласные приобрета­ют губную артикуляцию. Ср. произношение согласных в словах там тут; перед [у] согласные произносятся с округленными и вытянутыми губами). [там - т°ут] и т.п.
4) по работе нёбной занавески - назализация;
5) аспирация (придыхание) – образуется сужением междусвязочной щели без напряжения мускулатуры, и взрыв образуется фрикацией воздуха о связки.

Основные артикуляции согласных:

1) по месту образования преграды:

а) по активному органу:

- губные:

-губно-губные (билабиальные): [б]-[б’], [п]-[п’], [м]-[м’]; англ.: [w] [m] [p] [b] при образовании их нижняя губа артикулирует по отношению к верхней губе

- губно-зубные (лабиадентальные): [в]-[в’], [ф]-[ф’]; англ.: [f] [v] - нижняя губа артикулирует по отношению к верхним зубам;


- язычные - в зависимости от того, какая часть спинки языка – передняя, средняя или задняя – является более активной, язычные согласные распадаются на

А) переднеязычные (работает передняя часть и кончик языка):

а. апикальные (кончик языка сближается с альвеолами и верхними зубами): [л]; [d],[t], [n];

б. дорсальные (передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам): [д], [т], [н], [c], [з], [д’], [т’], [н’], [c’], [з’] и нек. др.;

в. какуминальные (передняя часть спинки языка вогнута внутрь, кончик языка приподнят и загнут кверху): [ж] [ш] [ч’] [р];


Б) среднеязычные (преграда образуется за счёт сближения средней части спинки языка с твёрдым нёбом): русск. [j]; нем.[ç] ich-laut; Milch [milç]

В) заднеязычные: неглубокие (шумообразующая преграда создаётся сближением задней части спинки языка с мягким нёбом): русск.: [г],[к],[х]; англ., нем.: [] meeting, singen.

заднеязычные: глубокие (к нёбу приподнимается более дальняя часть задней области языка, расположенная против мягкого нёба):

- заязычные:



А) увулярные (от лат.: uvula - язычок) (преграда создаётся за счёт сближения маленького язычка и мягкого нёба с задней частью языка): франц. [r], нем. [x] ach-laut: Buch [bu:x];

Б) фарингальные (от греч. pharynx – глотка, зев) – (при образовании их корень языка продвигается назад и сближается с задней стенкой зева, полость глотки сужается): укр. [г], чеш.[h], нем. hauch-laut (Held «герой»).

В) ларингальные (от от греч. larynx- гортань) – (шумообразующая преграда создаётся в результате сближения голосовых связок).



б) по пассивному органу:

А) зубные (опорой для активного органа являются зубы): русские переднеязычные согласные;

Б) межзубные (кончик языка проходит между верхними и нижними зубами): англ. [], []

В) альвеолярные (опорой для активного органа – кончика языка- служат альвеолы): англ. [t], [d];

Г) нёбные:

- передненёбные (язык артикулирует по отношению к передней части твёрдого нёба): русск. [ж] [ш] [ч’] [р];

- средненёбные (язык артикулирует по отношению к средней части твёрдого нёба): русск. [j]; [г’], [к’], [х’];

задненёбные (язык артикулирует по отношению к задней части твёрдого нёба): русск. [г], [к], [х].

2) по характеру преграды и способу её преодоления



- смычные (при образовании их на пути выдыхаемой воздушной струи возникает смычка (затвор), которую нужно разорвать или обойти).

В зависимости от способа преодоления преграды смычные согласные подразделяются на

- взрывные (мгновенные, эксплозивные  от explosio «раскрытие с шумом»): [б]-[б’], [п]-[п’], [д]-[д’], [т]-[т’], [г], [к]; англ. [p] [b] – при образовании их смычка под напором воздушной струи разрывается, что производит впечатление взрыва;
- смычно-щелевые (аффрикаты): русск.: [ч’] [ц]; нем.: [pf] Pferd; [t] Deutsch; англ. [t] cheap, jeep [dßi:p]. Это слитные звуки, при произнесении которых на пути воздушной струи образуется смычка, но она не взрывается, а раскрывается в щель, через которую воздух проходит мгновенно
- смычно-проходные носовые: [м]-[м’]; [н]-[н’]; []

боковые (латеральные): [л]-[л’]

Смычно-проходные носовые произносятся при сравнительно слабой воздушной струе, часть воздуха проходит через открытую полость носа, придавая согласному специфическую носовую окраску, а ослабленная воздушная струя не в силах разорвать смычку.

При образовании смычно-проходных боковых кончик языка смыкается с верхними зубами или передняя часть спинки языка – с твёрдым нёбом, смычка не нарушается, но бока языка (иногда только один бок) опускаются, и воздушная струя устремляется в щели между языком и щеками, создавая слабый шум.

- щелевые (фрикативные, проточные, спиранты от лат. spirans, spirantis «дующий, выдыхающий»): русск. [в]-[в’], [ф]-[ф’] [c]-[c’], [з]-[з’], [ж] [ш] [j],[х].; укр. [г], англ. [f], [v], [w] и др. При произнесении их в том или ином месте речевого аппарата образуется узкая щель. Выдыхаемая воздушная струя трётся о стенки этой щели и создаёт шум.

К особенностям артикуляционной базы русского языка относится наличие однофокусных щелевых [в]-[в’], [ф]-[ф’] [c]-[c’], [з]-[з’], и двухфокусных щелевых [ж], [ш].

Однофокусные щелевые образуются при сближении органов речи только в одном месте (фокусе) речевого аппарата (один фокус образования шума). Артикуляция двухфокусных щелевых характеризуется двумя фокусами образования шума. Например, при артикуляции русского [ш] препятствие на пути воздушной струи встречается в двух местах: кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба или альвеолам и загнут; а задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу.
- дрожащие (вибранты): [р]

При образовании дрожащих активный орган – кончик языка или маленький язычок – ритмически колеблется в струе выдыхаемого воздуха и прерывает её, при этом затвор последовательно смыкается и размыкается.


3) по соотношению тона и шума:

шумные ( глухие – звонкие) и сонорные: [р-р’], [л-л’], [н-н’], [м-м’], [j].
Сонорные согласные, или сонанты состоят из голоса (тона) и незначительного шума. Их нередко называют полугласными.

Шумные согласные состоят из шума и голоса (тона) с преобладанием шума над голосом, или из одного шума; поэтому шумные согласные делятся на звонкие и глухие шумные.

Звонкие шумные состоят из шума и голоса с преобладанием шума над голосом. Глухие шумные состоят из шума.

В русском языке глухие более сильные, более напряжённые, чем звонкие (при общей ненапряжённости, слабости артикуляции вообще всех русских согласных); воздушная струя более сильная.




Характерные черты русского фонетического строя:

Наиболее характерной чертой русского фонетического строя, отличающей его от многих языков мира, является то, что в русском языке есть твёрдые и мягкие согласные. Их 15 пар: [б] - [б']; [в] - [в']; [г] - [г']; [к] - [к’]; [д] - [д']; [з] - [з']; [л] - [л']; [м] - [м']; [н] - [н']; [п] - [п']; [р] - [р']; [с] - [с']; [т] - [т']; [х] - [х']; [ф] и [ф'].

Остальные согласные не составляют пары по твердости/мягкости: и бывают или всегда твёрдые: [ц], [ш] и [ж]; или мягкие [ч'], [ш':], [j].

[j] – идеально мягкий звук. Мягкость – его основная артикуляция.

Мягкие согласные отличаются от соответствующих твёрдых дополнительной артикуляцией, которая заключается в поднятии средней части спинки языка к твёрдому нёбу. Эта дополнительная артикуляция соответствует артикуляции гласного [и].

Другой важной чертой русской фонетики является наличие глухих и звонких согласных. Их 11 пар: [б] - [п]; [б’] - [п’]; [в] - [ф]; [в’] - [ф’]; [д] - [т]; [д’] - [т’]; [з] - [с]; [з’] - [с']; [ж] - [ш]; [г] - [к]; [г’] - [к'].

Остальные согласные не имеют соотносительной пары по признаку глухости – звонкости: [ц], [ч’], [х], [ш:’]; [л] - [л']; [м] - [м']; [н] - [н']; [р] - [р']; [j].
Характеристика согласных звуков:


  1. основные артикуляции (по месту образования преграды - по активному и пассивному органу; по характеру преграды и способу её преодоления; по соотношению тона и шума);

  2. дополнительные артикуляции.

  3. Тема: Звуки речи: гласные и согласные.

Во всех языках мира существует два типа звуков речи: гласные и согласные.

Совокупность гласных образует вокализм (систему гласных). Совокупность согласных образует консонантизм (систему согласных). Гласные и согласные звуки различаются акустически, артикуляционно и функционально.



Таблица: Гласные и согласные звуки. Основания для их различия.


Основания для

сопоставления

гласные

согласные

функциональные различия

слогообразующие

сопутствующие (обычно не являются слогообразующими)

акустические

музыкальные тоны

шумы (шумы в сочетании с тоном)

артикуляционные:

а) наличие/отсутствие преграды на пути прохождения воздушной струи;

б) состояние речевого аппарата;
в) характер воздушной струи


а) отсутствие;


б) разлитая напряженность речевого аппарата;

в) воздушная струя – слабая.


а) наличие;


б) локальная напряженность: в месте образования преграды;

в) воздушная струя – сильная.


Лексика с точки зрения сферы употребления


Общенародная

Лексика ограниченного употребления






Диалектная

Специальная

Жаргоны и арго



Терминологическая


Специальная



Лексика с точки зрения функционально-стилевой принадлежности


Лексика литературного языка

  


разговорная



стилистически нейтральная, или межстилевая


книжная


официально-деловая

научная

публицистическая



Лексика с точки зрения экспрессивно-стилистической окраски:



положительно-окрашенная и отрицательно-окрашенная



высок., ласк., уменьш. и др. иронич., уничижит., презрит., неодобр., пренебр., бран. и др.

Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса

Активный лексический запас (активный словарь языка)

Пассивный лексический запас (пассивный словарь языка)

активно используется, постоянно востребован носителями языка,

Устаревшие слова – слова, выходящие из употребления

Неологизмы - слова, входящие в употребления

историзмы

архаизмы



Практическое занятие № 1.


Тема:

  • Язык как многоаспектное явление. Структурные элементы системы языка. Разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками. Язык и другие невербальные средства общения.

  • Происхождение языка. Закономерности исторического развития языков.

Вопросы и задания

  1. Прокомментируйте известные Вам определения языка. Предложите своё определение.

2. Перечислите основные гипотезы происхождения языка. Охарактеризуйте их.

3. Каковы основные функции языка?

4. Что означает изучение языка в синхронии и диахронии?

5. Что является источником развития языка? Приведите примеры исторического развития языков. Перечислите известные Вам мертвые языки.

6. Мировые языки. Искусственные языки.

7. Как соотносятся следующие понятия:

а) язык и общество;

б) язык и культура;

в) язык и мышление;

г) язык и сознание;

д) язык и речь (речевая деятельность).

8. Что такое коммуникативный процесс? Из чего он складывается?



Упражнения:

  1. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» (далее ЛЭС) найдите статьи на известные Вам мертвые языки. Подготовьте сообщение по одной из статей.

  2. Упр. № 6, 9, 10, 14 по кн.: Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. М., 1991.


Термины (выписать в отдельную тетрадь термины (с объяснениями):

Язык - речь. Система языка - структура языка. Парадигматика и ситагматика. Единицы языка, уровни языка. Дивергенция, конвергенция, скрещивание. Пиджин-язык. Креольские языки. Живые и мертвые языки. Искусственные языки. Международные языки. Синхрония, диахрония.
Литература:


  1. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 1965. Гл. 4.

  2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983. Гл. 1-12.

  3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.,1987, §§ 4-6, 8, 9, 13.

  4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.,2005, §§ 1-16.

  5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2002, §§ 1-6.1

Дополнительная литература:

Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. М., 1990.

Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск: Наука,1984.




Практическое занятие № 2.


Тема:

  • Формы существования языка. Национальный язык.

  • Понятие о литературном языке. Стили литературного языка.

  • Современное состояние русской речевой культуры.

Вопросы и задания



  1. Назовите исторические формы существования языка. Как образуются национальные языки?

  2. Понятие и основные признаки национального литературного языка.

  3. Какое понятие шире литературный язык или язык художественной литературы?

  4. Функциональные стили литературного языка.

  5. Внелитературные разновидности национального языка.

  6. Перечислите известные Вам нормативные словари СРЛЯ.

Упражнения:

1. Законспектировать главу 4 (стр. 36-61) из раздела «Проблемы лингвоэкологии XX века» в книге Л.В. Савельевой «Языковая экология». Петрозаводск, 1997.

2. Подготовить каждому студенту индивидуальное сообщение (5-7 мин.) на основе любой главы или параграфа (по выбору) из рекомендованной литературы:

  1. Савельева Л.В. Языковая экология». Петрозаводск, 1997. Раздел «Этноязыковая картина мира по данным русского языка и его истории». С. 62-128.

  2. Колесов В.В. Язык города. М.1991.

  3. Колесов В.В. Русская речь. СПб., 1998.

Термины

Литературный язык (его признаки); норма языка (указать виды норм); функциональный стиль языка, просторечие, диалект, жаргон.



Литература:

1) Реформатский А.А. Указ. соч. М., 2002. Гл. II (§24); Гл. VII. §§90,91;

2) Энциклопедия «Русский язык» (любое изд.);

3) Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС). М., 2002;

4) Горшков А. И. Русская стилистика. М., 2001. Гл. II (С. 31-45); Гл. XV (С. 292-295; 304-306);

5) Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А. И. Дунев, М. Я. Дымарский и др. СПб., 2003. Гл. III.2, 8; Гл. VI и VIII.

Дополнительная литература:

1) Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003;

2) Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

3) Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

4) Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 2001.

5) Грачев М.А. Как появляются арготизмы в нашей речи// Русская речь.1996. N1.



6) Шанский Н.М. Что такое современный русский литературный язык //

Русский язык в школе. 2001. №6.




Практическое занятие № 3.


Тема: Лингвистическая карта мира.


  • Сравнительно-историческое языкознание.

  • Генеалогическая классификация языков.

  • Индоевропейская семья языков.

  • Неиндоевропейские семьи языков.

sВопросы и задания:



  1. Каково количество языков в мире? Можно ли назвать точную цифру?

  2. Перечислите известные Вам классификации языков.

  3. Кто внес вклад в разработку генеалогической классификации языков?

  4. Понятие языкового родства. На основе чего устанавливается родство языков в сравнительно-историческом методе? Охарактеризуйте единицы генеалогической классификации: семья, ветвь (группа), подгруппа.

  5. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Внешняя и внутренняя реконструкция. (Подготовьте подробный конспект ответа по данной теме).

  6. Индоевропейская семья языков. Перечислите основные группы (подгруппы) индоевропейской семьи. Назовите наиболее распространенные языки.

  7. Славянские языки. Докажите родство славянских языков.

  8. Определите территорию распространения индоевропейской, тюркской, финно-угорской, семито-хамитской и кавказской семей.

  9. Языки каких семей (групп, подгрупп) распространены на территории России? (приведите примеры).


Упражнения:

1. Перечислите мертвые языки индоевропейской семьи (письменные и

бесписьменные).

2. Как и в чем проявляется лексическое и грамматическое родство славянских языков?

Приведите сопоставительную таблицу, иллюстрирующую общность слов и форм.

3. Определите место языков в генеалогической классификации (укажите семью, группу и подгруппу):

русский, немецкий, латинский, итальянский, испанский, шведский, болгарский, румынский, сербский, английский, французский, идиш, литовский, старославянский, греческий, афганский, украинский, албанский, норвежский, польский, хинди, армянский, санскрит, хеттский, персидский, латышский, цыганский, чешский, исландский, белорусский.

4. Вы путешествуете по маршруту: Петрозаводск – Хельсинки – Рига – Вильнюс – Таллин – Минск – Братислава - София – Прага – Варшава – Дрезден - Париж – Лиссабон – Кабул – Душанбе – Ереван – Ташкент – Кишинёв – Киев – Гавана – Петрозавадск.

Языки каких семей (групп, подгрупп) будут звучать на вашем пути?
Термины

Родственные языки, сравнительно-исторический метод; семья, группа (ветвь), подгруппа; внешняя и внутренняя реконструкция.

& Литература:

1.Реформатский А.А. Указ. соч. Гл. 6. §§ 74-76, 77-78. С.389-450.

2.Кодухов В.И. Указ. соч. Гл. 11. §§ 42-45.

3. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 2005. Гл. 7 и Приложение 4 (с. 372-375)

4.ЛЭС


¨ Дополнительная литература :

  1. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. – М.,1990. С. 21-23, 13-20.

  2. Кондрашов Н.А. Славянские языки. М., 1962. С. 3-13, 78-84.

  3. Языки народов СССР. Т.1 Индоевропейские языки. М., 1966. С. 9-54.

  4. Шанский Н.М. Русский язык в кругу славянских языков// Русский язык в школе. 2001. №4.

  5. Шанский Н.М. Русский язык в кругу индоевропейских языков// Русский язык в школе. 2001. №5.


Практическое занятие № 4.

¤ Тема:



  • Грамматический строй языка.

  • Разделы и единицы грамматики.

  • Грамматические способы.

  • Морфологическая классификация языков.

  • Грамматические категории.

  • Морфологические процессы.

s Вопросы и задания:



  1. Перечислите и охарактеризуйте разделы грамматики.

  2. Лексическое и грамматическое значения. Каких значений больше?

  3. Грамматическая форма и грамматическое значение. В чем различие реляционного и деривационного значений?

  4. Дайте определение морфемы. Типы морфем. Реляционное и деривационное значение морфем.

  5. Какие способы выражения грамматических значений Вы знаете? Какие из них представлены в русском языке?

  6. Охарактеризуйте языки корневые, аффиксальные и полисинтетические.

  7. К языкам какого строя относятся русский, английский, финский?

Что такое аналитизм и синтетизм в языке? Ответ проиллюстрируйте примерами из родного и изучаемого языка.

  1. Понятие о грамматической категории. Общие и частные грамматические категории.

  2. Общее и отличное в грамматических категориях разных языков мира. Перечислите грамматические категории русского и изучаемого языков.

  3. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Назовите принципы выделения частей речи. В чем их суть? Могут ли эти принципы противоречить друг другу?

  4. Своеобразие частей речи в языках мира (количество выделяемых частей речи, особенности выделения). Отнесли бы Вы части речи к языковым универсалиям? Существуют ли части речи, присущие всем языкам?

  5. Морфологические процессы опрощения и переразложения. Грамматическая аналогия.

  6. Перечислите единицы синтаксиса. Дайте определения. Вспомните, по каким основаниям классифицируют словосочетания и предложения.

  7. Какие виды синтаксической связи Вы знаете?

  8. Перечислите и охарактеризуйте виды подчинительной связи.

@ Упражнения:


Упр. 201, 207, 211; 244, 246-252; 274, 280, 303; 432, 438, 439.
Термины

Грамматическое значение, грамматическая форма, словоформа, парадигма, грамматическая форма, грамматическая категория, морфема, нулевая морфема, реляционное и деривационное значения, аффикс, префикс, постфикс, флексия, внутренняя флексия, аффиксация, агглютинация, изоляция, инкорпорация, супплетивизм, редупликация; части речи, предложение, словосочетание; сочинение, подчинение: согласование, управление, примыкание, изафет.

Морфологические процессы: опрощение, переразложение, аналогия, агглютинация, грамматизация.

& Литература:

1. Реформатский А.А. Указ. соч. Гл. 4, §§ 43-56. Гл. 6, § 79.

2. Кодухов В.И. Указ. соч. Гл. 9, §§ 32-35. Гл. 10, § 41.

3. Маслов Ю.С. Указ. соч.Гл. 4, §§ 1-3; 4-5.

4. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1972. С. 32-37.


¨ Дополнительная литература:

  1. Суник О.Н. Общая теория частей речи. М.,1966.

  2. Учение Ф.Ф.Фортунатова о форме слова// В кн.: Березин Ф.М. История лингвистических учений. М.,1975. С.135-139.

  3. Грамматические способы// В кн.: Общее языкознание/ Под ред. Супруна А.Е. Минск, 1983. С.248.

  4. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? М.,1988.

  5. Принципы описания языков мира//Под ред. В.Н. Ярцева, Б.А. Серебренникова. М., 1976.

  6. ЛЭС


Практическое занятие №5.
¤ Тема:

  • Многозначность слова (полисемия). Типы переносов лексического значения.

  • Омонимы, омонимия. Виды омонимов. Проблема разграничения полисемии и омонимии.

  • Паронимы, паронимия.

  • Синонимы, синонимия.

  • Антонимы, антонимия.

  • Табу. Эвфемизмы.

s Вопросы и задания:




  1. Паронимы. Явление парономазии.

  2. Синонимы. Типы синонимов.

  3. Синонимический ряд. Состав синонимического ряда.

  4. Каково соотношение понятий: синонимы – абсолютные синонимы – слова-дублеты – варианты слова.

  5. Синонимы словарные и контекстуальные. Приведите примеры.

  6. Антонимы. Явление энантиосемии.

  7. Антонимы общеязыковые или индивидуально-речевые (контекстуальные). Приведите примеры.

  8. Изобразительно-выразительные возможности синонимии, антонимии и паронимии. Какие стилистические фигуры основаны на данных явлениях?

  9. Охарактеризуйте типы лексических значений слова. Приведите свои примеры.

  10. Дайте развернутое описание омонимии как лингвистического явления (определение, типы омонимов, пути возникновения в языке, изобразительно-выразительные возможности).

  11. Какую роль в художественном тексте выполняет полисемия и омонимия? Проиллюстрируйте ответ собственными примерами из современной прозы или поэзии. Подберите примеры индивидуально-авторского употребления слов в переносном значении.

@ Упражнения:




  1. Приведите примеры из художественной прозы или поэзии, иллюстрирующие выразительные возможности синонимии, антонимии и паронимии.

  2. Проанализируйте значения и контекст употребления нескольких (наиболее трудных для Вас) пар паронимов.

  3. Упр. № 346. 348 – 350, 353, 358, 359, 374.

Термины:


Лексема, полисемия - моносемия, метафора, метонимия, синекдоха, номинативное значение слова, фразеологически связанное значение слова, синтаксически обусловленное значение (основные типы лексического значения слова); омоним, омофоны, омографы, омоформы.

Пароним, паронимия, парономазия; синоним, синонимия; антоним, антонимия, энантиосемия, оксюморон; табу, эвфемизмы.
& Литература:

  1. Реформатский А.А. Указ соч. Гл. 2, §§ 7-18.

  2. Кодухов В.И. Указ соч. Указ. соч. Гл. 8, § 26, 28, 31.

  3. Маслов Ю.С. Указ. соч. Гл. 3, §§ 3-5.

¨ Дополнительная литература:

1 Словари синонимов, антонимов, паронимов.

2. Будагов Р.А. Указ. соч. Гл. 1, §§ 6,9.

3. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.

4. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1964. §§ 1-8.

5. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М., 1980.

6. Смирницкий А.И. Основные проблемы слова//В кн.: Общее языкознание/ Хрестоматия. Сост. Косовский Б.И., Павленко Н.А. Минск, 1987. С. 368-378.

Практическое занятие №6.

¤ Тема:



  • Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Активный и пассивный лексический запас носителей языка.

  • Стилистические пласты лексики.

  • Историческая лексикология и этимология.

s Вопросы и задания:



  1. Лексика исконная и заимствованная.

1.1. Критерии исконности слова.

1.2..Заимствования укоренившиеся и неукоренившиеся. Интернациональные слова.

1.3 .Вкрапления, варваризмы, этнографизмы.

1.4 .Лексические кальки.

1.5 .Освоение заимствованных слов.


  1. Заимствование и пуризм.

  2. Охарактеризуйте словарный состав языка с точки зрения употребления слов.

  3. Историзмы и архаизмы. Их разновидности и функции, выполняемые в языке и речи.

  4. Каковы причины появления новых слов в языке? Неологизмы собственно языковые и индивидуально-стилистические.

  5. Стилистическая окраска и стилистическое значение языковой единицы.

  6. Нейтральные и стилистически окрашенные языковые средства (эмоционально-экспрессивно окрашенные и функционально окрашенные).

  7. Что изучает этимология? Чем научный этимологический анализ отличается от «народной» (ложной) и «детской» этимологии? Приведите примеры.

  8. Каковы принципы и приемы этимологического анализа?

  9. Что такое внутренняя форма слова? Ответ проиллюстрируйте примерами.

@ Упражнения:

1. Отразите содержание темы в виде схем.

2. Приведите примеры заимствованных слов из местных печатных СМИ. Проанализируйте степень их освоения. Укажите источник заимствования. Пользуйтесь словарями иностранных слов.



  1. Подготовьте выступление по одной из статей в журнале «Русская речь», посвященной устаревшей лексике, заимствованным словам или об этимологии слов и выражений (Обращайтесь к рубрике из истории слов и выражений).

6. Упр. 391, 395, 400, 405.

Термины



Историзмы, архаизмы, неологизмы; диалектизмы, профессионализмы, арготизмы; иноязычные слова, лексические кальки, полукальки; этимология, народная этимология, этимон, внутренняя форма слова.
& Литература:

Реформатский А. Указ. соч. Гл. 2, § 19, 24.

Кодухов В.И. Указ. соч. Гл. 8 § 26.

Маслов Ю.С. Указ. соч. Гл. 3 § 6. Гл. 5, § 2.

Откупщиков Ю.В. К истокам слова… 2-ое изд. М., 1973. С.6-17.

ЛЭС (о внутренней форме слова).

Русский язык. Энциклопедия. М., 1979. С.43-44.

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка.М.,1964.§§13-21.

¨ Дополнительная литература:


  1. Лексика русского языка 19-20 вв. М., 1981.

  2. Словарь перестройки. СПб., 1992.

  3. Будагов Р.А. Указ. соч. Гл.1, §§ 8, 11.

  4. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М., 1957.

  5. Максимов Л.Ю. Народная этимология и ее стилистические функции// Русский язык в школе. 1983, № 3.

  6. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., 1982. С. 22-42, 143-162.

  7. Успенский Л.В. Слово о словах. Имя дома твоего. Л., 1974.

  8. О внутренней и внешней реконструкции// Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. М., 1988. С. 43-46 .

  9. Словарь иностранных слов (любое издание).

  10. Толковые словари

  11. Этимологические словари.


Практическое занятие № 7.

¤ Тема: Фонетика как раздел языкознания. Строение речевого аппарата. Различие гласных и согласных.



  • Классификация согласных.

  • Классификация гласных.


s Вопросы и задания:

1. Назовите и охарактеризуйте три раздела фонетики.

2. Какие акустические признаки звуков Вам известны? Расскажите о них.

3. Чем отличаются гласные от согласных?

4. Перенесите из учебника В.И.Кодухова себе в тетрадь схему «Произносительный аппарат» (с. 104). Проанализируйте её. Подпишите латинские названия органов речи. Соотнесите названия органов речи с артикуляционной характеристикой согласных.

5. Перечислите и прокомментируйте признаки, на основании которых классифицируются согласные:



  • по способу образования

  • активному органу

  • месту образования

  • участию голосовых связок

  • по положению небной занавески

  • по дополнительной артикуляции

6. Сопоставьте характеристику гласных и согласных в русском и изучаемом языке.

7. Перенесите к себе в тетрадь таблицу «Классификация согласных» из учебника В.И.Кодухова (с.115). Научитесь ею пользоваться.

8. Перенесите в тетрадь таблицу гласных, приведенную в учебнике В.И. Кодухова (с. 112). Проанализируйте её.

9. Таблица гласных по МФА.

10. Объясните явление редукции гласных.

@ Упражнения:



  1. Охарактеризуйте гласные и согласные в своей фамилии, имени и отчестве.

  2. Работайте в парах. Отгадайте загаданный согласный по его развернутой артикуляционной характеристике.

  3. Опишите гласные изучаемого языка (воспользуйтесь таблицей

Международной фонетической ассоциации (МФА) – (А.А. Реформатский, 184).

Какой из перечисленных на С.125 (М.,1979.) или на С. 114 (изд. 2-ое. М., 1987) учебника В.И. Кодухова языков имеет больше других, а какой меньше других согласных звуков? Какое место по количеству согласных занимает в этом списке русский язык. Обязательно ли «отставание» по согласным компенсируется превосходством по количеству гласных звуков (ср. количество гласных и согласных у перечисленных в списке языков)?


4. Пользуясь транскрипцией двуязычных словарей и таблицей /МФА/, распределите подчёркнутые звуки по степени подъёма языка (каждый выбирает изучаемый язык). Для проверки используйте ключ к таблице гласных в учебнике А.А. Реформатского.

англ.: man, seat, men, but, part, dog, me, tongue, child, this

нем.: ihm, Hütte, im, elf, dort, Ehre, Apfel, Buch.

5.Описать три кинемы звуков в слове лёд.


Термины

Весь перечень терминов, связанных с характеристикой гласных и согласных звуков.

& Литература:

1. Кодухов В.И.Указ.соч. Гл.6. §§ 18, 19.

2. Реформатский А.А.Указ. соч. Гл. 3. §§ 28-31.

3. Маслов Ю.С. Указ. соч. Гл. 2. С.97-100.

4. Головин Б.Н. Указ. соч. Гл.2.

5. ЛЭС

6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.



7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

¨ Дополнительная литература:

1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. Гл. 3. С.131-168. Гл. 4.

2. Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. Л., 1948. Гл.3. Гл. 4. С.53-69.

3. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. Гл.2.

4. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 19709.Гл. 2. §§ 7-9. Гл. 3. §§ 19-24.






Практическое занятие № 8.

¤ Тема:



  • Фонетическое членение звукового потока: звук, слог, такт, фонетическое слово, фраза.

  • Позиционные и комбинаторные изменения звуков.

  • Суперсегментные единицы языка: интонация, ударение.

  • Звук и фонема. Их сходство и различие.

  • Фонетическая и фонологическая транскрипции.

s Вопросы и задания:



  1. Линейное членение звукового потока.

  2. Слог как артикуляционно-акустическая единица. Основные теории слога.

  3. В чем отличие комбинаторных процессов от позиционных? Перечислите и охарактеризуйте комбинаторные изменения звуков.

  4. Ударение и его виды. Энклитики и проклитики.

  5. Интонация и её элементы. В чем своеобразие интонационного рисунка разных языков?

  6. Сопоставьте главы, посвященные фонеме, в учебниках А.А.Реформатского, В.И.Кодухова, М.В. Панова, М.И. Матусевича, Л.Л. Буланина. Чем объясняются различия в толковании фонемы?

  7. Запишите в словарь-справочник определения фонемы, предлагаемые представителями

разных фонологических школ.
@ Упражнения:

  • Выполните упражнения №№ 2.63, 2.70, 2.72, 2.75, 2.100, 2.115, 2.120, 2. 138, 2.141, 2. 142, 2. 143; 2.214-2.21; 2.218; 2.221 по книге: Б. Ю. Норман. Сборник задач по введению в языкознание. Минск, 1989.

  • Определите фонемный состав следующих слов по двум школам (МФШ и СПФШ): снег, сказка, жить, садовод.

Повторить материал практического занятия № !

Термины



Аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, эпентеза, метатеза, диэреза, протеза, гаплология. Редукция. Энклитики, проклитики.
& Литература:

  1. Реформатский А.А. Указ. соч., Гл. 3,§§ 32-38.

  2. Кодухов В.И. Указ. соч. Гл. 6, §§ 20, 21

  3. Будагов Р.А. Указ. соч. Гл. 2. С. 180-199.

  4. Зиндер Л.Р. Указ. соч. Гл. 6, 7.

  5. Головин Б.Н. Указ. соч. Гл. 2.

  6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

Практическое занятие № 9.


¤ Тема:


  • Графика и орфография. Этапы развития письма.

  • Алфавиты.

s Вопросы:




  1. Расскажите о происхождении и основных этапах развития письма. Используйте дополнительную литературу.

  2. Как соотносятся понятия графика, орфография, транскрипция?

  3. Какие принципы орфографии Вы знаете? Приведите примеры. Какой принцип является ведущим в русской орфографии?

  4. Что такое транслитерация? Приведите примеры.

  5. Важнейшие графические системы мировой цивилизации. Греческий алфавит. Латиница и алфавиты на латинской основе. Кириллица. Русская азбука.

@ Упражнения:


Упр. № 183-187, 189, 193,194.
Термины
Пиктография, идеография, иероглифика, фонография. Пиктограмма, идеограмма, иероглиф, слоговое письмо, консонантное письмо, консонантно-вокалическое письмо. Лигатура. Диакритические знаки. Транслитерация.
& Литература:

1. Реформатский А.А. Указ. соч. Гл. 5, §§ 68-73.

2.Кодухов В.И. Указ соч. Гл. 7, §§ 23- 25.

3. Головин Б.Н. Указ. соч. Гл. 13.



4. ЛЭС
¨ Дополнительная литература:

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., Просвещение, 1991

  2. Павленко Н.А. История письма. – Минск, 1987.

  3. Панов М. И все-таки она хорошая! (о русской орфографии):

  4. Панов М. Занимательная орфография.

  5. Фридрих И. История письма. М., 1979.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Тема: Лингвистическая карта мира. Сравнительно-исторический метод.




I.1. На каких языках говорят в зонах политической и межэтнической напряжённости: родственны ли языки участников конфликта (в пределах семьи, группы)?

1. Грузино-осетинский.

2. Армяно-азербайджанский.

3. В районе Сербской Краины и хорватии (между сербами и

хорватами).

4. Между Северной и Южной Кореей.

5. На Кипре (между греками и турками).

6. В районе реки Иордан (между евреями и арабами).

7. В населённых курдами провинциях Турции (между курдами и

турецкими властями).

8. В ирано-иракском конфликте (в 70-е годы XX в.).
2. В 861 году моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать им учителей, которые перевели бы для его соплеменников Священное Писание. Михаил III поручил эту миссию солунским братьям Константину и Мефодию. Какие языки были родными у участников этих исторических событий.
3. Перечислите 4-5 известных Вам мертвых языков. Какое место они занимают в генеалогической классификации?
4. К какой подгруппе относится старославянский язык? Почему он был понятен всем «словенским» народам? Почему современные болгары называют его древнеболгарским (старобългарски)?
5. Происходит ли русский язык из старославянского?
6. На языках каких семей говорят упомянутые А.С. Пушкиным представители народов? Перечислите эти народы. У какого из этих народов самоназвание не совпадает в настоящее время с названием языка?

«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык».
7. Назовите 3-4 учёных начала XIX века, которые независимо друг от друга занялись выяснением родственных отношений языков и достигли замечательных результатов. Какие языки были родными у этих учёных? Определите место каждого языка в генеалогической классификации?
II. 1. На прилагаемом фрагменте упаковки одно и то же содержание передано на 24 языках. Используя основной принцип сравнительно-исторического метода, попытайтесь отыскать родственные языки. Какие слова могут служить основанием родства?
2. Выполнить упр. №№ 52 и 55 из пособия «Лингвистические задачи» (М., 1983).


1 В дальнейшем заглавия данных учебников заменяются словами «Указ. соч.».


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница