Глобальные перспективы в инклюзивном образовании



Скачать 76,18 Kb.
Дата24.10.2016
Размер76,18 Kb.
Глобальные перспективы в инклюзивном образовании

Жиль Ван ден Брюль, Отдел развития базового образования ЮНЕСКО, Париж

В современном мире насчитывается 650 миллионов инвалидов. Согласно данным EFA Global Monitoring  в настоящее время более 77 миллионов детей в мире не ходят в школу (диаграмма 1), приблизительно 30-40% детей являются инвалидами, 80% из них проживают в развивающихся странах, 781 миллион человек в мире являются неграмотными, 2/3 из них женщины.


Диаграмма 1

Дети, не посещавшие школу в 2004 году



об инклюзии

Для достижения целей развития тысячелетия и целей ЮНЕСКО по обеспечению Образования для всех (таблица 1) и  необходимо обратить внимание на наиболее отверженных.

Таблица 1

Образование для всех в целях Дакара и целях развития тысячелетия

Цели Образования для всех (ОДВ)

Цели развития тысячелетия (ЦРТ)

  1. Расширять и совершенствовать всестороннее развитие и обучение ребенка с раннего детства

  2. Всеобщее начальное образование к 2015 году

  3. Обучающие и развивающие программы для молодежи и взрослых

  4. Повышение уровня грамотности среди взрослого населения на 50% к 2015

  5. Равенство полов к 2005 и половое равноправие к 2015

Улучшение качества образования

  1. Искоренить крайнюю нищету и голод

  2. Достичь всеобщего начального образования

  3. Продвигать равноправие полов и оказывать поддержку женщинам

  4. Снизить детскую смертность, а также достичь другие цели, касающиеся здравоохранения

Реализации целей ОДВ и ЦРТ будет способствовать развитие  инклюзивного образования. Инклюзивное образование – это процесс обращения и реакции на разнообразие нужд всех учащихся через возрастающее участие в учении и уменьшение эксклюзивности в и из обучения. В самом сердце инклюзивного образования лежит право на образование.

Цель инклюзивного образования -  поддержать образование для всех, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в обучении девочек и женщин, малоимущих, детей-инвалидов и детей, не посещающих школу.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.

Инклюзия влечет за собой изменения и модификации в содержании, подходах, структурах и стратегиях и предполагает много вариантов, а не только одну модель. Вопрос не в том, как  интегрировать в основную систему образования отдельных учащихся, а в том, как  трансформировать систему, чтобы она отвечала разнообразным потребностям всех учащихся

Развитие инклюзивного образования предполагает изменение парадигмы образования. Инклюзивное образование основано на принципе доступности для всех учащихся, находящихся в невыгодном положении, а не только для инвалидов. Инклюзивное образование, таким образом, — это сдвиг с теорий, постулатов, правил и моделей, касающихся исключительно инвалидов, к инклюзивной системе образования не только для инвалидов. Это все больший сдвиг к подходу, основанному на интересах ребенка/учащегося. Изменения здесь происходят на трех уровнях:


  • установок (отношений);

  • образовательной политики/стратегии;

  • в классе.

Инклюзия  это добавленная стоимость:

  • учителя и другие участники образовательного процесса создают позитивный опыт, который приносит радость и пользу от обучения вместе всем детям;

  • это процесс;

  • он способствует разнообразию;

  • он продвигает социальное единство, уважение и чувство собственного достоинства.

Инклюзия является полезной для всех:

n  для детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в учении, это означает обучение в обычных школах и классах наравне со сверстниками, не являющимися инвалидами. Для всех детей и взрослых это означает более богатый и полезный учебный опыт;

n  возросшая толерантность, пониженная дискриминация ведут к более миролюбивому обществу;

n  это значит, что школы и учителя подстраиваются и реагируют на потребности каждого ученика; такая включенность сама по себе выгодна школе, учителям и всем учащимся;

n  по определению инклюзивное образование вовлекает в процесс разнообразные ведомства, программы и действующих лиц;

n  инклюзивное образование предполагает непрерывный поток услуг.



Развитие инклюзивного образования затрагивает:

  • подходы, сферы деятельности и содержание;

  • государственную политику;

  • систему, связи и развитие;

  • учащихся и учителей.

Развитие инклюзивного образования предполагает комплексный и целостный подход:

  • Стратегии подготовки и повышения квалификации учителей и администрации.

  • Централизованные ресурсные центры и социально-ориентированные программы.

  • Вовлечение родителей как ресурса.

  • Мульти-ведомственное сотрудничество и развитие сотрудничества всех заинтересованных сторон на местном уровне.

  • Управление на школьном уровне.

  • Планы в сфере инклюзивного образования.

  • Планы ОДВ/глобального партнерства.

  • Распознавание проблем и вмешательство на ранних стадиях с целью улучшения и обеспечения доступа к школе.

  • Документальную фиксацию наглядных примеров/эпизодов прогрессивного опыта.

Важная роль отводиться подготовке педагогических и управленческих кадров:

  • подготовка учителей является основой инклюзивного образования;

  • роль инспекторов, руководителей школ, обучающего персонала также немаловажна;

  • эпизодичное обучение не является эффективным;

  • учителям нужна постоянная поддержка;

  • учителя могут стать источником перемен.

Активное участие в управлении школой является показателем развития инклюзивного образования. При этом важно:

  • Участвуют ли «особенные» дети/их родители в управлении школой.

  • Есть ли там учителя-инвалиды либо учителя из других групп-меньшинств.

  • Вовлечены ли эти люди в принятие решений и имеют ли они влияние в своих общинах.

Созданы и продолжают укрепляться международно-правовые основы, поддерживающие развитие инклюзивного образования.

Международная правовая структура в поддержку инклюзии включает в себя следующие составляющие:



об инклюзии

В 2007 году принята Конвенция ООН о защите прав инвалидов, являющаяся 1-ой конвенцией о правах человека в 21ом веке. Конвенция включает статью по системе инклюзивного обучения (статья 24): «Страны-участницы признают право инвалидов на образование. Осознавая это право без дискриминации на основе равных возможностей, страны-участницы обязуются применять инклюзивное образование  на всех уровнях и в течение всей жизни.» . 117 государств  уже подписали эту Конвенцию и 7 уже ее ратифицировали.

Образование рассматривается как средство и основа расширения прав человека, т.е. каждый человек имеет право на образовании, в образовании и способен расширить свои права через образование (таблица 2). Доказано, что образование положительно влияет на экономическое развитие  как на индивидуальном, так и на социальном уровнях. Образование также имеет возможность влиять на социальное развитие через, например, улучшение состояния здоровья. Образование рассматривается как центральный процесс на пути строительства социального капитала и социального единства.

Таблица 2

Право на образование, в образовании  и через образование

об инклюзии

Для достижения целей инклюзивного образования ЮНЕСКО разработана программу  Flagship, задачами которой являются:



  • Установление открытых партнерских отношений

  • Определение четких целей и задач

  • Определение, оказание содействия и осуществление деятельности в поддержку этих целей

  • Содействие мониторингу ОДВ (напр. ОГМ)

Партнерами программы Flagship являются:

  • МАР;

  • местные и международные организации инвалидов;

  • Юнисеф;

  • Международный банк;

  • ВОЗ;

  • МОТ;

  • Юнеско;

  • университеты Финляндии;

  • независимые эксперты.

Программа Flagship предполагает:

  • борьбу с дискриминацией и устранение барьеров на пути к учению и участию;

  • продвижение более широкого понятия образования, с тем чтобы включить в него жизненно важные навыки и учение на протяжении всей жизни;

  • фокусирование денежных средств и деятельности на нуждах инвалидов на пути к достижению целей ОДВ.

Стратегическими направлениями развития инклюзивного образования являются:

  • Развитие инклюзивной политики в сфере образования.

  • Планомерное развитие сотрудничества и совместных инициатив.

  • Создание Интернет-форума Знаний.

  • Выпуск статистических данных и показателей.

  • Развитие образования учителей.

Программа международной деятельности ЮНЕСКО по развитию инклюзивного образования включает в себя:

  • Разработку нормативных документов по инклюзии.

  • Разработку гибких учебных планов.

  • Сотрудничество с Международным бюро просвещения (МБП) в организации международной конференции по образованию.

  • Проведение региональных встреч по программе Flagship.

  • Встречи за круглым столом с докладчиком ООН по праву на образование (Май 2007)

  • Совместный меморандум МОТ и ВТО по общественным организациям реабилитации инвалидов

  • Поддержку региональных конференций и учебных семинаров

  • Распространение публикаций ЮНЕСКО

  • Сотрудничество с Активной образовательной сетью (EENET) при подготовке публикаций, налаживание связей

  • Взаимодействие с Межведомственной сетью по образованию в чрезвычайных ситуациях (INEE) в проекте “Реконструкция ради инклюзии”

Инициирован Интернет-форум Знаний, являющийся независимой платформой, где можно поделиться информацией, материалами, опытом. На форуме размещаются публикации новостей по текущим вопросам, ссылки на существующие информационные ресурсы и базы данных, материалы, разработанные и присланные партнерами, опыт стран-партнеров (www.inclusionflagship.net).

Основные идеи инклюзивного образования заключаются в следующем:



  • это экономически разумно;

  • нет готовых рецептов, подходящих  всем, все зависит от ситуации;

  • мы говорим о включении ВСЕХ детей;

  • есть хороший опыт, но его должно быть больше;

  • ничего не происходит за ночь – осуществлять задуманное, последовательно продвигаясь вперед;

  • мы не достигнем целей ОДВ, если будем продолжать действовать по старинке;

  • образование является не услугой, а правом.

---------
Заимствовано с сайта: http://mp.minsk.edu.by/

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница