Горбунова М. Л. д э. н., профессор, и о. зав кафедрой Института экономики и предпринимательства ннгу



Скачать 222,66 Kb.
Дата21.10.2016
Размер222,66 Kb.
Горбунова М.Л.

д.э.н., профессор, и.о. зав. кафедрой Института экономики и предпринимательства ННГУ

Комаров И.Д.

инженер-лаборант Института международных отношений и мировой истории ННГУ

Овчинников В.Н.

аспирант Института экономики и предпринимательства ННГУ
БАНК РАЗВИТИЯ И ПУЛ ВАЛЮТНЫХ РЕЗЕРВОВ БРИКС В АРХИТЕКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Ключевые слова: БРИКС, Банк развития БРИКС, Пул валютных резервов, МВФ, МБРР, мировая валютная система

Keywords: BRICS, New Development Bank, Contingency Reserve Arrangements, IMF, World Bank, International Monetary System
Введение

С началом функционирования Банка развития и Пула валютных резервов сотрудничество БРИКС в денежно-кредитной сфере приобрело определенную завершенность. Вызов, бросаемый лидерами развивающегося мира ключевым институтам Бреттон-Вудской системы – МВФ и Всемирному банку – очевиден, хотя финансовая мощь и институциональный потенциал этой группы развивающихся стран отстают от лидеров развитого мира и по ряду причин неустойчивы. Цель исследования – оценить перспективы новых институтов в системе глобального управления в контексте формирующейся международной валютной системы.



  1. Обзор литературы

Развитие интеграции стран БРИКС – лидеров развивающегося мира – важнейшее явление в системе международных политических и экономических отношений, влияющее на ее структуру, взаимосвязи и перспективы. Несмотря на определенную случайность возникновения объединения и разнородность состава участников БРИКС как в цивилизационном смысле, так и в отношении политических институтов и предпочтений, на данную группировку возлагаются значительные надежды в отстаивании интересов развивающихся стран в противостояниях между Севером и Югом по все большему кругу возникающих вопросов. Существование и функционирование БРИКС является вызовом развивающегося мира глобальному капитализму, сосредоточением власти которого является триада США-ЕС-Япония.

Общее взаимодействие группы с ведущими странами Запада может осуществляться двумя путями1: 1) БРИКС может интегрироваться в существующую систему миропорядка западного толка; 2) отношения будут осуществляться в рамках вызова, бросаемого БРИКС прозападному (проамериканскому) мироустройству, и будут сопровождаться системными конфликтами. У. Робинсон2 полагает, что рассматриваемое многостороннее взаимодействие Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской республики отражает общий тренд на глобальную интеграцию, облегчая развитие транснационального бизнеса и способствуя сглаживанию неравномерности мирового развития. С другой стороны, сталкиваясь с новыми вызовами в финансово-экономической сфере на фоне нарастания политических противоречий между КНР и Россией, с одной стороны, и США и ЕС – с другой, представляется, что БРИКС все больше склоняется ко второму варианту. Так, Рамещ Такур3 отмечает, что страны БРИКС имеют общий интерес в уравновешивании сил Запада, в первую очередь, США, что можно сделать только сообща, и, хотя они не являются типичными представителями стран Третьего мира, они могут отстаивать его интересы в дискуссии между Севером и Югом.

Официальная повестка взаимодействия стран БРИКС концентрируется на ряде общих интересов стратегического характера, среди которых4

1) стремление к реформе финансово-экономической архитектуры мира;

2) укрепление институтов международного права против политик односторонних силовых действий с сохранением центральной роли ООН;

3) осуществление модернизации в экономической и социальной сферах;

4) развитие многостороннего экономического сотрудничества.

М.Ю. Головнин и Л.Е. Гришаева1 подчеркивают приоритетность финансово-экономических целей сотрудничества БРИКС, которые проявляются в необходимости совместными усилиями решать проблемы, обострившиеся в результате мирового кризиса, а также в стремлении к усилению веса развивающихся стран в профильных международных организациях. Общий тренд на изменения в системе международных валютно-финансовых отношений, продвигаемый странами БРИКС, связан с возрастанием роли стран с формирующими рынками и развивающихся стран в международной финансовой архитектуре.

При этом первоначально страны БРИКС пытались действовать в рамках существующих международных финансовых институтов: речь шла об изменении веса этих стран в системе квот и голосов Международного валютного фонда, в чем в наибольшей степени заинтересован Китай. Институционализация же сотрудничества стран БРИКС в денежно-кредитной сфере в формате создаваемых Банка развития и Пула валютных резервов (прямых аналогов Бреттон-Вудских институтов) не планировалась заранее. По мнению М.Ю. Головнина2, создание институтов связано как с неудачей в создании Азиатского валютного фонда после кризиса 1997 г., так и с неудовлетворенностью ходом реформы МВФ. В логику новых институтов была заложена их дополняющая роль по отношению к существующим международным финансовым институтам: «такой банк [Банк развития БРИКС – прим. авторов] дополнил бы уже прилагаемые усилия международных и региональных финансовых институтов, нацеленные на глобальный рост и развитие»3.

Джу Ксяочюань4 в более раннем исследовании перспектив развития мировой валютно-финансовой системы, обращает внимание на то, что роль стран БРИКС в мировой валютной системе определяется не столько позициями их валют на мировом валютном рынке, сколько их значением в качестве держателей международных резервных активов, где лидирует Китай с большим отрывом. Однако, по мнению данного автора, однозначного видения таких перспектив мировой валютной системы, а тем более попыток ее построения у стран БРИКС пока нет.

По итогам обзора литературы в отношении будущего валютно-финансового сотрудничества БРИКС, активную институционализацию которого мы наблюдаем, можно сказать следующее:


  • вполне вероятно, что базовой мотивацией БРИКС является обеспечение стратегической самостоятельности стран-участниц по отношению к развитому миру (в первую очередь, от США), в то время как валютно-финансовое сотрудничество – драйвер развития БРИКС;

  • реализация валютно-финансовых инициатив БРИКС будет осуществляться с учетом двойственности траектории развития отношений со странами Запада – в режиме кооперации и режиме вызова, поскольку по своей природе БРИКС – уже глобальный, а не региональный многосторонний формат, который, с одной стороны, отвечает целям прозрачности международного взаимодействия, санкционированным развитыми странами, с другой – слишком амбициозен, чтобы не создавать конкуренции и передела сфер влияния;

  • положение стран БРИКС в мировой валютно-финансовой сфере не соответствует их роли в мировом хозяйстве (наиболее чувствительные моменты – доля в международных расчетах, представительство в организациях),

  • трансформация валютно-финансовой повестки БРИКС направлена от пересмотра квот и голосов в МВФ к созданию прямых аналогов Бреттон-Вудских институтов и обусловлена текущими геополитическими и геоэкономическими событиями.

  1. Предпосылки валютно-финансовой интеграции БРИКС

Разделяя идеи Джу Ксяочюаня, мы предполагаем, что перспективы развития новых институтов напрямую связаны с финансово-экономическими возможностями участников. Совокупные золотовалютные резервы стран БРИКС велики (более $ 5 трлн. на конец 2013 г., см. табл. 1), что практически в два раза превышает показатели «Большой семерки», что значимо в условиях обострения глобального финансового кризиса, когда развитые страны испытывают острый дефицит ресурсов для его преодоления и оттягивают на себя капиталы из развивающихся экономик. Кроме того, сопоставление совокупных резервов свидетельствует о масштабах проблемы «порчи» существующих мировых денег.

Таблица 1



Динамика официальных резервов стран БРИКС, млрд. долл.




2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Бразилия

193,8

238,5

288,6

352,0

373,1

358,8

363,6

КНР

1966,2

2453,2

2914,2

3255,8

3387,9

3880,4

3899,3

Индия

255,9

283,5

297,3

296,7

295,6

293,9

320,3

РФ

426,3

439,5

479,4

498,6

537,6

509,6

385,5

ЮАР

34,1

39,7

43,8

48,9

50,7

49,6

49,1

БРИКС, всего

2876,3

3454,3

4023,3

4452,0

4645,0

5092,3

5017,7

Канада

43,6

54,6

56,8

65,6

68,5

71,9

74,7

Франция

102,9

133,1

166,3

172,2

184,6

144,9

143,5

Германия

138,0

180,9

216,6

238,9

248,9

198,2

192,7

Италия

105,3

132,8

158,9

173,3

181,7

145,5

142,2

Япония

1024,6

1051,2

1096,7

1293,3

1264,7

1268,1

1252,3

Соединенное Королевство

52,9

65,0

77,7

87,8

97,4

101,1

105,7

США

293,7

403,8

488,7

537,0

572,4

448,3

434,3

G7, всего

1761,1

2021,4

2261,8

2568,0

2618,1

2378,1

2345,4

Источник: статистика МВФ, расчеты авторов.

Таблица 2

Состояние СТО стран БРИКС, млрд. долл.




2008

2009

2010

2011

2012

2013

Бразилия

-28,2

-24,3

-47,3

-52,5

-54,2

-81,1

Китай

420,6

243,3

237,8

136,1

215,4

148,2

Индия

-31,0

-26,2

-54,5

-62,5

-91,5

-49,2

РФ

103,9

50,4

67,5

97,3

71,3

34,8

ЮАР

-16,4

-7,9

-5,5

-9,1

-19,7

-21,2

Источник: статистика МВФ, расчеты авторов.
На формирование резервов стран БРИКС влияет и состояние других разделов платежного баланса: счета текущих операций (СТО) и финансового счета (ФС). В целом анализ сальдо счета текущих операций (табл. 2) показал, что только РФ и КНР сохраняют положительное, хотя и стремительно сокращающееся сальдо СТО, в ЮАР и Бразилии ситуация ухудшается, в Индии – негативна и волатильна.

Детальный анализ сальдо счета текущих операций стран БРИКС (за более ранний период), проведенный Е.М. Петриковой, показал, что1:

– в странах БРИКС наблюдается повышение роли импорта по сравнению с экспортом;

– имеет место отрицательное сальдо баланса услуг у России и Бразилии и положительное – у Китая и Индии;

– выявлен отток капитала из стран БРИКС (за исключением Китая) в виде процентов за использованный капитал.

Динамика международного движения капитала в странах-участницах БРИКС, в соответствии с результатами исследования В.Г.Кандалинцева (также относящегося к более раннему периоду)1, характеризуется тем, что: 1) страны являются нетто-получателями инвестиций; 2) их инвестиционная привлекательность растет из-за присутствия факторов экономического роста – емких внутренних рынков, недорогой квалифицированной рабочей силы и значительных запасов природных ресурсов; 3) секторная структура поступающих инвестиций различна: приток проектов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию и Китай носит индустриальный характер, а в Индию, Бразилию и ЮАР – постиндустриальный; 4) отраслевая структура исходящих инвестиций также неоднородна: для России и Китай характерно преобладание инвестиций в сырьевые отрасли, а для Индии – в обрабатывающие; 5) в оттоках средств преобладает инвестирование в соседние регионы с привлечением оффшорных механизмов; качество бизнес-среды в соответствии с рейтингом ведения бизнеса неудовлетворительно, за исключением ЮАР.

Таблица 3

Состояние финансового счета (СДК) стран БРИКС, млн. долл.






2008

2009

2010

2011

2012

2013

Бразилия

26,12

-4,55

16,43

3,85

8,02

13,35

Китай

56,74

43,89

57,95

48,42

64,96

72,97

Индия

19,26

16,10

15,97

12,61

8,55

1,76

РФ

55,66

43,28

52,62

66,85

48,82

86,51

ЮАР

25,49

25,73

30,76

33,33

29,14

25,24

Источник: статистика МВФ, расчеты авторов.

Желуденко Е.П.2, рассматривая задолженность стран БРИКС, выделяет ряд общих черт для стран-участниц объединения: 1) начиная с середины 2000-х гг., внешний долг БРИКС рос во всех странах, главным образом, за счет увеличения долгов частного сектора; 2) доли негосударственного внешнего долга Китая и России максимальны среди стран БРИКС (84% и 92% соответственно), в Бразилии и ЮАР еще значительны государственные заимствования.

Таким образом, предпосылки для институционализации валютно-финансового сотрудничества за счет создания организаций – валютного фонда и банка развития по подобию Бреттон-Вудских институтов (МВФ и Всемирного банка) – существуют. В первую очередь, перспективы институционализации валютно-финансового сотрудничества зависят от КНР, чьи резервы превосходят вместе взятые резервы стран «Большой семерки». Положительную роль в формировании резервов БРИКС, помимо внешней торговли КНР, играют положительное сальдо текущих операций РФ, а также продолжающийся приток финансовых ресурсов в КНР, РФ и Бразилию.


  1. Сравнительный анализ институтов БРИКС и Бреттон-Вудской системы

По итогам саммита БРИКС в Форталезе (2014 г.) было подписано соглашение о создании Банка развития БРИКС и Пула валютных резервов1. Банк развития будет располагать уставным капиталом в 50 миллиардов долларов. Первоочередная задача банка – финансирование инфраструктурных проектов в странах-участницах, в дальнейшем займы будут предоставляться и другим развивающимся странам, которые не участвуют в группе БРИКС.

Договор о пуле условных валютных резервов стран БРИКС вступил в силу 30 июля 2015 г., 7 июля 2015 года в Москве главы центральных банков БРИКС заключили соответствующее операционное соглашение. Пул валютных резервов БРИКС будет предоставлять своим членам стабилизационные кредиты (через свопы) для выравнивания их торговых балансов, а также для отражения атак спекулянтов на их национальные валюты. Капитал пула будет составлять 100 миллиардов долларов, из которых 41 миллиард внесет Китай, по 18 миллиардов – Россия, Бразилия и Индия, оставшиеся 5 миллиардов предоставит Южно-Африканская Республика. При необходимости Китай сможет рассчитывать на помощь в размере половины от своего взноса, ЮАР – вдвое больше своего взноса, остальные страны получат не больше суммы, которую они внесли. Первоначальный валютный резерв предоставит эффективную защиту странам-участницам от кризисов на финансовом рынке2. При этом 30% располагаемой суммы распределяется независимым решением управляющих Пулом, а 70% – только при наличии у занимающей страны помощи МВФ. Таким образом, Пул валютных резервов имеет комплементарный характер по отношению к прозападным валютно-финансовым институциям.

Попытаемся сравнить Пул валютных резервов и МВФ с точки зрения целей. Несмотря на сходность сферы действия (стабилизация валютного курса), эти учреждения, скорее, несопоставимы. Перед МВФ его учредители изначально ставили широкий круг задач, в том числе стратегических1:


  • способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;

  • содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счет этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики;

  • способствовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;

  • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

  • за счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

  • в соответствии с вышеизложенным, сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Таблица 4

Финансовые параметры деятельности МВФ и Пула валютных резервов БРИКС



Показатель

МВФ2

Пул валютных резервов БРИКС3

Собственные средства, млрд. долл.

327 (13.03.2015)

100

Распределение квот, текущее

США - 17,68%, Япония - 6,56%, Германия - 6,12%, Китай – 4%, Индия-2,44%, Россия –2,5%

Китай – 41 млрд. $, Россия, Бразилия и Индия – по 18 млрд. $, ЮАР – 5 млрд. $

Распределение квот, текущее

США – 16,74%; Япония – 6,23%; Германия – 5,81%; Китай – 3,81%; Франция – 4,13%; Индия – 2,34%; Россия – по 2,39%



Цели Пула имеют выраженный тактический характер. Южноафриканские исследователи М. Бизивик, Н. Каттанео, Д.Фрайер1 прямо указывают на сходство Пула резервов и Многосторонней валютной инициативы Чиангмай 2000 г. (Chiang Mai Initiative), которая представляет собой соглашение о валютных свопах, в котором участвуют 10 стран АСЕАН, КНР (включая Гонконг), Япония и Южная Корея. Данная инициатива возникла после Азиатского финансового кризиса 1997 г. для решения региональных краткосрочных проблем с ликвидностью и содействия работе других международных финансовых механизмов и организаций помощи, в первую очередь, МВФ. Таблица 2 показывает, что собственные средства образований различаются незначительно, но МВФ может мобилизовать существенно больше ресурсов, а средства Пула ограничены взносами БРИКС. Таким образом, Пул валютных резервов по масштабам пока не сопоставим с МВФ, однако учитывая торможение реформы МВФ можно ожидать трансформации целей валютно-финансового сотрудничества БРИКС как в сторону решения большего круга решаемых проблем, так и в смысле вовлечения новых участников.

Перейдем к сравнению параметров банков развития. В общем смысле, по мнению И.З. Ярыгиной2, межгосударственные банки развития занимаются формированием финансовых, страховых фондов, финансированием развития инфраструктуры, обеспечением потребностей клиентов-участников мирохозяйственных связей и расширением взаимодействия с контрагентами. Сравним цели, ресурсы и инструменты Международного банка реконструкции и развития и Банка развития БРИКС.

Таблица 5

Финансовые параметры деятельности МБРР и Банка развития БРИКС





МБРР3

Банк развития БРИКС

Собственные средства, млрд. долл.

38,637 (30.06.2015)

50 с увеличением до 100 млрд. долл., оплаченные акции – а сумму 10 млрд. долл.

Баланс, млрд. долл.

343,225 (30.06.2015)




Распределение квот, текущее

США – 16,39%, Япония - 7,86%, Германия - 4,49%, Китай – 3,81%, Индия – 2,34%, Россия – по 2,78%

По 20% на каждую страну-участницу

Инструменты

  • Займы,

  • Гарантии,

  • Операционная деятельность: содействие займам, валютные операции

Валюта соответствует цели и месту займа

  • Гарантии, участие, кредиты и поддержка государственных и частных проектов, в том числе смешанных, приобретение ценных бумаг, облегчение доступа к мировым рынкам капитала для любого вида деятельности;

  • Софинансирование и согарантии по проектам других международных организаций;

  • Техническая помощь

Финансирование в местной валюте

Первоначальные цели МБРР1:



  • содействие реконструкции и развитию стран-участниц, пострадавших от войны путем облегчения инвестиций в производственный капитал;

  • продвижение частных инвестиций в производственные мощности путем гарантий или их замещения в случае отсутствия;

  • поддержка инвестиций, способствующих росту и сбалансированности внешней торговли;

  • ведение операций, направленных на привлечение зарубежных инвестиций и восстановления делового климата после войны.

В настоящее время на группу Всемирного банка, органичной частью которого является Международный банк реконструкции и развития, возложено выполнение Целей развития тысячелетия (Millennium development goals)2:

  • ликвидация нищеты и голода;

  • обеспечение всеобщего начального образования;

  • поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

  • сокращение детской смертности;

  • улучшение охраны материнства;

  • борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;

  • обеспечение устойчивого развития окружающей среды;

  • формирование глобального партнерства в целях развития.

Цель Банка развития БРИКС1 – намного более узкая – это мобилизация ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов, направленных на поддержание устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся экономиках.

Таким образом, МБРР и Банк развития БРИКС сопоставимы с точки зрения ресурсов и механизмов кредитования и иных форм содействия. Однако по функциям МБРР в определенном смысле уже перешел от проблематики реального сектора к развитию человеческого потенциала, то есть к социальной сфере, в то время как Банк развития БРИКС еще находится в индустриальной парадигме, а создание инфраструктуры в наибольшей степени интересует КНР.

Некоторые исследователи, в частности Ю.Н. Харитонова2, отмечают, что вопрос о переходе стран БРИКС на взаимные расчеты и кредитные линии в национальных валютах, которые могли бы способствовать снижению валютных рисков и сокращению издержек при торговле и долгосрочных инвестициях в экономики стран БРИКС, пока остается за пределами повестки взаимодействия стран.

Выводы

Подводя итоги, можно отметить, что основная идея инициатив и предложений стран БРИКС направлена на придание мировой валютной системе многополярного характера. Перспективы сотрудничества стран БРИКС будут зависеть от действия ряда позитивных и негативных факторов3. Среди факторов положительного влияния можно выделить:



  1. объективные потребности роста, развития, модернизации, сближающие страны;

  2. положительный опыт самостоятельного, без вмешательства и диктата промышленно развитых стран, взаимовыгодного финансового и экономического сотрудничества стран БРИКС;

  3. хорошая обеспеченность стран ключевыми для мирового развития ресурсами: Бразилия богата сельскохозяйственной продукцией, Россия имеет крупнейшие запасы природно-минеральных ресурсов, Индия обладает дешевыми интеллектуальными ресурсами, Китай обладает дешевыми трудовыми ресурсами;

  4. отражение в развитии БРИКС новых методов реализации многосторонней дипломатии, а в отношениях стран преобладает типологическая сопоставимость, сходство позиций по основным пунктам международной повестки дня, стремление показать пример ответственного лидерства.

К негативным аспектам развития можно отнести:

  1. наблюдаемую разнородность цивилизационных основ стран БРИКС, государства-участники объединения находятся на разных фазах цивилизационного развития: Бразилия, Индия и Китай – в восходящей фазе, Россия – в нисходящей;

  2. наличие конкуренции и соперничества внутри БРИКС;

  3. отсутствие доверия со стороны западных обществ, считающих объединение конъюнктурным, несмотря на необходимость совместных усилий для противодействия глобальным проблемам и выхода из финансово-экономического кризиса;

  4. слабость экономических систем стран, обусловленная зависимостью от конъюнктуры мировых цен на сырье, низким внутренним спросом и неспособностью национальной промышленности его обеспечить, слабостью финансовых систем и отсутствием в экономике «длинных» денег.

Представляется, что в долгосрочной перспективе формирование валютно-финансовых институтов БРИКС будет способствовать выстраиванию новой глобальной парадигмы системы международных отношений с измененным центром силы, в рамках которой рассматриваемые страны становятся лидерами и/или инициаторами реализации важных общемировых процессов. В то же время политика ведущих государств Запада и институтов под их эгидой уже не отвечает потребностям мирового хозяйства, и промедление с интеграцией новых сверхдержав в эти образования на равных правах приводит к поиску альтернативных решений в рамках новых форматов многостороннего сотрудничества. Таким образом, валютно-финансовое сотрудничество БРИКС показывает, что, несмотря на организационную гибкость и неформальный характер объединения, объединение может успешно решать задачи продвижения общих внешнеполитических интересов, развития стратегического партнерства между входящими в него странами, противостояния западному влиянию в мировой политике и экономике.

1 Injoo S. Between Confrontation and Assimilation: China and the fragmentation of global financial governance // Journal of Contemporary China. 2013. – Vol. 22:82. – P. 630-648.

2 Robinson W.I. The transnational state and the BRICS: a global capitalism perspective // Third World Quarterly. 2015. – Vol. 36, N 1. – P. 1-21.

3 Thakur R. How representative are brics? // Third World Quarterly. 2014. – Vol. 35, N 10. – P. 1791–1808.

4 Луков В.Б. Экономики БРИКС взаимодополняют друг друга, и это дает хорошую базу для развития многостороннего экономического сотрудничества // Индекс безопасности. 2012. - Т. 18, № 2 (101). - С. 11-16.


1 Головнин М.Ю. Страны БРИКС и реформирование мировой валютно-финансовой системы // Мир перемен. – М., 2012. - № 4. - С. 42-56; Гришаева Л.Е. БРИКС и новая роль России в глобальном партнёрстве // Экономический журнал. – М., 2012. - Т. 27, № 3. - С. 6-28.

2 Головнин М.Ю. – Цит. соч.

3 Делийская декларация на саммите объединения в Нью-Дели (Индия) 29 марта 2012 г. - http://www.kremlin.ru/ref_notes/1189

4 Xiaochuan Zhou. Reform of the International Monetary System // BIS Review. 2009. - N 41.

1 Петрикова Е.М. Указ соч.

1 Кандалинцев В.Г. Страны БРИКС в потоках прямых иностранных инвестиций // Восточная аналитика. 2012. - № 3. - С. 85-95.

2 Желуденко Е.П. Внешняя задолженность стран БРИКС // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2012. - Т. 4, № 1 (7). - С. 72-92.


1 Форталезская декларация (принята по итогам шестого саммита БРИКС). - http://www.kremlin.ru/media/events/files/41d4f1dd6741763252a8.pdf

2 Форталезская декларация; Чебан А.В. Создание Банка развития и Пула валютных резервов БРИКС // Альманах современной науки и образования. 2015. - № 3 (93). - С. 127-129.


1 Статьи соглашения Международного Валютного Фонда- - https://www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf

2 IMF Members' Quotas and Voting Power, and IMF Board of Governors. - https://www.imf.org/external/np/sec/memdir/members.aspx

3 Treaty for the Establishment of a BRICS Contingent Reserve Arrangement – ibid.

1 Biziwick M., Cattaneo N., Fryer D. The rationale for and potential role of the BRICS Contingent Reserve Arrangement // South African Journal of International Affairs. 2015. - DOI: 0.1080/10220461.2015.1069208

2 Ярыгина И.З. Роль банков развития в обеспечении экономических интересов БРИКС // Экономика. Налоги. Право. 2015. - № 3. - С. 102-108.

3 Information Statement International Bank for Reconstruction and Development. - http://treasury.worldbank.org/cmd/pdf/InformationStatement.pdf


1 International Bank for Reconstruction and Development. Articles of Agreement. - http://siteresources.worldbank.org/EXTABOUTUS/Resources/ibrd-articlesofagreement.pdf

2 Millennium development goals: World Bank’s Role. - http://www.worldbank.org/mdgs/


1 Agreement on the New Development Bank – Fortaleza, July 15. - http://brics.itamaraty.gov.br/media2/press-releases/219-agreement-on-the-new-development-bank-fortaleza-july-15

2 Харитонова Ю.Н. Перспективы российской денежной системы в проекте БРИКС // Мир современной науки. 2012. - № 5. - С. 58-60.

3 Головнин М.Ю. Указ. соч., Гришаева Л.Е. Указ соч., Луков В.Б. Указ соч., Петрикова Е.М. Указ соч.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница