Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации



Скачать 244,89 Kb.
Дата27.10.2016
Размер244,89 Kb.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации

С.И.Круглик

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования и науки Российской Федерации

И.И. Калина


2008 г. (печать)

« » 2008 г.

Регистрационный помер Минобрнауки России ГТ ПИК


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

«ГРАДОСТРОИТЕЛЬ»

Москва 2008


1. Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы «Градостроительство» для получения дополнительной квалификации «Градостроитель».

1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа «Градостроительство» для получения дополнительной квалификации «Градостроитель» реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения указанной дополнительной квалификации (далее – Государственные требования).

1.2. Лица, желающие освоить программу «Градостроительство» для получения дополнительной квалификации «Градостроитель», должны иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки 270000 – архитектура и строительство, подтвержденное документом государственного образца, или параллельно с освоением основной образовательной программы специалиста или бакалавриата.

1.3. Обучение по программе «Градостроительство» может осуществляться с отрывом от работы, без отрыва от работы и с частичным отрывом от работы. Нормативный объем обучения по программе «Градостроительство» для получения дополнительной квалификации «Градостроитель» составляет не менее 1000 аудиторных часов вне зависимости от формы обучения. Обучение, проводимое с отрывом от производства, должно продолжаться не менее 1,5 года; обучение, проводимое без отрыва или с частичным отрывом от производства, - не менее 2 лет.

1.4. Лицам, успешно освоившим программу «Градостроительство» и успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдается диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением дополнительной квалификации «Градостроитель».

Присвоение дополнительной квалификации «Градостроитель» производится только лицам, имеющим подтвержденное документом государственного образца высшее профессиональное образование.

1.5. Целью программы «Градостроительство» является формирование высокопрофессиональных специалистов, обладающих современными знаниями и навыками, которые позволяют эффективно работать и осуществлять руководство организациями или их структурными подразделениями и коллективами в сфере градостроительной деятельности, подготовке документов территориального планирования, документации градостроительного зонирования и планировки территорий в условиях становления рынка и реформирования законодательства о градостроительной деятельности. Программа должна содействовать карьерному росту лиц, успешно ее освоивших.

1.6. Преимущественной сферой профессиональной деятельности обладателей квалификации «Градостроитель» является управление организациями или их структурными подразделениями в сфере градостроительства и градостроительной политики, разработке генеральных планов городов и поселений, предусматривающее самостоятельное решение управленческих и технических задач комплексного, многоуровневого и полифункционального характера.


2. Требования к содержанию программы «Градостроительство» для получения дополнительной квалификации «Градостроитель»
2.1. Руководством образовательного учреждения утверждаются требования к слушателям, поступающим на обучение по программе «Градостроительство», определяется миссия (главная цель) программы «Градостроительство», учитывающая специфику программы, характеристики групп слушателей и получаемые ими от обучения конечные результаты, а также другие целевые установки по программе.

Программа «Градостроительство» призвана обеспечивать комплексную подготовку специалистов в области градостроительства, менеджеров (руководителей) общего профиля, проект-менеджеров, главных инженеров и главных архитекторов проекта, охватывая все основные аспекты управления организацией и проектом (как внешние, так и внутренние), установленные Государственными требованиями.

2.2. По каждой из программ различных форм обучения составляются учебный и учебно-тематический планы, разработанные образовательным учреждением, рассмотренные и утвержденные в установленном порядке. Определяется состав, последовательность и длительность изучаемых дисциплин и выполняемых практических работ. Должна быть также раскрыта тематика занятий и порядок их проведения по всем дисциплинам и их разделам.

2.3. Допускается функциональная и иная специализация в рамках программы «Градостроительство» («Градостроительство» - генплан; «Градостроительство» - архитектура; («Градостроительство» - экономика и право; («Градостроительство» - городское землепользование; «Градостроительство» - транспорт; «Градостроительство» - планировка и благоустройство; «Градостроительство» - экологическая (комплексная) безопасность и т.п.), при условии выполнения требований по подготовке градостроителя общего профиля.

2.4. Учебный план программы «Градостроительство» должен охватывать основные функциональные области градостроительства (планировка и благоустройство населенных мест, градостроительное планирование, городской транспорт и дороги, городские сооружения, инженерная подготовка территорий, управление информационными ресурсами, природные и техногенные опасности, комплексная безопасность городов и поселений). Учебный план должен обеспечивать высокую интеграцию отдельных дисциплин с позиций подготовки градостроителя общего профиля и включать курсы по развитию градостроительной политики и градостроительного бизнеса, направленные на решение комплексных проблем градостроительства; способствовать индивидуальному развитию слушателей посредством формирования таких умений, как анализ градостроительных проблем, определение и решение основных задач (в том числе количественными методами и методами математического моделирования), принятия решений, командная работа, лидерство, ведение переговоров, коммуникации и презентации.

Завершающая часть должна содержать набор курсов по выбору для предоставления слушателям возможности определенной специализации в рамках программы «Градостроительство». Содержание учебных курсов должно не только давать возможность слушателям овладевать прочными теоретическими знаниями и осваивать аналитический инструментарий управления проектом, но и носить практическую направленность в части разработки отдельных разделов генеральных планов городов, транспортных схем, инженерной подготовки территорий и др.

2.5. Состав дисциплин по программе «Градостроительство» должен содействовать достижению ее миссии и обеспечивать соответствие содержание и формы обучения конкретной категории слушателей и их запросам.

В программе «Градостроительство» устанавливается следующий цикл научно-теоретических дисциплин, каждый из которых может складываться из нескольких самостоятельных курсов или их разделов:

2.5.1. Понимание градостроительства в российских, а также международных аспектах, включая правовые, социальные, экономические, архитектурные, технические и институциональные условия устойчивого развития территорий и поселений, обеспечивающих их комплексную безопасность (пожарная, санитарная, экологическая безопасность, безопасность строительства, эксплуатации, реконструкции и ликвидации городских объектов).

2.6.2. Научные и правовые основы градостроительства, в том числе:



  • основы расселения, градостроительного планирования и теории города;

  • градостроительное регулирование и управление развитием территорий;

  • правовое регулирование и нормирование градостроительной деятельности;

  • муниципальное управление и социальное планирование в градостроительстве;

  • землепользование и городской кадастр;

  • административная этика.

2.5.3. Базовые профессиональные дисциплины в области градостроительства, в том числе:

  • организация градостроительного проектирования;

  • информационные технологии в градостроительстве;

  • планировка застройка и реконструкция урбанизированных территорий;

  • инженерная подготовка и защита территорий;

  • транспорт и улично-дорожная сеть;

  • инженерное оборудование территорий;

  • комплексное инженерное благоустройство городских территорий;

  • основы комплексной безопасности городов (пожарная, экологическая, санитарная, техническая);

  • ландшафтно-экологические основы градостроительного проектирования;

  • управление инфраструктурой и ресурсами территорий;

  • основы геотехники урбанизированных территорий и освоения подземного пространства городов.

Конкретный перечень изучаемых базовых профессиональных дисциплин формируется образовательным учреждением.

2.5.4. Цикл специальных дисциплин (дисциплин функциональной и иной специализации) предусматривает углубление знаний и развитие умений по конкретным аспектам градостроительной деятельности и эффективного управления проектом в зависимости от целей программы и контингента слушателей с учетом их опыта работы, должностного уровня и других интересов. Содержание циклов специальных дисциплин и дисциплин специализации формируется образовательным учреждением самостоятельно. Обучаемый самостоятельно формирует перечень дисциплин указанного цикла.

2.6. Изучение перечисленных выше циклов научно-теоретических дисциплин должно осуществляться в программе «Градостроительство» в совокупности не менее, чем 750 аудиторных часов, или по циклам дисциплин:

научные и правовые основы градостроительства – не менее 150 часов;

базовые профессиональные дисциплины градостроительства – не менее 350 часов;

специальные дисциплины - не менее 250 часов.

Условие 750 аудиторных часов на освоение научно-теоретических и специальных дисциплин является обязательным вне зависимости от формы обучения. Замена аудиторных занятий в объеме указанных 750 часов на самостоятельную работу не допускается.

2.7. Программа «Градостроительство» должна также предусматривать участие слушателей в занятиях прикладного характера: деловых играх с разбором конкретных ситуаций; разработке курсовых проектов и работ; консультациях и обсуждениях результатов выполнения проектов с целью развития профессиональных навыков – не менее 250 часов.

При этом должны быть предусмотрены задания, направленные на формирование навыков и умений управления градостроительными проектами на основе:


  • выполнения исследовательских и прикладных проектов, в том числе во время стажировок и практики, внедренного обучения в производство на должностях ГИП, ГАП и др.;

  • написание аттестационной работы;

  • получение консультаций.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет характер и объем работ в пределах указанных 250 часов. В программе «Градостроительство» должно быть конкретно указано их содержательное наполнение.

2.8. В соответствии с перечнем циклов дис­циплин, установленным в п. 2.5 Государственных требований, изучение научных основ Градостроительства и базовых профессиональных дисциплин в области Градостроительства не может длиться менее 36 академических часов по каждой дисциплине.

2.8.1. Конкретное название и содержание учебных программ по дисциплинам названных циклов, а так­же содержание и длительность освоения специальных дисциплин определяется образовательным уч­реждением самостоятельно.

2.8.2. Конкретные формы и процедуры оценки знаний (навыков) по каждой дисциплине устанавливаются образовательным уч­реждением самостоятельно и доводятся до сведения слушателей до начала ее изучения с указанием влияния оценок на итоговую аттестацию результатов обучения по программе «Градостроительство».

2.8.3. Курсы по выбору должны составлять не менее 30% от объема часов, отведенных на изучение спе­циальных дисциплин (не менее 76 часов на каждого слушателя). Исходя из целей программы и кон­тингента слушателей, пропорции между временем на изучение названных выше циклов дисциплин могут быть изменены в пределах 25%. При оценке учебных дисциплин по программе «Градостроительство» должно учитываться соответствие их содержания достигнутому уровню научных знаний, а также адекватное отражение передового опыта управления в отечественной и зарубежной практике.

2.9. Образовательное учреждение самостоятельно определяет требуемый объем занятий слуша­телей и программу обучения иностранному языку в зависимости от исходной квалификации слуша­телей (сверх обязательных 1000 академических часов).

2.10. В программе «Градостроительство» должно доминировать рассмотрение проблематики развития градостроительства, управления развитием территорий РФ в целом, территорий регионов, поселений.

2.11. Государственные требования не распространяются на образовательные программы, реали­зуемые с использованием в полном объеме дистанционного обучения.



2.12. Примерный учебный план


№ п/п

Наименование разделов

и дисциплин



Всего часов трудоём-кости

В том числе:

аудиторные занятия, часов

Само-стоя-тельная работа

Всего

Из них:

Лекции

Практи-ческие занятия

I

Научные и правовые основы градостроительства

290

172

86

86

118

1

Основы расселения, градостроительного планирования и теории города

54

32

16

16

22

2

Градостроительное регулирование и управление развитием территорий

54

32

16

16

22

3

Правовое регулирование и нормирование градостроительной деятельности

54

32

16

16

22

4

Муниципальное управление и социальное планирование в градостроительстве

44

26

14

12

18

5

Землепользование и городской кадастр

44

26

14

12

18

6

Административная этика

40

24

10

14

16

II

Базовые профессиональные дисциплины

570

350

150

200

220

1

Организация градостроительного проектирования

54

32

16

16

22

2

Планировка, застройка и реконструкция урбанизированных территорий

64

42

16

26

22

3

Инженерная подготовка и защита территорий

54

32

16

16

22

4

Транспорт и улично-дорожная сеть

58

38

12

26

20

5

Ландшафтно-экологические основы градостроительного проектирования

46

24

10

14

22

6

Информационные технологии в градостроительстве

48

26

14

12

22

7

Инженерное оборудование территорий

50

32

14

18

18

8

Комплексное инженерное благоустройство городских территорий

54

32

16

16

22

9

Управление инфраструктурой и ресурсами территорий

42

24

10

14

18

10

Основы комплексной безопасности городов (пожарная, экологическая, санитарная, техническая).

52

36

10

26

16

11

Основы геотехники урбанизированных территорий и освоения подземного пространства городов.

48

32

16

16

16

III

Специальные дисциплины (дисциплины функциональной и иной специализации)

430

250

110

140

180

Итого часов теоретического обучения

1290

750

312

438

540

IV

Практика (или стажировка)

150

4

2

2

146

V

Итоговая государственная аттестация

110










94




Подготовка и защита выпускной (аттестационной) работы

110










94

ИТОГО ЧАСОВ

1550

770

320

450

780



3. Условия реализации программы «Градостроительство»
3.1. В программе «Градостроительство» целесообразно практиковать обучение по индивидуальным планам, глав­ным образом, в части, которая касается специальных дисциплин и курсов по выбору. Допускается перезачет изученных ранее учебных дисциплин (в объеме не более 300 аудиторных часов) на уровне, соответствующем требованиям программы «Градостроительство», в частности, в рамках государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки в области строительства и архитектуры, освоение которых подтверждено соответствующим дипломом. Для выполнения условия п. 1.2. Государственных требований (нормативный объем обучения не менее 1000 аудиторных часов) взамен перезачитываемых дисцип­лин должны предлагаться другие. Вступительные испытания по специальности являются обязательными.

3.2. На программу «Градостроительство» осуществляется отдельный прием и проводится конкурсный отбор. Обра­зовательное учреждение самостоятельно определяет содержание и процедуру вступительных испытаний в форме экзаме­нов, тестов или собеседований в соответствии с объявленной миссией программы.

3.3. Слушатели должны иметь возможность оценивать содержание и уровень организации учеб­ного процесса, а также работу отдельных преподавателей, для своевременного анализа и внесения корректив в учебный процесс.

Пo итогам обучения по каждому выпуску должна осуществляться оценка слушателями програм­мы «Градостроительство» в целом.

3.4. Обучение по программе «Градостроительство» должно предусматривать интенсивную работу слушателей, ос­нованную на сочетании аудиторных занятий, обширной и структурированной самостоятельной рабо­ты, а также стажировок и практики.

3.5.Обучение по программе должны осуществлять высококвалифицированные преподаватели. Не менее 60% из тех, кто участвует в осуществлении программы (по их численности и по объему часов проводимых ими занятий), должны иметь ученую степень доктора или кандидата наук (исключая из расчета преподавателей иностранного языка) и стаж научно-педагогичесой работы не менее 3 лет.

Базовые профессиональные дисциплины в области градостроительства п.2.6.3. Государственных тре­бований) должны реализовываться преимущественно штатными преподавателями.

3.6. Обучение по программе «Градостроительство» осуществляется на платной основе за счет средств слушателей или организаций, направивших их на обучение. Цены и условия оплаты за обучение должны быть установлены до начала обучения и включены в договор, заключаемый со слушателем или с организа­цией (по группе слушателей).

3.7. По программе «Градостроительство» в целом и по каждой дисциплине должен быть определен полный ком­плект обязательных и дополнительных учебно-методических материалов и гарантировано их наличие для всех обучающихся, в том числе на электронных носителях. Пользование обязательными учебно-методическими материалами (на основе наличного библиотечного фонда или раздаточных материа­лов) должно входить в стоимость обучения, приобретение слушателями рекомендованной дополни­тельной литературы (на бумажных или электронных носителях) допускается за отдельную плату.

3.8. В процессе обучения по программе «Градостроительство» должны использоваться активные методы иннова­ционного и поискового обучения, рассматриваться ситуации из российской и зарубежной практики, использоваться информационные технологии в обучении, при этом удельный вес активных методов в общем объеме занятий определяется миссией программы и особенностью контингента слушателей.

3.9. Учебные группы слушателей формируются в количестве не более 30 человек. Объединение групп в лекционные потоки не может охватывать более 30 % учебного времени. Не менее 25% заня­тий (не считая иностранного языка) должны проходить в малых группах численностью до 15 человек.

3.10. В образовательном учреждении должна быть создана постоянно действующая система науч­но-методической оценки учебных курсов, контроля уровня преподавания и регулярной аттестации преподавателей, участвующих в работе по программе, активно проводиться планомерная работа по формированию и повышению квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава.

3.11. Слушателям, обучающимся по программе «Градостроительство» предоставляется возможность стажировок на отечественных и зарубежных предприятиях, что может быть включено в программу и входить в стоимость обучения (например, по обмену) или предлагаться на добровольной платной основе. Же­лающим должно быть также оказано содействие в продолжении обучения за рубежом.

3.12. При осуществлении программы предполагается обеспечение взаимодействия с ведущими специалистами градостроительного профиля, ГИПами и ГАПами, в том числе с лицами, успешно освоившими программу «Градостроительство», с целью учета требований деловой практики и обеспечения обратной связи.

3.13. Образовательное учреждение предусматривает меры по содействию трудоустройству лиц, успешно освоивших программу «Градостроительство» на управленческие должности, учитывая их пожелания и си­туацию на рынке труда, проводит ознакомление с базами данных о вакансиях, организует презента­ции и ярмарки вакансий. В случае необходимости образовательное учреждение выдает лицу, успешно освоившему программу «Градостроительство», характеристику-рекомендацию, адресованную работодателю; представляет его в соответствующих деловых кругах и базах данных.

3.14. Материально-техническое обеспечение обучения по программе «Градостроительство» должно, как минимум, соответствовать лицензионным требованиям по программам высшего профессионального образова­ния. По качеству материально-техническое обеспечение должно создавать условия для применения современных образовательных технологий.



4. Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших программу «Градостроительство»

4.1. Образовательное учреждение должно иметь и применять при реализации программы «Градостроительство» официально установленные им формы и процедуры оценки результатов обучения по программе в виде экзаменов, тестов, проектов, курсовых и контрольных работ, преимущественно письменных. Итоговая оценка должна осуществляться по каждой дисциплине.

4.2. Конкретные формы и процедуры оценки знаний (навыков) по каждой дисциплине доводятся до сведения слушателей до начала ее изучения с указанием влияния оценок на итоговую аттестацию результатов обучения по программе «Градостроительство».

4.3. Государственная итоговая аттестация должна включать подготовку и публичную защиту аттестационной работы. Аттестационная работа по программе «Градостроительство» должна предусматривать комплексное межфункциональное рассмотрение и решение градостроительной задачи. Время на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, составляет не более 8 недель для обучающихся с отрывом от производства и может быть увеличено для лиц, обучение которых производится без отрыва или с частичным отрывом от производства.

4.4 Лица, успешно освоившие программу «Градостроительство» и получившие соответствующий диплом, должны:

квалифицированно решать проблемы градостроительного проектирования и управления, реализовывать эти решения и быть подготовленными к осуществлению функций управления и практической деятельности;

обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения комплексных задач управления развитием территорий РФ в целом, территорий регионов, поселений;

демонстрировать способности к решению задач управления градостроительным развитием, обеспечивающим объективный учет законов социального, экономического и экологического развития поселений, а также их защиту от неблагоприятных природных и техногенных процессов при градостроительном планировании.



4.5. В области правового регулирования и нормирования градостроительной деятельности лица, успешно освоившие программу «Градостроительство» должны:

  • знать типологию и перечень нормативно-правовых актов и нормативных документов, регулирующих градостроительную деятельность;

  • свободно владеть градостроительной документацией и формулировать цели разработки документации разного вида в зависимости от места градостроительной документации в системе правового регулирования строительной деятельности;

  • знать стадийность проектирования, порядок подготовки проектной и предпроектной документации;

  • определять состав и содержание документов территориального планирования и документации по планировке территории (перечень чертежей и их содержание, содержание пояснительных записок) в соответствии с правилами оформления и формирования чертежей и пояснительных записок.

4.6. В области градостроительного планирования лица, успешно освоившие программу «Градостроительство» должны:

  • владеть принципами планировочной организации городов, районов, микрорайонов с точки зрения инженерного и транспортного обслуживания территории, а также создания экологически сбалансированной ландшафтной структуры города;

  • разрабатывать генеральные планы размещения жилых территорий, объектов культурно-бытового обслуживания, рекреационной и социальной инфраструктуры в планировочной структуре городов, районов и микрорайонов;

  • выполнять расчет потребности в объектах природно-рекреационного назначения, соцкультбыта;

  • знать принципы планировочной организации территорий различного функционального назначения;

  • осуществлять типологию объектов по видам и уровню негативного воздействия на состояние окружающей среды, знать правила установления санитарно-защитных зон и их использования;

  • выполнять расчетное обоснование требуемой площади земельных участков под размещение объектов различного назначения при новом строительстве и реконструкции, расчет площади участков в кондоминиумах и товариществах собственников жилья.

4.7. В области городского транспорта и транспортного обслуживания лица, успешно освоившие программу «Градостроительство» должны:

  • знать виды общественного транспорта, их основные показатели и принципы формирования сети общественного транспорта.

  • знать классификацию улиц и дорог, функции выполняемые улицами и дорогами разных категорий, планировочные параметры улиц и дорог разных категорий;

  • знать типологию пересечений городских дорог, преимущества и недостатки пересечений различных типов, правила применения технических средств организации дорожного движения и их влияние на пропускную способность пересечений;

  • владеть принципами расчета пропускной способности улиц и пересечений, общими принципами планировочной организации пересечений (нерегулируемые пересечения, канализирование движения, саморегулируемые пересечения, светофорное регулирование, пересечения в разных уровнях, комбинированные пересечения);

  • уметь применять принципы и закономерности формирования пешеходных потоков, рассчитывать пропускную способность тротуаров и пешеходных зон;

  • уметь применять общие принципы формирования улично-дорожной сети городов, районов и микрорайонов при разработке документов территориального планирования и документации по планировке территории;

  • демонстрировать навыки организация мест постоянного и временного хранения транспорта, планировочной организация автостоянок, в том числе крупных подземных, надземных;

  • знать и владеть методами транспортных обследований.

4.8. В области инженерного оборудования территорий лица, успешно освоившие программу «Градостроительство» должны:

  • уметь выполнять размещение инженерных объектов в структуре планировочных элементов городов;

  • знать порядок расчета потребности в ресурсах и мощности инженерных сооружений на различных этапах проектирования. Взаимосвязь планировочных показателей территории с потребностями в инженерных ресурсах;

  • знать способы прокладки инженерных сетей;

  • владеть правилами трассировки инженерных сетей с точки зрения их наиболее эффективного использования и требований действующих нормативных документов;

  • демонстрировать способность выполнения вертикальной планировки территории (в отметках, в красных горизонталях), определять объем поверхностного стока, выполнять гидрологический и гидравлический расчеты дренажей.

5. Требования к итоговой государственной аттестации

5.1. Итоговая государственная аттестация слушателя предназначена для определения практической и теоретической подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных Государственными требованиями. Государственная итоговая аттестация должна включать подготовку и публичную защиту аттестационной работы. Аттестационная работа по программе «Градостроительство» должна предусматривать комплексное межфункциональное рассмотрение и решение градостроительной задачи.

5.2. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной (аттестационной) работы (на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

5.3 Образовательное учреждение должно иметь и применять при реализации программы «Градостроительство» официально установленные им формы и процедуры оценки результатов обучения по программе в виде экзаменов, тестов, проектов, курсовых и контрольных работ, преимущественно письменных. Итоговая оценка должна осуществляться по каждой дисциплине.



             





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница