I. концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непереывности образования



страница1/5
Дата30.10.2016
Размер1,08 Mb.
  1   2   3   4   5
П Р О Е К Т
КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
1
Содержание
I. КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НЕПЕРЕЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Введение

  2. Основные идеи Концепции

  3. Общая характеристика ситуации

  4. Объект, субъект и предмет деятельности по сопровождению профессионального самоопределения

  5. Характеристика основных благополучателей

  6. Ценности и смыслы

  7. Цели сопровождения профессионального самоопределения

  8. Метаусловия, обеспечивающие успешность профессионального самоопределения

  9. Непрерывность сопровождения профессионального самоопределения

  10. Направления и задачи работы по формированию системы сопровождения профессионального самоопределения

  11. Принципы реализации Концепции

  12. Новизна Концепции

II. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 2015-2020 гг.



  1. Характеристика этапа

  2. Приоритетные задачи

  3. Субъекты и механизмы реализации Стратегии

  4. Ожидаемые результаты

  5. Риски

III. ПРИЛОЖЕНИЯ



  1. Основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (по ступеням образования)

  2. Инвариант региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения

  3. Региональная система организации профессиональных проб

  4. Оценка результативности профессионального самоопределения и его сопровождения



I. КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ НЕПЕРЕЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Введение

Настоящая Концепция2 преемственно развивает основные идеи и содержание «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», разработанной в Центре профессионального образования ФГАУ «ФИРО» в 2012 г.3

Идея этапности, заложенная при разработке Концепции-2012, ограничила рамки ее действия периодом 2012-2014 гг. Вместе с тем, основное содержание Концепции-2012 по завершении этого этапа сохраняет свою актуальность и было включено в настоящую Концепцию, с учетом расширения ее предмета. Предметом настоящей Концепции является процесс сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, для обозначения которого нередко продолжает использоваться термин профессиональная ориентация (профориентация).

Профессиональная ориентация традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др. Как показывает опыт экономически развитых и ряда развивающихся стран, социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении в общую систему государственной кадровой политики. Это, в свою очередь, требует реализации особой политики государства в области сопровождения профессионального самоопределения. Настоящая Концепция разработана с целью определить и обосновать научно-методические и организационно-методические основы такой политики.

Область применения настоящей Концепции ограничена рамками целевого контингента – обучающимися на всех ступенях образования, начиная от дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным. Ориентация Концепции преимущественно на сферу образования объясняется прежде всего тем, что лишь со стороны образования могут быть реализованы ее центральные идеи, связанные с непрерывностью профессионального самоопределения и со становлением субъекта социально-профессионального самоопределения, обладающего определенным набором компетенций. Для остальных субъектов профориентационной деятельности (работодателей, представителей органов и организаций труда и занятости) эта деятельность носит локальный характер сопровождения разового профессионального выбора, а самоопределяющийся человек – субъект выбора – воспринимается, прежде всего, как объект воздействия, призванного удовлетворить кадровые потребности экономической сферы.

Настоящая Концепция не ограничена каким-либо конкретным сроком действия, отвечая реалиям современного этапа становления рыночной экономики, социокультурной и образовательной модернизации в России. Документом, конкретизирующим настоящую Концепцию применительно к текущему этапу модернизации, выступает «Стратегия сопровождения профессионального самоопределения обучающихся», разрабатываемая на определенный период времени.


2. Основные идеи Концепции

1. Сопровождение самоопределения - равноценная составляющая процесса образования, наряду с обучением и воспитанием.

Сопровождение самоопределения обладает своими собственными целями, принципами и закономерностями, которые до настоящего времени ещё не вполне освоенными педагогической наукой и практикой.

Целью процесса воспитания выступает формирование нормативных рамок и «нормативных коридоров» поведения, деятельности, мышления, необходимых для полноценной жизни в человеческом обществе. Основное содержание воспитания – система табу и запретов, которые лежат в основе человеческой культуры. Целью процесса обучения выступает формирование инструментов (методов и приемов) деятельности и мышления. Содержание обучения составляет система компетенций и составляющих их знаний, умений, навыков, которые лежат в основе человеческой деятельности – как профессиональной, так и непрофессиональной. Что касается сопровождения самоопределения, то его целью выступает развитие свободоспособности человека, т.е. способность человека проектировать цели, расставлять приоритеты, делать выбор. Содержание сопровождения самоопределения – система смыслов, которые выступают внутренней движущей силой человека и общества.

Сопровождение профессионального самоопределения – значимая составная часть общего процесса сопровождения самоопределения, которая должна рассматриваться как равноправный элемент в системе «общее образование – сопровождение профессионального самоопределения – профессиональное образование». Это требует особого научного, организационного, методического и ресурсного обеспечения.

Все три обозначенных процесса – воспитание, обучение и сопровождение самоопределения – одинаково важны в профориентационной работе. В то же время, невозможно реализовать процесс сопровождения профессионального самоопределения исключительно теми педагогическими средствами, которые традиционно используются в обучении и воспитании, без учёта принципиально иной природы этого процесса.


2. Многоуровневость процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

В сопровождении профессионального самоопределения могут быть выделены микро- и макроуровень. Микроуровень – психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения – реализуется в непосредственном взаимодействии обучающегося-оптанта с педагогом (профконсультантом, психологом, мастером, представителем работодателя и т.д.). Макроуровень включает в себя, во-первых, организационно-педагогическое (комплексное управленческое) сопровождение профессионального самоопределения, реализуемое на локальном, муниципальном и региональном уровнях управления образованием. Во-вторых, на высшей ступени макроуровня, т.е. на федеральном уровне управления, реализуется государственная координация сопровождения профессионального самоопределения.

Система действий по сопровождению профессионального самоопределения, реализуемому на всех обозначенных уровнях, носит название профессиональной ориентации (профориентации).
3. Системность и комплексность профориентационной деятельности, ее государственная координация.

На профессиональное самоопределение влияет множество факторов. Семья, повседневное общение, средства массовой информации воздействуют на этот процесс не меньше, чем специально организованные профдиагностика и профконсультирование в школах, вузах и колледжах, производственных организациях и т. д.

Для формирования у обучающихся ценностей профессионализма и профессионально-личностной саморелизации недостаточно одной только рекламно-информационной работы или набора «профориентационных мероприятий». Необходимо создание единой профориентационной среды, а также развитие качества трудовой деятельности и трудовой среды в целом.

Конечными результатами профориентационной деятельности выступает повышение качества трудовых ресурсов (с точки зрения производительности труда, качества профессиональной мотивации, удовлетворенности своей профессиональной деятельностью). В этих результатах заинтересовано множество социальных субъектов (оптанты и их семьи, работодатели, образовательные организации разного типа и уровня, государство, общественные структуры, сами «профориентаторы), интересы которых нередко противоречивы. Социальная миссия профориентационной работы состоит в том, чтобы сбалансировать эти интересы. Следование интересам и потребностям какой-либо одной стороны приводит «растаскивания» единого профориентационного пространства по отдельным субъектам.

По этой причине нельзя основывать профориентационную работы на «моноподходе», отражающем интересы одной стороны: либо экономической сферы, либо социума, либо личности. Требуется государственная координация профориентационной деятельности, что предполагает разработку соответствующего комплекса мер на федеральном и региональном уровнях. Важно, чтобы не только цели, но и различные направления профориентационной работы и соответствующие методы не противоречили, а наоборот, взаимно дополняли друг друга. Необходимо сочетание разных подходов – личностно ориентированного, социально ориентированного, экономически ориентированного, государственно ориентированного. При этом следует помнить о стратегическом ориентире – приоритете интересов личности.
4. Компетентностный подход к сопровождению профессионального самоопределения.

Опора на данный подход предполагает рассмотрение работы по сопровождению профессионального самоопределения не просто как поддержку конкретного профессионального выбора (или последовательной серии выборов), но как особой образовательной деятельности, нацеленной на формирование ряда профориентационных компетенций. Среди них: компетенция ориентировки (готовность самостоятельно ориентироваться в профориентационно значимом информационном поле); компетенция выбора (готовность совершать самостоятельный, осознанный и ответственный выбор и воплощать его); компетенция проектирования (готовность проектировать собственную жизненно-профессиональную перспективу); компетенция совершенствования (готовность совершенствовать собственное профессиональное мастерство).

Реализация компетентностного подхода предполагает постепенное восхождение от профориентационной работы как стихийно сложившегося переплетения «воздействующих», «манипулятивных» и «помогающих» форм – к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Высшим уровнем этой деятельности должно стать формирование полноценного субъекта профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
5. Учет роли семьи как субъекта и объекта деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

Эффективность профессионального самоопределения повысится, если деятельность по его сопровождению будет направлена не только на школьника, но и на его семью, которая выступает определяющим фактором самоопределения. Часто именно жизненные задачи, стоящие перед семьей, определяют профессиональный выбор выпускника школы. Эти задачи могут быть принципиально различными (экономическое выживание; накопление и укрепление материальных фондов; наработка «социального капитала», социальный лифт; накопление интеллектуальных капиталов и духовный рост).

Российская Федерация отличается социокультурным многообразием, одно из проявлений которого – ориентация семей на различные социокультурные стратегии профессионального самоопределения. Эти стратегии могут соответствовать традиционному, индустриальному и постиндустриальному цивилизационным укладам, либо иметь переходный характер. Разные стратегии отличаются: характером влияния семьи на профессиональный выбор ребенка, степенью субъектной активности оптанта, пространством возможного выбора. Осуществляя сопровождение профессионального самоопределения учащихся, образовательные организации должны учитывать особенности семейных стратегий, подбирая в зависимости от этого различные подходы, методики и методы работы.

В то же время, на позицию семьи во многих случаях оказывают влияние различные мифы и предрассудки о мире труда и о профессиональном образовании. В работе с семьями необходимо выводить ряд острых проблем из «зон умолчания» и превращать их в предмет открытого обсуждения с обучающимися и их семьями.

В работе с обучающимися и их семьями внимание должно уделяться как ценностно-смысловым, так и прагматическим аспектам самоопределения, с учетом приоритетности первых для целей личностного и профессионального развития человека. В таких условиях профориентационная деятельность уже не может и не должна ограничиваться вопросом: «Что человек может дать профессии?». Этот вопрос нельзя решать в отрыве от встречного вопроса: «Что профессия может дать человеку?».
6. Социальный диалог – основа организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения.

Основными благополучателями процесса сопровождения профессионального самоопределения выступают: с одной стороны, субъекты самоопределения (обучающиеся, вместе с их семьями), с другой – субъекты экономической сферы (работодатели). Образовательные и специализированные профориентационные организации выступают в этом квалифицированными посредниками, конечная цель деятельности которых состоит в создании пространства для встречи, диалога и взаимодействия двух основных благополучателей. В этом пространстве осуществляется осознанный, обоснованный и ответственный профессиональный выбор оптанта.

В свою очередь, деятельность по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения на муниципальном и региональном уровнях управления представляет собой не что иное, как формирование условий для социального партнерства и равноправного диалога между благополучателями и посредниками, с целью координации интересов, целей и потребностей двух основных благополучателей. Согласование интересов личности, экономической сферы, общества и государства должно рассматриваться как конечный результат и как центральный показатель эффективности деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

Нацеленность профориентационной деятельности на развитие и максимально широкое использование механизмов социального диалога и социального партнёрства предполагает постепенное уменьшение доли «воздействующих» и «манипулятивных» форм из арсенала профориентационных средств. Опыт убедительно показывает неэффективность манипулятивной направленности «профориентационных мероприятий» и попыток управления сознанием самоопределяющегося человека извне.

Одним из факторов, обостряющих риск использования манипулятивных подходов в профориентации, является свойственное работодателям восприятие самоопределяющегося человека в качестве не субъекта его профессионального выбора, а объекта своих собственных экономических интересов. Это может быть вызвано как социальной незрелостью, характерной для многих российских работодателей, так и сознательной нацеленностью на раннее воспитание у обучающихся лояльности к конкретной фирме (что характерно для многих корпоративных систем профориентации). В этих условиях роль образовательных и специализированных профориентационных организаций, как квалифицированных посредников, заключается в обеспечении субъектной позиции обучающегося в процессе его профессионального выбора, в смягчении прагматизма профориентационной политики работодателей средствами социального диалога.
7. Постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения.

Субъект профессионального самоопределения формируется постепенно, поскольку профессиональное самоопределение – не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций. Перед школьниками на разных ступенях обучения поставлены различные задачи, поэтому единые методики профориентации должны остаться в прошлом, их должны сменить современные технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, учитывающие возрастные и личностные особенности. В то же время важно сохранить преемственность и обеспечить непрерывность сопровождения профессионального самоопределения не только в ходе обучения, но и на протяжении всей жизни.

Такой подход требует отказа от «быстрых», разовых и эпизодических форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности. Напротив, акцент должен быть сделан на планомерную и систематичную работу, основанную на идее развития субъекта самоопределения. При этом особого внимания требуют точки институционального перехода субъекта: из общеобразовательной школы – в колледж или вуз; из колледжа или вуза – в сферу профессиональной деятельности.
8. Единство профессионального, образовательного и социального самоопределения.

В системе образования должно осуществляться сопровождение не только образовательно-профессионального, но и более широкого социально-профессионального самоопределения, предполагающего ориентацию обучающегося в различных экономических, социальных и политических процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности.


9. Практикоориентированность процесса сопровождения профессионального самоопределения.

Практическая и преобразовательная профессиональная деятельность значительно отличается от учебной деятельности в школе, основанной на «усвоении материала». Поэтому так важно вовлечение обучающихся в систему практикоориентированной (проектной, исследовательской, трудовой) деятельности для развития формирования готовности к профессиональному самоопределению. Не менее значимо введение в повседневную школьную практику различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на активной позиции обучающегося, сотрудничестве и диалоге. При этом оказывается чрезвычайно важной активная деятельностная позиция не только обучающихся, но и самих специалистов по профориентации.

Высшим уровнем сопровождения профессионального самоопределения, необходимым для успешного формирования и развития профориентационных компетенций, должна стать развернутая система профессиональных проб. В зависимости от этапа самоопределения, могут использоваться игровые, учебные, учебно-профессиональные и профессиональные пробы. В ситуации, когда профессиональные пробы не предусмотрены, вместо полноценного профессионального выбора происходит его имитация. Работа по организации профессиональных проб требует налаживания тесного социального партнерства школ, организаций СПО, вузов и предприятий «реальной сферы» – и поэтому ложится на плечи муниципальных и региональных органов управления образованием.
10. Взаимодействие образовательной сети и инфраструктуры профориентации.

Ресурсы, необходимые для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в муниципальной (региональной) образовательной сети, могут быть как распределены по образовательным организациям, так и сконцентрированы в специализированных организациях профориентационной направленности (Центры профессиональной ориентации или планирования карьеры, Ресурсные центры и т.д.). Как правило, целесообразно использовать комбинацию этих двух подходов. При этом в территории должно быть организовано взаимодействие всех специалистов по сопровождению профессионального самоопределения – государственных и негосударственных профориентационных служб, а также частных профконсультантов.

Особое место в региональных системах сопровождения профессионального самоопределения занимают негосударственные центры профориентации, как правило, реализующие широкий спектр профильных услуг для населения и во ряде случаев обладающие высоким кадровым и научно-методическим потенциалом. В отдельных центрах разрабатываются и реализуются авторские модели сопровождения профессионального самоопределения. Это позволяет считать такие центры одним из главных ресурсов развития профориентационной деятельности, - который, однако, практически не используется региональными системами образования.

На региональном уровне необходимо разработать механизмы государственно-частного партнерства, обеспечивающие более активное использование потенциала таких центров для развития региональных систем профориентации, в том числе в качестве разработчиков региональных моделей, целевых программ, систем мониторинга в профильной сфере. С другой стороны, привлечение негосударственных центров профориентации к решению задач регионального развития оказывается фактором, стимулирующим их собственное развитие, способствующим преодолению узости прагматического подхода и формированию стратегической, прогностической, проектной направленности в их работе.


11. Нормативно-правовое обеспечение оказания образовательных услуг по сопровождению профессионального самоопределения.

Система нормативно-правовых актов, регламентирующих профориентационную деятельность – основа региональных и муниципальных моделей организационно-педагогического самоопределения. Одним из таких нормативно-правовых документов (стандарт или административный регламент) должен содержать требования к реализации обязательного минимума профориентационных услуг, единого для всех образовательных организаций того или иного типа. Это должно обеспечить доступность и надлежащее качество профориентационных услуг для разных возрастных групп обучающихся.

Длительность процесса сопровождения профессионального самоопределения обуславливает распределенный характер обязательного минимума профориентационных услуг. Иными словами, должна быть предусмотрена последовательная, поэтапная реализация отдельных его составляющих на разных ступенях обучения – от дошкольного до среднего профессионального и высшего.
12. Этапность реализации Концепции.

Сферу профориентации нельзя изменить одномоментно, так же как невозможно сразу спроектировать оптимальную модель сопровождения самоопределения личности. Кроме того, постоянные изменения социально-экономической ситуации требуют периодического внесения корректив в проектируемую систему профессиональной ориентации. В связи с этим реализация настоящей Концепции предусмотрена в форме последовательно сменяющих друг друга этапов.

Документом, конкретизирующим настоящую Концепцию применительно к текущему этапу, выступает «Стратегия сопровождения профессионального самоопределения обучающихся». «Стратегия» разрабатывается на определенный период и содержит характеристику актуальной ситуации, задачи и приоритетные направления, результаты работы, ожидаемые в рамках данного этапа. Актуальная «Стратегия» может быть использована как основа для разработки соответствующих региональных, а при появлении необходимых условий – и федеральных целевых программ развития профориентационной сферы.
3. Общая характеристика ситуации

Макрофакторы и внешние условия. Современный мир характеризуется высокой динамикой развития технологий, что приводит к непрерывному появлению новых и отмиранию ранее существовавших профессий, изменению содержания многих традиционных видов профессиональной деятельности. В этих условиях нормой становится профессиональная мобильность, связанная с неоднократным образовательным и профессиональным самоопределением человека. Обучающийся должен быть готов к такому повторяющемуся самоопределению, а его родители должны понимать и принимать его как социокультурную норму современного общества. Готовность к профессиональной мобильности входит в число обязательных требований к современному работнику и включает в себя набор частных готовностей (компетенций), предполагающих возможность реализации альтернативных сценариев:


  • после завершения профессионального образования – работу по специальности; смену специальности; продолжение образования; предпринимательскую деятельность; сочетание указанных сценариев;

  • на этапе профессиональной деятельности – совершенствование имеющихся компетенций и освоение новых без изменения формального уровня образования; продвижение вверх по ступеням формальных образовательных уровней; изменение профиля профессиональной деятельности с получением либо без получения соответствующего формального образования.

В силу этого, все реже оказывается корректной и применимой в массовой практике традиционное понимание выбора профессии как выбора, осуществляемого «раз и навсегда». Более актуальной становится помощь человеку не столько в выборе профессии, сколько в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.

Одновременно фактором развития профессиональной сферы всё в меньшей степени становятся потребности экономики или объективные потребности общества, и всё в большей степени – субъективные интересы конкретных работников, система их взглядов, ценностных ориентаций и профессионально-личностная мотивация. Это требует от системы сопровождения профессионального самоопределения приоритетной работы не только со способностями, но прежде всего с мотивационной сферой обучающихся.

Обозначенные признаки, характеризующие социокультурный уклад постиндустриального типа, в современной России оказываются перемешаны с другими характеристиками, которые российское общество унаследовало от советского периода.

Советское общество обладало характеристиками как традиционного социума, так и развивающегося общества индустриального типа. Результатом подобной комбинации были:



  • сочетание возможностей для свободного, в определенных пределах, профессионального самоопределения личности, с невозможностью свободного социально-мировоззренческого самоопределения, что неизбежно приводило к деформациям (так, наиболее одарённые выпускники школ предпочитали естественнонаучные и технические специальности, а не заидеологизированные гуманитарные);

  • безусловный приоритет интересов и потребностей государственной плановой экономики над интересами личности при определении набора возможных профессионально-карьерных траекторий;

  • широкое использование инструментов манипуляции общественным и индивидуальным сознанием в профориентационной работе;

  • практическая невозможность построения и реализации персонального профессионально-образовательного маршрута (как индивидуального набора компетенций, не связанного жёстко требованиями определённой профессии или специальности).

Таким образом, в современной России одновременно сосуществуют, не смешиваясь друг с другом, различные модели профессионального самоопределения:

традиционная – профессиональное самоопределение в условиях жёстко ограниченного выбора;

индустриальная – профессиональное самоопределение в условиях практически неограниченного выбора одной из множества образовательно-профессиональных траекторий;

постиндустриальная – профессиональное самоопределение, осуществляемое путём формирования индивидуального набора профессиональных компетенций, исходя из личных возможностей и потребностей человека, и создания рабочего места «под себя». Именно в постиндустриальном обществе социальное и профессиональное самоопределение выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития и представляет собой непрерывный процесс.

Сосуществование различных социокультурных моделей приводит к различному пониманию смысла, целей и задач профессиональной ориентации со стороны различных общественных групп и, в итоге, к наличию принципиально различных типов запросов к сопровождению профессионального самоопределения. Наиболее отчётливо различия в социокультурных укладах проявляются в семейных моделях профессионального самоопределения (см. Раздел 5 настоящей Концепции).

Таким образом, процесс общей социально-экономической модернизации (понимаемой как смена типов общества) в современной России по-прежнему далёк от завершения. Результативность, а во многих случаях и возможность реализации новых подходов в сфере профориентации в значительной степени зависит от хода и результатов данного процесса. В то время как в основе кадровой идеологии традиционного общества лежит формула «человек для работы», в постиндустриальном обществе реализуется противоположная модель – «работа для человека». Социокультурная многоукладность современной России предполагает неизбежное сосуществование двух обозначенных подходов, что делает на данном этапе невозможным построение целостной идеологии в кадровой и профориентационной сфере.



Современное состояние профориентационной сферы в России. Современный этап профориентационной работы в Российской Федерации отличается противоречивостью, сочетанием ряда застарелых и относительно новых проблем с наличием и развитием «точек роста».

Основой для большинства разработок в области профориентации в России на протяжении последних двух десятилетий выступал документ «Концепция профессионального самоопределения молодежи» (РАО, В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, И.А. Сасова и др., 1993). В период с начала 2000-х гг. был разработан, однако по целому ряду причин не реализован, целый ряд проектов концепций профориентации и сопровождения профессионального самоопределения, ориентированных на федеральный уровень работы, среди которых можно отметить:



  • проект Концепции педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в условиях перехода на 12-летнее образование (РАО, Н.С. Пряжников, 2001);

  • проект Концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников (РАО, Н.Ф. Родичев, 2006);

  • проект Концепции профессиональной ориентации учащейся молодёжи в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений (ФИРО, Е.А. Рыкова, 2009).

Отдельно следует отметить Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования России от 18.07.2002 № 2783), практика реализации которой, в рамках соответствующего федерального эксперимента, в 2003-2006 гг. оказала влияние на развитие системы сопровождения профессионального самоопределения учащихся основной школы в некоторых субъектах федерации, а также на формирование более гибких подходов к построению учебных планов основной и старшей школы, отразившихся в новых ФГОС общего образования.

Продуктивные идеи и подходы, содержащиеся в обозначенных выше документах, были учтены при разработке «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», разработанной в Центре профессионального образования ФГАУ «ФИРО» (ФИРО, В.И. Блинов, И.С. Сергеев и др., 2012). Настоящая Концепция является следующим шагом в развитии Концепции-2012, преемственно развивая ее основные идеи.

Действующий Закон «Об образовании в Российской Федерации»4 содержит положения о профессиональной ориентации обучающихся, согласно которым:


  • детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, оказывается помощь, в том числе, в профориентации и получении профессии (Ст. 42.2);

  • в старшей школе предусматривается индивидуализация и профессиональная ориентация содержания среднего общего образования (Ст. 66.3);

  • дополнительное образование детей направлено, в том числе, на обеспечение их профессиональной ориентации (Ст. 75.1).

В то же время, указанный Закон никак не определяет роль профессиональной ориентации на других ступенях образования (дошкольное, начальное общее, основное общее и все уровни профессионального образования), не регулирует систему внутриведомственных и межведомственных отношений, возникающих в процессе сопровождения.

Основные проблемы в данной сфере.

1. Отсутствие государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения. Обозначенные в стратегических документах РФ цели и задачи развития экономики5 требуют пристального внимания к человеческим ресурсам, их развитию и оптимальному использованию. Это, в свою очередь, предполагает целенаправленность и специально организованное управление человеческими ресурсами как на макро-, так и на и микросистемном уровне. В настоящее время такое управление, на уровне государственной координации процессами сопровождения профессионального самоопределения, отсутствует. В результате, на региональном, муниципальном и локальном уровнях сохраняется высокая неоднородность в отношении как факта наличия, так и уровня оказываемых профориентационных услуг. В результате качественные профориентационные услуги остаются недоступными для подавляющего большинства обучающихся, независимо от уровня и типа образовательных организаций.

В большинстве регионов сохраняется разобщённость субъектов деятельности, направленной на сопровождение профессионального самоопределения различных групп обучающихся и других категорий населения.

2. Противоречие между интересами личности и интересами экономической сферы может быть квалифицировано как «основное противоречие» практической профориентации. Сущность его состоит в том, что профессиональная ориентация может пониматься одновременно как сопровождение профессионального самоопределения взрослеющего человека – и как «ориентация обучающихся на востребованные профессии и должности». Во втором случае цель профориентационной работы состоит не в том, чтобы подготовить человека к осознанному, самостоятельному выбору профессии, а в том, чтобы «заякорить» его на одну из востребованных профессий. Этот второй подход предполагает, в той или иной степени, манипулирование сознанием обучающихся (и их родителей) с использованием рекламно-маркетинговых средств и в итоге нацелен на ограничение свободы их профессионально-образовательного выбора. Оба подхода нередко реализуются в образовательной практике одновременно, при этом с одними и теми же людьми – обучающимися и их родителями – работа ведется на основе стихийно сложившегося переплетения «воздействующих», «манипулятивных» и «помогающих» форм.

Обозначенное противоречие представляет собой комплексную проблему, которая не может быть решена путём ответа на вопрос «Как правильно?». Любой «простой» ответ на этот вопрос, независимо от того, каким он будет – «человек для экономики» либо «экономика для человека» – не является решением проблемы.

3. Устаревшие подходы и имитация практики. В тех образовательных организациях, муниципалитетах и регионах, где профориентационная работа с обучающимися ведется, она нередко осуществляется на основе устаревших, педагогически неэффективных подходов. Во многих случаях преобладает «мероприятийный подход», для которого характерны: проведение профориентационной работы на основе разрозненных и бессистемных мероприятий; пассивность и личностная невовлеченность участников; оценка результативности по количественным показателям «охвата». Профориентационная работа неэффективна в тех образовательных организациях, где не налажено социальное партнерство с предприятиями экономической и социальной сферы и службами занятости – в этом случае профессиональная ориентация подменяется образовательным консультированием. Там же, где профориентационная работа организована более или менее системно, она нацелена прежде всего на сопровождение конкретного профессионального выбора, а не на формирование набора профориентационных компетенций, необходимых субъекту профессионального самоопределения.

В результате, около половины выпускников покидают школу, не имея определенных профессиональных планов6. Эта ситуация практически не меняется на протяжении последних двадцати лет, свидетельствуя о необходимости пересмотра стратегии и тактики профориентационной работы с молодежью в современной системе образования.

4. Социальные мифы и предрассудки о мире труда и о профессиональном образовании, широко распространенные в обществе – серьезное препятствие для качественной и эффективной профориентационной работы. Отношение к процессу профессионального самоопределения со стороны семей, а также, в значительной степени, со стороны педагогов и администрации общеобразовательных школ, находится под влиянием таких факторов, как: восприятие профессионального и образовательного выбор сквозь призму ЕГЭ (ИГА), которые предстоит сдавать ребенку; склонность к выбору профессии на основе внешних представлений о ее «престижности»; элитарные ориентации и «вузоцентризм», а также восприятие вуза как «камеры хранения» для тех, кто не торопится вступать в самостоятельную жизнь. Всё это приводит к тому, что профессиональный выбор часто осуществляется на основе множества второстепенных факторов, заслоняющих центральные вопросы о профессиональном призвании человека, о смысле и содержании выбираемой профессиональной деятельности.

5. Кадровые проблемы профориентационной сферы связаны, прежде всего, с неопределенной принадлежностью функций по сопровождению профессионального самоопределения. В настоящее время эти функции распределены по различным должностям работников системы образования, что приводит к размыванию ответственности, снижению мотивации преподавателей образовательных организаций к ведению профориентационной работы и, в конечном счете, к ее неэффективности. Отсутствие штатных должностей специалистов по сопровождению профессионального самоопределения естественным образом сочетается с отсутствием специальной подготовки квалифицированных кадров в данной области. Наиболее остро указанная проблема стоит в системе общего образования, от которой в решающей степени зависит успешность всего процесса профессионального самоопределения.

Следствием обозначенных внутрисистемных проблем профориентационной сферы выступают внешние социально-экономические эффекты:



  • на макроуровне сохраняется дисбаланс между кадровыми потребностями рынка труда и результатами деятельности системы профессионального образования по уровню и по профилю образования;

  • на микроуровне остается критически низкой доля выпускников образовательных организаций, готовых к эффективной профессиональной деятельности.

Фактор развития. Центральным фактором, который может и должен способствовать раскрытию имеющегося, но еще незадействованного потенциала в профориентационной работе, выступает рост потребности всех актуальных и потенциальных субъектов профориентационной сферы в результатах ее деятельности. В результатах деятельности по сопровождению профессионального самоопределения в настоящее время заинтересованы государство, представители экономической сферы, обучающиеся и их семьи, представители научно-образовательного сообщества, общество в целом. В этой ситуации каждая из сторон, в принципе, может стать реальным инициатором значимых проектов развития в целевой сфере.

Основные риски в развитии профориентационной сферы в современной России могут быть вызваны:

  • неизбежным наложением «старых» и «новых» профориентационных моделей, основанных на принципиально различных концептуальных основаниях;

  • попытками одностороннего разрешения «основного противоречия» профориентации в ту либо другую сторону;

  • неготовностью социума воспринимать обучающихся в качестве субъектов территориального и общероссийского рынков труда и услуг профессионального образования, в сочетании с сохраняющимся «вузоцентризмом» в родительских ориентациях;

  • прагматизмом работодателей, ограниченностью их интересов внешними, количественными показателями результативности профориентационной деятельности и отсутствием видимой заинтересованности в глубинных, качественных показателях, связанных с формированием субъекта профессионального выбора и развитием профориентационных компетенций;

  • низкой динамикой изменений в общественном сознании, с которой должна быть согласована динамика изменений в профориентационной сфере.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница