I. Общий алгоритм проектирования программ высшего образования при реализации фгос во (фгос 3+) с учетом требований профессиональных стандартов и с применением европейских методологических подходов



Скачать 234,27 Kb.
Дата14.06.2018
Размер234,27 Kb.
I. Общий алгоритм проектирования программ высшего образования при реализации ФГОС ВО (ФГОС 3+) с учетом требований профессиональных стандартов и с применением европейских методологических подходов

Система государственной стандартизации программ высшего образования, действующая в России с середины 90-х годов, начиная с 2010 года все дальше уходит от жесткого нормирования содержания образования в виде заданного набора дисциплин с фиксированной трудоемкостью (ГОС ВПО первого и второго поколений) и переходит к рамочной регламентации структуры образовательных программ, условий их реализации и результатов освоения (ФГОС ВПО (ФГОС-3), ФГОС ВО (ФГОС-3+), в перспективе ФГОС-4).

Вследствие этого российские организации высшего образования получают все большую свободу в формировании основных образовательных программ, что безусловно увеличивает их возможности точнее реагировать на запросы рынка труда, конкурировать на российском и международном рынках образовательных услуг, одновременно значительно повышая ответственность самих образовательных организаций за качество предлагаемых образовательных программ.

ФГОС-3 в качестве обязательных требований предусматривали ориентацию на результаты освоения программ в виде компетенций выпускников (общекультурных и профессиональных) и расчет трудоемкости учебной работы студента в зачетных (кредитных) единицах. Минобрнауки рекомендовало также при реализации ФГОС-3 проектировать программы в модульном формате, однако, нормативного (или рекомендованного) понятия «модульной образовательной программы» дано не было. В целом ориентация на компетенции выпускников, зачетные (кредитные) единицы и образовательные модули при реализации образовательных программ соответствует основным методологическим принципам Европейского пространства высшего образования – ЕПВО (так называемого, «Болонского процесса», к которому Россия официально присоединилась в 2003 году) [1]. Однако, мониторинг эффективности внедрения ФГОС в организациях высшего образования, проведенный Ассоциацией классических университетов России (АКУР) по заданию Минобрнауки России в 2011-2012 годах, выявил серьезные трудности при использовании российскими университетами инструментов, разработанных базовым методологическим проектом «Болонского процесса» - TUNING (Тюнинг). В значительной мере эти трудности оказались обусловлены несовершенством самих ФГОС-3.



Выявленные в процессе мониторинга АКУР основные недостатки ФГОС-3 следующие [2]:

  • перечни общекультурных компетенций выпускников, заданные в разных ФГОС-3, не унифицированы по количеству и по используемым подходам даже для направлений подготовки (специальностей), принадлежащих одной и той же Укрупненной группе направлений подготовки (специальностей) высшего образования;

  • перечни профессиональных компетенций в большинстве ФГОС-3 избыточны и плохо структурированы по видам профессиональной деятельности выпускников (во многих ФГОС-3 – вообще не структурированы), в них не выделено «ядро» направления подготовки, то есть тот набор компетенций, который должен быть обеспечен любому выпускнику образовательной программы, что приводит к вынужденной необходимости при проектировании ООП вуза «отрабатывать» весь набор компетенций, заданных во ФГОС-3 (от 30 до 80 компетенций в программах бакалавриата);

  • результаты обучения по отдельным элементам образовательной программы (циклам, разделам), заданные во ФГОС-3 (в разделе 6, Таблица «Структура ООП») слабо коррелируют с набором компетенций, заданных в тех же ФГОС-3 (в разделе 5);

  • цикловая (горизонтальная) структура ООП и объемы трудоемкости циклов в зачетных единицах, заданные во ФГОС-3 (раздел 6), не позволяют вузам проектировать модульные (вертикальные) элементы образовательных программ и реализовать программу в модульной формате, определенном Европейской системой накопления и переноса академических кредитов (Руководство ECTS (2009)  [3]).

В новой редакции образовательных стандартов ФГОС ВО (ФГОС- 3+ ) указанные недостатки ФГОС во многом преодолены: убрано требование к цикловой структуре образовательных программ; определена сущность понятий «базовая» и «вариативная» части образовательной программы («базовая» часть образовательной программы определена как часть, обеспечивающая общепрофессиональную и общекультурную подготовку обучающегося в рамках направления подготовки, независимо от направленности (профиля) программы, «вариативная» часть программы определена как часть, обеспечивающая профильную подготовку в зависимости от направленности (профиля) программы), указаны требования к соотношению объемов этих частей; сделано попытка максимально унифицировать общекультурные компетенции по уровням образования, в каждом направлении подготовки выделено «ядро» общепрофессиональных компетенций, остальные профессиональные компетенции четко разнесены под различные виды профессиональной деятельности, причем указано, что при разработке образовательной программы организация выбирает один или несколько основных видов деятельности, на который (которые) ориентируется образовательная программа. Утвержденный приказом Минобрнауки России №1367 от 19 декабря 2013 года «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» четко разделил понятия «компетенции выпускников» и «планируемые результаты обучения» по элементам образовательной программы, определил их взаимосвязь и установил требования по их применению в организации образовательного процесса.

В связи с этим на повестку дня встал вопрос о необходимости обновления как основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), разрабатываемых организациями высшего образования, так и примерных основных образовательных программ (ПООП), разрабатываемых УМО или другими организациями по поручению Минобрнауки России.

Актуальность обновления ОПОП и ПООП обусловлена также необходимостью учета при разработке программ профессионального образования требований Профессиональных стандартов, значительное число которых было утверждено в 2014-2015 г.г. (Письмо Министра образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливанова от 22.01.2015 «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов).

При разработке новых и обновлении действующих ОПОП и ПООП рекомендуем разработчикам воспользоваться методикой и пошаговым алгоритмом создания образовательных программ, разработанным на основе методологии TUNING в рамках реализации проекта «Тюнинг в России» (2010-2013) [2, 5, 6] и адаптированным к требования ФГОС 3+ экспертами АКУР.



Модель TUNING для разработки образовательной программы включает следующие ключевые элементы:

  • Определение востребованности программы (консультации со всеми заинтересованными сторонами);

  • Обеспечение доступа к необходимым ресурсам;

  • Формулировка целей программы и определение требований к компетенциям выпускников (универсальных и профессиональных);

  • Планирование и описание измеряемых результатов обучения, необходимых для развития компетенций выпускников;

  • Формирование и описание структуры программы (набор модулей, для каждого из которых обозначены результаты обучения и указан объем в зачетных единицах (кредитах)),

  • Определение подходящих стратегий преподавания, обучения и оценки для обеспечения достижения запланированных результатов обучения и развития требуемых компетенций выпускников;

  • Составление рабочих программ модулей (дисциплин, практик) с указанием видов и объема (в часах) контактной работы обучающегося с преподавателем и самостоятельной работы обучающегося; составление учебных планов и календарных учебных графиков;

  • Создание подходящей системы оценки и обеспечения качества, сфокусированной на обеспечении логичности всей учебной программы и функционирования элементов обратной связи.

Проектирование образовательных программ (определение компетенций выпускников и результатов обучения, необходимых для развития этих компетенций, формирование модулей программы под запланированные результаты обучения, распределение зачетных единиц (кредитов) по всем элементам программы) требуют истинно командной работы всех членов профессорско-преподавательского коллектива, обеспечивающих данную образовательную программу. При реализации образовательных программ, ориентированных на достижение студентом запланированных результатов обучения, все преподаватели, участвующие в реализации различных модулей и дисциплин, разделяют ответственность за создание возможностей развития у студентов заявленных в программе компетенций.

Важным элементом проектирования образовательной программы является планирование результатов обучения для отдельных элементов программы (модулей или дисциплин и практик), которое следует за определением универсальных и профессиональных компетенций выпускников. Достижение обучающимся запланированных результатов обучения по всем элементам программы в совокупности должно обеспечить ему на выпуске тот уровень развития компетенций, который был заявлен при разработке программы как ее основная цель. Образовательные программы должны содержать указания на четкую последовательность в овладении компетенциями и демонстрации запланированных результатов обучения. Методология TUNING рекомендует при проектировании образовательных программ силами команды преподавателей- методологов «проработать» каждую заявленную в программе компетенцию выпускника с точки зрения возможных технологий ее развития у обучающегося и контроля (оценивания) уровня ее достижения на разных этапах реализации образовательной программы. Формы представления каждой компетенции через возможные уровни ее достижения обучающимся с указанием соответствующих этому уровню индикаторов (результатов обучения) и дескрипторов (показателей успешности достижения результатов обучения) могут быть самыми различными (паспорта компетенций, карты компетенций, матрицы, текстовые описания). Важно, чтобы «проработанная» на этапе проектирования образовательной программы и осознанная коллективом преподавателей компетенция выпускника легла в основу формирования рабочих программ модулей или других элементов образовательной программы.

TUNING рекомендует университетам, стремящимся к гибкости образовательных программ (с целью обеспечения возможностей для индивидуализации образовательных траекторий обучающихся и постоянной «настройки» программ на потребности национального и международного рынков труда) проектировать и реализовывать программы в модульном формате. Методология Тюнинг и Руководство по применению ECTS (2009) определяют модульные образовательные программы следующим образом: модульная программа, это программа, каждый элемент которой (модуль) равен заданному числу кредитов (зачетных единиц) или кратен заданному числу кредитов.

Модуль в системе ECTS – относительно самостоятельный (завершенный с точки зрения целей и результатов) структурный элемент программы, имеющий четко сформулированные результаты обучения и адекватные критерии оценки. Трудоемкость модуля, выраженная в кредитах (зачетных единицах) должна быть равна заданному числу кредитов или быть кратной этому числу.

По мнению российских экспертов, участвовавших в проекте «Тюнинг Россия», оптимальной «структурной единицей» для российских образовательных программ можно считать 3 зачетные единицы, в таком случае образовательные программы можно строить из структурных элементов (модулей) трудоемкостью 6, 9, 15 и более зачетных единиц (модули трудоемкостью 3 зачетных единицы не являются оптимальными с точки зрения возможности обеспечения значимых результаты обучения, хотя наличие небольшого количества таких модулей в программе возможно).

В идеале при проектировании образовательных программ необходимо стремиться к построению образовательных программ, состоящих из равновеликих модулей (европейский опыт показывает, что оптимальная трудоемкость модуля – 6 зачетных единиц, то есть 5 модулей в семестре и 10 модулей в году). В этом случае наиболее реалистично обеспечить обучающимся максимальную индивидуализацию образовательной траектории как внутри образовательной организации, так и в сети образовательных организаций (при реализации программ в сетевой форме, в том числе с зарубежными вузами – партнерами). Однако, в период перехода от циклово-дисциплинарного формата реализации образовательных программ (в котором работают в настоящее время абсолютное большинство российских вузов) к модульному (или частично модульному) формату, спроектировать российскому университету равновеликие модули очень сложно.

Российские эксперты проекта «Тюнинг Россия» и эксперты АКУР рекомендуют российским университетам после вступления в силу новой редакции стандартов ФГОС 3+ и упразднения требования к «цикловой» структуре образовательных программ осуществлять постепенный переход на модульный (или частично модульный) формат построения программ. При этом в рамках образовательной программы (в первую очередь – ее вариативной части, обеспечивающей освоение профессиональных компетенций, сформулированных как правило конкретно и лаконично) целесообразно формировать «деятельностные» (или компетентностноориентированные) модули. Деятельностный (или компетентностноориентированный) модуль (далее – модуль) - это крупный структурный элемент образовательной программы, имеющий определённую логическую завершённость по отношению к требуемым результатам освоения образовательной программы в целом (компетенциям или определенным уровням освоения компетенций). Модуль имеет «входные требования» в виде набора необходимых для его освоения компетенций (или знаний и умений) и четко сформулированные планируемые результаты обучения, которые в совокупности должны обеспечить обучающемуся освоение определенного уровня компетенции. Модуль может состоять из отдельных учебных элементов (дисциплин, частей дисциплин, междисциплинарных видов учебной деятельности). Если модуль столь велик, что не может быть реализован в течение одного учебного года, его целесообразно разделить на курсовые модули, каждый из которых реализуются в рамках одного семестра (триместра) или учебного года. Для курсовых модулей должны быть определены свои результаты обучения (имеющие промежуточный характер по отношению к результатам обучения по модулю в целом), создано соответствующее учебно-методическое обеспечение (согласованное с рабочей программой всего модуля). Курсовой модуль, который реализуются в рамках одного семестра (триместра) или учебного года, должен заканчиваться промежуточной аттестацией. По результатам освоения всего модуля рекомендуется проводить рубежный (итоговый) контроль уровня сформированности компетенции (компетенций). Модуль и курсовые модули могут осваиваться параллельно или последовательно с другими структурными элементами образовательной программы, дискретно или непрерывно. При этом рекомендуется объемы всех структурных элементов образовательной программы (модулей, курсовых модулей, отдельных дисциплин и практик, не вошедших в модули), выраженные в зачетных единицах, устанавливать в стандартизованном формате (то есть кратными установленному числу (например, трем)). Еще раз напомним, что в идеале (для обеспечения максимальной гибкости образовательных программ и создания оптимальных условий для реализации академической мобильности обучающихся) следует добиваться того, чтобы все элементы образовательной программы, реализуемые в рамках одного учебного года, были равновеликими по объему.



При проектировании и реализации модульных образовательных программ, основанных на результатах обучения и системе зачетных единиц, направленных на индивидуализацию образовательной траектории обучающегося и способствование его академической мобильности, рекомендуется разрабатывать три вида учебных планов:

  • основной (базовый) учебный план,

  • рабочие учебные планы по годам обучения,

  • индивидуальные планы обучающихся.

В основном (базовом) учебном плане следует указать распределение всех элементов образовательной программы (модулей (дисциплин), практик, мероприятий ГИА) с указанием их объемов в зачетных единицах по периодам обучения (годам, семестрам или триместрам). Рекомендуется с помощью системы индексов или другим способом отметить в основном (базовом) учебном плане те модули (дисциплины), которые должны быть освоены студентом обязательно и в определенной последовательности, те модули, которые должны быть освоены студентом обязательно, но не обязательно в период обучения, отмеченный в основном (базовом) учебном плане, те модули (дисциплины), которые студент может освоить на выбор из списка предложенных (элективы), те модули (дисциплины), который студент может не осваивать (факультативы). Рекомендуется сформировать в основном (базовом) учебном плане одно или несколько «окон мобильности» - то есть выделить период обучения, в котором студенту будет наиболее уместно осуществить обучение в другом вузе (в том числе зарубежном), отметить те модули, который студент обязан освоить в своей образовательной организации и те, которые возможно освоить в другой образовательной организации. Если программа будет реализовываться в сетевой форме – в основном (базовом) учебном плане необходимо четко указать – какие модули, на каком периоде обучения и в какой организации должен будет осваивать студент.

В рабочих учебных планах (разрабатываемых по годам обучения) указывается последовательность освоения курсовых модулей, составляющих компетентностноориентированные модули, дисциплин, практик, аттестационных испытаний ГИА, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, а также с указанием часов (академических или астрономических) контактной работы обучающихся с преподавателем и самостоятельной работы обучающихся. Для каждого курсового модуля, дисциплины, практики, реализуемых в рамках одного периода обучения (учебного года, семестра, триместра) указывается форма промежуточной аттестации обучающихся. По завершению компететностноориентированных модулей может быть проведена специальная рубежная (итоговая) аттестация. Данный план должен быть полностью сопряжен с рабочими программами компетентностноориентированных модулей и курсовых модулей, с рабочими программами дисциплин и практик; рабочий план служит для составления расписания занятий, а также для расчета нагрузки преподавателей.

Индивидуальный учебный план студента определяет его индивидуальную образовательную траекторию на период обучения или на весь срок обучения.

Десять шагов для разработки новых и модернизации существующих образовательных программ

  1. Определение востребованности программы. Обеспечение доступа к необходимым ресурсам

    • Проведите опросы заинтересованных сторон (работодатели, абитуриенты, студенты, преподаватели,) для определения необходимости разрабатывать новую образовательную программу.

    • Определите - вписывается ли данная программа в круг уже существующих направлений подготовки или она требует открытия нового направления подготовки или является междисциплинарной программой.

    • Оцените имеющиеся в вашем университете кадровые, материально-технические и финансовые условия с точки зрения возможности обеспечить реализацию новой программы. Если ресурсов недостаточно – изучите возможность реализовать программу в сетевой форме (с привлечением ресурсов других университетов и (или) промышленных предприятий и(или) научных организаций).

  2. Определение основных параметров программы, универсальных и профессиональных компетенций выпускников

  • Определите цель образовательной программы, обязательно связав ее с основной Миссией вашего университета.

  • Установите общественную и личностную значимость программы, определите потенциальные области профессиональной деятельности выпускников программы, проанализируйте профессиональные стандарты, относящиеся к выбранной вами области профессиональной деятельности (при наличии), и выберете те из них, которые имеют непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности выпускника вашей образовательной программы.

  • Определите основную ориентацию программы: академическую или практикоориентированную (прикладную), укажите основной (основные) виды профессиональной деятельности выпускников программы (с учетом ФГОС и положений отобранных вами профессиональных стандартов - при их наличии), уточните направленность (профиль) программы, выберете из отобранных вами профессиональных стандартов обобщённые трудовые функции и трудовые функции, относящиеся к основному виду профессиональной деятельности выпускников программы и ее направленности (профилю), при отборе трудовых функций ориентируйтесь на уровень профессиональной квалификации (6 уровень профессиональной квалификации примерно соответствует образованию уровня бакалавриата, 7 уровень – уровню магистратуры и специалитета, 8 уровень – уровню аспирантуры, ординатуры, ассистентуры), возможен обоснованный отбор трудовых функций и из «соседних» уровней профессиональных квалификаций»; систематизируйте полученные вами результаты в таблицы, формы которых приведены в Приложении 1 Рабочих материалов семинара АКУР, часть 1.

  • Сформулируйте универсальные (общекультурные), общепрофессиональные и профессиональные компетенции (если ваша образовательная организация работает на основе ФГОС – возьмите соответствующий набор компетенций из ФГОС, дополните его компетенциями, обеспечивающими направленность (профиль) программы с учетом трудовых функций из профессиональных стандартов; если ваша образовательная организация работает на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов – обеспечьте максимальное участие потенциальных работодателей и (или) заказчиков программы в определении требуемого набора компетенций выпускников, можете воспользоваться Ключевыми ориентирами для создания образовательных программ в данной предметной области, разработанными в проекте «Тюнинг Россия»).

  • Опишите структуру каждой компетенции через планируемые результатам обучения (владения, умения, знания), например, путем составления Карты каждой компетенции. Для каждого результата обучения сформулируйте дескрипторы (показатели), показывающие успешность достижения обучающимся данного результата обучения – это поможет вам в дальнейшем создать прозрачную систему оценивания текущего контроля успеваемости обучающегося и достигнутого им уровня развития компетенций (сформировать соответствующие фонды оценочных средств – ФОС); методические рекомендации по разработке Карт компетенций с учетом профессиональных стандартов приведены в разделе II Рабочих материалов семинара АКУР, часть 1, рекомендуемая форма Карты компетенции приведена в Приложении 2 Рабочих материалов семинара АКУР, часть 1.

  1. Проектирование первого варианта структуры программы

  • Поставьте в соответствие каждому планируемому результату обучения (результаты обучения возьмите из «карт компетенций», составленных на предыдущем шаге) – учебный элемент или образовательную технологию.

  • Силами творческого коллектива, состоящего из методологов и потенциальных преподавателей программы, спроектируйте рабочий вариант структуры программы, оптимально объединив разные учебные элементы в компетентностноориентированные модули образовательной программы, обеспечивающие достижение определенных уровней освоения компетенции, или в дисциплины, обеспечивающие «целостные» знания; методические рекомендации по формированию структуры образовательный программы на основе Карт компетенций приведены разделе III Рабочих материалов семинара АКУР, часть 1.

  1. Определение объема (трудоемкости) основных компонентов программы, выраженного в зачетных единицах (кредитах)

  • Примите решение – будете ли вы проектировать программу в модульном «европейском» формате (то есть будет ли каждый структурный элемент программы иметь одинаковый объем в зачетных единицах или объем, кратный заданному числу зачетных единиц)

  • «Сверху» распределите количество зачетных единиц (кредитов), выражающих общий объем программы (например, объем программы бакалавриата со сроком освоения 4 года – 240 зачетных единиц, объем программы магистратуры со сроком освоения 2 года – 120 зачетных единиц), по всем компонентам программы, определенным вами на предыдущем шаге. «Сверху» означает, что вам следует максимально абстрагироваться от действующих учебных планов и традиционно сложившегося распределения учебной нагрузки по конкретным кафедрам и преподавателям, следует руководствоваться, во-первых, значимостью результатов обучения по заданному компоненту программы для достижения одной или нескольких компетенций, во-вторых, оценкой необходимого объема трудозатрат среднего студента на освоение данного компонента программы, в-третьих, принятому вами решению о следовании (не следовании) принципу равновеликости или кратности заданному числу зачетных единиц объема различных компонентов программы; не забудьте выделить зачетные единицы на государственную итоговую аттестацию (6-9 з.е.).

  1. Определение методов преподавания и организации самостоятельной работы обучающихся, образовательных технологий

  • Силами творческого коллектива, состоящего из методологов и потенциальных преподавателей программы, определите, какими методами и образовательными технологиями необходимо воспользоваться для развития у обучающихся заявленных в программе компетенций (как в целом по программе, так и по отдельным элементам программы).

  • Предусмотрите широкий спектр методов преподавания и организации самостоятельной работы обучающихся.

  1. Определение видов и форм контроля (аттестации) обучающихся

  • Примите решение – будете вы применять балльно-рейтинговую форму контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся при освоении образовательной программы, портфолио обучающегося и т.п. или будете использовать традиционную систему организации промежуточной аттестации обучающихся (зачеты и экзамены с выделением экзаменационных сессий).

  • Определите формы и процедуры текущего контроля успеваемости (обязательный вид контроля, предусмотренный нормативными документами), промежуточной аттестации (обязательный вид аттестации по курсовым модулям, дисциплинам, практикам при завершении периода обучения (семестра, триместра), государственной итоговой аттестации (обязательный вид аттестации, завершающий освоение программы в целом), рубежного (итогового) контроля (рекомендованный вид контроля, завершающий освоение крупного компетентностноориентированного модуля; рубежный контроль имеет целью определение уровня освоения компетенций обучающихся по завершению освоения образовательного модуля, он может проводиться в форме решения комплексной задачи, защиты курсовых работ и проектов, защиты исследовательской работы, составления портфолио обучающихся и др.; по срокам проведения рубежный контроль может совпасть со временем проведения промежуточной аттестации).

  • Определите – какие компетенции выпускников (из перечней общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций) вы будете выносить на государственную итоговую аттестацию (ГИА). Определите типы аттестационных испытаний и формы их проведения. Разработайте фонды оценочных средств для ГИА.

  1. Уточнение объема (трудоемкости) каждого модуля в зачетных единицах (кредитах) и определение последовательности освоения модулей (составление базового (основного) учебного плана)

  • На основе запланированных к применению образовательных технологий, методов преподавания и организации самостоятельной работы обучающихся, а также видов и форм контроля (аттестации), уточните объем (трудоемкость) каждого модуля (курсового модуля, дисциплины, практики), выраженную в зачетных единицах.

  • Определите последовательность освоения модулей (курсовых модулей) и распределите их по годам обучения (из расчета – 60 зачетных единиц в год при очной форме обучения).

  • Составьте базовый (основной) учебный план, в котором укажите ориентировочное распределение всех крупных элементов образовательной программы – образовательных модулей (при необходимости включающих курсовые модули), дисциплин, практик, мероприятий итоговой аттестации (с указанием их объемов в зачетных единицах) по годам обучения (рекомендуемая форма базового (основного) учебного плана приведена в Приложении 4 Рабочих материалов семинара АКУР, часть 1). С помощью системы индексов или другим способом отметьте в базовом (основном) учебном плане те элементы, которые должны быть освоены студентом обязательно и в определенной последовательности, те элементы, которые должны быть освоены студентом обязательно, но не обязательно в период обучения, отмеченный в основном (базовом) учебном плане, те элементы, которые студент может освоить на выбор из списка предложенных (элективы), те элементы, который студент может не осваивать (факультативы). Постарайтесь сформировать в базовом (основном) учебном плане одно или несколько «окон мобильности» - то есть выделить период обучения, в котором студенту будет наиболее уместно осуществить обучение в другой образовательной организации (в том числе – в зарубежной), отметьте те модули, который студент обязан освоить в вашем вузе и те, которые потенциально возможно освоить в другом вузе. Если программа будет реализовываться в сетевой форме – в основном (базовом) учебном плане четко укажите – какие модули, на каком периоде обучения и в какой организации должен будет осваивать студент.

  1. Анализ составленного основного (базового) учебного плана на предмет обеспечения обучающимся возможности освоения требуемых компетенций в рамках проектируемой образовательной программы (запуск «обратной связи»)

  • Проанализируйте составленный базовый (основной) учебный план, выбранные образовательные технологии, методы преподавания и организации самостоятельной работы обучающегося, виды и формы контроля (аттестации), и убедитесь, что все компетенции, заявленные в программе могут быть достигнуты студентом в случае его добросовестного освоения образовательной программы (например, составьте матрицу соответствия всех запланированных результатов обучения (из «карт компетенций») структурным элементам основного (базового) учебного плана и образовательным технологиям).

  • В случае выявления несоответствий между запланированными результатами обучения по всем элементам программы и заявленными компетенциями выпускника программы или несоответствий между запланированными результатами обучения по каждому элементу программы и его объему, выраженному в зачетных единицах, и т.п. внесите необходимые коррективы в базовый (основной) учебный план или скорректируйте исходные параметры самой образовательной программы (шаг 2).

  1. Разработка рабочих программ модулей, определение необходимого количества часов контактной работы студента с преподавателем и количества часов самостоятельной работы студента (по каждому модулю), составление рабочих учебных планов по каждому году обучения

  • Поручите преподавателям и методическим комиссиям разработать рабочие программы модулей и их учебно-методическое обеспечение в соответствии с запланированными для этого модуля результатами обучения, объемом модуля (выделенного на модуль количества зачетных единиц), отобранных образовательных технологий, методик преподавания и организации самостоятельной работы, видов и форм контроля (аттестации). В рабочей программе каждого модуля должны быть указаны объемы (в академических или астрономических часах) контактной работы студента с преподавателем и самостоятельной работа студента и виды учебных занятий (для контактной работы - занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые и индивидуальные консультации и др.) для самостоятельной работы студента – небольшие исследовательские проекты, в том числе групповые, подготовка рефератов, кейсов и пр.). В рабочей программе каждого модуля должна быть подробно описана система оценивания успешности достижения студентом запланированных по модулю результатов обучения и приведены фонды оценочных средств (рекомендуемая форма рабочей программы дисциплины (модуля) приведена в Приложении 5 Рабочих материалов семинара АКУР, часть 1).

  • Составьте рабочий учебный план на первый год обучения (и проекты рабочих учебных планов на каждый последующий год обучения), в которых укажите последовательность освоения образовательных модулей и курсовых модулей, дисциплин, практик, аттестационных испытаний ГИА, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, а также с указанием часов (академических или астрономических) контактной работы обучающихся с преподавателем и самостоятельной работы обучающихся. Для каждого образовательного модуля, курсового модуля, дисциплины, практики, укажите форму промежуточной аттестации обучающихся. Данный план должен быть полностью сопряжен с рабочими программами образовательных модулей и курсовых модулей, с рабочими программами дисциплин и практик.

  1. Реализация образовательной программы, определение сбалансированности элементов программы, мониторинг и внесение изменений

  • Внедрение новой программы в образовательный процесс необходимо производить в соответствии с разработанным планом.

  • Пользуйтесь методиками обратной связи и прогнозирования для определения сбалансированности элементов программы и внесения необходимых изменений.

  • Производите регулярный мониторинг реализации программы и ее отдельных компонентов, используя анкеты для студентов и преподавателей.

  • Убедитесь, что зачетные единицы распределены в соответствии с реальными трудозатратами студента, а также что программы может быть освоена в запланированные сроки.

  • Используйте информацию, полученную в ходе проведения анкетирования и опросов, для улучшения программы.

Создайте и непрерывно улучшайте условия для реализации индивидуального подхода к обучению каждого студента, введите систему формирования индивидуальных учебных планов для каждого студента (в том числе – студентов бакалавриата), используйте современные образовательные технологии и системы оценивания: балльно-рейтинговую систему оценивания достижений студентов, систему формирования портфолио каждого студента и другие.

Источники



  1. Yevgeniya V. Karavayeva and Yelena N. Kovtun. Adapting the Tuning Programme Profiles to the Needs of Russian Higher Education. In Tuning Journal for Higher Education ISSN: 2340-8170. Issue No. 1, November 2013.

  2. Караваева Е.В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования при реализации ФГОС 3+ // Высшее образование в России. 2014, No. 8-9, С. 5-15

  3. Руководство по использованию ECTS (2009) (в переводе н русский язык) http://www.umo.msu.ru/docs/EPVO/ECTS_RUS.pdf

  4. Дюкарев И.А., Котлобовский И.Б., Караваева Е.В., Демчук А.Л., Телешова И.Г., Эченикэ В.Х., Ульянова М.Е. О проекте «Тюнинг Россия» // Высшее образование в России. 2013. No. 8-9, С.78-87.

  5. На пути к сопоставимости программ высшего образования. Информационный обзор (под редакцией И.Дюкарева, Е.Караваевой, А.Демчука, Пабло Бенейтоне, Хулии Гонсалес и Роберта Вагенара). Бильбао: Университет Деусто (Deusto University Press, ISBN: 978-84-15772-32-3), 2013 год, 198 с. Доступно: http://tuningrussia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=116&Itemid=152&lang=ru

  6. Материалы проекта «Тюнинг Россия» http://tuningrussia.org


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница