Iaea-ns-10 оригинал: на английском языке



страница1/12
Дата23.09.2017
Размер4,17 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
IAEA-NS-10

ОРИГИНАЛ: на английском языке



ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ ПО КОМПЛЕКСНОЙ
ОЦЕНКЕ
РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (IRRS)
ПОСТ-МИССИЯ
В


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва


11-19 ноября 2013 г.

ДЕПАРТАМЕНТ ЯДЕРНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ








ОТЧЕТ О ПОСТ-МИССИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГИ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (IRRS)
В


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ОТЧЕТ О ПОСТ-МИССИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГИ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (IRRS)
В


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сроки миссии: 11-19 ноября 2013 г.

Регулирующий орган: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ РОССИИ (РОСТЕХНАДЗОР)

Место проведения: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ РОСТЕХНАДЗОРА в Москве, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Регулируемые объекты и виды деятельности:

Атомные электростанции (АЭС), исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, медицинские производственные и исследовательские применения, установки по обращению с отходами, вывод из эксплуатации и реабилитация.


Организатор: Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

ГРУППА ЭКСПЕРТОВ IRRS

JAMMAL Ramzi Руководитель группы (Канада)

JANKO Karol Заместитель Руководителя группы (Словакия)

BASSETT Mark Эксперт (Великобритания)

KRS Petr Эксперт (Чешская Республика)

LORSON Raymond Эксперт (США)

MAKAROVSKA Olga Эксперт (Украина)

NIZAMSKA Marina Эксперт (Болгария)

REPONEN Heikki Эксперт (Финляндия)

RZENTKOWSKI Greg Эксперт (Канада)

SED JOVA Luis Эксперт (Куба)

CARUSO Gustavo Координатор IRRS (МАГАТЭ)

MANSOUX Hilaire Заместитель координатора IRRS (МАГАТЭ) LAFORTUNE Jean-Francois Помощник в области экспертизы IRRS (МАГАТЭ) LUX Ivan Помощник в области экспертизы IRRS (МАГАТЭ)

REBIKOVA Olga Административный помощник IRRS (МАГАТЭ)

МАГАТЭ-2013




Количество рекомендаций, предложений и положительных практик ни в коей мере не характеризует текущее положение регулирующего органа. Сравнение подобных числовых параметров в отчетах IRRS по различным странам неправомерно.

СОДЕРЖАНИЕ

РЕЗЮМЕ 7

  1. ВВЕДЕНИЕ 10

  2. ЦЕЛЬ И ОБЪЕМ 11

  3. ОСНОВА ЭКСПЕРТИЗЫ 12

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА 14

    1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ 15

    2. УСТАНОВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ 19

    3. УЧРЕЖДЕНИЕ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА 20

    4. НЕЗАВИСИМОСТЬ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА 24

    5. СИСТЕМА ЗАЩИТНЫХ МЕР ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИЛИ

НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РАДИАЦИОННЫХ РИСКОВ 24

    1. УСЛОВИЯ ВЫВОДА УСТАНОВОК ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ И

ОБРАЩЕНИЕ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ И ОТРАБОТАННЫМ ТОПЛИВОМ 24

    1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛУГ 25

  1. ГЛОБАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 26

  2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ФУНКЦИИ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ 28

    1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА И

ВЫДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ 28

    1. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И КОМПЕТЕНЦИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА 28

    2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОНСУЛЬТАТИВНЫМИ ОРГАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ 29

    3. СВЯЗЬ И КОНСУЛЬТАЦИИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ 30

    4. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ 30

  1. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА 31

  2. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 32

    1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 32

    2. АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 34

    3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РЕАКТОРЫ 34

    4. ПРЕДПРИЯТИЯ ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА (ПТЦ) 35

    5. ПРОМЫШЛЕННЫЕ, МЕДИЦИНСКИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ 36

    6. ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С РАО 37

    7. ТРАНСПОРТИРОВКА 38

  3. ЭКСПЕРТИЗА И ОЦЕНКА 39

    1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 39

    2. АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 41

    3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РЕАКТОРЫ 42

    4. ПРЕДПРИЯТИЯ ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА (ПТЦ) 44

    5. ПРОМЫШЛЕННЫЕ, МЕДИЦИНСКИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ 44

    6. ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С РАО 45

    7. ТРАНСПОРТИРОВКА 48

    8. НОВОЕ ЗАМЕЧАНИЕ 48

  4. ИНСПЕКЦИЯ 48

    1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 48

    2. АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 51

    3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РЕАКТОРЫ 51

    4. ПРЕДПРИЯТИЯ ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА (ПТЦ) 51

    5. ПРОМЫШЛЕННЫЕ, МЕДИЦИНСКИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ 52

    6. ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С РАО 52

    7. ТРАНСПОРТИРОВКА 53

  5. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ 53

  6. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И РУКОВОДСТВА 54

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 56

    2. АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 56

    3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РЕАКТОРЫ 56

    4. ПРЕДПРИЯТИЯ ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА (ПТЦ) 56

    5. ПРОМЫШЛЕННЫЕ, МЕДИЦИНСКИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ 56

    6. ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С РАО 56

    7. ТРАНСПОРТИРОВКА 57

  7. АВАРИЙНАЯ ГОТОВНОСТЬ И РЕАГИРОВАНИЕ 59

    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 59

    2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 61

    3. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФРАСТРУКТУРЕ 65

    4. РОЛЬ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА ВО ВРЕМЯ РЕАГИРОВАНИЯ 67

    5. РЕЗЮМЕ 67

  8. ВЛИЯНИЕ АВАРИИ НА АЭС ФУКУСИМА-ДАЙИЧИ КОМПАНИИ TEPCO НА РЕГУЛИРУЮЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 68

    1. ДЕЙСТВИЯ, НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ПРЕДПРИНЯТЫЕ РЕГУЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ 68

    2. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В СВЕТЕ АВАРИИ 70

    3. ПЛАНЫ БУДУЩИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАССМОТРЕНИЮ

НОРМАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ 71

    1. ВЫВОДЫ ПО ОБЛАСТЯМ ПРОВЕДЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 72

ПРИЛОЖЕНИЕ I - ПЕРЕЧЕНЬ УЧАСТНИКОВ 79

ПРИЛОЖЕНИЕ II - ПРОГРАММА МИССИИ 80

ПРИЛОЖЕНИЕ III - СТОРОНЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В МИССИИ 83

ПРИЛОЖЕНИЕ IV - РЕКОМЕНДАЦИИ (R) И ПРЕДЛОЖЕНИЯ (S)

ПРЕДЫДУЩЕЙ МИССИИ IRRS, КОТОРЫЕ ОСТАЮТСЯ ОТКРЫТЫМИ 85

ПРИЛОЖЕНИЕ V - РЕКОМЕНДАЦИИ (RF), ПРЕДЛОЖЕНИЯ (SF) И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ (GPF) ОТ ПОСТ-МИССИИ IRRS 2013 89

ПРИЛОЖЕНИЕ VI - СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ РОСТЕХНАДЗОРОМ 92

ПРИЛОЖЕНИЕ VII - СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ МАГАТЭ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ В ХОДЕ ЭКСПЕРТИЗЫ 105

ПРИЛОЖЕНИЕ VIII - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РОСТЕХНАДЗОРА 108



РЕЗЮМЕ

В ноябре 2009 г. по запросу Правительства Российской Федерации международная группа из 22 экспертов в области ядерной и радиационной безопасности посетили Министерство природных ресурсов и экологии (МПРиЭ) и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) для оказания услуги по комплексной оценке деятельности регулирующего органа (IRRS). Цель миссии IRRS заключалась в экспертной оценке системы регулирования безопасности всех объектов использования атомной энергии и соответствующих видов деятельности в Российской Федерации и эффективности выполнения регулирующих функций МПРиЭ и Ростехнадзором. По запросу Правительства Российской Федерации международная группа из старших экспертов в области безопасности встречалась с представителями Ростехнадзора в период с 11 по 19 ноября 2013 года для проведения пост-миссии IRRS в Российской Федерации. Миссия проходила в Центральном Аппарате Ростехнадзора в Москве и включала посещение площадки Нововоронежской АЭС. Целью независимой оценки было рассмотрение национальной системы регулирования ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации, включая меры, предпринятые по рекомендациям и предложениям миссии IRRS в 2009 г. Кроме того, данная пост-миссия была проведена для оценки деятельности в дополнительных областях, а именно, аварийная готовность и реагирование и уроки, извлеченные из аварии на АЭС Фукусима Дайичи компании TEPCO, для органа регулирования безопасности.

В ходе оценки российская система регулирования безопасности сравнивалась с положениями норм по безопасности МАГАТЭ в качестве международного эталона обеспечения безопасности. Данная миссия также проходила с целью обмена информацией и опытом между группой экспертов IRRS и российскими партнерами в областях, охватываемых IRRS.

Группа IRRS состояла из 10-ти старших экспертов в области регулирующей деятельности из 9-ти стран-членов МАГАТЭ и 5-ти человек из персонала МАГАТЭ.

Группа IRRS проанализировала меры, предпринятые по рекомендациям и предложениям миссии IRRS в 2009 г. в следующих областях: ответственность и функции правительства; режим глобальной ядерной безопасности; ответственность и функции регулирующего органа; система управления регулирующего органа, деятельность регулирующего органа в отношении регулирования всех объектов и видов деятельности, включая выдачу разрешений, экспертизы и оценки, инспекции и санкции, разработку и содержание правил и руководств. При оценке этих областей специальное внимание уделялось учету уроков, извлеченных из аварии на АЭС Фукусима Дайичи компании TEPCO, в российской системе регулирования в соответствии с рекомендациями Плана действий МАГАТЭ по ядерной безопасности.

Миссия включала рассмотрение регулирующей деятельности, проведение собеседований и дискуссий с персоналом Ростехнадзора, включая инспекторов на Нововоронежской АЭС. Члены группы IRRS встретились с персоналом и руководством Нововоронежской АЭС, наблюдали за аварийными учениями на Нововоронежской АЭС, в аварийном центре, расположенном вне площадки АЭС, и в центральном аппарате Ростехнадзора.

Ростехнадзор обеспечил Группу IRRS предварительными справочными материалами и полной документацией, включая результаты самооценки во всех областях в объеме миссии.

В ходе миссии группа IRRS получила полное содействие всех сторон по нормативным, техническим и политическим вопросам; в частности, персонал Ростехнадзора предоставил полнейшую практическую помощь и продемонстрировал большую открытость и прозрачность.

Группа IRRS пришла к выводу, что рекомендации и предложения миссии IRRS в 2009 г. систематически учитывались в комплексном плане действий. Во многих областях был достигнут значительный прогресс, и в результате реализации плана действий было выполнено много усовершенствований.

Группа отметила, что все предложения и рекомендации, ранее относившиеся к МПРиЭ, теперь применимы к Ростехнадзору, т.к. согласно Постановлению Правительства РФ он является независимым регулирующим органом.

В ходе пост-миссии группа IRRS установила, что 10 из 25 рекомендаций и 17 из 34 предложений миссии IRRS в 2009 г. были эффективно реализованы и поэтому могут считаться закрытыми;

8 из 25 рекомендаций и 6 из 34 предложений миссии IRRS 2009 года можно считать закрытыми, исходя из достигнутого прогресса и уверенности в их эффективном исполнении. Следует отметить Ростехнадзор за эти достижения.



Группа IRRS приводит следующие общие результаты наблюдений:

  • Были проведены усовершенствования законодательной основы государственного регулирования ядерной безопасности, в частности, внесены изменения в федеральный закон "Об использовании атомной энергии", принят новый федеральный закон "Об обращении с радиоактивными отходами и внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ".

  • Значительным изменением с первой миссии является то, что в 2010 г. Ростехнадзор выведен из-под юрисдикции Министерства природных ресурсов и экологии и стал самостоятельным органом регулирования, подчиняющимся непосредственно Правительству Российской Федерации. Таким образом, Ростехнадзор теперь эффективно независим от других органов федеральной исполнительной власти. Теперь он может независимо разрабатывать и представлять на рассмотрение указы Президента и распоряжения Правительства РФ, а также разрабатывать и вводить в действие соответствующие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Кроме того, были устранены ограничения по периодичности и продолжительности инспекций, проводимых органом регулирования.

  • Правительственными распоряжениями и соглашениями осуществляется значительное наращивание сотрудничества Ростехнадзора с другими федеральными органами, участвующими в надзорной деятельности, и уже выполнен ряд совместных действий. Группа отметила, что в этой области необходима дополнительная работа, в частности, в области национальной гармонизации норм и правил по безопасности и их практического выполнения.

  • Что касается улучшения человеческих ресурсов Ростехнадзора, имело место позитивное развитие для обеспечения надлежащего надзора при реализации амбициозной национальной программы сооружения атомных электростанций. Однако важно, чтобы Правительство Российской Федерации должным образом решало общий вопрос человеческих и финансовых ресурсов органа регулирования.

  • Была начата деятельность по созданию системы менеджмента органа регулирования. Однако, комплексной системы менеджмента нет, необходимо в этой области предпринять значительные усилия. В частности, эту систему необходимо обновить, чтобы должным образом отразить новый административный статус Ростехнадзора.

  • Действия, предпринятые Ростехнадзором немедленно после аварии на АЭС Фукусима-Дайичи компании TEPCO, были своевременными и эффективными, и включали разработку национального плана действий по ядерной безопасности, полностью согласующегося с Планом действий МАГАТЭ по ядерной безопасности, учитывая, в частности, дополнительную оценку безопасности площадок АЭС и исследовательских реакторов, включая бассейны выдержки и сухие хранилища ОЯТ. Однако дополнительная оценка безопасности не охватила другие предприятия топливного цикла.

Группа экспертов IRRS отметила ряд положительных практик, дала дальнейшие рекомендации и предложения о том, где необходимы или желательны усовершенствования для продолжения повышения эффективности регулирующих функций в соответствии с нормами безопасности МАГАТЭ.

Среди положительных практик, установленных группой IRRS, следующие:



  • РФ посредством своей ведущей роли и сотрудничества с различными международными заинтересованными сторонами внесла эффективный вклад в разработку мер и программ, которые могут усилить глобальный режим безопасности в свете аварии на АЭС Фукусима-Дайичи компании TEPCO. В частности, группа отметила вклад РФ в План действий МАГАТЭ по ядерной безопасности и предложение по совершенствованию международных обязательных юридических инструментов для повышения безопасности в мире.

  • Сравнение оценки АЭС и инспекторской деятельности с зарубежными регулирующими органами для обмена положительными практиками и опытом в области надзора на АЭС.

  • Внедрение методологии систематической оценки аварийных учений и принятие полных и подробных правил по содержанию аварийных планов лицензиатов.

  • Проактивный подход, принятый Ростехнадзором в координации с другими соответствующими национальными организациями, для пересмотра национальных норм и правил по транспортировке радиоактивных материалов параллельно с пересмотром соответствующих норм безопасности МАГАТЭ.

Группа IRRS установила определенные вопросы, требующие внимания или усовершенствования. В настоящий отчет включено 5 рекомендаций и 8 предложений. Ключевые области, подлежащие усовершенствованию и определенные в ходе миссии, включают:

  • Схема по оплате труда, которая устраняет разрывы в зарплате работников Ростехнадзора и эксплуатирующих организаций, для повышения возможности Ростехнадзора нанимать и удерживать компетентный персонал.

  • Выделение целевых ресурсов для Ростехнадзора для содействия и сотрудничества с органами регулирования стран-членов МАГАТЭ, в частности, с теми, которые являются получателями российских ядерных технологий.

  • Развитие системы менеджмента для включения процессов и процедур для непрерывного мониторинга и оценки прогресса эксплуатирующих организаций в области обеспечения безопасности, а также разработка и внедрение новых требований и руководящих документов по безопасности в части предотвращения и управления тяжелыми авариями на объектах использования атомной энергии.

  • Распространение дополнительной оценки безопасности также на ПТЦ в качестве реагирования на аварию на АЭС Фукусима-Дайичи компании TEPCO для определения необходимых потенциальных улучшений.

  • Пересмотр текущих условий действия лицензий, относящихся к оценке и анализу безопасности установок по захоронению ЖРО.

  • Завершение пересмотра правил по схеме аварийной классификации на основе параметров станции в соответствии с нормами безопасности МАГАТЭ.

  • Распространение программы оценки Ростехнадзором аварийных учений на другие объекты, помимо АЭС.

Заключения группы IRRS от 2009 года, которые остаются открытыми,приведены в Приложении IV. Новые заключения группы IRRS обобщены в Приложении V.

Пресс-релиз МАГАТЭ был выпущен в конце миссии, и была организована совместная пресс-конференция Ростехнадзора и МАГАТЭ.



  1. ВВЕДЕНИЕ

В ноябре 2009 г. по запросу Правительства Российской Федерации международная группа из 22 экспертов в области ядерной и радиационной безопасности посетили Министерство природных ресурсов и экологии (МПРиЭ) и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) для оказания услуги по комплексной оценке деятельности регулирующего органа (IRRS). Цель миссии IRRS заключалась в экспертной оценке системы регулирования безопасности всех объектов использования атомной энергии и соответствующих видов деятельности в Российской Федерации и эффективности выполнения регулирующих функций МПРиЭ и Ростехнадзором.

По запросу Правительства Российской Федерации, международная группа из старших экспертов в области безопасности встречалась с представителями Ростехнадзора в период с 11 по 19 ноября 2013 года для проведения пост-миссии IRRS в Российской Федерации. Миссия проходила, главным образом, в центральном офисе Ростехнадзора в Москве. Целью независимой оценки было рассмотрение национальной системы регулирования ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации, включая меры, предпринятые по рекомендациям и предложениям миссии IRRS в 2009 г. Кроме того, данная пост-миссия была проведена для оценки деятельности в дополнительных областях, а именно, аварийная готовность и реагирование и уроки, извлеченные из аварии на АЭС Фукусима Дайичи компании TEPCO, для органа регулирования безопасности. Официальный запрос о проведении миссии был направлен Правительством Российской Федерации в мае 2013 года. В период с 12 по 13 августа 2013 года в центральном аппарате Ростехнадзора в Москве проводилась подготовительное совещание для обсуждения целей, задач, объема и деталей подготовки предстоящей пост-миссии в связи с предыдущей миссией IRRS, состоявшейся в 2009 году, а также дополнительными областями пост-миссии.

Группа IRRS состояла из 10 старших экспертов в области регулирующей деятельности из 9 стран-членов МАГАТЭ и 5 человек из персонала МАГАТЭ.

Группа IRRS провела экспертизу мероприятий, предпринятых во исполнение рекомендаций и предложений по итогам миссии IRRS 2009 года в следующих областях: ответственность и функции правительства; глобальный режим ядерной безопасности; ответственность и функции регулирующего органа; система управления (менеджмента) регулирующего органа; деятельность регулирующего органа, связанная с регулированием всех объектов и видов деятельности, подлежащих регулированию Ростехнадзором (атомные электростанции, исследовательские реакторы, установки по обращению с радиоактивными отходами, предприятия топливного цикла, промышленные медицинские и исследовательские установки и виды деятельности, а также транспортировка радиоактивных материалов), включая процедуры выдачи разрешений, экспертизы и оценки, инспекций, санкций и разработку и определение содержания нормативных документов и руководств. Кроме того, была проведена экспертная оценка деятельности в области аварийной готовности и аварийного реагирования.

В соответствии с рекомендациями Плана действий МАГАТЭ по ядерной безопасности, особое внимание было уделено учету уроков, извлеченных из аварии на АЭС Фукусима Дайичи компании TEPCO, в российской системе регулирования.

В ходе миссии также обсуждались вопросы политики в связи со строительством новых атомных электростанций и соответствующего управления человеческими ресурсами.

В ходе подготовки к миссии Ростехнадзором была проведена самооценка и разработан предварительный план действий по дополнительным областям. Результаты самооценки и дополнительная документация были представлены экспертной группе в качестве предварительных справочных материалов для миссии. В ходе миссии группа экспертов IRRS провела систематическую оценку по всем темам путем рассмотрения предварительных справочных материалов, проведения интервью с руководством и персоналом Ростехнадзора и непосредственного наблюдения за рабочими практиками Ростехнадзора в ходе инспекции на Нововоронежской АЭС и наблюдения за противоаварийными учениями в Нововоронежском аварийном центре. Также были организованы встречи с Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА), Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). На протяжении всего периода проведения миссии группа IRRS получала всестороннюю поддержку и содействие от Ростехнадзора и других организаций.


  1. ЦЕЛЬ И ОБЪЕМ

. Целью независимой оценки было рассмотрение национальной системы регулирования ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации, включая меры, предпринятые по рекомендациям и предложениям миссии IRRS в 2009 г. Кроме того, данная пост-миссия была проведена для оценки деятельности в дополнительных областях В объем оценки IRRS вошли все объекты и виды деятельности, регулируемые Ростехнадзором, включая атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла и установки по обращению с радиоактивными отходами, а также установки по обращению с радиационными источниками и транспортировка радиоактивных материалов. Экспертная оценка осуществлялась путем сравнения существующих мероприятий со стандартами безопасности МАГАТЭ.

Ожидается, что миссия IRRS будет способствовать совершенствованию регулирования в Российской Федерации и других государствах-членах, исходя из полученных знаний и обмена опытом между Ростехнадзором и экспертами IRRS, а также посредством оценки эффективности российской структуры регулирования ядерной безопасности и примеров ее успешных практик.

Основными задачами этой миссии являлось повышение ядерной и радиационной безопасности, а также аварийной готовности и аварийного реагирования путем:


  • Предоставления Российской Федерации и Ростехнадзору, посредством заполнения вопросника IRRS, возможности выполнить самооценку своей деятельности и оценить ее соответствие стандартам безопасности МАГАТЭ;

  • Предоставления Российской Федерации и Ростехнадзору результатов оценки их программ регулирования и вопросов политики, связанных с ядерной и радиационной безопасностью, а также аварийной готовностью;

  • Предоставления Российской Федерации и Ростехнадзору результатов объективной оценки их деятельности по регулированию ядерной и радиационной безопасности, а также аварийной готовности и аварийного реагирования, с учетом норм по безопасности МАГАТЭ;

  • Содействия гармонизации подходов к регулированию в странах-членах МАГАТЭ;

  • Поддержки обмена опытом и информацией об извлеченных уроках;

  • Предоставления экспертам стран-членов МАГАТЭ и персоналу МАГАТЭ возможностей по расширению опыта и знаний в своих областях;

  • Предоставления ключевому персоналу Ростехнадзора возможностей по обсуждению своих практик с экспертами, обладающими опытом выполнения других практик в этой же области;

  • Предоставления Российской Федерации и Ростехнадзору рекомендаций и предложений по совершенствованию деятельности; и

  • Предоставления другим государствам информации о положительных практиках, определенных в ходе миссии.

  1. ОСНОВА ОЦЕНКИ

  1. Подготовительная работа и группа экспертов МАГАТЭ

По просьбе Правительства Российской Федерации с 12 по 13 августа 2013 г. проведено подготовительное совещание в рамках пост-миссии по оказанию услуги по комплексной оценке деятельности регулирующего органа (IRRS). Подготовительное совещание провели: назначенный Руководителем группы г-н Рамзи Джаммал, Заместитель Руководителя группы г-н Карол Янко и представители МАГАТЭ - г-н Густаво Карузо, г-н Хазем Суман и г-н Жан-Франсуа Лафортюн.

Группа подготовки к миссии IRRS обсуждала вопросы, связанные с ходом выполнения Ростехнадзором мероприятий во исполнение рекомендаций и предложений по итогам миссий IRRS 2009 года, работой по самооценке, проводимой с 2009 года, и соответствующими программами регулирующей деятельности по дополнительным областям экспертизы, не рассмотренным в 2009 году. Группу Ростехнадзора возглавляло высшее руководство органа ядерного регулирования, представленное г-ном Валерием Беззубцевым, Заместителем Председателя Ростехнадзора, а также некоторыми другими членами высшего руководства и сотрудниками. По результатам обсуждения было достигнуто соглашение о том, что по следующим областям программы регулирующей деятельности органа ядерного регулирования будет проведена оценка в рамках миссии IRRS:



    • Проверка исполнения замечаний IRRS по итогам миссии 2009 года;

    • Аварийная готовность и аварийное реагирование только в части ответственности Ростехнадзора;

    • Аспекты регулирования, связанные с аварией на АЭС Фукусима Дайичи компании TEPCO; и

    • Выборочные вопросы политики.

Представители Ростехнадзора выступили с презентациями об основных проблемах регулирования ядерной безопасности с 2009 года, а также о ходе выполнения рекомендаций и предложений по результатам миссии IRRS 2009 года и предварительных результатах самооценки в части аварийной готовности и аварийного реагирования, а также аспектов регулирования, связанных с аварией на АЭС Фукусима Дайичи компании TEPCO.

Представители МАГАТЭ представили принципы, процессы и методологию IRRS. Затем последовало обсуждение ориентировочного плана работ по проведению IRRS в Российской Федерации в ноябре 2013 года.

Проведено обсуждение предложенного состава группы экспертов IRRS (с участием старших регуляторов из стран-членов МАГАТЭ в экспертизе), и ориентировочно утверждена численность группы экспертов IRRS. Рассмотрены также вопросы логистики, включая помещения для совещаний и работы, определение партнеров и контактных лиц, предполагаемые визиты на площадки, вопросы проживания и транспорта.

Контактным лицом от Ростехнадзора для подготовительного совещания и миссии IRRS была назначена г-жа Ирина Соколова, Начальник Управления международного сотрудничества Ростехнадзора.

Ростехнадзор в конце сентября 2013 года представил МАГАТЭ (и группе экспертов) предварительные справочные материалы для экспертизы, включая и результаты самооценки. В ходе подготовки к миссии члены экспертной группы МАГАТЭ провели экспертизу предварительных справочных материалов и представили свои первоначальные экспертные замечания Координатору Группы МАГАТЭ перед началом миссии IRRS.


  1. Справочные материалы для оценки

Наиболее актуальные нормы безопасности МАГАТЭ и Кодекс поведения по безопасности и сохранности радиоактивных источников использовались в качестве критериев оценки. Более полный перечень публикаций МАГАТЭ, используемых в качестве справочных материалов для данной миссии, приведен в Приложении VII.

  1. Проведение оценки

Первое совещание группы IRRS проведено в воскресенье, 10 ноября 2013 года, в Москве, Руководителем группы IRRS и Координатором группы IRRS МАГАТЭ для обсуждения общих аспектов, ключевых моментов и особенностей миссии, уточнения основ экспертизы и исходной информации, контекста и задач IRRS и согласования методологии экспертизы и оценки всеми экспертами. Они также представили программу работы миссии.

Кроме того, организатор в области экспертизы МАГАТЭ представил ожидания по предстоящему к применению модулю "Аспекты регулирования, связанные с аварией на АЭС Фукусима Дайичи компании TEPCO".

В соответствии с руководствами IRRS, на стартовом совещании группы экспертов IRRS присутствовало контактное лицо, которым были представлены меры по материально-технической поддержке, запланированные для миссии.

Эксперты также сообщили о своих первых впечатлениях по предварительным справочным материалам.

Вводное совещание IRRS состоялось в понедельник, 11 ноября 2013г., с участием исполняющего обязанности Председателя Ростехнадзора г-на Алексея Ферапонтова, высшего руководства и персонала. Вступительные замечания были сделаны г-ном Валерием Беззубцевым, Заместителем руководителя Ростехнадзора, г-ном Рамзи Джаммалом, Руководителем группы IRRS, и г-ном Густаво Карузо, Координатором группы IRRS. Г-н Беззубцев представил обзор основных изменений в области регулирования ядерной безопасности с 2009 года. Представители Ростехнадзора рассказали о состоянии дел по ходу выполнения замечаний по результатам предшествующей миссии IRRS, а также о программах регулирующей деятельности по дополнительным областям экспертизы, которые будут оцениваться в ходе данной миссии.

В ходе миссии выполнена оценки по всем темам с целью предоставления Российской Федерации и Ростехнадзору рекомендаций и предложений по усовершенствованию, а также выявления примеров положительных практик. Оценка проводилась путем совещаний, интервью и дискуссий, посещений объектов и непосредственных наблюдений в отношении национальных практик и практической деятельности.

Группа IRRS также провела экспертную оценку реагирования Ростехнадзора на аварию на АЭС Фукусима-Дайичи, эксплуатируемую компанией TEPCO. Данная экспертиза была проведена посредством интервью с участвующим персоналом Ростехнадзора, рассмотрения соответствующей документации и результатов самооценки, проведенной Ростехнадзором. Результаты представлены в Разделе 11 данного отчета.

Группа экспертов IRRS осуществляла свою деятельность на основании программы миссии, приведенной в Приложении II.

Заключительное совещание IRRS состоялось во вторник, 19-го ноября 2013 года. Со вступительным словом на заключительном совещании выступил исполняющий обязанности Председателя Ростехнадзора г-н Алексей Ферапонтов, после чего с презентацией результатов миссии выступил г-н Рамзи Джаммал, Руководитель группы IRRS. С заключительным словом выступил г-н Денис Флори, Заместитель Генерального директора, Начальник Департамента ядерной и физической безопасности МАГАТЭ.

По окончании миссии Ростехнадзором и МАГАТЭ была организована пресс-конференция. По окончании миссии выпущен пресс-релиз МАГАТЭ.



  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА




    1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ




РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИТОГАМ МИССИИ 2009 ГОДА
Рекомендация: Правительство Российской Федерации должно продолжить работу по совершенствованию своего законодательства в соответствии с нормами безопасности МАГАТЭ для обеспечения ясного и стабильного регулирования ядерной и радиационной безопасности в отношении всей ядерной

R1 деятельности, включая обращение с радиоактивными отходами и вывод из эксплуатации, а также для устранения ограничений в отношении периодичности и длительности инспекций регулирующих организаций.
Рекомендация: Правительство Российской Федерации должно разработать и реализовать механизм финансирования, обеспечивающий достаточные ресурсы для регулирования ядерной и радиационной безопасности, включая

R2 компетентный персонал и необходимое финансирование для выполнения независимых экспертиз безопасности, которые являются предпосылкой принятия решений о лицензировании, учитывая растущий объем использования атомной энергии в Российской Федерации.
Изменения с момента первоначальной миссии IRRS

Рекомендация 1: Рекомендация 1 состоит из двух частей: первая часть связана с необходимостью для Российской Федерации совершенствовать законодательство с тем, чтобы можно было установить необходимые правила и нормы в отношении всей ядерной деятельности, а вторая часть связана с необходимостью устранять ограничения в части периодичности и длительности инспекций.

Часть I Рекомендации 1:

С момента проведения последней миссии были внесены значительные усовершенствования в правовые основы государственного регулирования безопасности. Внесено два основных изменения:


      1. Поправки к федеральному закону “Об использовании атомной энергии”, и

      2. Принят новый федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В закон «Об использовании атомной энергии» внесены многочисленные поправки для обеспечения наличия унифицированных нормативно-технических основ безопасного использования атомной энергии. Основные поправки, связанные с ядерным регулированием, включают:

  • Приоритетность законодательства в области атомной энергии над требованиями законодательства в других областях, например, промышленной безопасности

  • Правовой статус регулирующего органа (см. раздел 1.4 по усовершенствованиям в части полномочий и независимости)

  • Виды деятельности, подлежащие лицензированию

  • Надлежащее реагирование регулирующих органов на потенциальные угрозы объектам

  • Необходимость в периодических оценках безопасности объектов использования атомной энергии каждые 10 лет

  • Усиление административной ответственности за нарушения норм и правил

  • Роль организаций научно-технической поддержки для государственного органа регулирования безопасности

На момент проведения миссии IRRS в 2009 году правовые основы и национальная политика в области безопасного управления радиоактивными отходами не были четко установлены. Это стало ключевым вопросом с учетом того, что Российская Федерация имеет обширную ядерную программу с соответствующим большим количеством отходов ядерного наследия, где окончательное захоронение произведенных радиоактивных отходов еще подлежит определению. Данный вопрос сейчас получил особое внимание в связи с принятием закона об обращении с радиоактивными отходами, а также разработкой соответствующих нормативных документов по безопасному обращению с радиоактивными отходами и выводу из эксплуатации.

Закон об обращении с радиоактивными отходами (который разрабатывался с 1990-х и был принят в 2011 году) рассматривает такие вопросы, как:



  • Административные и правовые основы обращения с радиоактивными отходами

  • Государственная система обращения с радиоактивными отходами, включая их классификацию и право собственности на них

Государственный орган и государственная эксплуатирующая организация, регулирующие обращение с радиоактивными отходами. Оба закона были дополнены рядом Постановлений Правительства.

Экспертная группа отметила, что Российская Федерация сделала очень существенное продвижение вперед с законодательной точки зрения. Однако требуется принять еще ряд дальнейших законов, прежде чем законодательство сможет всесторонне охватить все вопросы ядерной безопасности. В частности, имеется необходимость в дальнейшем развитии законодательства в части вывода из эксплуатации (см. Рекомендацию 5) и обращения с отработавшим топливом. Ростехнадзор указал, что большая часть необходимых законов уже принята, но в ближайшие годы еще будут приняты законы по выводу из эксплуатации и отработавшему ядерному топливу. Тем не менее, Ростехнадзор констатировал, что эти временные рамки не подорвут его постоянную способность выполнять свои регулирующие функции, и что большая часть соответствующих норм и правил уже принята. Так, например, в действующем законодательстве имеются некоторые положения, связанные с выводом из эксплуатации, а также принято постановление о специальных фондах для вывода из эксплуатации. Ростехнадзор также работает и над другими постановлениями, однако в настоящее время приоритет ставится на разработку и реализацию еще не охваченных правил и норм.

Часть II Рекомендации 1:

Эта часть связана с устранением ограничений в части периодичности и длительности инспекций, проводимых регулирующими органами. Предварительные справочные материалы и проверки по месту показали, что эти ограничения были устранены. Закон и соответствующее постановление сейчас допускают проведение (1) внеочередных инспекций на основаниях, перечисленных в законодательстве, и (2) непрерывного государственного надзора, включая инспекции, на определенных объектах использования атомной энергии (см. также Рекомендацию 20).



Рекомендация 2: Рекомендация 2 состоит из двух частей. Часть I Рекомендации 2:

Первая часть Рекомендации 2 связана с необходимостью разработки и реализации Правительством Российской Федерации механизма финансирования, обеспечивающего достаточные ресурсы для регулирования ядерной и радиационной безопасности. Ростехнадзор сообщил, что были представлены предложения Правительству в части повышения заработной платы инспекторов Ростехнадзора с тем, чтобы организация привлекала потенциальных работников надлежащей квалификации, при этом сохраняя и поддерживая существующие возможности. Однако данные предложения не были согласованы Министерством финансов и Министерством труда и социальной защиты.

Часть II Рекомендации 2:

Вторая часть Рекомендации 2 связана с возмещением затрат на экспертизу безопасности. Ростехнадзор описал применяемую в настоящее время систему, обоснованную законом. Ростехнадзор дает техническое задание на экспертизы. Затем заявитель выбирает организацию, которая будет проводить экспертизу, из перечня лицензированных Ростехнадзором организаций (в зависимости от уровня угроз, представляемого объектом). Проведение экспертизы полностью оплачивается заявителем. Результаты экспертизы затем далее рассматриваются Ростехнадзором прежде, чем он примет регулирующие решения. Группа экспертов была удовлетворена данным процессом, предусмотренным для обеспечения надлежащего финансирования, с сохранением регулирующих полномочий и независимости Ростехнадзора.



Состояние выполнения замечаний по первоначальной миссии



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница