Идеальное человеческое общество и роль туризма в его становлении



Скачать 84,98 Kb.
Дата12.07.2017
Размер84,98 Kb.
ИДЕАЛЬНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И РОЛЬ ТУРИЗМА В ЕГО СТАНОВЛЕНИИ
В.Н. Вуколов

Д.п.н., профессор

Научно-исследовательский институт туризма КазАСТ

С тех пор как человек выделился из животной среды, а это по разным данным от миллиона до восьми миллионов лет назад, жизнь человечества была отнюдь не легкой. Тяготы выживания в дикой природе, борьба с природными, а потом и рукотворными катаклизмами, бесконечные войны, эпидемии многократно приводили человека к размышлению о возможности организации лучшей доли. Поэтому не удивительно, что в разное время появлялись люди, которые ставили перед собой цель – создать идеальное человеческое общество, где бы все его члены жили долго и счастливо.

На протяжении веков экономисты и философы разных стран и народов предлагали проекты идеальных обществ. Английские мыслители Томас Мор (1478-1535 гг.), Джерард Уинстэнли (1609-1652 гг.), Роберт Оуэн (1771-1858 гг.), итальянский мыслитель Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.); французы Жан Мелье (1664-1729 гг.), Габриэль Мабли (1709-1785 гг.), Гракх Бабеф (1760-1797 гг.), Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.), русские революционеры-демократы В.Г. Белинский (1811-1848 гг.), Н.Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н.А. Добролюбов (1836-1861 гг.), немецкие мыслители Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.), советские теоретики и практики построения социализма В.И. Ульянов-Ленин (1870-1924 гг.) и И.В. Джугашвили-Сталин (1879-1953 гг.) и другие в разное время пытались реализовать идеи по созданию идеального человеческого общества. В основном указанные идеи касались возможности организации производства материальных благ на основе общественной собственности, всеобщего труда, исключающего паразитизм, научного управления обществом, функционирования семьи, труда по способности, социального равенства людей, искоренения лени и жадности, гармонии с природой, слияния личных интересов с общественными, общинного управления обществом.

Организованные путешествия и туризм (в особенности спортивные и активные виды) опосредованно формируют качества человека, могущего создать идеальное человеческое общество по перечисленным выше параметрам. Однако, в разных проектах идеальных человеческих обществ (ИЧО) высказывались параметры непосредственно связанные с отдыхом человека вообще и туризмом в частности. Так, Томас Мор в своем знаменитом труде «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия» (получившем впоследствии краткое название «Утопия») отмечал, что рабочий день жителей острова продолжается всего шесть часов (остается много времени для отдыха и путешествий). Кроме того, потребности жителей сведены к разумному минимуму. Мор писал: «…. Не может быть никакого опасения, что кто-либо пожелает потребовать больше, чем нужно» [1]. Эта же идея разумного потребления материальных благ высказывалась итальянским мыслителем Томмазо Кампанелла в его знаменитом романе «Город солнца (1602 г.). При этом граждане города заняты общественным трудом всего четыре часа в день, т.е. имеют еще больше возможности для отдыха и путешествий [2]. Схожие идеи можно найти в основных произведениях Габриэля Мабли, Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина.

История человечества за последние 600 лет подтвердила важность большого количества свободного от основной работы времени для развития международного туризма.

И больше времени в путешествиях проводят граждане тех стран, где их большинство имеет относительно продолжительные оплачиваемые отпуска. Следует отметить и потенциал туризма для формирования оптимальной системы потребностей современных людей.

Возможность получения достаточного количества качественных товаров и услуг всеми членами идеального человеческого общества зависит не только (и не столько) от интенсивности собственно их производства. Важно насколько разумно сформированы потребности членов общества в указанных материальных благах. А ведь именно участие человека в относительно длительных активных путешествиях (в силу условий этих путешествий) прочнее всего и формирует эти разумные потребности. Пользуясь в походах и путешествиях действительно необходимым, человек переносит эту привычку и в обыденную жизнь. И в использовании обычных, доступных подавляющему большинству людей благ цивилизации человек формирует в себе как норму для продолжительной и качественной жизни.

Формирование идеального человеческого общества связано с огромными физическими и интеллектуальными усилиями его создателей. Упорство в достижении поставленной цели так же человек воспитывает в активных путешествиях, в особенности длительных по времени, сложных по физическому и техническому выполнению.

В таких путешествиях человек преодолевает не только и не столько естественные природные препятствия, но прежде всего собственную инертность, понуждает себя работать на пределе своих возможностей. В условиях активного путешествия человек, чаще всего решает сложные и разнообразные задачи, а это требует высокой физической и интеллектуальной подготовки. Не случайно, среди туристов и альпинистов больше чем в других видах спорта людей с высшим образованием, учеными степенями, изобретателей и исследователей.

В путешествиях повышенной сложности человек выполняет физически тяжелую, а подчас рискованную работу, при этом опасность бывает не искусственной, а объективной, созданной самой природой. После таких путешествий обычные вещи воспринимаются острее, командный дух похода проецируется на всю жизнь и позволяет человеку решать социальные задачи глобального уровня.

Несмотря на то, что все предыдущие проекты идеальных человеческих обществ пока реализовать не удалось, современные мыслители от этой идеи не отказались. Талантливый публицист нашего времени Ю.И. Мухин в одной из своих многочисленных книг посвятил обществу будущего целую главу под названием «Командировка в государство Солнца». Названием этой главы автор засвидетельствовал, что является приемником идей вышеназванных авторов. Более того, в начале главы он написал, что описанное им будущее безусловно является развитием идей Коммунизма, но к Коммунизму не имеет никакого отношения [3].

Одним из самых сложных и вечных вопросов науки вообще и философии в частности, является вопрос о смысле жизни человека. Великий поэт Гейне считал, что смыслом жизни является сама жизнь. Но с этим согласны далеко не все. Не может быть смыслом процесса сам процесс. Природа устроена так, что любой процесс идет для получения чего-то. И если Природа запустила процесс жизни человека, то обязана быть и цель того, зачем человек живет [3, c.6-7].

Целью будущего общества Ю.И. Мухин считает Гуманизм – как определенное мировоззрение и общество, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений, где все проникнуто уважением к Человеку. Полный смысл жизни Человека – обеспечение Природе вечного существования. При этом, Человек должен уметь отказываться от удовлетворения животных инстинктов, если это противоречит интересам семьи, общества, государства. Нет необходимости пересказывать все принципы модели идеального человеческого общества сформулированного Ю.И. Мухиным. Однако, в двух требованиях, имеющих отношение к туристской деятельности, Мухин повторяет своих предшественников.

Во-первых, потребности Людей нового общества невелики и в их мировоззрении заложено, что их жизнь на Земле не должна обходиться Природе очень дорого, и на жизнеобеспечение хватает всем с избытком. Во-вторых, рабочее время ограничено во всех сферах обеспечения жизнедеятельности Людей 24 часами в неделю. Следует отметить, что в отличие от своих предшественников Мухин специально оговаривает назначение туризма в идеальном обществе. Туризм считается развлечением, как познавательный – по городам или интересным местам, так и для смены климата – к морям или в горы. Туризм так же считается эффективным средством отдыха.

Так, отпуск используется по-разному, но медицина требует путешествий. Традиция такова, что человек, просто загорающий на пляже выглядит странно. Зато очень популярны (для совершенствования земли) путешествия по тайге. Отдых за границей непопулярен, но крупные города ежедневно принимают 3-4 миллиона туристов. Здоровый образ жизни приводит к тому, что люди стареют, начиная с 80 лет и умирают в возрасте 100-105 лет.

Если жизнь достаточно длинна и качественна, то позволяет удовлетворить все интересы разных людей.

Однако, как бы не решали философы вопрос о смысле жизни человека, есть условие, при котором этот смысл становится еще более значимым. Жизнь человека должна быть максимально продолжительной, а ее качество максимально высоким. И в данном случае наша задача – определить методологические основы, при которых совершенствование практики и разработка теории туристской деятельности человека максимально позитивно влияли бы на продолжительность и качество жизни человека.

Чем глубже и дольше изучаешь феномен туризма, тем большее удивление вызывают факты, тенденции и процессы в нем происходящие. Именно в этом феномене сосредоточен огромный потенциал удивления исследователя, без которого философия невозможна. Еще Аристотель говорил, что в основе философии лежит удивление человека [3, c. 90].

Большое количество исследований показывает, что основными причинами сокращения продолжительности жизни людей и ухудшения ее качества являются: гиподинамия и неблагоприятная экологическая среда. Кроме того, негативное влияние оказывает, связанное с гиподинамией ожирение, низкая социальная активность и многочисленные стрессы в жизни современного человека.

Исследователи из Колумбийского (Columbia University) и Оксфордского (Oxford University) университетов установили – что распространение ожирения приведет к следующему. К 2030 г. в США будет 51 % мужчин и 52% женщин, с индексом массы тела выше 30, в Великобритании будут больны ожирением 48% мужчин и 43% женщин. Соответственно, возрастут расходы на лечение самого ожирения и связанных с ним болезней: диабета, рака, ССЗ, инсультов: в США на 66 млрд.евро, а в Великобритании на 2 млрд.евро в год [4].

Собственная туристская деятельность понуждает человека проявлять социальную активность сначала в организации собственных путешествий, а затем и в обыденной жизни. При этом следует иметь ввиду - австралийские ученые благодаря ряду исследований выяснили, что социальная активность настолько же важна для крепкого здоровья, как, например, диета, спорт или медикаменты. Активное общение способствует снижению риска инсульта, инфаркта миокарда и даже гриппа. Участие в коммуникации повышает иммунитет, как это ни странно. Ученые полагают, что обычная насыщенная беседа повышает активность работы головного мозга, а это самым позитивным образом сказывается на здоровье. Люди же ведущие инертный образ жизни, очень скоро утрачивают заряд жизненной энергии [5]. При этом оптимальное содержание туристской деятельности таково, что именно она способна наиболее эффективно устранить перечисленные причины.

Таким образом, само содержание туристской деятельности формирует в индивиде качества, которые более всего подходят для создания и совершенствования относительно идеального человеческого общества. Это доказывает огромную социальную роль туризма и необходимость формирования методологии и теории исследования туристской деятельности.


Литература:

1) Мор Т. Утопия. – М., ЮНИТИ, 1998.

2) Кампанелла Т. Город Солнца. М., Издательство Академии наук СССР, 1947.

3) Мухин Ю.И. Россия. Еще не вечер. – М., Яуза, 2004. – С. 212.

4) К 2030 году каждый второй американец будет страдать ожирением // www.infox.ru.

5) Ученые установили основной фактор здоровья // www.vrach.tv.
Резюме

В.Н. Вуколов

Д.п.н., профессор

Научно-исследовательский институт туризма КазАСТ
ИДЕАЛЬНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И РОЛЬ ТУРИЗМА В ЕГО СТАНОВЛЕНИИ
В разное время появлялись люди, которые ставили перед собой цель – создать идеальное человеческое общество, где бы все эти члены жили долго и счастливо. Организационные путешествия и туризм (в особенности спортивные и активные виды) опосредованно формируют качества человека, могущего создать идеальное человеческое общество. В разных проектах идеальных человеческих обществ (ИЧО) высказывались параметры непосредственно связанные с отдыхом человека вообще и туризмом в частности. Само содержание туристской деятельности формирует в индивиде качества, которые более всего подходят для создания и совершенствования относительно идеального человеческого общества. Это доказывает огромную социальную роль туризма и необходимость формирования методологии и теории исследования туристской деятельности.
Summary

V.N. Vukolov

D.p.s., professor of

Scientific-research institute of tourism KazAST
Ideal human society and role of tourism in its development
At various times there are people who set themselves the goal - to create an ideal human society, where all these members lived happily ever after. Institutional travel and tourism (particularly sporting and active forms) indirectly form the qualities of a person, able to create an ideal human society. In various projects, an ideal human society (IHS) expressed the parameters directly related to the rest of man in general and tourism in particular. The very content of the tourist activity creates in the individual qualities that are most suitable for the establishment and improvement relative to the ideal of human society. This proves the great social role of tourism and the need for a methodology and theory study of tourist activity.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница