Игры по морфемике и словообразованию. Игра «Чьё гнездо больше?»



Скачать 143,23 Kb.
Дата14.06.2018
Размер143,23 Kb.
Игры по морфемике и словообразованию.

1.Игра «Чьё гнездо больше?»

Цель: развитие навыка словообразования.
В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др.. Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.

2.Игра «Аббревиатура» (для старших классов).

Цель: развитие навыков культуры речи.
Составьте аббревиатуры таки образом, чтобы избежать нежелательной омонимии.

Словосочетание


Существующая аббревиатура


Предпочтительный вариант


1.войска особого назначения

2.Московский углехимический институт

3.гаубичный артиллерийский дивизион

4.Московский университет леса

5.периферийное устройство

6.начальник ветеринарной части

7.начальник воздушного флота

8.федеральная авиационная служба

9.Ленинградский государственный архив литературы и искусства

10.институт востоковедения Академии наук

ВОН


МУХИН

ГАДи

МУЛ

ПФУ

навет

навоздух

ФАС

ЛГАЛИ

ИВАН


ОСНАЗ

УХИМ

АГД

МЛУ

УПФ

ветнач

ВФН

ФСА

ЛГАИЛ

ИАНиВ



3. Игра «Домино»

Цель: закрепить тему «Морфемика и словообразование»

Инструкция: разрезать на полоски, раздать детям по одному. Начинается игра с цифры один.

 


1.Формы слова

Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово

Морфемика

Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении

Окончание

Часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово

Основа

Главная значимая часть слова, в котором заключено общее значение всех однокоренных слов

Корень

Самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень, образуют…

Однокоренные слова

Раздел науки о языке, в котором изучается от чего и с помощью чего образованы слова

Словообразование

Слова, состоящие из двух (реже трех) корней

Сложные слова

Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов

Приставка

Сложное слово, состоящее из сокращенных основ

Сложносокращенное слово

Значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов

Суффикс

В основе слова заключается его…

Лексическое значение

Корень, суффикс, окончание приставка – это…

Морфемы

Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный – это…

Морфемные способы образования слов

Окончание образует

4. Игра «Не угоди в ловушку!»

- Распределите слова в три столбика. (Работа в группах)

Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.




С падежным

окончанием



С нулевым

окончанием



Без окончания

(неизменяемые

слова)











Ответы:




С падежным

окончанием

С нулевым

окончанием

Без окончания

(неизменяемые слова)

Осенний

шиповник

вдруг

травы

день

неожиданно

сырой

холодок

сегодня

шипы

расцвёл




туманный

цветок




канавы







шиповника









5.Игра «Четвёртое лишнее». 

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркнителишнее слово в каждой строке.

1. Бархатц.., бац..лла, принц..п, ц..фра.

2. Биостанц..я, вакц..на, ц..клон, ц..ган.

3. Дирекц..я, квитанц..я, кобылиц..н, ц..гейка.

4. Куриц..н, лекц..я, ц..вилизованный, ц..када.

Ответ:

Бархатцы, бацилла, принцип, цифра.



Биостанция, вакцина, циклон, цыган.

Дирекция, квитанция ,кобылицын , цигейка.

Курицын, лекция, цивилизованный, цикада.
6.Игра «Просигналь!»

Задание:


- Подбери однокоренные антонимы к словам: Отвечайте хором.

С помощью карточек подавайте мне сигнал, какую букву вы напишите на  конце приставок(З или С?).

звёздное - беззвёздное

полюбить-  разлюбить

грамотный-  безграмотный

корыстный-  бескорыстный

шумный-  бесшумный

радостный - безрадостный

опасный-  безопасный

лунная-  безлунная

водный-  безводный
7.Игра «Найди пару!» 

Переведи значение приставки! У каждого обучающегося  карточка с приставкой, во время игры каждый находит свою пару.

Дети встают в два круга, образуя карусель, и движутся по кругу сначала медленно, а потом всё быстрее:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, тише, тише, карусель остановите!

Раз и два, раз и два. Вот и кончилась игра.

В центр выходи, себе пару подбери!



Аква-

Поли-

Псевдо-

Био-

Экс-

Вице-

Терра-

Кардио-

Контр-

Аэро-

Фило-

Гео-


Игры по словообразованию:

8."Словесный мяч"

Игра состоит в том,чтобы как можно быстрее подбирать к слову проверочное. В игру можно играть вдвоём. Один "кидает" слово, другой ему в ответ "бросает" проверочное.


9."Кто лучше знает карту?"

Эту игру можно провести при повторении правописания прилагательных с суффиксами -СК-, -К-. В один столбик записать названия известных учащимся государств, а в другой - образованные от них прилагательные.

Венгрия - венгерский, Польша - польский  и т.д. 
10.Логогрифы

С твёрдым «л» я на стене,

         Книги, например, на мне,

         Но, как только «л» смягчите,

         Сразу в танец превратите. 

 (полка – полька)

 

С твёрдым «р» - коллектив певцов,



     С мягким – хищный зверёк с ценным мехом 

(хор – хорь)

 

Я по России протекаю,



       Я всем известна. Но когда

       Ко мне прибавишь букву с краю,

       Свое значенье я меняю

       И птицей становлюсь тогда. 

 (Волга – иволга)

 

              Добавим к ноте букву «М»  —



       Сразу станет нужен всем:

       В нем живет моя семья —

       Мама, папа, братик, я! 

 (до – дом)

 

        Несет меня с трудом старик.



        Но если «Ю» прибавишь — вмиг

        К нему придет на помощь тот,

        Кто без труда меня несет.  

(ноша – юноша)

 

11.Шарады 
Шарада (франц. "беседа”). Первые шарады появились в VI веке, российская история этих затей началась в XVIII веке. 
Шарада – загадка, в которой задуманное слово разбивается на слоги, а потом эти части и всё слово целиком описываются по отдельности. 

***
Возьми начало – и в крокет играй 


Найди антоним слова "рай” 
В конце союз поставишь
И будет то, что ты читаешь. (Шарада)

***
Корень тот же, что и в слове сказка 


Суффикс тот же, что и в слове извозчик 
Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)

***
Корнем с дорогой роднится, 


В сборе приставка таится, 
Суффикс, как и в слове "дневник" 
Целым же в космос проник. (Спутник)

***
Корень мой находится в цене 


В оценке найди приставку мне, 
Суффикс мой в тетрадке все встречали 
Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

***
Корень извлечь из начинки несложно, 


Приставка в сосуде храниться надёжно, 
Суффикс в гудении явно услышишь 
Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение)

***

Первый слог мой есть приставка,

Трудная порой для многих.

Слог второй - английский мальчик

Иль синоним слова "битва".

А всё вместе мы на море

Очень часто наблюдаем.

Это лёгкая шарада,

Посидим - и отгадаем. (При-бой)

***

В начале - междометие,

Что вправе стать предлогом.

Затем вид поселения-

Второй и третий слоги.

А слово всё ты там ищи,

Где производят овощи.

А коль обратно прочитаешь,

То цену им тотчас узнаешь. (О-город)

***

Мой первый слог в родстве с водой.

Второй - в соседстве с бородой.

А целое - на море

Иль на речном просторе. (Пар-ус)

***

Первая моя частица

Между числами таится.

Часть виорую ты увидишь,

Только если к людям выйдешь.

Ну а целое найдём

Там, где мы с тобой живём. (Сто-лица)

***

Без танцев первый слог немыслим.

Согласье значит слог второй.

А целое - попа работник,

Из сказки Пушкина герой(Бал-да)

***


Мой первый слог - вороны крик.

Лицо святого - слог второй.

Я в целом ростом невелик.

Порою - сказочный герой.  (Кар-лик)

***

Первый слог мой - мера веса.



Второй - дерево из леса.

А в целом такая картина:

Порода собаки Мальвины.  (Пуд-ель)
12.Метаграммы 
Первую метаграмму (meta – между, gramma – буква) 29 марта 1879 года поместил в журнале "Ярмарка тщеславия” английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки "Алиса в стране чудес” и "Алиса в Зазеркалье”. Для неё он использовал такие слова: начальное – head (голова), конечное – tail (хвост). 
Чтобы преобразовать одно существительное в иное, цепочку промежуточных слов, которые отличаются друг от друга только одной буквой и не нарушают порядок расстановки всех букв, требовалось отыскать. 

Со звонким – я цветов царица 


С глухим – лишь капелька водицы. (Роза – роса)

С глухим шипящим – круглый он, как мяч 


Со звонким – как огонь горяч. (Шар – жар)
Изменив одну букву, превратите химический радиоактивный элемент в грузоподъёмную машину. (уран – кран)

Изменив одну букву, превратите  реку в Италии в хищное животное. (Тибр – тигр)

Изменив одну букву, превратите сооружение для ремонта кораблей в породу собак.  (док – дог)

Изменив одну букву, превратите инструмент плотника в благородный металл. (долото – золото)

С буквой «г» - деталь для скрепления чего-нибудь путём навинчивания, с буквой «м» - одежда. (гайка – майка)

Со мною связаны навеки

Моря, пруды, озёра, реки.

А если Г на Т заменишь,

 Меня на голову наденешь.  (Берег - берет)

 

Я должна открыться перед вами:



Хитрою считаюсь я плутовкой.

Деревом с душистыми цветами

Стану, если С на П заменишь ловко.   (Лиса - липа)

Меня обычно составляют,

Готовясь к будущим делам.

Но если Н на Щ сменяют,

То осенью я нужен вам.      (План - плащ)

 С буквой Щ я небольшой лесок.

Щ на З смените - перед вами

Потрясающей красы цветок,

Только, к сожалению, с шипами.     (Роща - роза)
С А завяжем мы его

Где-нибудь для украшения.

С И опять завяжем, но

Для успешного лечения.       (Бант - бинт)

 13.Лингвистические задачи 
I. Какое слово вы исключите (учитывая характер приставки)? Почему? 
Подорожник 
Подозрение 
Подержать 
II. Какую пару слов вы исключите? Почему? 
Повар – повариха, 
ткач – ткачиха, 
электрик – электричка 
журналист – журналистка, 
ученик – ученица, 
мельник – мельница 
ростовчанка – ростовчанин, 
украинец – украинка, 
машинист – машинистка 
III. Вспомнить и написать как можно больше слов, в которых 
а – 2 приставки 
б – два корня 
в – 2 суффикса 
IV. Подобрать синонимы к словам затруднение, граница, предместье, сознаваться, трогать с приставками при – пре-
14.Омонимы – загадки.

***Есть всегда он у людей,  есть всегда у кораблей. (Нос)

*** В тетради я бываю косая и прямая

       В другом своем значении

       Я планка для черчения.

       И, наконец, порою

       В шеренгу вас построю. (Линейка)

*** Я в дверях, я в замке,

      Я и в нотной строке,

      Я и  гайку отверчу 

       И могу, если хочу,

       Телеграмму передать

        И загадку разгадать. (Ключ)




15."Игровой диалог с приставками” - игра имеет коммуникативный характер, способствует развитию речи, рекомендуется к использованию на заключительных уроках по теме "приставка”. 
"Сказки” дают массу возможностей для творчества детей. Задачи сочинить сказку, ставящаяся перед детьми, даёт возможность учителю полноценно проверить процесс усвоения темы, так как творчество всегда индивидуально. Сказки развивают литературные способности детей, дают возможность учителю осуществить межпредметные связи, показать значимость, полученных в курсе "Словообразование” знаний. Игровой диалог с приставками. 
Ведущей будет называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову "подключить”, ой, нет, приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором. 
Я вам говорю: В - ! 
Что вы сделаете? (Включим телевизор) 
А если я скажу: - Пере -? (Переключим на другую программу) 
Вы..? (Выключим) 
Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: - Подо? (Пододвинемся к Вам вместе со стульями) 
А если я скажу: Ото - ? (Тогда отодвинемся) 
Какой вывод можно сделать из этой игры? (Каждая приставка несёт определённый смысл) 
Да, правильно. Именно благодаря этому мы прекрасно понимаем друг друга.

 

16.Отыщите приставки

1. Определите, какие из данных слов имеют приставку ПО-, приставку ПОД- или ПОДО- и какие вовсе не имеют приставку.

     Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить, подождать, подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник.

 

2. Определите, в каких словах имеется приставка НА-, приставка НАД- и где приставки нет.



     Надоить, надоесть, надоконный, надолбить, надоумить, надобность, надорваться, надолго.

 



17.Игра-конкурс «Строители»

  Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.

МЕ( )ОЛАД    ФОР( )НИК     ЖЕЛ( )СИН    ТАМ( )КА    ВАМ( )АТ ДРА( )УРА КИШ( )ЕЙ

КАР( )ЕМЕЦ    ВАМ( )АМИДА    ВОС( )АРЬ   ВОК( )ЕЖЬ   ПО( )ОТОК У( )ОВА



ГОР( )ОЛАД   НА( )НЯ   ЗА( )ЕЦ   СВИР( )НИК   КАР( )НА ПО( )АТКА  АМ( )АК

ГО( )КОТ   КОВ( )НЯ   КАБ( )ОШКО
Каталог: documents
documents -> Информация относительно прав пожилых людей
documents -> Кемеровской области гбук кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова
documents -> Кабинет Министров Украины Министерство социальной политики Украины Государственная служба по вопросам инвалидов и ветеранов Украины национальный доклад
documents -> Дополнительное оборудование
documents -> П\п Наименование дисциплины (модуля), практик в соответствии с учебным планом
documents -> Ключи многократной установки для корпоративных лицензий


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал