Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития потенциала у обучающихся



Скачать 162,4 Kb.
Дата16.07.2017
Размер162,4 Kb.
Индивидуальный образовательный маршрут

как средство развития потенциала у обучающихся

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.

В том, что одаренные дети, вопреки всему, в России рождаются, нет сомнений, но может ли наша земля не только рождать, но и выращивать, воспитывать и сохранять свои таланты - большой вопрос. Задача школы – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, современный учитель должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика. Для этого надо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика.

Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Индивидуальный подход необходим по двум причинам:

  • он обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей;

  • без учета индивидуальных особенностей ребенка любое педагогическое воздействие может оказать на него не то влияние, на которое оно было рассчитано, т.к. характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными составляющими, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Индивидуальный образовательный маршрут– это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.

Определить сущность индивидуально-образовательного маршрута и развести близкие по значению понятия нам поможет рассмотрение его особенностей:

1.Индивидуальный образовательный маршрут специально разрабатывается для конкретного ученика как его индивидуальная образовательная программа.

2.В стадии разработки индивидуального образовательного маршрута ученик и его родители выступают:

-как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;

-как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности, познавательный профиль и иные индивидуальные особенности ученика.



Таким образом, при проектировании образовательной программы образовательный процесс подвергается личностной детерминации, суть которой выражается в согласовании проблем ученика с проблемами образовательного процесса при адекватном изменении последнего.

3. На стадии реализации ученик выступает как субъект осуществления образования. В этом случае личностно-ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальный образовательный маршрут при использовании функциональных возможностей педагогической поддержки.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:

  • структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

  • сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

  • регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Индивидуальная образовательная траектория младшего школьника предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации [1].

Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:

• особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

• профессионализмом педагога;

• возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся

•возможностями материально-технической базы учреждения.

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:

- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника;

-осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;

-организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту в начальной школе основана на следующих принципах [2]:

- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;

- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;

- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.

В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.

Дети, с которыми мы работаем, являются нашим достоянием. Актуальной задачей образовательного учреждения является выявление среди общей массы обучающихся одаренных детей и индивидуальная работа с ними.

Определимся с терминологией познавательных возможностей учащихся: встречаются понятия «способности», «одаренность», «талант», «гениальность».

Способности – это индивидуальные способности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Одаренность - это выдающиеся способности личности.

Талант – это высокая степень одаренности в какой-либо деятельности, чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

К способным можно отнести почти всех детей, одаренные дети рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества можно насчитать всего лишь 400. Часто одаренными детьми мы считаем просто очень старательных и ответственных детей, которые не подведут на очередной олимпиаде или НПК. Однако найти по-настоящему «одаренного» ребенка, да еще и по своему предмету очень сложно.

Определение одарённости ребенка - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. К признакам одаренности относятся:


  • Высокие интеллектуальные способности

  • Высокие творческие способности

  • Способность к быстрому усвоению и отличная память

  • Любопытство, любознательность, стремление к знаниям

  • Высокая личностная ответственность

  • Самостоятельность суждений

  • Заинтересованность предметом

Выявлению этих способностей помогает диагностика (IQ, тест Айзенка, наблюдение, беседы).

После выявления одаренного ребенка необходимо создать условия в рамках общеобразовательного учреждения, способствующие оптимальному развитию способностей ребенка. С этой целью учитель отбирает методы, формы и приёмы обучения на уроках, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества. Такая работа предполагает индивидуальные образовательные маршруты. Это тот путь (траектория), которую должен пройти ученик под руководством учителя в процессе познания определенного предмета.

В урочное время дети получают дополнительные задания когнитивного и творческого характера (например, на уроках окружающего мира ребята выполняют проекты, затем презентуют проделанную работу).

Во внеурочное время ученик развивает свои исследовательские способности в процессе подготовки к научно-практической конференции по предмету. При этом предполагается личная заинтересованность выбранной темой, научный подход, работа с различными видами литературы (художественная, документальная, научная литература, периодическая печать, интернет), выход в социум (социологическое исследование).

Неотъемлемой частью образовательного маршрута является участие в олимпиадах по предмету. С целью углубленного изучения предмета на уроках ученик получает дополнительные и опережающие задания, читает дополнительную литературу. Также проводится индивидуальная внеурочная работа с данным учеником в форме консультаций.

Завершение образовательного маршрута является фиксация достигнутых результатов в портфолио (портфель личных достижений). Портфолио уже давно стал одной из альтернативных форм оценивания достижений человека.



Портфолио - это личные достижения человека, со­бранные им самим (а к достижениям причисляются не только грамоты и дипломы, но и фотографии, и видеоматериалы, лучшие, по мнению автора, его работы, т.е. все, что он сам о себе хочет поведать миру), это и есть лучшая иллюстрация человека, или его автопортрет.

При разработке ученического портфолио рекомендуется ори­ентироваться на три основных типа портфолио: портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов.

Технология работы с портфолио обладает рядом особен­ностей, которые уже зафиксированы различными авторами:

-фиксация, накопление и оценка индивидуальных достижений уча­щихся (А.А.Пинский);

-организация отбора образцов учебно-познавательной деятельности, последующий их анализ, оценка уровня обученности учащегося и коррек­ция процесса обучения (М.Чошанов);



-диагностика изменений за определенный период времени, под­держка учебных целей, поощрение результатов учащихся, представление спектра выполненной работы и фиксация диапазона навыков и умений, обеспечение непрерывности учебного процесса (Т.Г.Новикова);

-демонстрация, непрерывная оценка и самооценка учебных резуль­татов и усилий, приложенных к их достижению (А.В.Косоурихина);

-«запуск» механизмов самообразования, самопознания, самоактуа­лизации личности (И.Р.Калмыкова) и др

Идея использования портфолио в системе образования в последние годы получает широкое распространение. Составление портфолио предполагает интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение успех; перенос педагогического акцента на самооценку. Таким образом, портфолио позволяет учитывать всё многообразие достижений конкретного субъекта (учителя, либо ученика), фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.



Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (он представляет содержательный компонент, отвечает на вопросы «чему учить?», «что должно измениться в личности?»), а также разработанный способ его реализации, прохождения учащегося по индивидуальному образовательному маршруту (а для этого необходимы специальные организация и технологии образовательного процесса, т.е. ответы на вопросы «как учить?», «как воспитывать?», «как организовать педагогическое взаимодействие и общение?»).

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. Он должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса.


Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута ученика

Индивидуальный образовательный маршрут ученицы(ка)_______класса

____________________________________________________________

ФИО

Предмет:_____________________________________________________________________

Цель: ________________________________________________________________________
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе )

Класс


Дата рождения

Любимое занятие в свободное время

Мой любимый учебный предмет

Мои личные достижения

Мои увлечения

Что умею делать хорошо

Что мне в себе нравится

Что мне в себе не нравится

Кем хочу стать, какую получить профессию

По каким предметам повысить свои достижения

Какие дополнительные области знаний изучать

Какие учебные умения и навыки развивать


2. МОЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

Дополнительная и опережающая работа на уроках



Дата

Тема занятия

Форма организации деятельности ученика

Домашнее задание

Результаты



















Предметные кружки, факультативы

Кол-во часов в неделю__________



Дата

Тема занятия

Форма организации деятельности ученика

Консультации
















Внеурочная деятельность



Название занятия

Количество часов

Место проведения

Время занятий

Руководитель

Результаты






















































































Участие в олимпиадах и предметных конкурсах




Дата

Конкурсы, олимпиады

Уровень

Результат

Примечание























































Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика
по предмету ------------

тема работы________________________________________

__________________________________________________________________

Этапы работы

Форма отчёта / демонстрации результатов

Сроки

1. Формулирование проблемы, целеполагание

Собеседование с учителем




2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой и приёмов оформления собственного продукта деятельности

Консультирование одноклассников, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п.




3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования

Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования




4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез.

Собеседование с учителем




5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.)

Промежуточные отчёты




6. Предъявление или защита продукта исследовательской деятельности

Статья, доклад, реферат на школьной, районной, региональной конференциях.






Расписание

Время

Деятельность

































3. Кто и в чем мне может помочь

А) Учителя

Б) Родители

В) Классный руководитель

Г) Друзья

Д) Психолог

Кл. руководитель __________________________________________/________________________ /

Ученик (ца) _______________________________________________/________________________/



Родители (ознакомлены): ___________________________________/________________________/

Список использованной литературы

  1. Абакумова И.В. Особенности смысловой сферы одарённых подростков // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2008. № 3. С. 6

  2. Бабаева Ю. Д., Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

  3. Богоявленская Д. Б. и др. Рабочая концепция одарённости. М., 2003.

  4. Калиш И.В. Федеральная целевая программа «Одарённые дети»: опыт реализации, перспективы. // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2003. № 1. С. 51.

  5. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. 

  6. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000

  7. Юркевич В. С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница