Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося



Скачать 137,26 Kb.
Дата16.07.2017
Размер137,26 Kb.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.
Изменившиеся социально-экономические условия развития общества

предполагают новые требования к системе образования, к целям и

направлениям её реформирования: повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, наиболее полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых. Перспективы развития современной системы образования все чаще усматривают в большей альтернативности и индивидуализации обучения, в расширении форм образовательной деятельности. Всё чаще подчеркивается необходимость выбора учеником содержательных и процессуальных аспектов образования и максимальное приближение этого выбора к реальным интересам и возможностям ученика.

Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных

образовательных потребностей и права учащихся на выбор своего пути развития, является индивидуальный образовательный маршрут.

Термин индивидуальный образовательный маршрут довольно широкое понятие, которое тесно связано с такими понятиями как «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальная образовательная траектория».

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная

программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная

программа действий обучающегося на некотором фиксированном этапе обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут – путь освоения индивидуальной образовательной программы.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А.

Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Индивидуальная образовательная программа – механизм индивидуализации образования, связывающий для обучающегося воедино намерения, образ результата обучения и средства его достижения, фиксирующие разные стратегии движения к цели.

Индивидуальная образовательная программа – технологическое средство реализации индивидуального образовательного маршрута. Отметим, что индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Реализованный индивидуальный образовательный маршрут является индивидуальной образовательной траекторией. Индивидуальная образовательная траектория также предполагает обязательное наличие индивидуальной образовательной программы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей ученика происходят в ходе образовательного движения по индивидуальному маршруту. Если мы видели конкретные личностные способности учащихся в качестве ориентиров для ведения ими образовательной деятельности по предмету, то путь освоения этого предмета будет определяться суммой личностных способностей каждого ученика. Ученик сможет продвигаться по индивидуальному маршруту во всех образовательных областях, в том случае, если ему будут представлены возможности:



  1. определить индивидуальный смысл изучения учебной дисциплины

  2. ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела

  3. выбирать оптимальные формы и темпы обучения

  4. применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям

  5. рефлексивно осознавать полученные результаты.

  6. осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.


Возможность индивидуального маршрута образования ученика предполагает что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов:

  1. образное или логическое познание

  2. углубленное изучение

  3. ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ учеников отличаются не только по объёму, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответственно их видами деятельности, применяемыми учащимися при изучении одного и того же образовательного объекта.

Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности. Внешне выраженный образовательный маршрут ученика отражает его внутренние образовательные изменения или приращения. Образовательный маршрут основывается на реализации индивидуальных способностей, возможностей и интересов учащегося. Рассмотрим этапы организуемого учителем образовательного индивидуального маршрута в конкретной образовательной области, разделе или теме:

  1. диагностика учителем уровня развития и степени выраженности личностных качеств учеников, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или её части; фиксируются начальные объём и содержание предметного образования учеников; учитель устанавливает и классифицирует мотивы деятельности учеников по отношению к образовательной области, предпочитаемые детьми виды деятельности, формы и методы занятий,

  2. фиксирование каждым учеником, а затем и учителем фундаментальных образовательных объектов в образовательной области с целью обозначения предмета дальнейшего познания; фундаментальные образовательные объекты разделяются на общие для всех и индивидуальные для каждого ученика образовательные стандарты — те, которые определены им как субъективно - значимые.

  3. выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образова­тельной областью или темой; образовательная область предстаёт перед учеником в виде системы образовательных объектов, проблем, вопросов, детских «точек удивления»; каждый ученик вырабатывает личностное отношение к образовательной области, устанавливает что они для него значат, какую роль могут играть в его жизни; на данном этапе происходит конструирование учеником индивидуального образа познаваемой области, каждый ученик выстраивает свой первичный образ всей образовательной области — рисует картину природы, формирует предмет изучения физики, последующая работа ученика с индивидуальным образом сводится к достраиванию его до целостного вида.

  4. программирование каждым учеником индивидуальной образовательной деятельности по отношению к общим фундаментальным образовательным объектам; ученик с помощью учителя выступает в роли организатора своего образования.

  5. деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

  6. демонстрация личных образовательных маршрутов учеников и коллективное их обсуждение; каждый ученик осваивает один и тот же образовательный объект субъективной точки зрения и в соответствии со своим индивидуальным образовательным маршрутом.

рефлексивно-оценочный : выявляются индивидуальные и общеобразовательные продукты деятельности (в виде схем, концептов, материальных объектов), фиксируются и клас­сифицируются применяемые виды и способы деятельности; полученный результат составляется с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий; на основе рефлексивного осмысления индивидуальной и коллективной деятельности, при помощи средств контроля происходит оценка и самооценка деятельности каждого ученика и всех вместе включая учителя.

Образовательные результаты конкретного ученика во многом зависят от структуры и содержания учебного маршрута, с помощью которого организуется обучение. Обеспечение образовательного движения ученика предполагает наличие особенным образом сконструированных образовательных маршрутов разных уровней.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ каждого уровня должен отвечать специфическим требованиям:

а) допускать возможность и необходимость существования маршрутов других уровней.

б) учитывать разброс целей образовательных субъектов другого уровня.

в) предполагать вариативность достижения обозначаемых в маршруте целей и постановку других целей.

г) обеспечивать соответствующий баланс заданности и выбора в каждом из структурных компонентов маршрута.

Элементы индивидуального общеобразовательного маршрута :

  1. смысл изучаемого курса, т. е. того, зачем и для чего нужен данный курс каждому.

  2. цель - значит предсказать предполагаемый результат

  3. образ ученика (по Поташнику).

Технологическая карта - одно из средств обучения, которое дополняют другие средства:

1. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, который включён в общую программу занятий по предметам в качестве отдельных компонентов



2. Индивидуальные качественные характеристики образовательного результата

учащегося.
Каждый маршрут предназначен конкретному учащемуся и разрабатывается в соответствии с его возможностями. Маршрут может быть коротким (рассчитан на три недели) и более продолжительным. При проверке оцениваются различные виды работы: изучение теории, решение задач, самостоятельная работа и т.п. За каждый вид работы ученик может получить отдельную оценку, причем за контрольную работу он выставляет ее сам.

Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие учебно-воспитательные задачи: способствует формированию у учащихся познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их для решения конкретных математических задач. Школьник учится работать с научной литературой: выделять необходимые и достаточные условия, выявлять причинно-следственные связи, анализировать и обобщать информацию.

Главное в индивидуальной работе - вступить с учеником в отношения сотрудничества. Огромное значение имеет мотивация деятельности. Важно, чтобы ученики чувствовали: они делают что - то не только и не столько для себя, сколько для окружающих людей.

Наши учащиеся понимают, что не предмет математики стоит на первом месте, а человек, его постигающий. А математика изучается ради движения к истине жизни. Чем сильнее мотив «ради чего» и «зачем мне это нужно», тем успешнее процесс продвижения в изучении столь сложного предмета.

Методы и формы работы с учащимися на уроках математики.

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения,которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на формирование способности учащихся к самообразованию. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.

Широкое распространение в начальной школе получают личностно ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника.

Одной из таких технологий организации образовательного процесса является технология ИОСО, т.к. именно индивидуально – ориентированный подход создает условия для индивидуальной траектории развития каждого школьника в контексте учебной деятельности. Опираясь на индивидуальные особенности ребенка, и, прежде всего темперамент, ему предоставляются возможности для продвижения по коллективному учебному маршруту только ему присущим темпом познания.

И тем не менее перед учителем стоит серьезная проблема - как оптимально включить каждого ребенка в мыслительную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы:

фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала (в конспекте - Ф);

работа в постоянных парах – тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе (П);

работа в парах сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме (К);

индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий по теме урока (И).

На примере урока математики покажу возможные приемы сочетания различных организационных форм.

Фронтально на уроке мы решаем организационные вопросы, идет психологический настрой, даю сама или ученик информацию с обязательной ее фиксацией на доске, которая затем является опорой, происходит коллективное оценивание учебных результатов, рефлексия. Фронтально организую совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Ученик размышляет, что он уже знает или думает по теме урока, что необходимо узнать, чтобы решить учебную задачу или выйти из проблемной ситуации. Определяет границу своего знания и незнания по «лесенке знаний», к которой возвращается на каждом этапе урока, отмечая знаком или цветом, на каком уровне находится. Для проведения рефлексии на завершающей стадии урока возвращаемся к началу урока, выясняем, на какие вопросы мы теперь можем ответить, какие остались без ответа. Целенаправленная работа по развитию умений самоконтроля и самооценивания позволяет сформировать у большинства учеников умения адекватно оценивать выполненное задание. Для проведения самооценивания, индивидуальной рефлексии на уроке использую «оценочный лист» , в котором ученик оценивает не только ЗУНы, но и коммуникации, настроение. В «оценочном листе» ученик видит порядок организации учебной деятельности (план урока). План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.

Работа в постоянных парах дает возможность восстановить изучаемый материал, устранить пробелы. Парная работа обеспечивает включение мыслительной деятельности каждого ученика. Хороший результат дает парная работа, организованная в форме взаимотренажа.

Работа в парах сменного состава позволяет ученику рассмотреть материал с различных позиций, услышать разные мнения, выбрать верное решение. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

Работу в парах постоянного и сменного состава, индивидуальную работу на уроке организую, используя методики КУЗ (коллективных учебных занятий): методика Ривина, методика взаимопередачи темы, взаимообмен заданиями, взаимопроверка индивидуальных заданий.

Индивидуальная работа для самостоятельного закрепления и получения обратной связи - работа по ИОУП. Особенностью выполнения ИОУП в начальной школе является поэтапное выполнение уровневых заданий, т.е. для того, чтобы получить оценку отлично необходимо выполнить задания предыдущих уровней. Так, в третьем классе, выполняя ориентиры – задания, школьник осознает, чтобы занять позицию «Молодец», необходимо быть не только внимательным, не только добросовестным, но и наблюдательным. Для контроля и учета выполнения заданий ИОУП каждым учеником использую «табло прохождения коллективного учебного маршрута», что позволяет мне анализировать результаты, намечать пути улучшения учебного процесса, объективно оценивать знания, умения и навыки школьников.

На уроке усвоения изучаемого материала обязательно использую игровые приемы организации обучения. Это повышает эффективность усвоения. Играя в группе, ребенок осознает личную ответственность за собственные успехи и успехи товарищей, понимает, результат общей работы зависит от каждого в отдельности.

Использование на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, коллективной, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. Способствует поэтапному формированию не только предметных знаний и умений, но и развитию коммуникативных навыков ученика, навыков коллективного труда. Следовательно, можно говорить о возможности каждого ученика начальной школы освоить образовательный стандарт по предмету, получить качественные результаты обучения.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал