Информационная карта программы



Скачать 455,54 Kb.
страница1/3
Дата26.10.2016
Размер455,54 Kb.
  1   2   3
Приложение 1
Информационная карта программы

(для формирования открытого банка лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья)




Полное название программы

Всероссийский образовательный проект содействия личностному развитию и допрофессиональному самоопределению подростков и юношества «Профессиональные старты»

ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Авторский коллектив под руководством Спириной Людмилы Викторовны, доцента Кубанского университета, кандидата педагогических наук, помощника депутата Законодательного собрания Краснодарского края А.В.Джеуса, Президента КК ОО «Молодежная палата Кубани».

Контактный телефон, электронный адрес

89884769806, lilt.67@mail.ru

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Краснодарская краевая общественная

организация молодежных лидеров и предпринимателей «Молодежная палата Кубани»



Наименование субъекта Российской Федерации

Краснодарский край

Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.)

  • социально-педагогическая

Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др)

Подростки в возрасте от 13 до 18 лет, учащиеся профильных педагогических классов, активные участники педагогических клубов, отрядов, лидеры общественных организаций, лидеры органов школьного самоуправления.

Краткая аннотация содержания программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов)

Образовательная программа Всероссийского проекта «Профессиональные старты» является комплексной и построена на гуманистических принципах персонализации психолого-педагогического сопровождения процесса творческой самореализации и профессионального самоопределения старших школьников. Программа включает в себя следующие содержательные компоненты: проблематизация, целеполагание, разработка (выбор) персональной образовательной траектории, творческая самореализация в содержании образовательной программы, самостоятельные социальные пробы (стажировка в роли помощника вожатого), рефлексия результатов практической деятельности, разработка программ сотрудничества участников со специалистами учреждений социальной сферы в регионах РФ.

Участие в проекте социально ориентированных подростков предусматривает содержательно-ступенчатую систему погружения и овладения профессией.



  1. 1 ступень: «Регион: точка отсчёта». Участие в ежегодном региональном конкурсном отборе активных и талантливых подростков всех регионов РФ, среди учащихся педагогических классов, лидеров школьного самоуправления, активистов общественных организаций. Формирование региональной подростковой вожатской команды (оптимально 10 человек).

2 ступень: «Первая встреча с профессией». ФБГОУ ВДЦ «Орлёнок» рассматривается нами как федеральная образовательная площадка профессиональной подготовки молодых педагогов» и обеспечивает участие старших школьников в программе специализированной профильной смены «Профессиональные старты» на базе ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». С целью актуализации познавательных стимулов к саморазвитию; помощи в личностном самоопределении, возможности широкой творческой самореализации, обучение анализу результатов творческого самовыражения и собственных поведенческих реакций, обогащения социального опыта и самостоятельной разработки перспектив собственного развития.

3 ступень: «Педагогический вектор». Очное и дистанционное доВУЗовское сопровождение процесса профессионального самоопределения молодежи от 14 до 18 лет – участников Проекта, через создание региональных профильных объединений старших подростков «Профессиональные старты» (краевых, муниципальных, межшкольных). С целью включения участников проекта в реальную практику по оказанию помощи педагогам общеобразовательных школ РФ в организации досуговой деятельности учащихся начальной школы в каникулярное время и формирования мотивации действия на поступление в педагогические ВУЗы РФ.

  1. 4 ступень: «Новая высота: я - вожатый «Орлёнка». Трудоустройство студентов педагогических Вузов - участников Проекта на практику в летний период в качестве воспитателя временного детского объединения в ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».

  2. 5 ступень: «Школа Педагогического Волшебства». Обучение в школе педагогических работников ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». С целью предстартового погружения в проблематику современного педагогического процесса и исследования особенностей временного детского коллектива, разработки собственной педагогической программы как педагога детского объединения.

  3. 6 ступень: «К вершинам мастерства». Трудоустройство молодого педагога на постоянное место работы в ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» в качестве вожатого с перспективой роста в руководители среднего звена административной группы детского лагеря. С целью овладение профессиональными навыками разработки и реализации педагогических и досуговых программ, совершенствования навыков оперирования приёмами и методиками решения актуальных образовательных и воспитательных задач ребенка.

  4. 7 ступень: «Вожатый сегодня – Учитель завтра. Самостоятельная педагогическая деятельность в школах, высших и средних учебных заведениях регионов Российской Федерации. С целью формирования и становления молодого педагога в профессии, способного к самостоятельной профессиональной деятельности. Профессионал своего дела.

Обоснование актуальности программы

Развитие и поддержка актуальных направлений молодежной и образовательной политики приоритетная задача России, в том числе и через реализацию долгосрочных образовательных проектов.

Проект «Профессиональные старты» в полной мере соответствует как актуальным образовательным потребностям самой молодежи от 14 до 18 лет, так и тенденциям модернизации системы образования российского государства.

Проект «Профессиональные старты» направлен на привлечение и поддержку профессионального становления талантливой молодежи, которая свое профессиональное будущее связывает со стратегическими задачами образования подрастающего поколения

Чтобы будущий педагог смог своевременно определиться в профессии, профессионально подготовиться и прийти в современные образовательные учреждения, начинать профориентационную работу необходимо с подросткового возраста, кропотливо отбирая талантливых, ориентированных на социальные профессии старших подростков, создавая условия для развития и реализации их творческого потенциала, сопровождая процесс их профессионального самоопределения.

Воспитание подрастающего поколения на базе гуманистических идей рассматривается нами как актуальный и организованный процесс помощи подростку в период профессионального самоопределения и социального становления личности, через процедуры культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, самостоятельного вхождения подростков в культурную жизнь социума, стимулирование развития творческих наклонностей и способностей участников.

Образовательная программа профильной летней смены «Профессиональные старты»» поддерживает профильные объединения молодежи в возрастном сегменте от 14 до 18 лет. Реализация содержательной программы проекта обеспечит педагогическую поддержку процесса развития и обогащения гуманитарных и лидерских возможностей подростка, как лидеров - организаторов социальных инициатив в общественно и личностно значимых видах деятельности.

Актуальность профильной образовательной программы «Профессиональные старты» выражена в социальной направленности целей и содержания программы, которая содействует решению актуальных проблем старших подростков в профессиональном самоопределении и решению задачи стратегической государственной перспективы – воспитания и профессиональной подготовки молодого креативного педагога.


Предполагаемый социальный эффект программы

Социальный эффект реализации профильной программы «Профессиональные старты» представлен:

- в создании действующей сетевой модели организации педагогического процесса по популяризации социально и гуманистически ориентированных профессий;

- в создании для профильных педагогических Вузов РФ группу мотивированных и целеустремленных абитуриентов;

- в развитии и укреплении горизонтальных связей между профессиональными сообществами регионов РФ;

- в оказании реальной помощи педагогам общеобразовательных школ в организации каникулярного времени школьников;

- в научно-практическом обобщении опыта по реализации экспериментальной модели эффективного партнерства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по воспитанию и социализации детей;

- в разработке и внедрении механизма информационно–методической поддержки региональных базовых площадок – партнеров проекта;

- в создании молодежного кадрового потенциала для региональных летних оздоровительных лагерей и детских федеральных центров РФ;

- в обогащении банка программ дополнительного образования детей;

- в научно-практических результатах реализации профильной образовательной программы, которые станут основой:

- для защиты молодыми педагогами научных статей и диссертаций:

- материалом для собственных научно-практических работ молодых педагогов и использования их результатов в общеобразовательных школах психологами, руководителями учебных и социально–реабилитационных учреждений, классными руководителями, учителями-предметниками в ходе профориентационной работы;

- для разработки спецкурса и практического использования в процессе профессиональной подготовки педагогических кадров в профильных Вузах РФ.


Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

Стратегическая цель проекта: Разработка механизмов модели общественно-государственного партнерства в социальной сфере по отбору, обучению и сопровождению профессионального становления старшеклассников общеобразовательных школ РФ, ориентированных на социальные профессии (в первую очередь педагога).

Тактическая цель проекта: Подготовка талантливой молодежи от 14 до 18 лет к обеспечению содействия педагогам общеобразовательных школ регионов Российской Федерации в организации каникулярного, в том числе летнего, отдыха школьников в лагерях дневного пребывания.

Задачи:


- апробирование модели организации педагогического процесса, направленного на популяризацию социально и гуманистически ориентированных профессий: организатор работы с молодежью, педагог - педагог, педагог-психолог, социальный педагог;

- поддержка инициатив подростков по преобразованию социальной среды, пропаганде позитивных ценностей российского общества;

- выявление и апробация эффективных форм, методов и средств социализации детей в профориентационном просвещении и воспитании подростков;

- выстраивание эффективного сотрудничества между регионами, общественными объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления по воспитанию и социализации детей;

- организация содействия в проведении каникулярного времени школьников.


Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

Ожидаемый результат:

- будет создан банк социально значимых программ дополнительного образования детей и юношества с непосредственным участием самих подростков и молодёжи, как на этапе проектирования, так и при непосредственной их реализации;

- будут установлены горизонтальные партнёрские отношения между специалистами учреждений дополнительного образования и социальной сферы регионов РФ,

- будут экспериментально апробированы модели межведомственной реализации образовательных программ и проектов;

- сформируется банк социально-мотивированной молодежи как кадрового потенциала для профильных Вузов и учреждений социальной сферы регионов РФ.


Содержание программы:

Обоснованность реализации мероприятий программы на этапах реализации программы:



  • подготовительном;

  • организационном;

  • основном;

  • итоговом

Логика содержания образовательной программы летнего лагеря и эффекты педагогического сопровождения процесса допрофессионального самоопределения участников проекта «Профессиональные старты» на различных этапах смены.

Логика психолого-педагогического сопровождения процесса допрофессионального самоопределения юношества включают в себя пять основных этапов, выстроенных нами во взаимосвязи «задача-способ-результат».



1этап. Диагностический. (совпадает с подготовительным периодом смены)

Задача: самодиагностика профессиональных предпочтений.



Способ: участие в диагностических процедурах.

Результат: определение профессиональных предпочтений, выбор целевого вектора развития.

Процесс самодиагностики опирается на свойственные подросткам стремление к критическому осмыслению окружающей действительности, на потребность в самоутверждении и самостоятельности, на склонность к созданию собственных теорий смысла жизни.

Самодиагностика предпочтений в профессии — один из важнейших этапов подготовки к профессиональному самоопределению. В процессе самодиагностики у старшего подростка возникает интерес к себе, корректируется самооценка, происходит соотнесение собственных ценностных ориентиров с ценностными ориентирами значимых других.

Сформированный интерес к профессии определяется наличием мотивационной структуры, осознанием актуального набора знаний, умений и навыков для конкретной практической деятельности, выбором конкретного вида профессиональной деятельности.

Среди стратегических целей саморазвития участников проекта ПС выделяются следующие: поступить в высшее учебное заведение; получить навыки общения с детьми младшего возраста; сделать правильный профессиональный выбор.

Выявленные эффекты. Возрастание интереса к себе, к своей внутренней жизни и личностным качествам; возникновение потребности в деловой самооценке и оценке со стороны сверстников, в качественном изменении жизненных приоритетов.

2 этап. Поисково-исследовательский. (совпадает с организационным периодом смены)

Задача: определение индивидуальных актуальных задач развития и возможных способов их решения.



Способ: индивидуальное составление программы развития индивидуальных способностей на период профильной смены.

Результат: индивидуальная программа саморазвития.

В начале профильной смены участники включаются в процесс проектирования и моделирования «своей смены». При этом каждый из них сам может определить пространство для самореализации, будь то в рамках содержания программы смены или в процессе собственного творчества. Результатом является разработка участниками индивидуального плана самореализации.

В процессе реализации индивидуальных планов решаются следующие задачи: формирование и развитие навыков организаторской работы, развитие лидерского потенциала, приобретение опыта работы вожатым, развитие ораторских навыков. Из прикладных навыков наиболее актуальными для подростков является обучение игре на гитаре, различным танцам, сценическим навыкам.

Результатом участия в проекте стало формирование и отработка лидерских и организаторских качеств, знаний, умений и навыков: навыков эффективного целеполагания, командного взаимодействия и распределения обязанностей, умения анализировать собственные действия и действия сверстников, планировать свою деятельность, разрабатывать и проводить дела различной направленности.

По итогам прохождения поисково-исследовательского этапа подростки выделяют следующие продуктивные виды деятельности: сотворчество с вожатыми детских лагерей, опыт практической работы с младшими подростками, педагогическое консультирование.

Выявленные эффекты. Развитие лидерских и организаторских качеств, знаний и умений; умение ставить и достигать цели; умение взаимодействовать в команде и распределять обязанности; умение анализировать свои действия и действия сверстников, планировать собственную деятельность, разрабатывать и проводить дела различной направленности.


  • 3 этап. Командообразующий (совпадает с организационным периодом смены)

Задача: поиск партнеров и субъектов для реализации индивидуальных задач.

Способ: согласование целей с партнерами, командообразование, заявочная компания к участию в делах.



Результат: образование команды единомышленников, выстраивание партнерских связей.

Включение участников проекта ПС во «взрослую» интеллектуальную деятельность, когда подросток погружается в процесс самопознания, занимается поиском партнеров для самообразования, что позволяет ему в первую очередь осознать свои индивидуальные особенности и актуализировать собственную систему ценностей. Вместе с тем, вступая во взаимодействие со сверстниками и специалистами, подросток получает качественную обратную связь, что способствует формированию адекватной самооценки и определяет направления для дальнейшего развития.

Анализ проведенного опроса участников показывает, что основными результатами этапа считаются: осознание ответственности и необходимости самообразования в педагогическом труде; умение общаться с разными людьми; понимание, что личность педагога — основной инструмент воспитания; любовь к детям и собственному делу — основа результативной работы.

Выявленные эффекты. Умение принимать самостоятельные решения, получение навыков самоконтроля и саморегулирования, адекватная самооценка, понимание и учет интересов (чувств) других людей, рефлексия опыта, мотивация к развитию.

4 этап. Деятельностный (совпадает с основным периодом смены)

Задача: реализация программы саморазвития.



Способ: включенность в разностороннюю деятельность по саморазвитию в рамках программы профильной смены.

Результат: опыт профессиональных индивидуальных и групповых проб (стажировка).

Поле социально-профессиональных проб предполагает создание для подростка возможностей испытать себя в деятельности, моделирующей в той или иной степени работу вожатого детского лагеря.

Решение задач данного этапа осуществляется посредством педагогического сопровождения подростков, которое включает в себя: процедуры поддержки подростковой инициативы, социально-психологические процедуры по решению индивидуальных задач, аналитико-прогностическое обеспечение самостоятельной деятельности, организацию профессиональных проб в реальной профессиональной среде.

Ключевым пространством для самореализации участников проекта ПС выступают профессиональные пробы (стажировка в детских лагерях ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок») в роли помощника вожатого. Стажировка в детском лагере представляет собой возможность участникам проекта ПС самостоятельно в течении двух-трех дней организовать досуговую деятельность для группы сверстников или младших подростков. Подготовка подростков к стажировке предусматривает обучение функциональному взаимодействию с различными группами людей — «подшефными детьми», вожатыми, руководителями, специалистами и т.п.; обучение самопрезентации, формирование умений разрабатывать и проводить досуговые дела, взаимодействовать в паре и т. д.

Новое ролевое взаимодействие способствует развитию у подростков значимых психологических свойств и качеств личности. В процессе профессиональных проб подростки укрепляют навыки принятия самостоятельных решений, развивают навыки самоконтроля и адекватной оценки собственных поступков и действий, овладевают процедурами самодиагностики, самоанализа, что способствует развитию творческого мышления. Кроме того участники стажировки получают эмоциональный заряд, что в свою очередь закрепляет их мотивацию к развитию.

Выявленные эффекты. Умение анализировать информацию, уточнять необходимые факты, вырабатывать новые модели взаимодействия с младшими подростками. См. ниже приложение 1 «Механизм реализации программы».

5 этап. Рефлексивно-прогностический (совпадает с итоговым периодом смены)

Задача: рефлексия полученного результата.



Способ: анализ и синтез индивидуального опыта.

Результат: усвоение актуального опыта саморазвития, постановка новой познавательной задачи.

Системная рефлексия участниками проекта процесса самореализации выстроена в традициях коллективно-творческого воспитания и предназначена для обучения подростков навыкам абстрактного анализа, выявления ошибок и логических противоречий в собственных суждениях и суждениях партнеров по общению. В комплекс анализируемых позиций входят индивидуальные и коллективные достижения участников, индивидуальная и коллективная позиция, занимаемая участниками в конкретной ситуации, содержание и результативность дел, эффективность коллективных и индивидуальных усилий, состояние участников (мысли, чувства, поведение), проблемные ситуации, трудности отношений.



Выявленные эффекты. Осмысление жизненного опыта, умение анализировать и фиксировать результаты практических действий.

Приложение 1 «Механизм реализации программы»:


Участники программы дополнительного образования «Профессиональные старты» включаются в деятельность разноуровневых объединений, направленных на социальное взаимодействие, в актуальные для личностного развития содержательные пространства программы.

Для этого программа представляет собой комплекс блоков-модулей, при осуществлении которых обеспечивается решение задач и содержание дополнительного образования детей, направленного на предоставление возможностей каждому подростку раскрыть собственный потенциал.

Часть блоков-модулей близка по своей направленности и содержанию идеям специализированного проекта «Профессиональные старты». Вместе с тем, в рамках данной программы каждый из блоков – модулей представляет собой своеобразную ступеньку для достижения успеха участниками программы. Проводится в виде системы занятий в «Школе профессионального мастерства» и завершается конкурсом, направленным на выявление талантливых подростков в каждом из предложенных направлений. Это мотивационный элемент программы, позволяющий максимально вовлечь участников программы в многообразие видов и направлений педагогической деятельности.

- «Здесь учат помощника вожатого». - добровольное объединение юношества, направленное на содействие их личностному и педагогическому развитию. В рамках этого модуля предполагается погружение в профессию педагога, приобретение навыков самоорганизации и самоуправления, привитие умений самостоятельно принимать решения, обучение искусству владения родным языком, культуры общения, самопрезентации. Работа в содержании данного модуля поможет участникам, стать ориентированным в сфере отношений «Человек-человек», приобрести навыки педагогического мастерства, развивать организаторские способности. Каждый подросток, который добровольно стал участником предложенного модуля, получает образовательную, методическую базу для определения пути своего личностного развития, в рамках смены сформировать готовность к деятельности по созданию в своем регионе подростково-молодежного объединения, пропагандирующего идеи личностного развития, допрофессионального педагогического самоопределения. Завершается Стажировкой в роли помощника вожатого по организации досуговой деятельности сверстников, Конкурсом ораторов «Русская скороговорка», подиум – дискуссией «Педагог будущего», конкурсом вожатского мастерства на звание «Лучшего помощника вожатого ФГБОУ ВДЦ «Орленок».



- Социальное проектирование. Создание реальных проектов, направленных на реализацию задач развития, разрешение социальных проблем конкретной территории. При этом предполагается работа на реальном социальном материале (либо с проектами самих участников, с целью их совершенствования) в рамках действующего законодательства, с учётом возможности реализации разработанных авторских проектов. Завершается Конкурсная презентация реализованных социальных проектов.

- Информационное и PR сопровождение. Участники программы получают начальные знания в сфере информационной работы, социальных PR - технологий. При этом, кроме программ дополнительного образования, основным элементом является организация совместных обучающих занятий и деловых игр – тренингов, способствующих приобретению умений и навыков по работе с информацией, презентации деятельности организации на любом уровне, в том числе и с помощью СМИ. Предполагается создание информационной службы. Завершается Деловой игрой «Проффбург – научные открытия», Конкурсом фото-газет и видео-альманахов дня, Конкурсом социальной рекламы государственных программ и проектов.

- «Учимся управлять». Данный модуль направлен на формирование активной социально ориентированной позиции, обучение методам управления собой, влияния на молодежную аудиторию в процессе творческой самореализации, приобретение навыков эффективного управления творческой командой, самостоятельное проектирование программ, специальных мероприятий, акций, направленных на повышение социальной активности молодежи. Завершается Деловой игрой «Проффбург - Пир после Чумы»».

- «Зона «микст» - зона совместных действий. Пространство межкультурного взаимодействия в рамках Европейской акции «Все едины - все равны». Это пространство всего «Орленка», пространство дискуссий о правах человека, о межкультурном толерантном взаимодействии, пространство единения национальных культур РФ, развивающих занятий-тренингов по правам подростков. Завершается Деловой игрой «Проффбург – Культурная революция, подиум-дискуссией по проблемам профессионального самоопределения человека.

- «Мне не безразлично». С целью развития личных инициатив каждый участник программы готовит самопрезентацию, проводит презентацию своего профильного объединения и индивидуальный мастер-класс для участников лагеря (или своего отряда) по самостоятельно выбранной теме. Завершается Конкурсом Эссе «Мои личные ценности», Секретной миссией «Доброе дело по секрету».

В систему развивающей деятельности включены такие формы социального творчества, где подростки и взрослые участники проекта ПС, через совместные переживания получат новый созидательный опыт. Приобретение нового жизненного опыта может изменить иерархию личностных смыслов и, как следствие, ценностную направленность деятельности подростка, что позволит им в будущем занимать более гуманную жизненную позицию

игровых имитационных формам взаимодействия, групповой метод социального действия, опора на личный опыт человека через проигрывание ролей в определенном образе имитируемых условия

Методами воспитательного воздействия являются методы косвенного психолого - педагогического влияния, предполагающие формирование установки на самосовершенствование, на выработку собственной позиции в системе социальной коммуникации посредством создания воспитывающих ситуаций, решения этических дилемм, специальных упражнения, социальных проб.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница