Информация о международных исследованиях



страница1/3
Дата08.09.2017
Размер0,72 Mb.
  1   2   3
Общая информация о международных исследованиях качества общего образования. Основные результаты

Начиная в 1991 года Россия регулярно принимает участие в международных сравнительных исследованиях качества общего образования.



Международные исследования (РIRLS, Т1МSS и Р1SА), проводимые Международной ассоциацией по оценке учебных достижений и Организацией экономического сотрудничества и развития — ОЭСР, позволяют оценить состояние и тенденции развития общего образования в странах мира, выявить особенности обучения чтению, математике и естественно-научным предметам в начальной, основной и средней школах разных стран, а также оценить качество общего образования в отдельных странах, в том числе и в России, с точки зрения приоритетов в образовании, выработанных международным сообществом.

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования позволяет получить сравнительные данные о состоянии школьного образования в России; выявить факторы, влияющие на качество образования в нашей стране; сравнить содержание образовательных стандартов России с требованиями, предъявляемыми к общеобразовательной подготовке обучающихся в разных странах; овладеть методикой проведения кросс-национальных исследований и др.



Данные исследования взаимно дополняют друг друга, и их параллельное проведение дает более полную информацию о качестве образования, оценивая различные его стороны.

В России данные исследования осуществляются Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО) при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании.





Мониторинговые исследования РIRLS, Т1МSS и Р1SА проводятся циклами.
РIRLS - Международное исследование прогресса в области грамотности чтения у обучающихся выпускного класса начальной общей школы(4 класс)
Исследование РIRLS выполняется пятилетними циклами. Россия участвовала в этом исследовании в 2001, 2006 и 2011 годах.

В 2001 году в Нижегородской области в исследовании приняли участие 4 ОУ: три СОШ и одна НОШ.

В 2006 году в исследовании приняли участие 6 ОУ: 4 СОШ, 1 ООШ и 1 лицей.

В 2011 году в исследовании приняли участие 4 ОУ: 3 СОШ и 1 гимназия.

По данным исследования РIRLS в 2006 году российские школьники 4-х классов (выпускники начальной школы) продемонстрировали самые высокие результаты среди своих сверстников из 40 стран мира по умению читать и понимать тексты. В 2006 году показатели России улучшились как по сравнению со средними международными показателями, так и по отношению к российским показателям 2001 года (в 2001 году Россия занимала по рейтингу 12-е место из 35 стран-участниц).

Конкурентоспособность образования разных стран определяется по числу учащихся, демонстрирующих самые высокие образовательные достижения. К 2006 году 61% российских четвероклассников достигли высокого уровня понимания текстов, из них 19% достигли самого высокого продвинутого уровня читательской компетентности. Важно отметить существенный прирост результатов по группе умений находить информацию в тексте, формулировать выводы, интерпретировать, обобщать информацию и анализировать, оценивать содержание

На диаграммах представлены результаты тестирования нижегородских четвероклассников по сравнению с общероссийскими и международными показателями в трех исследованиях PIRLS.

Диаграмма 1

Сравнительная динамика средних показателей качества чтения и понимания текста обучающихся ОУ Нижегородской области в международном исследовании PIRLS


Результаты исследования в нижегородских ОУ в 2001 года в среднем выше как среднероссийского (на 1,2 балла), так и среднего международного показателя (на 4,0 баллав).

В 2006 году четвероклассники ОУ Нижегородской области в среднем показали результаты, сравнимые со среднероссийскими и существенно выше среднего международного показателя.

В 2011 году средний показатель по нижегородским школам значительно превысил как средний показатель по России, так и средний международный показатель.

Итоговые результаты исследования PIRLS в 2011 году были обнародованы только 11 декабря 2012 года и размещены на сайте Центра оценки качества образования ИСМО РАО.

Итоговый вердикт - российские учащиеся 4 класса подтвердили свой статус лидеров в области чтения и понимания текстов.

Как показали результаты международного исследования PIRLS, в 2011 году в группу лидирующих стран вошли Гонконг, Российская Федерация, Финляндия и Сингапур. Сравнение результатов учащихся этих стран не выявило значимых различий между ними. Результаты учащихся других стран значительно ниже.

Российские четвероклассники опять в лидерах!

Важно отметить устойчивую положительную динамику российских результатов.

В 2001 году Россия заняла 12 место из 35 стран-участниц. Средний балл читательской грамотности – 528.

В 2006 году результаты России значительно повысились: первое место в рейтинге из 44 стран. Средний балл читательской грамотности – 564.

В 2011 году результаты России остались на стабильно высоком уровне, российские учащиеся подтвердили свое лидерство.


TIMSS - "Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования"

(Trends in Mathematics and Science Study)
Исследование TIMSS позволяет отслеживать тенденции развития математического и естественнонаучного общего образования. В нем оцениваются образовательные достижения обучающихся выпускных классов начальной школы и учащихся 8 классов. Дополнительно изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей. Такой дизайн исследования позволяет:

– провести сравнительную оценку уровня образовательных достижений учащихся начальной и основной школы разных стран;

– выявить тенденции в изменении качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе;

– отследить изменения в математическом и естественнонаучном образовании, которые происходят при переходе из начальной в основную школу (обследуется одна и та же совокупность учащихся, поскольку через 4 года учащиеся выпускных классов начальной школы становятся учащимися 8 класса);

– получить информацию об особенностях содержания программ по математике и естественнонаучным предметам, а также об особенностях организации образовательного процесса в разных странах;

– выявить факторы, влияющие на качество математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе.

Проект TIMSS объединил усилия ведущих специалистов более 50 стран мира, что способствовало не только обеспечению высокого качества проводимого исследования, но и разработке инновационных подходов к оценке образовательных достижений учащихся на основе экспериментально проверенных международных стандартов.

Цикл исследования Т1МSS для начальной и основной школы составляет 4 года. Россия принимала участие в данном исследовании, начиная с 1995 года. Нижегородская область участвовала в исследованиях 2003, 2007 и 2011 года.

Цикл исследования Т1МSS для старшей школы (11 класс) составляет 10—13 лет. Российские школьники принимали участие в данном направлении исследования Т1МSS в 1995 и 2008 годах. Нижегородская область участвовала в исследовании 2008 года.

Результаты исследований в области математического и естественно-научного образования показывают, что средний уровень подготовки российских школьников 4-х и 8-х классов по естественно-математическим предметам устойчиво превышает средние международные показатели. Российские школьники не имеют существенных различий в общеобразовательной подготовке со своими сверстниками из большинства развитых стран мира. Исключение составляет лидирующая в мире группа стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Сингапур).

По результатам исследования Т1МSS выявлено, что при наличии достаточно высокого уровня овладения предметными знаниями и умениями российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.

В 2007 г. по успешности выполнения тестов Россия находилась в группе стран (10 стран), показавших значимо более высокие результаты по сравнению с большинством стран-участниц (39 стран).

В 2007 году в Нижегородской области в исследовании приняли участие 4 СОШ – 4 классы (3 СОШ и 1 лицей) и 6 ОУ – 8 классы (4 СОШ, 1 СОШ-угл. и 1 ООШ).

В 2011 году Россия продемонстрировала существенный подъем уровня математической и естественнонаучной подготовки учащихся 8-го класса: максимальный среди всех стран – участниц по математике.



В диаграммах 2,3 приведена сравнительная динамика результатов тестирования по математике и естествознанию в 4 и 8 классах в ОУ Нижегородской области в исследованиях Т1МSS.

Диаграмма 2



Сравнительная динамика средних результатов тестирования по математике и естествознанию в 4 классах в ОУ Нижегородской области в исследованиях Т1МSS


Диаграмма 3

Сравнительная динамика средних результатов тестирования по математике и естествознанию в 8 классах в ОУ Нижегородской области в исследованиях Т1МSS




В среднем обучающиеся 4 классов, вошедших в Российскую выборку от Нижегородской области в исследовании 2003 года показали результаты ниже среднероссийского, но на уровне среднего международного показателя как по математике, так и по естествознанию. В течение трех этапов исследования отмечается положительная динамика средних показателей, и в 2011 году они превысили как среднероссийские, так и международные значения.

В 8 классах ситуация уже иная, что вполне соответствует реальному положению в общей школе: к 2011 году показатель математической и естественнонаучной подготовки стал выше среднего международного показателя, но ниже среднего по России.

Обучающиеся 11 классов нижегородских школ участвовали в программе TIMSS один раз - в 2008 году. Это было исследование качества подготовки по физике и математике в школах (классах) с углубленным изучением этих предметов. Участниками проекта стали одиннадцатиклассники 8-ми лицеев и 2-х школ с углубленным изучением математики и физики г.Н.Новгорода и области.

На диаграмме мы видим, что средний показатель по математике у нижегородских школьников практически на уровне среднероссийского (56,3% и 57% соответственно), а по физике выше на 3,3% (49,3% и 46% соответственно). Особенно отличились в исследовании 2008 года обучающиеся 11б МБОУ лицея № 3 г.Сарова, показавшие результат по математике почти на 10% превышавший средний по России, и 11ф МБОУ лицея № 40 г.Н.Новгорода, результат которых по физике превысил среднероссийский на 28%.
Р1SА Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Основная цель: оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, естествознания и чтения




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница