Информация относительно права инвалидов



Скачать 94,91 Kb.
Дата25.10.2016
Размер94,91 Kb.


Неофициальный перевод
Информация относительно права инвалидов

(людей с ограниченными возможностями) на образование
1. Относительно вопроса предотвращения или ограничения местными или национальными конституциями или законами страны доступа любого студента с ограниченными возможностями к обучению в обычных школах на любом уровне отмечаем.
Право каждого на образование закреплено в статье 53 Конституции Украины.

Полное общее среднее образование является обязательным.

Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессианально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения; предоставление государственных стипендий и льгот ученикам и студентам.

Граждане имеют право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе (часть вторая-четвертая статьи 53 Конституции Украины)

В соответствии с частью первой статьи 3 Закона Украины «Об образовании» граждане Украины имеют право на бесплатное получение образования во всех государственных учебных заведениях независимо от пола, расы и характера занятий, мировоззренческих убеждений, принадлежности к партии, отношения к религии, вероисповедания, состояния здоровья, места проживания и других обстоятельств. Это право обеспечивается:

- разветвленной сетью учебных заведения, основанных на государственной и коммунальной собственности, научных учреждений, учреждений последипломного образования;

- открытым характером учебных заведений, созданием условий для выбора профиля обучения и воспитания в соответствии со способностями, интересами гражданина;

- разными формами обучения – очной, вечерней, заочной, экстернатом, а также педагогическим патронажем.

В других законах предусмотрены некоторые особенности получения образования инвалидами.

Так, в соответствии с частью первой статьи 9 Закона Украины «Об общем среднем образовании» к общеобразовательным учебным заведениям принадлежат, в частности, специальная школа (школа-интернат) І-ІІІ ступеней – это учебное заведение для детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития; санаторная школа (школа-интернат) І-ІІІ ступеней – это учебное заведение с соответствующим профилем для детей, которые нуждаются в длительном лечении; учебно-реабилитационный центр – это учебное заведение для детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными сложными нарушениями развития.

Абзацем первым части третьей статьи 9 Закона Украины «Об общем среднем образовании» предусмотрено, что общеобразовательные учебные заведения могут создавать в своем составе классы (группы) с вечерней (заочной), дистанционной формой обучения, классы (группы) с углубленным изучением отдельных предметов, специальные и инклюзивные классы для обучения детей с особыми потребностями.

В соответствии с частью второй статьи 10 Закона Украины «О внешкольном образовании» государство осуществляет защиту прав воспитанников, учеников и слушателей внешкольного учебного заведения и обеспечивает организацию обучения и воспитания несовершеннолетних детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в соответствии с законодательством Украины.

Абзацем третьим части второй статьи 26 этого Закона предусмотрено, что дети из многодетных семей, дети из малообеспеченных семей, дети-инвалиды, дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки получают образование бесплатно.

В соответствии со статьей 49 Закона Украины «О профессионально-техническом образовании» государство гарантирует инвалидам профессионально-технической образование на уровне, который соответствует их способностям и возможностям. При иных обстоятельствах инвалиды имеют преимущественное право на зачисление в профессионально-технические учебные заведения.

Профессиональная подготовка или переподготовка инвалидов осуществляется за счет средств государственного бюджета в рамках объема государственного заказа с учетом медицинский показаний и противопоказаний для дальнейшей трудовой деятельности. Избрание форм и методов профессиональной подготовки производится согласно выводам специалистов медико-социальной экспертной комиссии.

В профессиональном обучении инвалидов вместе с традиционными формами обучения допускается применение альтернативных.

В соответствии с частью третьей статьи 3 Закона Украины «О высшем образовании» реализация государственной политики в сфере высшего образования обеспечивается, в частности, путем необходимой поддержки подготовки специалистов из числа инвалидов на основе специальных образовательных технологий.
2. Относительно вопроса о нахождении образования для детей и взрослых с ограниченными возможностями под контролем Министерства образования или под контролем в том числе и других министерств (Социальной политики или Здравоохранения) относительно некоторых образовательных учреждений и детализации функций таких учреждений, отмечаем.

В соответствии со статьей 11 Закона Украины «Об образовании» к органам управления образованием принадлежат:

- центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере образования;

- центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере образования;

- центральные органы исполнительной власти, которым подчинены учебные заведения;

- орган власти Автономной Республики Крым в сфере образования;

- местные государственные администрации и органы местного самоуправления, а также образованные местными государственными администрациями и органами местного самоуправления, структурные подразделения по вопросам образования (местные органы управления образованием).

Абзацем первым части третьей статьи 12 Закона Украины «Об образовании» предусмотрено, что центральные органы исполнительной власти, которым подчинены учебные заведения, вместе с центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере образования, принимают участие в осуществлении государственной политики в сфере образования, науки, профессиональной подготовки кадров, в проведении государственного инспектирования и аккредитации учебных заведений, осуществляют контрольные функции по соблюдению требований относительно качества образования, обеспечивают связь с учебными заведениями и государственными органами других стран по вопросам, которые принадлежат к их компетенции, организуют практическую реализацию достижений науки и передового опыта.

При этом Министерство социальной политики в соответствии с возложенными на него задачами: разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по вопросам профессионального образования; координирует работу по вопросам профессионального обучения кадров на производстве; принимает участие в формировании государственного заказа на подготовку кадров(подпункты 16,17 и 76 пункта 4 Положения о Министерстве социальной политики Украины, утвержденное Указом Президента от 6 апреля 2011 года № 389).

Министерство здравоохранения в соответствии с возложенными на него задачами в сфере здравоохранения: разрабатывает уставы высших медицинских (фармацевтических) учебных заведений; утверждает список специальностей в интернатуре выпускников медицинских и фармацевтических высших учебных заведений, медицинских факультетов университетов (подпункты 6.4, 6.19 подпункта 6 пункта 4 Положения о Министерстве здравоохранения Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 13 апреля 2011 года № 467).

В соответствии с Законом Украины «О реабилитации инвалидов в Украине» профессиональная реабилитация предусматривает возобновление сниженных или потерянных профессиональных функций, отбор профессии и адаптацию к ней инвалида, ребенка-инвалида, возобновление трудовой деятельности инвалида, в прежней или в новой профессии.

С целью создания условий для устранения ограничений жизнедеятельности инвалидов, возобновления и компенсации нарушенных или утерянных способностей к бытовой, профессиональной, общественной деятельности в Украине сформирована система профессиональной реабилитации людей с инвалидностью.

На сегодня в системе Министерства социальной политики функционирует 12 центров профессиональной реабилитации инвалидов, из них:

- Всеукраинский центр профессиональной реабилитации инвалидов;

- Крымское республиканское учреждение «Межрегиональный центр профессиональной реабилитации инвалидов»;

- Винницкий межрегиональный центр профессиональной реабилитации инвалидов «Подолье»;

- Донбасский межрегиональный центр профессиональной реабилитации инвалидов;

- Луганский межрегиональный центр профессиональной реабилитации инвалидов;

- Львовский межрегиональный центр социально-трудовой, профессиональной и медицинской реабилитации инвалидов;

- Буковинский межрегиональный центр профессиональной реабилитации инвалидов.

К областной, коммунальной и районной формам собственности относятся:

- Восточный городской центр профессиональной реабилитации инвалидов (Донецкая обл.);

- Запорожский областной центр профессиональной реабилитации инвалидов;

- Одесский областной центр профессиональной реабилитации инвалидов;

- Ровенский центр профессиональной реабилитации инвалидов;

- Уманский городской центр профессиональной реабилитации инвалидов (Черкасская обл.)

Ежегодно в таких центрах проходят реабилитацию около 2 тысяч инвалидов по 58 профессиям.

Кроме профессиональной реабилитации за время пребывания инвалидов в центрах им также предоставляется комплексная реабилитация, в том числе медицинская, психологическая, трудовая, физкультурно-спортивная, физическая и социальная.




3. Относительно наличия в государстве плана или программы, которая позитивно способствует трансформации системы образования в инклюзивную систему образования, включая некоторые или все из определенных мероприятий, отмечаем.
Порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 15 августа 2011 года № 872, определяет требования относительно организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях с целью реализации права детей с особыми образовательными потребностями на образование по месту их проживания, их социализации и интеграции в общество, привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.

Государственный стандарт начального общего среднего образования для детей, которые нуждаются в коррекции физического и(или) психического развития, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 5 июля 2004 года № 848.

При этом с 1 сентября 2014 года указанный Государственный стандарт теряет силу, а вводится Государственный стандарт начального общего образования для детей с особыми образовательными потребностями, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 21 августа 2013 года № 607.
4. Относительно наличия в нашей стране раздельной информации относительно детей и взрослых с ограниченными возможностями в сфере образования по учреждениям (общеобразовательные школы, специальные школы, специальные учреждения, психиатрические больницы, другие), полу, недостатками и окружающими барьерами, которые делают невозможным или запрещают доступ к образованию (транспорт, доступность, финансовые возможности, другое) и предоставление имеющихся данных, отмечаем.
В соответствии с абзацем пятым части первой статьи 14 Закона Украины «Об образовании» местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственную политику в сфере образования и в рамках своей компетенции организуют учет детей дошкольного и школьного возраста.

Также, частью первой статьи 18 Закона Украины «Об общем среднем образованием» предусмотрено, что местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления закрепляют за общеобразовательными учебными заведениями соответствующие территории обслуживания и до начала учебного года учитывают учеников, которые должны их посещать.

В соответствии с подпунктом 4 пункта «б» статьи 32 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» в ведении исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов находятся полномочия относительно организации учета детей дошкольного и школьного возраста.

В то же время информируем, что Министерство образования и науки является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения формирования и реализации государственной политики в сфере образования (Положение о нем утверждено Указом Президента Украины от 25 апреля 2013 года № 240)


Приказы, зарегистрированные в Министерстве юстиции, которые касаются вопроса реализации прав инвалидов (людей с ограниченными возможностями) на образование:

  • приказ Министерства образования и науки Украины от 20 декабря 2002 года № 732 «Об утверждении Положения об индивидуальной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 8 января 2003 года № 9/7330 (с изменениями);

  • приказ Министерства образования и науки Украины, Министерства здравоохранения от 27 марта 2006 года № 240/165 «Об утверждении порядка комплектования дошкольных учебных заведений(групп) компенсирующего типа», зарегистрированный в Министерстве юстиции 11 апреля 2006 года № 414/12288;

  • приказ Министерства образования и науки Украины от 15 сентября 2008 года № 852 «Об утверждении Положения о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) психического развития», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 22 декабря 2008 года № 1219/15910;

  • приказ Министерства образования и науки Украины, молодежи и спорта Украины от 16 августа 2012 года № 920 «Об утверждении Положения об учебно-реабилитационном центре», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 5 сентября 2012 года № 1502/21814.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница