Институциональный фактор экономического выбора на современных рынках



страница1/8
Дата03.04.2018
Размер2,36 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»


На правах рукописи


Яськин Артем Викторович

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА НА СОВРЕМЕННЫХ РЫНКАХ
08.00.01 – экономическая теория

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор Д.П. Фролов
Волгоград – 2014

Содержание



1.1. Эволюция выбора как экономической категории 15

1.2. Концепция экономического выбора в рамках институциональной теории 29

Глава 2. Институциональная специфика выбора хозяйствующих субъектов на современных рынках 53

2.1. Тенденции и противоречия экономического выбора на рынках государственных закупок 53

2.2. Особенности и проблемы осуществления выбора домашними хозяйствами 73

3.1. Ориентиры изменения институциональной модели поведения субъектов сферы государственных закупок 103

Институционализация рыночной экономики на современном этапе ее развития выражается в следующих тенденциях: позиционирование государства в качестве оптимизатора рыночных трансакций и медиатора интересов ключевых групп хозяйствующих субъектов; переход к экономической политике, гибко сочетающей либерально-рыночные и директивно-административные методы; расширение полномочий институтов гражданского общества в области контроля и регулирования экономических отношений; создание условий преодоления дискриминации слабых субъектов рыночных трансакций (потребителей, малого бизнеса и др.); комплексная минимизация трансакционных издержек взаимодействия субъектов рынка за счет унификации правил, упрощения процедур, сокращения дублирующих функций органов-регуляторов и т.п. 117

Формирование Федеральной контрактной системы на рынке государственных закупок современной России в значительной степени соответствует указанным тенденциям, в частности, по таким векторам изменений, как повышение требований к раскрытию информации, расширение способов определения поставщика, усиление антидемпинговых мер и экспертизы реализации контрактов, введение реестра банковских гарантий во избежание предконтрактного оппортунизма (предоставления ложных сведений) со стороны поставщиков, внедрение механизма общественного обсуждения закупок и института общественных контролеров. Институциональным барьером развития Федеральной контрактной системы является комплексный трансформационный «разрыв», связанный с утратой накопленной судебными и надзорными органами правоприменительной практики, а также выработанных хозяйствующими субъектами рутин и схем взаимодействий, что приведет к длительному периоду разработки уточняющих подзаконных актов и выработки новых неформальных норм и моделей поведения. 118

Внедряемая новая модель контрактного механизма на рынке госзакупок в значительной степени отвечает рекомендациям институциональной экономической теории, будучи ориентированной на повышение транспарентности пред- и постконтрактных отношений с целью минимизации риска оппортунизма; снижение трансакционных издержек путем повышения комфортности взаимодействий заказчиков и поставщиков; сокращение входных барьеров за счет применения электронных процедур. Вместе с тем, не учтены такие принципы институционального проектирования, как: 118

принцип эволюционности изменений: сжатые сроки внедрения новой системы институтов требуют корректировки многих правовых норм в процессе их действия, что приведет к росту трансакционных издержек и уровня неопределенности субъектов рынка госзакупок; 119

принцип учета интересов ключевых субъектов: в частности, закон о контрактной системе не включает новых форм и институтов общественного контроля, повышает требования к контролю муниципальных контрактов без учета их реальных возможностей и ресурсов; 119

3.2. Векторы модификации институциональной среды потребительского выбора 119



Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексной минимизации трансакционных издержек экономического выбора участников рыночных отношений в условиях усложнения институциональной среды российского хозяйства. Выбор хозяйствующих субъектов на большинстве рынков характеризуется высокими административными барьерами входа, усложненными процедурами, завышенными требованиями и многочисленными ограничениями, что значительно снижает эффективность осуществляемых трансакций. Характерными чертами экономического выбора в отечественной экономике являются пред- и постконтрактный оппортунизм, рентоориентированное поведение и коррупция, искусственно создаваемая информационная асимметрия, дискриминация отдельных категорий участников рынков, непрозрачность формальных правил, неразвитость норм деловой этики и институтов общественного контроля.

Несмотря на кризис неоклассической доктрины, наблюдается инерционное следование ее принципам в политике регулирования большинства рынков, не в полной мере учитывающей роль комплексности и транспарентности институциональной среды, а также позиционирование государства в качестве «коузианского законодателя», оптимизатора издержек рыночных трансакций за счет создания ясных и четких правил, простых и логичных процедур. Несовершенная институциональная среда экономического выбора требует коррекции подхода к государственному регулированию рынков с учетом создания условий преодоления ограниченной рациональности агентов, приоритетности «выращивания» комплементарных рыночным институтам структур и практик гражданского общества. В связи с этим возникает необходимость использования методологии и инструментария институциональной экономической теории для изучения и регулирования выбора хозяйствующих субъектов на примерах сфер государственных закупок (B2G) и потребления домохозяйств (B2C).

Степень разработанности проблемы. Проблематика экономического выбора традиционно находилась в поле особого внимания представителей классической и неоклассической школ (Г. Беккер, У. Джевонс, А. Маршалл, Л. фон Мизес, О. Моргенштерн, Дж. Нейман, Л. Сэвидж, М. Фридман, К. Эрроу и др.). Главным результатом их исследований стала оптимизационная концепция рациональности экономического выбора, связанная с максимизацией индивидами полезности в процессе принятия рыночных решений. В силу своей междисциплинарности теория рационального выбора получила развитие в работах социологов (Ф. Барт, А. Даунс, Дж. Коулман, М. Олсон, Л. Тевено, Н. Флигстин и др.) и психологов (К. Дункер, Д. Канеман, С. Лихтенштейн, П. Словиц, А. Тверски, Р. Хогарт, Р. Чалер и др.), которые подвергли критике неоклассическую версию рациональности за игнорирование ограниченности когнитивных и информационных ресурсов индивидов, значимости эмоций, а также фундаментального влияния неопределенности.

Критическое переосмысление неоклассической теории рационального выбора представителями институциональной экономической теории привело к развитию концепции ограниченной рациональности (Г. Саймон) за счет учета влияния институтов на индивидуальный и коллективный выбор (Дж. Бьюкенен, М. Власов, Б. Ерзнкян, Р. Нельсон, А. Олейник, В. Смит, О. Уильямсон, С. Уинтер, Дж. Ходжсон и др.). Вместе с тем, институты традиционно рассматриваются в качестве экзогенных факторов, т.е. компонента внешней среды деятельности хозяйствующих субъектов.

Анализ природы, специфики и проблем функционирования хозяйственного механизма сферы обращения проведен в работах Л. Абалкина, Л. Гурвица, С. Гуриева, С. Измалкова, А. Кульмана, Дж. Майерсона, М. Николаева, С. Опенышева, А. Полянского, М. Соловьева, А. Чаленко и др. Подходы к моделированию экономического поведения широко представлены в трудах Дж. Бетмана, М. Джонса, Ф. Котлера, Б. Митала, Т. Овчинниковой, Е. Попковой, Д. Таганова, М. Хорева, Дж. Шета и др. Различные аспекты поведения субъектов рынка B2B (business-to-business), факторы и мотивы потребительского поведения, а также модели выбора промышленных покупателей представлены в работах И. Алешиной, Н. Багаутдиновой, А. Зозулева, А. Ковалева, Н. Нагапетьянца, Ф. Уэбстера и др.

Вместе с тем, современные исследователи экономического выбора в большей степени акцентируют наличие проблемы дефиниции данной категории и необходимость формирования математических моделей, недостаточное внимание уделяя роли институтов в разрешении противоречий, возникающих в ходе трансакций хозяйствующих субъектов. Остается дискуссионным вопрос об общих и специфических принципах, формах, методах и инструментах регулирования экономического выбора в современных российских условиях, особенно в сферах госзакупок и потребления.

Цель диссертационного исследования – выявление сущности и специфики воздействия институционального фактора на выбор хозяйствующих субъектов, определение проблем и перспектив его регулирования с учетом приоритетов модернизации институтов российской экономики.

Поставленная цель обусловила основные задачи исследования:

– раскрыть логику эволюции научных представлений о детерминантах экономического выбора и роли институтов в его осуществлении;

– уточнить теоретические представления о природе и специфике институционального фактора выбора хозяйствующих субъектов;

– выделить тенденции и противоречия развития институциональной среды экономического выбора на рынке государственных закупок;

– выявить институциональные особенности и проблемы осуществления выбора домашними хозяйствами на потребительском рынке;

– определить приоритеты и ориентиры изменений институциональной модели поведения субъектов сферы государственных закупок;

– сформировать векторы модернизации институциональной среды потребительского выбора домохозяйств.

Объектом исследования выступает процесс выбора хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в меняющейся институциональной среде.

Предметом исследования является совокупность институциональных отношений и противоречий, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе реализации ими экономического выбора.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых, посвященных концептуальным проблемам экономического выбора в рамках институциональной и неоклассической теории, специфике и противоречиям институтов и механизмов поведения хозяйствующих субъектов на рынках B2C и B2G, перспективным направлениям регулирования рыночных трансакций.

Методология исследования основана на системном подходе и включает методы индукции и дедукции, научной абстракции, историко-логического, субъектно-объектного, структурно-функционального, сравнительного, а также статистического и экономико-математического анализа.

Информационно-эмпирическая и нормативно-правовая база исследования формируют нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, ежегодные доклады Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, данные Министерства экономического развития РФ и Национальной ассоциации институтов закупок.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Эволюция теории экономического выбора привела к формированию трех альтернативных направлений исследований: ортодоксального (неоклассическая теория), «ядром» которого является методологический индивидуализм и модель социально-нейтрального рационально-оптимизационного поведения субъектов рынка; радикально-гетеродоксального (традиционный институционализм), основой которого выступает методология холизма и концепция социальной детерминации ограниченно-рационального поведения субъектов; умеренно-гетеродоксального (неоинституциональная, неокейнсианство, эволюционная, экспериментальная и поведенческая экономика), использующего расширенную версию методологии индивидуализма с учетом в качестве факторов выбора эмоций, когнитивных искажений, рутин, правил, асимметрии информации, оппортунизма и др. Для модернизации постулатов теории экономического выбора перспективной является концепция институционального индивидуализма, учитывающая как эндогенный характер институционального фактора выбора хозяйствующих субъектов, так и влияние экзогенных институтов.

2. Выбор хозяйствующих субъектов представляет собой процесс определения приемлемых субъектов, объектов, условий и способов осуществления рыночных трансакций из множества альтернативных вариантов. Природа институтов как фактора экономического выбора связана с наличием объективного противоречия интересов участников трансакций, асимметрией их ресурсов, неопределенностью бизнес-среды, что требует координации параметров и субординации условий сделок. Институциональный фактор экономического выбора действует как эндогенно (интересы, рутины, ценности, модели поведения), так и экзогенно (нормы, правила, процедуры, регламенты, обычаи делового оборота, действия регуляторов). Субъектами принятия решений о трансакциях выступают институционализированные индивиды, действующие в гетерогенной институциональной среде.

3. Основными тенденциями развития институциональной среды выбора на рынке государственных закупок в современной России являются: переход к Федеральной контрактной системе, связанный с формированием новых правил и норм взаимодействия государства и бизнеса; расширение полномочий и возможностей государственных заказчиков; снижение барьеров доступа к торгам для субъектов малого и среднего предпринимательства; усиление роли институтов общественного контроля и экспертизы; повышение прозрачности и минимизация издержек трансакций за счет применения электронных процедур. Ключевыми проблемами трансформационного этапа институционализации рынка госзакупок выступают: возникновение новых способов ограничения конкуренции; нарушение заказчиками требований к общественным обсуждениям; ограниченность контингента и компетенций общественных контролеров; дефицит кадровых ресурсов государственных контролирующих органов, что в целом свидетельствует о наличии ресурсов минимизации трансакционных издержек экономического выбора на данном рынке.

4. Институциональные особенности выбора домашних хозяйств на современном потребительском рынке связаны с расширением, усложнением и ускорением обновления товарного ассортимента, что повышает уровень трансакционных издержек ex ante; усилением экспертно-информационной и стейкхолдерской функций потребительских сообществ, что стимулирует бизнес к их вовлечению в процессы разработки и сбыта новых видов продукции; трансформацией социально-экономической структуры домохозяйства, что ведет к изменению моделей потребления и бюджетирования. Наиболее значимыми институциональными проблемами данного рынка являются: переходный этап в эволюции домохозяйства в России как рыночного института; низкая потребительская грамотность, создающая благоприятные условия для различных форм недобросовестного ведения бизнеса; неразвитость норм предпринимательской этики; ослабление государственного контроля в сфере защиты прав потребителей.

5. Трансформация системы институтов, детерминирующих выбор хозяйствующих субъектов на рынке государственных закупок, предполагает преодоление институциональной «ловушки», то есть общественно-неэффективного равновесия интересов основных групп влияния данного рынка. К приоритетным направлениям изменений модели поведения субъектов сферы госзакупок относятся: повышение транспарентности предконтрактных отношений, усиление роли институтов общественного контроля, минимизация информационных ограничений, активизация конкуренции. Ориентиры перспективных институциональных преобразований связаны с расширением практики использования электронных процедур, внедрением образовательного стандарта в сфере управления госзакупками, унификацией требований к оформлению конкурсной документации, квотированием участия малого и среднего бизнеса, повышением комплексности нормативно-правовой базы, развитием системы рейтингов и «черных списков» как факторов формирования репутационного капитала.

6. Ключевая роль государства в модернизации институциональной среды потребительского выбора домохозяйств обусловлена неадекватностью модели Homo oeconomicus, основанной на гиперрациональном поведении, тогда как в реальности имеют место ограниченная рациональность, дефицит информации и институциональная некомпетентность потребителей. Основными векторами конструктивных изменений выступают: разработка и реализация государственной потребительской политики (в том числе Национальной стратегии развития потребления, региональных стратегий и программ); внедрение института Уполномоченного по защите прав потребителей; кодификация и унификация норм потребительского законодательства, обеспечение их взаимосвязи с прочими отраслевыми нормами (в сферах торговли, технического регулирования и др.); развитие института медиаторов досудебного разрешения конфликтных ситуаций между потребителями и продавцами; широкое применение концепции мягкого «подталкивания» потребительского выбора; активизация грантовой поддержки общественных организаций потребителей и расширение их контрольных функций.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

– раскрыта противоречивость логики эволюции теории экономического выбора, связанная с сочетанием разнонаправленных тенденций – расширением состава детерминантов поведения субъектов (эмоции, фреймы, рутины и др.) и инерционной ограниченностью учета институтов в качестве второстепенных экзогенных факторов;

выявлены природа институционального фактора экономического выбора как следствие сочетания неэргодичности институциональной среды и асимметрии интересов хозяйствующих субъектов, и его специфика – генерирование регулярностей поведения за счет системы формальных и неформальных ограничений;

выделены тенденции развития институциональной среды выбора на рынке государственных закупок, связанные с повышением информационной открытости конкурсов, минимизацией трансакционных издержек, внедрением механизма общественного контроля, возникновением новых форм скрытого оппортунизма, некомплексностью правовой базы, противоречиями между декларируемыми и реальными интересами участников рынка, между функциями и ресурсами контролирующих структур;

систематизированы институциональные особенности и проблемы реализации потребительского выбора домохозяйствами, включающие рост трансакционных издержек ex ante в силу высокой скорости изменений рыночной среды, развитие экспертной и стейкхолдерской функций потребительских сообществ, распространение моделей семейного партнерства, низкую институциональную компетентность потребителей, ослабление государственного контроля и дефицит стратегического регулирования;

– определены приоритеты и ориентиры изменений институциональной модели поведения субъектов рынка госзакупок, включающие повышение транспарентности трансакций за счет расширения видов электронных процедур и унификацией предоставляемой информации, усиление роли институтов общественного контроля путем формирования профессионально-экспертной системы и разработки образовательного стандарта;

– сформированы векторы модернизации институциональной среды потребительского выбора домохозяйств, связанные с комплексной реализацией государственной потребительской политики, созданием национальной и региональных стратегий развития потребления, модернизацией и кодификацией нормативно-правовой базы, внедрением института медиаторов досудебных процедур разрешения конфликтов и института Уполномоченного по правам потребителей в РФ, применением концепции мягкого «подталкивания» выбора потребителей в пользу наиболее рациональных решений.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что в ней углублены теоретические представления об институциональном факторе экономического выбора, а обоснованные в диссертации положения и выводы позволяют повысить эффективность институциональных изменений на рынках государственных закупок и потребления домохозяйств. Разработанные в ходе исследования практические рекомендации могут быть использованы в деятельности федеральных и региональных органов власти при разработке Национальной стратегии развития потребления, региональных программ и проектов в области защиты прав потребителей, при внесении изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Содержащиеся в работе теоретические положения могут найти применение при преподавании курсов «Экономическая теория», «Институциональная экономика», «Государственное регулирование экономики».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Сформулированные в работе научные положения, выводы и результаты соответствуют области исследования специальности 08.00.01 – экономическая теория:

пункту 1.2 «Микроэкономическая теория: теория потребительского спроса» – уточнены природа и специфика институционального фактора экономического выбора потребителей, определено место институтов в системе детерминантов потребительского спроса и экономического поведения в целом;

пункту 1.4 «Институциональная и эволюционная экономическая теория: эволюционная теория экономической динамики» – выявлены тенденции, особенности и противоречия эволюции институтов рынка государственных закупок и потребительского рынка современной России, разработан комплекс перспективных направлений модернизации их институциональной среды.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы управления развитием хозяйственных систем» (Волгоград, 2012-2013 гг.), XVII Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2012 г.), «Рынок труда и политика занятости молодежи: проблемы и перспективы» (Н. Новгород, 2012 г.), «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний» (Пенза, 2011 г.) в городах Волгоград, Нижний Новгород, Пенза в 2011-2013 гг.

Публикации. Наиболее существенные положения исследования нашли отражение в 10 публикациях автора, в том числе 3 публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ. Общий объем публикаций 8,7 п.л., в том числе авторских – 6,2 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список литературы (197 наименований) и приложения. Объем работы – 178 страниц.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал