Интегрированный урок «Построение и исследование графиков функций с помощью Microsoft Office Excel»



Скачать 92,03 Kb.
Дата31.07.2017
Размер92,03 Kb.
ТипИнтегрированный урок
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Колледж «Подмосковье»



Методическая разработка


Интегрированный урок

«Построение и исследование графиков функций с помощью

Microsoft Office Excel»
I курс

По дисциплине Математика


Разработал преподаватель Пичужкина О.С.


Лобня, 2016


Конспект интегрированного урока

«Построение и исследование графиков функций с помощью

Microsoft Office Excel»
Цели урока:

1) обучающая: закрепление навыков исследования функций и построения их графиков, ознакомить студентов с возможностью построения графиков функций в среде электронных таблиц;

2) развивающая: развить познавательный интерес, логическое мышление, внимание студентов;

3)воспитательная: воспитание усидчивости, внимательности; привить студентам навык самостоятельности в работе.



Тип урока: урок повторения, обобщения и проверки знаний.

Вид урока: урок – практикум.

Оборудование: проектор, компьютеры.
Ход урока
1) Организационная часть.

Тема нашего занятия “Построение и исследование графиков функции с помощью Microsoft Office Excel ”.

Сегодня мы проводим интегрированный урок «Построение графиков функций с использованием MS Excel». Понятие функции в математике является одним из основных потому, что нас окружает множество изменяющихся величин. Многие из этих величин очень тесно связаны между собой, т.е. одни зависят от других. Функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами.

Сегодня мы должны закрепить тему «Исследование функции с помощью производной», изученную ранее, а также научиться исследовать функцию по построенным в программе MS Excel диаграммам.



2) Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по функциям.

  • Что такое функция? (отвечают студенты)Функция-это правило, по которому каждому элементу одного множества (называемому областью определения) ставится в соответствие некоторый элемент другого множества (называемого областью значений). (Слайд №2)

  • Какие способы задания функции вам известны? (Слайд №3)

      • Аналитический

      • Табличный

      • Словесный

      • Графический




  • Что такое Область определения функции? Область определения функции - это множество всех значений переменной х, при которых функция имеет смысл. (Слайд №4)




  • Что такое Множество значений функции? Множество значений функции – это все значения, которые принимает функция на своей области определения. (Слайд №5)

  • Вспомните схему исследования функции!(Слайд №6)

Схема исследования функций.

  1. Область определения (D (f)) и область значений данной функции (E (f))

  2. Четность, нечетность, периодичность.

  3. Точки пересечения с осями:

а) с осью Ох,

б) с осью Оу.



  1. Промежутки знакопостоянства функции:

а) f(x) > 0;

б) f(x) < 0.



  1. Промежутки возрастания и убывания функции.

  2. Точки экстремума функции.

  3. Построение графика функции.

Работа в группах

Сейчас каждая группа получит задание, где вы должны будете записать исследование функции и построить ее график. На это вам отводится 15 минут. (Студенты получают задания и приступают к работе)(Слайд №9)

Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. На следующих слайдах представлены графики тех функций, которые вы исследовали. Посмотрите и сделайте вывод, верно ли вы справились с заданием. (Слайд№10-12)

3) Повторение пройденного материала, актуализация знаний.


  1. Как называется файл таблицы Excel?

  2. Из чего состоит Рабочая книга?

  3. Какова структура листа?

  4. Какие типы данных содержатся в ячейках?

  5. Как осуществить ввод формулы в клетку?

  6. При помощи, какой команды меню можно построить график в Excel?

  7. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т. е. скопировать ее?

  8. Каковы правила записи формул в электронных таблицах?

Вы уже научились записывать арифметические выражения и различные формулы в среде Microsoft Excel. А теперь вспомним алгоритм построения графика функции с помощью электронных таблиц Excel». (Слайд №13)

Алгоритм выполнения задания:


    • Заполнить таблицу значений на одном из листов Рабочей книги;

    • Выделить таблицу и выбрать тип диаграммы Точечная;

    • Указать название диаграммы «График функции» и осей «Х», «У»;

    • При необходимости выбрать дополнительные настройки(легенда, сетка, расположение диаграммы и т.д.)


Коллективная работа.

Давайте рассмотрим на таких простых примерах, как функции у=х2 и у=х3, как можно построить их графики в программе MS Excel на одной диаграмме. (Преподаватель объясняет процесс построения м использованием слайдов №14-21)

Теперь осуществим все это на своих рабочих местах.(Студенты выполняют коллективное задание)

    1. Работа за компьютером


Закрепление знаний, умений и навыков построения графиков в электронных таблицах Excel.

  1. А теперь вы должны применить полученные знания при решении индивидуальных заданий по группам. (Каждая группа получает лист с заданиями, на основе которого и выполняет задачу на компьютере).

1 вариант

  1. Постройте график функции и запишите его характеристики

А) У=(х+1)3-27(х+1) на интервале [-7;7] с шагом 0,5



В) У=sinх+cosx на интервале [-6;6] с шагом 0,25


  1. В одной системе координат построить графики функций:

  •  на отрезке [0; 8];

  •  на отрезке [-4; 4];

  •  на отрезке [4; 12].


2 вариант

  1. Постройте график функции и запишите его характеристики

А) У=х53-2х на интервале [-6;6] с шагом 0,5



Б) У=cosxcos2х на интервале [-5;5] с шагом 0,4


  1. В одной системе координат построить графики функций:

  •  на отрезке [0; 8];

  •  на отрезке [-4; 4];

  •  на отрезке [4; 12].


3 вариант

  1. Постройте график функции и запишите его характеристики

А) У=х3+3х2+3х на интервале [-5;5] с шагом 0,4



Б) У=2sinx+3cosx на интервале [-4,5;4] с шагом 0,5


  1. В одной системе координат построить графики функций:

  •  на отрезке [0; 8];

  •  на отрезке [-4; 4];

  •  на отрезке [4; 12].

(Преподаватель следит за ходом выполнения работы и при необходимости помогает студентам, корректируя их ошибки.)



  1. И еще один вопрос, который мы должны рассмотреть - это возможность решать уравнения графически на компьютере. Посмотрите на слайд! Решить графически уравнение в программе Excel мы может также, построив сразу два графика на одной плоскости. Первой функцией будет у=5х, а второй у=х2+4. Точки пересечения этих графиков и будут решениями нашего уравнения. (Слайд№28)

Студенты выполняют задание на компьютере. Результат должен совпасть с изображением на слайде.

  1. Итог урока


Оправдано ли при построении данных графиков и решении уравнений применение компьютера? Как легче построить графики: в тетради самостоятельно, или при помощи компьютера?

Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.

Список используемой литературы:


  1. Рагулина М.И. Информационные технологии в математике.-М.: Академия,2008

  2. Реализация межпредметных связей информатики и математики для формирования целостного научного мировоззрения учащихся. Губанова Анна Александровна. МПГУ, г.Москва

  3. Информатика. Базовый курс : учеб. пособие для втузов / Под ред. C.B.Симоновича. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2012.

  4. Гельман В.Я. Решение математических задач средствами Excel:Практикум.-С.-Пб.:Питер,2009

Преподаватель: Пичужкина О.С




Каталог: upload -> iblock -> 012
iblock -> Программа «Парламентский стиль»
iblock -> Центральная Азия: отход от России или интеграция в рамках Евразийского союза?
iblock -> Справка о материально-техническом обеспечении основной профессиональной образовательной программы высшего образования 35. 06. 01 Сельское хозяйство, направленность Общее земледелие, растениеводство № п/п
iblock -> Функциональные и технические требования
iblock -> Правительствомоскв ы
012 -> Проблемы укрепления единства российской нации материалы всероссийского научно-практического форума «проблемы укрепления и поддержания гражданского единения в регионе: философско-культурологические


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал