Использование гибкиХ технологий разработки it-проектов для управления бизнес-процессами компании Силкович Юрий Николаевич



Скачать 69,81 Kb.
Дата26.10.2016
Размер69,81 Kb.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГибкиХ технологий разработки

IT-проектов ДЛя УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ компании
Силкович Юрий Николаевич

Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ



Силкович Виктория Викторовна

Академия управления при Президенте Республики Беларусь


В современном мире шансы на успех имеют лишь те компании, которые способны в условиях динамично развивающейся рыночной экономики оптимизировать свои бизнес-процессы. В век быстрого развития информационных технологий с этой целью многие организации идут на создание IT-систем, ориентированных на достижение поставленных целей. Проблема автоматизации бизнес-процессов и управления информационными ресурсами стоит в настоящее время очень остро. К сожалению, очень часто, проекты по созданию программного обеспечения заканчиваются превышением запланированных сроков и бюджета, а созданный в результате продукт не в полной мере отвечает требованиям заказчика. Нередко IT-система или ее отдельные модули разрабатываются с «листа». При этом заказчики на начальной стадии не четко представляют конечные результаты и в процессе проектирования формируют новые требования. Разработчики, в свою очередь, вынуждены пересматривать свои решения и предлагать к реализации новые. Используемые в проекте инфраструктура и инструменты реализации идей также могут нуждаться в обновлении. Существенными представляются также проблемы взаимодействия между сотрудниками компании, участвующими в постановке задач, разработке дизайна, самого программного продукта, тестирования функционала, проверке его на валидацию и верификацию. В таких условиях важность эффективного управления проектами и изменениями в них трудно переоценить. Менеджеры проектов, консультанты, бизнес-аналитики и др. специалисты, от которых зависит успех «построения» автоматизированный системы управления бизнес-процессами на производстве должны владеть современными технологиями организации командной работы в IT-сфере и обладать соответствуюшими компетенциями.

В большинстве случаев разработка IT-проекта – сложный процесс, требующий от группы специалистов согласованной работы и творческого подхода. Сложность – один из ключевых вопросов, встающих при разработке современного программного обеспечения. На его решение направлены сегодня немалые усилия в области создания средств разработки, управления и контроля качества функционирования информационных систем. Современные методологии управления проектами призваны обеспечить результативность, рациональность и эффективное управление процессами разработки и реализации программного обеспечения.

Одной из ведущих на сегодняшний день технологий, опирающейся на проверенные практикой и временем методы, в которой инструментально поддерживаются все этапы жизненного цикла проектирования информационных систем, является методология IBM Rational Unified Process (IBM RUP), позволяющая выстраивать разработку проекта любой сложности и объемов. Данная методология определяет соответствующие этапы и процессы, а грамотно выстроенная инструментальная поддержка гарантирует соблюдение правил игры всеми участниками и обеспечивает руководителя проекта необходимой оперативной информацией.

Методология разработки программного обеспечения Microsoft Solutions Framework (MSF), предложенная корпорацией Microsoft, также предлагает проверенные методики для планирования, проектирования, разработки и внедрения успешных IT-решений. Благодаря своей гибкости, масштабируемости и отсутствию жестких инструкций MSF способен удовлетворить нужды организации или проектной группы любого размера.

Существует также ряд гибких методологий проектирования программных продуктов (Аgile-технологии), позволяющих решать эти задачи. Scrum – одна из самых распространенных методологий, предусматривающая циклическое наращивание функциональности и корректировки хода проекта на основе анализа обратной связи с заказчиком. Это набор принципов, на которых строится процесс разработки, позволяющий в жёстко определенные временные периоды, называемые спринтами (sprints), предоставлять конечному пользователю функционирующее программное обеспечение с новыми возможностями. Последовательность разработки функционала определяется заказчиком в соответствии с приоритетностью решения задач. Использование Аgile Scrum дает возможность выявлять и устранять отклонения от желаемого результата на более ранних этапах. Требования к разработке функционала по спринту определяются на этапе планирования и не могут изменяться на всём его протяжении. При этом строго фиксированная небольшая длительность спринта придаёт процессу разработки предсказуемость и гибкость.

Основной упор методология Scrum делает на управление проектами и не ограничивает разработчиков в применении различных технических практик, что дает возможность использовать весь технический багаж, имеющийся у программистов. Сегодня имеется множество инструментальных средств, используемых при разработке проектов по методологии Scrum: RallyDev, JIRA, AgileTrack, TargetProcess и др. Практически все они имеют богатую функциональность, хотя и не обеспечивают поддержки всех ролей в разработке. Инструменты различаются реализациями: Internet-приложение, клиент-сервер. Для каждого проекта они подбираются индивидуально, учитывая специфику проекта и условия его реализации.

Основа Scrum – итеративная разработка. Scrum устанавливает правила, по которым должен планироваться и управляться список требований к продукту для достижения максимального результата, правила планирования итераций, основные правила взаимодействия членов команды, правила анализа и корректировки процесса разработки проекта для оперативного реагирования на сложившуюся ситуацию.

Данная методология позволяет команде в соответствии с бизнес-приоритетами и техническими возможностями выбрать для выполнения и сами задачи, и способ их реализации. Такой подход создает условия, при которых команда работает самостоятельно и творчески, и с удовольствием, и максимально продуктивно. Возможность самостоятельного выбора объема и пути решения задач без внешнего давления позволяет всем участникам команды почувствовать себя активными игроками, вовлеченными в процесс, а не простыми исполнителями, от которых требуется лишь четкое исполнение поручений.

Scrum ориентирован на создание качественного IT-проекта поэтапно так, чтобы к концу каждой итерации иметь промежуточный продукт, функционирующий в соответствии с требованиями и готовый к демонстрации заказчику на презентации. Длина итерации – это величина экспериментальная. Выбирается она исходя из стабильности требований. Если требования стабильны, то можно выбрать шестинедельный цикл. Если требования часто меняются и дополняются, нужно отталкиваться от двухнедельного цикла. Технология реализации спринта следующая: во время сессии планирования команда формулирует и оценивает задачи, которые надо выполнить для успешного завершения итерации. Сумма оценок всех задач в журнале спринта является общим объемом работы, который надо выполнить за итерацию. После окончания планирования начинается его итерация. Каждый день Scrum-мастер (руководитель команды) проводит «скрам» (Daily Scrum Meeting) — пятнадцатиминутное совещание, цель которого — достичь понимания того, что произошло со времени предыдущего совещания, скорректировать рабочий план к реалиям сегодняшнего дня и обозначить пути решения существующих проблем. В конце каждого спринта проводится демонстрационный митинг (Sprint Review Meeting), цель которого – демонстрация сделанной в течение спринта работы заказчику продукта. Во второй части митинга (Retrospective Meeting) производится анализ прошедшего спринта: определяются положительные и отрицательные стороны совместной деятельности команды, предлагаются пути для увеличения эффективности ее дальнейшей работы, формулируются выводы и принимаются стратегически важные решения. Только в том случае, если объем работ по окончании итерации закончился (в журнале спринта не осталось незавершенных задач), итерация считается успешно завершенной. Затем цикл замыкается, и начинается планирование следующего спринта.

Важно, что Методология Scrum позволяет команде быстро адаптировать разрабатываемую программу к нуждам заказчика за счет получения обратной связи по результатам итерации: имея после каждого спринта реальный продукт, легче анализировать информацию, делая правильные корректировки и изменяя приоритеты требований. Чем меньше формализма, тем более гибко и эффективно может работать команда — это основной принцип данной методологии. Однако формальных процессов должно быть достаточно для организации эффективного взаимодействия и управления проектом. Формальная часть Scrum состоит из трех ролей, трех практик и трех основных документов. В методологии Scrum формально выделены три роли, для каждой из которых определены зоны прав и ответственности: владелец продукта (Product Оwner), команда (Team) и скрам-мастер (Scrum Master). Владелец продукта является лицом, ответственным за определение требований к продукту. Команда является группой самостоятельных и инициативных разработчиков, ответственных за реализацию проекта. Скрам-мастер является лицом, ответственным за решение всех организационных проблем и соблюдение методологии Scrum.

Реализация проекта в методологии Scrum управляется тремя документами: журнал продукта (Product Backlog), журнал спринта (Sprint Backlog) и график спринта (Burndown Chart). Журнал продукта является высокоуровневым списком функциональных и технических требований, необходимых для реализации поставленных задач. Журнал спринта является детализированным списком функциональных и технических требований, необходимых для успешного завершения данной итерации. График реализации спринта выстаивается с целью отражения ежедневного изменения общего объема работ по итерации. Используется он как вспомогательный инструмент, позволяющий корректировать работу для своевременного завершения спринта, с работающим кодом и требуемым качеством. Его графическое представление позволяет владельцу продукта наблюдать за ходом итерации.

Время между итерациями — это время принятия основополагающих решений и возможных изменений требований к разрабатываемому продукту, влияющих на ход всего проекта. Во время итерации никакие коррективы извне не могут вноситься.



Гибкие методы управления IT-проектами – это современный ответ программной индустрии на вопрос об организации эффективного управления проектами. Благодаря Agile технологии формируются самоорганизационные и ответственные группы мотивированных профессионалов, составляющих кросс-функциональный единый коллектив, называемый командой. Благодаря использованию Scrum может была достигнута высокая сопровождаемость кода, что позволяет вносить изменения в программный продукт с минимальными трудозатратами. Стоимость таких изменений практически эквивалентна стоимости разработки аналогичных функций продукта в начале проекта, что редко достигается в так называемой «водопадной» модели производства, для которой характерен экспоненциальный рост стоимости изменений по мере выполнения проекта.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница