Исследование социальных сетей как площадки социальной коммуникации рунета, используемой в целях предвыборной агитации М. Д. Розин, В. П. Свечкарев, С. Д. Конторович, С. В. Литвинов, В. И. Носко Термин «социальные медиа»



Скачать 88,28 Kb.
Дата16.08.2017
Размер88,28 Kb.
Исследование социальных сетей как площадки социальной коммуникации рунета, используемой в целях предвыборной агитации
М.Д. Розин, В.П. Свечкарев, С.Д. Конторович, С.В. Литвинов, В.И. Носко
Термин «социальные медиа» в последние годы становится понятен и значим уже не только для узких специалистов, связанных с цифровой коммуникацией, но и для обширного круга исследователей, в фокусе внимания которых оказывается общение людей в самом широком смысле. И все быстрее феномены, порожденные совокупностью технологий Web 2.0, завоевывают не только цифровое, но и академическое пространство. На сегодняшний день огромное число научных исследований, связанных с различными типами сообщения между людьми, сосредотачиваются на социальных сетях и особенностях коммуникации, порожденных их возрастающей популярностью среди самых разных слоев как российского, так и мирового сообщества [1,2].

Аналитика социальных сетей – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений актуальной социологии, политологии, психологии и целого ряда других (как гуманитарных, так и технических) дисциплин. Интерес к ним продиктован тем, что сегодня уже совершенно очевидным становится факт особого положения данного объекта исследования, влекущего за собой новый набор объяснительных моделей и аналитических инструментов, находящихся вне рамок обычных методов исследования – как количественных, так и качественных. Фундаментальность указанной проблемы определяется общими проблемами изучения больших социальных групп и связана с неразвитостью методологической базы для исследования социальных сетей. Особая актуальность данной проблемы в России на современном этапе ее развития, в период резкого обострения социально-политических процессов, связанных с проведением выборов, очевидна. Второй важный аспект указанной проблемы заключается в принципиально междисциплинарном характере исследования и определяется исходной неопределенностью выявления групп, значительной размерностью исследуемого факторного пространства, нестационарностью наблюдаемых процессов, принципиальным «наложением» рядов закономерностей общественного развития, трансформации психики человека и управляемости поведения, предполагающим интеграцию методик и инструментария гуманитарных и естественных наук [3].

Использование интернет-технологий в целях ведения предвыборной агитации носит лавинообразный характер. Дополнительным фактором, актуализирующим данную проблематику, является то, что в избирательном законодательстве агитационные действия кандидатов и политических партий с использованием интернета практически не имеют эффективных регуляторов.

С точки зрения социального исследователя, блогосфера представляет собой совокупность социальных акторов и набор связей между ними. Социальными акторами в данном понимании выступают как отдельные индивиды, так и социальные группы разных типов – неформальные группы, организации, города и т.д. Понимание «связей» также неоднородно – они могут быть представлены не только в виде коммуникативных взаимодействий, но и просто обменом контентом, ресурсами и т.д. В силу своих «архитектурных» особенностей, возможностей сохранения полного объема письменной коммуникации, социальные сети сегодня позволяют удобно и с высокой степенью надежности исследовать и моделировать информационные потоки, анализировать социальные обмены и особенности социальных ролей, дают возможности строить прогнозы относительно трансформации общественного мнения в самых различных областях и, таким образом, с небывалой эффективностью решать задачи социометрии, психологии, социологии, политики и многих других дисциплин. Важнейшей чертой социального и психологического знания является его включенность в социальную и политическую проблематику общества, в том числе и в проведение предвыборной агитации.

В последние годы, в связи с участившимися прецедентами проникновения событий блогосферы напрямую в политическую жизнь нашей страны (заведение Президентом РФ Д.А.Медведевым аккаунта в Твиттере, блог «Навального» и т.д.) и их значительного влияния на политические и социальные процессы, становится все более очевидной необходимость исследования специфики социальной коммуникации рунета и особенностей его влияния на текущие политические события, связанные с проведением выборов.

Особенно интересным представляется подобное исследование в контексте предвыборной агитации – ведь социальные сети представляют собой, по сути дела, слабоконтролируемую и законодательно не закрепленную площадку для агитационных действий, выражения и обмена мнениями, распространения информации о кандидатах. Площадку, на которой активно разворачивается обсуждение всех основных политических событий страны и региона, происходит информационный обмен, значимо влияющий на общественное мнение, и, прежде всего, на мнение молодой части населения страны – тех, в чьих руках окажется судьба страны спустя 10-15 лет. Умение работать с этой информацией, отслеживать ее потоки и изменения, представляется одним из наиболее важных навыков в избирательных кампаниях будущего.

С нашей точки зрения, исследование социальных сетей как площадки социальной коммуникации рунета, используемой в целях предвыборной агитации, должно включать в себя следующие основные направления:


  • Анализ структуры и интенсивности внутри и межсетевых социальных взаимодействий. Выделение основных площадок, построение представлений об основных русскоязычных социальных сетях с точки зрения их агитационного «потенциала».

  • Изучение ресурсов и возможностей отдельных акторов и их групп по достижению определенных целей агитационного характера. Под ресурсами в данном случае подразумевается влияние, статус, число подписчиков и т.д.

  • Исследование норм и правил взаимодействия между субъектами политической коммуникации в рунете – факторов агитационного характера, влияющих на их поведение и процесс взаимодействия на разных этапах избирательного процесса.

  • Отслеживание динамики – изменений в структуре сетевой коммуникации с течением времени, выделение ее наиболее текучих и наиболее стабильных компонентов и конфигураций, имеющих признаки предвыборной агитации и влияющих на волеизлияние избирателей.

Основными аналитическими методами для достижения релевантных результатов в поставленных направлениях, должны стать методы, позволяющие визуально отображать типы и направленности взаимодействий внутри социальных сетей, находить различные неформальные объединения и связанные подгруппы, на которые можно разбить общую сеть социальных взаимодействий; методы семантического анализа текстов, дающие представление о правилах сетевой политической коммуникации, системе значений, с которой она связана, особенностях тем, способах и результатах их обсуждения; а также кластерный анализ, позволяющий объединять объекты анализа в кластеры по степени их близости друг к другу или, напротив, последовательно разбивать совокупности объектов на все более мелкие кластеры, а так же методы социологического анализа. В дополнение к перечисленным аналитическим методам, необходимым инструментарием для подобного исследования, конечно, выступают дополнительные программные продукты, позволяющие манипулировать потоками данных и организовывать их максимально удобным для дальнейшего анализа способом. Ниже в табл.1 приведена минимально необходимая подборка подобного рода инструментария.

Таблица 1. Программно-информационный инструментарий для исследования коммуникаций в социальных сетях



Наименование

Функциональные возможности инструментария

AlchemyAPI – программный инструментарий для семантической обработки текста


AlchemyAPI представляет собой технологию семантического анализа и получения мета-данных из текстов, веб-документов. Инструментарий позволяет определять в больших массивах текста ключевые слова, которые с большой долей релевантности характеризуют текст; реализует экстрагирование именованных объектов из текста, включая определение людей, компании, географические объекты, организации, объекты инфраструктуры. Технология в целом позволяет проводить качественный анализ и фильтрацию текстов.

Яндекс API Поиск по блогам – сервис и набор программных интерфейсов для реализации детализированного поиска по блогам и микроблогам



«Яндекс API Поиск по блогам» позволяет обрабатывать профили пользователей в блогах, социальных сетях и на форумах, задавать сложные гранулированные поисковые запросы с выбором сервера поиска, даты публикации записи, автора или друзей блогера.

Индексация производится с помощью технологий, поддерживаемых API Поиска по блогам:

FOAF — связей и данных из профилей;

RSS и Atom — записей и комментариев;

Weblogs.Ping и WebPing — мгновенная индексация любых изменений.


Yahoo Pipes – сервис и программный инструментарий для манипулирования потоками данных


Yahoo Pipes представляет собой веб-приложение, с графическим пользовательским интерфейсом для создания приложений, объединяющих ленты новостей, веб-страницы и другие сервисы. Позволяет пользователям получать потоки информации из разных источников и создавать правила по управлению полученным контентом например, используя фильтры, сортировки и перевод с других языков объединение RSS потоков из различных источников. Результатом обработки является структурированная лента данных в форматах RSS, JSON, KML.

Gephi, NodeXL – програмное обеспечение для визуализация графа и получения данных из социальных сетей


Gephi и NodeXL позволяют визуализировать граф социальной сети а также проводить статистическую обработку полученных данных. Программы получают структурированные данные в одном из специальных форматов и обеспечивают визуальное а также численное отображение таких ключевых параметров сети как кластеры (группы) пользователей, ранги узлов сети, плотность графа.

Drupal CMF – веб-фреймворк для постобработки текстовых потоков и реализации сложных поисковых запросов в массивах данных

Drupal CMF позволяет организовать библиотеку структурированной информации полученной из различных источников и ее дальнейшую обработку, включая поисковые запросы различной степени сложности и отображение результатов в табличном или ином удобном виде. Развитые средства таксономии и построения запросов обеспечивают облегченный анализ больших массивов данных их реорганизацию и представление.

NVivo — программный пакет для организации и анализа нечисловых и неструктурированных потоков данных

NVivo обеспечивает обработку как текстовых источников, так и изображений для организации и анализа нечисловых и неструктурированных потоков данных.

Реализации технологии мониторинга агитационных действий, будут полезны на разных этапах избирательного процесса - как во время избирательных кампаний, так и в периоды между ними. Знание основных тенденций в предпочтениях избирателей, возможность быстрого получения информации об изменениях в настроениях различных групп регионального электората, определение уровня и особенностей конкуренции в виртуальной среде, знание истории, продолжительности и качества деятельности всех кандидатов, их сторонников и оппонентов, возможность оценки влияния конкурентов в социальных сетях – все это является мощным инструментом планирования и осуществления поддержки избирательного процесса и может существенно повысить как уровень избирательной активности, так и качество диалога между электоратом и властью. Также, практический аспект использования результатов исследования может выражаться в повышении узнаваемости кандидатов, увеличении лояльности Интернет-аудитории к конкретным кандидатам путем конструирования политической позиции близкой Интернет-аудитории. Таким образом, в долгосрочной перспективе, использование результатов исследования может способствовать формированию атмосферы доверия целевой аудитории и Интернет-сообщества как отдельным кандидатам, так и выборному процессу в целом.


Литература

  1. Меркулова, Т.В. Моделирование динамики пользователей социальных сетей [Электронный ресурс] / Т.В. Меркулова, Е.Ю. Кононова. http://www.cyber.kharkov.ua/ contentimages/ 15.model.soc.net.pdf – Загл. с экрана. – Яз. рус.

  2. Семенов, Н. Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации [Электронный ресурс] // UA WEB-2008. http://www.seonews.ru/analytics/detail/6878.php (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

  3. Губанов Д.А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства [Текст] / Под ред. чл.-кор. РАН Д.А. Новикова / Д.А. Губанов, Д.А. Новиков, А.Г. Чхартишвили. – М.: Изд-во физ.-мат. лит., 2010. – 228 с.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница