История экономики транспорта



страница1/22
Дата17.10.2016
Размер2.46 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


ФГБ ОУ ВПО «Московский государственный университет

путей сообщения»
Кафедра «Экономика и управление на транспорте»


Н.П. ТЕРЁШИНА

Т.А. ФЛЯГИНА

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ ТРАНСПОРТА


Учебное пособие

Москва – 2011

ФГБ ОУ ВПО «Московский государственный университет

путей сообщения»

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»


Н.П. ТЕРЁШИНА

Т.А. ФЛЯГИНА

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ ТРАНСПОРТА
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия


для студентов

направлений бакалавриата:

«Экономика»,

«Менеджмент»

Москва – 2011



УДК 330

Т 35
Терёшина Н.П., Флягина Т.А. История экономики транспорта: Учебное пособие. - для студентов направлений бакалавриата: «Экономика», «Менеджмент» . – М.: МИИТ, 2011. – 195 с.


Настоящее учебное пособие предназначено для студентов направлений подготовки бакалавров экономики и менеджмента в железнодорожных вузах, с целью оказания помощи в самостоятельном изучении дисциплин, формирующих компетенции по проблемам экономики и управления на транспорте, в подготовке рефератов и контентов по изучаемым дисциплинам. В пособии рассмотрены основные этапы развития железнодорожного транспорта и сферы применения экономических методов управления на транспорте, а также изложены основные положения экономической науки в историческом аспекте, содержание и значение структурных реформ отечественных железных дорог в условиях рыночной экономики.

Материалы учебного пособия могут быть использованы при подготовке экономистов и менеджеров различных профилей, а также магистров и аспирантов.


Рецензенты: заведующий кафедрой «Экономика труда и управление человеческими ресурсами» МИИТ д.т.н., профессор, Шеремет Н.М.; заместитель начальника Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» к.э.н., доцент, Чернигина И.А.

ФГБ ОУ ВПО «Московский государственный



университет путей сообщения», 2011

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 9

1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1798 - 1917 гг.) 10

1.1. Транспортные коммуникации в начальный период XIX века и создание государственных органов их управления. 10

1.2. Строительство первых железных дорог в России. 20

1.3. Создание системы подготовки кадров для железных дорог России. 25

Контрольные вопросы: 30

2. УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРСИРОВАННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ В ГОДЫ ПЕРВЫХ СОВЕТСКИХ ПЯТИЛЕТОК (1917-1941 гг.) 32

2.1. Управление железными дорогами после Октябрьской революции и в годы Гражданской войны. 32

2.2. Реформа железнодорожной администрации в условиях перехода к новой экономической политике. 37

2.3. Перестройка органов управления железнодорожным транспортом в годы первых пятилеток. 45

Контрольные вопросы: 57

3. УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ПОСЛЕВОЕННЫХ ПЯТИЛЕТОК И ЕГО КОРЕННОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ (1941-1991 гг.) 59

3.1. Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 59

3.2. Послевоенная реконструкция и развитие железнодорожного транспорта. 63

3.3. Экономическая наука и научно-технический прогресс в развитии управления железнодорожным транспортом. 77

3.4. Развитие и интенсификации железнодорожного транспорта в ХХ веке. 89

Контрольные вопросы: 126

4. РАБОТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (1991-2003 гг.) 128

4.1. Организация управления на железнодорожном транспорте в период начала современной экономической реформы 128

4.2. Формирование нормативно-правового обеспечения железнодорожных перевозок на территории Российской Федерации. 134

Контрольные вопросы: 136

5. СОЗДАНИЕ НОВОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ. 138

5.1. Предпосылки, цели, этапность и управление структурным реформированием федерального железнодорожного транспорта. 138

5.2. Переход на новую структуру управления железнодорожным транспортом. 147

5.3. Формирование конкурентной среды на рынке железнодорожных услуг и результаты функционирования железнодорожного транспорта в условиях работы независимых транспортных компаний. 158

Контрольные вопросы: 167

6. ЖИЗНЬ, БИОГРАФИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЁНЫХ-ТРАНСПОРТНИКОВ. 169

6.1. Николай Павлович Петров 169

6.2. Сергей Юльевич Витте 172

6.3. Лавр Дмитриевич Проскуряков 176

6.4. Владимир Николаевич Образцов 178

6.5. Николай Дмитриевич Кондратьев 183

6.6. Евгений Владимирович Михальцев 186

6.7. Александр Сергеевич Чудов 189

6.8. Тигран Сергеевич Хачатуров 192

6.9. Иван Васильевич Белов 193

Список литературы: 198




ВВЕДЕНИЕ

Экономика железнодорожного транспорта, равно как и экономика транспортной системы в целом – наука историческая. Являясь базовой сферой общественного производства, «кровеносной системой» всего общественного организма, транспорт определяет темпы и характер экономического развития не только отдельных стран, но и мировой экономики в целом.

Транспортный комплекс, являясь важнейшим звеном материальной инфраструктуры рынка, всегда воплощал в себе способность экономики к инновационному развитию, мощному эволюционному и решительному революционному продвижению в направлении научно- технического прогресса и роста качества жизни людей.

Изучение дисциплины «История экономики транспорта» имеет целью комплексное, системное освоение современных проблем экономики, управления и реформирования базовых отраслей хозяйства с позиции исторического отечественного и зарубежного опыта. Большая роль в изучении курса отведена вопросам становления организационной структуры управления транспортом, при этом наиболее подробно вопросы экономики и управления рассмотрены применительно к железнодорожному транспорту со времен Российской империи до наших дней.

Огромную роль в становлении, развитии и реформировании железнодорожного транспорта всегда играло государство, эта роль реализуется через систему институтов власти и органов управления. Именно поэтому учебное пособие содержит богатый историко-биографический материал как о великих ученых- транспортниках и экономистах, так и о ведущих организаторах, руководителях и специалистах, являющихся авторами наиболее значительных экономических и управленческих идей, теорий и практических решений.

Учебное пособие предназначено для студентов ВУЗов, обучаемых по направлениям бакалавриата «Экономика» и «Менеджмент», а также других направлений и специальностей подготовки для транспорта, а также для магистров и аспирантов.



Каталог: biblio -> books
books -> В. И. Морозова, К. Э. Врублевский сетевое и календарное планирование
biblio -> Методические указания по самостоятельной работе для студентов дневной формы обучения по специальности 201000 «Многоканальные телекоммуникационные системы»
biblio -> Конспект лекций по дисциплине для специальности 080110. 51 «Банковское дело»
biblio -> Профессиональный стандарт специалист по защите информации в автоматизированных системах
biblio -> Учебное пособие для слушателей обучающихся по дополнительным программам повышения квалификации специалистов в Институте развития мчс россии
biblio -> Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 «Банковское дело»
books -> Международная экономическая интеграция характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в
biblio -> Кино, театр, бессознательное


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал