Итоговый тест по биологии для 10 класса



Скачать 367,79 Kb.
Дата13.12.2017
Размер367,79 Kb.
Итоговый тест по биологии для 10 класса

Вариант 1.

1. Причина смены экосистем (биогеоценозов):

А. Сезонные изменения в природе

Б. Ярусное размещение организмов

В. Неблагоприятные погодные условия

Г. Изменение организмами среды обитания


2. Вставьте пропущенные слова:

Уровень

Компонент

Процесс

?

ДНК и РНК

?

Клеточный

?

Биосинтез белка

?

Сообщества

Биологический глобальный круговорот


3. Что служит доказательством видового единства всех рас людей?

А. Воспроизведение себе подобных внутри расы

Б. Плодовитое потомство от браков людей разных рас

В. Адаптация к жизни в различных условиях

Г. Свободная миграция людей





4. Выберите ТРИ верных ответа. Примерами общей дегенерации служит:

А. Утрата органов пищеварения у ленточных червей

Б. Редукция хорды у асцидии в связи с сидячим образом жизни

В. Отсутствие задних конечностей у кита

Г. Короткий волосяной покров у крота

Д. Редукция органов чувств у бычьего цепня

Е. Отсутствие зубов у усатых китов
5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ролью функ­ци­о­наль­ных групп в био­гео­це­но­зе и

функ­ци­о­наль­ны­ми груп­па­ми.

  Роль функциональных групп Функциональные группы










А. Вы­де­ля­ют в ат­мо­сфе­ру кис­ло­род 1. Консументы

Б. Ми­не­ра­ли­зу­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства 2. Продуценты

В. Со­зда­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских 3. Редуценты

Г. Вос­ста­нав­ли­ва­ют нит­ра­ты до сво­бод­но­го азота

Д. За­мы­ка­ют кру­го­во­рот ве­ществ

Е. Бы­ва­ют 1-го, 2-го, 3-го по­ряд­ков



 

кон­су­мен­ты





А

Б

В

Г

Д

Е






















6. Концентрационная функция живого вещества в биосфере проявляется в накоплении

А. Химических элементов в теле организмов

Б. Углекислого газа в окружающей среде

В. Кислорода зелёными растениями

Г. Молекулярного азота в атмосфере





7. Биосфера достаточно длительное время находится в постоянном, стабильном виде.

Назовите не менее 3-х механизмов устойчивости биосферы.


8. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её

эволюции.



Характеристика Направление эволюции

А. Многообразие видов 1. Биологический прогресс

Б. Ограниченный ареал 2. Биологический регресс

В. Небольшое число видов

Г. Широкие экологические адаптации

Д. Широкий ареал

Е. Уменьшение числа популяций



А

Б

В

Г

Д

Е




















9. Какие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют аг­ро­це­ноз? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести.

А. Есте­ствен­ный кру­го­во­рот ве­ществ у дан­но­го со­об­ще­ства на­ру­шен

Б. Вы­со­кая чис­лен­ность рас­те­ний од­но­го вида

В. Боль­шое число видов рас­те­ний и жи­вот­ных

Г. Ве­ду­щий фак­тор, вли­я­ю­щий на со­об­ще­ство, — ис­кус­ствен­ный отбор

Д. За­мкну­тый кру­го­во­рот ве­ществ

Е. Виды имеют раз­лич­ные при­спо­соб­ле­ния к сов­мест­но­му оби­та­нию
10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са и про­цес­сом,

ко­то­ро­му со­от­вет­ству­ет дан­ная ха­рак­те­ри­сти­ка

  Характеристика Эволюционный процесс

А. Ведет к видообразованию 1. Макроэволюция



Б. Ведёт к фор­ми­ро­ва­нию над­ви­до­вых так­со­нов

  1. 2. Микроэволюция




В. Про­ис­хо­дит в по­пу­ля­ци­ях

Г. Со­про­вож­да­ет­ся му­та­ци­он­ным про­цес­сом

Д. Про­ис­хо­дит в те­че­ние дли­тель­но­го ис­то­ри­че­ско­го

пе­ри­о­да (мил­ли­о­ны лет)

Е. Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся био­ло­ги­че­ским про­грес­сом


А

Б

В

Г

Д

E

 

 

 

 

 

 
или ре­грес­сом


 





11. Определите последовательность процессов, характерных для географического видообразования.

А. Формирование популяции с новым генофондом

Б. Появление географической преграды между популяциями

В. Естественный отбор особей с приспособительными к данным условиям признаками

Г. Появление особей с новыми признаками в изолированной популяции
12. Вы­бе­ри­те ТРИ при­ме­ра идио­адап­та­ций.

  А. Сход­ство мухи-жур­чал­ки с пче­лой

Б. Вто­рой круг кро­во­об­ра­ще­ния у жабы

В. Теп­ло­кров­ность у го­лу­бя

Г. Длин­ный ко­рень вер­блю­жьей ко­люч­ки

Д. Диа­фраг­ма у волка

Е. Об­те­ка­е­мая форма тела пинг­ви­на
13. Установите соответствие между признаком крота и критерием вида, к которому этот признак

относят.


Признак Критерий вида

А. Тело покрыто короткой шерстью 1. Морфологический

Б. Глаза очень маленькие 2. Экологический

В. Роет ходы в почве

Г. Передние лапы широкие  копательные

Д. Питается насекомыми

Е. Размножается в гнездовой камере


А

Б

В

Г

Д

Е




















14. Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал.

А. Голые скалы

Б. Зарастание мхами

В. Заселение лишайником

Г. Образование тонкого слоя почвы

Д. Формирование травянистого сообщества


15. Выберите ТРИ верных ответа. К движущим силам эволюции относят:

А. Кроссинговер

Б. Мутационный процесс

В. Модификационную изменчивость

Г. Изоляцию

Д. Многообразие видов

Е. Естественный отбор
16. Установите соответствие между событием в эволюции органического мира и эрой, для которой

оно характерно.



Эволюционное событие Эра

А. Появление неандертальцев 1. Мезозойская эра

Б. Появление первоптиц 2. Кайнозойская эра

В. Появление первых млекопитающих

Г. Господство плацентарных млекопитающих

Д. Полное вымирание динозавров

Е. Распространение и господство цветковых растений


А

Б

В

Г

Д

Е




















17. Каковы существенные признаки биогеоценоза (экосистемы)? Выберите ТРИ верных ответа.

А. Высокая численность видов консументов III порядка

Б. Наличие круговорота веществ и потока энергии

В. Сезонные изменения температуры и влажности

Г. Неравномерное распределение особей одного вида

Д. Наличие производителей, потребителей и разрушителей

Е. Взаимосвязь абиотических и биотических компонентов
18. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских еди­ниц в клас­си­фи­ка­ции ржи,

на­чи­ная с наи­боль­шей. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

  А. Отдел Цвет­ко­вые

Б. Цар­ство Рас­те­ния

В. По­ря­док Зла­ко­вые

Г. Се­мей­ство Злаки

Д. Класс Од­но­доль­ные

Е. Род Рожь


19. Установите соответствие между биологическим процессом и функцией живого вещества,

которую он иллюстрирует.



Процесс Функция живого вещества

А. Накопление кремния в вегетативных 1. Концентрационная

органах хвощей 2. Окислительно-восстановительная

Б. Участие кислорода в процессе дыхания

В. Отложение кальция в скелетах животных

Г. Образование углекислого газа в энергетическом обмене глюкозы

Д. Превращение атмосферного азота в нитраты клубеньковыми бактериями





А

Б

В

Г

Д

















20. Вставьте в свободные клетки по порядку названия уровней организации живой материи.



?

Клеточный

?

?

Организменный

?

?

Биосферный


21. Установите соответствие между примером и типом взаимоотношений организмов, который он

иллюстрирует.



Пример Тип взаимодействия

А. Берёза и гриб трутовик 1. Хищник – жертва

Б. Личинка божьей коровки и тля 2. Паразит – хозяин

В. Взрослая божья коровка и тля

Г. Гидра и дафния

Д. Волк и клещ

Е. Картофель и фитофтора

А

Б

В

Г

Д

Е




















22. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­под­чи­не­ния си­сте­ма­ти­че­ских ка­те­го­рий у жи­вот­ных,

на­чи­ная с наи­мень­шей.

  А. Се­мей­ство Вол­чьи (Псо­вые)

Б. Класс Мле­ко­пи­та­ю­щие

В. Вид Обык­но­вен­ная ли­си­ца

Г. Отряд Хищ­ные

Д. Тип Хор­до­вые

Е. Род Ли­си­ца.


23. В на­сто­я­щее время из­вест­но около 20 под­ви­дов зайца-ру­са­ка, ко­то­рые встре­ча­ют­ся на

тер­ри­то­рии Ев­ро­пы и Азии. При­ве­ди­те не менее четырёх до­ка­за­тельств био­ло­ги­че­ско­го

про­грес­са вида зайца-ру­са­ка.
24. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений в которых они сделаны,

исправьте их.



  1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида,

длительное время населяющих общую территорию. 2. Разные популяции одного и того же вида

относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение лета, представляет собой популяцию.


25. Найдите ТРИ утверждения, которые соответствуют теории эволюции Ч. Дарвина.

А. В условиях борьбы за существование выживают наиболее приспособленные особи

Б. Вид неоднороден и представлен множеством популяций

В. Естественный отбор  направляющий фактор эволюции

Г. Эволюция видов имеет дивергентный характер

Д. Внутреннее стремление к совершенству  фактор эволюции

Е. Популяция  это элементарная единица эволюции.
26. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность фор­ми­ро­ва­ния аро­мор­фо­зов в эво­лю­ции хор­до­вых жи­вот­ных.

  А. Воз­ник­но­ве­ние лёгких

Б. Об­ра­зо­ва­ние го­лов­но­го и спин­но­го мозга

В. Об­ра­зо­ва­ние хорды

Г. Воз­ник­но­ве­ние четырёхка­мер­но­го серд­ца
27. В. И. Вер­над­ский писал: «На зем­ной по­верх­но­сти нет хи­ми­че­ской силы более по­сто­ян­но

дей­ству­ю­щей, а по­то­му и более мо­гу­ще­ствен­ной по своим ко­неч­ным по­след­стви­ям, чем живые

ор­га­низ­мы, взя­тые в целом». Объ­яс­ни­те, какие из­ме­не­ния про­изо­шли в ли­то­сфе­ре бла­го­да­ря

жиз­не­де­я­тель­но­сти живых ор­га­низ­мов?


28. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны,

ис­правь­те их.

  Со­глас­но ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции: 1. Ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции

слу­жит на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, то есть му­та­ции и ком­би­на­ции генов. 2. Дви­жу­щи­ми

си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся из­ме­не­ние ге­но­фон­да по­пу­ля­ции и воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­лен­но­сти

ор­га­низ­мов к усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния. 3. На­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции - есте­ствен­ный отбор,

ос­но­ван­ный на со­хра­не­нии и на­коп­ле­нии на­след­ствен­ных из­ме­не­ний ор­га­низ­ма. 4. Наи­мень­шая

эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца - вид. 5. Эво­лю­ция имеет по­сте­пен­ный и дли­тель­ный ха­рак­тер.



6. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции на­зы­ва­ет­ся мак­ро­э­во­лю­ци­ей.

Ответы к варианту №1 итогового теста по биологии для 10 класса





1

3

6

А










Б




+




В







+

Г

+












Уровень

Компонент

Процесс

Молекулярный

ДНК и РНК

Копирование ДНК (или кодирование и матричная передача генетической информации)

Клеточный

Рибосомы

Биосинтез белка

Биогеоценотический

Сообщества

Биологический глобальный круговорот




  1. А Б Д




  1. А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    2

    3

    2

    2

    3

    1




  1. Механизмы устойчивости биосферы (любые три из пяти):

  1. Неизменное положение Земли в космосе (не менее 4 млрд лет).

  2. Биологический круговорот веществ.

  3. Равновесие между количеством образовавшегося органического вещества и его расходованием.

  4. Внутренняя упорядоченность системы.

  5. Биологическое разнообразие видов.





  1. А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    1

    2

    2

    1

    1

    2



  1. А Б Г





  1. А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    2

    1

    2

    2

    1

    1




  1. Б Г В А




  1. А Г Е





  1. А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    1

    1

    2

    1

    2

    2




  1. А В Г Б Д




  1. Б Г Е


А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

1

2

1

2







  1. Б Г Д




  1. Б А Д В Г Е





  1. А

    Б

    В

    Г

    Д

    1

    2

    1

    2

    2





  1. Молекулярный

    Клеточный

    Тканевый

    Органный

    Организменный

    Популяционно-видовой

    Биогеоценотический

    Биосферный



А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

1

1

2

2








  1. В Е А Г Б Д




  1. При­зна­ки био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са:

1. Уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства осо­бей;

2. Пре­об­ла­да­ние рож­да­е­мо­сти над смерт­но­стью;

3. Рас­ши­ре­ние аре­а­ла — под­твер­жда­ет­ся сло­ва­ми «встре­ча­ют­ся на тер­ри­то­рии Ев­ро­пы и

Азии»;


4. Уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства под­чи­нен­ных си­сте­ма­ти­че­ских еди­ниц — под­твер­жда­ет­ся сло­ва­ми

«В на­сто­я­щее время из­вест­но около 20 под­ви­дов зайца-ру­са­ка»;

5. Заяц-русак хо­ро­шо при­спо­соб­лен к среде оби­та­ния.


  1. 2 5




  1. А Б Е




  1. В Б А Г



  1. 1. Об­ра­зо­ва­ние почвы,

2. Раз­ру­ше­ние гор­ных пород (на­при­мер, ли­шай­ни­ка­ми, ко­то­рые вы­де­ля­ют ор­га­ни­че­ские

кис­ло­ты),

3. Фор­ми­ро­ва­ние ряда по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (на­при­мер, ка­мен­но­го и бу­ро­го угля,

же­ле­зо­со­дер­жа­щих руд, торфа, из­вест­ня­ка и др.).




  1. Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях: 2 4 6


Итоговый тест по биологии для 10 класса

Вариант 2.

1. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме осуществляются:

А. При наличии трёх функциональных групп организмов

Б. В результате смены биоценозов

В. При накоплении гумуса в почве

Г. В результате сезонного изменения в природе


2. Вставьте пропущенные слова:

Уровень

Компонент

Процесс

Организменный

?

Обмен веществ

?

?

Перенос углекислого газа и кислорода

Популяционно-видовой

?

?


3. Какую роль в жизни вида играет стабилизирующий отбор?

А. Приводит к появлению новой нормы реакции

Б. Изменяет генетическую структуру вида

В. Устраняет особей с  резкими отклонениями признака от нормы

Г. Способствует образованию новых видов
4. В ре­зуль­та­те идио­адап­та­ций по­яви­лась (-лись)

  А. Спо­соб­ность к смене окрас­ки ха­ме­лео­на при опас­но­сти

Б. Хло­ро­пла­сты и фо­то­син­тез

В. Ткани рас­те­ний

Г. Ядо­ви­тые же­ле­зы змей

Д. Ласты кита

Е. Пер­вич­ная и вто­рич­ная по­ло­сти тела у чер­вей (145)
5. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, по которому в

настоящее время происходит его развитие.



Вид Направление эволюции

А. Пырей обыкновенный 1. Биологический прогресс

Б. Серая крыса 2. Биологический регресс

В. Амурский тигр

Г. Венерин башмачок

Д. Австралийский утконос

Е. Рыжий таракан


А

Б

В

Г

Д

Е



















6. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к

А. Использованию различной пищи

Б. Трудовой деятельности

В. Жизни в различных природных условиях

Г. Невосприимчивости к различным заболеваниям
7. Установите соответствие:

Организмы Жизненная форма

А. Мыши 1. Пыльцееды

Б. Долгоносики 2. Листоеды

В. Тля 3. Семяеды

Г. Пчёлы 4. Сокососы

Д. Гусеницы 5. Стволоеды



А

Б

В

Г

Д
















8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми кру­го­во­ро­та ве­ще­ства и ве­ще­ством.

  Особенности круговорота Вещество



А. Больше всего этого вещества содержится в 1. Углерод

атмосфере 2. Азот

Б. Клу­бень­ко­вые бак­те­рии пре­вра­ща­ют это ве­ще­ство

в нит­ра­ты

В. Около 50 % воз­вра­ща­ет­ся в ат­мо­сфе­ру рас­те­ни­я­ми

Г. Зна­чи­тель­ные ко­ли­че­ства на­кап­ли­ва­ют­ся в оса­доч­ных

по­ро­дах

Д. В вы­ды­ха­е­мом жи­вот­ны­ми воз­ду­хе со­дер­жит­ся

зна­чи­тель­но боль­ше, чем во вды­ха­е­мом

Е. По­гло­ща­ет­ся рас­те­ни­я­ми из почвы в виде ми­не­раль­ных солей



A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 











 








9. Ука­жи­те ТРИ при­зна­ка аг­ро­це­но­за.

А. Устой­чи­вая, са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­ща­я­ся си­сте­ма

Б. Имеет хо­ро­шо раз­ветвлённые сети пи­та­ния

В. Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся боль­шим ви­до­вым раз­но­об­ра­зи­ем

Г. Нуж­да­ет­ся в до­пол­ни­тель­ных ис­точ­ни­ках энер­гии

Д. В нём не­за­мкну­тый кру­го­во­рот ве­ществ

Е. В си­сте­ме сни­же­на спо­соб­ность к са­мо­ре­гу­ля­ции
10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми форм есте­ствен­но­го от­бо­ра и фор­мой от­бо­ра.

  Пример Форма отбора



А. Появление роющих конечностей у крота 1. Стабилизирующая







Б. Огра­ни­че­ние вы­со­кой пло­до­ви­то­сти у птиц 2. Движущий

В. «Ин­ду­стри­аль­ный ме­ла­низм» у ба­бо­чек

Г. Воз­ник­но­ве­ние бак­те­рий, устой­чи­вых к ан­ти­био­ти­кам


A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 
Д. Со­хра­не­ние но­во­рождённых со сред­ней мас­сой тела


 





11. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских групп жи­вот­ных, на­чи­ная с наи­боль­шей.

Дайте названия таксонам.

  А. Бе­ли­чьи

Б. Хор­до­вые

В. Гры­зу­ны

Г. Мле­ко­пи­та­ю­щие

Д. Белка

Е. Обык­но­вен­ная белка


12. Выберите три правильных ответа. В при­род­ной эко­си­сте­ме, в от­ли­чие от ис­кус­ствен­ной,

  А. Длин­ные цепи пи­та­ния

Б. Ко­рот­кие цепи пи­та­ния

В. Не­боль­шое число видов

Г. Осу­ществ­ля­ет­ся са­мо­ре­гу­ля­ция

Д. За­мкну­тый кру­го­во­рот ве­ществ

Е. Ис­поль­зу­ют­ся до­пол­ни­тель­ные ис­точ­ни­ки энер­гии на­ря­ду с сол­неч­ной
13. Прочитайте текст. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см,

масса тела – 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за

исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах

Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места

обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов.


14. Установите хронологическую последовательность антропогенеза.

А. Человек умелый

Б. Человек прямоходящий

В. Дриопитек

Г. Человек разумный
15. . Установите соответствие между примером ароморфоза и геологической эрой, на протяжении

которой он сформировался.



Ароморфоз Эра

А. Возникновение эукариот 1. Протерозойская

Б. Выход растений на сушу 2. Палеозойская

В. Появление многоклеточных организмов

Г. Возникновение органов у растений

Д. Выход на сушу членистоногих




А

Б

В

Г

Д

Е



















16. Установите последовательность процессов при образовании из водоема леса:

А. Спланина

Б. Образование болота

В. Образование луга

Г. Образование торфа

Д. Обмеление водоема

Е. Зарастание болота с краев

Ж. Образование леса


17. Смена биогеоценоза – закономерный процесс. Назовите ТРИ причины смены биогеоценоза.
18. Установите соответствие между признаком голого слизня и критерием вида, для которого

он характерен.



Признаки голого слизня Критерии вида

А. Обитание в садах и огородах 1. Морфологический

Б. Отсутствие раковины 2. Экологический

В. Тело мягкое мускулистое

Г. Питание мягкими тканями наземных растений

Д. Органы чувств – две пары щупалец

Е. Наземный образ жизни


А

Б

В

Г

Д

Е



















19. Опре­де­ли­те хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния на­уч­ных тео­рий в об­ла­сти

эво­лю­ци­он­ной био­ло­гии.

  А. Тео­рия транс­фор­миз­ма

Б. Эво­лю­ци­он­ная тео­рия Ла­мар­ка

В. Эво­лю­ци­он­ное уче­ние Дар­ви­на

Г. Тео­рия кре­а­ци­о­низ­ма

Д. Син­те­ти­че­ская тео­рия эво­лю­ции
20. Установите соответствие между признаком пресмыкающихся и эволюционным процессом,

в результате которого этот признак сформировался.



Признак пресмыкающегося Эволюционный процесс

А. Неполная перегородка в желудочке сердца 1. Ароморфоз

Б. Покровительственная окраска тела 2. Идиоадаптация

В. Яйца с яйцевыми оболочками

Г. Сухая кожа без желёз

Д. Ласты у морских черепах

Е. Редукция конечностей у змей


А

Б

В

Г

Д

Е



















21. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность клас­си­фи­ка­ции яб­ло­ни, на­чи­ная

с наименьшего так­со­на.

А. Род Яб­ло­ня

Б. Се­мей­ство Ро­зо­вые

В. Цар­ство Рас­те­ния

Г. Класс Дву­доль­ные

Д. Отдел По­кры­то­се­мен­ные (цвет­ко­вые)

Е. По­ря­док Ро­зо­цвет­ные

Ж. Вид Яб­ло­ня до­маш­няя
22. Установите соответствие между процессом и компонентом биосферы, для которого он

характерен.



Процесс Компонент биосферы

А. Выветривание горных пород 1. Живое вещество

Б. Хемосинтез 2. Неживое вещество

В. Метаболизм

Г. Испарение воды с поверхности океана

Д. Образование каменного угля

Е. Фотосинтез


А

Б

В

Г

Д

Е



















23. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,

исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное

время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно

изолированы друг от друга. 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция

является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют

собой популяцию.
24. Вы­бе­ри­те ТРИ при­ме­ра дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра.

  А. Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окрас­кой.

Б. В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищ­ни­ка­ми.

В. Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней пло­до­ви­то­стью.

Г. У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся од­но­па­лой.

Д. Детёныши жи­вот­ных, ро­див­ши­е­ся преж­де­вре­мен­но, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

Е. Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клет­ки, устой­чи­вые к ан­ти­био­ти­кам.
25. Заполните свободные клетки в таблице:

Эра

Период

Произошедшие события или появившиеся растения и животные

Кайнозойская

Неоген

?

?

-

«Первичный бульон»

?

Юрский

?

26. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны

ошибки, исправьте их.

  1. Ароморфоз  направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные

изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы.

3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания.

4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также

относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют

уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.


27. Назовите не менее 3-х значений популяционно-видового уровня жизни.
28. Поль­зу­ясь ри­сун­ком, опре­де­ли­те, какую форму от­бо­ра он ил­лю­стри­ру­ет. Ответ обос­нуй­те.

Из­ме­нит­ся ли раз­мер ушей у зай­цев в про­цес­се эво­лю­ции под дей­стви­ем этой формы



есте­ствен­но­го от­бо­ра, и при каких усло­ви­ях жизни этот отбор будет про­яв­лять­ся?



Ответы к варианту №2 итогового теста по биологии для 10 класса





1

3

6

А

+







Б










В




+

+

Г











2.

Уровень

Компонент

Процесс

Организменный

Клетка (или ткани, или органы)

Обмен веществ

Молекулярный

Гемоглобин

Перенос углекислого газа и кислорода

Популяционно-видовой

Популяция

Видообразование (или микроэволюция)


4. А Г Д
5.


А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

2

2

2

1


7.

А

Б

В

Г

Д

3

5

4

1

2


8.

А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

2

1

1

2


9. Г Д Е
10.

А

Б

В

Г

Д

2

1

2

2

1


11. Б Тип,

Г Класс

В Отряд

А Семейство

Д Род

Е Вид
12. А Г Д
13. Морфологический, географический, экологический.
14. В А Б Г
15.

А

Б

В

Г

Д

1

2

1

2

2


16. А Г Д Б Е В Ж
17. Три причины смены биогеоценоза:

1. Изменились условия среды.

2. Вселение новых видов.

3. Новые виды обладают сильными средообразующими факторами.
18.

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

1

2

1

2


19. Г А Б В Д
20.

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

2

2

2


21. Ж А Б Е Г Д В
22.

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

1

2

1

1


23. 1 4 5
24. А Г Е
25.

Эра

Период

Произошедшие события или появившиеся растения и животные

Кайнозойская

Неоген

Появление человека

Катархейская

-

«Первичный бульон»

Мезозойская

Юрский

Расцвет динозавров


26. 1 5 6
27. Значение популяционно-видового уровня организации живой материи:

1. Процесс эволюции живых организмов – видообразование.

2. На этом уровне возникает приспособленность видов к среде обитания.

3. Создание биологического разнообразия.
28. 1. Ста­би­ли­зи­ру­ю­щая форма от­бо­ра, так как на гра­фи­ке видно, что дав­ле­ние от­бо­ра

на­прав­ле­но на ги­бель осо­бей с ми­ни­маль­ным или мак­си­маль­ным зна­че­ни­ем при­зна­ка.

2. Ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор про­яв­ля­ет­ся при от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях жизни.

3. Из­ме­не­ния раз­ме­ра ушей у зай­цев в про­цес­се эво­лю­ции не про­изойдёт, так как эта форма

от­бо­ра со­хра­ня­ет сред­нее зна­че­ние при­зна­ка.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница