«изучениемикрофлоры воздуха закрытых помещений»



Скачать 59,89 Kb.
Дата14.06.2018
Размер59,89 Kb.

«ИЗУЧЕНИЕМИКРОФЛОРЫ ВОЗДУХА ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ».

Зверева С.С. ученица 10 «Б» класса ГБОУ Гимназии №1552

Научный руководитель-Сальникова Л.В.

Человек проводит большую часть своей жизни в закрытых помещениях: квартирах, учебных классах, офисах, магазинах и т.п. С одной стороны искусственная среда защищает человека от неблагоприятных внешних воздействий, с другой – сама является угрозой для здоровья человека. В помещении, построенном из разнообразных материалов (в том числе ненатуральных), создается искусственная экосистема с взаимосвязанными воздушным, водным, органическим компонентами. Безопасное для человека существование в этой экосистеме поддерживается самим человеком. Знание закономерностей существования экосистемы помещения является непременным условием сохранения здоровья, обеспечения комфортности жизни человека. Микроорганизмы  вызывают заболевания у людей с ослабленным иммунитетом, способствуют обострению и развитию аллергенных заболеваний. Мне показалось интересным сравнить микрофлору воздуха учебных классов и жилых квартир, в которых я провожу значительное время. Выявить и ранжировать по значимости факторы, определяющие качественный и количественный состав микрофлоры воздуха помещений.

Гипотеза исследования: в учебных классах наблюдается большее количественное и качественное разнообразие микроорганизмов, по сравнению с помещениями квартиры. Причина: в учебных классах находится большее количество людей – основных источников микробиологического загрязнения воздуха закрытых помещений.

Объектом моего исследования является воздух в 13 помещениях гимназии №1552 и воздух в 12 помещениях двух квартир в районах Зябликово и Братеево.

Предметом исследования являются микроорганизмы воздуха, различимые в световой микроскоп – бактерии и грибы.

Цель исследования заключается в сравнении количественного и качественного состава микроорганизмов воздуха закрытых помещений на основе анализа окружающей среды.

Задачи исследования:

1. Выявление факторов среды, влияющих на развитие микрофлоры воздуха закрытых помещений;

2.Выбор методик исследования микрофлоры воздуха закрытых помещений и экологических факторов, влияющих на микрофлору;

3. Подготовка необходимого оборудования, инструментов и выбор помещений, где будут проводиться исследования с учетом их площади и ориентации относительно сторон горизонта;

4. Посев и выращивание микроорганизмов на твердых культуральных средах;

5. Измерение температуры и влажности воздуха, подсчет количества растений, определение запыленности в исследуемых помещениях на момент взятия проб;

6. Анализ полученных данных.

Методы исследования: изучение литературы по данной теме, применение методов седиментации, микроскопии, наблюдение, измерение, сравнение, анализ.

База исследования: ГБОУ Гимназия № 1552 г. Москвы; Звенигородская биологическая станция МГУ им. М.В. Ломоносова, где во время прохождения естественнонаучной школьной практики в сентябре 2015 года автор познакомился с методами микробиологического исследования под руководством аспиранта кафедры молекулярной биологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Дербиковой Ксении.

Выводы:

1. Запыленность помещений гимназии и квартиры средняя. Однако, в квартирах запыленность выше (3,3 и 2,7 баллов) по сравнению с помещениями гимназии (2,6 баллов). Это объясняется большим количеством пылеобразующих материалов в жилых помещениях: ковры, книги, мягкая мебель, текстиль и т.п.

2. Температура воздуха в большинстве помещений гимназии и квартир на момент исследования была выше +24°С. (В среднем 24,2°С в гимназии и 24,75°С в квартирах). В квартирах наиболее высокие температуры (26°С) зафиксированы в ванных комнатах и туалетах, в здании гимназии (26,2°С) – в кабинете информатики №102. В ванных комнатах и туалетах повышенные температуры воздуха обусловлены наличием источника тепла – горячей воды и затрудненной вентиляцией. Работа компьютеров в кабинете информатики приводит к повышению температуры воздуха, так как компьютерная техника при работе выделяет большое количество тепла.

3.Относительная влажность воздуха в большинстве исследуемых помещений ниже нормы (33% в гимназии и 33,5% в квартирах при норме 40-60%). Исключение составляют физкультурный зал (44,8%), площадью 302 м2, и ванные комнаты (54 и 41%), площадью по 3м2 и с источниками воды.

4.Обсеменённость микроорганизмами воздуха квартир выше, чем воздуха гимназии. Хотя в квартирах проживает по 4 человека, а в классах гимназии ежедневно бывает от 80 человек и больше. Соответственно, доминирующими факторами в микробиологической загрязненности воздуха являются повышенная запыленность воздуха, обусловленная наличием в квартире мягкой мебели, ковровых покрытий и текстиля; домашнего питомца; отсутствие регулярного проветривания.

5. Моя гипотеза о том, что в учебных классах наблюдается большее количественное и качественное разнообразие микроорганизмов, нежели в помещениях квартиры, подтвердилась частично. Количественное соотношение больше в квартирах, но качественный состав более разнообразен в пробах, взятых в помещениях гимназии.



Список использованных источников

  1. Гусев М.В. Микробиология. – М.: Издательский дом «Академия», 2003. – 465 с.

  2. Кондакова Г.В. Санитарная микробиология. – Ярославль: ЯрГУ, 2005

  3. Пехташева Е.Л. Биоповреждения и защита непродовольственных товаров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2013, 332с.

  4. ПиневичА.В. Микробиология. Биология прокариотов. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006

  5. Елинов Н.П., Заикина Н.А., Соколова И.П. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. – М.: Медицина, 1988. – 205с.

  6. Литусов Н.В., Сергеев А.Г., Григорьева Ю.В., Ишутинова В.Г. Микрофлора окружающей среды и тела человека. - Екатеринбург, 2008. - 28 с.

  7. Муравьев А.Г. , Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум. - Санкт-Петербург: Крисмас+, 2003, 176с.

  8. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев, Гл. ред. Молд. сов.энцикл., 1990. — 406 с.

  9. Большая Советская Энциклопедия. URL: http://bse.slovaronline.com/М/МИ/20705-MIKROFLORA (Дата обращения: 12.12.2015)

  10. Общий толковый словарь русского языка. URL: http://tolkslovar.ru/s13634.html (Дата обращения : 12.12.2015)

  11. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/96994/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8 (Дата обращения:05.01.2016)

  12. Словарь терминов микробиологии. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_microbiology/2445/%D0%9F%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B (Дата обращения: 17.11.2015)

  13. Санитарная микробиология / Микрофлора воздуха. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1737306/ (Дата обращения: 12.12.2015)

  14. Методы бактериологического контроля воздуха помещений: седиментации и аспирации. URL: http://meditsina.com/article/1818/ (Дата обращения:12.11.2015)

  15. Лабораторные работы по микробиологии. URL: http://studopedia.ru/5_64769_laboratornaya-rabota--.html (Дата обращения: 17.11.2015)

  16. МУК 4.2.734-99 Микробиологический мониторинг производственной среды. URL: http://www.gosthelp.ru/text/MUK4273499Mikrobiologiche.html (Дата обращения: 12.12.2015)

  17. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 URL: http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (Дата обращения: 12.12.2015)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница