Женское педагогическое образование в уфимской губернии



Скачать 136,81 Kb.
Дата31.10.2016
Размер136,81 Kb.
ЖЕНСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ

Аминова Л.Я.



Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа
Начавшийся в России в начале XIX века промышленный переворот поставил вопрос о необходимости профессиональной подготовки подрастающего поколения. Буржуазные реформы 60-х гг. XIX в. вызвали усиленный рост числа профессиональных учебных заведений, особенно низших и средних. Во второй половине XIX века был сделан шаг вперед в развитии, прежде всего, мужского среднего и низшего профессионального образования. Женское профессиональное образование до конца XIX века развивалось относительно слабо. Правительство вопросами профессионального женского образования не занималось. Более того, оно часто препятствовало инициативе отдельных лиц и общественных организаций по созданию профессиональных женских учебных заведений. Следствием этого было то, что системы профессионального женского образования в стране долгое время не существовало.

Официальное и общественное отношение к данной проблеме было выражено в докладе по вопросу о содержании профессионального образования женщин на I съезде по техническому и профессиональному образованию (1889 г.). Так, основным предназначением женщины признавалась семья, а «всякого рода познания и общеобразовательные и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи» [4; 161].

Однако жизнь все настойчивее требовала включения женского квалифицированного труда в различных отраслях хозяйства, что обусловливало создание сети профессиональных женских учебных заведений. В этот период началось формирование некоторого спектра позволительных «женских» профессий, в которых социальная реализация женщин с точки зрения государства не влекла отрицательных издержек. К таким профессиям относились образование, медицина, статистика, связь и некоторые другие.

Педагогическая деятельность стала первой профессиональной сферой, в которой все субъекты российского педагогического процесса (государство, интеллигенция, родители) признавали естественность женского участия. Педагогическое образование становится одним из ведущих направлений профессионального женского образования.

Основной формой подготовки будущих учительниц был определен восьмой педагогический класс при женских гимназиях. Так, по «Положению о женских гимназиях и прогимназиях МНП» от 20 мая 1870 г. они «состояли из 7 классов с годичным для каждого класса курсом; но для приготовления к педагогической деятельности может быть учрежден еще 8-й дополнительный класс, также с годичным, а где окажется возможным, двухгодичным курсом учения» [5; 7]. Педагогические классы при женских гимназиях представляли собой своего рода средние специальные педагогические учебные заведения. Они обеспечивали высокий общеобразовательный уровень и основательные теоретические знания по специальности [4; 194].

Руководство Оренбургского учебного округа, педагогические советы школ неоднократно подчеркивали жизненную необходимость открытия подобных классов: “Открытие при женских гимназиях 8-го дополнительного педагогического класса весьма желательно, т.к. значительная часть окончивших курс гимназий учениц в силу имущественных, семейных и др. обстоятельств, стремится занять места учительниц. Учительницы, окончившие курсы женских гимназий и педагогических при них классов, составляют себе прекрасную репутацию. Кроме того, чем больше будет женщин, получивших педагогическую подготовку, тем скорее проникнут в общество здоровые понятия о воспитании детей” [6; 4]. Поэтому с 1871 г. восьмые дополнительные педагогические классы стали учреждаться практически при всех женских гимназиях, а затем и при прогимназиях Уфимской губернии.

В педагогические классы принимались девушки в возрасте 16-22 лет. Они сдавали вступительные экзамены, соответствовавшие уровню семи классов женской гимназии. Без экзаменов принимались выпускницы гимназий, а также окончившие курс других женских учебных заведений, соответствовавших женским гимназиям МНП. Обучение в педагогическом классе было платным. Обычно в 8 класс принимали учениц той же гимназии. Так, например, в 1907 – 1908 учебном году в Бирской женской гимназии закончило 7 классов 20 учениц. Из них 18 поступили в 8 класс при этой же гимназии и 2 – в педагогический класс при Уфимской 2-ой женской гимназии [7; 82].

В учебный план педагогических классов, существовавших на территории Уфимской губернии, входили следующие предметы: педагогика и дидактика, методика начального обучения, гигиена, закон божий, русский и церковнославянский языки, словесность, иностранные языки (французский и немецкий), математика, естествознание, история, география и пение. Первоначальные педагогические знания формировались уже в 7-ом классе гимназии. Содержание курса составляли общепедагогические знания о физическом, нравственном и религиозном воспитании, дидактические знания об общенаучных и специально педагогических методах, приемах начального обучения. В 8-ом педагогическом классе программа курса педагогики была более обширна. Так, на занятиях по методике русского языка в начальной школе преподаватель излагал различные способы обучения чтению и письму, знакомил учениц с лучшими методическими разработками К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа и других педагогов, разъяснял грамматические понятия и правила, обязывал учениц «во всех подробностях изучить элементарный учебник грамматики».

Занятия в педагогическом классе делились на теоретические и практические. К первым относились лекции и самостоятельные работы по общеобразовательным и специальным дисциплинам. Практические занятия учениц состояли в исполнении обязанностей воспитательниц в младших классах гимназии, в посещении занятий по избранному предмету. После этого каждая ученица обязана была дать пробные уроки, по результатам которых определялся уровень ее педагогической и методической подготовки. Выпускницы педагогических классов получали право работать преподавательницами младших классов женских гимназий и прогимназий, начальных школ, а также домашними учительницами и наставницами.

К 1 января 1912 г. в ведении Оренбургского учебного округа находилось 29 женских гимназий и прогимназий, в большинстве из них действовали педагогические классы [1; 106]. В частности, восьмой педагогический класс существовал при Бирской женской гимназии. В этот класс принимали без испытания учениц, успешно окончивших общий курс гимназии. Ученицы педагогического класса обязательно изучали педагогику (дидактику, отдельные вопросы школоведения и теории воспитания, методику начального обучения русскому языку и арифметике). Кроме педагогики гимназистки восьмого класса изучали русский и церковно-славянский языки, словесность, французский и немецкий языки, математику, историю, географию.

Из названных предметов каждой ученице предоставлялось право выбрать тот предмет, по которому она хотела бы получить звание домашней наставницы. Этот предмет необходимо было изучать в объеме, установленном для мужских гимназий. Желающих поступить в дополнительный класс было всегда достаточно много, так как ученицы, даже не имея в виду быть учительницей, поступали в педагогический класс с целью приобретения, на всякий случай, звания домашней учительницы или наставницы. Тем более, что окончившие педагогический класс составляли себе прекрасную репутацию. Этому способствовало и общественное мнение, что чем больше будет женщин, получивших педагогическую подготовку, тем скорее проникнут в жизнь здоровые понятия о воспитании детей [6; 4].

Педагогические классы существовали и в епархиальных женских училищах, которые находились в ведении Синода. Епархиальные женские училища имели 6-летний курс обучения. Выпускницы 6-го класса по окончании училища получали аттестат и звание домашней учительницы. Однако только при помощи создания дополнительного педагогического класса можно было помочь ученицам епархиального училища выдержать конкуренцию с выпускницами женских гимназий, прослушавшими специальный педагогический курс и имевшими преимущества при устройстве на преподавательскую деятельность. Поэтому в конце XIX века в Уфимском женском епархиальном училище были открыты платные специальные педагогические классы, где воспитанницы в течение года изучали методику преподавания предметов, которые были включены в программу обучения для одноклассных и двухклассных народных школ. Благодаря открытию дополнительного класса времени для педагогической практики стало достаточно. Ежедневно по 2-3 часа воспитанницы проводили в начальной школе. Они изучали индивидуальные особенности детей, вели педагогические дневники своих наблюдений и занятий, которые потом становились предметом обсуждений под руководством преподавателей педагогики.

Из-за финансовых проблем дополнительные педагогические классы при епархиальных училищах не сразу получили государственное одобрение. Только в 1907 г. было утверждено «Положение о 7-м дополнительном педагогическом классе при епархиальных училищах», согласно которому учебный курс продолжался 1 или 2 года.

Цель одногодичного курса – подготовить воспитанниц к преподаванию в начальных народных училищах, 2-х годичного – выпустить учителей для младших классов епархиальных женских училищ и церковно-приходских школ, а также училищных воспитательниц. Курс второго года имел 2 отделения: словесно-историческое и физико-математическое.

Наряду с изучением методики преподавания разных предметов и проведения практических занятий в начальных школах воспитанницы изучали краткий курс богословия, педагогическую психологию, литературную деятельность русских писателей 40-60-х годов XIX века, новейшую историю России и Европы с конца XVIII века, краткий курс химии и гигиену.

В Уфимском женском епархиальном училище было 6 нормальных классов с 7 дополнительным педагогическим классом, имеющем двухгодичный курс обучения. Педагогический класс делился на два отделения: словесно-историческое и физико-математическое. В учебном плане предусматривались предметы специальные (педагогическая психология, методики преподавания русского языка и арифметики, история педагогики, логика, гигиена) и общеобразовательные [8; 215]. Кроме этого, имела место пассивная и активная педагогическая практика, которую проходили ученицы не только 7-8, но и 6 классов. Практика будущих учительниц организовывалась в младших классах училища, а также в церковно-приходской школе, которая была открыта специально для этой цели. В училище практикантки присутствовали на уроках преподавателей и проводили самостоятельные уроки в 1-3 классах по предметам своего отделения.

Педагогическая практика в церковно-приходской школе была организована следующим образом. Все ученицы этих классов по очереди выполняли обязанности дежурных по школе. Уроки давались учительницей школы; дежурные же были обязаны присутствовать на уроках и на примере хорошего преподавания знакомиться с дидактическими приемами. Один раз в неделю ученицы вели уроки в школе самостоятельно. Уроки давались двумя воспитанницами по очереди в присутствии учительницы школы и преподавателя педагогики по конспектам, предварительно просмотренным и исправленным преподавателем. Все воспитанницы 6 класса были обязаны присутствовать на уроках и следить за приемами подруги. С целью формирования качеств самоанализа, практиканткам рекомендовалось вести особые педагогические дневники, в которых они записывали личные впечатления от уроков, замечания о достоинствах и дидактических ошибках, о поведении учениц во время уроков, о степени усвоения ими нового материала, об объяснении причин неуспеваемости учащихся. Дневники анализировались и оценивались преподавателем дидактики, а пробные уроки разбирались на теоретических занятиях самими же воспитанницами также под руководством преподавателя.

После окончания полного курса Уфимского женского епархиального училища выпускницы получали звание домашних учительниц.

Право на преподавательскую деятельность имели и выпускницы женских прогимназий. Согласно § 45 «Положения о женских гимназиях и прогимназиях» ученицы, получившие «одобрительные» свидетельства об окончании курса в прогимназии или в низших трех классах гимназии, получали право на звание «первоначальных учительниц» и учительниц народных училищ, наравне с выпускницами гимназий. Этим правом, ввиду ежегодно увеличивающейся нужды в учительницах народных училищ и церковно-приходских школ, пользовалось значительное число учениц, преимущественно бедного состояния, прошедших курс первых трех классов гимназии или прогимназии. В начальных училищах учительницам с такой подготовкой приходилось обучать, главным образом, русскому языку, славянскому чтению и арифметике. Ввиду возрастающей потребности в учительском образовании число желающих определить своих дочерей в гимназии и прогимназии с каждым годом увеличивалось, поэтому эти учебные заведения вынуждены были производить прием в 1-ые классы на конкурсных испытаниях [6; 4].

На территории Уфимской губернии действовали Правила, согласно которым лица, окончившие высшие учебные заведения или высшие курсы, могли приобретать право на преподавание в женских гимназиях ведомства МНП. Для получения этого права они должны были сдать экзамены. Лица, желающие приобрести право на преподавание предмета, который не был ими изучен в вузе или на высших курсах, сдавали экзамены по следующим дисциплинам: 1) избранный для преподавания предмет (предметы); 2) общая педагогика; 3) методика преподавания избранных предметов (русского языка и словесности, математики, истории, географии, естествоведения, физики, педагогики и латинского языка). Объем требований на экзамене по избранному для преподавания предмету должен был соответствовать: а) курсу мужских гимназий, если этими предметами являлись русский язык и словесность, латинский язык или история; б) курсу реальных училищ с дополнительным при них классом, если избранными предметами были математика, физика или естествознание; в) курсу, установленному на одногодичных курсах для подготовки учителей и учительниц средних учебных заведений, если избранным предметом являлась педагогика.

Если в дипломе имелась отметка об изучении предмета, который выпускник хотел преподавать, необходимо было сдать экзамены только по общей педагогике и методике преподавания учебной дисциплины.

Лица, удовлетворительно сдавшие экзамены, допускались к проведению пробного урока. От проведения урока освобождались лица, предоставившие удостоверения об исполнении учительских обязанностей в средних учебных заведениях в течение полугода.

Подобные экзамены проводились при одногодичных курсах для подготовки учителей и учительниц в течение всего учебного года [9; 4].

В связи с увеличивающейся потребностью в педагогических кадрах в 60-е годы XIX в. для подготовки учительниц начальных классов организовывались соответствующие двухгодичные курсы при женских гимназиях и прогимназиях. Так, педагогические курсы существовали при Уфимской Мариинской женской гимназии. По окончании курсов «кандидатки» проводили по 4 пробных урока – по русскому языку, арифметике, географии и истории, а также сдавали письменные экзамены. По итогам письменных выпускных испытаний и результатам пробных уроков кандидаткам педагогических курсов присваивалось звание домашних наставниц или домашних учительниц и выдавалось соответствующее свидетельство [10; 19, 55].

Подобные педагогические курсы действовали и при прогимназиях. Так, в июне 1912 г. заведующий педагогическими курсами при Благовещенской прогимназии докладывал попечителю Оренбургского учебного округа о том, что «из 14 учениц второго класса двухгодичных педагогических курсов по производству выпускных испытаний удостоены свидетельства об успешном окончании курсов 13 учениц, одна ученица, по малоуспешности, оставлена на повторный год» [11; 81]. Девушки, окончившие эти курсы получали свидетельства на звание начальных учительниц.12 учениц подали прошение инспекторам народных училищ прошения о приеме на службу в сельские начальные училища.

При некоторых женских гимназиях Оренбургского учебного округа действовали педагогические курсы для приготовления сельских учительниц. На педагогические курсы принимались ученицы с познаниями в объеме курса четырех классов прогимназии. Ученицы занимались, кроме повторения программы прогимназии, педагогикой, дидактикой, методикой, наглядным обучением и гигиеной. Во втором полугодии учебного года воспитанницы занимались практическими упражнениями в начальном обучении [2; 61].

Во многих городах – Уфе, Оренбурге, Бирске, Белебее и других – стали создаваться краткосрочные двухмесячные педагогические курсы, имеющие целью подготовку учительниц мусульманских учебных заведений. Программа этих курсов включала относительно большой цикл педагогических дисциплин (педагогика, методика преподавания всех общеобразовательных предметов, гигиена) и общеобразовательных предметов (родной язык, родная литература, математика, история, география, естествознание, рукоделие). Также в программу был введен русский язык, но на его изучение отводилось небольшое количество часов. Слушательницы в процессе учебы разбирали типовые педагогические ситуации, давали пробные и “квалификационные” уроки. Выпускницы, успешно сдавшие экзамены, получали свидетельства учительниц мусульманского учебного заведения. Тем не менее, учителей все равно не хватало, а педагогические учебные заведения для мусульман были не в состоянии быстро решить задачу подготовки и выпуска достаточно квалифицированных кадров.

В 1916 г. МНП разрешило открыть в г.Уфе мусульманское педагогическое учебное заведение, официально именовавшееся женской учительской школой “Дарлмугаллимат”. Целью школы было “воспитывать и дать образование девушкам и подготовить из них учительниц для начальных женских мектебе” [3; 216].

В учительскую школу принимались девушки не моложе 13 лет, окончившие мектебы или обладавшие соответствующими знаниями. Срок обучения в «Дарлмугаллимат» был определен 5-летний. Прием организовывался на основе вступительных экзаменов по вероучению, арабскому и родному языкам, арифметике, русскому языку (проверялись умения читать, писать и связно рассказывать). В приготовительном классе изучались следующие предметы: вероучение, родной язык, арифметика, география, естествознание. В четырех первых классах изучались основы мусульманского вероучения и общеобразовательные дисциплины (религия, арабский язык, татарский язык и литература, русский язык и литература, математика, физика, химия, естествознание, история, черчение, рисование, пение, музыка и рукоделие). В 5-м – педагогическом – классе изучались основы педагогики, психологии, гигиены и методики обучения всех предметов параллельно с прохождением годичной педагогической практики в начальном мектебе. В 1916г. в школу были приняты 62 ученицы (20 девочек в приготовительный класс и 42 – в основной). В следующем учебном году в «Дарлмугаллимат» уже обучались 179 девушек. Из-за отсутствия подготовленных учительниц преподавателями этой школы были назначены мужчины, за исключением учительницы русского языка и литературы.

Первый выпуск мусульманской женской учительской школы состоялся в 1921г., когда «Дарлмугаллимат» была преобразована в Уфимские женские педагогические курсы.

Говоря о женском педагогическом образовании, нельзя не упомянуть факт существования краткосрочных курсов для повышения образовательного уровня и методической квалификации педагогов.

Занятия на таких курсах делились на теоретические и практические. На теоретических занятиях лекторами сообщались сведения о более совершенных методах преподавания предметов. На практических – лекторы старались показать, как следует на деле пользоваться методами, о которых было сообщено на теоретических занятиях.

За несколько месяцев до открытия курсов преподавателям предлагалось представить в инспекцию перечень тех вопросов учебно-воспитательного характера, которые встречались на практике. Эти вопросы рассылались преподавателям, известным своей подготовленностью и опытностью, а затем они выступали на курсах с докладами, в которых давали ответы на поставленные вопросы. Даже опытные учителя, приглашаемые на курсы, отзывались о них с благодарностью, утверждая, что они вынесли оттуда много для себя нового и полезного. Тем более, подобные курсы были полезны для начинающих педагогов.

Таким образом, женское педагогическое образование постепенно развивалось, женщины получали образование и начинали профессиональную деятельность. В Уфимской губернии в начале XX века эта тенденция прослеживается отчетливо. Об этом, в частности, говорят данные роста женского преподавательского труда в земских школах Уфимской губернии. Так, количество учительниц в земских школах Уфимской губернии значительно превосходило количество учителей: в 1900 г. учителей было 173 человека, учительниц – 252; в 1905 г. учителей – 280, учительниц –356. Таким образом, положительная тенденция развития женского педагогического труда являлась очевидной. Причем женский труд преобладал в тех уездах, где существовали женские гимназии, прогимназии, дающие возможность девушкам получить место в школе недалеко от своего дома.



Таким образом, на основании всего изложенного ранее можно утверждать, что во второй половине XIX – начале XX века в Башкирии сложилась разветвленная система женского педагогического образования. Организация целого ряда женских учительских школ, педагогических классов, курсов и других учебных заведений стала отличительной чертой данного исторического периода.
Список литературы

1. Аминов Т. М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования / Т.М.Аминов. – Уфа, 2004. – 218 с. – ISBN 5-7501 – 0494 -х

2. Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875 – 1899 гг.). – Оренбург, 1901. – 299 с.

3. Мамлеева Т.М. Женское образование (башкирок и татарок) в дореволюционной Башкирии / Т.М.Мамлеева: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1953. – 306 с.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И. Пискунов. - М: Педагогика, 1976. - 600 с.

5. Родевич М. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям МНП / М.Родевич. – СПб., 1884. – 221 с.

6. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф.И-128. Оп. 1. Д. 7.

7. ЦГИА РБ. Ф.И-128. Оп. 1. Д. 6.

8. ЦГИА РБ. Ф. И – 120. Оп.1. Д.7.

9. ЦГИА РБ. Ф.И-117. Оп.1. Д.64.

10. ЦГИА РБ. Ф. И-117. Оп. 1. Д. 1.

11. ЦГИА РБ. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 208.
Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf9
conf9 -> Роль классического университета в модернизации информационной инфраструктуры региона
conf9 -> В данной работе рассматривается гамма-метод и две его модификации: интегральный и спектральный гамма-каротаж
conf9 -> Методика быстрого вычисления корреляции двух информационных сигналов
conf9 -> Историко-педагогический аспект явления академической мобильности
conf9 -> Ретроспектива развития российского высшего образования
conf9 -> Анализ рисков при переходе мобу «лицей №8» на фгос ООО
conf9 -> Экономико-организационное обеспечение развития сельского туризма
conf9 -> К проблеме перевода сокращений
conf9 -> О роли системыобразования в политической социализации молодежи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал