К рабочей программе дисциплины (модуля) «Основы специальной педагогики»



Скачать 51,45 Kb.
Дата29.11.2017
Размер51,45 Kb.
Аннотация

к рабочей программе дисциплины (модуля)

«Основы специальной педагогики»

(наименование дисциплины (модуля))

Составитель (и):

Л.К. Адамова , к.п.н., доцент

(Ф.И.О., должность, уч.степень, уч.звание)



Направление подготовки

050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Безопасность жизнедеятельности

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Цикл, раздел учебного плана

Б1.Б.2.

Семестр(ы) изучения

3

Количество зачетных единиц (кредитов)

3

Форма промежуточной аттестации (зачет/экзамен)

экзамен

Количество часов всего, из них:

108

лекционные

18

практические




семинары

16

СРС

38

на экзамен/зачет

36


Цели освоения дисциплины


  • формирование у студентов системы важнейших теоретических знаний, необходимых будущему учителю для понимания сущности и путей решения проблем лиц с отклонениями в развитии;

  • достижение студентами соответствующего уровня профессионально-педагогической компетентности, позволяющей интегрировать профессиональные теоретические знания, практические умения и профессионально значимые качества.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



а) общекультурные: ОК-1, ОК- 6

б) общепрофессиональными: ОПК-2

в) в области педагогической деятельности: ПК -2

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

Уметь: логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК -2);

готов применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
Владеть: культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее решения (ОК-1);
Краткое содержание дисциплины
Тема 1: Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики

Сущность и назначение специальной педагогики, её место в системе педагогического знания. Возникновение специальной педагогики как науки. Объект, предмет, цель, задачи и методы специальной педагогики.

Научные основания специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, психологические.

Инновационные тенденции в специальном образовании.



Тема 2: Основные категории специальной педагогики

Понятийно-терминологические проблемы специальной педагогики. Эволюция терминов «дефектология», «коррекционная педагогика», «специальная педагогика».

Понятия нормы и отклонения, нарушения, дефекта в соматическом, психологическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии человека.

Понятие о первичном и вторичном нарушениях. Особенности комбинированных нарушений.

Воспитание детей с проблемами в развитии, коррекционно-воспитательная работа, коррекция, компенсация.

Тема 3: История становления и развития национальных систем
специального образования (социокультурный контекст)

3.1. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
3.2. Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям
3.3. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы
специального образования
3.4. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального
образования
3.5. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от (институциализацию) к интеграции

Тема 4: Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования детей с ограниченными возможностями

Государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями, его специфика.

Характеристика недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями. Специфические учебные предметы.

Подходы к отбору содержания обучения. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Методы обучения и воспитания. Формы организации специального обучения. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.



Тема 5:

Интегрированное обучение. Дифференцированное обучение.

Современное состояние проблемы интегрированного обучения в России. Диагностический класс и его роль в решении проблемы интеграции. Основные направления и задачи диагностического класса. Организация обучения детей в диагностическом классе. Определение индивидуального маршрута по результатам обучения в диагностическом классе. Классы особой педагогической заботы и условия обучения в них. Специальная помощь ППМС-центра.



Тема 6:

Специальное образование в разных странах мира

Специальное образование в Великобритании, в Германии, в Бельгии. Сходства и различия подходов в специальном образовании в России и Фландрии. Особенности специального образования в Японии, Китае и США.

Альтернативные системы обучения детей с проблемами в развитии. Вальдорфская школа, ее особенности. Школа Монтессори. Кэмпхиллские общины в разных странах мира. Особенности Кэмпхиллского движения в Великобритании.

Тема 7: Основные отрасли специальной педагогики

Современная структурная организация специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, тифлосурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Основные пути развития специальной педагогики и её отраслей.
Аннотация разработана на основании:

1. ФГОС ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование, профиль «Безопасность жизнедеятельности»;



2. ООП ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование, профиль «Безопасность жизнедеятельности»;
3. Аннотация к РПД утверждена на заседании кафедры (протокол №___ от «__»____20_г.)

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница